Теория и практика гештальт-консультирования

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты гештальт-консультирования

1.1. Возникновение и развитие гешташльт-психологии

1.2. Возможности применения гештальт-подхода в работе с людьми

1.3. Базовые принципы гештальт-методологии в психологическом консультировании

Глава 2. Практические аспекты гештальт-консультирования

2.1. Организация работы консультанта в ходе гештальт-консультирования

2.2. Реализация конкретных техник в процессе гештальт-консультирвания

Заключение.

Литература

Введение.

Гештальт-терапия — экзистенциально-феноменологическое направление психотерапии третьей волны. Это философия, теория и практика, дающая доступ как к глубинным слоям личностной структуры (с возможностью ее изменения), так и к социальной «поверхности» личности. Слово «gestalt» (нем.) — переводится как «образ» или «фигура». В психологии под гештальтом понимают некую целостную структуру. В гештальт-терапии под гештальтом понимают цикл контакта с окружающей средой: от момента возникновения желания или намерения до его удовлетворения. Вся жизнь человека и общества собирается из таких гештальтов. Это влечет за собой два важных следствия. Первое: пока гештальт не завершится, т.е. пока дело не сделано, мы не свободны. Мы хорошо это знаем и замечаем, когда это касается мелких бытовых дел, но не всегда отдаем себе отчет, когда это касается дел внутренних. И мечемся, не можем понять, что же удерживает нас от следующего шага или заставляет возвращаться туда, куда мы не хотим. И второе: дело не сделано и гештальт не завершен, пока нет удовлетворения от произошедшего. Пока не произошло то, ради чего все затевалось.

Подобное видение человека и человечества сделало гештальт-терапию универсальным направлением. Оказалось, что закономерности развития и способы потери жизненности одни и те же у отдельного человека, у детско-родительской или супружеской пары, у семьи как структуры и у крупной компании. Естественно, позиция, цели и подходы к решению задач у психолога, работающего с аутичными детьми, и, например, у менеджера по внутрикорпоративному PR, будут разные, но основание может быть одно, и переквалификация занимает совсем немного времени.

10 стр., 4615 слов

Место человека в социальной структуре общества

... творческой деятельности формирует личность. Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ... рода - это отдельный, самобытный мир, который, будучи включен в социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность. Конечно, самостоятельность индивида опирается на его неповторимость, ...

Объект исследования: 12 человек (7 мужчин; 5 женщин).

Предмет исследования: особенности использования гештальт-консультирования.

Цель: определить главные особенности, определяющие ход психологического консультирования с использованием методик гештальт-психологии.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты гештальт-психологии

2. Подобрать различные методики гештальт-психологии для консультирования

3. Апробировать подобранные методики на практике.

Глава 1. Теоретические аспекты гештальт-консультирования

1.1. Развитие гештальт-психологии

Гештальт-терапия — внучка психоанализа. Фрейд открыл новую эпоху в познании человека — он открыл бессознательное. Именно это открытие лежит в основе любой существующей в настоящее время личностно-ориентированной психотерапии. Во-первых, человек ничего не делает случайно, а во-вторых, те желания и чувства, которыми не владеем мы, владеют нами. Основатель гештальт-терапии Фредерик (Фриц) Перлз был учеником Фрейда и, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя. Он увидел человека как целостное явление, в котором одновременно и постоянно сосуществуют сознательное и бессознательное, тело и разум, противоречивые чувства, прошлое и планы. Более того, ни один человек не может существовать изолированно. Внешний мир отнюдь не враждебен, напротив, он является той средой, которая нас питает и в которой единственно возможна наша жизнь. Только в контакте с окружающей средой мы можем взять то, чего нам не хватает, и отдать то, что нас переполняет. Когда таких контактов много — мы растем и развиваемся, наша жизнь полна радости или хотя бы смысла. А когда этот взаимообмен нарушается, мы застываем и жизнь становится похожа на заброшенную арену цирка, где давно погас свет, ушли зрители, а мы все ходим и ходим по привычному кругу.

И, следовательно, цель терапии состоит не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром……..

Заключение

Наша курсовая работа посвящена различным вопросам теории и практики гештальт-консультирования.

Первая глава нашей работы посвящена теоретическим аспектам гештальт-психологии.

Как показывает анализ литературных источников, возможности применения гештальт-подхода в работе с людьми чрезвычайно широки; методы гештальт психологии находят свое применение в индивидуальной психотерапии и консультировании, в различных вопросах работы с детьми, в работе с семьями, в коучинге, в бизнесе.

Однако особенность гештальт консультирования такова, что есть несколько базовых принципов, составляющих основание гештальт-психологии, на которых держится вся теория и практика гештальт-консультирования. Это принципы «здесь и теперь», «фигура и фон», «принцип расширения сознания», «работа с противоположностями».

Самым важным среди вышеуказанных принципов следует назвать принцип «здесь и теперь».

При проведении работы с клиентом принцип «здесь и теперь» напоминает психотерапевту о важности постоянно возвращать внимание клиента к актуально переживаемой им ситуации, настраиваясь на предстоящую работу вместе с психотерапевтом на решение этой ситуации, а не на уход от нее в размышления о прошлом и будущем. Наряду с этим принципом гештальт отличает еще ряд принципиальных положений.

18 стр., 8640 слов

Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными ...

... в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Наиболее остро сегодня стоит вопрос социально-психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Привлечение общественности, реабилитационных центров и иных организаций ...

Отметим, что состояние «здесь и теперь» делжно находить свое отражение не только в специфике личности клиента, но и в сознании психолога-консультанта.

Во второй главе нами предложены практические рекомендации по конструированию консультативного процесса в рамках гештальт-психологии. Отдельно рассмотрены вопросы организации работы консультанта в ходе гештальт-консультирования. В контексте этой организации и на базе принципов гештальт-консультирования был предложен ряд упражнений, которые могут быть реализованы в ходе группового консультирования.

Литература

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999.

2. Алешина Ю.Е. Консультативная беседа // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М., 1996, с.230-248.

3. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1988.

4. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

5. Добрович А.Б. Глаза в глаза. М., 1982.

6. Иванов М.А., Мастеров Б.М. Саморегуляция во взаимодействии // Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М., 1996, с.334-364.

7. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии, 1990, № 3.

8. Копьев А.Ф. К методологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии, 1996, № 4.

9. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

10. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999.

11. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

13. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии, 1993, № 4.

14. Основы возрастно-психологического консультирования. М., 1991.

15. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. М., 2000.

16. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования. М., 1989.

17. Хазанова М.А. Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании // Вопросы психологии, 1993, № 2.

18. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Минск, 1992.