Исследование причин дезадаптации младших школьников

Содержание

Введение 3

Глава I. Понятие дезадаптации в психологии 6

1.1. Определение адаптации 6

1.2. Школьная дезадаптация как психологическая проблема 8

Глава II. Дезадаптация младших школьников 17

2.1. Дезадаптация первоклассников 17

2.2.Особенности дезадаптации пятиклассников 18

2.3. Психологические причины дезадаптированности младших школьников 19

Глава III. Исследование причин дезадаптации младших школьников 25

Заключение 30

Список литературы 33

Приложение 1. 35

Приложение 2. 36

Приложение 3. 37

Приложение 4. 38

Приложение 5. 39

Введение

Известно, что поступление ребенка в первый класс, также как и смена класса, школы, учителя и программы обучения — кризисный момент для всей семьи, поскольку, именно в этот момент вся семья может почувствовать себя беззащитной перед новыми требованиями, предъявляемыми ребенку, большим, чем предполагалось, объемом информации, вновь возникающими отношениями ребенка и родителей с детьми и учителями школы.

Последовательность освоения детьми школьной жизни можно описать следующим образом. В самом начале очень важно положительное отношение ребенка к поступлению в школу. И здесь многое зависит от родителей: подготовка, сборы в школу, выбор одежды, ранца, портфеля или рюкзачка, цвета тетрадей, создание праздничной обстановки и т. д. Очень важно, чтобы учительница улыба-лась детям, радовалась началу нового этапа жизни, была доброжелательной и красивой. Это первая, эмоциональная, ступень.

Далее следует период освоения предметного окружения: окружающей обстановки и «орудий труда». Для детей важны предметы обстановки: мебель, полы и стены, доска, место учительницы. Большое внимание они уделяют «мелочам» (с точки зрения взрослого!) — тем вещам и вещичкам, которыми пользуется школьник. Надо предоставить ребенку возможность со вкусом и любованием рассматривать, трогать, пытаться использовать все эти карандашики, ластики, линеечки и другие школьные принадлежности. Если даже ребенок много пользовался такими вещами до школы, неплохо использовать ситуацию для повышения значимости именно школьного обучения.

Только после освоения предметного мира можно ожидать освоения абстракций — правил, по которым следует действовать, и отвлеченных понятий в познавательной сфере и в сфере отношений.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... как виду музыкально-творческой деятельности. Во второй главе также анализируются результаты диагностики музыкально - творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, и предлагается комплекс мер, ... развития этих способностей в дошкольных учреждениях. Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста Проблема развития музыкально- ...

Трудности приспособления к школе можно разделить на две большие группы: 1) связанные с учебным процессом и 2) связанные с усвоением правил и норм школьной жизни. Разным детям требуется различное время для того, чтобы освоиться в школе. Наблюдения показывают, что в целом дети осваиваются со школьными порядками в течение месяца, для некоторых детей это время составляет 3-4 месяца, а некоторые не могут полностью освоиться и в течение года.

Возможно, трудности в обучении ребенка связаны с недостаточным уровнем учебной мотивации ребенка, особенностями развития его когнитивной сферы (внимания, памяти, мышления), произвольной сферы (неумения слушать и точно выполнять указания взрослого, действовать соответственно правилам).

Сам ребенок, испытывая неуспех и страх, может переживать «школьный невроз» — тревожиться по поводу и без, заболевать всякий раз, когда возникает проблемная ситуация. Участвовать в преодолении семьей возникших обстоятельств он может различными способами: быть пассивным (полагая, что родители «сами справятся»), всячески избегать решения проблем (например, «забывать» делать домашние задания), или же «пуститься во все тяжкие» — сбегать с уроков, обманывать.

Все это является проявлениями школьной дезадаптации. Проблема школьной дезадаптации является одной из самых важных в психологии образования. Поэтому я считаю тему моей курсовой работы «Исследование причин дезадаптации младших школьников» актуальной на сегодняшний день.

Объект работы: Младшие школьники в процессе адаптации к новым школьным условиям.

Предмет работы: Явление школьной дезадаптации.

Цель данной курсовой работы: Проанализировать причины дезадаптации младших школьников.

Задачи работы:

1) Дать определение адаптации.

2) Рассмотреть школьную дезадаптацию как психологическую проблему.

3) Изучить особенности дезадаптации первоклассников.

4) Проанализировать особенности дезадаптации пятиклассников.

5) Рассмотреть психологические причины дезадаптированности младших школьников.

6) Провести исследование причин дезадаптации младших школьников.

7) Сделать выводы.

Гипотеза: Мы предполагаем, что существует множество факторов, которые отрицательно сказываются на процессе адаптации ребенка в новой школьной среде, приводят к дезадаптации.

Методы исследования:

1) Анализ литературных источников.

2) Анкетирование.

3) Тестирование.

4) Проективные методы (анализ рисунка).

Глава I. Понятие дезадаптации в психологии

1.1. Определение адаптации

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды .

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации………………….

14 стр., 6658 слов

Особенности профилактики школьной дезадаптации младших школьников

... -психологической адаптации ребенка к условиям школы. Объект исследования: Дезадаптация как психологический процесс. Предмет исследования: Особенности профилактики дезадаптации в младшем школьном возрасте. Цель: Рассмотреть особенности профилактики школьной дезадаптации младших школьников 1.Сущность понятия школьной дезадаптации в ...

Список литературы:

1) Активные методы в работе школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1991.

2) Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Просвещение, 1998.

3) Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения. – М.: «НОТА», 2000.

4) Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1987.

5) Зеленова М. Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. — М., 1991.

6) Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. — № 4.

7) Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: «Просвещение», 1988.

8) Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!..- Ярославль: «АРГО», 1999.

9) Наталуха И.Г. Интегральная индивидуальность дезадаптированных младших школьников и её развитие современном обществе// Вопросы психологии. — №7. – 1999.

10) Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2 Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

11) Никитина Е.Б. Некоторые психологические аспекты школьной дезадаптации в младшем подростковом возрасте. – Екатеринбург: «Материалы региональной научно-практической конференции», 2002.

12) Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского. — М., 1989.

13) Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Просвещение, 1995.

14) Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», 1996.

15) Овчаров Е.А., Радионова Л.В. Валеологизация учебно-воспитательного процесса в начальной школе. – СПб.: ВЕЧЕ, 2003.

16) Практическая психология для педагогов и родителей /Под ред. Тутушкиной М.К. – СПб.: «Дидактика Плюс», 2000.

17) Психология/ Под. ред. Крылова А.А. – М.: «Проспект», 1999.

18) Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1996.

19) Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. – СПб.: ВЕЧЕ, 1997.

20) Учимся общаться с ребенком /Под ред. Петровского В.А. Ч. 2. – М.: Просвещение, 1993.

21) Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение, 1985.

Приложение 1.

Пример рисунка дезадаптированного школьника

Пример рисунка школьника с нормальной адаптацией

Приложение 2.

Результат по методике Н.Г. Лускановой

Приложение 3.

Распределение школьников по группе здоровья

Приложение 4.

Результат социологического обследования школьников

24 стр., 11858 слов

Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

... личности ребенка. В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования и гипотезой, в работе были поставлены и решались следующие задачи: -изучить литературу, изданную ранее по данной ... семьи в воспитании личности ребенка 3. Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенка 3.1 Негативное влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка Глава 2. ...

Приложение 5.

Детский вариант личностного теста Р. Кеттела

Данная методика представляет собой модификацию, адаптацию применительно к детям известного взрослого варианта 16-факторного личностного теста Р. Кеттела.

Тест включает в себя 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка. Каждая черта (фактор) может быть как положительной, так и отрицательной, например: «интеллектуальная развитость интеллектуальная неразвитость», причем полная шкала оценки от минимального до максимального пункта составляет 10 баллов со средним значением 5,5 балла.

Ниже приводится описание 11 личностных черт. В методике принято выделять три уровня развития разных черт личности: низкий (от 1 до 3 баллов), средний (от 4 до 7 баллов) и высокий (от 8 до 10 баллов).

При описаниях разных личностных черт выделяются и представляются только два крайних полюса их развития: высокий и низкий. Указываются соответствующие им количественные оценки по принятой шкале и дается краткое качественное описание. Названия большинства черт личности односложны в том смысле, что в них, как правило, не называется противоположный полюс шкалы, соответственно положительный или отрицательный. Он подразумевается, а там, где это необходимо, представляется в отдельной, собственной формулировке. Так, например, первая из черт личности названа «экстраверсия». Предполагается, что проти-воположная ей черта, также оцениваемая при помощи этой же шкалы, — интроверсия, и она имеет место тогда, когда экстраверсия у ребенка относительно слабо развита.

Черта I. Экстраверсия

Высокие баллы по соответствующей шкале — 8—10 баллов — характеризуют ребенка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к людям.

Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим — от 1 до 3 баллов.

Ребенок с высокой оценкой по данной шкале характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, веселый и общительный. Ребенок с низкой оценкой той же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто наблюдаются эгоцентризм, упрямство.

Черта П. Уверенность в себе

Ребенок с высокими баллами по данной шкале (8—10 баллов) характеризуется как уверенный в себе, с низкой тревожностью.

Ребенок с низкими баллами по данной шкале — от 1 до 3 — характеризуется как неуверенный в себе, легко ранимый.

Низкие значения данной черты личности обычно отмечаются у детей, которые эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Высокие значения по данной шкале, напротив, отмечаются у хорошо социально адаптированных детей.

Черта III. Эмоциональная невозбудимость

Дети с высокой оценкой по данной личностной черте — 8—10 баллов характеризуются как нетерпеливые, легко возбудимые, реактивные.

17 стр., 8107 слов

Исследование проблемы восприятия личности воспитателя детьми ...

... по проблеме исследования особенностей восприятия личности воспитателя детьми дошкольного возраста, систематизировать методы исследования, ... которого может выступать самооценка, тестовый балл, мнения экспертов и т. д. ... тенденций, которые оказали влияние на развитие данной проблематики в психологии: во-первых, ... степени точности восприятия разных личностных черт. Так, например, в подавляющем числе ...

Дети, имеющие сравнительно низкие оценки — от 1 до 3 баллов, представляются сдержанными, невозбудимыми и флегматичными, чаще всего спокойными.

Для детей с повышенной возбудимостью характерны неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность. Низкая оценка по данному качеству личности рассматривается как признак эмоциональной уравновешенности, сдержанности.

Черта IV. Независимость

Ребенок с высокими значениями по данной шкале — 8—10 баллов — является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им.

Ребенок, имеющий низкие показатели — 1—3 балла, напротив, проявляет склонность к риску, беспечность.

Черта V. Благоразумие

Высокие показатели по данной личностной черте (8—10 баллов) говорят о благоразумии, рассудительности ребенка, его серьезности и осторожности.

Низкие показатели, напротив, свидетельствуют о склонности к риску, беспечности (1—3 балла).

Дети, имеющие низкую оценку по этой черте личности, отличаются авантюризмом, безответственностью, переоценкой своих возможностей и чрезмерным, неоправданным оптимизмом. Дети, обладающие высокой оценкой, ведут себя разумно, взвешенно, стараются не рисковать там, где можно избежать риска и действовать наверняка.

Черта VI. Добросовестность

Высокие значения по данной личностной черте — 8—10 баллов — свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, ответственности ребенка.

Низкие показатели по этой же шкале — 1—3 балла — являются признаком недобросовестности, безответственности.

Эта черта личности отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет принятые и одобренные большинством людей правила и нормы поведения. Низкие оценки обычно имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. На положительном полюсе по степени развитости данной личностной черты концентрируются дети с высокоразвитым чувством ответственности, добросовестные, целеустремленные, аккуратные.

Черта VII. Смелость

Высокие значения — 8—10 баллов — имеют смелые, решительные дети. Низкие значения — 1—3 балла — имеют дети робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.

Черта VIII. Практичность

Высокие баллы по данной черте — 8—10 баллов — свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, нереалистичности ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале — 1—3 балла, напротив, являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя. Такой ребенок часто ведет себя как самостоятельный и независимый, в то время как ребенок, имеющий высокие баллы, выступает как слишком сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, подверженный влияниям среды.

Черта IX. Оптимизм

Ребенок, имеющий высокую оценку — 8—10 баллов, по данной черте личности легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... работе эти дети также могут быть подготовлены к обучению в массовой школе. 4. Отличительная черта детей этой группы ... группе людей или животному; агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (Реан, 1999). ... nbsp;факторы, провоцирующие ее проявление; • условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются ...

Ребенок с низкой оценкой — 1—3 балла — обычно спокоен и редко расстраивается.

Черта X. Самоконтроль

Высокие баллы 8—10 по данной черте свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности и умении контролировать свое поведение.

Низкие баллы 1—3 по этой же черте личности являются признаком неумения контролировать свое поведение.

Черта XI. Невозмутимость

Ребенок с высокими значениями 8—10 баллов по данной черте личности отличается повышенной нервной напряженностью.

Ребенок с низкой оценкой 1—3 балла, как правило, спокоен и невозмутим.

Вопросник по детскому варианту теста Кеттела содержит 110 суждений, которые касаются различных сторон жизни ребенка и его взаимодействия с другими людьми. В них имеются прямые и кос-венные вопросы, относящиеся к самой личности испытуемого, включая его социальные установки, самооценку и ряд других качеств.

К каждому вопросу теста даются на выбор два ответа, вернее два возможных альтернативных суждения, с одним из которых опрашиваемый должен выразить свое согласие, отклонив другое.

Вопросник разделен на две части по 55 суждений-вопросов в каждой. Все одиннадцать шкал вопросника содержат по 10 суждений (5 в каждой части), и значимый ответ на каждое суждение оценивается в 1 балл. Сумма баллов, полученных по каждой шкале, с помощью соответствующих таблиц переводится в оценки по 10-балльной шкале.

Крайние оценки — 1 и 10 баллов — на практике встречаются редко и представляют собой экстремальные, чрезмерно акцентуированные черты личности.

Психодиагностику по данной методике можно проводить как индивидуальным, так и групповым способом. Для проведения групповой психодиагностики детям, каждому в отдельности, раздаются приводимые далее в тексте списки суждений, для мальчиков -одни, для девочек — другие, а также специальные бланки для ответов на эти суждения

Перед началом обследования испытуемые получают следующую инструкцию:

«Дорогие ребята! Мы с помощью данной методики проводим изучение вашего характера и для этого предлагаем вам ответить на ряд вопросов. Они имеются перед вами (при начале группового обследования) или будут вам зачитаны (перед индивидуальным обследованием).

На эти вопросы не существует «правильных» или «неправильных» ответов, все они с точки зрения ценности одинаковые. Каждый из вас должен будет выбрать для себя наиболее подходящий ответ. Все вопросы состоят из двух частей, разделен-ных союзом «или». Познакомившись с вопросом, вы должны будете выбрать ответ, который вам больше всего подходит. В опросном листе против номера каждого вопроса имеется два квадратика, соответствующие левой части суждения (всему, что расположено до союза «или») и его правой части (всему, что располагается после союза «или»).

Поставьте, пожалуйста, крестик (х) в том из квадратиков, который по расположению соответствует выбранному вами ответу, т. е. справа или слева. В некоторых вопросах может не быть ответов, точно подходящих для вас. Тогда нужно немного подумать и все же выбрать из двух возможных тот ответ, который больше для вас подходит. Пропускать вопросы или не выбирать один из двух предложенных ответов не разрешается».