Влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе

Влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе

1.1. Понятие и теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии 6

1.2. Характеристика понятия «учебная мотивация» 17

1.3. Социально-психологическое развитие ребенка в младшем

школьном возрасте 26

1.4. Особенности мотивационной сферы детей младшего школьного возраста 37

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния на мотивацию

учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе

2.1. Организация и методы исследования 49

2.2. Анализ результатов исследования 58

Заключение 74

Литература 77

Приложения 81

Введение

Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста является залогом успешного формирования личности человека. В связи с тем, что младший школьный возраст и кризис 7 лет являются одними из самых сложных и переломных моментов в жизни человека, требуется особое внимание к становлению личности на данном этапе.

Младший школьный возраст характеризуется существенной перестройкой, как внутренней организации ребенка, так и сферы его внешних отношений. Существенное место в жизни ребенка в этот период начинает занимать отношения в системе «учитель-ребенок» и «ребенок-группа сверстников». Становление личности младшего школьника происходит в рамках школьного обучения, когда ребенок оценивается как со стороны педагогов в роли ученика, так и со стороны сверстников. Оценка педагогов определяет академическую успеваемость ребенка, в то время как оценка сверстников определяет его статус в группе. Оба этих фактора являются определяющими в формировании учебной мотивации младшего школьника.

Исследователями были установлены многочисленные факторы, оказывающие влияние на учебную мотивацию в младшем школьном возрасте, среди которых выделяют: уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, общее развитие интеллектуальной сферы, эмоциональная зрелость, личностные качества и др.

Вместе с тем, на уровень учебной мотивации существенное влияние оказывают статус ребенка в группе сверстников. Изучение данной взаимосвязи определяет актуальность данной работы.

5 стр., 2149 слов

Формирование первичных представлений о числе у детей дошкольного и младшего школьного возраста (вопрос преемственности)

Содержание. Введение………………………………………………………………………….. 3 Глава I. Программы обучения детей математике в детском саду……………. 5 §1. Программа Васильева……………………………………………………….. 5 §2. Программа Моро.…..………………………………………………………... 11 §3. Программа Петерсон……………………………………….………………... 19 §4. Программа Истомина………………………………………………………... 25 Глава II. Сравнительный анализ обучения детей математике……………….. 30 §1. ...

Проблема формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте исследуется в отечественной психологии достаточно давно. В исследованиях Л.И. Божович, Я.Л. Коломинского, М.В. Матюхиной, Н.П. Моряновой, В.С. Мухиной, Г.Р. Пертенавы, А.А. Реана и многих других исследовались особенности влияния учебно-познавательной мотивации младших школьников на уровень тревожности, динамика изменения мотивации в процессе развития в данный период, особенности влияния на учебную мотивацию просоциальных мотивов. Вопрос же влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе практически не исследовался, что и определяет научную значимость данной работы.

Цель исследования — изучение влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе.

Объект исследования – мотивация учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования – взаимосвязь статуса ребенка в группе и уровня развития мотивации учебной деятельности у учащихся начальной школы.

Гипотеза исследования – наличие низкого статуса ребенка в группе сверстников существенно влияет на формирование у младших школьников низкого уровня мотивации учебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие и теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии.

2. Дать характеристику понятию «учебная мотивация».

3. Рассмотреть социально-психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте.

4. Проанализировать особенности мотивационной сферы детей младшего школьного возраста.

5. Эмпирически изучить проблему влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе.

12 стр., 5571 слов

Глава 1. Теоретический анализ проблемы содержательных особенностей учебно-познавательной мотивации младших школьников с разным уровнем академической успева

... мотивацией, которая представляет собой предпосылку учебной деятельности, и успешностью обучения детей с высокой и средней мотивацией. Устойчивость учебной мотивации исследовалась на материале изучения школьников ... избегания неприятностей). Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это совокупность причин психологического характера, побуждающих ребёнка к учебной деятельности, включает в ...

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, методы статистической обработки результатов.

Эксперимент проводился на базе МОУ СОШ №621 г. Москвы. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста – учащиеся 4 класса в количестве 20 человек.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе

1.1. Понятие и теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии

Мотивация является одним из важнейших компонентов деятельности человека.

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского мотивация определяется как «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность» [41, С. 219-220]. А сам термин «мотив» имеет три значения:

— побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; ……………..

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и все еще мало изученной теме влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе.

По итогам теоретической части работы нами были сделаны следующие выводы.

Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный) ради которого она осуществляется; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотивационную сферу личности человека составляют потребности, побуждения, влечения, склонности, интересы, идеалы, намерения, установки, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Мотивация учебной деятельности – это частный вид мотивации, который включен в учебную деятельность и имеет следующие характеристики: устойчивость, динамичность и направленность. Среди видов учебной мотивации, прежде всего, выделяют отрицательную (осознание ребенком неприятностей и неудобств от процесса учения) и положительную (социальные устремления, стремление к личному благополучию и стремление получить пользу от процесса обучения).

18 стр., 8887 слов

Влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников

... учебе могут быть вызваны: )несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной мотивации, подходящих учебных действий и т.д.); )недостаточным развитием ... изучении употребляют тождественные термины. Особенности учебной деятельности младших школьников. Учебная деятельность опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественная по ...

Положительная мотивация учебной деятельности у школьников формируется благодаря содержанию учебного материала; организации учебной деятельности; коллективных форм учебной деятельности; оценки учебной деятельности и стиля педагогической деятельности учителя.

Младший школьный возраст – это период развития ребенка в возраст от 6 до 11 лет, основной деятельностью в котором является учебная деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы ребенка.

В возрасте 10-11 лет мотивация общения характеризуется сменой направленности интересов от взрослых к сверстникам. В этот период возрастает влияние коллектива детей на ребенка, а оценка со стороны сверстников становится одним из определяющих факторов учебной мотивации.

Учебная мотивация в младшем школьном возрасте оценивается по параметрам познавательной (удовлетворение потребностей в получение новых знаний) и социальной (мотив хорошей отметки, стремление к превосходству над сверстниками и получения с их стороны признания и т.д.) мотивации, а также через анализ просоциальных мотивов поведения (появление чувства долга, необходимость следовать моральным и нравственным принципам, альтруизм).

Теоретический анализ проблемы показал, что в зарубежной и отечественной литературе проблема влияния на учебную мотивацию статуса ребенка в группе практически не рассматривается.

В эмпирической части исследования нами были протестированы 20 детей младшего школьного возраста по следующим методикам: методика оценки уровня школьной тревожности Филлипса; методика оценки школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой; методика «Выбор в действии»; методика «Капитан корабля»; прос учителей начальной школы методом бальных оценок.

Исследование показало, что у некоторой части детей по отдельным шкалам диагностики уровня тревоги преобладают высокие оценки. Проявление тревожности у младших школьников, прежде всего, выражаются двумя показателями страха ситуации проверки знаний (6 человек – 30%) и страха несоответствовать ожиданиям окружающих (5 учащихся – 25%).

26 стр., 12541 слов

Мотивация учебной деятельности и достижений у старших подростков

... проблем в современной психологии и дидактике является формирование мотивации учения. 3. Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. 4. Действенные ... , К. Э. Психология эмоций / К.Э. Изард - СПб, 2000. 10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2006. - 508 ...

По методике Н.Г. Лускановой у боьшей части учащихся был выявлен высокий и средний уровень учебной мотивации (12 человек – 60%), низкая учебная мотивация оказалась выявлена у 8 детей (40%).

Рисуночная часть теста помогла выявить наличие в учебной мотивации младших школьников преобладание неучебных мотивов, связанных с внешними школьными атрибутами (16 человек – 80%).

Опрос классного руководителя методом бальных оценок подтвердил, наличие низкого уровня мотивации к учебной деятельности у 7 учащихся (35%).

Диагностика статуса ребенка в группе сверстников по трем методикам исследования этого параметра показала, что низкий статус в группе имеют 6 детей (30%).

Остальные 14 человек (70%) набрали по данному показателю высокие и средние баллы.

Корреляционный анализ данных по методу Пирсона помог выявить следующие особенности:

— чем ниже статус ребенка в группе сверстников, тем выше у детей проявление общего уровня тревожности (-0,734 балла), страха самовыражения (-0,587 балла); страха ситуации проверки знаний (-0,645 балла); общего уровня тревожности (-0,704 балла);

— существует прямо пропорциональная зависимость между проявлением уровня учебной мотивации и статуса ребенка в группе (0,690 балла по методике Н.Г. Лускановой и 0,885 балла по методу бальных оценок).

Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что наличие низкого статуса ребенка в группе сверстников существенно влияет на формирование у младших школьников низкого уровня мотивации учебной деятельности, подтвердилась.

В заключение следует отметить, что проведенное нами исследование влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе, требует своего дальнейшего теоретического и практического изучения.

Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М„ 1998.

2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. — М.: Владос-пресс, 2002.

3. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 2004.

4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Просвещение, 2007.

16 стр., 7527 слов

Мотивация учения младших школьников

Содержание Введение....................................................................................................... 3 1. Мотивация учащихся начальной школы................................................ 6 1.1. Психологические теории мотивации............................................... 6 1.2. Мотив и мотивация......................................................................... 12 1 ...

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2006.

6. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2004.

7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2002.

8. Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников // Воспитание, обучение и психическое развитие: тезисы научных сообщений советских психологов к IV Всесоюзному съезду общества психологов СССР. Ч. 3. — М., 1983.

9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1999.

10. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 315 с.

11. Зак А.3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 2004.

12. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М., 2002.

13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2004.

14. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996. – С.152-158.

15. Калчев П.П. Мотивы учебной деятельности первоклассников 6 и 7 лет: СПб., 1996.

16. Коломинский Я. Л., Березовый Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. — М., 2007.

17. Костякова О.О. Возрастные кризисы. –Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 224 с.

18. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.

19. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 464 с.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 2002.

21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 2003.

22. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 2000.

23. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 2004.

24. Матюхина М.В., Михалъчик Т.С, Ларина К.П. Психология младшего школьника. — М., 2006.

25. Морянова Н. П. Влияние учебно-познавательной мотивации на уровень тревожности у младших школьников в процессе их учебной деятельности. — Тверь, 1999.

26. Мунтян В.Л. Формирование адекватной самооценки учебных способностей старшеклассников как путь повышения их активности в обучении // Воспитание, обучение и психическое развитие: тезисы докладов к V Всесоюзному съезду общества психологов СССР. Ч. 1. — М., 1977.

7 стр., 3458 слов

Психология мотивации человека 2

... положений, в психологии мотивации, а также обосновать положение С.Л. Рубинштейна о том, что мотивы составляют ядро личности человека. Таким ... nbsp;Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми: Изучение мотивации поведения детей и подростков ... с. 45 5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2002. - 512 с. 6. Кроглус  ...

27. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 1997.

28. Мухина В. С. Психология детства и отрочества: Учеб. — М.: Институт практической психологии, 1998.

29. Неймарк М. С. Некоторые проблемы личности школьника. — М., 1995.

30. Немов Р.С. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.

31. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 496 с.

32. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 640 с.

33. Нуркова В.В. Психология. – М.: Высшее образование, 2008. – 575 с.

34. Общая психология/ Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

35. Обухова Л. В. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 2008.

36. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. – 352 с.

37. Пертенава Г. Р. Динамика изменения интересов детей на рубеже перехода к подростковому возрасту. — М., 1998.

38. Прихожан А.М. Школьная тревожность и ее коррекция// Активные методы в работе школьного психолога. – М., 2002.

39. Психическое развитие младших школьников/ Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1990.

40. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 350 с.

41. Психология. Словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

42. Психология личности/ Под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008. – 653 с.

43. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия/ Сост. А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000.

44. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия/ Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000.

45. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.

46. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 2004.

47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.,1998. –384с.

48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

49. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб., 2000.

50. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. — М., 2006.

51. Слотина Т.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

52. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 208. – 208 с.

53. Тертель А.Л. Психология. – М.: Проспект, 2009. – 248 с.

54. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995.

55. Хелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Проект, 197. – 608 с.

56. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Уч. пос./Под ред.И.И.Ильясова и В.Я.Ляудис. – М., 2004.

57. Цукермап Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М, 1995.

58. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 2002.

59. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., 2004.

60. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.