Особенности саморегуляции дошкольников

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 4

1.1. Воля и саморегуляция в психологии личности. 4

1.2. Саморегуляция в системе волевых качеств личности и деятельности дошкольников 5

1.3. Характеристика саморегуляции старших дошкольников. 10

Выводы по 1 главе 19

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей саморегуляции в деятельности детей 21

2.1. Цель, задачи и организация исследования 21

2.2. Анализ результатов исследования 27

Выводы по 2 главе. 34

Заключение 36

Список используемой литературы. 38

Введение

Современный этап развития общества предъявляет высокие требования к личности каждого человека. И те изменения, которые произошли в последние десятилетия ушедшего XX века в социально-экономической жизни России, актуализируют высокий уровень компетентности граждан страны во всех видах деятельности, обуславливают необходимость самостоятельности личности и ее формирования.

При взаимодействии с окружающим миром человек непрерывно сталкивается с ситуацией выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от своих целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его действительности, особенностей взаимодействующих с ним людей. Но если есть ситуация выбора, то снятие неопределенности возможно лишь средствами регуляции, а в случае психической регуляции средствами саморегуляции в том смысле, что человек сам исследует ситуацию, программирует свою активность и контролирует и корректирует результаты.

Способность к саморегуляции появляется в дошкольном детстве и свидетельствует об уровне развития личности ребенка. Поэтому формирование саморегуляции в дошкольном возрасте является актуальным направлением работы психолога.

Саморегуляция (как и его форма – самоконтроль) рассматривается рядом советских психологов как характеристика особой структуры деятельности, включающей не совпадение мотива и цели, а их отношение (А.Н. Леонтьев, Н.И. Непомнящая, З.В. Мануйленко и др.).

Ряд исследований посвящен непосредственному изучению проблемы саморегуляции в деятельности дошкольника (Л.С. Выготский, Н.Л. Белопольская, Г.В. Грибанова, Л.В. Кузнецова, У.В. Ульенкова и др.).

Как отмечают исследователи, саморегуляция деятельности, и поведения детей является более сложным образованием, чем способность к осуществлению действии самоконтроля в конкретной доступной для ребенка деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы дал представление о том, что вопрос о саморегуляции в деятельности детей недостаточно изучен.

13 стр., 6242 слов

Предмет исследования: влияния соревновательной деятельности на ...

... освещающие тему влияние соревновательной деятельности на личность спортсмена. 2) Выявить особенности личности спортсменов в связи с их соревновательной деятельностью; 3) Подобрать методики для ... обработка данных Глава 1. Теоретический анализ проблемы ……. Понятие о личности спортсмена 1.1 Психологические особенности личности спортсмена Основные черты личности, относящиеся к характеру человека, можно ...

Это положение особенно и определило теоретическую актуальность работы.

Цель исследования: изучение особенностей развития навыков саморегуляции старших дошкольников в процессе обучения.

Предмет исследования: особенности саморегуляции дошкольников.

Объект исследования: процесс развития саморегуляции у дошкольников.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что у старших дошкольников уровень саморегуляции, как общей способности, находиться в прямой зависимости от степени сформированности действий самоконтроля, наиболее успешно саморегуляция развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга.

Задачи исследования:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме работы.

2. Подбор методик исследования, позволяющих выявить особенности саморегуляции дошкольников.

3. Выявление уровня развития саморегуляции дошкольников.

4. Разработка рекомендаций по развитию саморегуляции дошкольников.

В работе использовались следующие методы:

База исследования: эксперимент проводился в 2007/2008 учебном году в МДОУ №413.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 24 источников.

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

1.1. Воля и саморегуляция в психологии личности.

Воля – это потребность в преодолении препятствий, трудностей в психической или практической деятельности и способность преодолевать эти препятствия и трудности. Трудности и препятствия бывают двух видов – внешние и внутренние.[14] Внешние препятствия – это независящие от человека, объективные препятствия, внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия, мешающие выполнить задуманное дело, осуществить поставленную цель. [9] Внутренние препятствия зависят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.д., т.е. все то, что мешает человеку выполнять поставленную задачу, добиться осуществления какой-то цели. [3]

Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько он умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Преодоление препятствий и трудностей требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизирующего физические, интеллектуальные и нравственные силы человека. [3] …………………..

Заключение

Школьное обучение требует от ребенка умения самостоятельно находить свои ошибки. С психологической точки зрения это означает, что требуется внимание к результатам своей деятельности, основание хода выполнения работы, что способствует формированию элементарных форм самооценки и самоконтроля. Как показали исследования психологов, к концу дошкольного возраста у ребенка складываются основные предпосылки к преднамеренной, сознательной оценке собственных умений, элементарные формы саморегуляции, самооценки и самоконтроля, желание не отстать от товарищей, стремление к преодолению трудностей, связанных с решением учебных задач, что говорит о развитии активных сторон личности детей старшего дошкольного возраста.

13 стр., 6143 слов

Семья как объект исследования в социальной работе

... и социально-экономический статус современной семьи; - изучить анкетирование как метод исследования в социальной работе; - провести собственное исследование при помощи метода анкетирование, направленное на выявление социально-экономического статуса ...

В процессе исследования мы пытались выяснить, насколько развиты элементы саморегуляции у наших испытуемых. С этой целью, после того как было выполнено основное задание, ребенку предлагалось подробно рассказать о том, что он делал. При этом старались добиться, чтобы ребенок самостоятельно указал те правила, по которым выполнялась работа. Убедившись в том, что требования задачи усвоены, мы давали ребенку красный карандаш и предлагали самому найти у себя ошибку и исправить ее.

Анализ полученных данных показал, что чаще всего ребенок не замечает у себя ошибки, хотя пытается это сделать.

Некоторые дети фиксировали внимание на ошибке, но ограничиваясь обведением ее красным карандашом. В данном случае, видя неправильность выполнения ими действия, в то же время они затруднялись конкретно указывать, в чем именно ошибка, и не могли ее исправить. А иногда просто не знали, как ее исправить, продолжали рисовать узор красным карандашом. Лишь единицы детей смогли самостоятельно исправить свою ошибку.

Все это свидетельствует о том, что саморегуляция и самоконтроль даже у старших дошкольников еще недостаточно развиты. Ребенок стремится, прежде всего, к практическому результату, и мышление его не выходит в большинстве случаев за сферу практических задач.

Появляется также неумение мобилизовать себя на контролирование выполнения этапов работы. Можно предположить, что ребенок дошкольного возраста редко оказывается в ситуации, когда ему приходилось бы задумываться над такими вопросами: «Как ты сделал?», «Почему так, а не иначе?». Редко ему также приходится объяснять, как достиг он тех или иных результатов, сопоставлять заданное и выполненное. А именно это создает определенную установку на объяснение способа выполнения, и действие становится внутренне осознанным.

Саморегуляция, самоконтроль, умение найти ошибку оказываются возможным лишь тогда, когда ребенок сталкивается с необходимостью объяснения своих действий.

В практической деятельности дошкольники (в условиях семьи и детского сада) в подобных ситуациях оказывается довольно редко. Вся его деятельность обычно бывает направлена на выполнение прямых указаний взрослых — родителей, воспитателей – или подражание окружающим. И значительно реже ребенку предоставляют возможность самостоятельного решения творческих задач под их руководством. Все это, безусловно, может явиться одной из причин, затрудняющих развитие саморегуляции и самоконтроля в дошкольном возрасте у детей дошкольного возраста.

Результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Работа, основываясь на ее актуальности, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем продолжении исследования саморегуляции и самоконтроля старших дошкольников в процессе обучения.

5 стр., 2075 слов

Психология одаренных детей

... решения проблем).         Проблема детской креативности в детской психологии. (дошкольник – младший школьник). Юрькевич «одаренные дети». Высокий уровень познавательного интереса как критерий одаренности. Методики на определение ...

Список используемой литературы.

1. Возрастная и педагогическая психология,/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.,Просвящение,1984.

2. Дубровина и.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М., Академия,1999.

3. Запорожец А.В. Психология. – М., Учпедгиз, 1961.

4. Зеньковский В.В. Психология детства – М., Академия, 1996.

5. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1970.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., АПН РСФСР, 1959.

7. Люблинская А.А. Детская психология. – М., Просвещение, 1986.

8. Мухина В.С. Детская психология – М., Академия, 2001.

9. Немов Р.С. Психология. Т.1. — М., Просвещение, 1994.

10. Общая психология. /Под ред. А.В. Петровского. – М., Просвещение, 1986.

11. Психология. Словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., Политиздат, 1990.

12. Психология дошкольника: Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., Академия, 2000.

13. Психология личности и деятельности дошкольника. /Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М., Просвещение, 1965.

14. Психология. /Под ред. А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. – М., Просвещение, 1996.

15. Психология детей с задержкой развития. Хрестоматия. /Под ред. О.В. Защиринской. – СПб., Речь,2003.

16. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., Владос, 2003.

17. Специальная психология. /Под ред. В.И. Лубовского. – М., Академия, 2003.

18. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., Академия, 1999.

19. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Нижний Новгород, 1994.

20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., Академия, 1998.

21. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., Академия, 2000.

22. Фридман Л.М. Психология воспитания – М., Творческий центр, 2000.

23. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., Московский университет, 1981.

24. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Избранные психологические труды. — М.: Изд-во Питер Пресс, 1989. – 337 с.