Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми и старыми людьми следует считать сохранение и улучшение качества их жизни

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная медицинская академия

Министерство здравоохранения и социального развития»

(ГБОУ ВПО Минздравсоцразвития)

Кафедра внутренних болезней, поликлинической терапии

и семейной медицины

ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ

(методические указания для студентов)

Тюмень, 2011

Методические указания «Принципы оказания медицинской и социальной помощи пожилым» для студентов подготовлены доцентом/ассистентом кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины Ж.В. Куимова под редакцией д.м.н., профессора Т.В. Болотновой

Методические указания «Принципы оказания медицинской и социальной помощи пожилым» для студентов утверждены на заседании кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины, протокол № _1_ от «05» августа 2011 г.

Методические указания «Принципы оказания медицинской и социальной помощи пожилым» для студентов утверждены на заседании цикловой методической комиссии по специальности «общая врачебная практика» (семейная медицина), протокол № _1- от «_05_» _сентября_ 2011 г.

НАЗВАНИЕ МОДУЛЯ: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Название темы: Принципы оказания медицинской и социальной помощи пожилым

Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Значение изучения темы:

Достаточно широко распространено мнение, что при работе с пожилыми пациентами достаточно медицинских знаний и житейского опыта, собственных наблюдений за своими бабушками и дедушками. Однако, переплетение соматических, психологических, морально-этических проблем, возникающих при работе с пожилыми невозможно отдифференцировать без достаточных знаний и специальной подготовки по вопросам гериатрии. Изучение данной темы позволит дать знания студентам об особенностях медицинской и социальной помощи пациентам старше 60 лет. Это облегчит их усилия в овладении методиками и технологиями в учебной и практической работе с гериатрическими пациентами.

13 стр., 6330 слов

Социальная работа с пожилыми гражданами в отделениях дневного ...

... требования к медицинскому, коммунальному, бытовому, культурному и другим видам обслуживания, т.е. ко всем элементам социальной инфраструктуры. Требуются крупные капиталовложения и дополнительный контингент работников для оказания помощи пожилым и престарелым ...

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомить с особенностями оказания медицинской и социальной помощи лицам старше 60 лет

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: учебная комната, Центр здоровья муниципальной поликлиники, терапевтическое отделение МСЧ «Нефтяник»

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: таблицы, слайды, мультимедийные презентации.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Актуальность медико-социальной работы с пожилыми людьми
  2. Какие специалисты участвуют в проведении медико-социальной работы
  3. Цель проведения медико-социальной работы
  4. Основная задача медико-социальной работы
  5. Основные этические стандарты профессионального общения с пожилыми
  6. Модели социального обслуживания пожилых
  7. Модели медицинского обслуживания пожилых

Студент должен уметь:

  1. Оценить необходимость социальной помощи в различных клинических ситуациях
  2. Определить вид медицинской и социальной помощи, в которых может нуждаться пациент
  3. Владеть основными стандартами профессионального общения с пожилыми

Перечень обязательных навыков:

  1. Правила профессионального общения с пожилыми

Структура содержания темы

Численность лиц старше 60 лет составляет более 30 млн. человек или пятую часть всего населения РФ, при этом 3,2 млн. человек — в возрасте 80 лет и старше. Уровень заболеваемости у пожилых (60-74 года) в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) — в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Пожилые люди — это наиболее социально уязвимая часть населения: их доход обычно значительно ниже среднего, а потребности, особенно в медицинском обслуживании, диетическом питании, благоустроенном жилье значительно выше.

Если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя учреждения социальной защиты населения и органы здравоохранения. Однако если работа с пожилыми проводится только в медицинском или социальном учреждении, то она тяжела и недостаточно эффективна. Объединение в работе с пожилыми медицинских и социальных служб значительно увеличивает вероятность успеха. В этой связи в 90-е годы в нашей стране, как качественно новое направление стала развиваться медико-социальная работа.

Медико-социальная работа рассматривается и как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и сохранение, и укрепление здоровья в том числе и лиц пожилого возраста.

Целью медико-социальной работы является достижение оптимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц пожилого возраста, лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

10 стр., 4749 слов

Тема 13. Социальная защита людей пожилого и старческого возрастов

... здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде. Международная ассоциация социального ... совокупный доход которых ниже бюджета прожиточного минимума. Основные задачи системы социальной защиты пожилых людей в настоящее время: сохранение благосостояния старого человека путем ...

Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, в том числе и пожилые, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые тесно взаимосвязаны и их решение затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и недостаточно эффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции.

Медико-социальную работу условно можно разделить на два основные аспекта: медико-социальную работу профилактической направленности и медико-социальную работу патогенетической направленности.

Медико-социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формирование установки на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа патогенетической направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пожилых и инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента и особенно лиц пожилого возраста, создание реабилитационной социально — бытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми и старыми людьми следует считать сохранение и улучшение качества их жизни.

Качество жизни является интегральным понятием, отражающим не только выраженность симптомов заболевания, но и функциональное состояние пожилого человека, состояние его физического и психического здоровья, социальную активность, способность к самообслуживанию, материальное обеспечение и условия жизни, а также удовлетворенность ощущением собственного физического и психического благополучия.

Одной из особенностей периода пожилого и старческого возраста как у относительно здоровых, так и больных людей является наступающая социально-психологическая перестройка, вызывающая значительные стрессы и напряжения адаптационно-приспособительных механизмов организма.

Изменение социального статуса пожилого человека связано с различными факторами, в том числе с выходом на пенсию, утратой близких родственников и друзей в связи с их смертью, ограничением возможности общения с оставшимися в живых, трудностями в самообслуживании, ухудшением экономического положения. Все это нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации физических и психических резервов. Степень приспособления пожилого человека к своему новому социальному статусу определяется в значительной мере состоянием уровня его здоровья. Очевидно, что выраженное снижение функционального состояния организма пожилого человека делают его положение более зависимым от общества. При этом существенно важное значение приобретает медико-социальная работа профилактической и патогенетической направленности, обеспечивающая мобилизацию и увеличение адаптационных возможностей, сохранение уровня здоровья пожилых и улучшение качества их жизни. В последние годы в России идет активный процесс формирования правовой базы, которая позволяет разрабатывать отраслевые нормативные правовые документы по обеспечению пожилых медико-социальной помощью на уровне профессиональной медико-социальной работы. Важнейшими документами являются “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”; федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации”; социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” и другие правовые акты. На основании правовой базы на уровне ведомств разрабатываются нормативно-правовые документы, которые позволят внедрить в практику социальных институтов общества востребованную временем медико-социальную работу.

2 стр., 872 слов

"Социальный работник"

... реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию в сфере социального обслуживания нашего региона. В профессиональной деятельности социального работника немаловажную роль имеет работа с документами. Результатом ... Углубление знаний, развитие элементов творчества, профессионализма и коммуникативных умений наилучшим образом осуществляется при организации коллективной работы. В конце темы часто провожу ...

Обозначая место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль специалиста по медико-социальной работе в разрешении комплекса проблем, возникающих особенно у пожилых людей, и требующего соучастия специалистов смежных профессий — врачей, психологов, педагогов, юристов и других. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области взаимных интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения — профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения — социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др.

Медико-социальная работа имеет много общего по своей сути с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебных функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности. Таким образом, с иной стороны, медико-социальную работу следует рассматривать как разновидность социальной работы, направленной на охрану и поддержку физического и психического здоровья и в первую очередь лиц. пожилого возраста, а с другой — это вид деятельности, направленной на достижение “социального благополучия” и значительное улучшение качества их жизни.

7 стр., 3007 слов

Мониторинг и оценка деятельности социальных работников

... социальным работникам: 1) социальному работнику по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения (с высшим образованием); 2) социальному работнику по оказанию социальной ... с другими гражданами возможностей участия в жизни общества; социальный работник – работник, оказывающий специальные социальные услуги и (или) осуществляющий оценку и определение ...

Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста — социальная реабилитация. В данном случае такая реабилитация — это восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. Главное для социального работника это превращение пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского в том числе, профессионального, семейного опыта. Важно не только давать человеку, но и помочь ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.

И если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты населения.

К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:

1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.

2. Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника.

3. Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.

4. Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.

5. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.

6. Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования.

7. Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.

8. Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профес-ионально связанными с ними.

9. Информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств медицинского работника перед клиентом, то:

10. Интересы клиента всегда должны быть на первом месте.

11. Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки.

12. Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды.

13. Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... коллектива); координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты; контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям. Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем ...

14. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента.

15. Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.

16. Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов «лечения».

17. Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

Модели социального обслуживания пожилых

В Российской Федерации сложились и действуют несколько моделей социального обслуживания пожилых людей.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях.

Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации и др.

Важнейшими моделями социального обслуживания стали такие, как социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых и т.д.

Центры социального обслуживания

Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых.

Центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и адресной.

В задачи центра входит выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.

Наибольшее количество центров социального обслуживания действует в Челябинской, Самарской, Ростовской, Владимирской и в ряде других областей.

В Красноярском крае создан краевой геронтологический центр «Уют», который фактически сочетает в себе лечебные, профилактические и оздоровительные аспекты. Отличием от имеющихся центров являются акцент на профилактику, сдерживание старения и сопутствующих заболеваний.

Социальное обслуживание на дому

Социальное обслуживание на дому — это один из основных видов социальной работы. Его основная цель — максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

... в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие физических или умственных недостатков нуждаются в социальной помощи и защите. Инвалиды пожилого возраста из общего числа инвалидов составляют более ... людей большое значение имеют: повышение качества медицинского обслужива­ния, повышение качества бытового обслуживания, здоровый образ жизни, ра­циональная организация и правильный выбор занятий в ...

К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг и др.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения..

Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.

Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 месяцев).

Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, а в городской местности — не менее 120 пенсионеров и инвалидов.

Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных

семьях, по душевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.

Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.

Отделения дневного пребывания

Все более широкое развитие получают и отделения дневного пребывания, создаваемые также на базе центров социального обслуживания населения.

Они предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их отдыха, привлечения к посильному труду, поддержания активного образа жизни.

Эти отделения создаются в соответствии с Положением для обслуживания в количестве не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды независимо от своего семейного положения, но сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного желания и медицинского заключения.

В отделениях дневного пребывания обычно выделяются помещения для кабинета медицинской помощи, культурной работы, мастерских, библиотеки и др. Оборудуются спальные помещения для организации отдыха, столовая и др. Пенсионеры и инвалиды, как правило, обслуживаются отделением социальной помощи бесплатно.

7 стр., 3288 слов

Социальное обслуживание инвалидов

... Социальное обслуживание инвалидов Социальное обслуживание инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания. Социальное обслуживание инвалидов осуществляется с помощью ...

Отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслуживания и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки одиноким пожилым людям и инвалидам.

Срочная социальная помощь

В последние годы все большее развитие получает служба срочной социальной помощи основной целью срочного социального обслуживания является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие, гарантированные государством, услуги: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»; оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями. Деятельность службы строится на сотрудничестве с другими государственными, общественными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и отдельными гражданами.

Срочное социальное обслуживание осуществляется этими службами на базе социального обслуживания. Успешно действует, к примеру, служба срочной социальной помощи в Сахалинской области. Как отмечается в Положении, утвержденном Министерством социальной защиты населения РФ, эта служба предназначена, прежде всего, для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

Стационарные учреждения

Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты, проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей и в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений. Характерно, что на протяжении длительного периода в стране сохранялось, по существу, одно и то же количество домов-интернатов при увеличении численности и доли престарелых.

Так, на начало 1975 года в РСФСР функционировало 878 домов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 200 тысяч человек, а на начало 1991 года их было 877 и в них находилось 261 тысяча человек. Отчасти это связано с тем, что расширялась практика оказания социальной помощи на дому нетрудоспособным гражданам, но, вместе с тем, и строительство новых домов-интернатов шло очень медленно из-за недостаточного выделения денежных средств и ряда других причин. В настоящее время в системе социальной защиты населения действует 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов.

3 стр., 1400 слов

Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический ...

... вторичных дефектов – «социального вывиха» – оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей.Программы ранней помощи. В России имеется ряд ... ограничение или инвалидность.Теоретическую базу программ ранней диагностики и ранней педагогической помощи составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для ...

Сейчас в дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.д. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включающая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожеланий в организации досуга и т.п. Все это имеет важное значение для создания нормального морально психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций.

Однако, функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде территорий РФ сохраняется очередь престарелых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания (в последние десять лет очередь сохранялась на уровне 18-21 тысячи человек, хотя все же с созданием ЦСО наблюдается некоторое сокращение), с другой же стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них домашней обстановке.

Изменения, происходящие в жизни общества в связи с переходом к рыночным отношениям, потребовали внесения изменений в имеющиеся правовые документы о доме-интернате, специальном доме-интернате и принятия новых, а также подготовки нормативных документов о домах ночного пребывания, о доме (отделении) сестринского ухода, о центре социальной адаптации для трудоспособных лиц без определенного места жительства, об опорном доме-интернате, о территориальном объединении социального обслуживания престарелых. Ученые и практики вносят различные предложения о совершенствовании и перспективных формах домов-интернатов.

Некоторые из них считают, что необходим системный подход к планированию и оценке деятельности этих учреждений в общей структуре медико-социальной помощи престарелым и инвалидам, ее дифференциация и интеграция, специализация коечного фонда, предоставление широких лечебно-диагностических и медико-реабилитационных возможностей, создание на базе домов-интернатов учреждений и отделений сестринского ухода и т.д. Все это позволит улучшить помощь престарелым и инвалидам, более эффективно использовать и осуществлять дифференцированное финансирование, материально-техническое и лекарственно обеспечение, вести реконструкцию существующих новых домов-интернатов в соответствии с требованиями жизни.

Специальные жилые дома для пожилых

Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения.

В соответствии с примерным Положением о специальном доме для одиноких пожилых людей, утвержденном Министерством социальной защиты населения в 1994 г., этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к само- обслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.

Основная цель создания таких домов — обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят из одно-двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они должны быть оснащены средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих граждан. При таких домах организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание проживающих в этих домах граждан осуществляется, в соответствии с Положением, медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений, а организация социально-бытового, торгового и культурного обслуживания — соответствующими территориальными органами и службами.

В Положении четко определены основные правила, требования и условия строительства и предоставления жилья в специальных жилых домах для одиноких пожилых людей, проживания, оплаты и т.д.

Следует подчеркнуть, что на основе действующего законодательства, гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Специальные жилые дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар — это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса социальных проблем престарелых граждан.

Таких домов в России пока еще мало, но они получают все большее признание и развитие.

Адресная социальная защита

Переход к рынку и связанные с ним негативные процессы, (рост стоимости жизни, инфляция и др.) — все это способствует росту малообеспеченное и нищеты пожилых людей, как и подавляющей, части всего населения Российской Федерации. В этой кризисной ситуации особое значение приобретает система адресной социальной защиты.

Социальная помощь и поддержка в каждом регионе России осуществляется с учетом своей специфики. В различных регионах страны создаются специальные фонды лекарств в аптеках для пожилых людей, инвалидов и других нуждающихся, установлены льготы в оплате коммунальных и транспортных услуг, в обеспечении топливом. В специализированных магазинах одинокие пенсионеры могут купить промышленные товары по низким ценам. Нетрудоспособным гражданам оказывается материальная помощь.

Модели медицинской помощи пожилым

  • гериатрические больницы, госпитали для Ветеранов Войн
  • геронтологические центры
  • хосписы
  • отделения медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях
  • специализированные гериатрические отделения многопрофильных больниц
  • методическое обеспечение медико-социальных служб по вопросам геронтологии и гериатрии

Характеристика моделей медицинской помощи пожилым

ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Функции геронтологического центра могут быть возложены на госпиталь ветеранов войн, гериатрическую больницу, либо на многопрофильную больницу, в структуре которой есть гериатрические отделения

Функции:

  • специализированная стационарная помощь
  • консультативно-диагностическая
  • методическое обеспечение по вопросам оказания гериатрической помощи медико-социальных учреждений

ГЕРИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА

Предназначается для оказания плановой гериатрической стационарной медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста, а также долечивания и медицинской реабилитации после проведения курса интенсивного лечения в стационарах (отделениях) иного профиля

ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В АМБУЛАТОРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Цель:

  • обеспечение доступности медицинской и социальной помощи лицам старших возрастных групп и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к передвижению и самообслуживанию

Функции:

  • в соответствии с назначениями лечащего врача обеспечивает проведение диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий
  • санитарно-просветительная работа
  • оказывает содействие в социально -психологической адаптации лицам пожилого возраста
  • осуществляет обучение правилам пользования средствами реабилитации, реабилитационнoй техникой и приспособлениями, навыкам ухода за пациентами
  • обеспечивает взаимодействие с учреждениями социальной защиты населения, медико-социальными экспертными комиссиями, организациями, осуществляющими продажу и прокат средств инвалидной техники

Специализированные программы помощи на дому (хоспис)

Цель:

  • физическое, психическое, эмоциональное и духовное облегчение страданий пациентов, используя различные виды терапии

виды услуг:

  • круглосуточные дежурства персонала
  • медицинская помощь и уход
  • помощь на дому
  • помощь в больнице
  • услуги социального работника
  • обеспечение лекарственными препаратами, медицинским оборудованием
  • физио-трудо-речевую терапию

Вопросы для самоподготовки:

1. В чем заключается актуальность проведения медико-социальной работы с пожилыми людьми?

2. Какие специалисты участвуют в проведении медико-социальной работы?

3. Что является целью проведения медико-социальной работы?

4. Что является основной задачей медико-социальной работы?

5. Что относится к основным этическими стандартами профессионального общения социального работы?

6. Какие модели социального обслуживания пожилых Вы можете назвать?

7. Что означает термин «Социальное обслуживание»?

8. Какие виды социальной помощи есть в г. Тюмени?

9. В чем заключается срочная социальная помощь?

10.В чем заключается адресная социальная помощь?

11.Какие модели медицинской помощи Вы знаете?

12. Что такое гериатрические центры, больницы7

13. С какой целью создаются отделения медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях?

Тестовые задания:

Входной контроль

1. С каких точек зрения рассматривается медико-социальная работа, как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности:

А. Медицинской

Б. Психологической

В. Педагогической

Г. Социальной

Д. Правовой

Е. Все выше перечисленные

2. Цель медико-социальной работы:

А. Достижение оптимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц пожилого возраста, а также социальным благополучием.

Б. Достижение необходимого уровня здоровья на определенных этапах жизни.

В. Достижение необходимого поступления материальных средств для лиц пожилого возраста и лиц с физической и психической патологией.

3. Какую направленность имеет проведение коррекции психического статуса клиента и создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры:

А. Профилактическая

Б. Патогенетической

В. Социальная

Г. Медико-психологическая

4. Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми людьми следует считать:

А. Повышение уровня материальной обеспеченности

Б. Снижение уровня демографических показателей смертности

В. Сохранение и улучшение качества их жизни

Г. Введение новых методов организации работы с пожилыми людьми

5. Важный этический момент, которым должен руководствоваться социальный работник:

А. Информированность

Б. Конфиденциальность

В. Профессионализм

Г. Сотрудничество

6. Как называется геронтологический центр в г. Тюмени санаторного типа :

А. «Красная Гвоздика»

Б. «Ласточка»

В. «Сибирь»

Г. «Тараскуль»

Выходной контроль

1. Основная цель социального обслуживания на дому:

А. Предоставление бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организация отдыха, привлечение к посильному труду, поддержание здорового образа жизни

Б. Максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы

В. Оказание неотложной помощи разового характера граждан пожилого возраста и инвалидов, остро нуждающихся в социальной поддержке

2. Количество пенсионеров и инвалидов социального обслуживания на дому в городской местности должно быть не менее:

А. 60

Б. 90

В. 120

Г. 150

3. Количество пенсионеров и инвалидов социального обслуживания на дому в сельской местности должно быть не менее

А. 60

Б. 90

В. 120

Г. 150

4. Основная направленность деятельности отделения социальной помощи на дому:

А. Выявление и учет пенсионеров и инвалидов

Б. Оказание социально-бытовой помощи

В. Содействие в предоставление обслуживаемым лицам льгот и преимуществ

Г. Все выше перечисленное

5. Предназначение отделений дневного пребывания:

А. Предоставление бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организация отдыха, привлечение к посильному труду, поддержание здорового образа жизни

Б. Максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы

В. Оказание неотложной помощи разового характера граждан пожилого возраста и инвалидов, остро нуждающихся в социальной поддержке

6. Количество пенсионеров и инвалидов социального обслуживания отделения дневного пребывания должно быть не менее:

А. 30

Б. 40

В. 50

Г. 60

7. Основная цель создания домов для одиноких и пожилых граждан и супружеских пар:

А. Предоставление бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организация отдыха, привлечение к посильному труду, поддержание здорового образа жизни

Б. Максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их пра-ва и законные интересы

В. Оказание неотложной помощи разового характера граждан пожилого возраста и инвалидов, остро нуждающихся в социальной поддержке

Г. Обеспечение благоприятных условий проживания самообслуживания, предоставление проживания престарелым гражданам социальной, бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни и отдыха в том числе посильной трудовой деятельности.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния

Инструкция:

для выполнения упражнения понадобятся знания правил хорошего слушания:

1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.

3. Не давай советов.

4. Не давай оценок.

Упражнение выполняется с двумя участниками. Одному из участников предлагается выбрать себе пару. Желательно того, о ком он меньше всего знает. Распределяются роли: один из участников будет «говорящим», другой — «слушающим». «Говорящий» в течение пяти минут рассказывает «слушающему» о своих трудностях, проблемах в ЗДОРОВЬЕ, ДОХОДАХ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ… «Слушающий» соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает «говорящему» рассказывать о себе».

Через 5 минут тренер останавливает беседу.

И у «говорящего» будет одна минута, в течение которой ему надо будет сказать «слушающему», что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ.

Затем «Слушающий» за пять минут должен повторить «говорящему», что он понял из двух его рассказов, т. е. о трудностях, и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении.

Для полного выполнения программы игры необходимо участие нескольких пар.

Важно, чтобы обучаемый практиковал три компонента умения слушать.

Во-первых, не перебивать.

Во-вторых, дать себя перебить (как только другой обнаруживает желание высказаться, тут же надо дать понять, что вы «весь внимание»).

В-третьих, выслушивание должно быть активным и сочувственным. Для этого надо задавать ненавязчивые, лишь ненамного опережающие спонтанные высказывания партнера вопросы, которые стимулировали бы его дальнейший рассказ. Следует проявлять заинтересованность личностью партнера, его деятельностью, творчеством, успехами, умениями, знаниями. Если раскрываются личные тайны, можно поддержать это рассказом о своем опыте.

Психогимнастическое упражнение позволяет членам группы тренинга осознать разнообразные средства установления контакта, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь, на состояние, в каком он находится.

Учитывая тему занятия можно перевести информацию на абстрактного пожилого человека и разобрать возможные подходы в общении с ним (учитывая правила общения с пожилыми людьми), а также мероприятия социальной помощи.

Ситуационные задачи:

Задача № 1

Гражданин Н. 68 лет. Проживает в неблагоустроенном доме, в черте города. Живет один, имеет взрослую дочь, проживающую в другом городе, которая редко навещает его и оспаривает право на жилье. Прожиточный уровень ниже среднего. Жилищно-коммунальные условия не соответствуют нормам. Имеются хронические заболевания: Остеохондроз поясничного отдела, артериальная гипертензия.

Вопросы:

1. Какую работу нужно провести и какой направленности?

2. В какой помощи и обслуживании нуждается данный гражданин?

Задача № 2

В отдел социальной защиты обратилась гражданка Е. 72 лет, с жалобами на социального работника посещавшего ее накануне. С ее слов соц.работник нанес ей моральный ущерб своим поведением и обращением с ней. Был груб, не уважителен, легкомыслим, не аккуратным, многоречивым. Рассказал о ее проблемах соседке по дому.

Вопросы:

1. Какие аспекты нарушил социальный работник в своей работе?

2. Имеет ли такой работник работать в такой организации?

3. Какая этическая ответственность перед профессией существует?

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

Подготовка рефератов, докладов, мультимедийных презентаций на следующие темы:

1. Организация медико-социальной помощи пожилым в г. Тюмени

2. Областной Госпиталь для ветеранов войн г. Тюмень : основные направления в работе

3. Отделения медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях г. Тюмени: цель, задачи, основные направления в работе

4. Зарубежный опыт оказания медико-социальной помощи пожилым

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература

  1. Физическая культура и здоровье: Учебник. Под редакцией В.В. Пономаревой. М: ГОУ ВУНМЦ, 2001. 352с.
  2. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. М.: ГЭОТАР. — Медиа, 2008. 480 с.
  3. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие под редакцией профессора В.РО. Кучмы. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 560 с.
  4. В.Н. Осипов О.В., Богоявленская. Общий уход за больными в терапевтической клинике. Учебное пособие для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 400с.
  5. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 512 с.

Дополнительная литература

  1. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жигов. М. «Издательский центр «Академия», 2007. 256 с.
  2. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие. М.: «Издательский центр «Академкнига», 2008. 499 с.
  3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов ВПО, обучающихся по специальности 060101.65 «Лечебное дело». М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 544 с.
  4. П.И. Филиппов, В.П. Филиппова. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни. Под редакцией Т.И. Стуколовой. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. 288 с.
  5. Уход за хирургическими больными: Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под редакцией Б.С. Суковатых, С.А. Сумина. М.: ООО «Медицинское информационного агентство», 2007. 496.
  6. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. — М.: Владос, 1999. 202 с.
  7. Социальная работа с пожилыми. Настольная книга специалиста. Под редакцией Т.Е. Демидовой. М.: Институт социальной работы, 1995. 196 с
  8. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М.: Социально-технологический институт, 1999. 264 с.