Психологические характеристики молодости
Содержание
Введение
1. Теоретико-методологические основы изучения психологии молодости
1.1. Проблема определения понятия «молодость» и ее возрастных границ
1.2. Основные научные подходы к изучению молодости
2. Основные особенности молодости
2.1. Личностные новообразования молодости
2.2. Психологические проблемы и кризис в период молодости
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема развития индивида, становление его как личности — ключевая проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Разнообразные материалы о развитии человека давно вошли в учебные курсы по возрастной психологии и весьма широко представлены в периодической печати. Однако, не будет преувеличением утверждение о том, что до недавнего времени около 90% публикаций по психологии развития занимала психология детей.
Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в более зрелом возрасте.
Вместе с тем, систематического изложения проблем психологии личности в период молодости явно недостаёт. Молодой индивид интересует психологов, в основном, в ситуации профессиональной деятельности, в «условиях толпы», определённых ситуаций, и т.п., а не в процессе онтогенетического развития. Во многих учебных пособиях не затрагиваются такие значительные характеристики как нравственность, духовность, альтруизм, хотя для зрелого человека в нашей стране они имеют существенное значение и при профессиональной деятельности и в межличностных отношениях.
Кроме того, молодость является тем возрастом, который имеет большое влияние на развитие всего общества, является своеобразным индикатором состояния социума. Именно поэтому изучение психологических особенностей молодости является актуальным вопросом возрастной психологии.
Исходя из актуальности темы, можно сформулировать цель настоящей работы – изучить основные психологические особенности, характеристики молодости.
Дисциплина: Психология развития человека
... Раздел 1. Психическое развитие человека. Основные теории периодизации психического развития Тема 1.Предмет, задачи и методы психологии развития. Психическое развитие. Определение предмета психологии развития. Возраст как ... 2 4 Тема 5.Психическое развитие дошкольника. Роль игры в развитии дошкольника. Развитие познавательной сферы дошкольника. Характеристика основных показателей готовности ребёнка ...
Для достижения этой цели должен быть решен ряд задач:
• Определить возрастные рамки молодости
• Выявить основные психологические новообразования этого возраста
• Изучить особенности протекания возрастного кризиса молодости
В качестве объекта нашей работы мы рассматривали — людей «молодого» возраста (возрастные границы условны — от 16 -17 лет до 22 — 25 и даже 30 лет).
Предмет работы — психологические характеристики, особенности человека в возрасте, определяемом как «молодость».
1. Теоретико-методологические основы изучения психологии молодости
1.1. Проблема определения понятия «молодость» и ее возрастных границ………….
Заключение
Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Однако было бы упрощением рассматривать это свойство молодёжного сознания только негативно или как проявление только возрастных особенностей. Такая характеристика молодёжного сознания определяется рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только её вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от старших.
Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать и вести себя как подросток в другой.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов — семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
Социальная зрелость представляет собой целостность осознания и реализации в деятельности личности её основных социальных и психологических качеств и свойств. Также нужно учитывать отношение личности к своим потенциальным возможностям. На этом уровне исследования можно проследить, когда у человека появляются собственные взгляды и отношения, какие для него характерны требования, оценки и самооценки. Вероятно, многие ошибки в воспитании молодёжи определяются тем, что мы стремимся решать частные вопросы (профессиональной подготовки, моральной стойкости, умения соблюдать законы и другие), не сформировав главного: умения размышлять над непростыми проблемами современной жизни и действовать в ней, ориентируясь на общечеловеческие ценности и своё собственное совершенствование.
Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...
... Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляет жизнь, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении анализаторов тренировкой ... Решетникова, А.Д. Прошляков. - СПб., 1996. 7. Бурлаков В.Н. Личность преступника. Криминология / В.Н. Бурлаков; под ред. В.Н. Бурлакова, ... сознании всей совокупности свойств предметов и явлений. Оно тесно связано с ощущениями и с прошлым опытом человека ...
Однако не только необходимость перехода к частностям и мелочам жизни, к которым современная молодёжь часто не готова, составляет трудность её взросления. Она определяется и другими социально-психологическими факторами.
Современный молодой человек имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20-30 лет назад. Уровень его запросов, притязания, ожидания характеризуются максимализмом, не соотносятся с его призванием, способностями, что часто ведёт к нереализованности планов и связанными с этим разочарованием, неудовлетворённостью сделанным выбором. И дело здесь не только в соответствии или несоответствии природных задатков, склонностей и интереса к той деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Выбор будущей профессии, будущей деятельности для молодого человека — это во многом вопрос о смысле жизни, о жизненной перспективе. Эта проблема скорее мировоззренческая, чем профориентационная, и все попытки профориентации будут во многом бесплодны, пока молодой человек не разберётся в себе, пока не осознает свои интересы, ценности, склонности.
Список литературы
3. Козлов В. В. «Социальная работа с кризисной личностью» — методическое пособие, Ярославль, 1999, 238 стр.,
4. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.
5. Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр., стр.204
6. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43.
7. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. // Вопросы психологии, № 1, 1994.
8. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодёжь. — М.: Политиздат, 1988
9. Савина О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm
10. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского. Изд-во СПбГУ. 1996.