Формирование у младших школьников представлений и понятий о природных богатствах родного края

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА І. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Сущность и содержание экологического воспитания

1.2. Основные направления работы с младшими школьниками по формированию представлений и понятий о природных богатствах родного края

1.3.Особенности взаимодействия школы и семьи по экологическому воспитанию младших школьников

Выводы

ГЛАВА ІІ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Диагностика уровней сформированности экологической культуры школьников

2.2 Модель и методика формирования экологической культуры школьников

2.3 Оценка результатов опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры школьников

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Экологическая культура как интегративное понятие рассматривается в качестве важнейшей составляющей общей культуры человека, способной синтезировать экологические ценности, знания и соответствующие способы жизнедеятельности. Основные функции по экологическому воспитанию детей и подростков возложены на систему общего образования, которая уже более десяти лет находится в ситуации реформирования образовательных моделей, корректировки методологических основ педагогического процесса, разработки новых эффективных образовательных технологий. В этой связи начинает проявляться все большее несоответствие содержания и форм традиционного экологического воспитания тем острейшим проблемам, которые возникают в системе отношений «человек-природа». Исследования показывают, что современные младшие школьники имеют низкий уровень базовых экологических знаний и ценностных суждений, у них слабо развито экологическое мышление, что в дальнейшем неизбежно скажется на качестве адаптации к социоприродной среде, способности осознанно осуществлять природосообразную деятельность.

За последнее время появилось значительное количество работ, раскрывающих воспитательные аспекты природоохранной деятельности в свете современных экологических проблем, характеризующих взаимоотношения общества и природы (Л.М. Галеева, И.Д. Лаптев, Н.Н. Моисеев и другие), а также работ по теории и практике экологического образования и тенденциям его развития (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, A.M. Мамедов, И.Н. Пономарев, Л.П. Салеева, И.Т. Суравегина и другие).

Психологические аспекты формирования экологического сознания личности и становления экологической культуры школьников рассматриваются в исследованиях Н.Н. Вересова, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина и других Значительный вклад в научное осмысление проблемы формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к среде обитания внесены исследованиями по краеведческо-природоохранной работе (А.А. Борода, Ю.И. Валишин, В.С. Нагаев, А.А. Соловьев, А.Д. Солдатенков и другие), по выявлению роли природы в формировании личности (А.А. Алексеев, Г.А. Дружинина, А.Г. Родова, А.П. Сидельковский и другие), ее влияния на различные аспекты воспитания личности старшеклассников (В.Д. Иванов, С.В. Черенкова, А.Д. Шилин и другие), по внеучебной экологической работе (А.Б. Афонин, А.В. Миронов, Л.В. Романенко, Ю.П. Сокольников и другие), по вопросам воспитания личностной позиции учащихся в отношении к проблемам окружающей среды (А.Ю. Борисенко, Д.Ф. Баштаник и другие).

3 стр., 1163 слов

рассмотреть воспитание и формирование личности, и их содержание.

Оглавление Введение…………………………………………………………………………...3 1 Воспитание личности и его содержание…………………………………….5 1.1 Понятие и цели воспитания…………………………………………...5 1.2 Средства и методы воспитания………………………………………7 2 Понятие и этапы формирования личности………………………………...14 2.1 Понятие формирования личности…………………………………...14 2.2 Социализация, как процесс формирования личности……………...17 2.3 Этапы формирования ...

Цель работы: обосновать эффективность использования форм и содержания работы по экологическому воспитанию младших школьников в современной школе.

Задачи исследования:

· рассмотреть сущность и содержание экологического воспитания младших школьников;

· изучить особенности экологического воспитания младших школьников;

· проанализировать подходы к организации экологического воспитания;

· обосновать формы экологического воспитания младших школьников.

Объект исследования: экологическое воспитание школьников.

Предмет исследования: экологическое воспитание школьников.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, сравнение, изучение и обобщение педагогического опыта.

ГЛАВА І. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Сущность и содержание экологического воспитания

Экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения [7, с.24].

7 стр., 3259 слов

Экологическое воспитание в профессиональной школе

... экологического воспитания можно выделить, во-первых, особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; ... к окружающей среде уже на начальном этапе обучения. Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников занимаются ...

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер ( формирование экологических представлений; развитие экологического сознания и чувств; формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; выработка навыков и привычек поведения в природе; преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

Огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности [4, с.108].

Ответственное отношение к природе — сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком [8, с.45].

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

· образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

· воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

7 стр., 3098 слов

Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира

... людьми; экологическое воспитание школьников, направленное на формирование у них охранно-созидательных отношений в системе «Природа, социум, человек»; гражданское образование учащихся, способствующее ... Направления и способы формирования у учащихся миротворческого мировоззрения и поведения Основными направлениями педагогической деятельности по формированию у учащихся миротворческого мировоззрения и ...

· развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека [6, с.27].

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [19, с.81].

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения [3, с.27].

9 стр., 4268 слов

Экологическое сознание и экологическое образование человека

... экологического образования населения и координации их деятельности с деятельностью заинтересованных общественных объединений, организаций и граждан по формированию экологической культуры каждого человека и общества в целом; 2) экологическое образование (образование ... окружающей среды и воздействия человека на природу. Таким образом, основой экологического образования должно стать глубокое осознание ...

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).

Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы [19, с.115].

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым [7, с.28].

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание — это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Экологическое образование не должно сводиться к обучению школьников экологии как биологической науке, это — процесс формирования комплекса знаний, умений, навыков и привычек, которые могут составить основу экологической культуры, к которой личность чувствует свою принадлежность [3, с.14].

5 стр., 2077 слов

Экологическая психология. Психологические основы экологического образования

Реферат попедагогической антропологии студентки IIIкурса МГЛУ в/о факультета ГПН Яншиной Марии Экологическая психология. Психологические основы экологического образования   Экологическая психология. Психологические основыэкологического образования Экологическое образование вусловиях экологического кризиса Экологический кризис вызывается не толькотехническим прогрессом, но и господствующим ...

В научной литературе можно выделить различные подходы к трактовке понятия «экологическая культура» (табл. 1.1).

Таблица 1.1. — Подходы к трактовке понятия «экологическая культура»в научной литературе

Автор Год Дефиниция понятия

И.Д. Зверев 1983 Наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованиями бережно относится к природе.

Б.Т.Лихачёв 1995 Системообразующий фактор, способствующий формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.

В.А. Левин 1996 Способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

М.В. Епихин 1998 Система принципов рационального природопользования, готовности и умения решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей

И.В.Цветкова 2000 Качественное новообразование личности, совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.

В.А. Ясвин 2000 Культура, в которой быт человека, его жилище, производство, право, искусство, политика, религия и все сферы жизнедеятельности ориентированы на представления об экологической целесообразности, на законы устойчивого развития, на сохранение биоразнообразия, здоровья среды и другие экологические концепции, получившие научное и общественное признание.

1.2. Основные направления работы с младшими школьниками по формированию представлений и понятий о природных богатствах родного края

Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Исходными стали представления, что человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история — часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями — основа физического и духовного здоровья человека; труд — основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др.

6 стр., 2544 слов

Презентация на тему: Экологическая психология 3

Экологическая психология Елена Алексеевна Стерлигова Введение в экологическую психологию 1.Становление и развитие экологической психологии 2.Объект и предмет экологической психологии 3.Темы экопсихологических исследований Становления и развития экологической психологии Задание 1. Составьте и заполните таблицу «Становление и развитие экологической психологии» по следующим разделам: •Год или ...

Учеными были разработаны специфические принципы экологического образования: принцип единства познания-переживания-действия; принцип непрерывности; принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения; принцип междисциплинарности и др., которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования.

Первый принцип из группы «специфических» ориентирует педагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на ученика как непосредственного общения с окружающей природной средой, так и художественно-образных средств искусства. Недооценка этого принципа, считает И.Д.Зверев, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтательности, либо к расчетливому «узкому» практицизму. Принцип непрерывности рассматривается как организационно-педагогическое условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в системе классно-урочных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно полезного труда.

В эти годы было выявлено содержание экологического образования, основными компонентами которого явились знания и ценностные ориентации. В качестве ядра системы экологического образования А. Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: познавательный — основные идеи о характере взаимодействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения и т.д.; ценностный — ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы; нормативный — основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде;деятельностный — виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера.

В настоящее время вместе с укреплением позиций нового гуманистического типа экологической культуры все большее значение приобретает вопрос о том, какие именно представления о биосоциальной системе «человек-общество-природа» следует прежде всего внедрять в экологическое образование и воспитание, а какие принципы прежней потребительской культуры должны быть объектом критического пересмотра.

Факт глобального экологического кризиса требует закрепления в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на представление об объективном существовании иной системы «природа-общество». Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя и обучаемых.

В наше время вся живая природа планеты вовлечена в человеческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого общества. В таком положении вещей сокрыт другой важнейший приоритет современного экологического образования, на который следует обратить особое внимание. Дело в том, что обеднение генофонда, безвозвратные потери видов животных и растительного мира разрушают живую природу постепенно. И это разрушение не так очевидно, оно как бы нас и не касается. Если, скажем, последствия загрязнения водоемов производственными отходами совершенно наглядны, то это позволяет рассматривать данную тему уже в начальной школе. Более затруднено понимание того, что чистота природных вод, газовый состав атмосферы, переработка бытовых и производственных отходов, их возвращение в систему биологического кругооборота, восстановление нарушенных биосферных сообществ обеспечиваются живыми организмами. Включение в образовательный процесс представления о том, что основным условием эффективности названных процессов является многообразие форм жизни, — весьма непростая, требующая высокого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства, но совершенно необходимая задача современного экологического образования.

Далее, важнейшим аспектом современного экологического образования является научная пропаганда того, что экологические законы касаются и материальной и духовной культуры и, таким образом, влияют на социальные процессы. Охрана природы через обратную связь возвращается к нам охраной благополучия человека. Придерживаясь ……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования / Э.А. Арустамов, И.В. Леваков, Н.В. Баркалов. — М.: Изд.Дом «Дашков и К», 2001. — 236 с.

2. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л. Д. Бобылева // Биология в школе. — 1996. — № 3. — С. 57-59.

3. Дежникова, Н. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. /Н.Дежникова. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 64 с.

4. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 480 с.

5. Добрецова, Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности /Н.В.Добрецова// Биология в школе. — 1991. — №4. — С. 59-61.

6. Захлебный, А.Н., Суравегина, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 89 с.

7. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. — Академия педагогических наук СССР. — М.: Педагогика, 1983. — 160 с.

8. Ильина, А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис. … канд. пед. наук./А.Н.Ильина. — М., 1998. — 176 с.

9. Квасова, Л.С. Фролова, Н.А. О некоторых аспектах экологического образования в школе. — 1993. — №3. — С. 36-40

10. Когай, Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования /Е.А.Когай// Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 4. — С. 114 — 129.

11. Зверева, И. Д. Концепция экологического образования / под ред., И. Т. Суравегиной. — Москва, 1996. — 48 с.

12. Лаптиёва, B.C. Воспитание экологической культуры подростков /В.П.Лаптиева// Биология в школе. — 1997. — №4. — С. 61-65.

13. Музланов, Ю.А., Лобов, И.В. Экологические исследования школьников: научно-исследовательская лаборатория в действии//Методическое пособие, Ряз. обл. ин-т развития образования. — Рязань, 2000. — 81 с.

14. Назаренко, В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения //В.М.Назаренко/ Экология и жизнь. — 1997. — №2-3. — С. 22-29.

15. Назарова, Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов / Н. С. Назарова. — М.: Высш. шк., 1989. — 104 с.

16. Симонова, Л.П. Об экологизации в системе школьного и дополнительного образования младших школьников и подростков./Л.П. Симонова// Дополнительное образование. — 2001. -№ 9. — С.8-12.

17. Урсул, А. Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития / А. Д. Урсул // Экологическое образование: концепции и технологии. — Волгоград, 1996. — 282 с.

18. Шарипов, М.И. Социально-философский анализ проблемы формирования экологической культуры Дис.канд. филос. наук. /М.И.Шарипова. — М., 2000. — 174 с.

19. Экологическое образование школьников/ А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.М. Кудрявцева и др.: Под ред. И.Д.Зверева, Т.И.Суравегиной. — Москва: Педагогика, 1983. — 238 с.

20. Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры./В.А.Ясвин. — М.: Наука, 2000. — 100 с.