Специфика социально-психологического климата подросткового класса сельской школы

Федеральное агентство по образованию Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Физико-математический факультет

Тема работы:

Специфика социально-психологического климата подросткового класса сельской школы.

Выполнила студентка 4-го курса

группы МИЯ-06 Лединская Н.С.

Научный руководитель:

Ясницкая В.Р.

Ульяновск 2010

Содержание

Введение

§ 1. Общая характеристика подросткового класса

п1. Характеристика подросткового класса

п2. Особенности и роль возраста класса в развитии коллектива

§ 2. Понятие социально-психологического климата

п1. Общее понятие микроклимата как более частное понятие социально-психологического климата

п 2. Факторы формирования микроклимата

п3. Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на развитие подросткового класса

§ 3. Практическая часть

Вывод

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие социально — психологический климат относится к довольно общему понятию и употребляется по отношению к обществу любого порядка, т. е. и к обществу в целом, и к классу в частности. Поэтому словом «микроклимат» мы будем обозначать социально-психологический климат любой малой группы, в частности школьного класса.

В педагогику и психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Именно географический термин достаточно хорошо иллюстрирует рассматриваемый термин. Климат — это соотношение пасмурных и солнечных дней, тепло и холод, словом это погода в доме. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Сама природа взаимоотношений достаточно сложна.

19 стр., 9014 слов

Уровень конфликтоустойчивости членов рабочего коллектива как фактор, определяющий социально-психологический климат в группе

... . Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др. По своему происхождению эти ...

В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности — ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, является важнейшим звеном в системе взаимоотношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях — в детском саду, в школьном коллективе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, — индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно — исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике малой группы. Это, прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и т. д. Помимо объективных условий социальной ситуации развития подростковой группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т. е. отношение членов группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней. Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в группах и коллективах. В группах могут быть выделены функционально — ролевые, эмоционально — оценочные и личностно — смысловые отношения между подростками. Эмоционально — оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии людей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением человека в коллективе. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения — симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т. д.

3 стр., 1275 слов

Коррекция межличностных отношений в подростковом классе

... межличностных отношений в подростковом классе в условиях учебно-воспитательной работы педагога. Индивид становится личностью благодаря коллективу, где ... например - в трудах Ольшанского В.Б. «Межличностные отношения. Социальная психология», Подласого И.П. «Педагогика», Гонеева А. ... формирования дружного детского коллектива. Н.К.Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала ...

Исходя из выше изложенного, актуальность мой темы определяется следующими аспектами:

. социальным;

. психологическим;

. педагогическим.

Объектом исследования являются взаимоотношения в подростковом классном коллективе.

Предметом принципиальные отличия, а так же черты сходства микроклимата подросткового класса сельской школы и городской.

Цель данной курсовой работы — изучение взаимоотношений в подростковом классном коллективе.

Первостепенное значение будет иметь решение следующих задач:

подростковый класс коллектив микроклимат

1. Изучить характеристики взаимоотношений в коллективе как психолого-педагогическую проблему.

. Определить особенности микроклимата подросткового класса

. Выявить характерные черты микроклимата подросткового класса в сельской школе.

Гипотезой выступает предположение о том, что микроклимат подросткового класса сельской школы будет иметь яркие и характерные черты гуманистического микроклимата, что обусловлено в первую очередь тесным общением сверстников друг с другом, родителей и детей. Родителей друг с другом и родителей с учителями.

Методы исследования: беседа, социометрия, исследование, тестирование (анкетирование), эксперимент.

§ 1. Общая характеристика подросткового класса

п1. Характеристика подросткового класса

Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен (с точки зрения педагогики и психологии) для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрасту.

9 стр., 4076 слов

Развитие человеческой деятельности

... в умения и навыки; выделяются новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности был описан А. Н. Леонтьевым и ... в действии. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации специфических, преимущественно, импульсивных поведенческих ... осуществлять ее значительно быстрее. 5.Эмоции — особый класс субъективных псих-х состояний, отражающих в форме непосредственных ...

Как уже отмечалось, успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Это положение в еще большей степени относится к подростковому возрасту (от 10−11 до 15 лет), который считают переломным.

Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию) связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых, в частности учителей. Трудности, встречающиеся порой в учебной и воспитательной работе со школьниками-подростками, объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте.

Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. В самом деле, старые формы и методы объяснения нового материала постепенно становятся непригодными. Если школьник еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, учащийся стремится теперь излагать материал «своими словами» и протестует, когда учитель требует от него точного воспроизведения формулы, закона, определения. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность.

Беспрекословно принимавший ранее указания, требования взрослых, он теперь относится к ним критически, считает, что эти указания и требования должны быть достаточно аргументированы и логически убедительны (с его точки зрения).

У него появляется собственное мнение (к удивлению и огорчению учителя, нередко расходящееся с общепринятым), преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость.

16 стр., 7721 слов

Психология подростка и юношеского возраста

... возрасте искусству, как рисование. Самое абстрактное искусство – музыка – самое любимое подростком. Развитие ... признак неблагополучного развития. При анализе логике психического развития, связи этого развития с окружающей ... , что ведущий для подросткового возраста деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые ... теперь уже всё более и более занимает политика, которой подросток очень ...

Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков, в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью. Педагогу приходится отказаться от многих из этих форм и найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия. Психолог А.Г. Ковалев справедливо отмечает, что здесь речь идет не о кризисе возраста, а о кризисе отношений между подростком и взрослыми, в частности учителями, воспитателями. Каждый возраст требует особого к себе отношения. И поэтому при обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее было естественным и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление с его стороны.

Практически все возникающие противоречия разрешаются путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых психологических качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.

У школьника существенно меняется его общественная позиция при перехожее из начального звена в среднее, его положение в системе общественных отношений. Старые формы поведения и взаимоотношений с окружающими вступают в противоречие с этим новым положением и этими новыми требованиями. Новая, социально организованная и стимулированная деятельность подростка является основой, условием и средством развития его психики, его личности.

Итак, чтобы найти правильные приемы и средства обучения и воспитания подростков, надо хорошо знать своеобразие подросткового возраста, особенности физического и психического развития.

Содержательная характеристика подросткового возраста меняется с течением времени, потому что меняются биологические и особенно социальные условия существования человека.

19 стр., 9404 слов

Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

... задержки психического развития и первичного нарушения речевого развития. Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Как и в ведущей деятельности любого периода психического развития, в ней ... так называемого гипогенитального инфантилизма. Чаще черты незрелости проявляются у мальчиков. Подростки медлительны, быстро устают, работоспособность очень неровная - выше в первой ...

Акселерация физического и психического развития детей особенно сказывается в подростковом возрасте. Подростки в последние годы развиваются ускоренным темпом, они стали более крупными, высокими, сильными, чем их сверстники 30−50 лет назад. И половое созревание начинается теперь на полтора-два года раньше, чем несколько десятилетий назад. Это касается и психического развития, в частности возможностей интеллекта, некоторых особенностей памяти, уровня политической и гражданской зрелости и т. д. Что было присуще более поздним возрастам, теперь свойственно более раннему возрасту.

В силу этого нижняя граница подросткового возраста 10 — 11 лет, а нижняя соответственно 14−15.

В данном возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка.

Присущая деятельность этого возраста включает в себя следующие виды:

учебная;

общественно-организационная;

спортивная;

художественная;

трудовая.

При выполнении любой из этих видов деятельности у подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым.

Он учится строить взаимоотношения в различных коллективах с учетом принятых в нем норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это, как уже говорилось выше, наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека — «чувство взрослости».

Один из ведущих исследователей подростничества Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что социальное созревание человека. Структурирование его самоопределения и самопознания как активно действующего субъекта определяется трансформацией общей позиции «Я по отношению к обществу» на две приходящие на смену друг другу позиции «Я в обществе и «Я и общество», причем подростничество достаточно неоднородный период становления личности.

12 стр., 5556 слов

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического климата класса старшего подросткового возраста…

... 2 Специфика психологического климата класса старшего подросткового возраста Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и ... способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе». Существует четыре ... и учителям улучшить психологический климат в классе подростков. Заключение Подводя итог работе, хочется отметить ...

В этом периоде Д.И. Фельдштейн выделяет три стадии:

) локально-капризную (10−11 лет) когда обострена потребность в признании взрослых;

) «право-значимую» (12−13 лет), характеризующаяся потребностью в общественном признании, в социально одобряемой полезной деятельности, что выражается в речевой форме «я тоже могу, имею право, должен»;

) «утверждающе-действенную» (14−15 лет), когда доминирует готовность проявить себя, применить свои силы.

Как отмечает В.А. Караковский, младшему подростку особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников и в семье; стремление обзавестись верным другом, стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе; стремление отделиться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета взрослого; отвращение к запретам в целом и необоснованным в более категоричной форме; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам.] Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, повышенной эмоциональностью. Иногда резкостью в суждениях (до грубости).

Для подростка ведущей деятельность становится общественно полезная деятельность в разнообразных формах. В русле которых и общение со сверстниками и с противоположным полом. При этом учебная деятельность осуществляет индивидуализацию подростка.

Найти себя в себе и в других — основная осознаваемая или интуитивно реализуемая потребность этого возраста.

[Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и отстаивает свое самосознание, образ «Я» соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности и опосредованности.]

Как субъект учебной деятельности, подросток характеризуется тенденции к индивидуальности, стремлением чем — то выделиться. Это может усилить познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержание учебной деятельности — ее предметом, средствами, способами решения учебных задач.

Стремление к «исключительности» входит в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как «награда», «успех». Содержание образования, на мой взгляд, целесообразнее включать в общий социокультурный контекст современной музыки, литературы, живописи, танцев, так как социальная активность подростка направлена на овладение норм поведения в социуме. Возрастные психологические особенности подростка есть следствие не только и не столько биологического созревания и развития, сколько изменения социальных условий жизни и деятельности ребенка, появления в этом отношении новых социальных факторов. На Ф конкретных условий жизни и деятельности, нельзя игнорировать биологические и собственно, психологические закономерности развития.

Из сказанного следует, что понятие возраста подростка, его особенностей не имеет абсолютного значения и подростковый возраст в этой связи не имеет совершенно четких, определенных и абсолютных границ и характеристик. Здесь есть определенные различия, иногда довольно существенные, которые объясняются влиянием конкретных социальных факторов, влиянием различных условий обучения и воспитания подростков. Но основные линии развития, основную характеристику развития детей в подростковом периоде выделить возможно.

Физическое развитие подростка. Прежде всего, следует отметить, что в этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие. Если изобразить развитие ребенка на графике, то получится очень характерная кривая: плавное, постепенное развитие до десяти с половиной лет сменяется быстрым, резким и неравномерным подъемом, происходит перелом, а потом на рубеже 15 лет эта кривая снова переходит в кривую с пологим, мягким развитием.

[Подростковый период — это период бурного роста и развития организма, — когда происходит интенсивный рост тела (за эти годы у девочек максимум роста обычно приходится на 13 лет, у мальчиков примерно на 15 лет), совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Мы хорошо знаем, каким нескладным, угловатым выглядит подросток. Это объясняется неравномерным физическим развитием: особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. Это вызывает и некоторые психологические проявления: подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается замаскировать свою нескладность — принимает порой неестественные, вычурные позы, пытается бравадой и напускной грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию: подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах людей.]

Особенности развития сердечно-сосудистой системы, начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции (в частности, щитовидной железы) приводят обычно к некоторым скоропроходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка.

У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, что иногда выражается в бурных и резких реакциях типа аффектов. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Так могут действовать на подростка обилие впечатлений, сильные нервные потрясения, долгое ожидание волнующего события и т. д. Одни подростки под влиянием этого тормозятся, становятся вялыми и безучастными, сонливыми, рассеянными; другие — раздражительными, нервозными, начинают нарушать дисциплину, совершать иногда абсолютно несвойственные им (а порой и вообще бессмысленные) поступки, что ставит в тупик учителя, воспитателя.

Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел. Но учитывать указанные выше особенности при организации учебно-воспитательной работы необходимо.

[В связи с особенностями физического развития следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения. Эти черты в соединении с бурной энергией, активностью при недостаточной дисциплинированности и выдержке приводят нередко к таким проявлениям в детских коллективах, как крикливость, несерьезность, возня детей, беготня по лестницам и т. д. Разумеется, все эти черты не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. Но бодрость, жизнерадостность, оптимизм в сочетании с активностью и инициативностью делают подростков очень подвижным, шумливым, импульсивным народом.]

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Если младший школьник далеко не всегда самостоятельно ставит перед собой задачи и цели, требующие воли для их достижения (обычно эти цели намечают, задачи ставят учителя, родители), то подросток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что они далеко не всегда проявляют ее во всех видах деятельности: проявляя настойчивость в одном виде деятельности (например, спортивной), они могут не обнаруживать ее в других видах (например, учебной), обнаруживая волю в овладении математикой, не проявляют ее по отношению к иностранному языку и т. д.)

Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) — младший подростковый возраст (11−13 лет), и позитивную — старший подростковый возраст (13−15 лет).

По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются скорее во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в манерах.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

п2. Особенности и роль возраста класса в развитии коллектива

Основное новообразование в сознании подростка, по мнению отечественных психологов, стремление быть и казаться взрослым. На этой почве возникает противоречие между потребностью и возможностью быть взрослым.

Для младших подростков эта ситуация усугубляется очередной «кризисной точкой» — переходом из начальной школы в среднюю.

Младший подростковый класс (IV - VI классы).

1. Значимая деятельность постоянно дифференцируется: таковой становится не только учебная, но и любая в которой подросток сможет самоутвердится, проявить самостоятельность и взрослость — вплоть до антисоциальных деяний. Привлекательна разнообразная совместная деятельность, важную роль в которой играет интересная подача и форма организации.

2. Групповое общение становится всё более эмоциональным и начинает выходить за рамки учебной деятельности; предметом все чаще становится значимое для ребят взаимодействие, несвязанное с их учебной деятельностью (если таких ярких событий нет в школе, их ищут в других местах) и новыми интересами. Авторитет в классе теперь зависит не от отличной учебы, а от соблюдения неписанного кодекса товарищества, который существенно различается у мальчиков и девочек.

. Ожидание от учителя — организатор интересной деятельности, справедливый руководитель, активный заинтересованный участник жизни класса.

. Социальная адаптация ребят связана в основном с переходом из начального звена в среднее. Этот период справедливо считается одной из важнейших критических точек в жизни школьников: меняется уклад быта класса, расширяется круг его общения, уменьшается степень его защищенности и стабильности. Но увеличивается ценностно-нормативное поле класса, что связано с его вхождением в разновозрастное школьное сообщество.

. Обособление выступает в первую очередь как групповая идентификация, проявляющаяся главным образом в стремлении класса обособиться в среде сверстников и в укреплении чувства «Мы». Внутри класса в силу названных причин происходит также обособление преимущественно в однополых микрогруппах, точнее сказать между мальчиками и девочками.

Все особенности, которые присуще подросткам в раннем подростковом возрасте особенно ярко проявляются в среднем подростковом классе (VII - IX классы).

1. Совместная деятельность, с одной стороны позволяет удовлетворить ведущую потребность подростков в общении со сверстниками, а с другой стороны, создающая условия для проявления творчества, взрослости и самостоятельности, класс стремится все чаще участвовать в общешкольных делах.

2. В сфере общения внутри класса накапливается множество противоречий: между девочками, становящимися уже девушками и мальчиками, остающиеся пока мальчиками. Все более привлекательными становятся взросло — юношеские эталоны общения. В классе при этом укрепляется потребность в обще — групповых переживаниях и настроениях.

. Ожидание от учителя — советчик в совместной деятельности, и в минимальной степени как организатор и руководитель. Наиболее важные качества, которые ценятся в учителе — это справедливость и заинтересованность в делах класса.

. [Если посмотреть с одной стороны, то в классе особенно развивается полоролевая адаптация (приобщение школьников к поведению в социуме согласно своему полу).

Наряду с этим усиливается адаптация ребят к субкультуре своего класса («быть как все») и к молодежной культуре («быть взрослым»)]

. Внешнее обособление класса выглядит главным образом как обособление в той или иной мере от мира «дальних взрослых», а также проявить свою особенность среди сверстников, например в своей параллели.

Обособление внутри класса связанно для большинства школьников с кризисом 13 лет, во время которого обостряется проблема признания подростка сверстниками, уверенность в себе и своей значимости, стремление быть независимым от «дальних взрослых» (в первую очередь от родителей и учителей) и необходимость подчиняться им даже в мелочах — и эти и другие противоречия раздирают душу подростка; подобно лебедю, раку и щуке.]

Позитивные формы индивидуального обособления в среднем подростковом возрасте выглядят скорее всего как интенсивные пробы себя в различных видах деятельности, не только в классе, но и за пределами его.

Старший подростковый класс (IX класс).

Особого разговора требует данный возрастной период — переходный от подросткового к юношескому возрасту, его особенность как раз в переходности, в пересечении специфических возрастных черт подростковых и юношеских, старших классов.

. Значимой деятельностью в данном возрасте является та, которая будет иметь отношение к их профориентации: её может оказаться, как и учебная деятельность, так и специфическая прикладная трудовая деятельность.

Но вместе с тем, по-прежнему остается значимой коллективная творческая деятельность; особенную популярность приобретают совместные поездки, походы, в которых можно уже быть взрослым, а не казаться таковым.

. Общение в классе может быть максимально интенсивным или наоборот неустойчивым, поверхностным, а в некоторых случаях и конфликтным. В межличностных отношениях возрастает избирательность, причем юноши — мальчики начинают догонять своих сверстниц в социально психическом развитии, а взаимный интерес их друг к другу становится все более заметным.

. Ожидание от учителя во многом зависят от его референтности для класса и колеблются от полного равнодушия, до возрастающей потребности в признании с его стороны.

. Социальная адаптация в классе связана с еще более интенсивном приобретением опыта полоролевого поведения и межполового общения, а также с профессиональной ориентацией.

. Обособление класса как группы происходит в связи с его отделением от подростковых, средних классов. Большинство школ относят 9 классы уже к старшим.

. [Индивидуальное обособление происходит в процессе самоопределения старших подростков — от более устойчивых и осознанных увлечений и занятий до выбора дальнейшего пути.

Как правило, в классах становится все более заметным парное обособление, ведь это не только время серьезного самоопределения в дружбе, но и пора первой любви.]

§ 2. Понятие социально-психологического климата

п1. Общее понятие микроклимата как более частное понятие социально-психологического климата

Определение социально психологического климата, данное А.В. Петровским достаточно широко и относится к общему понятию. Данный термин используется для определения общности любого порядка, т. е. и к обществу в целом и к школе. Словом «микроклимат» мы будем обозначать социально — психологический климат малой группы, в данном случае — школьного класса.

Если рассмотреть чисто географический термин климат, то он лучше всего подходит к рассматриваемому социально — психологическому понятию: климат — это тепло и холод, соотношение ясных и пасмурных дней, в целом микроклимат можно определить как погоду в доме.

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

Первая климатическая зона — социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона — моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона — психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат — это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Благоприятный микроклимат — это следствие, результат сплочения коллектива. Сплачивать классный коллектив легче, прежде всего, где идет целенаправленная работа на организацию школьного самоуправления — организации гуманистических отношений, которые организуются в процессе деятельности всего коллектива в целом.

Микроклимат, как и любой другой изучаемый вопрос имеет двойственную, противоречивую природу: одновременно и объективный факт (то, что происходит в реальной жизни класса) и субъективный образ (то, как воспринимает эти отношения конкретный школьник.

[В основе микроклимата лежат два краеугольных камня: «Я» и «Другой». Если «Я» это конкретный ученик, то вот «Другими», по отношению к нему могут быть сверстники, конкретный учитель, преподающий предмет в данном классе, так и классный руководитель, а так же их родители. Но для подростка наиболее важными «Другими» являются его сверстники. Тогда можно сделать следующий вывод, что микроклимат воспринимается через призму взаимоотношений с конкретными одноклассниками и классом в целом. Тогда с точки зрения этого школьника, микроклимат его класса зависит от ответов на следующие вопросы:

. Как конкретные одноклассники и класс в целом относится ко мне?

(связка «Другой→Я».)

. Образует ли класс некую общность («МЫ»), в которой я чувствую себя частью.

(связка «Другой↔Я».)

. Как я отношусь к конкретным одноклассникам и к классу в целом?

(связка «Я→Другой».)]

Этим видам отношений соответствуют определенные компоненты микроклимата. Перечислим и рассмотрим их подробнее.

. Прежде всего, психологическая комфортность школьника в классе зависит от того как к нему относятся одноклассники.

Признаки психологической защищенности, ее качественные стороны имеют довольно широкие рамки: от уверенности подростка в том что его не обидят в классе, до непосредственной помощи в трудный момент со стороны одноклассников.

Итак, первый параметр микроклимата — это защищенность школьника в классе.

2. Но для комфортного ощущения школьника в классе важное значение имеет и другая связка отношений как «Я» и «Другой».

Ведь для школьника мало знать, что его не обидят. Ему важно также ощущать себя «своим среди своих». На практике было выявлено мной, что далеко не каждый класс обладает чувством «Мы». Иногда этих «Мы» несколько и тогда мы получаем уже несколько микрогрупп, а иногда можно встретить и вовсе отдельные «Я», которые иногда объединяются друг с другом и чаще всего на основе безысходности и носят недолговременный характер.

Микроклимат школьного класса — это система отношений. Связывающих одоклассников и определяющих их защищенность, активность и сплоченность в классе.]

Если исходить из определения, то можно отметить следующие моменты:

· микроклимат — главная ведущая социально — психологическая характеристика.

· каждый класс, независимо от уровня своего развития, имеет свой микроклимат, но вот качество этого микроклимата может колебаться как от благоприятного для развития личности, так и до максимально неблагоприятного.

· общую окраску можно определить по тому, насколько защищенным чувствует себя в классе школьник, насколько ребята сплочены.

п 2. Факторы формирования микроклимата

В ходе моего исследования у меня возник вопрос: а как учитель может влиять на формирование микроклимата школьного класса?

Для начала рассмотрим факторы формирования микроклимата класса и содержание понятия «микроклимата». В целом можно привести два толкования понятия: психологическое и педагогическое.

В соответствии с первым формирование, есть развитие, т. е. внутренний процесс изменения микроклимата и результат этого процесса в виде сформированных его качеств. Во втором случае, при педагогическом толковании, мы получаем более точное соответствие лексическому значению слова «формирование», происходящее от латинского слова «formo» — «придаю форму, строю, создаю», в данном контексте формирование рассматривается как конструирование, целенаправленное управление процессом развития микроклимата, создание оптимальных условий для достижения поставленных целей и выбор адекватных средств для этого.

Теперь можно вполне и дать определение факторов формирования микроклимата школьного класса.

[Факторы формирования микроклимата школьного класса — это все условия, активно влияющие (из вне или изнутри, стихийно или целенаправленно) на его внутреннее состояние и развитие его структурных компонентов — защищенности, сплоченности, активности школьников.]

В.В. Максимов классифицирует факторы по отношению влияния их на коллектив. Таким образом он выделяет: экзофакторы, направленные из вне; эндофакторы, направленные изнутри самого коллектива.

К экзофакторам можно отнести:

. Организационную структуру жизнедеятельности класса, привнесенную извне, содержание и формы организации ведущей деятельности — учебной, традиции школы.

2. Социально — психологический климат школы, понимаемый как система отношений, на основе различных связок между учителями, родителями, школьниками, школой и классом и т. д.

. Климат ближайшего социума, т. е. тех факторов социализации, которые выходят за рамки школы.

. Социально — психологический климат города, поселка, региона, т. е. мезофакторов социализации, которые окружают школу.

. Социально — психологический климат общества вцелом.

В целом же нужно отметить, что настроение, самочувствие ребят напрямую зависит от настроя учителя и даже в трудное для общества время возможно изменить настрой воспитанников в лучшую сторону.

К эндофакторам можно отнести:

. Характер официальных связей, закрепленный в формальной структуре коллектива и во многом зависящий от той или иной модели совместной деятельности школьников.

2. Неофициальная организационная структура, под которой понимается товарищеские контакты, взаимопомощь, сотрудничество.

. Степень единства формальной и неформальной структур коллектива: если, например, при распределении обязанностей между ребятами совсем не учитывается их предпочтения, то это естественно скажется негативно на микроклимате класса.

. Психологические особенности членов группы, а точнее эффект их сочетания, проявляющейся в совместимости одноклассников.

. Стиль руководства коллективом, в подростковом возрасте ни в коем случае нельзя применять авторитарный и попустительский стиль.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что несмотря на свою автономность и многомерность микроклимат класса может регулироваться и корректироваться в той или иной степени. Но только в том случае, если учитель использует целесообразный стиль руководства коллективом, знает о состоянии параметров микроклимата и владеет эффективными методами и приемами работы с ними.

п3. Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на развитие подросткового класса

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).

Формирование и совершенствование социально-психологического климата — это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

[Одним из важных моментов в формировании благоприятного климата является формирование культуры общения. Учитель играет здесь главную и ведущую роль.]

Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

· В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

· В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

· В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

· Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

· Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

· В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

· В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

· В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

· Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

· Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

· Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

· В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

· В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

. Определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе.

2. Коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера).

. Определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;

. Применение игр, направленных на сплочение коллектива.

. Определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения.

. Изучение индивидуальных особенностей школьников.

. Развитие коммуникативных навыков.

. Определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками.

. Социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

. Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).

2. Профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).

. Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Для того чтобы исследование социально-психологического климата было более объективно и отражало реальное положение дел в классе, можно использовать метод наблюдения за классом в деятельности, регламентируемой учителем во время уроков и во внеучебной деятельности (например, при организации и подготовки класса к какому-либо досуговому мероприятию в отсутствии педагога).

При фиксации полученных результатов можно пойти по пути обобщения увиденных особенностей класса (в этом случае наблюдаемые особенности фиксируются без указания фамилии того, в чьем поведении они были замечены).

Такие результаты помогут обозначить наиболее проблемные составляющие социально-психологического климата, на которые следует обратить особое внимание в коррекционно-развивающей работе с классом (хотя, как правило, все они тесно связаны друг с другом).

В ходе работы я выделила следующие эмпирические референты социально — психологического климата класса, которые приведены далее в таблице.

) Благоприятного социально-психологического климата.

Параметры

Вербальные референты

Невербальные референты

Эмоциональный фон

Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.

Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний.

Способность к сотрудничеству

Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности в мнении других («А как ты думаешь?», «Вам это нравится?» и др.)

Выслушивания с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга).

Эффективность взаимодействия

Словесное подтверждение решения поставленной задачи. Словесное выражение удовлетворения результатом.

Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы.

) Неблагоприятного социально-психологического климата.

Вербальные референты

Невербальные референты

Эмоциональный фон

Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам.

Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников. Печальный или враждебный тон высказываний.

Способность к сотрудничеству

Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности в мнении других («А кто тебя спрашивает?», «А ты здесь причем?» и др.)

Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению).

Эффективность взаимодействия

Словесное отрицание решения поставленной задачи. Словесное выражение неудовлетворения результатом.

Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива. Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие:

· так как, социально-психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

· находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;

· формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

· если есть свободное время — привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т. п.

· создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

· привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

· создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно — положительных отношений между учителями и учащимися;

· развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

· развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

§ 3. Практическая часть

Примеры диагностик, на основе которых были сделаны выводы.

I. Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе

1. Игра-тест «Альпинист». В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: «Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист — это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) — Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров — 10 километров! Теперь представьте, что пик — это вершина горы — это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются. Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов — это твои одноклассники. (от 1 до 10), подумайте и ответьте».


Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6−7 баллов.

В моем случае это было как раз 6 баллов. На мой взгляд, данный тест наглядно проиллюстрировал уровень сплоченности, он ярко подтвердил мое предположение. Дети в сельской школе более ярко чувствуют себя частичкой единого целого, класса в школе; членом семьи дома.

2. Игра-проект «Символика моего класса».

«Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)

Попробуем?! С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг — триколор, герб — двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем — Россию!

Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз — краткое изречение, выражающее суть нашего объединения — класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие — они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.

этап «Объединение»: Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 — быстрота объединения в группу и 2 — вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников — это результат (балл) группы!

этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:

· название класса;

· девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);

· символ класса.

Главное условие — проект должен объединить весь класс.

этап: Защита группами своих проектов.

этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались).

Игра-проект «Символика моего класса», при проведении мной, помогло учителю — классному руководителю и самим детям окунуться в атмосферу общей работы для своего же класса. Это очень важно для подросткового класса, именно на основе характеристик подросткового возраста, мной была выбрана эта игра-проект. После ее завершения было проведено планирование классных дел (по желанию учеников), на котором были намечены дальнейшие дела. Во время проведения в классе наблюдался благоприятный микроклимат (выводы были сделаны на основе метода наблюдения).

3. Упражнение «Создание правил и законов нашего класса».

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.

Творческое задание ребятам: методом «мозгового штурма» разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования — записать на листе ватмана и поставить подписи.

4. Создание «Дневника класса».

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему «Что я люблю и чего я не люблю». Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место — ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников — рассказать им о правилах класса, показать «Дневник» и т. д.

Далее я привожу непосредственно вопросники, тесты на основе которых мной была подверждена моя гипотеза.

Тест 20-ти вопросов

Сколь бы ни были мы неповторимы в своей индивидуальности, для других мы обычно предстаем в общественной (можно даже сказать — обобществленной) ипостаси — с позиции той роли, которую мы призваны играть.

Роль для любого учителя — это, во-первых, фиксация определенной позиции, которую человек занимает в какой-либо системе отношений; во-вторых — функция, которую он должен выполнять, занимая эту позицию, и, в-третьих — нормативно одобряемый образец поведения, который ожидается от каждого, кто исполняет эту роль.

В зависимости от того, в какой именно системе отношений осуществляется исполнение ролей, все они подразделяются на социальные (начальник, мать, муж и т. п.), внутригрупповые (Лидер, Марионетка, Шут), межличностные (Покровитель, Партнер, Любимая) и, наконец, индивидуальные (это уже по другому признаку — по усвоенному личностью и ставшему частью ее «Я» наиболее традиционному набору ролей — Золушка, Вундеркинд, Тиран и т. д.).

В принципе возможно и более дробное деление ролей (слишком уж многообразны системы отношений, в которые мы вступаем в течение своей жизни), но и представленного подразделения оказывается достаточно для того, чтобы приступить к анализу ролевого набора конкретного человека. Делается это с помощью простого в исполнении, но довольно сложного в обработке и интерпретации теста 20-ти вопросов. В этом тесте испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой? «Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они приходят в голову, не заботясь о последовательности, грамматике и логике. Полученный список, прежде всего, рассматривается с точки зрения двух категорий суждений: присоединяющих, в которых испытуемый относит себя к какой-либо группе и которые обычно находятся в начале списка, и дифференцирующих, где он указывает свои специфические, отличающие его от других признаки. Помимо этого ответы подразделяются по социальным группам (и соответственно ролям) — пол, возраст, национальность, профессия и т. п.; идеологическим убеждениям — философские, политические и моральные высказывания, а также интересам, увлечениям, стремлениям, целям и, конечно же, самооценке. Наиболее частыми категориями являются следующие: профессиональная идентичность, семейные роль и статус, пол и возраст. Особое внимание следует обращать на ответы, которые передают сознательную идентификацию человека с определенными категориями ролей, то есть с теми, которые он не просто должен, но хочет и стремится выполнять.

Внешнегрупповая референтометрия

В современной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы — круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она и в прямом контакте, и мысленно — соотносит свои оценки, действия и поступки. Естественно, что определение референтного круга старшеклассников является весьма важным в плане прогноза их психического развития.

В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов, находящихся за пределами наиболее привычной и для учеников, и для учителей группы — школьного класса. Для этого учащимся предлагается 10 вопросов-ситуаций (I-A) и список людей, окружающих их (I-B).

Школьникам нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо. А

. С кем вы поедете на экскурсию в другой город?

2. С Вами случилась неприятность. Кому Вы об этом расскажете?

. Вы хотите отпраздновать свой лень рождения. С кем Вы его проведете?

. Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше времени?

. Кто может указать Вам на Ваши недостатки, кого Вы больше послушаете?

. Вы встретили человека, который Вам понравился, Кто может Вам помочь правильно оценить его?

. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?

. Кто может быть для Вас примером в жизни?

. Кому Вы хотели бы понравиться больше всего?

. С кем Вы больше всего откровенны?

I-Б

. Родители (отец, мать).

2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).

. Взрослый знакомый.

. Знакомый родителей.

. Друзья.

. Лучший друг (подруга).

. Компания, приятели.

. Знакомая девушка, знакомый юноша.

. Товарищи по учебе, работе.

. Товарищи по кружку, секции, студии и т. п.

. Историческая личность.

. Известный всем человек.

. Человек, о котором ты знаешь от других.

. Литературный персонаж.

После осуществленного школьниками выбора их просят отложить список I-Б и по пятибалльной шкале (5, 4, 3, 2, 1) оценить каждое из выбранных лиц.

Обработка полученных данных достаточно проста. Все лица, упомянутые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них.

После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного старшеклассника.

При проведении данного теста мной были выявлены следующие закономерности:

1. При проведении теста в младших подростковых классов у 75% ребят в референтную группу вошли товарищи по учебе, что еще раз характеризует психологические особенности этого возраста; далее эта цифра уменьшалась и стала занимать на след возрастном этапе всего лишь7%, но вот лучшего друга на этот раз выбрали 90% ребят и в старшем подростковом классе 91% выбрали девушку или юношу, что иллюстрирует половые взаимоотношения в подростковом классе.

2. А вот родителей выбирали всего от 4−12% в зависимости от возраста тестируемых. Соответственно, чем меньше возраст, тем больше будет процент выбора.

. И лишь 1 и 2 тестируемых в разных классах выбрали несущствующих, придуманных персонажей, что явно указывает, на мой взгляд, на существующие психологические проблемы личностей данного класса, при этом они не являются отверженными в данном классе, общение сверстников проходит на доброжелательной ноте.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора.

Групповую сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная-5).

В ходе опроса баллы указывать не нужно. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

. Живу и существую отдельно от неё (1).

. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

Перешли бы Вы в другой класс, если бы Вам предоставилась такая возможность (без изменения прочих условии)?

. Да, очень хотел бы перейти (1).

. Скорее, перешел бы, чем остался (2).

. Не вижу никакой разницы (3).

. Скорее всего, остался бы в своем классе (4).

. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).

. He знаю, трудно сказать (1).

Каковы взаимоотношения между членами Вашего класса —

. Лучше, чем в большинстве классов (3).

. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

. Хуже, чем в большинстве классов (1).

. Не знаю (1).

Каковы у Вас взаимоотношения с учителями?

. Лучше, чем в большинстве классов (3).

. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

. Хуже, чем в большинстве классов (1).

. Не знаю (1).

Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в Вашем классе?

. Лучше, чем в большинстве классов (3).

. Примерно такие же, как и в большинстве классов (2)

. Хуже, чем в большинстве классов (1).

. Не знаю (1).

Вывод из проведенного теста:

По-моему мнению, данный тест показал наиболее точно, в среднем в одном классе индекс получи равный 8, другом 9. Это показывает на сплоченность в классах. Но все же, в классе требуется проводить общие коллективные творческие дела, которые являются необходимым и достаточным условием для усиления чувства «Мы». Конечно, на основе одного теста нельзя сделать полный вывод, но понять вырисовывающуюся картину представляется возможным. Любой класс, тем более подростковый, требует пристального внимания со стороны педагога в некоторых случаях коррекции отношений подростков друг с другом и с обществом в целом. После обработки полученных результатов, наиболее важным показались ответы на вопросы:

) Каковы взаимоотношения между членами Вашего класса?

) Каковы у Вас взаимоотношения с учителями?

% опрашиваемых ответили, что лучше чем в других классах, это с одной стороны показатель того, что в классе есть чувство «МЫ», но с другой стороны, это натолкнуло меня на мысль о том, что обособленность класса в исследуемой школе очень велика. Что вовсе меня не удивило, т.к. в классе дружат не только дети, но чаще дружба детей происходит на основе дружбы родителей, причем еще с детского сада.

Итак, на основе полученных результатов (индекс сплоченности указан выше) можно сделать вывод о том, что сплоченность в исследуемых классах достаточно сильная.

Определение психологического климата класса.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет «психологической атмосферы» — также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива учитель может воспользоваться картой-схемой А.Н. Лутошкина.

В ней в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до — 3).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:

+ 3 — свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

+ 2 — свойство проявляется в большинстве случаев;

+ 1 — свойство проявляется достаточно часто;

— ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;

— достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

— свойство проявляется в большинстве случаев;

— свойство проявляется всегда.

Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

Группировки конфликтуют между собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного»

В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

Однако возможна и более простая оценка — через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же А.Н. Лутошкиным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение и т. п. (и т.п. — потому, что возможности так называемых «цветовых тестов» очень велики, но их здесь невозможно раскрыть).

При этом используются следующие цвета: красный — восторженное настроение; оранжевый — радостное; желтый — светлое, приятное; зеленый — спокойное, уравновешенное; фиолетовый — тревожное, напряженное; черный — уныние, полное разочарование, упадок сил.

Вывод, полученный после применения карты-схемы А.Н. Лутошкина.

На практике мной была также применена методика цветописи.

Испытуемые выбрали теплые цвета (желтый, оранжевый, зеленый).

При анализе можно сделать следующий вывод: в классах преобладает радостное восторженное настроение. Чувство тревожности, тем более уныния не имеет место в испытуемых классах. На основе этого можно сделать вывод, что микроклимат классов, участвующих в изучении, благоприятный.

Если же вернуться непосредственно к карте-схеме, то здесь все выборы были сделаны в положительной полуоси, что также вновь характеризует положительный, благоприятный микроклимат.

Атмосфера в группе

Замерять психологическую атмосферу в группе, то есть динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие «дистанцию» между парами, кодируются по девятибалльной шкале слева направо по схеме: 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

Неудовлетворенност

Увлеченность

Равнодушие

Продуктивность

Непродуктивность

Теплота

Холодность

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

Занимательность

Скука

Успешность

Не успешность



Вывод

В ходе проведения данных тестов и опросников в двух 8 классах, в связи с тем, что я проводила уроки в этих классах у меня была возможность проанализировать и изучить вопрос на основе не только различных тестов, но и наблюдение за поведением ребят. Как они общаются друг с другом в школе, классе, на уроках. А так же как они общаются в неформальной обстановке при организации внеклассного мероприятия.

В обоих из испытуемых классов при пользовании картой-схемой А.Н. Лутошкина мной был выявлен благоприятный «+» микроклимат обоих классов. Как и предполагалось ранее в начале работы, микроклимат подросткового класса будут благоприятным.

Надо также отметить, что в педагогической деятельности наиболее важным, на мой взгляд будет метод наблюдении. Он наиболее полно сможет дополнить картину исследуемого вопроса. При методе наблюдения мной было выявлено дружеское отношение одноклассников друг с другом, не имело место вовсе насмешливость друг над другом, придирчивость. Также следовало бы отметить положительное влияние на микроклимат как педагогов предметников так и классных руководителей. В классах нет отверженных, что на мой взгляд. Лишний раз подчеркивает сплоченность коллектива.

Но нужно так же отметить, что классы находились на этапе развития коллектива «Алый парус». Это главным образом проявлялось в чувстве защищенности: «Я частичка сильного Мы».

Если рассмотреть вопрос взаимоотношений подросткового класса как психолого-педагогическую проблему, то здесь можно отметить следующие особенности:

· Подростковый класс более выражено обособляется и устанавливает внутри класса свои «правила» по которым должны жить все ребята класса;

· Внутри класса накапливается множество противоречий и задача педагога, на мой взгляд, стараться разрешить их и не допускать конфликтов в классе. В любом возрасте класса конфликт не может обещать что-то хорошее, тем более в подростковом классе.

· В подростковом классе не всегда преобладает доброжелательный тон общения, который является одной из характерных черт благоприятного микроклимата, это опять таки обусловлено возрастом класса.

Если рассматривать особенности микроклимата подросткового класса, то здесь конечно нельзя не отметить, что психика подростка достаточно не уравновешена. Поэтому конечно нельзя сказать, что общение в классах было всегда гуманистически направленным, имели место и «выяснение отношений» и придирчивость друг к другу, но все это не носило затяжной и длительный характер. И опять таки, только на основе проведенных опросников, тестов были сделаны данные выводы.

Дети сельской школы гораздо добрее и отзывчивее, возможно это еще и связано с тем, что они растут и развиваются в непосредственной близости с природой. Соответственно и микроклимат в таком классе будет иметь гуманистический характер, развивать и корректировать, по-моему мнению, легче именно коллектив в сельской школе, так как я находилась на практике как в гимназии г. Ульяновска, так и в сельской школе. И можно однозначно и точно сказать, что более положительно настроены дети сельской школы.

Данная гипотеза в моей работе была подтверждена в полном объеме и четко проиллюстрирована на примерах

Заключение

Актуальность данной темы определяется следующими аспектами:

. социальный;

. психологический;

. педагогический.

Микроклимат — это система отношений, которая базируется прежде всего на общении — это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

Согласно А.Н. Леонтьеву, общение — это «намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности. В подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно воздействуют друг на друга, воспитывают друг друга.

Как правило, близкие друзья — ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде, при этом сходство поведения и оценок может быть и не велико.

Обычно подросток начинает свой поиск просто с подражания товарищам — подражания самого широкого, плохому и хорошему. Он подражает кому-то одному из товарищей, а иногда сразу нескольким: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Он старается чаще бывать с ними, и всё перенимает у них. Ему нравится в них всё: они обычно бывают и «самые умные», и «самые веселые», и «самые красивые». Словом, у подростка появляется образец, своего рода идеал, ориентирующий и направляющий все его поведение.

Микроклимат класса показывает насколько комфортно ученику в классе, его уровень защищенности. Главным конечно же в подростковом классе является принятие ребенка сверстниками, и как показала моя работа, в сельской школе защищенность выше, да и принятие сверстниками тоже на более высшем уровне.

Список литературы

1. Аникеева Н. П." Учителю о психологическом климате в коллективе" М.: Просвящение, 1983

. Арутюнян М.Ю. и др." Учителя и ученики: два мира?" М.: 1992

. Бойко А.В., Ковалев А.Г., Парфенов В. Н." Социально-психологический климат коллектива и личности" М.: 1983

. Зимняя И.А. «Педагогическая психология» М.: Университетская книга; Логос 2009

. Крутецкий В.А. «Психология воспитания и обучения школьников» М.: Просвещение, 1976

. Лутошкин А.Н. «Как вести за собой» М.: 1986.

. Уманский Л.И. «Психология организаторской деятельности школьников» М.: 1980.

. Ясницкая В.Р. «Социальное воспитание в классе» М.: Академия, 2004.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector