Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта

Размещено на http://www.

Размещено на http://www.

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж

имени А.П. Раменского»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта

выполнила студентка группы В — 32

Газизова Татьяна Борисовна

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Руководитель Мазунина Наталья Михайловна

Соликамск 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы рассказывания из опыта детей старшего дошкольного возраста

1.1 Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта

1.2 Виды и характеристика рассказывания из опыта детей старшего дошкольного возраста

1.3 Методика обучения рассказыванию из опыта детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Практические аспекты особенностей обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта

2.1 Выявление уровня обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта

2.2 Система работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.(20, 2)

Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития современных детей. (18, 3)

Проблема развития умения рассказывать у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. А такие вопросы, как развитие связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения ... три основные составляющие творчества: опыт человека, "божественное наитие" ( ...

В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения. (19, 15).

Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли. (19, 15).

Методика обучения рассказыванию из опыта была разработана Е. И. Тихеевой, Л. А. Пеньевской, Э. П. Коротковой. (1, 329)

Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития умения рассказывать у дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы — развитие у дошкольников умения рассказывать из опыта. Прежде всего, это проблема использования своих впечатлений о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.

Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически — правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества являются одними из основных задач ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» в основной общеобразовательной программе дошкольного образования.(16, 7)

Таким образом, объектом исследования является развитие умения рассказывания из опыта детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта.

Цель исследования: изучение особенностей обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта.

Задачи:

— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

— выявить значение рассказов из опыта для детей старшего дошкольного возраста;

— изучить особенности обучения детей по проблеме у детей старшего возраста в МБДОУ «Детский сад № 2», сделать выводы.

Для достижения поставленной цели и задач были использованы следующие методы:

— анализ и обобщение источников литературы;

— педагогическое наблюдение, изучение особенностей обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта;

— диагностика обследования рассказыванию из опыта детей старшего дошкольного возраста.

3 стр., 1040 слов

Программа формирования психологической готовности детей дошкольного ...

... к школе 39 4.1 Методики исследования 39 4.2 Программа формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе 43 4.3 Анализ результатов исследования 52 Заключение 54 Список ... нарушениями речи, остальные группы для детей с нормальным нервно-психическим развитием. Общее количество детей – 102 человека. В ходе проведения беседы со старшим воспитателем и заведующей, было ...

Полученные в ходе исследования педагогические выводы и обобщения могут явиться основой для дальнейшей работы в исследуемой области. Практическая значимость определяется тем, что указанные методы речевого развития разработаны и апробированы в практике работы дошкольного учреждения по обучению детей рассказыванию из опыта.

База проведения исследования МБДОУ «Детский сад №2» г. Губаха, старшая группа «Ягодки».

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы рассказывания из опыта у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта

В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение).

(1, 266)

Понятие рассказывание характеризуется как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Для рассматриваемой проблемы важны исследования, в которых были разработаны основы методики развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, определены виды детского рассказывания, последовательность обучения им, приемы, условия, способствующие эффективности обучения (А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.).

(17, 4)

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой и др. отмечается, что умение связно говорить, строить свой рассказ, развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятии. (17, 5)

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.

Игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. (1, 266)

Творческие рассказы — это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. (1, 267)

Э. П. Короткова выделила еще один вид детских рассказов — о будущих играх. По теме и содержанию это рассказы о предстоящих играх. Поскольку речь идет об играх, которых еще не было, то эти рассказы близки к творческим. Однако отличаются от них тем, что ребенок рассказывает о себе, а не о воображаемом действующем лице. (6, 35)

Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью, на представления, полученные в процессе наблюдений, а также разных видов деятельности, и отражает переживания и чувств ребенка. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети. (1, 318)

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые ... дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, ...

Рассказы из личного опыта детей осуществляются благодаря таким процессам памяти, как запоминание, воспроизведение, припоминание и воспоминание. Чтобы научить дошкольников рассказыванию из личного опыта, нужно, прежде всего, учитывать особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста и направлять усилия на формирование произвольности памяти. Для формирования возраста произвольной памяти необходимо использовать приемы запоминания: составление плана, опора на картинки, модели, предметы, использование образца.

Рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны. Жизненные впечатления детей сложны и многообразны, и поэтому часто ребенок, говоря о происшедшим с ним событии, воспроизводит его довольно специфично. (1, 327)

Рассказывание из опыта старших дошкольников отличается тем, что ребенок хорошо знает то, о чем он говорит. Сложность в том, что в процессе рассказывания у детей возникают новые ассоциативные связи, один образ вызывает другой. Это обстоятельство нарушает логику и последовательность изложения, мешает связному рассказыванию. Возрастают ситуативные элементы в речи.

Рассказы из опыта имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста, для проявления их индивидуальности. Дети учатся использовать свой жизненный опыт и выражать свои наблюдения, впечатления и переживания в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал. (1, 328)

Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в значительной степени в практике повседневного общения ребенка с окружающими, но главным образом в процессе обучения, т.е. на НОД.

Обучение детей рассказыванию на тему из личного опыта имеет огромное значение:

— во-первых, ребёнок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании;

— во-вторых, у ребёнка появляется умение понятно, чётко, связно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

Таким образом, основой для этого вида рассказывания в старшем дошкольном возрасте служит содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события. А умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

1.2 Виды и характеристика рассказывания из опыта детей старшего дошкольного возраста

Основой для рассказывания из опыта детей старшего дошкольного возраста является повседневная жизнь ребёнка. Темы для рассказывания из личного опыта берутся из наблюдений, экскурсий, прогулок, праздников, интересных случаев и т.д.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Рассказы из опыта можно разделить на два вида: рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту); рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).(1, 329)

В старшей группе могут быть рекомендованы следующие темы: «Моя любимая игрушка», «Наши игры с куклами», «На осенней прогулке», «Наши зимние забавы», «Как я помогаю дома», «Про зимнюю одежду», «Про воробьев», «Про котенка», «Цветы на нашей клумбе.», «О нашем огороде» и т. п. «Как мы провели праздник», «Моё любимое время года», «Осенний букет», «Мой лучший друг», «Наши игры», «Как я ходил в театр» и т.д. (6, 74)

Первый вид рассказывания для педагога психологически проще, так как он сам был участником событий, о которых будут говорить дети, и у него больше возможностей помочь им. Второй вид рассказывания психологически сложнее — никто не наблюдал того, о чем будет рассказывать ребенок. Руководить рассказыванием в этом случае труднее, и дети нуждаются в помощи взрослого.

Эффективен прием коллективного рассказывания, когда дети объединяются для выполнения общего задания. Воспитатель составляет план, выделяет микротемы и распределяет их между детьми для рассказа о школе (школьное здание, класс, учителя и ученики, школьный урок, перемена).

Каждый ребенок обдумывает свою часть рассказа. Педагог начинает, а дети друг за другом продолжают рассказ под руководством взрослого. Такое рассказывание опирается на предыдущую деятельность детей, на полученный ими опыт (экскурсия в школу, рассматривание школьных принадлежностей, беседа о школе).

В дальнейшем возможно совместное с детьми составление плана рассказа, выбор детьми микротем, свободное обсуждение их содержания. (1, 335)

Помощь детям в рассказывании из индивидуального опыта может заключаться в совместном обсуждении плана. Поскольку начало вызывает затруднения, можно обсудить с ребенком, какими словами он хочет начать свой рассказ, а затем, если это необходимо, подсказать текст начала.

Полезно использовать и такой прием, как рисование детьми своей любимой игрушки, кошки или собаки, собственного дома с последующим рассказыванием о нарисованном. Е. И. Тихеева считала, что в дошкольный период ребенок не может писать и потому он зарисовывает свои мысли и представлений. Рисунки ребенка при помощи наводящих вопросов постепенно начинают воплощаться в точное словесное оформление, которое опирается на прочувствованное и усвоенное им содержание. (1, 335)

Прием моделирования используется в старшей группе. Модель — это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н.Г. Смольниковой).

(1, 285)

Одним из ценных приемов развития речи является составление письма. Этот прием был предложен и обоснован Е. И. Тихеевой, считавшей, что детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей. Известно, что письменная речь — высшая форма связной речи. Но в дошкольном возрасте дети не владеют ею. Однако психологические особенности письменной речи могут быть использованы, по мнению Ф. А. Сохина, для формирования у дошкольников умения преднамеренно, произвольно строить связное устное высказывание. Особое значение в связи с этим имеет составление письма: ребенок составляет текст, а взрослый записывает. Письмо заболевшему товарищу, воспитательнице или в другой детский сад составляется коллективно, но каждый ребенок дает свой текст. Продумывается план — с чего начать письмо (как обратиться к получателю письма), о чем и в какой последовательности писать, чем закончить. Кроме отбора содержания для письма, обсуждается форма изложения. Отбираются наиболее удачные предложения, более точные слова, одни слова заменяются другими (в процессе обсуждения).

Письмо прочитывается, переписывается, заклеивается в конверт. После оформления адреса письмо опускают в почтовый ящик. Составление письма — своеобразный коллективный рассказ детей, имеющий особое содержание и структуру.(1, 335)

Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы. Педагог при этом влияет на качество детских рассказов опосредованно, через организуемые наблюдения. Благодаря таким наблюдениям у детей пополняется запас фактического материала, вследствие чего они могут свободнее отбирать факты для рассказа; повышается эмоциональная готовность делиться накопленными впечатлениями, реагировать на высказывания сверстников. Очень большое значение имеет то, что в процессе наблюдений дети усваивают слова и речевые обороты, которые затем используют при составлении рассказов. (6, 105)

Таким образом, можно сказать о том, что в монологах из коллективного и индивидуального опыта формируются навыки и повествования, и описания, и рассуждения.

1.3 Методика обучения рассказыванию из опыта детей старшего дошкольного возраста

На ряде занятий по пересказу старшие дошкольники самостоятельно рассказывают на темы из личного опыта. Дети уже самостоятельно могут составлять свой рассказ в форме связного, последовательного, понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и в этом возрасте. (7, 123).

Методика обучения рассказыванию из опыта была разработана Е. И. Тихеевой, Л. А. Пеньевской, Э. П. Коротковой.

Вид рассказывания, как правило, определяет и прием обучения. Наиболее эффективны и широко используются вспомогательные вопросы, образец рассказа воспитателя, план рассказа, которые имеют в этом виде речевой деятельности детей свою специфику. В качестве дополнительных можно назвать такие приемы, как указания, анализ и оценка детских рассказов, подсказ нужного слова, совместный рассказ воспитателя и ребенка и др.(1, 329)

Усилия воспитателя в данной возрастной группе направлены на развитие у детей памяти и воссоздающего воображения, на формирование умения выстраивать логику повествования, самостоятельно отбирать материал из жизненных впечатлений, находить нужные слова и выражения. С этой целью в начале учебного года в старшей группе можно использовать разработанный Э.П. Коротковой прием подачи образца с последующим его анализом.

Педагог анализирует образец, объясняет, что рассказ состоит из частей, называет их. В заключение воспитателем даются конкретные указания детям, о чем нужно сказать вначале, а о чем после. Этот прием помогает детям овладеть формой изложения. (1, 334)

Постепенно от образца педагог переходит к рассказыванию по плану и по указаниям.

В связи с тем, что у детей формируется осознание особенностей языка и результатов собственной речевой деятельности, особое значение приобретает анализ детских рассказов и их оценка (выбор материала, последовательность изложения, язык, выразительность).

К анализу привлекаются дети («Понравился ли вам рассказ? Что запомнилось в нем?» и т.п.).

Оценка педагога должна быть доброжелательной, конкретной, без общих фраз.

Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог

— заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко;

— учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи;

— следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.

Начиная со старшей группы, в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. (6, 78)

В методических пособиях приводится много различных и интересных тем, но воспитатель не может взять любую из них на свой выбор и предложить детям для рассказывания, так как он должен быть уверен, что у детей имеется запас знаний и представлений по данной теме. Нельзя предлагать такую тему, по которой у них нет никаких знаний и впечатлений. Тема должна быть конкретной и сообщаться так, чтобы детям было ясно, о чем надо рассказывать. Одни темы ориентируют на конкретный случай («Как мы садили лук», «Как мы строили горку»), а другие предлагают ребенку самому отобрать факты и рассказать о них («Наши зимние забавы» и др.).

М. М. Конина предлагала в старших группах практиковать рассказы на отвлеченные темы («Расскажи о веселом случае»).

(1, 329)

В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на НОД, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения.

Успешность выполнения речевого задания зависит от активизации детской памяти. С этой целью используются вспомогательные вопросы. Задача, которых научить ребенка последовательно и полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывая о впечатлениях и переживаниях, направляя свое внимание на суть передаваемых событий. Наиболее широко вопросы используются в рассказах, отражающих коллективный опыт. В рассказывании на темы из личного опыта они тоже уместны, но задаются в более общем виде, поскольку воспитатель не знает, о чем будет говорить ребенок. (1, 330)

Говоря с детьми об их индивидуальном опыте, педагог не знает подробностей, потому и вопросы имеют общий характер («Где ты отдыхал летом? С кем? Что интересного было?»).

Вопрос задается в естественно-разговорной форме. Воспитатель выказывает свою заинтересованность к предмету рассказа, желание узнать о нем поподробнее. Вопросы неконкретные, равнодушные («Что ты еще можешь рассказать о жизни в деревне?») не активизируют детскую память и мышление, не затрагивают эмоции ребенка. Вспомогательные вопросы в процессе самого рассказывания мешают ребенку довести рассказ до конца и вовлекают иногда в беседу других детей. Поэтому использовать их следует очень осторожно.

Другим приемом обучения является образец рассказа воспитателя. Ценность рассказа-образца в том, что он показывает пример замысла, повышает интерес к рассказыванию и направляет мысли ребенка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказа и способствовать развитию замысла. Образец помогает ребенку научиться строить рассказ. Язык образца, последовательность изложения оказывают влияние на стилистику детских рассказов. Отсюда вытекают и требования, предъявляемые к образцу рассказа воспитателя о впечатлениях из его личного опыта. (1, 330)

В основу рассказа воспитателя должен быть положен какой-либо случай (или событие), представляющий интерес для детей и близкий их жизненному опыту. Рассказ должен отличаться четкой последовательностью изложения. Вначале дается завязка, заинтересовывающая детей, затем следует нарастание действия. После момента наибольшего напряжения быстрая и ясная развязка. Язык рассказа должен быть приближен к разговорной речи, а сам рассказ — быть понятным и кратким, образным, без длинных фраз. Образность и живость языка воспитателя влияют на выразительность детской речи. (1, 331)

Рассказ воспитателя о случае из его жизни является одним из простых и ценных видов применения образца в рассказывании из опыта. Он повышает интерес детей к этой деятельности и помогает им приобрести целый ряд практических умений. Такой рассказ эмоционально воспринимается детьми, потому что связан с близким и авторитетным для них человеком. Еще Е. И. Тихеева считала, что личные переживания в таких рассказах, наблюдения рассказчика играют огромную роль. Рассказы мамы или любимой воспитательницы о временах и событиях, когда дети были маленькими, они особенно любят.

Другим приемом обучения детей является рассказывание по плану, заданному в виде вопросов или указаний. План способствует большей сосредоточенности на предмете рассказа, развитию последовательности в изложении событий. Воспитатель сам намечает вехи на пути детского рассказа. Указания несколько освобождают внимание ребенка от заботы о последовательности изложения и положительно влияют на умение рассказывать подробно, точно и выразительно. (1, 332).

Приведем пример плана в виде вопросов: «Расскажите, как вы провели праздник. Куда ходили? С кем? Что видели интересного? Что вам особенно понравилось?» А вот план в форме указаний: «Расскажите, как мы вырастили цветок. Сначала расскажите, как у нас появились семена, какие они были. Потом — как мы за ними ухаживали. Закончите рассказ тем, какой стал цветок, когда вырос».

В программе воспитания в детском саду конкретно указываются те речевые умения и навыки, которыми должны овладеть дети в старшей возрастной группе в процессе обучения.

Дошкольники старшей группы учатся:

— рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;

— правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью;

— указывать место и время описываемых событий;

— пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.

Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог с детьми в старшей группе. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отбирать словесный материал.(6, 91)

Воспитателю надо беседовать с родителями, чтобы из разговоров с ними узнавать новое, интересное о жизни детей дома. Можно посоветовать родителям, чтобы обогатить детские впечатления, сводить ребенка в зоопарк, музей, на речку, посмотреть ледостав, в другие интересные для детей этого возраста места, предварительно почитать на данную тему книгу.

Таким образом, успех этого вида обучения рассказывания в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает повседневная жизнь детей и в детском саду, а накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно отражать воспринятое.

Глава 2. Практические аспекты особенностей обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта

2.1 Выявление уровня обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта

дошкольный рассказывание опыт речевой

Программой «Радуга» предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово-произношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонетическую.

Исследовательская работа по выявлению особенностей обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №2» г. Губаха, (см. приложение 1 — (4, 154).

В диагностике участвовали дети старшей группы «Ягодки», в количестве 10 человек. Все испытуемые примерно одного возраста 5 — 6 лет, примерно одинакового уровня психофизического, интеллектуального развития. Во время проведения диагностики все дети находились в равных условиях.

Диагностика по данному разделу проводится по Гербовой В.В. (2006 г.) (см приложение 1), основываясь на задачи по программе «Радуга» по ФГОС, для развития монологической формы речи (см. приложение 2 — (16, 97).

Однако в детском саду имеется и новые разработки для проведения мониторинга по речевому развитию по Гризик Т. И. (2015г.) (5, 19-20,139-140) по которым педагоги пока не работают, только знакомятся.

Главной целью при проведении исследования стало — определить уровень речевых умений дошкольников, что позволило выявить наиболее важные направления в работе конкретно с каждым ребенком, а также дифференцированно строить работу по формированию связной речи. Используется при этом метод индивидуальной беседы, метод наблюдения за детьми. Исследование проходит по следующим критериям: отметить, сколько утешительных фраз произнес ребенок при сочувствии к щенку; дать возможность рассмотреть картинку, а за тем спросить о том, что произошло с цыплятами; предложить придумать название к «рассказу в картинках», записать его; рассмотреть курицу, увидевшую не желтеньких, а черных и чумазых цыплят и описать ее состояние: «Она …». Результаты оцениваются в бальной системе: 0 баллов — называет 1 — 2 слова, 1 балл — называет 2 — 5 слов, 2 балла — называет более 5 слов: существительных, прилагательных, глаголов.

При проведении диагностики, одной из — под групп, как и рекомендуется программой, можно обратить внимание на невысокий уровень сформированности понимания речи и активного словаря детей.

Результаты дошкольников по проведенной диагностике

Имя ребенка

Развитие речи

1

2

3

4

баллы

уровень

1

Полина А.

1

1

1

1

4

ср

2

Матвей Б.

1

0

1

0

2

н

3

Алина В.

2

2

1

2

7

в

4

Кира Д.

0

1

1

0

2

н

5

Андрей Е.

1

2

1

1

5

ср

6

Данил Г.

1

0

0

0

1

н

7

Лера Е.

0

1

0

1

2

н

8

Володя К.

2

1

1

0

4

ср

9

Егор К.

1

0

2

1

4

ср

10

Варя Ш.

2

1

1

1

5

ср

Н: 2

С: 5

В: 3

Н: 3 С: 5

В: 2

Н: 2 С: 7

В: 1

Н: 4 С: 5

В: 1

Н: 0-2 С: 3-5 В: 6-8

Н: 4

С: 5

В: 1

Следует отметить, что дети успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целостное высказывание. (3 критерий: высокий 10%, средний -70%, низкий -10%).

Однако умение отражать в своих рассказах различные виды связей, выделять зависимость некоторых фактов, явлений и объяснять их у дошкольников надо формировать. При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя.

Результаты анализа показателей, убедили, что дети не только не достаточно правильно рассказывают, но и их речь отмечается недостатком словарного запаса, ошибками в построении предложений, нарушен лексический оборот, отсутствует самостоятельность в принятии решении, а, следовательно, внутренняя речь также несовершенная, дети с трудом могут предположить возможный план действий.

С детьми в группе было рекомендовано воспитателям уделить внимание чаще планировать и проводить беседы с детьми вне НОД, привлекать их к рассказыванию на несложные темы о предметах и по картинкам, из личного опыта, и в частности по обучению детей рассказыванию уделять нерешительным ребятам.

Воспитателям было предложено на тему обучения детей рассказыванию организовать с родителями группы какую-либо форму работы: консультацию, игру, круглый стол и др.

Таким образом, работа по обучению детей старшей группы рассказыванию из опыта должна строиться с учетом индивидуальных особенностей их развития как можно больше в различных видах деятельности, как в детском саду, так и вне его.

2.2 Система работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта

В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т.д. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи — обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.

Практика показывает, что труднее всего детям передавать события из личного опыта. Рассказы бывают нелогичны, непоследовательны, малоэмоциональны. Отдельные дети вообще не могут справиться с заданием без помощи воспитателя.

Для работы с детьми по данной проблеме педагогами группы были подобраны произведения для пересказа, учитывающие следующие требования к ним: высокая художественная ценность, идейная направленность (динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения); четкость и последовательность развертывания действия, занимательность содержания.

Чтобы процесс обучения рассказыванию проходил для детей легче и интересней, используют картины с изображением событий современной жизни: «Мы дежурим», «Дочки-матери», «Семья», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения» «Мы играем в магазин», «Почему рассердилась мама? », «Новогодняя елка», «Весна пришла». Используют карточки-символы, предлагая придумать, что было до или после того, что изображено на картинах.

В группе собрали иллюстрационный материал на все разделы по развитию речи: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи. Подобрали иллюстрации по темам: «Дикие и домашние животные», «Транспорт», «Мебель», «Времена года», «Музыкальные инструменты», «Грибы» и другие. Есть набор сюжетных открыток с изображением 2-3 животных.

После рассматривания одной из таких открыток педагоги предлагают ребенку подумать: о чем могут разговаривать между собой животные, т. е. — какой диалог они ведут. Если ребенок не может ничего придумать сам, педагог начинает диалог за одного из изображенных героев.

В общей системе речевой работы важно не только расширять объем активного словаря, но и работать над разнообразием используемых словосочетаний, синтаксических конструкций. Поэтому большое значение педагоги стали предавать предварительной работе и совместной деятельности с детьми в свободное от занятий время. Это и подбор художественного слова, и дидактические игры, и разучивание физкультминуток. Чтобы дети самостоятельно использовали образные средства родного языка, спланировали знакомство с загадками, пословицами, поговорками.

Для лучшего усвоения материала организовывали дидактические игры, где дидактическая задача была облечена в игровые ситуации. (см. приложение 3).

Здесь отчетливо выступали побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Например, «’Что сначала, что потом?», «Что в дороге пригодится?», «Волшебные слова» и другие.

Педагоги стали больше информировать родители о курсе всех дел. О них папы и мамы узнают из материалов информационного стенда. В рубрике: «Чему учимся», «Связная речь детей». Есть консультации для родителей на темы: «Как разговаривать с ребенком», «Учите детей составлять загадки». О том, как развивать речь детей, родителям могут напомнить «Памятки для родителей», которые так же помещаются на информационном стенде. В групповом родительском уголке на стенде поместили материалы о состоянии развития речи детей, уровни речевого умения ребенка данного возраста, записи рассказов, пересказов детьми (папка «Как рассказывают наши дети?»).

Таким образом, проведенный литературный обзор и собственные наблюдения дают право думать, что использование данного материала в работе с детьми позволит воспитателям совершенствовать разнообразные методы и приемы обучения для рассказывания из опыта, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Заключение

В общей системе образовательной работы ДОУ развитие навыков монологической речи является одной из важнейших задач развития речи детей дошкольного возраста. В результате целенаправленного педагогического воздействия обучения детей рассказыванию способствует не только развитию навыков монологической речи, но и позволяет педагогу сформировать у ребенка умения четко и логично излагать свои мысли, работать по плану.

В курсовой работе рассмотрены особенности обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта.

В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют проводить обучение рассказыванию из опыта как на занятиях по развитию речи, так и в повседневной жизни детей, в тесной взаимосвязи с родителями.

В теоретической части работы, на основе изучения специальной литературы мы рассмотрели, выявили и охарактеризовали:

— значение рассказов из опыта для детей старшего дошкольного возраста;

— виды, методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта.

В практической части при рассматривании данной проблемы были проведены тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень умения рассказывать из опыта, что помогло скорректировать дальнейшую работу с детьми.

Рассмотрели и отобрали более необходимые игры, упражнения, материал для развития умения рассказывать из опыта детей. Затем внедрили их в работу с детьми, как на НОД, так и в ходе режимных моментов, в повседневной жизни детей.

Таким образом, из всего этого можно сделать вывод, что рассказы из опыта имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности. Дети учатся использовать свой жизненный опыт и выражать свои наблюдения, впечатления и переживания в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

На основе собранного и разработанного материала было предложено спланировать работу на год для получения положительной динамики на конец учебного года.

Список литературы

1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.

2. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста [Текст] // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. — Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. — 198 с.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст]- М., Просвещение, 2004. — 255 с.

4. Гербова В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду [Текст]: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» // Гербова В.В., ГризикТ.И., Доронова Т.Н. — М.: Просвещение, 2006. — 191с.

5. Гризик Т. И. Речевое развитие детей 5-6 лет [Текст]: метод. Пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. — Просвещение, 2015. — 152 с.

6. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст].: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М, 2004. — 107 с.

7. Занятие по развитию речи в детском саду./ Под. ред. Ушаковой, О. С. [Текст] — М.: Просвещение,1993.- 272 с.

8. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада. — 2-е изд., испр.и доп. — М., Просвещение, 1982. — 128 с.

9. «Радуга» — примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС. [Текст] Издательство: Просвещение, 2014 год — 232 с.

10. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. [Текст] — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 224 с.

11. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. [Текст] — Москва Академия 2006.

12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с.

13. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] — М., 2001. — 237 с.

14. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] — М.: Владос, 2004. — 287с.

15. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. [Текст] — М.:Т.Ц. Сфера,2002.

16. ФГОС дошкольного образования / гл. ред. М. Ю. Пермяков. [Текст] — Ек.: издательский дом «Ажур», 2014. — 23 с.

17. «Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста» — Методическая разработка. -2009.- 267 с. (http://www.forpsy.ru/referat -138036.html)

18. Демченко Ю. В. Курсовая работа обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования.- Волгоград, 2012. — 57 с. (roovee.net›c6/item14533.html)

19. Ответы к экзаменам и зачётам сборник шпаргалок для ВУЗов — 40 с. )

20. Ушакова Н.А. Обучение рассказыванию старших дошкольников с помощью моделирования — Благовещенск, 2014 — 17 сл. (http://www.docme.ru/doc/444966/prezentaciya—obuchenie-rasskazyvaniyu-starshih-doshkol._nikov)

Размещено на