Влияние утомляемости на характеристики внимания детей младшего школьного возраста

Содержание

Введение 3

Глава 1. Внимание как процесс психического развития

1.1. Основное определение, виды и характеристики внимания 6

1.2. Психологические теории внимания 10

Глава 2. Особенности развития детей в младшем школьном

возрасте

2.1. Характеристика развития ребенка в младшем школьном

возрасте 16

2.2. Внимание как процесс психического развития ребенка в

возрасте 7−11 лет 22

Глава 3. Эмпирическое изучение влияния утомляемости на

характеристики внимания детей младшего школьного возраста

3.1. Организация и методы исследования 26

3.2. Анализ результатов исследования 32

Заключение 36

Литература 37

Приложения 40

Введение

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной возрастной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания — как фундаментального, так и прикладного характера. Особенно важным процесс развития внимания в онтогенезе является в период младшего школьного возраста, когда непроизвольное внимание сменяется произвольным. Нарушения этого процесса происходят достаточно часто и связаны, прежде всего, с ростом количества физических и психических нагрузок на ребенка в процессе обучения, что приводит к повышенной утомляемости и, как следствие, снижению познавательной активности. Все это определяет социальную актуальность изучаемой нами проблемы.

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем возрастной психологии. Большинство ученых-представителей общей и возрастной психологии таких как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, О.Ю. Ермолаев, М.В. Ермолаева, В. А, Крутецкий, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн и др., отмечают, что внимание — это такое универсальное психологическое свойство, без которого не возможен ни один вид человеческой деятельности. В своих исследованиях они подчеркивают, что высокий уровень развития различных характеристик внимания обеспечивает успешность всех учебных процессов ребенка на различных этапах его онтогенеза, в том числе, и на этапе развития в период с 7 до 11 лет. В тоже анализ работ этих и других авторов показывают недостаточную изученность проблемы влияния утомляемости на характеристики внимания в младшем школьном возрасте, что и предопределяет научную актуальность данного исследования.

6 стр., 2825 слов

Проблемы развития детей от младшего школьного возраста до юности

... с учителем. При проверке гипотезы о том, что успеваемость детей младшего школьного возраста взаимосвязана с эквиваленцией отношений учитель – ученик использовались показатели классификации среднего ... . Закрытое общение в близнецовой группе может стать причиной задержки психического развития детей. Существенным препятствием для становления личности близнецов является процесс идентификации себя ...

Практическая актуальность работы определяется возможностью использовать полученные данные исследования в психологической и педагогической практике работы с детьми — младшими школьниками.

Из всего выше изложенного, мы можем сформулировать проблему исследования. Несмотря на широкий интерес к проблеме развития внимания у детей младшего школьного возраста, исследования в области влияния на этот процесс утомления практически нет.

Цель работы: выявить влияние утомляемости на характеристики внимания младших школьников.

Объект исследования — процессы внимания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — влияние утомляемости на процессы внимания детей в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста с высоким уровнем проявления склонности к утомлению имеются отклонения в развитии различных процессов внимания (объема, продуктивности, устойчивости, переключения, распределения).

Независимая переменная: состояние утомляемости детей в младшем школьном возрасте.

Зависимая переменная: характеристики внимания младших школьников.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть обще теоретические аспекты проблемы внимания в психологии.

2. Дать характеристику развитию внимания в младшем школьном возрасте.

3.Эмпирически изучить проблему влияния утомляемости на характеристики внимания детей младшего школьного возраста.

5 стр., 2094 слов

Влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе

... данной работы. Цель исследования - изучение влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе. Объект исследования – мотивация учебной деятельности младших школьников. Предмет исследования – взаимосвязь статуса ребенка в группе ...

Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, методы корреляционного анализа данных, теоретический анализ литературы (аналитический, гипотетико-обобщающий методы).

Выборочную совокупность исследования составила группа детей в возрасте 7−8 лет в количестве 20 человек. Экспериментальной базой исследования явилось МОУ СОШ № 1324 г. Москвы.

1. Методика определения продуктивности и устойчивости внимания.

Применяется: независимая переменная.

Цель методики: диагностика уровня продуктивности и устойчивости внимания младших школьников.

2. Методика «Оценка распределения внимания».

Применяется: независимая переменная.

Цель методики: диагностика уровня распределения внимания младших школьников.

3. Методика «Оценка переключения внимания».

Применяется: независимая переменная.

Цель методики: диагностика уровня переключения внимания младших школьников.

4. Методика «Запомни и расставь точки».

Применяется: независимая переменная.

Цель методики: диагностика уровня объема внимания младших школьников.

5. Методика «Счет по Э. Крепелину»

Применяется: зависимая переменная.

Цель методики: диагностика работоспособности, выявления истощаемости и устойчивости произвольного внимания.

6. Методика отсчитывания по Э. Крепелину

Применяется: зависимая переменная.

Цель методики: диагностика утомляемости младших школьников.

Глава 1. Внимание как процесс психического развития

1.1. Основное определение, виды и характеристики внимания

Внимание (англ. attention) — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силой вызванного ими нервного возбуждения. Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику фи-зиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция).

6 стр., 2887 слов

Роль экскурсии в формировании практических умений у школьников младших классов

... умений у школьников младших классов" 2013 Содержание Введение 1. Психологический портрет группы 2. Исследования формирования практических умений и развитие памяти у младших школьников 3. ... г с.340 - 522. [2] 2. Выготский Л.С. Психология личности. - М 1982 г с.165. [1] 3. Лисицын ... Пособие для студентов и учителей. - М., Издательство "Институт практической психологии", 1997. - 288 с. [5] Размещено на

Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека [22, c.94].

Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания [17, c.359].

Таким образом, внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур. Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели к появлению целого ряда психологических теорий внимания, которые будут рассмотрены нами ниже…

Заключение

Данная работа была посвящена изучению проблемы влияния утомляемости на характеристики внимания младших школьников.

Проведенная нами теоретическая и практическая работы позволяют нам сделать следующие выводы.

Внимание — это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Как показал анализ различных теорий — внимание является предметом изучения в различных направлениях психологического знания (психологии сознании, когнитивной и поведенческой психологии, психоанализе, культурно-исторической концепции).

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

... и ГС) 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство Питер. (2000) Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!! 4. Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение ... . Можно ли утверждать, что хорошие задатки всегда определяют высокий уровень развития способностей? 6. В чем проявляются качественные отличия в способностях люд ...

Наиболее важное значение, внимание оказывает на развитие ребенка в младшем школьном возрасте, когда непроизвольное внимание сменяется у ребенка произвольной концентрацией на объекте. успешность протекании этого процесса влияет на успешность в учебной деятельности и зависит от утомляемости ребенка. Утомляемость, выраженная на поведенческом, физиологическом и психологическом уровнях, определяется как временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

Эмпирическое исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что у детей младшего школьного возраста с высоким уровнем проявления склонности к утомлению имеются отклонения в развитии различных процессов внимания (объема, продуктивности, устойчивости, переключения, распределения).

Действительно, каждая из обозначенных характеристик внимания находится в обратно пропорциональной зависимости от проявления утомляемости, что говорит нам о том, что при наличии высокого уровня утомляемости имеется низкий уровень развития процессов внимания.

Литература

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам /Под ред. А.Г. Хрипковой М.В. Антроповой.- М.: Педагогика, 2002.- 240 с.

2. Ахутина Т.В., Меликян З.А., Низнайко Н.Н. Особенности внимания у младших школьников. — Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1999. № 4. стр. 36−48.

3. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 326 с.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.

5. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2002. — 244 с.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии VI этап. Дальнейшее развитие пси- хологических школ (40-60-е гг.) Появление ... , в том числе и искусственного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий VII этап. Современная ...

6. Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.

7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: ЭКМО-Пресс, 2006. — 512 с.

8. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1994. — 423 с.

9. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. — 212 с.

10. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней// Вопросы психологии. — 1997. — № 1.

11. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. — М.: Наука, 2006. — 250 с.

12. Дормашова Ю.Б., Романова В. Я, Психология внимания. -М.: МПСИ, Тривола, 2002. — 346 с.

13. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. — М.: Просвещение, 2002. — 192 с.

14. Ермолаева М.В. Психология развития. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. — 376 с.

15. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.

16. Лурия А.Р. Внимание и память. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. — 376 с.

17. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2033. — 592 с.

18. Матюхина М.В. Михальчик Т.С., Парина К.П. Психология младшего школьника. — М.: Роспедагентство, 2006. — 428 с.

19. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера — М.: Просвещение, 2005. — 348 с.

20. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. — кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно — психологическое исследование с элементами математической статистики — 3-е изд. — М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2000. — 632 с.

21. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. — М., 1996. — 348 с.

22. Павлов И.П. Мозг и психика. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

10 стр., 4652 слов

По психологии проблемы неуспеваемости школьников

... имени Ивана Ярыгина РЕФЕРАТ по психологии ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Подготовил: Студент III курса, ... психология / Под. ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с. 3. Дубрович С. Главное, чтобы учитель был профессионалом // Воспитание школьников ... специально выдаваемых справках. Оценка в учебной деятельности школьников — показатель степени правильности и точности выполненного задания, ...

23. Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьника. (Симптоматика, физиологическая природа и пути устранения).

— М.: Медицина, 2004. — 298 с.

24. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. — 350 с.

25. Рибо Т. Психология внимания. — М.: Наука, 2006. — 102 с.

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 788 с.

27. Узнадзе Д.Н. Теория установки. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 448 с.

28. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: МПСИ. — 1995. — 568 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector