СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ ГРУППЫ РИСКА

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы Социально-педагогической поддержки детей и подростков группы риска ……………………………………..…………7

1.1. Сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида образовательной деятельности………………………………………………7

1.2. Основная характеристика детей и подростков группы риска и причины их попадания в эту группу……………………………………………………….14

1.3. Психологические особенности подростков группы риска……………….23

Глава 2. Методики и технологии работы с детьми группы риска……………..28

2.1. Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска»……………………………28

2.2. Работа социального педагога с детьми и подростками группы риска……29

Заключение……………………………………………………………………….49Список литературы………………………………………………………………52

Приложение №1…………………………………………………………….……54

Приложение №2…………………………………………………………………..56

Приложение №2………………………………………………………………….59

Приложение №4……………………………………………………………….…61

Приложение №5 ………………………………………………………………….64

Введение

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усилием социальной отчужденности среди молодежи, все большим распространением в детской среде саморазрущающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет в полной мере родительских обязанностей, не редко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные работники, социальные педагоги, родители, одна — социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества выстроить систему качественной социальной, психо- социально-педагогической адаптации детей и подростков.

6 стр., 2826 слов

Семья группы риска как социально-педагогическая проблема

... заключения, списка литературы, приложения. Глава 1. Теоретическое изучение семей группы риска как социально-педагогическая проблема 1.1 Характеристика семей «группы риска» Семья – малая социальная группа, основанная на ... дома, 2 тыс. подростков заканчивают жизнь самоубийством, также усиливается тенденция жестокого обращения родителей с детьми. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван ...

В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека и многочисленные проблемы, возникающие в процессе социализации.

Проблема адаптации детей, имеющих различие отклонения от норм социального развития, своего рода «группы риска» является наиболее актуальной в современном российском обществе.

В психологии подросткового возраста особенностям воспитания при переходе от детства к взрослости посвящена обширная литература (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Т.В. Драгу нова, А.К.Краковский, А.Е.Личко, Х.Ремшмидт, Д.И.Фельдштейн и др.), в которой отмечается, что при всей важности общения со сверстниками, учителями и родителями все же основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то простое и очевидное обстоятельство, что он — школьник. Главное общественное требование к подростку — овладеть определенной суммой знаний, умений и навыков, без которых невозможно его дальнейшее полноценное участие в жизни общества.

Подростковый возраст в многочисленных источниках квалифицируется как трудный в воспитательном отношении, опасный для полноценного личностного развития, в котором встречается наибольшее число детей со школьной дезадаптацией. Подростку, испытывающему резкие физические и физиологические изменения, становится нелегко обеспечивать целостность и стабильность своего «Я», поддерживать адекватную самооценку, сохранять нормальные взаимоотношения с окружающими, что значительно повышает риск виктимизации. В результате, в этом возрасте встречается больше детей группы риска и разнообразнее ее представительство. Актуальность написания курсовой работы, определяется тем, что все это требует особого внимания со стороны профессиональных воспитателей, специалистов к личным проблемам детей данного возраста.

Объектом исследования является социально-педагогическая работа с детьми и подросткам группы риска.

Предметом исследования является социально-педагогическая помощь подростками группы риска.

Целью курсовой работы является исследование социально-педагогической помощи подросткам группы риска.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

— Раскрыть сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида образовательной деятельности;

— Охарактеризовать детей и подростков группы риска и выяснить причины их попадания в эту группу;

— Рассмотреть психологические особенности подростков группы риска;

— Изучить организацию социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска»;

— Проанализировать работу социального педагога с детьми и подростками группы риска.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы. Структурное построение работы соответствует указанным целям и задачам.

Во введении работы обосновывается актуальность избранной темы, определяется степень разработанности проблемы в теории и практике социально-педагогической работы, формулируются цели и задачи проводимого исследования.

25 стр., 12475 слов

Социально–педагогическая работа по профилактике наркомании среди ...

... экономическими и медицинскими последствиями. Цель исследования: выявить и проанализировать возможности социально - педагогической работы по профилактике наркомании среди подростков. Задачи исследования: . Изучить историю появления и ... населения страны в возрасте до 21 года может быть отнесено к группе риска. Особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди детей и юношества. За последние ...

В первой главе определяется роль социально-педагогической поддержки детства как особого вида образовательной деятельности, дается основная характеристика детей и подростков группы риска и устанавливаются причины их попадания в эту группу, а также рассматриваются психологические особенности подростков группы риска

Во второй главе раскрывается организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска», анализируется работа социального педагога с детьми и подростками группы риска.

В заключении работы формулируются основные выводы, полученные в ходе исследования.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА

1.1. Сущность социально-педагогической поддержки детства как особого вида образовательной деятельности

Анализ опыта развития социальной помощи детям показывает, что такая помощь принципиально отличается от социальной работы с любыми категориями взрослого населения, а поэтому она не может рассматриваться только как разновидность или одно из направлений социальной работы. Важнейшей частью социальной помощи детям является педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействием в его развитии успешной социализации. То есть деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, — это всегда социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность — деятельность специфическая и обладает рядом особенностей.

Особенности педагогической деятельности:

— выступает как одно из звеньев массовой деятельности школы и общества в целом, где педагог, с одной стороны, пользуется всеми достижениями педагогической теории и практики, а с другой — как личность, индивидуальность вносит свой вклад в это дело.

— присущая педагогу позиция, существенное противоречие которой заключается в том, что человек рождается явным объектом воспитания, а ему предстоит стать субъектом полноценного, нравственного гражданского поведения. Из этого можно сделать вывод, что сущность педагогической деятельности заключается в объективно-субъективном преобразовании личности.

— связана с организацией воздействий, использованием в качестве учебно-воспитательных средств и возможностей учебной, внеклассной и внешкольной деятельности, различных информационных и воспитательных влияний.

— необходимость анализа достигнутого результата, соотнесения его с выдвинутыми целями и задачами.

Необходимым для нас представляется рассмотрение педагогической деятельности в социокультурном аспекте. И здесь мы разделяем подход Л. А. Беляевой, что педагогическая деятельность — это вид духовно-практической деятельности, осуществление которой обусловлено потребностями общества и воспроизводством человека как субъекта общественных отношений.

5 стр., 2198 слов

Социально педагогическая профилактика конфликтов в семье

... Социально-педагогическая профилактика конфликтов в семье  Уникальность семейных отношений обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном ... Учебник конфликтологии для вузов дает такое определение конфликта: "Конфликт – социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и ...

Автор при этом подчеркивает, что воспитание не есть только деятельность воспитателя, что оно представляет собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Важно и то, что педагогическая деятельность имеет профессиональный и непрофессиональный уровни. Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются, как правило, родители и старшие родственники по отношению к младшим. Профессиональной педагогической деятельностью занимаются люди, имеющие для этого специальное образование.

В целом такой подход подчеркивает, что любая педагогическая деятельность — это не просто деятельность специалиста определенного профиля, педагога, но прежде всего связка между обществом и ребенком, обеспечивающая успешное включение каждого отдельного человека в общество, или, по выражению Л.С. Выготского, его «врастание в человеческую культуру». Поэтому педагогическая деятельность носит всеобщий характер, она направлена на всех детей.

Социально-педагогическая деятельность как разновидность педагогической деятельности имеет как общие черты, так и отличительные особенности. Следует отметить, что в российской педагогике понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось совсем недавно и только еще начинает исследоваться учеными. Тем не менее это понятие уже прочно заняло свое место в понятийном аппарате социальной педагогики, а также педагогики в целом.

Эти обе деятельности имеют общую функцию — социального наследования, социокультурного воспроизводства и развития человека.

Основной отличительной особенностью социально-педагогической деятельности является то, что потребность в ней возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Это главное отличие определяет и все другие.

Так, по мнению М.А. Галагузовой, если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая «всегда является «адресной», направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума, поиска адекватных ситуации способов общения с ребенком, выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая скорее локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема». Отмечает этот исследователь и то, что профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждениях системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.

Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Нарушение ее приводит к тому, что индивид нуждается в социальной реабилитации, которая предусматривает осуществление системы мер, направленных на восстановление социального статуса личности, разрушенных или утраченных общественных связей и отношений и в конечном счете на обеспечение его социальной адаптации в обществе. Такой человек становится объектом профессиональной помощи.

12 стр., 5993 слов

Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением

... 2. Раскрыть особенности организации социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением. 3. Изучить опыт работы социального педагога с детьми с девиантным поведением. ... деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений, разновозрастного состава объединений. Социальные ...

Дети как особая возрастная категория людей (согласно Конвенции ООН о правах ребенка — от рождения до достижения 18-летнего возраста) с точки зрения социальных отношений отличаются тем, что именно на период детства приходится основной, определяющий этап процесса социализации человека. Социализация — процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Именно в процессе социализации индивид становится личностью. Но это же означает, что ребенок — это индивид, процесс социализации которого не завершился, т.е. у него еще не сформировались устойчивые социальные установки и система ценностей, он не приобрел достаточного социального опыта и других качеств, важных для успешного включения в жизнь общества. И эта социальная незрелость, несформированность личности существенно осложняют процесс социальной адаптации ребенка в каждой конкретной проблемной ситуации. Поэтому дети, в отличие от многих других категорий людей, как правило, не могут самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций и нуждаются в чьей-то помощи и поддержке. Причем эта помощь должна быть направлена не просто на социальную адаптацию ребенка, а в целом на его успешную социализацию.

На всех этапах социализации человека общество оказывает на него определенное воздействие. Институты социализации: семья, детские учреждения, школа, группа сверстников, коллектив — на разных этапах жизненного пути оказывают разное влияние.

Таким образом, главным отличием социально-педагогической деятельности от педагогической является то, что предметом последней является каждый ребенок, тогда как потребность в социально-педагогической деятельности возникает тогда, когда индивид или группа оказываются в сложной, проблемной ситуации во взаимоотношениях со средой и нуждаются в специальной, профессиональной помощи в процессе социализации.

Еще одна особенность социально-педагогической деятельности, а именно ее исключительно «профессиональный характер, т.е. она является разновидностью именно профессиональной педагогической деятельности.

Выделенные особенности сближают социально-педагогическую деятельность с другим видом профессиональной деятельности — социальной работой.

Между социально-педагогической деятельностью и социальной работой много общего: и та и другая осуществляются профессионально подготовленными специалистами, обе направлены на оказание помощи лицам, оказавшимся в трудной, проблемной жизненной ситуации. И в то же время между ними существует различие, не позволяющее смешивать эти два понятия. Оно заключается в том, что объектом социальной работы являются люди разных возрастных категорий, тогда как социально-педагогическая деятельность направлена на детей.

Дети, положение которых характеризуется как социально не-благополучное, тоже являются объектом социальной работы. Однако, как было показано выше, объектом социально-педагогической деятельности они становятся постольку, поскольку при этом нарушается процесс их естественной социализации, их развитие начинает отклоняться от социальных норм и правил. Это различие обусловливает специфику социально-педагогической деятельности, т.е. особенности ее содержания, форм, методов, технологий по сравнению с социальной работой, хотя во многом они пересекаются.

6 стр., 2661 слов

Социально-педагогическая реабилитация как технология социальной ...

... социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних описан многими зарубежными авторами. Они раскрывают специфику реабилитационной работы социальных служб с несовершеннолетними, определяют механизмы взаимодействия системы социальной помощи ... создает условия, опасные для жизни и развития детей. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних в основном направлена на работу с ...

Социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение проблемной ситуации ребенка, одним из оснований классификации ее разновидностей могут выступать категории детей с определенными проблемами.

В соответствии с этим можно выделить следующие основные категории детей, являющихся объектом социально-педагогической деятельности:

— дети-инвалиды;

— дети-сироты;

— дети-правонарушители;

— дети группы риска.

В данной работе мы подробнее рассмотрим категорию детей, относящихся к группе риска.

Основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, — право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Однако необходимо признать, что оказание такого рода помощи — очень сложный и длительный процесс. Это требует особых знаний, владения специфическими методами и приемами, требует особой организации, объединяющей многих специалистов разного профиля и позволяющей выявлять, определять и разрешать проблемы таких детей.

Поэтому данная категория детей нуждается не просто в помощи окружающих, а в специально организованной, профессиональной социально-педагогической помощи, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на оказание такого рода социально-педагогической помощи детям, мы называем социально-педагогической поддержкой детства.

Слово поддержка часто употребляется в сочетании «помощь и поддержка». Поддержка означает «оказание помощи»; поэтому если помощь — это определенная система мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, то поддержка есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи. В случае социально-педагогической поддержки оказываемая детям помощь заключается в том, что профессионально подготовленные люди выявляют, определяют и разрешают проблемы ребенка, оказавшегося в ситуации, когда нарушаются его базовые права.

3 стр., 1489 слов

Эффективность социально-психологической помощи ВИЧ-инфицированным ...

... как правило, связано несколько человек, прежде всего родственников, также нуждающихся в социально-психологической помощи. Другими словами, необходимо создание действенной системы социального обслуживания данной категории населения. ... им. И.И. Ползунова, - Барнаул, 2005.- 224 с. 20. Золотова Н.Д. Антропология: учебное пособие / Н.Д. Золотова; Алт.гос. тех. Ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд- ...

Необходимо отметить, что права детей, закрепленные Конвенцией ООН и другими законодательными актами, могут нарушаться в специальных учреждениях для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ходе проверки интернатных учреждений выявляются, например, такие факты нарушения прав детей, оставшихся без попечения родителей. Практически повсеместно нарушаются установленные законом правила направления детей в приюты; частичное финансирование таких учреждений приводит к тому, что дети в них оказываются лишены самого необходимого; выявляются случаи жестокого обращения и эксплуатации детей и т.д. В таких случаях дети также нуждаются в социально-педагоги ческой помощи, направленной на защиту их прав, т.е. в социально-педагогической поддержке.

Поскольку категория детей группы риска до недавнего времени официально не признавалась как объект социальной и педагогической помощи, а рассматривалась только как объект наказания или перевоспитания, не существовало и учреждений, в которых оказывалась бы какая-либо помощь таким детям.

В 90-х годах стали создаваться во многих регионах и городах страны: центры социального здоровья семьи и детей; центры социальной реабилитации трудных подростков; социальные приюты дл……..

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция)

3. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России // Материалы первоначального доклада РФ Комитету по правам ребенка. — И., 1993.

4. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

7. Комаров К.Э. «Трудные» дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие. — М.: «Генезис», 2009.

8. Материалы диссертационных исследований Л.Н. Антоновой (§ 1.4; 5.1), А.В. Быкова (§ 6.1.1; 6.1.1; 6.1.3).

9. Руденко А.М. Социальная реабилитация: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011.Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студ. сред. Проф. Учеб. заведений / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова. — М.: Издательский центр «Академия, 2009.

10. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. Проф. П.Д. Павленка. — М.: ИНФА-М, 2010.

11. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов и др.: под общ. Ред. Проф. А.В. Иванова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... производственным персоналом; 5. ознакомление с методами развития профессионального мышления и организации творческих групп. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами) Таблица ...

12. Социальная работа с детьми группы риска / М.С. Мартынова и др. — М.: Социальный проект, 2004.

13. Социальная работа с проблемными семьями / Сост. Т.А. Ушакова. — Комсомольск — на — Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2003.

14. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Деменьтьева. — 3-е изд., испр. И доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.

15. Социальный педагог: Квалификационные характеристики и учебные планы подготовки специалиста / Под ред. М.А. Галагузовой, Д.М. Комского. — Екатеринбург, 1994.

16. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения / Авт.-сост. В.И. Екимова. — М.: АРКТИ, 2007. — 84 с. (Школьное образование).

17. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. — СПб.: Речь, 2009.

18. Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. — М. 2005.