Непосредственная образовательная деятельность в группах раннего возраста

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования города Севастополя

«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»

(ГБОУ ПО «СПК им. П.К. Менькова»)

Севастополь 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы развития детей раннего возраста 7

1.1 Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе 7

1.2 Особенности развития детей раннего возраста 11

1.3 Педагогические условия развития детей раннего возраста в дошкольном учреждении и семье 14

2 Непосредственная образовательная деятельность в группах раннего дошкольного возраста 19

2.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие 19

2.2 Образовательная область «Познавательное развитие» 21

2.3 Образовательная область «Речевое развитие» 23

2.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие 26

2.5 Образовательная область «Физическое развитие» 28

3 Опытно-практическая работа по развитию социально-коммуникативных навыков детей раннего дошкольного возраста 31

3.1 Изучение уровня социально-коммуникативного развития детей раннего дошкольного возраста 32

3.2 Формирование социально-коммуникативного развития детей раннего дошкольного возраста 41

3.3 Сравнительный анализ уровня социально-коммуникативного развития детей раннего дошкольного возраста 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

ПРИЛОЖЕНИЕ А Сюжетно-ролевая игра «Больница» 1 вариант 61

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сюжетно-ролевая игра «Магазин» 1 вариант 63

ПРИЛОЖЕНИЕ В Сюжетно-ролевая игра «Семья» 1 вариант 65

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сюжетно-ролевая игра «Больница» 2 вариант 67

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сюжетно-ролевая игра «Магазин» 2 вариант 69

ПРИЛОЖЕНИЕ Е Сюжетно-ролевая игра «Семья» 2 вариант 71

ВВЕДЕНИЕ

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Следует отметить, что раннее детство – это один из самых насыщенных периодов в познавательном аспекте из всех возрастов [8].

Целью выпускной квалификационной работы – является изучение организации непосредственной образовательной деятельности, формирование и изучение социально-коммуникативного развития у детей в группах раннего дошкольного возраста.

7 стр., 3220 слов

Ранний возраст

8.Анемии недоношенных.Этиология,клиника,диагностика,лечение.Прогноз. Патологическое состояние,при котором происходит снижение содержания гемоглобина в единице объема крови. Классификация: 1.Анемии,вызванные недостатком гемопоитических факторов(преимущественно железодефицитная,белководефицитная,витаминодефицитная) 2.Анемии гипо- и апопластические(наследственные,приобритенные) 3.Постгеморрагические ...

Задачи выпускной квалификационной работы:

– Изучить методическую и периодическую литературу по данной теме.

– Изучить особенности развития детей раннего возраста.

– Рассмотреть педагогические условия развития детей раннего возраста в дошкольном учреждении и семье.

– Изучить особенности непосредственно образовательной деятельности в группах раннего дошкольного возраста.

– Проанализировать пять основных образовательных областей.

– Изучить уровень социально-коммуникативного развития детей раннего дошкольного возраста.

– Провести сравнительный анализ социально-коммуникативного развития у детей раннего дошкольного возраста.

Объектом выпускной квалификационной работы – является непосредственная образовательная деятельность, социально-коммуникативное развитие у детей в группах раннего дошкольного возраста.

Предметом выпускной квалификационной работы – является формы и методы организации непосредственной образовательной деятельности, развитие социально-коммуникативных навыков у детей в группах раннего дошкольного возраста.

Актуальность данной темы заключается в том, что благодаря проведению непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, у детей повышается уровень знаний в таких образовательных областях как: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, благодаря этому формируется целостный педагогический процесс.

Гипотеза выпускной квалификационной работы состоит в том, что если систематически проводить различные виды игровой деятельности, в следствии мы сможем сформировать и выявить уровень социально-коммуникативного развития каждого ребенка. Благодаря этому можно определить насколько хорошо ребенок овладевает речью, основными правилами поведения в общении с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, как ребенок умеет действовать в различных проблемных ситуациях, правильно ли выражает свои эмоции и оценивает свои поступки и действия по отношению к другим детям. Ребенок научится правильно взаимодействовать с внешним миром и его обитателями.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2-3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на ...

Главной особенностью ребенка является – его обучаемость. В начале своей жизни он осваивает массу умений, способов, навыков, знаний – этот запас становится базой для его социальной жизни. Значимым условием этого накопления знаний и умений, является жизнь в окружающем обществе. Можно сказать, что ребенка практически всему обучает взрослый, а в частности мы – воспитатели. Многие исследователи педагогики раннего детства пришли к единому, экспериментально доказанному мнению, что характерной особенностью раннего периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития.

Малыш познает мир через ощущение, восприятие, что способствует сенсорному развитию ребенка. Известные во всем мире системы воспитания детей, разработанные Ф. Фребелем, М. Монтессори, и Е. И. Тихеевой, построены на основе развития сенсорных эталонов. К концу раннего возраста дети способны различать звуки по высоте, тембру и динамике. Дети узнают и называют несколько цветов. Последние исследования показывают, что дети 2–3 лет способны различать основные геометрические фигуры. Важным достижением раннего возраста является овладение ребенком речью. Внимание педагога концентрируется на отборе методов и форм организации, которые помогут решить данную задачу. Педагогический процесс обязан обладать целостностью, общностью и единством [16].

Непосредственная образовательная деятельность – это форма организации педагогического процесса в ДОУ, которая имеет определенную структуру и направленность [17].

Следует отметить, что развитие ребенка формируется в деятельности, где на определенных этапах его развития, в процессе она становится ведущей. Каждый вид деятельности вносит свой вклад в процесс формирования личности ребенка, поэтому все виды деятельности соединяются в единый педагогический процесс [11].

В выпускной квалификационной работе рассматривается теоретическая часть данной темы, где проведен сравнительный анализ действующих программ, проанализированы основные образовательные области, и произведена опытно-практическая работа, в которой используются различные сюжетно-ролевые игры, которые помогли определить сравнительный анализ социально-коммуникативного развития детей раннего дошкольного возраста.

22 стр., 10755 слов

Взаимосвязь самооценки и склонности к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости

... .С. Выготскому, который выделял основные характеристики возраста: - социальная ситуация развития; - ведущая деятельность ребенка; - психологические новообразования. Каждому возрасту присуща своя задача, решение которой связано с ... виды 1.2.2 Самооценка личности в возрасте ранней зрелости 1.3 Табачная аддикция в возрасте ранней зрелости Выводы 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки ...

1 Теоретические основы развития детей раннего возраста

1.1 Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе

Все жизненные функции ребенка во время утробного периода: питание, дыхание, приспособление к различным изменениям – осуществляются через организм матери. Рождение ребенка представляет скачок, с которого начинается переход к новому, социальному типу развития. Жизнь младенца зависит от ухаживающих, проявляющих заботу за ним взрослых, которые непосредственно удовлетворяют все его основные потребности в жизни. Важно отметить, что взрослый, перемещая ребенка в пространстве, обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, термические, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка с окружающей средой осуществляется непосредственно через взрослого: он стучит погремушкой, подносит к глазам ребенка разнообразные предметы для рассматривания, впервые кладет в руку малыша предмет для хватания; при помощи взрослого ребенок начинает сидеть, после этого наблюдаются такие действия, как ползанье, а затем делает попытку стоять и ходить. Деятельность ребенка невозможна без помощи взрослого [23].

С психолого-педагогической точки зрения ранний дошкольный возраст (от 1 года до 3 лет) является одним из главных в жизни ребенка, а также определяет его будущее психологическое развитие. Ребенок начинает испытывать ценностное отношение к предметному миру. При помощи речи и жестов ребенок начинает свое общение с взрослыми и сверстниками, затем выполняет элементарные правила поведения. В отношениях с взрослыми он начинает проявлять выраженную подражательность, которое готовит его к эмоциональной причастности к обществу. На этом фоне у ребенка формируется чувство доверия, а также готовность к присвоению материальной, духовной и психической культуры [5].

Ранний возраст можно соотнести к трем главным жизненным приобретениям ребенка: прямохождением, речевым общением, предметной деятельностью. Отметим, что все перечисленные жизненные приобретения в этом возрасте, являются – основными достижениями для ребенка.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим и сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости – он может сопереживать другому ребенку. Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования).

3 стр., 1047 слов

нравственные традиции воспитания детей раннего возраста.

Содержание Введение 3 1. Понятие нравственности и нравственного воспитания в отечественной и зарубежной науке 5 2. Закономерности нравственного развития личности 11 3. Проблема нравственного воспитания в раннем возрасте 24 Заключение 41 Список использованных источников 44 Введение Проблема нравственного развития личности приобретает особую актуальность в современном обществе, находящемся в ...

Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.) [1]….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Непосредственно образовательная деятельность, является главным этапом в жизнедеятельности детей, так как в ней заложено все формирование первоначальных навыков и умений ребенка.

В теоретической части мы изучили особенности и понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе, проанализировали таких авторов, как Эльконин Д.Б., Мухина В.С., Козлова С.А., Куликова Т.А. и др. Провели анализ четырех примерных образовательных программ дошкольного образования «Истоки», «Детство», «От рождения до школы», «Радуга». Рассмотрели пять образовательных областей, где выбрали, по какой области будем проводить свою практическую работу. Мы решили провести диагностику по социально-коммуникативному развитию детей раннего дошкольного возраста. В этот возрастной период дети только учатся жить в социуме, для них все ново, нормы и правила поведения в общественных местах и учреждениях, а самое главное в семье. Не каждый ребенок сможет самостоятельно выражать свои эмоции и переживания по отношению к другим детям, нужно с самого раннего детства приучать к взаимопомощи и взаимопониманию. Все эти качества можно воспитывать и формировать в процессе бесед, рассказывания, наблюдения и игр.

Таким образом, можно подвести итог, что важным средством развития социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Для проверки этого предположения нами была проведена опытно-практическая работа, состоящая из трех этапов.

Решая первую задачу, были составлены три уровня сформированности развития у детей социально-коммуникативных навыков и проведена первичная диагностика. Мы подобрали и провели ряд сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие внимания, воображения, правильной постановки речи детей в беседе с другими сверстниками и взрослыми, а также на формирование таких черт, как внимательность, наблюдательность, вежливость, инициативность, сосредоточенность, самостоятельность. На данном этапе мы провели три игры, с 16 детьми, разделив их на две подгруппы, поочередно проигрывали различные сюжеты, фиксируя каждое действие ребенка.

24 стр., 11885 слов

Характеристика и изучение лексикона ребенка раннего дошкольного возраста

... значительно меньше, чем пассивный словарь ребенка, именно в раннем дошкольном возрасте. Иными словами, дети раньше начинают понимать речь, чем приобретают ... - «Ассоциативный тезаурус») были установлены различия в уровнях идентификации слов испытуемыми, что привело к гипотезе ... . 25. Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста /Лингвистика текста. - М.: МГПИИЯ, 1974. 26. Леонтьев А. ...

Решая вторую задачу, мы на протяжении двух недель, повседневно проводили данные игры, меняя каждый раз сюжет и создавая проблемные ситуации. В процессе игр фиксировали стремление участия детей в каждой деятельности, проводились беседы, рассматривание иллюстраций по теме сюжетно-ролевых игр. Где дети должны были понимать всю сущность предстоящей деятельности. Совместно с детьми изучались нормы и правила поведения в детском саду, семье, магазине или на работе. Формировали правильную речь, вопросы и предложения, просьбы о помощи, поощрение других детей.

Решая третью задачу, мы провели итоговое исследование, где дети должны были самостоятельно показать свои умения в процессе игр. Была проведена повторная диагностика детей дошкольного возраста, получив такие результаты:

– Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Высокий уровень повысился с 31,25% до 37,50%;

Средний уровень повысился с 50 % до 56,25%;

Низкий уровень понизился с 18,75% до 6,25%.

– Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Высокий уровень повысился с 31,25% до 43,75%;

Средний уровень понизился с 56,25% до 50%;

Низкий уровень понизился с 12,50% до 6,25%.

– Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Высокий уровень повысился с 25% до 56,25%;

Средний уровень понизился с 68,75% до 43,75%;

Низкий уровень понизился с 6,25% до 0%.

Подведя среднее значение всех результатов между первичной диагностикой и итоговой, мы выявили улучшение во всех трех уровнях развития социально-коммуникативных навыков у детей данного возраста.

– Высокий уровень повысился с 29,19 % до 30 %;

– Средний уровень повысился с 58,31 % до 59,40 %;

– Низкий уровень понизился с 12,50 % до 10,60 %.

Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы:

После проведения опытно-практической работы уровень развития социально-коммуникативных навыков у детей в группе стал значительно отличаться, это показано в процентном соотношении выше.

3 стр., 1078 слов

Развитие и методы развития воображения у детей дошкольного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 1. Развитие воображения в дошкольном возрасте 4 2. Особенности развития воображения у дошкольников 10 3. Роль воображения в психическом развитии 16 Заключение 18 Список литературы 19 Введение Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными методами. Развитие творческого мышления очень важно не только для школьников, но и для детей младшего дошкольного возраста [23, c.20 ...

Проведенное исследование позволяет сделать итог, что социально-коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста могут быть реально и существенно улучшены, если в процессе непосредственно образовательной деятельности и режима дня вносить сюжетно-ролевые игры, как можно чаще проигрывать разнообразные сюжеты объясняя ребенку каждое свое действие. Чтобы сюжетно-ролевая игра была эффективным средством повышения социально-коммуникативного развития ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих рекомендаций:

– Содержание игры должно развивать познавательную, социально-коммуникативную и речевую активности;

– Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей;

– Необходимо соблюдать методы и приемы в проведении игр;

– Наличие у педагога определенных знаний и умений, выразительность проведения игры;

– Необходимость включения педагога в игру;

– Проводить сюрпризные моменты, создавать проблемные ситуации, заинтересовывать детей.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдулаева, Е. Сенсорно двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Абдулаева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С. 101 – 103.

2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. / Н. М. Аксарина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Медицина, 1977. – 304 с.

3. Алиева, Ш. Г. Социальное развитие дошкольников [Текст] / Ш. Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. — №2. – С. 711 – 715.

4. Венецкая, О. Система планирования образовательно-воспитательной работы в группах раннего дошкольного возраста [Текст] / О. Венецкая, Г. Кузнецова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 5. – С. 68 – 69.

5. Галигузова, Л. Наблюдение воспитателя группы за развитием ребенка раннего дошкольного возраста [Текст] / Л. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 96 – 104.

6. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л. Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 301 с.

7. Голубева, Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / Л. Г. Голубева, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

8. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А. Г.Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.

9. Загрудняк, М. А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста [Текст] / М. А. Загрудняк // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 8. – С. 62 – 67.

10. Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Л.А. Парамоновой, Т.И. Алиевой. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.

11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2015. – 432 с.

12. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. [Текст]: учеб. метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.

13. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. / В. С. Мухина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 1999. – 456 с.

14. Мягкова, А. А. Предметно-пространственная среда группы раннего возраста [Текст] / А. А. Мягкова, Н. В. Дробжева // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 45 – 47.

15. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

16. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика [Текст] / Н. О. Пичугина, Г. А. Айдашева, С. В. Ассаулова. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 384 с.

17. Погодина, С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2011. – 352 с.

18. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. Сада [Текст] / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.

19. Сафина, Л. А. Развитие речи детей раннего возраста [Текст] / Л. А. Софина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 35-37.

20. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.А. Стародубова. – 6-изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2013. – 256с.

21. Фонарев, А. М. Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст] / А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Л. И. Каплан. – М.: Просвещение, 1986. – 176 с.

22. Шаповленко, И. В. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. / И. В, Шаповленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

23. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 384 с. – Режим доступа: mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm#$p1 , свободный.

24. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2013. – 448 с.