Влияние утомляемости на характеристики внимания детей младшего школьного возраста

Содержание

Введение 3

Глава 1. Внимание как процесс психического развития

1.1. Основное определение, виды и характеристики внимания 6

1.2. Психологические теории внимания 10

Глава 2. Особенности развития детей в младшем школьном

возрасте

2.1. Характеристика развития ребенка в младшем школьном

возрасте 16

2.2. Внимание как процесс психического развития ребенка в

возрасте 7-11 лет 22

Глава 3. Эмпирическое изучение влияния утомляемости на

характеристики внимания детей младшего школьного возраста

3.1. Организация и методы исследования 26

3.2. Анализ результатов исследования 32

Заключение 36

Литература 37

Приложения 40

Введение

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной возрастной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания — как фундаментального, так и прикладного характера. Особенно важным процесс развития внимания в онтогенезе является в период младшего школьного возраста, когда непроизвольное внимание сменяется произвольным. Нарушения этого процесса происходят достаточно часто и связаны, прежде всего, с ростом количества физических и психических нагрузок на ребенка в процессе обучения, что приводит к повышенной утомляемости и, как следствие, снижению познавательной активности. Все это определяет социальную актуальность изучаемой нами проблемы.

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем возрастной психологии. Большинство ученых-представителей общей и возрастной психологии таких как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, О.Ю. Ермолаев, М.В. Ермолаева, В.А, Крутецкий, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн и др., отмечают, что внимание – это такое универсальное психологическое свойство, без которого не возможен ни один вид человеческой деятельности. В своих исследованиях они подчеркивают, что высокий уровень развития различных характеристик внимания обеспечивает успешность всех учебных процессов ребенка на различных этапах его онтогенеза, в том числе, и на этапе развития в период с 7 до 11 лет. В тоже анализ работ этих и других авторов показывают недостаточную изученность проблемы влияния утомляемости на характеристики внимания в младшем школьном возрасте, что и предопределяет научную актуальность данного исследования.

Практическая актуальность работы определяется возможностью использовать полученные данные исследования в психологической и педагогической практике работы с детьми – младшими школьниками.

2 стр., 923 слов

ВОПРОС ╣ 7 Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной ...

... развития ребенка на этом возрастном этапе. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Но при этом ребенок младшего школьного возраста ... случаев в силу своей специфики не без трудностей. В психологии принято подразделять эмоции на стенические и астенические. Стенические ...

Из всего выше изложенного, мы можем сформулировать проблему исследования. Несмотря на широкий интерес к проблеме развития внимания у детей младшего школьного возраста, исследования в области влияния на этот процесс утомления практически нет.

Цель работы: выявить влияние утомляемости на характеристики внимания младших школьников.

Объект исследования — процессы внимания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – влияние утомляемости на процессы внимания детей в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста с высоким уровнем проявления склонности к утомлению имеются отклонения в развитии различных процессов внимания (объема, продуктивности, устойчивости, переключения, распределения).

Независимая переменная: состояние утомляемости детей в младшем школьном возрасте.

Зависимая переменная: характеристики внимания младших школьников.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть обще теоретические аспекты проблемы внимания в психологии.

2. Дать характеристику развитию внимания в младшем школьном возрасте.

3.Эмпирически изучить проблему влияния утомляемости на характеристики внимания детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, методы корреляционного анализа данных, теоретический анализ литературы (аналитический, гипотетико-обобщающий методы).

Выборочную совокупность исследования составила группа детей в возрасте 7-8 лет в количестве 20 человек. Экспериментальной базой исследования явилось МОУ СОШ № 1324 г. Москвы.

1. Методика определения продуктивности и устойчивости внимания.

Применяется: независимая переменная.

Цель методики: диагностика уровня продуктивности и устойчивости внимания младших школьников.

2. Методика «Оценка распределения внимания».

Применяется: независимая переменная.

Цель методики: диагностика уровня распределения внимания младших школьников.

3. Методика «Оценка переключения внимания».

Применяется: независимая переменная.

Цель методики: диагностика уровня переключения внимания младших школьников.

4. Методика «Запомни и расставь точки».

Применяется: независимая переменная.

Цель методики: диагностика уровня объема внимания младших школьников.

5. Методика «Счет по Э. Крепелину»

5 стр., 2259 слов

Исследование причин дезадаптации младших школьников

... Провести исследование причин дезадаптации младших школьников. 7) Сделать выводы. Гипотеза: Мы предполагаем, что существует множество факторов, которые отрицательно сказываются на процессе адаптации ребенка ... условиям. Предмет работы: Явление школьной дезадаптации. Цель данной курсовой работы: Проанализировать причины дезадаптации младших школьников. Задачи работы: 1) Дать определение адаптации. ...

Применяется: зависимая переменная.

Цель методики: диагностика работоспособности, выявления истощаемости и устойчивости произвольного внимания.

6. Методика отсчитывания по Э. Крепелину

Применяется: зависимая переменная.

Цель методики: диагностика утомляемости младших школьников.

Глава 1. Внимание как процесс психического развития

1.1. Основное определение, виды и характеристики внимания

Внимание (англ. attention) — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силой вызванного ими нервного возбуждения. Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику фи-зиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция).

Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека [22, c.94].

Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания [17, c.359].

Таким образом, внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур. Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели к появлению целого ряда психологических теорий внимания, которые будут рассмотрены нами ниже….

Заключение

Данная работа была посвящена изучению проблемы влияния утомляемости на характеристики внимания младших школьников.

Проведенная нами теоретическая и практическая работы позволяют нам сделать следующие выводы.

Внимание — это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Как показал анализ различных теорий — внимание является предметом изучения в различных направлениях психологического знания (психологии сознании, когнитивной и поведенческой психологии, психоанализе, культурно-исторической концепции).

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, ... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и ...

Наиболее важное значение, внимание оказывает на развитие ребенка в младшем школьном возрасте, когда непроизвольное внимание сменяется у ребенка произвольной концентрацией на объекте. успешность протекании этого процесса влияет на успешность в учебной деятельности и зависит от утомляемости ребенка. Утомляемость, выраженная на поведенческом, физиологическом и психологическом уровнях, определяется как временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

Эмпирическое исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что у детей младшего школьного возраста с высоким уровнем проявления склонности к утомлению имеются отклонения в развитии различных процессов внимания (объема, продуктивности, устойчивости, переключения, распределения).

Действительно, каждая из обозначенных характеристик внимания находится в обратно пропорциональной зависимости от проявления утомляемости, что говорит нам о том, что при наличии высокого уровня утомляемости имеется низкий уровень развития процессов внимания.

Литература

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам /Под ред. А.Г. Хрипковой М.В. Антроповой.- М.: Педагогика, 2002.- 240 с.

2. Ахутина Т.В., Меликян З.А., Низнайко Н.Н. Особенности внимания у младших школьников. – Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1999. № 4. стр. 36-48.

3. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 326 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

5. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2002. – 244 с.

6. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: ЭКМО-Пресс, 2006. – 512 с.

8. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1994. – 423 с.

9. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 212 с.

10. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней// Вопросы психологии. – 1997. — № 1.

11. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. – М.: Наука, 2006. – 250 с.

12. Дормашова Ю.Б., Романова В.Я, Психология внимания. –М.: МПСИ, Тривола, 2002. – 346 с.

13. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. – М.: Просвещение, 2002. – 192 с.

14. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.

15. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

16. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 376 с.

17. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2033. – 592 с.

18. Матюхина М.В. Михальчик Т.С., Парина К.П. Психология младшего школьника. – М.: Роспедагентство, 2006. – 428 с.

20 стр., 9834 слов

Психология профессионального развития проблема профориентации ...

... в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в ... интеллектуальными и физическими качествами. Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, ...

19. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2005. – 348 с.

20. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2000. – 632 с.

21. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996. – 348 с.

22. Павлов И.П. Мозг и психика. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 320 с.

23. Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьника. (Симптоматика, физиологическая природа и пути устранения).

— М.: Медицина, 2004. – 298 с.

24. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 350 с.

25. Рибо Т. Психология внимания. — М.: Наука, 2006. – 102 с.

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 788 с.

27. Узнадзе Д.Н. Теория установки. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 448 с.

28. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.: МПСИ. – 1995. – 568 с.