Условия социализации детей старшего дошкольного возраста

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА I. ДОУ КАК СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 6

1.1. Сущность процесса социализации 6

1.2. Социальное воспитание в ДОУ 10

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13

2.1. Особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте 13

2.2. Факторы успешной социализации ребенка-дошкольника 19

ГЛАВА III. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ) 22

3.1. Анализ программы социального развития дошкольников в ДОУ 22

3.2. Анализ условий социализации старших дошкольников в ДОУ 28

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Введение

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее — к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

Комплексные исследования последних лет (Г.М.Андреева, М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова, И.С.Кон, М. Мид, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов, Н. Смелзер) выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.

Актуальность работы обусловлена возрастанием социальной значимости педагогических кадров как составной части педагогической системы и насущностью в разработке технологии педагогического управления процессом формирования социальной компетентности дошкольника.

Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка. Это Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, В.А.Сухомлинский и др. Особую роль в развитии теории социализации сыграл американский социолог Ф.Г.Гиббингс. Основываясь на субъект-субъектном подходе, основоположниками которого явились Ч. Кули и Дж.Г.Миди, социализацию будем трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... , родственников, знакомых. 16 Тема социализации личности. Проблема личности в социальной психологии. Человек – биологическое существо, ... помощь. Внешние отличительные признаки социальной группы: развитие определенный набор социальных норм регулирующих взаимодействие. Своя ... проверяющий; Невиновный – вечно виноватый; Философ – ребенок; Пуританин – объединяющий. Нормы - это принятые правила ...

Проблема социализация личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С.Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А.П.Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Крупные исследователи в области отечественной детской психологии и педагогики так или иначе затрагивали эту проблему в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Г. М.Гуткина, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддъяков).

Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия. В исследованиях Л.С.Выготского, В.В.Давыдова П.Ф.Каптерева, Ж. Пиаже, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина выявлены эти особенности.

В работах Г. А.Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия — через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Однако в целом вопросы развития диалогических отношений ребенка с миром и самим собой в системе дошкольного образования представляются еще недостаточно изученными.

15 стр., 7437 слов

Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников

... в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности. Для того чтобы процесс социализации детей дошкольного возраста с ЗПР происходил наиболее полноценно ...

Цель исследования — выделить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия социализации детей дошкольного возраста в ДОУ.

Объект исследования — процесс социализации детей дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования — условия социализации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Задачи работы:

1. определить роль дошкольного учреждения в социализации ребенка-дошкольника;

2. выделить условия социализации детей дошкольного возраста;

3. проверить эффективность условий социализации детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются труды психологов и педагогов по проблеме социализации детей (Г.М.Андреева, Л.П.Буева, Л.Д.Горбунова, И.С.Кон, Б.Д.Парыгин, В.А.Ядов); социальной педагогики (Н.Ф.Голованова, А.В.Мудрик, Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова и др.).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; беседа; анализ результатов педагогического эксперимента.

ГЛАВА I. ДОУ КАК СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1.1. Сущность процесса социализации

Социализация — это процесс становления личности. Сущностный смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.

Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых, научение воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества.

В качестве критериев и показателей социализация предлагается использовать отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.

При отслеживании результатов эффективной социализации в нашем исследовании мы основываемся на концепции М.И.Шиловой и разделяем ее мнение о том, что главное проявление эффективной социализации личности видится в том способе, каким регулируется поведение людей. Такое регулирование может быть внешним (социальные нормы — требования, общественное мнение) и внутренними (моральное сознание личности и добровольность поведения) [24, с.19].

5 стр., 2495 слов

СИНДРОМ РАЗДРАЖЁННОГО КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

... Учебно-методическое пособие для студентов педиатрических факультетов, интернов, ординаторов и врачей педиатров. Синдром раздражённого кишечника у детей   ... инфекции (энтеровирусные и ротавирусные); стрессовые ситуации (разлука детей раннего возраста с родителями, начало посещения детского ... заболеваний, как у взрослых, так и у детей, и начинает постепенно вытеснять такие диагнозы как « ...

Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Социализация осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе. Социализации дошкольников определяется различными основаниями социальной идентификации, доминирующими в том или ином возрасте: младший дошкольный возраст — видовая и родовая идентификация. …

Список использованной литературы

1. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей. — Якутск: Бичик, 1995. — 64 с.

2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1991. — 207с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 96 с.

4. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. — Пособие для практических работников ДОУ. — М.: АРКТИ, 2003.

5. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. — М.: Педагогика, 1976. — 558 с.

6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.

7. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.П.Елисеева; Под ред. М.М. Ермолинской. — Мн.: Лексис, 2004.

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания младшего школьника. Социализация личности ребёнка Учебно-методическая карта дисциплины (озо

... Издательский центр «Академия», 2005. -240 с. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Уч.пособие. - М.: ... содержания воспитания: умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание. Тема 2. Социализация ... (дошкольник, младший школьник, подросток, юноша). Специфика личности дошкольника. Характеристика поведения дошкольника.Особенности ...

8. Иванова Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 4. — С.34.

9. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников в дошкольных образовательных учреждений. — М.: Аркти, 2004. — 80 с.

10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2004. — 416 с.

11. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9. — С.98−101.

12. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. — М.: Владос, 2003. — 224 с.

13. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г.Рузской. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. — 384 с.

14. Матюхина В. Возрастная социальная психология // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 10. — С.62.

15. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. — М.: Академия, 2004. — 192с.

16. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. — М.: АРКТИ, 1999. — 103 с.

17. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320с.

18. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Академия, 2002. — 200 с.

19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2000. — 456 с.

20. Мухина В.Я. Спиваковская А.С. Игра и нравственное развитие дошкольников. — М.: Изд-во Московского университета, 1986.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии VI этап. Дальнейшее развитие пси- хологических школ (40-60-е гг.) Появление ... . В отличие от классического психоанализа, индивидуальная психология считает основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Главную роль в структуре и динамике ...

21. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. — М.: Владос, 2002. — 608 с.

22. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия / Сост. А.В.Мардахаев. — М.: Академия, 2003. — 384 с.

23. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

24. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководителей и методистов. — М.: Айрис Пресс, 2004.

25. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 3. — С.69−71.

26. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т.В.Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

27. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.1. — М.: Апрель-пресс, 2000. — 304 с.

28. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.

29. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение, Владос, 1995. — 291 с.

30. Чечет В.В., Коростелева Т.М. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка. — М.: Университетское, 2000.

31. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 — 5 лет в игре. — М.: Просвещение, 1984. — 80 с.

32. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Академия, 2004. — 384 с.

33. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Владос, 1999. — 360 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector