Специфика ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

Специфические ошибки письма у детей с ринолалией в младшем школьном возрасте

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения специфики ошибок

письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

1.1. Понятие «ринолалия», этиология и классификация 7

1.2. Особенности развития речи и письма у детей с ринолалией 17

Глава 2. Организация и методика проведения экспериментальной

части исследования

2.1. Цели и задачи 27

2.2. Характеристика участников эксперимента 28

2.3.Методика проведения констатирующей части эксперимента 31

2.4. Методика проведения формирующего эксперимента 35

Глава 3. Анализ результатов и выводы по экспериментальной части исследования

3.1. Анализ и выводы результатов констатирующего эксперимента 41

3.2. Анализ и выводы результатов формирующего эксперимента 49

3.2. Общие выводы 57

Заключение 59

Литература 62

Приложения 66

Введение

Рукописная речь – веками проверенное, надежное и доступное средство общения. Ни печатающие устройства, ни звукозапись не в состоянии заменить для грамотного человека простого искусства письма. К началу школьного обучения все дети оказываются на различных уровнях речевой зрелости и готовности к овладению грамотой. Затруднения при обучении письму обусловлены недостаточным развитием мелкой моторики пальцев руки, мышц спины. У детей 6–7 лет не закончилось формирование зрительно-двигательной координации, зрительной памяти, произвольного внимания, аналитического восприятия. Но не только это может стать причиной возникновения большого количества разнообразных ошибок в письме.

Причины графических ошибок у учащихся начальных классов лежат в сфере нарушения как моторики и взаимодействующих с ней психических процессов, поведения и абстрактных форм мышления, так и речевых нарушений. Количество детей, имеющих дефекты речи (в том числе и с диагнозом «ринолалия»), с каждым годом увеличивается. Как показывает практика, следы недоразвития речи остаются до самого конца школьного обучения и оказывают влияние на усвоение письма. Все выше сказанное и определяет социальную значимость нашего исследовании.

В отечественной литературе проблемы развития и формирования детей с нарушениями речи и ринолалией рассмотрены достаточно подробно в работах таких авторов как И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, Е.А. Логинова, Г.В. Чиркина, Е.В. Шипилова. Достаточно много исследований посвящено анализу нарушений процесса письма у учеников с ОНР (общее недоразвитие речи) и с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие), которые теряют «графический контроль» над правильным его буквенным отображением, допуская следующие графические ошибки: зрительно-двигательный тип графических ошибок (замена букв, имеющих сходные элементы, смешение величины и формы элементов букв, написание лишних элементов); каллиграфические ошибки – нарушение качественной стороны графического навыка: высоты, ширины и наклона элементов букв, способов соединений букв и отсутствие связности букв при письме; несоблюдение интервала между буквами в словах, между словами на строке; слишком узкие или растянутые буквы; разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево; несоблюдение расположения букв по линиям строки (линейность); полная неразборчивость почерка, ломаность, вычурность, угловатость письма.

21 стр., 10085 слов

Выявление нарушения письма у детей младшего школьного возраста ...

... письменной речи, доказать, что приводит ребенка к письму, через ... эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь ... письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи. Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, ...

Эти два типа графических ошибок объясняются несформированностью зрительно-двигательного механизма управления сложной системой движений пишущей руки и сложности их согласования со слухо-зрительным восприятием звука-буквы (графического навыка).

В тоже время анализ литературы также показывает, что исследований в области формирования письменной речи у детей с ринолалией, явно недостаточно, что и обусловливает научную значимость данной работы.

Результаты исследования могут быть использованы воспитателями, практическими психологами, социальными работниками, педагогами дополнительного образования, занимающимися психолого-педагогической работой с детьми с диагнозом «ринолалия». Это определяет практическую значимость данной работы.

Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В период младшего школьного возраста для детей особую значимость приобретает формирование навыков письма. Этот факт предопределяется социальным развитием ребенка в этот возрастной период. Однако, как отмечают исследователи, не всегда уровень и качество этих навыков в достаточной степени развиты у детей с диагнозом «ринолалия». Также следует отметить, что мало исследованными являются особенности и специфика ошибок письма у детей с данным диагнозом.

Цель исследования – изучение специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.

Объект исследования – развитие навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией.

Предмет исследования – ошибки развития навыка письма у детей младшего школьного возраста с ринолалией.

Гипотеза исследования — у детей младшего школьного возраста с диагнозом «ринолалия», коррекция специфических ошибок письма, должна включать в себя работу с нарушениями звуко-буквенных связей, графическим нарушениями слов, нарушениями каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... пытается не показы­вать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться ... происходит благодаря изменению со­циальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ведущей. Это ...

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать проблему изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.

2. Эмпирически изучить специфику ошибок письма у детей с ринолалией.

3. Разработать, апробировать и оценить результаты программы коррекции навыка письма у младших школьников с диагнозом «ранолалия».

Экспериментальная часть исследования проводилась в несколько этапов:

Первый этап – рассмотрение теоретических аспектов исследования изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста: понятия «ринолалия», этиология и классификация ринолалии; особенностей развития речи и письма у детей с ринолалией.

Второй этап – проведение констатирующего эксперимента с группой младших школьников, выделение контрольной и экспериментальной группы.

Третий этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции нарушений письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста.

Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.

Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

В эксперименте приняли участие 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с нормальным развитием речи (10 человек), а вторую – дети с диагнозом «ринолалия» открытой формы (10 испытуемых).

Глава 1. Теоретические аспекты изучения специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

1.1. Понятие «ринолалия», этиология и классификация

Ринолалия — это носовой оттенок голоса, обусловленный излишним или недостаточным резонированием носовой полости в процессе речи. Она бывает вызвана дефектами в строении и функционировании речевого аппарата (rhinos по-гречески — нос, lalia — речь, то есть «носовая речь»).

Ранее для обозначения этого нарушения речи употреблялся термин «гнусавость», имеющий народное происхождение и отражающий особенность внешнего проявления расстройства.

Как отмечает Л.Г. Парамонова, в норме при артикулировании всех звуков речи, кроме носовых «м» и «н», носовая полость изолируется от ротовой и вся выдыхаемая воздушная струя направляется в ротовую полость, что полностью исключает возможность появления носового оттенка голоса. Такая изоляция носового и ротового резонаторов обеспечивается деятельностью мышц так называемого нёбно-глоточного затвора (происходит одновременное сокращение мышц мягкого нёба, боковых и задней стенок глотки, благодаря чему закрывается проход в носовую полость).

При артикулировании же носовых звуков «м» и «н» мягкое нёбо бывает опущено, и поэтому проход в носовую полость остается открытым. Вследствие этого струя выдыхаемого воздуха попадает не в ротовую, а в носовую полость и, резонируя в ней, придает этим звукам носовой оттенок [27]……………..

27 стр., 13204 слов

Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями

... букв; лобные доли (моторный центр речи) больше всего связаны с сохранением замысла при письме. Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга человека. К школьному возрасту у ребенка ... навыков, чувства ритма) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно сформировать готовность к успешному овладению навыком письма. Общий объем выпускной ...

Заключение

Данные теоретического и эмпирического исследования специфики ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста позволяют сделать следующие выводы.

Ринолалия – это самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. Ведущим расстройством при данном заболевании является нарушение артикуляции и фонации звуков. При ринолалии изменяется голосовой резонанс из-за нарушения функции нёбно-глоточного смыкания и, при закрытой ринолалии недостаточной или, как при открытой форме заболевания, чрезмерной утечки аэродинамической струи воздуха через носовую полость при произношении звуков речи.

При ринолалии характерны задержка в развитии устной и письменной речи, познавательной сферы, коммуникативные барьеры в общении со взрослыми и, особенно, в группе сверстников. Осознание собственного дефекта негативно сказывается на развитие личности ребенка с ринолалией на различных этапах онтогенеза, начиная со старшего дошкольного возраста.

Основными ошибками письма у детей с ринолалией являются: замены букв, пропуски, употребление лишних гласных, замены и смешения шипящих-свистящих звуков, смешение звонких и глухих согласных, неправильное употребление предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, замены и пропуски предлогов, слияние предлогов с существительными и местоимениями, неправильное членение предложений и т.д.

В эксперименте приняли участие 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с нормальным развитием речи (10 человек), а вторую – дети с диагнозом «ринолалия» открытой формы (10 испытуемых).

В исследовании нами была применена серия заданий для диагностики:

— усвоение ребенком графем и звуко-буквенных связей: подбор ребенком названных букв из разрезной азбуки; запись букв под диктовку; списывание букв с печатного их изображения;

— навыки графического моделирования слова: определение доминирующих ошибок (в диктанте, творческой работе, при вставке пропущенных букв);

— каллиграфические характеристики письма, автоматизация каллиграфических навыков, графо-моторная зрелость.

Анализ результатов диагностики показал, что у детей младшего школьного возраста с диагнозом «ринолалия», имеются специфические ошибки письма, выраженные в нарушении звуко-буквенных связей, графическом нарушении слов, нарушении каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.

Действительно, если у детей с нормальным развитием речи количество ошибок по заданиям было невелико, то у детей с ринолалией большая часть школьников, не смогла успешно выполнить тестовые задачи.

Так низкие баллы по подбору ребенком названных букв из разрезной азбуки получили 7 учеников (70%), при записи букв под диктовку и списывании букв с печатного их изображения — 6 школьников (60%).

Также низкие результаты были выявлены у 7 детей (70%) при анализе письменных работ и у 8 учащихся (80%) по результатам списывания и исправления деформированного текста. 5 испытуемых с ринолалией (50%) набрали низкое количество баллов по шкале анализа каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их ... коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, она носит более спонтанный характер. ...

По результатам диагностики нами были составлена программа коррекции ошибок письма у младших школьников с ринолалией. Цель программы – коррекция нарушений письма у младших школьников с ринолалией. Программа включала в себя 28 занятий.

После завершения работы по программе формирующего эксперимента нами было проведено повторное тестирование. Результаты контрольного эксперимента позволили подтвердить нам нашу гипотезу о том, что у детей младшего школьного возраста с диагнозом «ринолалия», имеются специфические ошибки письма, выраженные в нарушении звуко-буквенных связей, графическом нарушении слов, нарушении каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости.

Так по шкалам диагностики усвоения ребенком графем и звуко-буквенных связей (подбор ребенком названных букв из разрезной азбуки), оценки навыков графического моделирования слова (по анализу работ детей и результатам списывания и исправления деформированного текста) значительно улучшились результаты у 4 школьников с ринолалией (40%).

У 3 ребят (30%) повысился уровень положительной (высокой и средней) оценки по шкалам диагностики усвоения ребенком графем и звуко-буквенных связей (запись букв под диктовку) и анализа каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости. Наконец, показатели 2 испытуемых с ринолалией (20%) изменились и по параметру оценки усвоения ребенком графем и звуко-буквенных связей (списывание букв с печатного их изображения).

В заключение следует отметить, что проблема специфических ошибок письма у детей с ринолалией в младшем школьном возрасте требует дальнейшей теоретической и эмпирической разработки.

Литература

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М., 2005.

2. Беккер К., Совак М. Логопедия. – М.: Медицина, 2003.

3. Блескина М. П., Висленева М. Г. Методика логопедической работы с больными, страдающими гнусавостью.— В кн.: Методические материалы по лечению расстройств речи. — СПб., 2006.

4. Бондаренко Н. Д. Влияние анатомических изменений верхней и нижней челюсти на расстройство речи и методы лечения их.— В кн.: Труды научной сессии по дефектологии. — М., 2005.

5. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.

6. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии. Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. — М., 1997.

7. Воронцова Т.Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией. – М., 2006.

8. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М.: Просвещение, 2004.

9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2002.

10. Гуцман Г. Логотерапия при оперированной небной расщелине. — В кн.: Вопросы логопедии. — М., 2006.

11. Дмитрова Е.Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств. – М.: АСТ Астрель, 2009. – 143 с.

12. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба. – М., 2005.

13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. — Екатеринбург: ЛИТУР, 2005.

30 стр., 14976 слов

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим ...

... года жизни с общим недоразвитием речи. Объект исследования : диалогическая речь детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Предмет исследования : развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим ...

14. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М, 2002.

15. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой.— М.: Просвещение, 2003. — 95 с.

16. Ипполитова А.Г. Приемы логопедической работы при открытой гнусавости. — М., 2005.

17. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.

18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М., 1998.

19. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. — М., 2006.

20. Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997.

21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

22. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

23. Митинович-Моджевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Киев, 1995.

24. Нелюбова З. Г. Книга по исправлению недостатков произношения с краткой методической запиской. — М., 1998.

25. Основы специальной психологии/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2003.

26. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 2004.

27. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2009. – 416 с.

28. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.

29. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

30. Репина З.А. Нарушения письма у школьников с ринолалией. /Урал. Гос.пед. ун-т. — Екатеринбург, 1998.

31. Репина З.А. Нарушения письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата. — М., 2005.

32. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.

33. Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. — В кн.: Нарушение речи у дошкольников. — М., 2006.

34. Соболева Е.А. Ринолалия. – М.:Астрель, 2006.

35. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей. – М., 2005.

36. Уракова А. И. Нервно-психические изменения у детей с врожденными расщелинами губы и неба.— В кн.: Врожденные расщелины верхней губы и неба. — М., 2004.

37. Фролова Л.Е. Лечение расщелин верхней губы. — М., 2007.

38. Фролова Л. Е. Врожденные расщелины губы и неба. — М., 1973.

39. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 2003.

40. Хрестоматия по логопедии / Под ред. — Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. I. — С. 120—162

41. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М,1999.

42. Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. — М., 1997.

43. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

6 стр., 2844 слов

Коррекционная работа по развитию речи детей с ОНР 3 уровня в ...

... детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекла внимание исследователей еще с начала XX века. В отечественно педагогике, психологии и логопедии проблема развития ребенка ... ребенка служит речь. Речь оказывает существенное влияние на последующее формирование у детей всех основных сфер личности (познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, творческой и т.д.), на развитие письма ...

44. Шипилова Е.В. Основы логопедии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 224 с.

45. Яковенко В. Н. Восстановление речи после операции расщелин неба в возрасте 9—12 лет.— В кн.: Врожденные расщелины верхней губы и неба. — М , 2004.