Духовно-нравственное и этическое воспитание младших школьников с помощью детских стихов

Одним из важных аспектов воспитания, который относится к периоду начальной школы, является привитие духовно-нравственных и этических норм поведения. Дети чаще ориентируются не на нравоучения взрослых, а на опыт, полученный ими из разных ситуаций, т.к. он формируется на основе собственных выводов и анализа ситуации. При этом могут помочь стихи, рассказы и сказки. Они представляют ребёнку ситуацию и ход развития событий, а также более понятны для детей.

Можно подобрать стихотворения, где представлены диалоги от имени сказочных героев, животных, птиц и людей. В этих диалогах представлена ситуация и поступки героев, а детям необходимо распознать и определить характер поступков (добрые, злые и т.д.).

Такие стихотворения можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира и изобразительного искусства, а также и во внеклассной деятельности. Главная роль в постановке стихотворения принадлежит учителю, воспитателю или родителю; от их имени начинается и заканчивается каждый разговор, а действующими лицами являются дети, которые исполняют роли сказочных героев, животных и т.д.

В таком случае возможен вариант, когда учитель раздаст каждому ребёнку часть стихотворения, они исполнят его по ролям, а затем проанализируют. На уроках изобразительного искусства можно прочитать стихотворение несколько раз, а затем предложить детям нарисовать то, что они услышали. В данный процесс включается воображение, критическое мышление, пространственная перспектива. Также с психологической точки зрения можно проанализировать рисунки детей на наличие тревожности, страхов, демонстративности и других особенностей личности. На уроках окружающего мира можно обсуждать с детьми характеры героев, место и время, где происходит действие, связывая беседу с нормами этики, морали и нравственности.

Вариантами внеклассной деятельности могут стать постановки мини-спектаклей. При этом с детьми заранее обсуждаются роли, костюмы, музыкальное сопровождение. Дети могут участвовать в украшении помещения, подготовке декораций. Младшим школьникам интересно будет самим приготовить элементы костюма героя и войти в роль. После постановки важно обсудить с ребятами, как им было в тех или иных ролях, что чувствовали, кому удалось войти в роль, а кому нет, как так получилось.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По мнению Л. Берковица, поведение ... и четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. ...

На самом деле стихотворения являются лишь одним из средств, всё зависит от творчества и желания учителя, а также родителей, которые, конечно, должны помогать своим детям развиваться.

Рекомендуемая литература:

1. Настольная книга учителя начальных классов / Н.Ф.Дик. – Изд. 5-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 318 с.

2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил.