Воспитание трудолюбия у младших школьников

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника 5

1.2 Сущность понятий «трудовое воспитание» и «трудолюбие» 9

1.3 Особенности воспитания трудолюбия у младших школьников 12

Выводы по первой главе 18

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТРУДОЛЮБИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19

2.1 Диагностика трудолюбия учащихся 1«А» и 1«Б» классов 19

2.2 Работа учителя по формированию трудолюбия младших школьников 21

Выводы по второй главе 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

ПРИЛОЖЕНИЯ 27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема, которая рассматривается в данной курсовой работе, актуальна и на сегодняшний день. Это воспитание трудолюбия у младших школьников.

Воспитание трудолюбия детей — непреходящая ценность. Она, становится наиболее актуальна в связи с социально-экономическим изменением в обществе. Воспитание трудолюбия является одной из важнейших задач сегодняшнего дня.

Новые социальные ориентиры вызвали к жизни, и требуют развития таких качеств, как деловитость, самостоятельность, само дисциплинированность, предприимчивость личности, при этом каждый должен быть решительным, требовательным, честным, трудолюбивым. Творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств. Трудолюбие дает возможность реализовать себя и претендовать на успех.

Таким образом, воспитание трудолюбия диктуется объективной необходимостью, потребностью общества в людях, обладающих этим качеством, так как оно является стержневым, определяющим качеством личности. Именно в школьные годы интенсивно развивается и практически завершается формирование индивидуальности и самоопределения.

Исследования А.Г. Глущенко, В.А. Крутецкого, П.И. Пидкасистого, В.А. Сухомлинского показали, что трудолюбие является основой и средством воспитания таких качеств личности как ответственность, деловитость, настойчивость, целеустремленность и предприимчивость, требовательность, честность, а также ускоряет социальное созревание личности [3,14,20].

Следует отметить важность семейного аспекта воспитания трудолюбия, так как основы воспитания трудолюбия у детей закладываются с раннего детства в семье. Семья имеет свои специфические возможности для воспитания детей. Семья призвана с детства, преобразовывать естественную активность человека в мотивационно обусловленную готовность к трудовой деятельности. Семейное воспитание всегда основывалось на совместной трудовой деятельности родителей и детей, их повседневном общении.

14 стр., 6804 слов

Патриотическое воспитание младших школьников 2

... - это важнейшая педагогическая задача нашего времени. Целью курсовой работы является исследование патриотического воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС Для реализации вышеуказанной цели ставятся следующие задачи: Глава ... роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7-10 лет хоть какое-то представление о малой ...

Основы трудолюбия закладываются с раннего детства в семье. При поступлении ребенка в школу воспитание этого качества принимает более целенаправленный характер.

Поэтому сегодня актуальна разработка путей и средств формирования трудолюбия у младших школьников в совместной деятельности школы и семьи при творческом характере взаимодействия учителя, родителей и детей.

Цель исследования: изучить формы и методы формирования трудолюбия у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младшего школьника.

2. Раскрыть сущность понятий «трудовое воспитание», «трудолюбие».

3. Осуществить экспериментальную работу по формированию трудолюбия у младших школьников.

Объект исследования: трудовое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: формы и методы воспитания трудолюбия младших школьников.

Методы исследования:

1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Наблюдение.

3. Анкетирование с младшими школьниками.

4. Педагогический эксперимент.

База исследования: Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 85 г. Минска» 1 «А» и 1 «Б» класс.

Практическая значимость результатов исследования: полученные результаты помогут учителю, а также администрации школы перейти на новый уровень в деятельности по формированию трудолюбия у младших школьников. Также практическая значимость исследования заключается:

1. в разработке научно-методических рекомендаций для учителей начальных классов по совершенствованию воспитания трудолюбия у младших школьников;

2. в создании путей и средств формирования трудолюбия,

3. в разработке системы деятельности учителя с родителями по воспитанию трудолюбия у детей.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку……….

……умений; педагогически целесообразное стимулирование трудовой деятельности младших школьников с учетом их интересов, возрастных и индивидуальных особенностей; сочетание в процессе трудового воспитания различных видов труда.

12 стр., 5624 слов

Роль семьи в воспитании школьников младших классов 3

... исследования - анализ роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.  Для решения поставленной цели, были выявлены следующие задачи: выяснение теоретического обоснования роли семьи в вoспитании младших школьников; ... школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».  Современная педагогика воспитание понимает как «целенаправленную содержательная профессиональную деятельность ...

В ходе исследования были решены задачи, связанные с теоретическим построением и экспериментальной проверкой путей и средств формирования трудолюбия у младших школьников в совместной деятельности школы и семьи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб.пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский. — 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1988. — 479 с.

2. Бардовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бардовская, А.А. Реан. — Издательство “ Питер”, 2004. — 300 с.

3. Глущенко, А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе / А.Г. Глущенко. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.

4. Иванова, В.А., Педагогика / В.А. Иванова, Т. В. Левина // Электронный учебно-методический комплекс [электронный ресурс]. Режим доступа: .

5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / — Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 448с.

6. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И.Н. Кузнецов. — Минск: Современное слово, 2005. — 543 с.

7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий . — М.: ООО «ТЦ Сфера»: Юрайт, 2003. — 464 с.

8. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки науч.-пед. кадров / Б.Т. Лихачев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2001. — 608 с.

9. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.

10. Немов, Р.С. Психология: учеб.для вузов: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 632 с.

11. Николаев, В.А. Сущность трудового воспитания в современных условиях / В.А. Николаев, М.А. Шошин // Адукацыя і выхаванне. — 2011. — №12. — С. 18-24.

12. Педагогика и психология семейного воспитания / М. П. Осипова [и др.]; под редакцией М. П. Осиповой. — Минск : ИВЦ Минфина, 2008. — 359 с.

13. Петрунек, В.П. Младший школьник / В. П. Петрунек, Л. Н. Таран. — М.: Издательский центр «Знание», 1981. — 94с.

14. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов М.: Изд-во «Рос.пед. агентство», 1999. — 212 с.

15. Ракова, Н.А.Педагогика современной школы :пособ. для студ. высших учебных заведений, обуч. по пед. специальностям / Н. А. Ракова, И. Е. Керножицкая. — Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2009. — 219 с.

2 стр., 507 слов

Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию.

... путаницы, необходимо ввести понятие дефекта. В специальной психологии и коррекционной педагогике он рассматривается как временный или постоянный недостаток ... выраженном своеобразии социально-психического развития ребёнка. Современная специальная психология работает с детьми, имеющими нарушения в социально-психологической ... коснулись общих положений специальной психологии и коррекционной педагогики.

16. Салтанов, Е.Н. Педагогика: Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского / Е.Н. Салтанов. — 2004. — №4. — 61с.

17. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

18. Столяренко, A.M. Психология и педагогика: Учеб.пособие для вузов / A.M. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423 с.

19. Сухомлинский, В.А. Антология педагогической мысли /

В.А. Сухомлинский. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. — 224 с.

20. Сухомлинский В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский, [Сост. и авт. вступ. очерков С. Соловейчик]. — М.: Политиздат, 1979. -270 с.

21. Ушинский, К.Д.Избранные педагогические сочинения, т. 2. / К. Д. Ушинский; под редакцией В. Я. Струминского. — М.: Учпедгиз, 1986. — 734 с.

22. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — 6-е изд. — Мн.: універсітэцкае, 2000. — 560 с.

23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.