Воспитание социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа на тему: «Воспитание социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста»

Содержание

Введение

I. Теоретические основы формирования социальной компетентности у старших дошкольников

1.1 Социальная компетентность старшего дошкольника: понятия, критерии показателя развития

1.2 Содержание, формы и методы формирования социальной компетентности у старших дошкольников

II. Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной компетентности, детей старшего дошкольного возраста

2.1 Методика организации и проведения опытно-экспериментальной работы

2.2 Состояние работы воспитателей ДОУ по формированию социальной компетентности у старших дошкольников: опыт, проблемы, перспектива развития

2.3 Обобщение результатов исследования

3аключение

Список литературы

Введение

К старшему дошкольному возрасту психофизические, личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организация доступных ребенку видов деятельности, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении определенного возрастными особенностями уровня социальной зрелости [16, c. 24-25].

Важным достижением дошкольного детства становится формирование такого личностного качества, как социальная компетентность.

Компетентность, в широком ее понимании, рассматривается как качество личности, обладающей определенными знаниями в какой-либо области и умеющей их применить на практике, обеспечить успешность деятельности (А. П. Журавлев, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Н. Ф. Талызина, Б. И. Хасан, Р. К. Шакуров, А. И. Щербаков и др.) [8, c. 34].

Социальная компетентность выступает как качество человека, сформированное в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также трактуется как усвоение этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутри-личностных социальных позиций, отношений.

4 стр., 1992 слов

Социальная компетентность дошкольника

... компетентность» и «социальная компетентность». 3. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития и формирования социальной компетентности в онтогенезе. 4. Проанализировать имеющиеся в научной литературе данные о возрастных особенностях социальной компетентности у дошкольников. ... АРКТИ, 2003. 11. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада [Текст] / В.Н. Волчкова, ...

Актуальность нашего исследования состоит в том, что в настоящее время в условиях глобализации всех процессов, которые происходят в обществе, дошкольнику бывает довольно тяжело развивать социальную компетентность. В связи с эти необходима соответствующая помощь со стороны педагогов и родителей.

Проблема социального развития и воспитания дошкольника отражена в исследованиях О.Л.Князевой, С.А.Козловой, Л.В.Коломийченко, Л.В.Моисеевой, С.Л.Новоселовой, Р.Б.Стеркиной и др. Данные работы содержат большой теоретический и практический материал, который обеспечивает реализацию задач социального воспитания детей на этапах дошкольного и начального образования, но система взаимодействия между этими ступенями по вопросам формирования социальной компетентности выстроена недостаточно.

Раскрытию сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как Г.Э.Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, У.Пфингстен, К. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, В.В. Цветков и др.

Целью нашего исследования является рассмотреть специфику воспитания социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс социального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: технология формирования социальной компетентности у воспитанников.

Гипотеза исследования. Работа по социальному воспитанию у детей старшего дошкольного возраста будет успешной, если:

— процесс социального воспитания будет осуществляться на основе педагогических принципов: доступности, научности, прогностичности, последовательности и концентричности, системности, интегративности, культуросообразности, природосообразности, «диалога культур»;

— педагогическая технология будет решать задачи формирования когнитивной, эмоционально-ценностной и поведенческой сфер личности ребенка;

— педагогический процесс социального воспитания детей 5-7 лет будет осуществляться при активном участии родителей.

Реализация поставленной цели и подтверждение выдвинутой гипотезы осуществлялись посредством решения следующих задач:

— рассмотреть теоретические основы формирования социальной компетентности у старших дошкольников;

— проанализировать социальную компетентность старшего дошкольника;

— исследовать содержание, формы и методы формирования социальной компетентности у старших дошкольников;

— предложить методику организации и проведения опытно-экспериментальной работы;

— оценить состояние работы воспитателей ДОУ по формированию социальной компетентности у старших дошкольников: опыт, проблемы, перспектива развития

— провести обобщение результатов исследования.

Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, обобщение педагогического опыта, эксперимент.

База исследования — ДОУ г. Санкт-Петербурга.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

6 стр., 2575 слов

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ...

... социального развития детей дошкольного возраста. Объект исследования - процесс социального развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования - педагогические условия социального развития детей. Гипотеза исследования: процесс социального ... с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности Социальные факторы: - семья - детский сад - окружение реб ...

I. Теоретические основы формирования социальной компетентности у старших дошкольников

1.1 Социальная компетентность старшего дошкольника: понятия, критерии показателя развития

Дошкольное детство и дошкольное образование находятся в самом начале жизненного и образовательного пути человека. Основной ценностью современного образования является человек со всей совокупностью его особенностей как целостная развивающаяся система. Следовательно, при сохранении самобытности и самоценности этого периода и этой образовательной ступени, образовательная траектория личности в ее ценностно-целевых основах должна быть направлена на формирование компетентности. В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального узлового понятия, ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную составляющую образования; во-вторых, в понятии социальной компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»; в-третьих, социальная компетентность обладает интегративной природой, ибо вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким спектрам культуры и деятельности.

Однако стоит заметить, что некоторые авторы рассматривают компетентность в целом, тогда как другие выделяют ее элементы, часто относимые к компетенции или компетенциям [10, c.

44].

Рядом авторов в диссертационных исследованиях, предприняты попытки раскрыть сущность и содержание социальной компетентности относительно дошкольного возраста, условия их формирования и развития в системе дошкольного образования (Е.М.Алифанова, Н.И.Белоцерковец, М.В.Крулехт, Л.А.Парамонова, Е.Г.Юдина и др.).

Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в образовании. Это — одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни. Рассматриваемая проблема формирование социальной компетентности ребенка, представлена в связи с решением межличностных проблем. Представим краткий обзор основных определений социальной компетентности. Остановимся на некоторых наиболее типичных из этих определений.

По мнению И.А Кудаевой, социальная компетентность — это «понимание отношения «Я» — общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». И.А Кудаева предлагает расценивать социальную компетентность дошкольника «как адаптационное явление».

Иными словами, социальная компетентность дошкольника определяет уровень адаптации ребёнка к эффективному выполнению заданных социальных ролей.

В исследованиях проблемы социальной компетентности И.А Кудаевой делаются аргументированные выводы о том, что социальная компетентность личности проявляется в различных формах — как зрелость (компетентность) духовная, гражданская, профессиональная. Но во всех этих проявлениях она всегда предстает как ориентация личности на сотрудничество, на кооперацию совместных усилий, на гармоничное, справедливое сочетание интересов. Такая ориентация столь устойчива, что пронизывает все сферы жизнедеятельности.

А. Голфрид и Р. Дзурилла предлагают рассматривать социальную компетентность как способность ребёнка эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается. При этом А. Голфрид оценивает социальную компетентность ребёнка как повседневную эффективность индивида со взаимодействием со своим окружением. Форд утверждает, что социальная компетентность ребёнка может быть рассмотрена как достижение ребёнком соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих средств, достигая при этом положительных сдвигов в развитии [24, c. 261-262].

С.Уотер и Р.Сроуф считают, что социальная компетентность — это способность дошкольника использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии.

А У. Пфингстен и Р. Хинтч делают акцент не на социальных знаниях ребёнка, целях, результативности взаимодействия, а на способах его поведения. Социальная компетентность определяется ими как «владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий» [24, c. 268].

Анализ психолого-педагогической научной литературы (О.В.Солодянкина, Р.М. Чумичева, С.А. Лебедева, О.А. Шварцман, Т.В. Ермолова, Ю.А. Лебедева, Л.В. Трубайчук, С.В.Никитина) позволяет сформулировать понятие «социальная компетентность» относительно детей дошкольного возраста. Социальная компетентность — интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой — осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.

В.Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов: коммуникативную компетентность, вербальную, социально-психологическую компетентность, межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность. Структура социальной компетентности представлена начальными компетенциями, каждая из которых включает ряд психологических критериев, таких, например, как толерантность, адаптивность, уверенность в себе в условиях неопределенности, нацеленность на успех, конфликтность [17, c. 19].

Проблемы выявление структуры, уровней социальной компетентности, в рамках рассматриваемой темы отмечают таких основоположников как В.Е Каган, Н.И. Кузьмина, Е.Е. Кутейникова, В.В. Мамаева и др. Так, начальный уровень характеризуется низкой степенью сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований. Неустойчивый уровень определяется ситуацией, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально — значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком. При этом могут быть различные сочетания степени сформированности составляющих социальной компетентности. Устойчивый уровень предполагает достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальной компетентности [12, c. 101].

Исходя из этого, социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Однако приведенные определения исследования, по мнению Л.В. Коломийченко, свидетельствуют о том, что структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.

Социальная компетентность, описываемая, в частности, в работах М. Аргайла, определяется знанием правил и умением действовать по правилам. Введением концепта «правила» в структуру социальной компетентности. Однако трактовка социальной компетентности как знания правил и способности им следовать — не единственная интерпретация. Социальная компетентность проявляется в желании и умении вступать в коммуникативный контакт с другими людьми [27, c. 29]. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребностей, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой.

На основании этого мы считаем, что социальная компетентность дошкольника — это приобретаемые им компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические, ценностно-смысловые, личностные) ценные для его последующей жизни умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умение принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность. Благодаря этому формируется социальный опыт и социальная зрелость, раскрываются скрытые потенциальные возможности.

В связи с изучением социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста был посвящен констатирующий эксперимент, который включал в себя изучение критериальных компонентов. Социальная компетентность включает следующие компоненты:

Когнитивный компонент

— представления детей о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда;

— представления о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»;

— понимание ребенком настроения партнера по его вербальному и невербальному признаку;

— понимание ребенком последствия своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;

Эмоциональный компонент:

— отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;

— отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия;

— отношение ребенка к сверстнику строится в соответствии с их желаниями и интересами

— отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;

— умение самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуаций;

Поведенческий компонент:

— умение ребенка получать необходимую информацию, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребенок-ребенок» «ребенок-взрослый»;

— умение принимать участие в коллективных делах, включатся в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь;

— умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях [1, c. 54].

1.2 Содержание, формы и методы формирования социальной компетентности у старших дошкольников

социальный компетентность старший дошкольник

Компетентность достигается в результате личностного самосовершенствования.

Компетенция по определению Е.В. Бондаревской — совокупность знаний умений навыков составляющих основу компетентности. «Проявляется, — по В.Н. Нестерову, — в наличии базиса, определенных возможностей успешной деятельности».

Ключевые компетентности:

1. Общекультурная: аккуратность, бережливость, самопознание, самостоятельность.

2. Физическая: выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, находчивость.

3. Познавательная: любознательность, познавательная активность, креативность.

4. Социально-личностная

5. Художественно-эстетическая

Определенны качества, оказывающие влияние на успешность социально- личностной готовности к школьному обучению: произвольность, самостоятельность, коммуникабельность.

Под произвольностью понимается умение контролировать себя и свою деятельность в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами.

Самостоятельность предполагает способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром

Виды самостоятельности:

Поведенческая — способность осуществлять, какую-либо деятельность, проявить инициативу в ее осуществлении, принимать решение без помощи.

Бытовая — включает навыки самообслуживания, культурно-гигиенические и трудовые навыки.

Познавательная — предполагает исследовательскую активность, инициируемую самим ребенком в разнообразных видах познавательной деятельности.

Коммуникативная — проявляется в способности ребенка быть инициатором совместных игр, занятий новых коммуникаций, характеризует детей с высокой потребностью в общении.

Несмотря на то, что социализация каждого конкретного человека имеет индивидуальные особенности и проявления, она осуществляется по определенным правилам, имеет свои механизмы.

Обычно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание) [6, c. 11].

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

6 стр., 2662 слов

психосоциальная характеристика коммуникативной компетентности ...

... внедрить социальную технологию по развитию коммуникативной компетентности социальных работников В качестве гипотез исследования мы выдвигаем следующие предположения: 1. Для социальных работников характерен средний уровень развития коммуникативной компетентности. 2. Уровень развития коммуникативной компетентности социальных работников ...

6 стр., 2988 слов

Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

... нет. «Размер» так относится к «сумма», как «нечестный» к: тюрьма; грешный; укравший. Родители и члены семьи часто придираются ко мне: да; верно нечто среднее; нет. ...

3 стр., 1254 слов

Формирование коммуникативной компетентности у детей в подростковом возрасте

... успешного перехода от подросткового возраста к юношескому и становлению социальной коллективности, формированию коммуникативной компетентности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства ... что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересов в ...

10 стр., 4515 слов

Профессиональная компетентность социального педагога

... компетентность». 2. Выявить особенности деятельности социального педагога. 3. Определить личностные характеристики и профессиональную компетентность социального педагога. 1. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ... необходимость поддержки вдов, детей и сирот. Именно эти формы поддержки были закреплены в первых документальных источниках. История развития социальной работы - ...

Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия окружающей действительности.

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями. К ним относятся производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации.

В процессе взаимодействия человека с ними происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который, в целом, создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы [5, c. 66-67].

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

Рефлексивный механизм связан процессом осмысления человеком своего места в системе взаимоотношений с окружающими, в результате чего происходит его личностное становление, формирование и изменение.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности, зная механизмы социального становления ребенка, мы может выделить условия, которые необходимы для социального развития дошкольника, формирования у него определенного уровня социальной компетентности.

Среди условий наиболее значимыми с наших позиций являются:

— целенаправленная деятельность образовательного учреждения в этом направлении;

— единое пространство развития ребенка как на уровне конкретного учреждения, так и при включении в него различных субъектов социального окружения, обеспечивающих функционирование учреждения как открытой образовательной системы;

— непосредственная разнообразная деятельность ребенка — свободная или специально организованная, собственная или совместная со значимыми для него людьми, которая рассматривается как способ проявления активности и инициативности ребенка в системе социальных отношений, как возможность определить свое место среди других людей [14, c. 34].

II. Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной компетентности, детей старшего дошкольного возраста

2.1 Методика организации и проведения опытно-экспериментальной работы

Констатирующий этап исследования проводился в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 59 г. Санкт Петербурга. Обследованием было обхвачено 42 ребенка. Диагностика социальной компетентности в рамках дошкольных учреждений проводилась с помощью отбора специальных диагностических заданий в соответствии со структурными компонентами социальной компетентности: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. С этой целью использовались практические задания и ситуации, требующие от ребенка их осуществления не отрывая от образовательного процесса и повседневной жизни детского сада. В процессе проведения диагностических заданий и ситуаций, анализировалась степень самостоятельности выполнения каждым ребенком.

Учитывая, что ведущая деятельности у дошкольников игровая, мы посчитали возможным решить эти проблемы через активное, систематическое использование игры в педагогическом процессе детского сада и семьи. Потому что «именно в игре происходит социализация ребенка — отмечает Татьяна Игоревна Бабаева, — формируется умение понимать других и добиваться того, чтобы быть понятым». А совместное планирование, создание воображаемой ситуации, достоверное воплощение роли — это ли не социальная практика общения так необходимая дошкольнику, будущему школьнику в его контактах со сверстниками и взрослыми.

Значение творческой игры в развитии всех психических процессов (память, внимание, представления, воображения…), лежащих в основе успешного школьного обучения трудно переоценить. Наши ученые В.В. Давыдов Эльконин, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова и др. рассматривают д/с как базисную, социально необходимую и в тоже время самоценную ступень образования. Каждый ребенок должен дожить, доиграть в период детства. Тогда он достигнет уровня готовности к школе не только в знаниях, умениях и навыках, но и получить ту базу развития, которая позволит ему успешно обучаться и быть обучаемым. Говоря о базе развития, нужно особо выделить психологические и социально-личностные аспекты: умения в сфере общения (коммуникабельность), самоконтроль, инициативность, самостоятельность, любознательность.

«Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего поведения» Выготский Л.С. [4, c. 78-79]

Сюжетно-ролевые, творческие, экспериментально-исследовательские, конструктивно-двигательные, интеллектуально-дидактические и другие игры предусмотренные программой дошкольного образования имеют своей целью развитие коммуникативно-социальной компетентности детей: создание правил поведения в социуме и потребности их выполнения; формирование нравственных качеств (милосердия, толерантности) и других навыков взаимодействия детей и взрослых в группе; развитие понимания неоднородности социального мира, создание условий для развития личности, адаптированной к социальной среде в новом статусе — школьника».

Образ ребенка в игре, где игра — форма поисково-исследовательской деятельности, направленной на развитие отношений, социализации и социальной компетентности старшего дошкольника.

Исходя из актуальности темы исследования возникла основная цель: формирование социально-личностной компетентности дошкольника, проявляющуюся в совокупности отношений ребенка к миру, самому себе, взрослому человеку в совместной творческой игровой деятельности.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями организации игровой деятельности в старшем дошкольном возраста.

2. Разработать проекты игровых макетов в семье и представить их как мастер- классе другим детям.

3. Учить детей самостоятельно планировать свою работу, игру (ставить цель, выбирать материал, оценивать свою деятельность);

4. Развивать положительные взаимоотношения с детьми в группе, эмоциональную отзывчивость;

6. Содействовать овладению навыками общения: умению договариваться, действовать сообща, сотрудничать.

Наблюдая за современными играми детей в «Семью», «Дочки — матери», «Больница», «Войнушки», «Магазин» и другие мы заметили, что темы их однообразны, сюжеты формальны, роли традиционны. Редко возникают игры на патриотические темы, режиссерские игры, экспериментально — исследовательского характера. Зато популярны среди детей игры по сюжетам телепередач.

В этих играх ребята отражают целые эпизоды, подражая действиям героев, усваивая их поведение, разворачивают агрессивные сюжеты, связанные телепередачами и мультфильмами: «Человек — паук», «Черепашки — ниндзя», «Зачарованные», «Бригада», «Трансформиры» и т.д.; разыгрываются бытовые сюжеты семьи Букиных и т.д.

Все это свидетельствует о том, что игра современных дошкольников не выполняет функции ведущей деятельности, не обеспечивает их своевременное качественное развитие. В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей. Повышенная занятость родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями и положительных контактов со сверстниками. Такие отношения между взрослыми и детьми негативно отражается на детских играх. Учитывая выше сказанное, мы провели в группе диагностику игровой деятельности детей и диагностику социальной компетентности наших подопечных, результаты которой в рекомендательной форме донесли до родителей и предложили помочь детям в обогащении сюжетов игр, в повышении потенциала социальной компетентности путем создания проектов творческих с-р, экспериментально — конструктивных, подвижных игр и проведения мастер-классов с подгруппами детей.

Чтобы обогатить сюжеты игровых проектов, вместе с родителями были созданы игровые модули, помогающие осмыслить и понять правила поведения в той или иной ситуации, освоить игровые правила, самостоятельно принятые детьми в игре.

Родителям были предложены следующие темы:

«Семья» атрибуты: коробка — дом, посуда, куклы, животные, продукты питания, одежда, мебель, и т.д.

«Новоселье» атрибуты: контейнеровозы, коробки, сумки, пакеты, домики — коробки, куклы, утварь (мелкое).

«Дорога» атрибуты: раскладка (ковер), знаки пешеходы, транспорт, дома, строения и т.д.

«Стройка» атрибуты: стройтехника, конструкторы, (человеческие отношения начальник — конструктор — архитектор — строители)

«Торговый центр» атрибуты: витрины, прилавки, кассы, деньги, одежда, обувь, продукты питания, рекламы, склады.

«Театр» атрибуты: ширмы, куклы, костюмы, шапочки, план р-ты.

«Цирк» атрибуты: арена, мягкие игрушки, животные, птицы, костюмы, батут, грим и т.д.

«Кинотеатр» атрибуты: видеоаппаратура, ширма, кассы, билеты, (кинорежиссер — роль?).

«Музыкальный центр» — концертный зал, картотека, дискотека.

«Бар кофе» посуда, роль бармена.

«Аэропорт» роли: управляющий полетом, радиосвязь, видеокамеры, радар, экран, карты. Роли: летчик-испытатель, командир полета, штурман, тренажеры, космонавты, (магнитная доска с картой …) — центральная управляющая полетам.

«Д/с, школа»: доска, учебники, портфели, путешественники, компас, карта, средства передвижения.

2.2 Состояние работы воспитателей ДОУ по формированию социальной компетентности у старших дошкольников: опыт, проблемы, перспектива развития

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Основными задачами деятельности воспитателей ДОУ по формированию социальной компетентности являются следующие:

1. Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:

* повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;

* вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов среды социального развития;

* повышения уровня компетентности родителей.

2. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах социального развития детей как процесса усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

* трудовых навыков;

* знаний;

* норм, ценностей, традиций, правил;

* социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

3. Повышать коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности детей.

4. Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей как терпимости к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной.

5. Способствовать выработке у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка.

6. Определять и удовлетворять потребности семей дошкольников, не охваченных системой дошкольного образования.

7. Координировать работу всех служб ДОУ, направленную на реализацию задач социального развития ребенка.

Проблемы, перед которыми стоят воспитатели ДОУ:

* организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;

* коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;

Перспективами развития деятельности воспитателей ДОУ по формированию социальной компетентности являются:

— координация взаимодействия служб по работе с семьей;

— удовлетворение индивидуальных запросов служб по вопросам взаимоотношений с родителями;

2.3 Обобщение результатов исследования

Полученные экспериментальные данные исследования компонентов социальной компетентности, представлены по уровням:

Когнитивный компонент: низкий уровень — составляет 21%; средний — 48%; высокий — 31%;

Эмоциональный компонент: низкий уровень — 19%; средний — 55%; высокий — 26%;

Поведенческий компонент: низкий уровень — составляет 52%;, средний — 29%; высокий — 19%.

Полученные экспериментальные данные, подтверждающие преобладание низкого уровня поведенческого компонента в структуре социальной компетентности, что составляет 52%, свидетельствующие о недостаточном развитии умений самостоятельно контактировать со сверстниками взаимодействуя в системах «ребенок-ребенок» в большой группе детей, принимать участие в коллективных делах, включатся в совместные трудовые поручения со взрослыми, и оказывать помощь и умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуация. Это, в свою очередь выражается недостаточной сформированностью деятельностного компонента.

Преобладает средний уровень сформированности когнитивного (48) и эмоционального (55%) компонентов в структуре социальной компетентности, подтверждающие о недостаточном взаимодействии детей со сверстниками. Таким детям требуется частичная помощь взрослого в осуществлении взаимодействия со сверстниками и налаживания доброжелательных отношений.

В сфере эмоциональных отношений, в которых средний уровень является превалирующим компонентом в структуре социальной компетентности, отмечаем склонность детей к проявлениям интереса сверстнику и его эмоциональному состоянию, степень интенсивности эмоциональных проявлений выражена. Однако доброжелательность в отношениях с другими детьми индивидуальна: чувства доверия выражает только к одному другу, ребенку своего пола, либо к группе сверстников по 2-3 человека, к которым ребенок испытывает симпатию; ребенок проявляет доброжелательное и доверительное отношение к другим людям, предметам себе, однако не всегда способен самостоятельно выразить такие качества как благородность, отзывчивость, сочувствие.

С целью изучения базового уровня социальной компетентности у детей использовались адаптированные в соответствии с задачами исследования диагностические методики Л.В.Коломийченко, Э.К.Сусловой, А.К.Марковой. Результаты диагностики показали, что только 18,7% детей достигли допустимого уровня социальной компетентности. Для определения понимания воспитателями сущности социальной компетентности, ее специфики в дошкольном возрасте было проведено анкетирование педагогов. Анализ ответов показал, что они затрудняются в определении сущности понятия «социальная компетентность детей», однако решают задачи социального развития дошкольников. В педагогическом процессе чаще всего используются словесные методы: беседы, рассказы, чтение литературы. Педагоги отмечают недостаточность методических разработок, рекомендаций по формированию социальной компетентности у детей 5-8 лет.

С целью выявления отношения родителей к проблеме формирования социальной компетентности детей нами было проведено анкетирование, результаты которого выявили приоритеты родителей в воспитании детей. Так, большинство родителей (87%) считают, что наиболее важные знания и навыки при подготовке детей к школе — это навыки счета, письма, чтения. По их мнению, социальные навыки менее значимы. Более половины родителей (64%) обсуждают с детьми правила поведения на улице, детском саду, школе, вопросы сохранения здоровья, самозащиты в экстремальных ситуациях; говорят о необходимости соблюдения правил дорожного движения, бесконфликтного общения. Однако эти проблемы обсуждаются редко, в зависимости от сложившихся ситуаций.

Различно и мнение родителей о необходимости формирования социальной компетентности детей в семейном воспитании. При оценке мнений родителей были использованы следующие критерии оценки: степень значимости формирования социальной компетентности детей; наличие у них необходимых знаний и умений. Результаты анкетирования таковы: 11% опрошенных считают процесс формирования социальной компетентности у детей важным и необходимым, имеют достаточный объем знаний, уделяют достаточно е внимание воспитанию социальных навыков ребенка. 62% родителей считают процесс формирования социальной компетентности важным, но не имеют для этого достаточных знаний и опыта. 27% родителей считают главной задачей познавательное развитие детей, придавая формированию социальной компетентности меньшее значение. Полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы с родителями в вопросах формирования социальной компетентности у детей.

На формирующем этапе, в процессе развития социальной компетентности дошкольников игровыми методами мы зафиксировали значительное повышение уровня социальной компетентности старших дошкольников.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволяет заключить о необходимости создание целенаправленных мер по формированию компонентов социальной компетентности ребенка, ценных для его последующей жизни, коллективного поведения и коллективной деятельности. Благодаря этому формируется социальный опыт.

Одним из результатов реализации проектов творческой игры стало стремление детей к познавательной, исследовательской деятельности, к накоплению опыта взаимоотношений с окружающим миром, к получению информации в процессе взаимодействия — все, что так необходимо детям в школе.

Значительно повысился и потенциал планирования игры, использования игровых приемов: развитие сюжета, способов решения нетрадиционных игровых задач (как готовят обед в другой национальной семье).

Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям, интерес к их профессиональной и бытовой деятельности.

Появление мотивации учиться — цель к развитию на следующую ступень совершенствования. Именно к такому результату — появлению мотивации познания, учебы — должен быть нацелен любой проект творческой игры детей. Конечно, для активизации тематической игры, для развития сюжета необходимо помочь детям в создании игровых модулей в игровых центрах, поощрять участие детей в межтемных ролевых проектах. Например, Маша — мама, она же парикмахер, она же приходит домой и беседует с дочкой о школе. Или Степа — дизайнер, он же и водитель он же и грузчик и т.д. Ведь дети подготовительной группы умело совмещают режиссерскую игру с модулем игровым и с-р творческую игру, где покажут знания этикета, умения вести ролевой диалог и т.д.

3аключение

Подготовка к школьному обучению — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Именно поэтому содержание дошкольного образования базисно и многоаспектно (а не предметно как в школе).

По данным психолого-педагогической диагностики детей нашей группы выявлено, что у них недостаточно сформированы: творческое воображение, коммуникативные навыки, память, внимание, особенно слуховое внимание, эмоционально-волевые качества, мотивационная готовность (результаты диагностики педагога-психолога).

2 стр., 599 слов

ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ...

... возрастов, родительским и педагогическим сообществом.   ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ   Красавина Анна Викторовна - педагог-психолог МКДОУ ... диагностики, а также анализ особенностей церебрального онтогенеза на разных этапах возрастного развития ребенка. Основная цель данной работы – анализ взаимосвязи нарушений мотивационно-волевой сферы ...

22 стр., 10670 слов

КОНСПЕКТ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ ОБ УВЕРЕННОСТИ ...

... уверенное поведение". 1.3. Описание современных представлений психологов в области уверенности и социальной компетентности (конспект см. приложение). Последовательно обсуждаются собственные представления участников группы об ... Ullrich & Ullrich de Muynck: определение исходного общего уровня неуверенности. Социальная неуверенность по 7 факторам; EMI инвентарь эмоций Ullrich & Ullrich ...

То есть, наблюдаются сложности в развитии социально-личностной сферы.

Формирование базиса личностной культуры ребенка-дошкольника невозможно без развития базовых компетентностей, среди которых особую роль занимает социальная компетентность, которая проявляется в совокупности отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе.

Таким образом, изучив отношение родителей к формированию социальной компетентности у детей, мы пришли к выводу, что большинство из них недооценивают значение данной работы.

Поэтому мы считаем, что проблема формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является чрезвычайно актуальной ввиду отсутствия преемственных программ и технологий социального развития детей 5-7 лет. В дальнейшей разработке нуждаются вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагогов к решению задач социального развития детей и формирования у них социальной компетентности.

Итак, мы пришли к выводу, что игра является фактором развития сотрудничества, социализации, формирования социальной компетентности детей.

Совместная работа детского сада и семьи в подборе системы развивающих игр, в создании игровых модулей, нацеленных на ознакомление дошкольников с окружающим миром природы, социумом, способствует формированию и социальных навыков поведения в обществе: умение слушать собеседника, согласовывать с ним свои действия, стремлению получить информацию в процессе взаимодействия.

Дети, взаимодействуя друг с другом в игре, решая общую задачу, способны отстаивать свою точку зрения, проявлять уважение к другим людям, интерес к их профессиональной и бытовой деятельности.

Благодаря внесению в группу новых игровых блоков, атрибутов, книг, костюмов у детей развивается интерес к заданию, появляется любознательность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодоления трудностей.

Все это базисные характеристики личности, так необходимые ему в школе.

При дальнейшей разработки данной темы в качестве перспективы исследования мы планируем повысить и потенциал планирования игры, совершенствование игровых приемов: развитие сюжета, способов решения нетрадиционных игровых задач (как готовят обед в другой национальной семье).

Думаем, что в скором времени при использовании такой методики можно будет заметить позитивные изменения социально-личностного развития детей, возросший потенциал социальной компетентности, что в целом поможет им успешно адаптироваться к школе.

Список литературы

1. Антонова, Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы вы-явления [Текст] / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. — 2004. — № 5. — С. 54-69.

2. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы / В. Г. Бочарова. — М. : Аргус, 1994. — 208 с.

3. Выготский Л. С. Воспитание дошкольника. Собр. сочинений. Т. 4 / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984.

4. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // В кн.: Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. — М.: Просвещение, 1982.

5. Гогоберидзе А.Г. К проблемам познания и понимания ребенка дошкольного возраста // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

6. Гогоберидзе, А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) / А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. — 2006. — № 1. — С. 10-19.

7. Годовикова Д.Б. Осознание детьми 5 — 7 лет качеств сверстников и их общение / Д.Б. Годовикова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Красноярск, 1978.

8. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Комплекс-Центр, 1993.

10. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ» — М.: Айрис-пресс, 2004.

11. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.П.Елисеева; Под ред. М.М. Ермолинской. — Мн.: Лексис, 2004.

12. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред.О.М.Дьяченко. — М., Гном — Пресс, 1999.

13. Зимняя И.А. Подготовка специалистов в вузе как многоуровневая полисубъектная деятельность. М., 1998.

14. Иванова Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. — 2001. — №4. — С.34.

15. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. — М., 1989. — 145 с.

16. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. — М. : Академия, 1998. — 160 с.

17. Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. Ред. Е.В. Гончарова. Нижневартовск: Изд-во НГГУ, 2007.-151 с.

18. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев //Дошкольное воспитание. — 1998. — №1.

19. Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность / А.И. Леонтьев. — М: Наука, 1975.

20. Липкина А. И. Самооценка дошкольника / А.И. Липкина. — М.: Просвещение, 1976.

21. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997.

22. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности / А. К. Маркова // М. : Советская педагогика. -1990. — № 8, — С. 82-88.

23. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с анг. М., 2002.

24. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. — СПб. : Речь, 2006. — 365 с.

25. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М., 1973. — С. 192-193.

26. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование.2004. №4. С. 138 — 143.

27. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностью ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 60.

28. Шишов С.Е., Агапов С.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость / Мир образования — образование в мире. 2001. № 4.

Размещено на