Воспитание здорового образа жизни обучающихся 1-2классов во внеурочной деятельности

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Иркутской области

«Братский педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теме: Воспитание здорового образа жизни обучающихся 1-2классов во внеурочной деятельности

Выполнена студенткой *****

391Н группы

Основная профессиональная образовательная программа по специальности:

специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»

Форма обучения: очная форма

Братск 2016

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ .…………………………………………..…6

1.1. Здоровый образ жизни: сущность и характеристика………………6

1.2. Особенности формирования здорового образа жизни у 1-2 классов во внеурочной деятельности……………………………………………………15

Вывод по главе…………………………………………………………….17

2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 1-2 КЛАССОВ……………….………………………..19

2.1. Внеурочная деятельность в начальной школе…………………19

2.2. Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у

обучающихся 1-2 классов……………………………………………………23

Вывод по главе……………………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………32

ВВЕДЕНИЕ.

Здоровье человека является оптимальным условием его жизнедеятельности. При этом сознательно-волевая активность индивида по обеспечению адекватного условиям жизни уровня здоровья отражается на эффективности деятельности, на показателях здоровья производственного (учебного) коллектива, семьи, общества. Одной из наиболее ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни.

В цивилизованном обществе здоровью ребенка придается особая роль и значимость. В настоящее время с понятием «здоровье» связывается не просто отсутствие болезни, а психическое, физическое и социальное благополучие личности.

В определенной степени здоровье ребенка, равно как и взрослого человека, генетически детерминировано, но условия жизни, экологические катаклизмы и ряд других мощных по своему воздействию факторов могут существенно изменить программу естественной реализации физических и психических качеств личности.

9 стр., 4078 слов

Психическая деятельность человека. Учение иИ.П.Павлова

... психических процессов человека. Оно позволило раскрыть и понять самые сложные явления психической деятельности. Психика человека не является ... превращается в условный сигнал, вызывающий выделение слюны. Таким образом, возникает более сложный условный рефлекс - рефлекс второго ... рефлекс- это временный, появившийся в процессе индивидуальной жизни, сложный и вместе с тем нестойкий, быстро ...

Ухудшение состояния здоровья школьников — серьезная проблема, которая вызывает беспокойство у педагогов. С каждым годом увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой, растет количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья.

Реформа школы предусматривает решение многих вопросов, направленных на охрану здоровья детей. Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников — будущего нации.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования навыков здорового образа жизни. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя первостепенную роль в формировании здорового образа жизни учащихся. Главными ее направлениями следует считать общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, реабилитационно — профилактическое, экологическое и культурно-просветительное.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Татарникова Л.Г. и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте — нарушение осанки, на третьем месте — наличие хронических заболеваний, и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Цель: изучение формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи:

1) Раскрыть понятие здоровый образ жизни;

2) Изучить особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников;

3) Изучить формы, методы формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся 1-2 классов.

Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни в 1-2 классах.

Предмет исследования: организация внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни у 1-2классов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главе рассмотрено формирование здорового образа жизни обучающихся 1-2 классов. Во второй главе рассматривается внеурочная деятельность в воспитании здорового образа жизни 1-2 классов.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1-2 КЛАССОВ.

• Здоровый образ жизни: сущность и характеристика.

Касперович Е.В. считает, что образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Как известно понятие «образ жизни» включает важный фактор — медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:

5 стр., 2096 слов

формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего ...

... формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности. Гипотеза: процесс формирования ситуативно-деловой формы общения у детей ... для формирования ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни в процессе непосредственно образовательной деятельности. База исследования: МДОУ «Детский сад № 253 г. Челябинска». ...

Характер активности людей — интеллектуальная, физическая.

Сфера активности — трудовая, внетрудовая.

Виды (формы) активности — производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская, другие виды (формы) активности.

Как видно из рассмотренной структуры образа жизни, можно говорить, что это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них [4].

Образ жизни — это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни — это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини — и макросреде, быт и обустройство своего жилища.

Отсюда, по логике, определено, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом, уровнем, качеством и стилем жизни. Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково ваше материальное благополучие: социологическая — каково качество вашей жизни; социально-экономическая — каков ваш уклад жизни; социально-психологическая — каков стиль вашей жизни.

Рассмотренные категории являются руслом для определения здорового образа жизни, которые влияют на состояние здоровья человека.

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Кузнецова Л.В. замечает, что в нашей стране внедрение здорового образа жизни идет медленно, и эффект минимальный. Из объективных причин, по ее мнению, можно выделить слабую экономическую базу развития физкультурно-оздоровительного движения, несовершенство его структуры, отсутствие (у большинства населения) традиций здорового образа жизни; среди необъективных — неорганизованность личности (пассивность, неумение организовать активный досуг, материально-бытовую неустроенность большинства семей), а также недостаточную убежденность, грамотность, нестабильность мотиваций и потребностей в двигательной активности…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Двигательная активность — это обязательный фактор здорового образа жизни. Необходимое и правильное сочетание многообразных физических нагрузок в повседневной жизни младшего школьника обеспечивает улучшение адаптационных процессов в организме, повышение работоспособности, качественное и более быстрое восстановление после умственной и физической работы.

2 стр., 660 слов

Роль врача в формировании здорового образа жизни и привычек здорового ...

... педагогического руководства: 1.Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы ... образовании. Гуманизм – это единая концепция, определяющая человека как наивысшую ценность в мире. Гуманизм утверждает ... попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется ...

Учитывая особенности и сущность формирования здорового образа жизни младшего школьника, следует рассмотреть организацию внеурочной деятельности с учётом формирования здорового образа жизни младшего школьного возраста.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В системе внеурочной деятельности большое значение имеют спортивные совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и т.д.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 2008. С. 27.

2. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 2005. С. 70.

3. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М., 2006. С. 196.

4. Бальсевич В.К. Не упустите время! — // Здоровье, 2008. — №8. С. 46.

5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М. Просвещение, 2010. С. 84

6. Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С.-Петербург, 2004.С. 72.

7. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – С.-Петербург, 2006. С. 40.

8. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 2006. С. 153.

9. Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. С.76.

10. Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. – М., 2004. С. 61.

1 стр., 378 слов

Опросный лист для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников ...

... внеклассного мероприятия под руководством учителя 10. Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя и других ребят 5 4 3 2 1 ... Педагог не умеет заинтересовать внеурочной деятельностью тебя и твоих одноклассников 11. Учитель может быстро организовать ... лично 5. Педагог может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, учителей или перед родителями 5 4 3 2 1 ...

11. Минькина А.А. Прощай, XX век. — // Классный руководитель, 2008. – №1.

12. Мельничук В.М. Дневничок-здоровячок. – Новосибирск, 2000. С.56.

13. Примерная программа начального общего образования. – Режим доступа: catalog.aspx?CatalogId=2768

14. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М., 2007. С.132

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ? Режим доступа: catalog.aspx? CatalogId=959.