Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивностьи устойчивость.

Для младших школьников наиболее актуальной является проблема внимания. У детей данного возраста внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Во многом это объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания. На протяжении младшего школьного возраста в формировании внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания (Е.И. Кикоин, 1993), повышается его устойчивость, совершенствуются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способными достаточно долго сохранять и выполнять произвольно задуманную программу действий.

Внимание- один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Как утверждал Д.Б. Эльконин, «память в этом возрасте становится мыслящей».

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

В младшем школьном возрасте под влия­нием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения про­исходят в развитии последнего вида мышления, которое в нача­ле данного периода жизни ребенка еще относительно слабо раз­вито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, стано­вится главным и по своим качествам уже мало чем отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей.

5 стр., 2433 слов

Программа образования детей дошкольного возраста на примере Детского ...

... видов детских деятельностей, специфичных для данного возраста (познавательной, физической, изобразительной и др.). Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста ... развитие элементов логического мышления). · Развитие в конструктивной деятельности. · Развитие основ начальной компьютерной грамотности. Художественно-эстетическое развитие ребенка · Развитие художественно-литературной ...

Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мыш­ления, особенно словесно-логического.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Ребенок может путать цифры 6 и 9, мягкий и твердый знаки с буквой «Р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь.

Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие способности к этому проходит две главные стадии. В начале обучения воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. B начале II класса, а затем в III классе наблюдается вторая стадия, когда значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Ученики III класса с успехом могут представить и изобразить многие промежуточные состояния объекта, как прямо указанные в тексте, так и подразумеваемые по характеру самого движения. Дети могут воссоздать образы действительности без непосредственного их описания или без особой конкретизации, руководствуясь памятью или общей схемой-графиком.

В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных в школе, у большинства первоклассников исчезают робость и смущение от массы новых впечатлений. Они начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. На первых этапах ориентации в новом коллективе у части детей проявляются в общем несвойственные им черты характера (у одних — чрезмерная застенчивость, у других — развязность).

Но по мере установления взаимоотношений с другими детьми каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности.

Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Эта деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной, с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоции детей. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их (в этом обнаруживается характерная черта возраста — формирование произвольности психических процессов).

Младшие школьники более уравновешены, чем дошкольники, а также подростки. Им присущи длительные, устойчивые радостные и бодрые настроения. Вместе с тем у некоторых детей наблюдаются отрицательные аффективные состояния. Главная их причина — расхождение между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения. Если это расхождение длительно и ребенок не находит средств его преодоления или смягчения, то отрицательные переживания выливаются в злых и гневных высказываниях и поступках.

21 стр., 10070 слов

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста

... исследования является анализ особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста. Целью исследования является изучение закономерностей речевого развития младших школьников. В рамках достижения цели ... развития речи у младших школьников; 3. Подобрать методики изучения развития речи младших школьников; 4. Рассмотреть приемы в формировании и коррекции речевой сферы у детей. Глава 1. Развитие ...

 

Программа диагностики познавательных процессов и уровня развития личности ребенка младшего школьного возраста.

Цель обследования: выявить уровень психологического развития учащегося 3 класса, имеющего проблемы с успеваемостью.

Задачи обследования:

1.Выявить уровень развития познавательных процессов ребенка.

2.Выявить уровень развития личностной сферы ребенка.

3.Выявить уровень познавательной активности ребенка.

4.Выявить причины отставания ребенка в учебе.

Объект обследования: ребенок младшего школьного возраста, ученик 3 класса, имеющий проблемы с успеваемостью.

Предмет обследования: уровень развития познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка младшего школьного возраста.

Практическая значимость программы: результаты, полученные в ходе проведения предлагаемых методик, в виде практических рекомендаций будут представлять собой весьма ценную информацию для педагога и психолога школьного учреждения, которая позволит создать правильные представления об уровне развития познавательных психических процессов ребенка и применить на основе этих представлений соответствующие организационные, формирующие и коррекционные средства.

IЭтап. Подготовительный.

1.Сбор анамнестических данных.

Методы: беседа, наблюдение.

2.Формулировка диагностической гипотезы:

— отставание ребенка в учебе обусловлено недостаточным развитием определенных психических процессов;

— отставание ребенка в учебе связано с недостаточной познавательной активностью ребенка.

3.Психологической оценке в рамках данной программы подлежат: ощущение и восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание, познавательная активность, личностные качества.

Методы: методы диагностики памяти; методы диагностики мышления младших школьников; методы изучения воображения; метод оценки уровня речи; методы оценки внимания младшего школьника; метод изучения личности (детский вариант личностного теста Р. Кеттела); социометрическая проба «День рождения».

IIЭтап. Сбор диагностических данных.

1.Проведение диагностических методик.

Диагностика внимания.

— методика «Определение объема внимания»;

— методика «Определение продуктивности и устойчивости внимания»;

— методика «Оценка распределения внимания»;

— методика «Оценка переключения внимания».

Диагностика памяти.

— методика «Определение объема кратковременной памяти»;

— методика «Оценка оперативной зрительной памяти»;

— методика «Оценка оперативной слуховой памяти»;

— методика «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания».

Диагностика мышления.

— методика «Матрица Равена».

Диагностика воображения.

— методика «Скульптура»;

— тест «Особенности творческого воображения».

Оценка уровня развития речи.

— методика «Определение понятий»;

— методика «Определение активного словарного запаса».

Диагностика познавательной активности.

— методика «Таинственное письмо».

Диагностика личностного развития.

— методика «Детский вариант личностного теста Р. Кеттела»;

— социометрическая проба «День рождения».

2.Первичная обработка данных и предварительная интерпретация.

Результаты диагностики внимания.

Объем внимания Продуктивность и устойчивость внимания Распределение внимания Переключение внимания
5 баллов по 10-бальной шкале. Уровень – средний. Внимание неустойчивое. Умение распределять внимание недостаточное. Быстро переключает внимание.

 

Результаты диагностики памяти.

Объем кратковременной памяти Оперативная зрительная память Оперативная слуховая память Особенности процесса запоминания
5 (число правильно указанных линий) 8 баллов 2 балла 6 баллов

 

Результаты диагностики мышления.

Уровень развития мышления средний – 5 баллов.

Результаты диагностики воображения.

— методика «Скульптура» — 6 баллов;

— тест «Особенности творческого воображения»:

Придумывание продолжения рассказа Составление связного рассказа с использованием набора слов. Дорисовывание (кружок диаметром 2 см)
Рассказ законченный, с неожиданной концовкой. Рассказ законченный, использованы все слова. Нарисовал вишенку.

 

Результаты диагностики развития речи.

Определение понятий Определение активного словарного запаса.
6 баллов 6 баллов

 

 

Результаты диагностики познавательной активности.

Познавательная активность выражена средне, быстро снижается – приступил к расшифровке, но не закончил.

Результаты диагностики личностного развития.

— методика «Детский вариант личностного теста Р. Кеттела».

Показатели Экстраверсия Уверенность в себе Эмоциональная невозбудимость Независимость Благоразумие Добросовестность Смелость Практичность Оптимизм Самоконтроль Невозмутимость
Баллы                      

 

— социометрическая проба «День рождения».

 

Потребность в общении Эмоциональные предпочтения в общении Значимость социального окружения.
Желание общаться в широком кругу (добавляет стульчики) Доверительные отношения (люди располагаются рядом с именинником) 1.По количественному преобладанию: сверстники 2.Преобладание какой-то группы: класс. 3.Половое преобладание в общении: мальчики и девочки.

 

IIIЭтап. Заключительный.

1.Интерпретация полученного результата.

Диагностика познавательных процессов показала, что у ребенка недостаточно устойчивое внимание, недостаточно сформировано умение распределять внимание. Слабо развита слуховая память.

Диагностика познавательной активности выражена средне, быстро снижается.

Диагностика личностного развития показала, что ребенок довольно общителен, доброжелателен, открытый, добрый. Однако эмоциональная сфера не устойчива, эмоционально реагирует на неудачи, легко возбудим. Наличие низкого самоконтроля.

2.Сопоставление результатов с выдвинутой гипотезой.

а) отставание ребенка в учебе обусловлено недостаточным развитием определенных психических процессов:

— психических познавательных процессов: внимания, слуховой памяти;

— личностное развитие: неустойчивость эмоциональной сферы, низкий самоконтроль, легковозбудимость;

б) отставание ребенка в учебе связано с недостаточной познавательной активностью ребенка: познавательная активность выражена средне, быстро снижается.

 

Заключение.

1.Сведения об обследуемом:

ФИ Соколов Александр.

Возраст: 9лет 3 месяца.

Социальный статус: ученик 3 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 города Череповца».

Семейный статус: семья полная, благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная).

Медицинский статус: I группа здоровья.

2.Цель обследования: выявить уровень психологического развития учащегося 3 класса, имеющего проблемы с успеваемостью.

3.Перечень использованных методик: методика «Определение объема внимания»; методика «Определение продуктивности и устойчивости внимания»; методика «Оценка распределения внимания»; методика «Оценка переключения внимания»; методика «Определение объема кратковременной памяти»; методика «Оценка оперативной зрительной памяти»; методика «Оценка оперативной слуховой памяти»; методика «Характеристика динамических особенностей процесса запоминания»; методика «Матрица Равена»; методика «Скульптура»; — методика «Определение понятий»; методика «Определение активного словарного запаса»; методика «Таинственное письмо»; методика «Детский вариант личностного теста Р. Кеттелла»; социометрическая проба «День рождения»; тест «Особенности творческого воображения».

4.Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время диагностики: ребенок с интересом выполнял предложенные ему задания, практически все задания выполнял самостоятельно, в некоторых случаях наблюдались признаки эмоционального возбуждения, нервозности (в случаях затруднений).

5.Описание результатов обследования:

а) познавательная сфера: ребенок продемонстрировал хорошую зрительную память, хорошее воображение, правильно определяет понятия, имеет неплохой словарный запас;

личностная сфера: мальчик контактный, добрый.

б) познавательная сфера: внимание недостаточно, объем внимания – средний, умение распределения внимания недостаточно; недостаточно развита слуховая память; уровень мышления средний; познавательная активность выражена средне.

личностная сфера: неустойчивость эмоциональной сферы, низкий самоконтроль, легковозбудимость.

6.Выводы: Неуспеваемость ребенка в учебе обусловлена недостаточным развитием следующих познавательных процессов: внимания и слуховой памяти, недостаточной развитостью познавательной активности, недостаточностью личностного развития: низкий уровень самоконтроля, неустойчивость эмоциональной сферы.

7. Прогноз тенденций развития: данный учащийся может успевать по школьной программе при осуществлении необходимой коррекционной деятельности, направленной на формирование и развитие эмоциональной сферы; развитие внимания, слуховой памяти; развитию познавательной активности.

8. Рекомендации психологу проведение коррекционных мероприятий по развитию внимания, направленные на формирование устойчивости внимания, на активизацию познавательной активности; мероприятия направленные на развитие саморегуляции и самоконтроля.

 

Дата Подпись /расшифровка подписи/

 

 

Список литературы.

1.Гамезо М.В., Герасимов В.С., Орлова М.Л. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. – М.: Академия,2002.- 386с.

2.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь,2001. – 688с.

3.Маркова А.К., Лидерс Л.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск,1992. – 220с.

4.Немов Р.С. Психология. Кн. 2: Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС,2000. – 688с.

5.Немов Р.С. Психология. Кн.3: Психодиагностика. – М.: ВЛАДОС,2001. – 640с.

6.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС,2008. – 477с.

7.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики,2005. – 349с.