Содержание
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей 1.2 Игра и ее значение для развития личности ребенка 1.3 Особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста Вывод по главе I ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ДОШКОЛЬНИКАМИ 2.1 Констатирующий этап исследования 2.2 Анализ результатов исследования 2.3 Практические рекомендации воспитателям по развитию игровой деятельности дошкольников Выводы по II главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ Введение Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В связи с этим основным направлением педагогической работы в дошкольных учреждениях является руководство игрой. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. [15, 6 c.] Игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребенок ставит и реализует значимую для себя цель (приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т.п.).
При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей. [1, 5c.] Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Наибольший интерес представляет анализ особенностей сюжетно-ролевой игры, поскольку в ней достаточно отчетливо проявляются: знания детей об окружающем мире (в соответствующей содержанию игры области), включая знания о деятельности взрослых; понимание взаимоотношений людей и их действий; умение применить накопленные знания в условиях игры; умение строить и регулировать собственное поведение в соответствии с содержанием игры и умение взаимодействовать с партнерами по игре с учетом своей роли и их ролей. В игре проявляется также эмоциональное отношение детей к собственной деятельности и к действиям партнеров. Таким образом, в игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности ребенка. [14, 107 c. ] Предмет исследования: особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: сюжетно-ролевая игра дошкольников.
Игра как средство развития личности дошкольника 2
... интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение [5;6;15]. У детей дошкольного возраста игра является основной формой деятельности. Некоторые стихийные игры ... сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности. Ш Дидактические игры ...
Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста выявляют достаточную сформированность умения взаимодействовать в игре, принимать роли и следовать сюжету игры. Цель исследования: изучить особенности сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить научную, методическую литературу по исследованию игровой деятельности. 2. Провести теоретический анализ особенностей организации сюжетно-ролевых игр у детей. 3. Провести экспериментальное исследование особенностей игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. 4. На основании теоретического анализа и эксперимента сделать выводы об особенностях сюжетно-ролевой игры у дошкольников и разработать проект формирующего этапа исследования. Методологическая основа исследования: большой вклад в разработку общеметодологических и методических проблем игровой деятельности детей внесли такие исследователи, как Л.С. Выготский, Воронова В.Я., Леонтьев А.Н. Михайленко Н.Я. и Короткова Н.А., Спиваковская А.С., Эльконин Д.Б. и другие. В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого — педагогической и специальной литературы в аспекте изучаемой проблемы; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов исследования; проект формирующего эксперимента.
База исследования: «Детский сад № 35», г. Кандалакша. Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы. Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей Старший дошкольный возраст (6-ти — 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности .
Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление. Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления. [25, 4 c.] Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты: 1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности. 2) Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность. 3) Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза. Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника.
Основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста
... развития ребенка в дошкольном возрасте. Объект исследования - дети дошкольного возраста. Предмет исследования - процесс развития детей дошкольного возраста. Задачи исследования: · Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования; · Изучить особенности развития детей дошкольного возраста. ... него одна ножка). В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве ...
Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи: речь из ситуативной становится контекстной; развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение; складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности; совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов; совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом. В активный словарь детей данного периода развития входят 2500—3000 слов. В речь ребенка все активнее включаются прилагательные, наречия, существительные с обобщенным значением (животные, одежда, транспорт и др.).
Развитие речи тесно связано с развитием словесно-логических операций. Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса формируется способность к обобщению, классификации предметов, обозначаемых существительными: животные делятся на диких и домашних, птицы — на зимующих и перелётных. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое заключается в формировании регулятивных компонентов психической деятельности и приёмах запоминания вербального материала в соответствии с операциями мыслительной деятельности. В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности. Существенные изменения наблюдаются в качественно-количественных характеристиках внимания. Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности. Говоря о развитии внимания детей старшего дошкольного возраста, следует отметить, что изменения касаются всех его свойств: объем (способность одновременно сосредоточиваться на восприятии 3—4 объектов); распределение (в связи с автоматизацией ребенка); устойчивость (способность удерживать внимание на одном объекте 10—15 минут).
Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста
... ресурсом развития детей дошкольного возраста. 1. Особенности развития психических функций и формирования личности и деятельности в дошкольном периоде. Дошкольный возраст является ... формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо ...
Развитие произвольного внимания старшего дошкольника связано с развитием всех сторон речевой деятельности, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, появлением произвольного поведения. Воображение детей старшего дошкольного возраста — это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности. Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности. В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов. Развитие восприятия характеризуется формированием перцептивно-интеллектуальных действий.
Дети старшего дошкольного возраста осваивают фонетику, их словарный запас составляет 5—6 тысяч слов, что позволяет им овладеть сложными формами речевой деятельности. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности. В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций, которая в сравнении с движением еще менее развита: им трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социального окружения — самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Дошкольный период является сензитивным для развития способности детей к произвольной регуляции эмоций. Для этого ребенку необходимо научится произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения; различать и сравнивать эмоциональные ощущения; воспроизводить эмоции по заданному образцу или произвольно; использовать паралингвистические средства для активации эмоций. Дети старшего дошкольного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами.
У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регулированию эмоционального состояния детей. Следующей ступенью совершенствования эмоциональной регуляции будет развитие у ребенка навыков произвольного поведения. У старших дошкольников активно формируются нравственно-этические или личностные категории. Ими различаются понятия «хороший — плохой», «добро — зло», «красивый — некрасивый», «правда — неправда». Достаточно хорошо ими понимаются нормы и правила поведения, но не всегда еще достаточна эмоциональная регуляция. Дети непосредственно выражают собственные чувства, их настроение зависит от конкретных ситуаций, а выражение настолько разнополярно, что эмоции легко узнаваемы по мимике, модальности и выразительности. Период дошкольного детства можно назвать периодом аффективных переживаний, так как эмоции носят нестойкий характер. Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных детей», имеющих проблемы в эмоциональной сфере: 1. Агрессивные дети.
Игры-приветствия для детей 3-5 лет
... Петушок (можно выбрать любой персонаж, используя перчаточную куклу, которую взрослый надевает на руку и управляет ей в зависимости от ... Ушки слушают, Ручки хлопают, Ножки топают. Ура, мы проснулись! Дети стоят в кругу, опустив руки: (педагог пропевает) Здравствуйте, ... протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.). Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими ...
Неуравновешенные, в конфликтных ситуациях эмоции выражают очень бурно, что проявляется в аффективном поведении, направленных на сверстников. 2. Эмоционально расторможенные дети. На все реагируют слишком быстро. Эмоции проявляются в мимике, движениях, переключениях от позитивного к негативному эмоциональному состоянию, что нарушает целенаправленность и произвольность деятельности и поведения. 3. Эмоционально заторможенные дети. Замкнутые, робкие, ранимые, избегают общения, переживают свои эмоциональные проблемы в одиночестве. Их характеризует невыраженность, «бедность» эмоциональных реакций. Таким образом, можно выделить основные направления эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста: усложнение эмоциональных проявлений и их регулирования в деятельности и поведении; формирование моральных и социальных эмоций, происходит становление эмоционального фона психического развития детей; дети овладевают навыками эмоциональной регуляции, что позволяет им сдерживать резкие выражения чувств и перепадов настроения. [25, 11 c.] 1.2 Игра и ее значение для развития личности ребенка Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры — общение, домашний труд.
Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. [13, 85 c.] Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. [4, 32 c.] Игра является наиболее свободной деятельностью ребенка-дошкольника. Этот непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного употребления предметов значительной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре. [25, 27 c.] Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами . Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность.
Роль фантазии в игре детей
... 1. Функции фантазии в игре детей. Способность варьировать объект игры при помощи фантазии, дает ребенку чувство власти над предметом игры, развивает вкус к свободной с творческой деятельности, создает новые стимулы ...
Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами — символами реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен. В среднем дошкольном возрасте — ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме (в специально создаваемых игровых условиях) воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. [11, 48 c.] Самое главное для ребенка — ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план.
Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Возникшая на границе раннего и детского возраста ролевая игра получает свое дальнейшее развитие, достигает расцвета уже в дошкольные годы. Развитие игры проявляется прежде всего в изменении ее сюжета и содержания. Сюжет игры — это сфера действительности, которую дети отражают в своих играх. Если для самых младших наиболее типичны игры с бытовым сюжетом («дочки-матери» и т. п.), то у средних детей наряду с этим часты игры с производственным сюжетом («железная дорога», «строительство», «больница», «летчики», «поликлиника», «детсад»).
У старших детей нередко возникают игры и с общественно-политическим сюжетом («космос», «война» и т. п.).
Меняется в дошкольный период и содержание детских игр — то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослых. Главное содержание ролевых игр в младшем детском возрасте заключается в максимально развернутом воспроизведении действий с предметами («трут морковку», «режут хлеб», «моют посуду» и т. п.), в среднем детском возрасте — воспроизведение отношений между взрослыми, в старшем главным становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. И ссоры соответственно возникают по разным причинам: из-за игрушек, из-за ролей, по поводу того, «бывает так или не бывает». Сюжет и содержание игры воплощаются в ролях: их выполнение и является главным моментом творческой игры. Как ни фантастичен на первый взгляд тот мир, в который вступает ребенок в игре, он все же не является миром абсолютной свободы и произвольности. В играх действуют не менее жесткие, чем в действительности, законы и правила, которым ребенок охотно подчиняется. У каждой роли свои правила. Но все они взяты из окружающей жизни, заимствованы из отношений в мире взрослых. [11, 106 c.] Игра — критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать.
Игра как ведущая деятельность заложена в основу многих тестов, например, сценотеста. Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. Здесь формируется иерархия мотивов, то есть умение подчиниться требованию «надо», а не «хочу», подавить свои сиюминутные желания. В игре малыш учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать свое поведение и поведение партнера, контролировать его. В игре развивается интеллект ребенка, в частности знаково-символическая функция, как умение замещать один предмет другим, например, скакать на палочке, как на коне. [22, 34 c.]. Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).
Главное, что ребенок получает в игре, — возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. В каждой игре есть правила. Постепенно они начинают выделяться дошкольником как ее центральный момент. От победы сиюминутного желания над правилом ребенок идет к победе правила над желанием. Изменяется осознание правила: от его слитности с ролью или отношения к нему как к простому требованию взрослого — к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формулированию до начала игры. [23, 40 c.] Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в «отдых». [9, 16 c.] 1.3 Особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми.
Как деятельность сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное образование, состоящее из следующих компонентов: целевого, потребностно-мотивациоиного, содержательного, операционного, результативного. Сюжетно-ролевая игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. [21, 258 c.] Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения. «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни — отражение часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается верностью своих подробностей. У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. …Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни», — отмечал К.Д.Ушинский. [24, 57 c.] Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой. Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх. Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний старших дошкольников о жизни советских людей. Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребенка в игре. Естественно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Такую функцию может выполнить только «хорошая» игра. Можно выделить ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).
Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передает детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей. Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя. Обсуждения содержания игры, хода развития, распределение ролей — первый этап игры (предварительное обсуждение).
Так, дети хотят играть в «путешествия». Воспитатель спрашивает: «Куда поплывет ваш теплоход?» Дети начинают спорить: одни говорят — в Москву, другие — на север. Сережа предлагает — по Днепру в Киев. Дети соглашаются с ним. Своевременно поставленный вопрос дает возможность определить тему игры. В старший группах не может быть единого способа распределения ролей. Он зависит прежде всего от содержания игры, от состава играющих детей. Это может быть и коллективное обсуждение с участием воспитателя, и избрание организатора (с общего согласия детей), который назначает, кем будет каждый участник. В ходе развития сюжета воспитатель может дать совет, направленный на развитие игры: «маме» посоветовать пойти с «дочкой» на «праздник», «матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей. Такие советы обогащают содержание игры. Воспитатель может быть и участником игры. В первых длительных играх выполнение ведущей роли дает возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением. Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы. В основе систематизации образовательного материала лежит тематическое планирование. Это обеспечивает такое построение педагогического процесса, при котором осуществляется взаимосвязанное формирование нравственных представлений и перенос их в опыт игровой деятельности. В этом процессе используются различные формы занятий: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, лепка, рисование, оформление тематических альбомов. Игровые интересы старших дошкольников характеризуются значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: «колхоз», «завод», «поликлиника», «железная дорога», «строительство». Содержательнее становятся и игры в «семью», «детский сад» и другие, в которые играют дети средней группы. Однако сюжеты их значительно усложняются. Для обогащения игровых действий используются беседы и рассказы детей об играх. В процессе рассказывания актуализируются детские представления, усиливается работа воображения, возникают творческие игровые замыслы, совершенствуется речь детей. Установление связи между занятиями, где дети рассказывали о своих играх, с игровым творчеством, взаимообогащает игровую и познавательную деятельность дошкольников. [2] Вывод по главе I Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо». Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры — общение, домашний труд. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное образование, состоящее из следующих компонентов: целевого, потребностно-мотивациоиного, содержательного, операционного, результативного. Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают». Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре. Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей сюжетно-ролевых игр с дошкольниками 2.1 Констатирующий этап исследования Цель данной работы — рассмотреть особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте у детей. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Подобрать и описать методики исследования сюжетно-ролевой игры дошкольников. 2. Провести экспериментальное исследование особенностей сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. 3. Сделать выводы об особенностях сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. 4. Предложить рекомендации по развитию игровой деятельности дошкольников. Объектом исследования выступает сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста. Предметом — особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста выявляют достаточную сформированность умения взаимодействовать в игре, принимать роли и следовать сюжету игры. В исследовании участвовали 10 детей в возрасте 6 — 7 лет. База исследования: «Детский сад № 35» г. Кандалакша Методики исследования: «Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры», «Изучение взятия ребенком на себя роли», «Изучение влияния сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре». (Приложения 1,2,3).
Авторы методик: Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.Ход работы: провести наблюдение за особенностями прохождения свободной сюжетно-ролевой игры, оформить выявленные особенности в схеме (таблица 2.1).
Дать анализ соответствия наблюдаемой игры особенностям возрастного развития. Таблица 2.1 Схема особенностей прохождения сюжетно-ролевой игры старшей дошкольной группы
Количество играющих Ф.И.О. детей |
Организация игры (кто организатор) |
Примерное время игры |
Роли принимаемые детьми в игре |
Сюжет игры |
Содержание игры |
Использование атрибутов в ходе игры |
Конфликты их наличие причины |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
Заполнить схему наблюдения, сделать вывод относительно выявленных в ходе задания особенностей свободной игры детей и соответствия этих особенностей необходимым для наблюдаемого возраста нормам. 2.2 Анализ результатов исследования Изучение сюжетных игр старших дошкольников проводилось в естественных условиях детского сада — в групповой комнате, с фиксированным набором игровых атрибутов и предметов окружающей обстановки. Игрушки и игровые предметы были сюжетно связаны и сгруппированы по нескольким игровым ситуациям: «Больница», «Семья», «Детский сад», «Дочки-матери», «Пожарные». В наборы игрушек входили как специализированные (куклы, посуда, мебель, машины, весы, аптечка и т.д.), так и неоформленные (шарики, кубики, палочки и другие).
Кроме того, в комнате находились игрушки, не сгруппированные тематически, но позволяющие организовывать игры на другие сюжеты (самолеты, школьные принадлежности и др.).
За детьми велось наблюдение в ходе их игры и общения в группе детского сада. Анализируя наблюдения за игрой детей, можно сделать следующие выводы. 1) Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры Замысел игры, постановка игровых целей и задач. (Протокол 1, Приложение 4) Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, т.е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией. Содержание игры. (Протокол 2, Приложение 5) Дети в основном играют в игры, отображающие реальную жизнь: «Дом», «Магазин», «Детский сад», «Больница». Сюжет игры. (Протокол 3, Приложение 6) Сюжет игры развернут. Интерес к игре имеется, сюжеты разнообразны. Большинство детей предпочитают групповые игры. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре. (Протокол 4, Приложение 7) Наблюдения за организацией игровой в деятельности детей показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами. Речь занимает большое место в реализации роли. Она не только обозначается словами, но через речь, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, 2-3 из которых любимые . Игровые действия и правила. (Протокол 5,6, Приложение 8,9) Игровые действия часто заменяются словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными самоделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы. Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр. Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Особенности конфликта в игре. (Протокол 7, Приложение 10) В основном конфликты у детей старшего дошкольного возраста возникали из-за правил игры. Роль взрослого в руководстве игрой. (Протокол 8, Приложение 11) Активизирующее вмешательство взрослого толкало детей к новым решениям возникающих в деятельности задач. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтовали друг с другом, более того, пытались участвовать в решении общих проблем. Их объединяла и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности. Далее нами было проведено исследование развития взятия ребенком на себя роли. 40% — этими детьми нарушение логики действий и правил отвергается. Правила ясно вычленены. 40% — этими детьми опротестовывается нарушение логики ссылкой на то «что так не бывает». 20% детей нарушение последовательности действий не принимают фактически, но не опротестовывают. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста с достаточно осознают значение определенных игровых ролей и стараются соблюдать их. По третьей методике «Изучение влияния сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре» были получены следующие данные (таблица 2.4).
Таблица 2.4 Результаты исследования по методике «Изучение влияния роли на подчинение правилу игры»
Подчинились правилу |
Выбежали раньше |
Выбежали позже |
Отказались играть |
||
Наблюдаемые факты «Эстафета» |
60% |
30% |
10% |
— |
|
Наблюдаемые факты «Машинисты» |
70% |
20% |
10% |
— |
|
В первой серии методики — «Эстафета» При игре в эстафету дети, стоявшие у стены комнаты, по сигналу «раз, два, три» должны были бежать к экспериментатору. 60% — подчинились установленному правилу, дождались сигнала 30% — проявляли нетерпенье и выбежали раньше сигнала экспериментатора 10% — выбежали позже Во второй серии методики: 70% — подчинились правилам игры 20% — выбежали раньше сигнала 10% — выбежали позже В таблице 2.3. представлены обобщенные результаты особенностей прохождения сюжетно-ролевой игры старшей дошкольной группы до проведения экспериментальной работы. (Приложение 12) Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития игровой деятельности по сюжетно-ролевой игре в группе старших дошкольников. Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами. В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования нами было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны Для того, чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования развития игровой активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня развития способностей детей. Результаты оценки выполнения контрольных заданий выражены в таблице 2.3. Таблица 2.3. Уровни развития у детей старшего дошкольного возраста до и после проведения эксперимента
Уровни развития |
Контрольная группа |
||||||||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
||||||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% |
||
Низкий |
2 |
20 |
0 |
0 |
3 |
30 |
2 |
30 |
|
Средний |
6 |
60 |
2 |
20 |
5 |
70 |
4 |
70 |
|
Высокий |
2 |
20 |
8 |
80 |
2 |
0 |
0 |
— |
|
Контрольный эксперимент позволил прийти к выводу о том, что в игре у старших дошкольников необходимо использовать проблемные методы и методы активизации развития сюжетно-игровой деятельности дошкольников. Анализ полученных данных показал, что показатели развития старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры в экспериментальной группе остались с повышенным результатом. В экспериментальной группе количество детей находящихся на высоком уровне составляет 30%, на среднем уровне находится 70% детей, на низком уровне испытуемых не осталось. После проведения экспериментальной работы наблюдали и проанализировали игровую деятельность детей. Анализ игр показал, предлагаемые игровые темы не только остались для детей привлекательным объектом отражения, но под влиянием экспериментальной работы, их образ наполнился новым содержанием. В играх отражались и конкретные знания об известных местах, и обобщенные представления о них. Наблюдение за играми показало развитие эмоционально-положительного отношения детей к различным видам игровой деятельности. Таким образом, можно сделать следующий вывод: эксперимент, проведенный в старшей группе, направленный на повышении игровой активности у детей средством использования сюжетно-ролевых игр, показал, что значительно повысился уровень развития у детей таких качеств, как внимательность, активность, уважение к взрослым, участникам игр и их образам, окружающим местам и предметам. 2.3 Практические рекомендации воспитателям по развитию игровой деятельности дошкольников Игры для детей дошкольного возраста должны иметь четко определенный сюжет и сценарий Это поможет участникам лучше и быстрее ориентироваться в игре. Сюжетно — ролевые игры для дошкольников должны носить как общеразвивающий, так и обучающий характер. Ролевая игра — самый действенный, по мнению педагогов, способ подтолкнуть ребенка к знаниям, выработать у него желание учиться. Организация длительных сюжетно-ролевых игр требует от воспитателя значительных усилий по их тщательной и продуманной подготовке, но все они окупаются и заинтересованностью детей, и эффективностью их проведения. Необходимым моментом при подготовке к сюжетно-ролевым играм являются беседы на этические темы («Доставляй людям радость своими добрыми делами», «Твои добрые дела», «Поступок товарища, достойный подражания»), в ходе которых дети учатся давать нравственную оценку своим поступкам и поведению своих сверстников, начинают понимать, что наиболее ответственные роли в предстоящих играх по справедливости должны выполнять те, кто этого достоин. Чтобы интерес к игре, которая длится долго, иногда по неделям, не угасал, необходимо вносить в нее все новые и новые дополнения, придумывать различные варианты их проведения. Например, в сюжетно-ролевой игре «Театр» целесообразно предлагать детям следующие варианты: открытие детского театра «Рябинка», где в роли артистов выступают сначала родители, потом дети; получение телеграммы, в которой сообщается, что настоящие артисты уехали на гастроли, но спектакль должен обязательно состояться; есть идея провести конкурс танцев и песен с участием родителей. Очень важным является такой момент, как формирование детского игрового коллектива, распределение ролей в игре. Самое главное — индивидуальный подход, который предполагает знание особенностей каждого ребенка, понимание его склонностей и интересов. Это помогает детям, даже самым застенчивым и неорганизованным, раскрыться, проявить инициативу, удерживать интерес к игре на протяжении длительного времени. При таком подходе подчас выявляются самые неожиданные вещи. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, используются следующие приемы: 1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть; 2) «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск по чертежу клада и т. д.); 3) участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»); 4) косвенное побуждение к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Дима согласится стать водителем грузовика?..»).
Важно также правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю также выявить собственные недочеты при ее подготовке. Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов: 1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре. 2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой. 3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев. 4. Просмотр диафильма по теме игры. 5. Проведение экскурсии по теме игры. 6. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.).
7. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций. 8. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей. 9. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки. 10. Совместная с детьми игра. 11. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения. 12. Постановка проблемных игровых задач. 13. Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, ее обсуждение. 14. Рассказ воспитателя об играх детей другой группы. 15. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия), после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали. 16. Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т. д.; обменяться впечатлениями. 17. Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть еще интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др. 18. Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам. 19. Составление с детьми альбома по тематике игры. 20. Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры. 21. Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
22. Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики. 23. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов. [8] Выводы по II главе Таким образом, по итогам всех методик было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста выявляют достаточную для данного возраста сформированность умения взаимодействовать в игре. Наблюдения за организацией игровой в деятельности детей показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами. В основном конфликты у детей старшего дошкольного возраста возникали из-за правил игры. Активизирующее вмешательство взрослого толкало детей к новым решениям возникающих в деятельности задач. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтовали друг с другом, более того, пытались участвовать в решении общих проблем. Существенным в поведении детей шести-семи лет является то, что они сознают свой импульс и, следовательно, уже сознательно подчиняются правилу. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста фактически принимали правило игры и подчинялись ему. Также были предложены рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр. Заключение игра развитие ребенок личность Таким образом, можно сделать следующие выводы. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо». Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры — общение, домашний труд. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное образование, состоящее из следующих компонентов: целевого, потребностно-мотивациоиного, содержательного, операционного, результативного. Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: «Мамы так не делают», «Суп после второго не подают». Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют произвольно и осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре. В экспериментальной части было выявлено следующее: дети старшего дошкольного возраста выявляют достаточную (высокого или среднего уровня) для данного возраста сформированность умения взаимодействовать в игре. Ролевые действия детей не всегда согласованны. Игровая тематика однообразна. Игровые задачи дети решают привычными способами. В основном конфликты у детей старшего дошкольного возраста возникали из-за правил игры. Большинство детей чаще принимают тему детей — лидеров, взрослого. Дети фактически принимали правило игры и подчинялись ему. Итак, дети старшего дошкольного возраста выявляют достаточную сформированность умения взаимодействовать в игре, принимать роли и следовать сюжету игры. Список литературы 1. Баряева Л. Б., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. — СПб.: ЛОИУУ, 1996. — 95 с. 2. Бойченко H. A. и др. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников. Киев: Изд-во «Радянська школа», 1982. — Режим доступа: [http://www.detskiysad.ru/igra/suzhet05.html]. 3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 208 с. 4. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 135 с 5. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. — М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. — 1008 с. 6. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96 с. 7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 320 с. 8. Горышева В. Игра — это отражение жизни. — Режим доступа: [http://www.myparents.ru/index/0-211].
9. Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2000. — 47 с.
10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.-М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. — 191 с.
11. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. — 480 с.
12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1988. — 190 с.
13. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. — 146 с.
14. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. и др. Специальная психология — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
15. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. — 96 с.
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для ВУЗов. — 7-е изд., стереотип. — М.: изд. центр «Академия», 2002. — 456 с.
17. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. — М.: Просвещение, 1994. — 235 с.
18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн.2: Психология образования. — 608 с.
19. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. — 46 c.
20. Петровский А. В. Введение в психологию — Москва: Издательский центр «Академия», 1997.- 496 с.
21. Реан А. А. Психология детства. — СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 368 с.
22. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. — М.: «Академия», 1996. — 96 с.
23. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
25. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
26. Эльконин Д. Б. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1995. — 260 с.
27. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М.: Педагогика.1988 — 136 с.
Приложение 1 1. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры Проведение исследования. Проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 6 — 7 лет. Обработка данных анализ протоколов проводят по схеме. 1) Замысел игры, постановка игровых целей и задач — Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.).
— Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения. — Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры. — Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре. — Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям. 2) Содержание игры — Что составляет основное содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения. 3) Сюжет игры — Насколько разнообразны сюжеты игр (указать названия и количество).
— Какова устойчивость сюжета игры (т.е. насколько ребенок следует одному сюжету).
— Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет. — Насколько развернут сюжет. Представляет ли цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в один в сюжет. — Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры. — Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).
4) Выполнение роли и взаимодействие детей в игре — Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).
— Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).
— Передает ли и каким образом характерные особенности персонажа. — Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли. — Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений. — Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх. 5) Игровые действия и игровые предметы — Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре. — Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает. — Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнеру. — Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки. — Характеристика игровых действия: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий. — Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами. 6) Игровые правила — Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком. — Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью. — Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре. — Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил. 7) Достижение результата игры — Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре. — Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом. — Какими средствами достигается реализация замысла. 8) Особенности конфликта в игре — По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.) — Каковы способы разрешения конфликтов. 9) Игровая среда — Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры. — Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как. 10) Роль взрослого в руководстве игрой — Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается. — Предлагает ли принять взрослому участие в игре. [23, 42 c.] Приложение 2 2. Изучение взятия ребенком на себя роли Подготовка исследования. Подобрать сюжетные игрушки для игр в «детский сад», «семью», «больницу». Проведение исследования. Проводится экспериментальна серии игр с детьми 6 — 7 лет. Первая серия игр. Игры с нарушением последовательности действий при выполнении ребенком роли. Организовывают игры с хорошо знакомым детям содержанием: в «детский сад», в «больницу», в «семью». По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть мороженое», а потом «суп»).
В каждой из игр принимают участие по двое детей. Вторая серия. Игры с нарушением смысла роли. Роль становится в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребенок. Можно использовать две ситуации: 1 ситуация — с детьми развертывается ролевая игра «трамвай»: предлагается сумка для денег, билеты, подготавливается место для вожатого. После того как игра разворачивается, детям предлагают играть так: вожатый будет продавать билеты, а кондуктор вести вагон. Когда измененная игра начинается, экспериментатор, играющий с детьми, выходит на остановке и говорит, что вожатого зовет начальник депо; 2 ситуация — разыгрываются игры с правилами: «Волк и зайцы», «Волк и гуси», «Кот и мыши», «Лиса и зайцы». Предлагают, чтобы гуси ловили волка, зайцы — лису и волка, мыши — кота. Обработка данных. В первой серии анализируют, каков характер логики действий и чем она определяется. Как относится ребенок к нарушению логики действий и каковы мотивы протеста против ее нарушения. Во второй серии определяют отношение ребенка к роли, взятой на себя в игре, доказать, что внутри роли фактически имеется известное правило поведения, отражающее логику реального действия и реальных отношений. Приложение 3 3. Изучение влияния сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре Подготовка исследования. Разработать сюжеты игр в «эстафету», «машинистов». Проведение исследования. Первая серия. С детьми проводят эстафету. Все испытуемые встают в линию и по сигналу экспериментатора «Раз, два, три!» должны бежать к нему. Вторая серия. Экспериментатор предлагает поиграть в «машинистов». Дети встают в одну линию, каждый из них — машинист. По сигналу экспериментатора (3 хлопка в ладоши) машинисты должны бежать. Кто выезжает раньше или задерживается, тот проигрывает. Обработка данных. Подсчитывают количество детей, подчинившихся и не подчинившихся правилу. Результаты заносят в таблицу. Приложение 4 Протокол 1. Исследование замысла игры, постановки игровых целей и задач в экспериментальной группе
Вопросы Ответы
детей |
Как возникает замысел игры |
Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения. |
Насколько устойчив замысел игры |
Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. |
Умеет ли сформулировать игровую цель |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1.Женя Г. |
Инициатива группы |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Да |
|
2.Артур К. |
Инициатива ребенка |
Нет |
Неустойчив |
Не развивается по хожу игры |
Нет |
|
3.Вася П. |
Инициатива группы |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Да |
|
4.Лена А. |
Воспитатель + ребенок — лидер |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Да |
|
5.Оля В. |
Инициатива ребенка |
Да |
Неустойчив, меняется по ходу игры |
Развивается по ходу игры |
Нет |
|
6.Максим Д. |
Воспитатель |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Да |
|
7.Вера Л. |
Инициатива группы |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Нет |
|
8.Лиза В. |
Воспитатель |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Да |
|
9.Олег С. |
Инициатива ребенка |
Нет |
Неустойчив |
Не развивается по хожу игры |
Нет |
|
10.Саша В. |
Инициатива группы |
Да |
Устойчив |
Развивается по ходу игры |
Да |
|
Приложение 5 Протокол 2. Исследование содержание игры в экспериментальной группе
Вопросы Ответы
детей |
Что составляет основное содержание игры |
Насколько разнообразно содержание игры. |
|
1 |
2 |
3 |
|
1.Женя Г. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание разнообразно |
|
2.Артур К. |
Общественные взаимоотношения игры с предметами |
Содержание неразнообразно |
|
3.Вася П. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание разнообразно |
|
4.Лена А. |
Общественные взаимоотношения игры с предметами |
Содержание разнообразно |
|
5.Оля В. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание неразнообразно |
|
6.Максим Д. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание разнообразно |
|
7.Вера Л. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание разнообразно |
|
8.Лиза В. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание разнообразно |
|
9.Олег С. |
Общественные взаимоотношения игры с предметами |
Содержание неразнообразно |
|
10.Саша В. |
Бытовые отношения между людьми |
Содержание разнообразно |
|
Приложение 6 Протокол 3. Исследование сюжета игры в экспериментальной группе
Вопросы Ответы
детей |
Насколько разнообразны сюжеты игр |
Какова устойчивость сюжета игры |
Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет |
Насколько развернут сюжет |
Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры. |
Каковы источники сюжетов игры |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1.Женя Г. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Несколько |
Цепочка событий |
Активна |
Рассказы взрослых |
|
2.Артур К. |
Содержание неразнообразно |
Неустойчив |
Одно |
Один сюжет |
Не проявляется |
Рассказы взрослых |
|
3.Вася П. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Несколько |
Цепочка событий |
Активна |
Наблюдение |
|
4.Лена А. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Несколько |
Цепочка событий |
Высокий уровень умения |
Наблюдение |
|
5.Оля В. |
Содержание неразнообразно |
Неустойчив, меняется по ходу игры |
Одно |
Один сюжет |
Активна |
Рассказы взрослых |
|
6.Максим Д. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Одно |
Один сюжет |
Высокий уровень умения |
Рассказы взрослых |
|
7.Вера Л. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Несколько |
Цепочка событий |
Активна |
Наблюдение |
|
8.Лиза В. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Несколько |
Цепочка событий |
Активна |
Рассказы взрослых |
|
9.Олег С. |
Содержание неразнообразно |
Неустойчив |
Одно |
Один сюжет |
Не проявляется |
Наблюдение |
|
10.Саша В. |
Содержание разнообразно |
Устойчив |
Несколько |
Цепочка событий |
Активна |
Рассказы взрослых |
|
Приложение 7 Протокол 4. Исследование выполнения роли и взаимодействия детей в игре в экспериментальной группе
Вопросы Ответы
детей |
Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры). |
Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре |
Каковы отличительные особенности ролевого диалога |
Передает ли характерные особенности персонажа |
Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. |
Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1.Женя Г. |
Да во время игры |
Ролевая речь |
Ролевой диалог |
Да |
Входить в игровое объединение |
Да, несколько |
|
2.Артур К. |
Нет |
Предметные действия |
Отдельные реплики |
Нет |
Входить в игровое объединение |
Нет |
|
3.Вася П. |
Да до игры |
Ролевая речь |
Фразы |
Нет |
Входить в игровое объединение |
Да |
|
4.Лена А. |
Да до игры |
Ролевая речь |
Ролевой диалог |
Да |
Входить в игровое объединение |
Да, несколько |
|
5.Оля В. |
Нет |
Предметные действия |
Отдельные реплики |
Нет |
Входить в игровое объединение |
Нет |
|
6.Максим Д. |
Да во время игры |
Ролевая речь |
Ролевой диалог |
Да |
Входить в игровое объединение |
Да |
|
7.Вера Л. |
Да во время игры |
Ролевая речь |
Ролевой диалог |
Да |
Входить в игровое объединение |
Да, несколько |
|
8.Лиза В. |
Да до игры |
Ролевая речь |
Ролевой диалог |
Да |
Входить в игровое объединение |
Да, несколько |
|
9.Олег С. |
Нет |
Предметные действия |
Фразы |
Нет |
Один |
Нет |
|
10.Саша В. |
Да во время игры |
Ролевая речь |
Ролевой диалог |
Да |
Входить в игровое объединение |
Да, несколько |
|
Приложение 8 Протокол 5. Исследование игровых действий и игровых предметов в экспериментальной группе
Вопросы Ответы
детей |
Использует ли ребенок в игре предметы-заместители |
Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям |
Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый. |
Использует ли в игре образные игрушки и как часто |
Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1.Женя Г. |
Да |
Да |
Ребенок |
Да, при каждой игре |
Да |
|
2.Артур К. |
Нет |
Нет |
Взрослый |
Да |
Да |
|
3.Вася П. |
Да |
Нет |
Ребенок |
Да, при каждой игре |
Да |
|
4.Лена А. |
Да |
Да |
Ребенок |
Да |
Да |
|
5.Оля В. |
Нет |
Нет |
Взрослый |
Нет |
Нет |
|
6.Максим Д. |
Да |
Да |
Взрослый |
Да |
Да |
|
7.Вера Л. |
Да |
Да |
Ребенок |
Да |
Да |
|
8.Лиза В. |
Нет |
Нет |
Взрослый |
Нет |
Нет |
|
9.Олег С. |
Нет |
Нет |
Взрослый |
Нет |
Нет |
|
10.Саша В. |
Да |
Да |
Ребенок |
Да, при каждой игре |
Да |
|
Приложение 9 Протокол 6. Исследование игровых правил в экспериментальной группе
Вопросы Ответы
детей |
Выполняют ли правила функцию регулятора игры. |
Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью |
Следит ли за выполнением правил другими детьми |
Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1.Женя Г. |
Да |
Да |
|||
2.Артур К. |
Да |
Не участвует в соблюдении правил |
Нет |
Не реагирует |
|
3.Вася П. |
Да |
Необходимо придерживаться |
Да |
Нормально |
|
4.Лена А. |
Да |
Считает себя ответственным за соблюдением правил |
Да указывает на нарушение правил |
Реагирует болезненно |
|
5.Оля В. |
Да |
Необходимо придерживаться |
Да |
Нормально |
|
6.Максим Д. |
Да |
Считает себя ответственным за соблюдением правил |
Да указывает на нарушение правил |
Реагирует болезненно |
|
7.Вера Л. |
Нет |
Необходимо придерживаться |
Да |
Нормально |
|
8.Лиза В. |
Да |
Необходимо придерживаться |
Да |
Нормально |
|
9.Олег С. |
Нет |
Не участвует в соблюдении правил |
Нет |
Не реагирует |
|
10.Саша В. |
Да |
Необходимо придерживаться |
Да |
Нормально |
|
Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли. Приложение 10 Протокол 7. Исследование особенностей конфликтов в игре в экспериментальной группе
Вопросы Ответы
детей |
По поводу чего чаше всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.). |
Каковы способы разрешения конфликтов. |
|
1 |
2 |
3 |
|
1.Женя Г. |
Не возникают |
— |
|
2.Артур К. |
Распределение ролей |
Вмешательство воспитателя |
|
3.Вася П. |
Распределение ролей |
Самостоятельно в группе |
|
4.Лена А. |
Выполнение правил |
Вмешательство воспитателя |
|
5.Оля В. |
Обладание игрушкой |
Самостоятельно в группе |
|
6.Максим Д. |
Выполнение правил |
Вмешательство воспитателя |
|
7.Вера Л. |
Распределение ролей |
Самостоятельно в группе |
|
8.Лиза В. |
Распределение ролей |
Самостоятельно в группе |
|
9.Олег С. |
Обладание игрушкой |
Вмешательство воспитателя |
|
10.Саша В. |
Распределение ролей |
Самостоятельно в группе |
|
Приложение 11 Протокол 9. Исследование роли взрослого в руководстве игрой в экспериментальной группе
Вопросы Ответы
детей |
Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры |
Предлагает ли взрослому принять участие в игре. |
|
1 |
2 |
3 |
|
1.Женя Г. |
Да |
Да |
|
2.Артур К. |
Нет |
Нет |
|
3.Вася П. |
Да |
Да |
|
4.Лена А. |
Нет |
Нет |
|
5.Оля В. |
Нет |
Нет |
|
6.Максим Д. |
Нет |
Да |
|
7.Вера Л. |
Да |
Нет |
|
8.Лиза В. |
Да |
Нет |
|
9.Олег С. |
Нет |
Да |
|
10.Саша В. |
Нет |
Нет |
|
Приложение 12 Таблица 2.3 Особенности прохождения сюжетно-ролевой игры старшей дошкольной группы до проведения экспериментальной работы
Количество играющих Ф.И.О. детей |
Организация игры (кто организатор) |
Примерное время игры |
Роли принимаемые детьми в игре |
Сюжет игры |
Содержание игры |
Использование атрибутов в ходе игры |
Конфликты их наличие причины |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1.Женя Г. |
Инициатива группы |
Менее 1 часа |
Активна |
Детский сад |
На экскурсии |
Нет |
Нет |
|
2.Артур К. |
Инициатива ребенка |
Менее 30 мин. |
Пассивна |
Больница |
Организация осмотра |
Да |
Да, недостаточность атрибутов, игрового материала |
|
3.Вася П. |
Инициатива группы |
Менее 1 часа |
Активна |
Детский сад |
На прогулке |
Да |
Нет |
|
4.Лена А. |
Воспитатель + ребенок — лидер |
Свыше 1 часа |
Лидера |
Больница |
Организация осмотра |
Да |
Нет |
|
5.Оля В. |
Инициатива ребенка |
Менее 1 часа |
Активна |
Детский сад |
На экскурсии |
Нет |
Да, недостаточность атрибутов, игрового материала |
|
6.Максим Д. |
Воспитатель |
Свыше 1 часа |
Лидера |
Семья |
Игра в брата и сестру |
Да |
Нет |
|
7.Вера Л. |
Инициатива группы |
Менее 1 часа |
Активна |
Детский сад |
На прогулке |
Да |
Нет |
|
8.Лиза В. |
Воспитатель |
Менее 1 часа |
Активна |
Семья |
Играем в дочку папу маму |
Нет |
Нет |
|
9.Олег С. |
Инициатива ребенка |
Менее 30 мин. |
Пассивна |
Больница |
Организация осмотра |
Дп |
Да, недостаточность атрибутов, игрового материала |
|
10.Саша В. |
Инициатива группы |
Менее 1 часа |
Активна |
Семья |
Играем в папу и маму |
Нет |
Нет |
|
Размещено на