Организация воспитательной работы во временном подростковом коллективе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Факультет русской филологии и национальной культуры

Кафедра культурологии

Организация воспитательной работы во временном подростковом коллективе

Выполнила

Студентка 2 курса

Карасева Марина Андреевна

Научный руководитель

Орлова Юлия Васильевна

Рязань 2016 г.

Введение

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 01 сентября 2013 года исчезли понятия программы начального профессионального образования и учреждения начального профессионального образования. В свою очередь образовательные программы среднего профессионального образования разделились на программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования также происходят структурные изменения, выражающиеся в сокращении числа учреждений, концентрации материальных, финансовых, кадровых, методических ресурсов. Из-за чего, не всегда создаются условия для личностного развития обучающихся.

Основной инструмент для этого — временный коллектив в лагере, профильные смены, студенческие объединения, так как основное время ребенка направленно на качественное освоение профессии.

В Рязанской области очень развито это направление: межрегиональный лагерь-семинар студенческого актива «РОСА», лагерь-семинар студенческого профсоюзного актива Рязанской области «Мы вместе» и т. д. Все эти организации делают упор на студентов ВУЗов. Для студентов С СУЗов существует всего один лагерь, созданный при поддержке правительства Рязанской области и функционирующий в ЦФО — Лагерь-семинар актива учреждений среднего профессионального образования «Профессионал».

3 стр., 1375 слов

Роль дидактической игры в экологическом образовании детей среднего дошкольного возраста

... материала; наблюдение, моделирование ситуаций, тестирование. Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры 1.1 Проблема экологического ... многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных ...

Проблема воспитания будущих специалистов в настоящее время обусловлена активной модернизацией системы российского образования, интеграцией отечественного образования с мировым образовательным пространством. При такой нагрузки, возникают проблемы с социализацией, адаптацией и т. д.

Воспитательная система лагеря основана на таком взаимодействии педагога и ребенка, при котором с помощью первого, дети способны определять направление, средства и темп собственного развития. Иными словами, данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению индивидуальных способностей и развитию ребенка.

Возникает вопрос: «Как организовывать воспитательную работу во временном коллективе подростков, для достижения воспитательных целей?»

Результаты исследований, проведенные педагогами К. Н. Травиным, А. И. Лутошкиным, Т Н. Мальковской, Л К. Кленевской и другими показывает, что временный коллектив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогическом руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое качественное своеобразие.

Организация временного коллектива — сложная, трудоемкая задача, т. к. коллектив представляет собой социальную общность (группу) людей, собранных на основе общих целей и объединены одними ценностными ориентирами. Временный коллектив имеет единую форму организации и управления.

Основной целью курсовой работы является изучение организации воспитательной работы временного коллектива.

Для подростков временный коллектив в первую очередь отождествляется с временным пребыванием в кругу ровесников, а также с возможностью воплощения новой социальной роли в новом круге общения.

2 стр., 733 слов

Временная организация памяти

... , степенью её устойчивости, объёмом одновременно сохраняемой информации. Наиболее популярна концепция временной организации памяти, принадлежащая канадскому психологу Д. Хеббу, который выделили два хранилища ... , которые воспроизводят особенности отражаемых объектов и специфически содержательно участвуют в организации поведения. Психическое — это особый (высший) класс или вид нервных процессов ...

В современном воспитании большой упор делается на уникальность ребенка и его социальное место, что и способна развить неформальная организация.

В рамках поставленной цели можно сформулировать задачи исследования:

рассмотреть временный коллектив, с точки зрения педагогики;

дать характеристику временного коллектива;

рассмотреть лагерь как воспитательную площадку;

проанализировать систему организации временного коллектива в лагере «Профессионал».

В работе использовались следующие методы педагогического исследования:

педагогическое наблюдение;

исследовательская беседа;

изучение документации лагеря;

изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов;

социологические методы исследования (анкетирование).

I. Особенности воспитательной работы во временном подростковом коллективе

1.1 Временный коллектив как педагогическое понятие

Термин «коллектив» произошёл от латинского collectives — собирательный. Он означает социальную группу, объединённую на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности. Во временном подростковом коллективе объединяются многообразные связи и отношения, возникающие в ходе временной совместной жизни. Они создают особую атмосферу, своеобразное «поле» эмоционального, интеллектуального, морального напряжения.

Временный коллектив является средством достижения воспитательных задач, а для ребёнка он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Каждый временный коллектив зависят от того, в каком образовательном учреждении, при какой общественной организации он создаётся, далее. Последующие педагогические (воспитательные) мероприятия напрямую зависят от этого фактора.

10 стр., 4552 слов

Детский коллектив. Теория временного детского коллектива

... —5 дней 24-дневной смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены). Многоплановое развитие группы может быть охарактеризовано как ... , а именно1 — этичность формы предъявляемого требования; — установление личностного контакта с ребенком; — тон произносимого требования; — целесообразность и разумность требования Тем педагогам, которых ...

Ссылаясь на А.Г. Кирпичника, воспитательное мероприятие — это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогами с определенной воспитательной целью.

В.А. Сластенин предложил очень удобную структуру. Временный (детский) коллектив, пишет он, первоначально имеет формальную (официальную) структуру, и как правило, задаваемую взрослыми.

Например: при наборе детей в школьный класс, в спортивную секцию, кружок, отряд в лагере и т. п. в одной группе оказываются дети, которые отвечают определённым критериям отбора: по возрасту, физическим данным, необходимым для занятия спортом; уровню знаний и т. д.

Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в коллективе, т. е. внутри формальной структуры образуются малые контактные группы на основе общих интересов, симпатий, привязанностей.

Со временем воспитательные системы видоизменяются под влиянием внешних факторов. Изменяются и задачи, связанные с ними. Можно выделить ряд задач, которые должен ставить перед собой современный лагерь:

уделение максимального внимания развитию личности ребенка, раскрытие его способностей, удовлетворению интересов;

широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля и тона отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;

лагерь обязан укреплять здоровье, работать на закаливание организма детей;

воспитывать детей с учетом национальных традиций проживавших на данной территории народов.

Рассматривая детский коллектив как систему, необходимо четко обозначить ее воспитательные возможности:

изменение позиции воспитанника (иная мера зависимости от взрослых, иная мера самостоятельности и ответственности);

24 стр., 11807 слов

Особенности и проблемы взаимодействия личности и общества, личности и коллектива, личности и группы

... быть поняты как специфические проявления общественных отношений. Проблемы личности, личности и общества, личности и отдельной группы, личности и коллектива всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох ... формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения «родитель-ребенок» могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями ...

включаясь во временный детский коллектив, подросток в определённой мере освобождается от установившихся представлений, мнений, оценок со стороны семьи, класса, приятельской компании. Предоставление возможностей для этого — важный воспитательный потенциал временного детского коллектива;

создание нового коллектива сопровождается интенсивным формированием деловых и личностных взаимоотношений его участников;

как показывает практика, в начале объединения подросток до какой-то степени маскирует те свои черты и свойства, которые могут вызвать отрицательное отношение, и стараются показать себя новому окружению с максимально положительной стороны. Поэтому преобладающими в поведении большинства участников временного детского коллектива оказываются социальные одаряемые формы. Своевременно поддержанная педагогом норма может быть закреплена, и таким образом создаётся благоприятная в воспитательном отношении модель;

разносторонность и насыщенность деятельности, многочисленность разнообразных коллективных дел выступают важным условием реализации активности подростка, создают предпосылки для его самореализации;

во временном детском коллективе особым динамизмом и интенсивностью отличается общение. Интенсивное общение способствует быстрому формированию межличностных отношений. Исследования О.С.Газмана, Н.П.Швалёвой и др. обнаруживают, что межличностные взаимоотношения во временном детском коллективе достигают довольно высокого уровня развития. Увеличивается и время общения педагога с воспитанниками. Педагог раскрывает во временном детском коллективе более широкий спектр своих личностных свойств и воспитанники — также.

Стиль общения во временном коллективе между воспитанниками и педагогами может быть определен, как «согласительный», или «конвенционный» (установленный на основании конвенции — договора, соглашения)

Главной особенностью воспитательной работы с временным коллективом является поддержание и коррекция эмоционального состояния группы

17 стр., 8282 слов

Влияние коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте

... самооценки играет успешная деятельность в коллективе сверстников. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет ... достойное место в коллективе сверстников - один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Одним из важнейших моментов в формировании личности является развитие самосознания, самооценки ...

Воспитательное значение временного коллектива состоит:

в его способности концентрировать во времени и пространстве основные, ведущие сферы жизнедеятельности подростка, выступающие как факторы формирования его личности;

в его возможности объединять различные по своему характеру влияния на личность подростка;

в способности оказывать комплексное влияние на формирование цельной личности — субъекта деятельности, общения, отношений Стадии развития коллектива (Лутошкин А.Н.).

Создавая условия для развития и саморазвития нельзя не учитывать индивидуальные особенности детей. Поэтому на сегодняшний день гуманистическая педагогика приобретает все больший вес и влияние на деятельность детских оздоровительных лагерей.

Общая педагогика рассматривает основные закономерности воспитания, принципы организации воспитательного процесса. История педагогики, в свою очередь, дает возможность проследить развитие воспитательной системы, и выделить основные подходы её разработки.

.2 Характеристика временного подросткового коллектива

В современной литературе употребляют два значения понятия коллектив. Первое — под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе — только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к подростковому коллективу, а чем и пойдет речь в данной работе.

Под этим словосочетанием, подразумевается сложная социально-психологическая система, характеризующуюся единством организации и психологической общности.

3 стр., 1173 слов

Задачи развития — формирование целостной идентичности (образа «Я») на фоне обострения противоречий: физиологическое развитие, социальное развитие, половое

... ; осознается временная перспектива, наблюдается общественная стабилизация личности (нравственная устойчивость, формирование мировоззрения, системы ценностных ориентаций, изменение учебной мотивации); развитие самосознания. Особенности познавательного развития: - развитие теоретического мышления ...

Особенность организации временного детского коллектива строится на цикличности его периодов. Принято выделять три: организационный, основной, заключительный.

Во время организационного периода, длящегося в зависимости от ситуации от нескольких часов до 3 — 4 дней, активно идёт процесс знакомства, устанавливаются межличностные взаимоотношения, определяются основные педагогические требования, задаётся темп и ритм жизни коллектива.

В основном периоде происходит реализация задуманной программы деятельности, активно осуществляется процесс общения, реализуются творческие идеи.

Во время заключительного периода подводятся результаты работы и итоги развития коллектива, выявляются приобретённые умения, определяются особенности межличностных отношений, изучаются возможности дальнейшей перспективы существования коллектива.

Детскому коллективу характерны:

установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование нравственного климата во временном коллективе;

продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом;

единые педагогические требования;

разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, трудовая, творческая);

создание ситуации значимости (референтности) и успеха для каждого члена временного детского коллектива;

детское самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизни отряда, лагеря;

Временный подростковый коллектив помимо вышепреведенных характеристик, обладает и собственными, особыми, свойственными только ему чертами:

кратковременность функционирования, т. е. такая длительность существования коллектива, при которой не происходит значительных возрастных изменений в личности составляющих его участников. Кратковременность существования объединения ускоряет все процессы развития коллектива и индивидов, позволяет богатству ролей и статусов проявиться во всем многообразии и тем самым способствовать саморазвитию личности;

сборность (специфичность состава), указывающая на то, что коллектив составлен из представителей различных постоянных групп и коллективов (учащиеся разных классов, групп, школ, колледжей, городов, районов), ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга. Новый коллектив, в котором еще не сложились деловые и личные связи и отношения, актуализирует проявление всех внутренних потенциалов личности;

автономность существования коллектива (специфичность организации жизни его членов), фиксирующая временное ослабление прямого влияния на личность подростка его семьи, учебного коллектива, компании, других постоянных групп. Подросток, освободившись от оценок прежнего окружения, ищет для себя новые горизонты совершенствования, он стремится выразить себя по-новому, пробует утвердиться в новых сферах деятельности, испытывает себя в пространстве иных социальных ролей. В результате подросток в пространстве социального творчества пытается найти такую картину самовыражения, которая способствует формированию новых, положительных качеств саморазвивающейся личности;

возрастные ограничения. Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12−14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15−17 лет).

Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10−19 лет (ранний подростковый возраст — 10−14 лет; поздний подростковый возраст — 15−19 лет).

Тут стоит отметить главную проблему при работе. Подростковый возраст полон противоречий. Даниил Борисович выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать. Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным различием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому.

Подводя итог, нужно отметить следующие признаки временного коллектива :

временный коллектив объединяет совместная деятельность, которая составляет основное содержание жизни детей: это учение, труд, общественно — политическая деятельность и разнообразные занятия по интересам (клубная работа);

временный коллектив имеет чётко выраженную структуру. Коллектив, в данном контексте, включает коллектив педагогов и коллектив детей.

временный коллектив имеет органы управления;

жизнь и деятельность временного коллектива отличают сознательная дисциплина, закреплённая в полезных привычках и традициях, чёткое выполнение режима, гигиенически и педагогически продуманного распорядка жизни детей;

образуются тесные связи с другими группами участниками временного коллектива;

временный коллектив всегда находится в процессе развития.

2.Опыт работы с подростками на примере лагеря-семинара «Профессионал»

.1 Система формирования временного коллектива подростков в лагере «Профессионал»

«Профессионал» проводится министерством молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области с 2000 года. С 2014 года лагерь стартовал под опекой Правительства Рязанской области, и стал центром актива профессиональных образовательных организаций Центрального федерального округа.

Данное мероприятие проходит с целью развития инициативы и деловой активности молодых людей как кадрового потенциала в различных сферах жизнедеятельности современного общества, а также активно развивает программу Российского союза молодежи «Арт-Профи Форум», направленную на повышение престижа рабочих профессий и специальностей. В связи с этим, лагерь открывает большие возможности для воспитательной работы.

В рамках этой программы, на базе лагеря проходят тематические секции и «круглые столы» по обсуждению актуальных проблем молодежи, тренинги и мастер-классы по изучению технологий социального проектирования, организуются встречи с представителями органов исполнительной и законодательной власти, а также мероприятия, направленные на развитие лидерских качеств и патриотическое воспитание. Также в лагере делается большой упор на воспитательную работу с подростками.

Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования всех уровней, оказывает преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической нестабильности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных кадров, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.

В связи с чем, современные детские и молодежные общественные объединения, лагеря, сборы выступают как сложившийся социальный институт. В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми.

Содержание обучения, а следовательно и логику преподавания, можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы.

Осуществляемое в системе образования воспитание, рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.

Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются:

в образовательном процессе;

во внеучебное время.

В педагогической литературе представлено много определений понятия «цель». Однако суть их сводится к тому, что «цель — это образ предполагаемого результата».

Общая цель воспитания в лагере достигается посредством решением наиболее актуальных задач:

формирование у студентов социально важных качеств личности через участие в общественно важных делах;

формирование самосознания студентов и создание условий для творческой самореализации их личности;

формирование у студентов нравственных ценностей, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры;

формирование целеустремленности, предприимчивости, конкурентоспособности в профессиональной сфере.

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, которые можно условно отнести к трем основным группам:

организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т. д.);

воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);

стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).

Условия, создаваемые для существования временного коллектива, способствуют высокой интенсивности общения детей, поскольку оно становится необходимым в различных сферах: бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Быстро возникают контакты, завязываются отношения. Совместная деятельность также требует особого темпа в поиске общих решений, осуществления. Дети видят результат коллективных усилий. Все это приводит к высокому динамизму внутри коллективных процессов.

Ученые считают, что при правильной педагогической позиции отряд за смену в лагере вполне может достичь высокого уровня развития коллектива.

Отрядный вожатый должен помнить педагогическую истину: нет плохих детей, есть взрослые, которые не смогли найти подход к ним, не захотели помочь детям научиться общаться, не заинтересовали их каким-то полезным для себя и других делом.

2.2 Система формирования временного коллектива подростков

При организации лагеря, и воспитательной работы в частности, существует четкая иерархия, позволяющая распределить обязанности и скоординировать воспитательный процесс. (Приложение № 1).

Программа деятельности лагеря является важнейшим стратегическим документом, отражающим систему работы организации и определяющим цель и задачи. В программу лагеря включаются основные воспитательные мероприятия, планируемые в течение смены. Оргкомитет прорабатывает программу, на основе не только стандартных педагогических методик, но и информации собранной во время предыдущих смен. В приложении № 2 представлена программа лагеря за 2015 год.

Воспитательная работа в лагере является частью единого образовательного процесса.

Вся работа в лагере построена на демократических началах. Если воспитанники не гордятся своим коллективом — эффективность воздействия такого коллектива на личность будет незначительной. Высокий престиж коллектива — гарантия успешности воздействия его норм и ценностей.

Эффективность реализации содержания воспитания зависит от педагогически обоснованного выбора и системы применения воспитательных технологий. лагерь подростковый коллектив воспитательный

Работа педагогического коллектива основывается на следующих принципах:

принцип развития профессиональной грамотности в деятельности педагогического состава;

принцип коллективообразования;

принцип позитивных взаимоотношений;

принцип открытости инновациям;

принцип близкой дистанции общения педагогического коллектива с руководством;

принцип толерантности к нестандартным личностям и ситуациям в лагере.

Специфика лагеря такова, что студенты не однократно посещают его за время своего обучения. Благодаря этому достаточно удобно вести статистику и выделять основные проблемы, а также вносить изменения при организации следующий смены.

Диагностические методы применяемые в работе

наблюдение;

анкетирование;

беседа;

социометрия;

игровые диагностические методы.

Стоит обратить внимание также на погрешности и ошибки, которые не допускаются при сборе информации.

некомпетентность психологической диагностики;

принуждение к выполнению диагностических процедур;

использование недостаточного количества методик.

Один из основных методов, применяемых повсеместно — анкетирование.

Первоначальные задачи анкетирования в начале смены — выявить ожидания детей от смены, сколько всего в лагере на момент было детей, сколько процентов приняли в анкетировании участие, сколько не приняли.

Задачи анкетирования в конце смены — это определить уровень оправдания ожиданий детей от смены, предоставить возможность детям оценить программу смены и отряд в целом.

Бланки анкеты приведены в приложение № 3 и № 4.

Приобработки информации можно подытожить основной список проблем любого коллектива, которые не зависят от обстоятельств:

ребята приезжают в лагерь с разным настроением;

некоторые дети замыкаются в себе, испытывают чувство одиночества вдали от родных;

образуются группировки, происходит формирование симпатий и антипатий;

Внешнее проявление взрослости: курение, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений;

неподчинённость взрослым, действие «наперекор», критиканство. Стремление к независимости, вызывающее поведение;

конфликты.

Лагерь, нацеленный на воспитательную работу, руководствуется следующими факторами при планировании своей работы:

Актуальность — свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных проблем в сложившихся для оздоровительного лагеря условиях (учет требований времени, региона, родителей, детей и т. д.).

Целостность — требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности лагеря. Целостность программы — это, прежде всего, ее логичность.

Прогнозирование — работа на перспективу, отражение в своих целях и планируемых действиях не только того, что есть на сегодня (популярно, востребовано), но и предполагаемых (прогнозируемых) изменений, новых требований к деятельности лагеря.

Реальность — требование к программе быть выполнимыми, оптимальными для потенциала (творческого, материального и т. п.) конкретного лагеря.

Оригинальность — способность программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.

Заключение

Согласно современным исследованиям, основная цель педагогики временного коллектива — «создание условий для реализации социального комфорта личности, что предполагает такую организацию жизнедеятельности ребенка, при которой процесс познания окружающего мира непременно связан с искусством, физической культурой, в свою очередь всестороннее развитие ребенка выступает как идеал коллективизма, а индивидуализация воспитания — как важнейшее условие широкой самодеятельности, сознательной дисциплины, ответственности, духовной восприимчивости, наличия высоких нравственных идеалов».

Наметившиеся в последнее время тенденции в области образования способствуют переосмысливанию деятельности временных коллективов, лагерей, роли и места воспитания в системе их работы.

Педагог — ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим детям, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Основная функция педагога, воспитателя или любого другого руководителя коллектива — организаторская. Он выступает носителем тех норм, требований, традиций лагеря, которые должны стать достоянием коллектива. Требуется в этот период умелое сочетание непосредственного и опосредованного руководства. Посредством рациональной организации деятельности и регулирования общения, корректировки отношений, вожатый помогает ребятам в создании отрядного самоуправления, как условия для опосредованного руководства. Передает часть своих функций ребятам, добровольно принявших на себя функции ответственности за определенный участок деятельности отряда в системе отрядного самоуправления.

Таким образом, современные воспитательные системы лагерей создаются на основе гуманистической концепции воспитания, где находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности ребенка.

Воспитательные системы лагерей находятся на новом этапе своего развития, этому способствует возрастающая потребность в них. На сегодняшний день любой лагерь играет все большую роль в жизни общества. Те воспитательные системы, на принципах которых строится образовательный и воспитательный процесс, оставляют свой след на личности современного ребенка. Поэтому проблема, связанная с созданием новых воспитательных систем требует больших усилий, которые будут способствовать ее видоизменению и выхода на новый уровень своего развития.

По определению Селивановой Н. Л. система воспитания — это совокупность оригинальных теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий и тактик, разработанных и применяемых либо отдельным педагогом, либо в рамках какой-то социальной организации, либо в пределах целого государства на определённом этапе его развития.

Таким образом, из всего вышесказанного следует вывод, что временный коллектив имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы с воспитанниками.

Рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками.

В курсовой работе были изучены особенности временного коллектива и воспитательная работа в нем на примере лагеря — семинара «Профессионал».

Были решены следующие поставленные задачи:

временный коллектив рассмотрен с точки зрения педагогики

временный коллектив охарактеризован

лагерь рассмотрен как воспитательная площадка

проанализирована организационная система временного коллектива в лагере «Профессионал».

Список используемой литературы

Головаха, Е.И. Психологическое время личности [Текст] / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. — Киев, 2014.

Верин-Галицкий, Д.В. О ценностях воспитания [Текст] / Д.В. Верин-Галицкий // Социальная педагогика: журнал. — 2013

Воробьёва, С.В. Разработка программ профилактики социальных зависимостей подростков [Текст]/ С.В. Воробьёва // Народное образование: журнал. — 2013

Денисенко, Е.Л. Профилактика правонарушений среди подростков посредством социально значимой деятельности [Текст]/ Е.Л. Денисенко // Социальная педагогика: журнал. — 2013

Ежкова, Н.С. Досуговая деятельность детей как социально-педагогическая проблема [Текст] / Н.С. Ежкова // Педагогика: журнал. — 2014

Ковалёва, Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности [Текст]/ Т.М. Ковалёва // Педагогика: журнал. — 2013 .

Коджиспарова Г. М., Коджиспаров А.Ю. Педагогический словарь[Текст] / М., 2012.

Киселева, Е. В. (канд. пед. наук ; доц. каф. педагогики и психологии).

Конфликты в детском оздоровительном лагере: психологические механизмы возникновения и способы разрешения [Текст] / Е. В. Киселева // Воспитание и дополнительное образование, 2012.

Конохова, Е.С. Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Е.С. Конохова // Дошкольная педагогика: журнал. — 2014 .

Лесникова, С. Г. Возможности применения медиации в образовательной среде [Текст] / С. Г. Лесникова // Воспитание школьников, 2014.

Леутина, А.Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях [Текст]/ А.Л. Леутина // Вопросы образования: журнал. — 2014.

Модернизация Российского образования: вызовы нового десятилетия [Текст] / Под ред. А.А. Климова. М., 2010.

Новиков А. М. Основания педагогики [Текст] - М.: Эгвес, 1-е изд., 2010; 2-е изд. 2011.

Организация жизнедеятельности временного детского коллектива в детском оздоровительном лагере [Текст] / Методическое пособие/ под ред. Н.П.Царёвой. 3-е изд.: — Санкт-Петербург, 2013.

Педагогика каникул: вопросы организации отдыха и оздоровления детей в условиях загородного оздоровительного лагеря [Текст] / Методическое пособие. Йошкар — Ола, 2013.

Петунин, О.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как способ выполнения требований ФГОС [Текст] / О.В. Петунин // Инновации в образовании: журнал. — 2014 .

План работы и рекомендации при организации лагеря актива учащихся «Профессионал» [Текст]/ Рязань, 2015.

Профессиональная педагогика [Текст] / Учебник для студентов пед. ВУЗов / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. 3-е изд.: — М.: Асс. «Профобразование», 2010.

Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс, К. Долджин. — Изд.: — Питер, 2010.

Серебрякова А. А. Социальная психология [Текст] / А.А.Серебрякова, Е.А. Овсянникова. М.: изд. Флинта, 2015

Синицын, А.А. Творческий подход и дополнительное образование детей [Текст] / А.А. Синицын, А.М. Мещерякова // Детское творчество: журнал. — 2014.

Современные образовательные технологии [Текст] / под ред. Н.В. Бордовской. М., 2011.

Трубицына, Л.В. Профилактика нарушений социализации детей и подростков[Текст] / Л.В. Трубицына // Педагогика: журнал. — 2014

Формирование временного детского коллектива [Текст] / Семинар. Рязань, 2015.

Шнейдер, Л. Пути и средства социального воспитания [Текст] / Л. Шнейдер // Сельская школа: журнал. — 2013

Эмих Н.А. Современное Российское образование: формирование ценностных приоритетов [Текст] / М., 2011

Ямбург, Е.А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя?[Текст] / Е.А. Ямбург // Вестник МУ. Педагогическое образование: журнал. — 2013.

Приложение № 1

ФИОДолжностьОбязанностиПавел Симаков Олеговичзаместитель начальника отдела молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской областиотвечает за общую организацию лагеря, общие вопросы, взаимодействие с регионами. отвечает работу с вожатыми, контактирует с образовательными учреждениями РО (собирает заявки, готовит договоры по оплате), работа с общим списком участников (деление по отрядам), регистрация. отвечает за разработку образовательной программы лагеря, курирует образовательный блок. Куренкова Маргарита Игоревнаи.о. директорасм. вышеЕркина Анастасиякульт. организаторконферанс, сценарий, мероприятия творческого блокаКолесов Андрей; Новичков Алексей Корнеева Ксения Карасева Марина Кленина Анастасиявожатый-методистотрядная работа, воспитательная работа, составление воспитательного плана, сплочение коллектива, знакомство с лагерем, помощь в мероприятиях, курирование, помощь в проведении вечерних мероприятий, подготовка номеров. Бондарева Валерия Федюнина Дарья Сухарев Андрей Серегин Геннадий Трашков Данилстажерыпомощь вожатым, прохождения обучения у своих кураторов (вожатых)Костина Т. В Брюханов А. В Шанаева Н. Авоспитателивоспитательная работа, руководство во время мероприятий, помощь методистам-вожатымКондаков Дмитрий Заякин Виктор тех-центрподготовка фотоотчёта, ежедневный выпуск новостей. Пичугин Викторрадистытехническое оформлениеПономарева Марияпресс-центроформление сцены, подготовка реквизитаСелетков Максимзавхозрасселение на базе, выполнения всех хоз. запросов руководства

Приложение № 2

Программа лагеря-семинара актива учреждений среднего профессионального образования ЦФО «Профессионал»

Основания для разработки программыКонвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»; Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».ВремяМероприятиеОтветственный6 октября 2015 года10:00Сбор и регистрация участников. Отъезд из г. Рязани Куренкова М.И.11:00Расселение. Операция УЮТСелетков М. ВожатыеЗнакомство в отрядах. Подготовка к торжественному открытию. Вожатые 13:30ОбедСелетков М.14:30Торжественное открытие лагеря-семинара. Выступления гостей. Представление оргкомитета лагеря. Поём гимн лагеря. Куренкова М. Ёркина А. Серёгин Г.15:20Веревочный курс. Вожатые17:00Подготовка к вечернему мероприятиюВожатые18:30УжинСелетков М.19:00Вечернее мероприятие. Представление отрядовЁркина А.20:30ДискотекаЁркина А.21:00Огоньки знакомств. Анализ дняВожатые 22:30ВЛГ23:00ОтбойВожатые 7 октября 2015 года8:00ПодъемВожатые8:30ЗарядкаСухарев А. Ёркина А.9:00ЗавтракСелетков М.9:45Общий сбор. Мотивация на деньЁркина А.10:00Образовательный блокКуренкова М.13:00ОбедСелетков М.14:00Игра «Бюрократ» Ёркина А. Вожатые16:00Vip-лекция. Встреча с ХХХКуренкова М.17:30Подготовка к Фестивалю культур «Вокруг света"Вожатые18:30УжинСелетков М.19:00ВМ. Фестиваль культур «Вокруг света"Ёркина А.21:00Танцевальный батлЁркина А. Вожатые22:00Огоньки. Анализ дняВожатые 22:30ВЛГ23:00ОтбойВожатые8 октября 2015 года8:00ПодъемВожатые8:30ЗарядкаСухарев А. Ёркина А.9:00ЗавтракСелетков М.9:45Общий сбор. Мотивация на деньЁркина А.10:00Образовательный блокКуренкова М.13:00ОбедСелетков М.14:00"Готов к труду и обороне!» (военно-спортивное мероприятие) Куренкова М. Рудь С.В.16:00Vip-лекция. Встреча с ХХХКуренкова М.17:30Подготовка к ВМ «Вечер памяти"19:00УжинСелетков М.20:00ВМ. «Вечер памяти», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войнеЁркина А. Колесов А. Вожатые 22:00Огоньки. Анализ дняВожатые 22:30ВЛГ23:00ОтбойВожатые9 октября 2015 года8:00ПодъемВожатые 8:30ЗарядкаСухарев А. Ёркина А.9:00ЗавтракСелетков М.9:45Общий сбор. Мотивация на деньЁркина А.10:00Образовательный блокКуренкова М.13:00ОбедСелетков М.14:00Квест «Код Профессионала"Ёркина А.16:00Vip-лекция. Встреча с ХХХКуренкова М.17:30"Арт-Профи Форум». Творческие мастерские Ёркина А. Вожатые 19:00УжинСелетков М.20:00Гала-концерт «Арт-Профи Форум». Закрытие лагеря-семинара.Ёркина А. Вожатые22:00ДискотекаЁркина А.22:40КолокольчикиВожатые 00:00Вечер песниЁркина А., Серегин Г.10 октября 2015 года8:00ПодъемВожатые 8:30ЗарядкаСухарев А. Ёркина А.9:00ЗавтракСелетков М.9:45Отрядное время. Рефлексия по отрядамЁркина А. Вожатые 11:00Операция «Нас здесь не было"Селетков М.12:00Отъезд в г. Рязань

Приложение № 3

Форма анкеты на начало смены

Прошли первые дни смены «Профессионала»

Мы предлагаем ответить на вопросы нашей анкеты.

.Что ты ожидаешь от пребывания в лагере?

Выбери важные для тебя варианты ответов:

) хорошо отдохнуть;

) найти новых друзей;

) принять участие в работе отряда;

) узнать новые песни, игры, конкурсы;

) принять участие в спортивных соревнованиях;

) принять участие в работе органов самоуправления;

(свои варианты ответов) _______________________

. Какую роль ты хотел бы занимать в лагере?

)организатора;

)активного участника;

)наблюдателя;

(свои варианты ответов) _______________________

.Твое отношение к спорту?

) активно занимаюсь, есть любимые виды;

) посещаю только уроки физкультуры;

) не занимаюсь;

(свои варианты ответов) _______________________

.Почему надо стремиться к здоровому образу жизни?

)потому что он способствует моему успеху в жизни;

)дает хорошее физическое и психологическое состояние;

)Ничего хорошего в этом нет;

(свои варианты ответов) _______________________

. Какое утверждение характеризует твой отряд? … Выбери только один вариант:

)все хорошо;

)хорошего больше, чем плохого;

)и хорошо и плохо;

)плохого больше, чем хорошего;

)все плохо.

Имя, возраст____________________

Отряд____________

Приложении№ 4

Форма анкеты на конец смены

Дорогой друг!

Прошла смена «профессионала»

Мы предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты.

.Что тебе удалось в лагере?

Выбери важные для тебя варианты ответов:

) хорошо отдохнуть;

) найти новых друзей;

) принять участие в работе отряда;

) узнать новые песни, игры, конкурсы;

) принять участие в спортивных соревнованиях;

) принять участие в работе органов самоуправления;

(свой вариант ответа) _______________________

.Какую роль ты занимал в работе лагеря?

)организатора;

)активного участника;

)наблюдателя

(свой вариант ответа) _______________________

.Изменилось ли твое отношение к спорту?

.да, я стал больше заниматься спортом;

.да, дома запишусь в спортивную секцию;

.нет, не изменилось;

.не занимался и не буду заниматься.

(свой вариант ответа) _______________________

.Какое общелагерное дело тебе понравилось больше всего?

(перечисляются основные, ключевые дела, мероприятия, конкуры)

.Какое утверждение характеризует твой отряд? … Выбери только один вариант:

)все хорошо;

)хорошего больше, чем плохого;

)и хорошо и плохо;

)плохого больше, чем хорошего;

все плохо;

Имя, возраст____________________

Отряд____________

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector