Тема1. Психология труда как наука

Программа дисциплины

1.1. Предмет, задачи, история наук о труде. Психология труда как наука и как неспецифическая отрасль знаний. Обыденные представления о труде и психике. Предмет психологии труда как условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. Место психологии труда среди других наук о труде. Области работы специалиста по психологии труда. История науки о труде. Концепция научного управления Ф.Тейлора. Индустриальная психотехника Г. Мюнстерберга. Гуманистическое направление менеджмента. Школа человеческих отношений. Исследования Элтона Мейо. Системный и ситуативный подход в менеджменте. Концепции креативной организации. Развитие индустриальной психотехнике в нашей стране. Коллективная рефлексология В.М.Бехтерева. Развитие психологии труда, инженерной психологии и эргономики во 2 половине 20 века в нашей стране.

1.2. Обзор психологических регуляторов труда. Человеческая психика как основной регулятор труда. Психический образ как регулятор трудовых действий и операций. Группы образов, выступающие регулятора труда. Образы объектов как регуляторы труда. Чувственные, репрезентативные и отвлеченные образы. Образы субъекта как регуляторы труда. Я – образы и обобщенные Я- образы. Образы субъект-субъектных и субъект-объектных отношений как регуляторы труда. Потребности. Эмоции. Характер. Мировоззрение. Психологические признаки труда. Сознательное предвосхищение социального ценного результата: гностический, социальный и аффективный компоненты. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели: когнитивный и эмоциональный компоненты. Сознательный выбор, применение, совершенствование и использование средств труда: гностический, операторский и эмоциональный компоненты. Осознание межлюдских производственных зависимостей и созависимостей: когнитивный и аффективный компоненты. Индивидуальная психологическая структура труда.

1. 3. Структура трудового поста. Эргатические функции. Трудовой пост и рабочее место. Трудовой пост как ограниченная область приложения сил человека, рассчитанная на создание чего-либо ценного для общества. Рабочее место как ограниченное место непосредственной деятельности человека. Структура трудового поста: цели труда, предмет труда, система профессиональных обязанностей, система прав работника, средства труда, условия труда. Общая характеристика целей труда. Цели труда как представления о конечном результате труда, закрепленные в обществе посредством образцов работы, изображений, описаний, или формулировки общих требований к ним. Субъективные и объективные цели. Общая характеристика предмета труда. Предмет труда как исходный материал четко и определенно заданный документами или традициями. Классификация средств труда. Средства труда как любые реальности дающие возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно цели труда. Внешние предметные средства труда. Средства познания мира: приборы дающие изображение, приборы дающие знак и приборы обрабатывающие информацию. Средства воздействия на мир: средства воздействия на природные и на социальные системы.

9 стр., 4458 слов

ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ТИПЫ И ВИДЫ ...

... действия, предусмотренные законодательством.     ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ТИПЫ И ВИДЫ ... 3) неадекватности применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, ... природе, Родине, семье; - формирование здорового образа жизни. 2.3. Предметом деятельности Школы является: - реализация общеобразовательных ...

Внешние функциональные средства труда: выразительные аспекты поведения и сам организм. Внутренние средства труда: вербальные и невербальные. Внешние условия труда: социальные, информационные, витальные. Внутренние условия труда: здоровье, функциональное состояние, настроение, характер, отношение к труду работника. Эргатические функции как любые процессы активности человека и машины, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами труда. Трудовые функции и функции средств труда. Функции духовного производства: построение идеологии, построение перспектив ближайшего развития общества, целеполагание, накопление истинных знаний, накопление эмоционального опыта, построение смыслов человеческой деятельности. Функции производства упорядоченности социальных процессов: построение общественных норм и правил, построение социальной коммуникации и власти, построение тактических и стратегических планов деятельности, защита эргатической системы. Функции производства полезных действий обслуживания и самообслуживания: построение системы жизнеобеспечения субъекта труда, построение средств стабилизации, восстановления, обучения, лечения. Функции материального производства: оперативно-гностические и оперативно-практические.

Основная литература: 1, 2, 3, 4 (см. п. 8.2. Рекомендуемая основная литература)

Дополнительная литература: 3, 4, 8, 9 (см. п. 8.3. Рекомендуемая дополнительная литература)

Тема 2. Методы психологии труда

2.1. Наблюдение и беседа как методы исследования. Методы беседы, анамнеза. Наблюдение как специально организованное установление фактов, опирающееся на функции органов чувств человека и не предполагающее создания специальных условий для провоцирования наблюдаемых процессов. Метод беседы. Метод анамнеза. Некоторые методики наблюдения. Трудовой метод

2.2. Измерительные методы исследования. Тесты. Эксперимент. Измерение в психологии труда. Тесты как стандартные измерительные методики. Применение опросных методов в психологии труда. Ограничения метода тестов. Метод экспертных оценок. Индивидуальная психологическая экспертиза. Метод анализа продуктов деятельности. Эксперимент как метод активного исследования. Эксперименты, применяющиеся в психологии труда. Эксперименты Ф. Тейлора. Эксперименты Э. Мейо. Эффект Хотторна.

2.3 Преобразующие методы психологии труда. Преобразующие методы труда как методы, связанные с вторжением в психику человека. Методы манипулирования людьми. Методы использования и формирования субъектных факторов труда. Методы активации профессионального и личностного самоопределения. Тренинги в психологии труда, акмеологии и инженерной психологии. Профориентационные игры. Игровые профориентационные упражнения. Проблема активизации, активности и самоактивности клиента.

21 стр., 10003 слов

Психология труда и инженерная психология

6 Методы психологии труда. 8 Психологическое ... Психология труда как область научного знания о человеке и его трудовой деятельности Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда ... работника — один из видов профессионального разделения труда. Если функции по определённой специальности охватывают всю ...

Основная литература: 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: 10,11,12, 17, 21.

Тема 3. Соотнесение человека и труда.

3.1. Основные способы соотнесения человека и труда. «Золотое правило» психологии труда. Установление взаимного соответствия человека как субъекта труда и социально фиксированных требований трудового поста. 12 способов соотнесения человека и труда. Отбор людей: естественный профотбор, профотбор с отсечением неподходящих, гуманистический подход к проботбору с обязательных предоставлением вакансий всем. Подбор профессий: самостоятельное профессиональное самоопределение, жесткая расстановка кадров, профконсультация. Формирование нужных профессиональных качеств – обучение: профессиональное самообразование, целенаправленное формирование нужных качеств без учета интересов человека, специальное образование. Создание новых профессий: самостоятельная рационализация, создание средств труда с позиций вытеснения человека, специальное проектирование и создание средств труда в помощь человеку.

3.2. Психологический отбор и оценка персонала. Методы оценки персонала. Признаки соответствия человека работе. Объективный признак – успешность работы. Субъективный признак – удовлетворенность человека избранным трудом. Неосознаваемый признак – преобладание у человека благоприятных функциональных состояний. Рекрутинг и найм персонала. Сопоставительный анализ технологий работы кадровых служб и рекрутинг –агентств. Описание позиции. Проведение стандартного структурированного интервью. Примерные вопросы для интервью. Методы оценки персонала. Интервью. Анализ письменных документов. Тестирование. Проверка рекомендаций. Приоритетность оцениваемых качеств: внешний вид, презентационные навыки, мотивация, опыт работы и образования, интеллект, профессиональные знания и навыки, личностные характеристики, потенциал роста, результаты трудовой деятельности, работоспособность и здоровье, соответствие корпоративной культуре. Схема интервью с кандидатом: приветствие, снятие напряжения; выяснение личных, семейных и социальных характеристик; путь образования; профессиональное развитие и квалификация; информация кандидата о предпринимательстве, отделе, рабочем месте; предложения по работе, окончание разговора и принятие решения.

3.3. Профориентация и профконсультирование в России. Профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная адаптация, психологическая поддержка. Пригодность человека к работе, три степени пригодности: годен, условно годен, непригоден. Основные компоненты пригодности человека к работе по Е.А. Климову. Гражданские качества: идейность, моральный облик, ответственность, справедливость. Отношение к труду, интересы и склонности. Дееспособность общая. Частные способности. Навыки, знания, опыт. Концепции профессионального развития личности. Традиционный подход (исследование клиента, исследование профессии, сопоставление информации).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

3. 4. Особенности профессионального консультирования разных групп населения. Психологическая профориентация и профконсультация школьников. Время начала профориентационной работы. Типичные факторы, которые необходимо учитывать при консультировании школьника. Личный профессиональный план. Выраженность склонностей. Качество способностей. Активная позиция родителей. Реальное влияние товарищей. Информированность оптанта о мире профессий. Запросы и уровень притязаний. Половые и гендерные аспекты выбора профессии. Перечень тяжелых и вредных работ для женщин. Особенности способностей и личностных качеств мужчин и женщин. Типично мужские и типично женские профессии. Психологическое консультирование и помощь безработным. Теория конкурентных преимуществ М. Портера, рассматривающая человека на рынке труда с точки зрения его конкурентоспособности. Методы карьерного консультирования.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 3, 4, 6, 15, 16.

Тема 4. Психологическое профессиоведение

4.1. Классификации профессий в современном профессиоведении. Концепция Дж. Холланда: реалистически –прагматичный, исследовательский, артистически-художественный, социальный, предпринимательски- инициативный, адаптационный- профессиональные типы личности. Классификация Е.А. Климова. Первый ярус классификации по предмету труда: типы профессий: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек –художественный образ, человек –знак. Второй ярус по цели труда: гностические (товаровед), преобразующие (токарь), изыскательские (летчик-испытатель).

Третий ярус – по средствам труда: профессии ручного труда, машинно-ручного труда, автоматизированного труда, функциональных средств труда (внешних и внутренних).

Четвертый ярус – по условиям труда: работа в комнатных условиях, работа на открытом воздухе, работа в необычных условиях, работа в условиях повышенной материальной ответственности.

4.2. Типы профессиограмм. Определение профессии как области в которой человек осуществляет свои трудовые функции, как общности людей, как образования, как конкретной ставки. Профессиограмма как описание профессии. Профессиограмма для общего проф.просвящения молодежи. Профессиограмма для подбора специалистов. Профессиограмма для работы специалиста. Структура профессиограммы для общего профпросвящения молодежи. Актуальность профессии. Обязанности работника: профессиональные знания и профессиональные умения. Общие требования к работнику: наличие образования, наличие дополнительного образования, требования к внешнему облику полу и физическим данным. Желательные психологические качества работника. Дополнительные пожелания к работнику. Перспективы карьерного роста: где можно получить профессию и где продолжить образование.

Профессиограмма вакантной должности. Описание деятельности: требования к образованию, требование к опыту работы, подробное описание или алгоритм деятельности. Описание условий деятельности: технология, оборудование вознаграждение; социальные и физические условия труда; информация о возможных несчастных случаях, ошибках, текучести кадров. Описание требований к человеку включенному в эту деятельность: медико-биологические требования, демографические требования, особенности личности, познавательно-психической деятельности.

6 стр., 2889 слов

Основы психофизиологии труда водителя, его профессиональная надежность

... человека. Для водителей наиболее благоприятны гимнастика, спортивные игры, лыжи, плавание, гребля, легкая атлетика. Занятия спортом способствуют развитию основных качеств, полезных в профессиональной ... любых условиях мог обеспечить безопасность движения, он должен неукоснительно соблюдать режим труда, отдыха и питания . Правилами дорожного движения запрещается управлять транспортным средством ...

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 1 , 3, 5, 6, 13, 17, 21.

Тема 5. Психология трудовой мотивации.

5.1. Теории мотиваций. Основные понятия теории мотивации. Значение труда для личности. Теория потребностей А. Маслоу и практика менеджмента. Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф. Герцберга. Концепция «Гуманизации труда». Концепция трудовой мотивации Д. Мак-Аткинсона. Исследование отношения к труду в трудах отечественных ученых. Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности.

5.2. Особенности мотивирования профессионала. Мотивирование людей к труду. Труд как удовлетворение потребностей. Правильный выбор профессий как основа удовлетворенности человека трудом. Развитие потребности в труде и работоспособности в детстве и подростковом возрасте. Экономические мотиваторы к труду. Структурно-динамические (карьерные) пути мотивации. Внекарьерные пути мотивации. Психологические и социально-психологические пути мотивации человека к труду. Уровень достижений и уровень притязаний. Ориентация на успех и избегание неудачи. Локус контроля.

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 1, 4, 9,15, 18

Тема 6. Развитие и формирование человека как субъекта труда

6. 1. Стадии профессионального роста человека. Структура человека как субъекта труда. Отношение к человеку как к субъекту. Теории субъекта. Становление человека как субъекта. Правильный выбор профессии. Постоянное повышение мастерства. Мотивация. Уровень деяний. Уровень действия. Уровень макроэлементов действия. Уровень микроэлементов действия.

Девять стадий профессионального становления и развития человека. Допрофессиональное развитие: стадия предигры, стадия игры, стадия учебной деятельности (7-12 лет).

Развитие в период «выбора профессии»: стадия оптанта (12 – 16-18 лет) – поиск своего предназначения. Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего развития в профессии: стадия адепта – профессиональная учеба, стадия адаптации – молодой специалист, стадия интернала – специалист, стадия мастера, стадия авторитета (профессионал имеет награды, публикации, высшую категорию), стадия наставничества.

6.2. Нормальное профессиональное развитие и формы профессиональных деформаций. Стадии цикла профессионализации. Критерии зрелой личности и формы организации труда. Противоречия и кризисы профессионального развития личности. Синдром «эмоционального выгорания». Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях.. Особенности нормального профессионального развития. Признаки профессиональной деформации личности. Методы исследования развития личности профессионала.

6.3. Профессионально-важные качества личности, способы их диагностики и развития. Функциональное развитие человека как субъекта труда. Формирование и оценка профессиональных знаний. Формирование и оценка профессиональных умений и навыков. Проблема переноса упражнений. Общетрудовые и специальные умения и навыки. Обучаемость умениям и прогноз профпригодности. Психологические критерии эффективных тренажеров. Опыт развития профессионально-важных качеств и современные направления профессионального тренинга. Методы обучения, используемые в работе с персоналом.

9 стр., 4337 слов

Заболевания, вызванные вредными условиями труда, называют профессиональными.

... Заболевания, вызванные вредными условиями труда, называют профессиональными.   Факторы, отрицательно влияющие на условия труда, можно разделить на три ... профессий, перенапряжение отдельных мышечных групп, органов и систем организма, работа на высоте и др. На человека ... месте строителя. Перечисленные особенности труда строителей требуют определенных форм и методов санитарно-бытового и медицинского ...

Основная литература: 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: 1, 8, 18, 20.

Тема 7. Основы профессионального самоопределения

8.1. Понятия профессиональное и личностное самоопределение. Карьера и профессиональный выбор. Основные направления профориентации. Общее представление о «карьере». Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности. Сущность профессионального самоопределения. Основные задачи профессионального самоопределения и уровни их решения. Варианты смысла самоопределения (К. Маркс, В. Франкл, Дж. Ролз).

Стремление к элитарности. Личное достоинство как высшее (элитное) проявление субъектности в труде. Самоуважение и чувство собственного достоинства как «первичное благо» (Дж. Ролз).

Основные группы задач профессионального самоопределения. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения. Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения. Ориентировочная основа действий самоопределяющегося человека. Жизненные сценарии и жизненные стратегии (Э. Берн).

Типологии профессионального и личностного самоопределения.

8.2. Типы и уровни профессионального самоопределения. Уровни реализации имеющихся возможностей. Уровни возможностей самоопределения. Основные методы профориентации. Общее представление о практической профориентационной методике. Информационно-справочные методы. Методы профдиагностики, профотбора и профподбора. Методы морально-эмоциональной поддержки. Методы помощи в принятии решения. Методы активизации профессионального самоопределения. Характеристики активизирующей профконсультационной методики. . Основные стратегии организации профориентационной помощи. Типы профконсультаций. Допустимые (желательные) и нежелательные стратегии профконсультационной помощи.

Основная литература: 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература: 1, 6, 17, 21

3. Тематика и планы семинарских и практических занятий (Всего 18 часов)

Тема 1 – 2. Семинарское и практическое занятия (4 часа)

Психология труда как наука.

Методы психологии труда.

Обязательная терминология

  1. Акмеология (от древн. греч. акме — «вершина, цветущая сила», период в развитии взрослого человека, связанный с высоким уровнем развития способностей, профессионализма) — комплексная отрасль науки, предметом которой является условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности
  2. Гуманитаризация труда — целенаправленное выделение и разрешение проблем, препятствующих самореализации и развитию личности в труде (например, смягчение последствий проблем «узкой специализации», «монотонности в труде», «отчуждения человека от труда» и др.)
  3. Инженерная психология — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности
  4. Методология (методологизм) — учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках
  5. Менеджмент (от англ. to manage — управлять) — управление, руководство, дирекция, администрация
  6. Моделирование (метод) — исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов
  7. Объект труда — конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, правила исполнения работы и условия организации трудового процесса
  8. Предмет психологии труда — субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности
  9. Психодиагностика (от греч psyche — душа и diagnosis — распознавание, определение) — наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков
  10. Психотехника — направление в психологии, разрабатывавшее вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, главным образом в плане изучения проблем научной организации труда
  11. Смысл труда — внутреннее содержание, значение труда и отношение к нему, постигаемое разумом
  12. Специальность (от лат. species — род, вид) — вид занятия в рамках одной профессии
  13. Трудовой пост — одна из форм существования профессии; это ограниченная вследствие разделения труда и зафиксированная область приложения сил человека
  14. Эргатическая система — сложная система управления, составной элемент которой — человек-оператор
  15. Эргатическая функция — сложная функция управления, составной элемент которой — человек-оператор
  16. Эргография (от греч. ergon — работа) — графическая регистрация работы отдельной мышцы или группы мышц прибором эргографом с целью изучения процессов утомления и восстановления
  17. Эргометрия (от греч. ergon — работа) — метод измерения работоспособности отдельной мышцы или группы мышц и функциональных изменений в организме во время физической нагрузки, основанный на выполнении дозированной механической работы
  18. Эргономика (от греч. ergon — работа и nomos — закон) — комплексное изучение человека в труде на стыке разных наук. Это изучение многообразной системы «человек — коллектив — машина — среда — социум — культура — природа»

Вопросы для семинара.

14 стр., 6511 слов

Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся ...

... Е.М Старобина и др. Поваренков Ю.П. «Психологическое содержание профессионального становления человека», 2002; Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности, 2005; Головаха Е. Психологическое время личности , 2007; ... в профессию, 2011; Толстых Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему у подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи, 2004; Лебедева Н.В Профессиональное самоопределение ...

14 стр., 6770 слов

Задания для самостоятельной работы. по дисциплине «Психология ...

... их. Сделайте предположение о том, чем объясняются данные результаты. 3.1. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).   ИНСТРУКЦИЯ Прочитайте ... показателей внешней положительной и внутренней мотивации. По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная ...

  1. Какие методы изучения профессий Вы знаете?
  2. Что такое «трудовой метод»?
  3. Какие основные трудности возникают при изучении профессиональной деятельности в современных условиях на многих российских предприятиях?
  4. Какая группа методов считается наименее проработанной в психологии труда: организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы обработки данных или методы интерпретации полученных результатов?
  5. Проблема предмета и метода психологии труда.
  6. Основные разделы психологии труда. Понятие «эргономика».
  7. История зарубежной психологии труда.
  8. Психотехника и ее кризис.
  9. История отечественной психологии труда.
  10. Психологическое понимание труда и профессии.
  11. Как связаны понятия «профессиограмма» и «психограмма»?
  12. Чем принципиально отличаются философское и психологическое представления о труде?
  13. Учитель химии в средней школе — это профессия, специальность, трудовой пост или должность? А директор средней школы?
  14. Что определяет субъективную значимость труда?
  15. Может ли быть удовлетворен жизнью безработный?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ацюковский В.А., Ермилов Б.Л. Коммунизм — будущее человечества. Кризис социализма и коммунистическая перспектива. М.: УРСС, 1998. 336 с.
  2. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1994. С. 163.
  3. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М.: Российский гуманитарный ун-т, 1996. 151 с.
  4. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 224.
  5. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 1992. 221 с.
  6. Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1987. 182 с.
  7. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М.: Радикс, 1995. 448 с.
  8. Михайлов И.В. О профориентационной работе во Франции // Вопросы психологии, 1975. №5. С. 158-163.
  9. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: Тривола, 1994. С. 272.
  10. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. С. 320.
  11. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957).

    12 стр., 5864 слов

    Характеристика профессионально–педагогической деятельности педагога ...

    ... Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагогической профессии. [8, стр.23] Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, ... компонент педагогического труда. [1, стр.62] Профессиональная компетентность педагога Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято ...

    М.: МГУ, 1997. 334 с.

  12. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 512.
  13. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. С. 536.
  14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 384.
  15. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. К.: «Просвита», 1996. С. 404.
  16. Федосеев А.С. Коллективизм в управлении: еще одна японская легенда // ЭКО, 1980. №2. С. 129-137.
  17. Шмелев А.Г. и коллектив: Основы психодиагностики. М., Ростов н/Д: Феникс, 1996. 544 с.

Тема 3 Семинарское и практическое занятия (4 часа)

Соотнесение человека и труда.

Основы профессионального самоопределения

Обязательная терминология

  1. Биржа труда — форма регулярно действующего оптового рынка рабочей силы
  2. Имидж (англ. image, от лат. imago — образ, вид) — целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.
  3. Кадровый менеджмент — одно из направлений современного менеджмента, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации
  4. Карьера (от итал. carriera — бег, жизненный путь, поприще) — продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды; обозначение рода занятий, профессии
  5. Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе
  6. Менеджер (англ. maneger — управляющий) — в условиях современного производства специалист по управлению
  7. Модуль профессии — типовой элемент профессии, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку
  8. Профессиональное образование — овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности; процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры
  9. Профессиональный выбор — нахождение человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии
  10. Профессиональное самосознание — одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии; выраженное П.С. , окрашенное положительным эмоциональным отношением к делу, чувство гордости за свою сферу труда
  11. Профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе проф. пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества
  12. Профессиональная ориентация — компонент общечеловеческой культуры, проявляющийся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, проведение комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда
  13. Профессиональный отбор — определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями
  14. Профессиональный подбор — предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики

Вопросы:

  1. В чем сущность профессионального самоопределения?
  2. Чем отличаются профессиональное и личностное самоопределение?
  3. В чем заключается главная цель профессионального самоопределения?
  4. Чем различаются «жизненные сценарии» и «жизненные стратегии» (по Э.Берну)?
  5. Какие способы соотнесения человека и профессии вы знаете?
  6. Чем, по-Вашему, могут объясняться различия у разных авторов в типологиях профессионального и личностного самоопределения?
  7. Что такое «золотое» правило психологии труда? В чем сущность стратегий самообмана при оказании помощи в профессиональном самоопределении?
  8. В чем сущность профессионального образования?
  9. Назовите основные стратегии профессионального образования.
  10. Как соотносятся понятия «непрерывное образование» и «опережающее образование»?
  11. Какие способы обучения человека необходимым профессиональным навыкам вы знаете?
  12. В чем особенность вузовского образования Назовите основные проблемы элитарного образования в условиях современной России. Как Вы считаете. Правомерно ли вообще говорить об элитарном профессиональном образовании? Почему?
  13. Что значит «создание новых средств труда» как способ соотнесения человека и труда?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Берг В. Карьера — суперигра. М.: АО Интерэксперт, 1998. 272 с.
  2. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990. 220 с.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. 400 с.
  4. Братусь Б.С. Психология в моей жизни: Интервью // Мир психологии и психология в мире. 1994. №0. С. 74-85.
  5. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. №3. С. 21-27.
  6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
  7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 528 с.
  8. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 1998. 112 с.
  9. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. — М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
  10. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание. Сер. «Педагогика и психология», 1983. №2. 95 с.
  11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.
  12. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  13. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993. 56 с.
  14. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
  15. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистическом труде. М.: Политиздат, 1984. 158 с.
  16. Поляков В.А. Технология карьеры. М.: Дело ЛТД, 1995. 128 с.
  17. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. 1993. №4. С. 20-22.
  18. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М.: Изд-во МГУ, 1991. 87 с.
  19. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246 с.
  20. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  21. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 108 с.
  22. Пряжников Н.С. Психология элитарности. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 512 с.
  23. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 184 с.
  24. Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. 1992. №1. С. 98-105.
  25. Розов В.М. Нетворческое время // Завтра. 1996. №28 (136).
  26. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новисибирского ун-та, 1995. 536 с.
  27. Струмилин С.Г. К вопросу о классификации труда / История советской психологии труда: Тексты. (20-30-е гг. ХХ века) / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М.: Изд-во МГУ, 1983. 360 с.
  28. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. М.: Прогресс, 1987. 368 с.
  29. Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979.
  30. Укке Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессий у японских школьников \\ Вопросы психологии, 1990. №6. С. 150-157.
  31. Фельденкрайз М. Понимание при делании / Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В.Ю. Баскаков. М.: НПО «Психотехника», 1993. С. 44-87.
  32. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  33. Фромм Э. Человек для себя. Мн.: Коллегиум, 1992. 253 с.
  34. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 55-59.
  35. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, Универс, 1994. 336 с.

Тема 4. Семинарское и практическое занятия (4 часа)

Психологическое профессиоведение

Обязательная терминология

  1. Аналитическая профессиограмма — построение операторной структуры деятельности субъекта труда через анализ основных нормативных показателей операционально-технологической структуры труда, изучаемых как система нормативно-ориентирующих признаков, организующих исполнение операционально-технологических действий субъекта труда
  2. Индивидуальный стиль трудовой деятельности — «свой почерк» в решении трудовых задач, связанный с максимальным использованием человека своих сильных сторон и компенсацией или иным преодолением недостатков.
  3. Кадровый менеджмент — одно из направлений современного менеджмента, нацеленное на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации
  4. Квалификация (от лат. qualis — какой по качеству) — определение качества, оценка чего-либо; уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда; профессия, специальность
  5. Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи
  6. Модуль профессии — типовой элемент профессии, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку
  7. Модель специалиста — построение обобщенного образа специалиста по конкретной профессии, включающего: 1) профессиограмму; 2) профессионально-должностные требования; 3) квалификационный профиль (требования по разрядам и категориям); 4) психограмму (которую обычно составляют психологи)
  8. Образ жизни — философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни
  9. Производительность труда — эффективность труда в процессе производства. Измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени
  10. Профессиограмма — описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач
  11. Профессия (лат. professio от profiteor — объявляю своим делом) — род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования
  12. Профессиограмма (психограмма) — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. П. получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности
  13. Психодиагностика (от греч psyche — душа и diagnosis — распознавание, определение) — наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков
  14. Специальность (от лат. species — род, вид) — вид занятия в рамках одной профессии
  15. Стиль (жизни и т.п.) — характерный вид, разновидность чего-либо, выражающаяся, например, в совокупности использования приемов поведения, работы, деятельности
  16. Субъективная значимость труда — важность, значительность, роль труда в жизни субъекта
  17. Тренажёр (от англ. train — тренировать, обучать) — учебно-тренировочное устройство для выработки навыков и совершенствования техники управления машиной, механизмом

Вопросы:

  1. В чем сложности корректно организованного профотбора? Приведите аргументы «за» и «против» использования стандартизированных опросников и тестов в профотборе.
  2. В чем сложности корректно организованного профотбора? Приведите аргументы «за» и «против» использования стандартизированных опросников и тестов в профотборе.
  3. Как соотносятся понятия «профессиограмма», «психограмма» и «аналитическая профессиограмма»?
  4. Как соотносятся понятия «профессиограмма», «психограмма» и «аналитическая профессиограмма»?
  5. Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е.А. Климовым «формула профессий» является разновидностью профессиограмм?
  6. Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е.А.Климовым «формула профессий» является разновидностью профессиограмм?
  7. Общая характеристика профессии. Профессиограмма.
  8. Общая характеристика профессий типа: человек – знак.
  9. Общая характеристика профессий типа: человек – природа.
  10. Общая характеристика профессий типа: человек – техника.
  11. Общая характеристика профессий типа: человек – художественный образ.
  12. Общая характеристика профессий типа: человек – человек.
  13. Структура профессиограммы для общего профпросвещения молодежи
  14. Типология профессий по Е.А. Климову
  15. Типы профессиограмм
  16. Чем различаются информационная и диагностическая профессиограмма?
  17. Чем различаются информационная и диагностическая профессиограммы?
  18. Что такое «трудовой метод» в изучении профессиональной деятельности?
  19. Что такое «трудовой метод» в изучении профессиональной деятельности?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии, 1987. №1. С. 111-117.
  2. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. 64 с.
  3. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 208 с.
  4. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. 94 с.
  5. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. М.: МГУ, 1980. 82 с.
  6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.
  8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: «Знание», 1996. 308 с.
  9. Пряжников Н.С. S № $, или Личность в эпоху продажности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000а. 224 с.
  10. Пряжников Н.С. Психология элитарности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000б. 512 с.
  11. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. 182 с.
  12. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха просвещения (сост. П.С.Гуревич).

    М.: Политиздат, 1991. 463 с.

  13. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности . М.: Наука. 1982. 183 с.
  14. Шпильрейн И.Н. Искусственная деавтоматизация как метод психологического исследования // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы ХХ века) / Под ред. В.П.Зинченко и др. М.: МГУ, 1983, С. 139-141.
  15. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.

Тема 5-6. Семинарское и практическое занятия (4 часа)

Психология трудовой мотивации.

Развитие и формирование человека как субъекта труда.

Обязательная терминология

  1. Авторитаризм — (от лат. auctoritas — власть) — система власти, характерная для антидемократических политических режимов; обычно сочетается с личной диктатурой
  2. Адаптация, адаптант (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление к окружающим условиям; молодой специалист в период привыкания к работе, приспособления к нормам коллектива, в который он попадает
  3. Адепт (от лат. adeptus, букв. — достигший) — посвященный в тайны какого-либо учения; выраженный приверженец некоторой профессиональной общности
  4. Акмеология (от древн. греч. акме — «вершина, цветущая сила», период в развитии взрослого человека, связанный с высоким уровнем развития способностей, профессионализма) — комплексная отрасль науки, предметом которой является условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности
  5. Гедонизм (от греч. hedone — удовольствие) — направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения
  6. Интернал — специалист, работник, самостоятельно и устойчиво выполняющий основные профессиональные функции на данном трудовом посту
  7. Карьера (от итал. carriera — бег, жизненный путь, поприще) — продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды; обозначение рода занятий, профессии
  8. Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества
  9. Онтогенез (онтогенезис) — индивидуальное развитие отдельного организма (в т.ч. человека) от зарождения до смерти. Онтогенез рассматривают в единстве и взаимообусловленности с филогенезом — историческим развитием
  10. Оптант, оптация (от лат. optatio — желание, избрание) — выбирающий, делающий самостоятельный и сознательный выбор; осознанная подготовка к «жизни», к труду, планирование, проектирование профессионального жизненного пути.
  11. Организационная культура — интегральная характеристика организации (ее ценностей, образцов поведения, способов оценки результатов деятельности)
  12. Организация (франц. organization от ср.-век. лат. organize — сообщаю стройный вид, устраиваю) — внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур
  13. Смысл труда — внутреннее содержание, значение труда и отношение к нему, постигаемое разумом
  14. Субъективная значимость труда — важность, значительность, роль труда в жизни субъекта
  15. Эстетика техническая — изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей; составляет теоретическую основу дизайна

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое мотивации трудовой деятельности?
  2. Какие теории мотивации вы знаете
  3. Какое значение для профессионального и жизненного самоопределения имеет поиск идеалов?
  4. Что имел в виду Э.Эриксон, когда говорил, что для подростка в поиске социальных ценностей важна «аристократия» и «идеология»?
  5. В чем проявляется противоречивость представлений о путях к «успеху» у подрастающего человека?
  6. Приведите примеры неизбежных внутренних компромиссов на пути к профессиональному успеху на разных этапах развития профессионала.
  7. Приведите примеры разных оснований при оценке жизненного успеха.
  8. Что такое «оптация» и кто такой «оптант»?
  9. Как формируются профессиональные цели и мотивация?
  10. Как формируется индивидуальный стиль труда?
  11. В чем суть профессионального кризиса?
  12. Чем характеризуется кризис профессионального выбора у подростка?
  13. В чем суть профессиональных деструкций?
  14. Что такое эмоциональное выгорание?
  15. Приведите примеры профессиональных деструкций в психолого-педагогических профессиях.

   Тематика и методические рекомендации по выполнению письменных работ

Методические рекомендации по выполнению рефератов

Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующей научной литературы.

Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в теме главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера.

Рекомендуемый объем реферата – 8-10 страниц (за исключением библиографического списка литературы).

Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть учебной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы, который должен быть оформлен по ГОСТу.

Реферат должен быть представлен в сроки, предусмотренные учебным графиком. Непредставление реферата расценивается как невыполнение учебного плана по психологии труда может явиться основанием для недопуска к зачету по данной дисциплине.

Тематика рефератов:

Темы рефератов выбираются студентами самостоятельно или предлагаются преподавателем.

Возможные темы.

  1. Индивидуальный стиль трудовой деятельности
  2. Коллективный труд как условие формирования самосознания.
  3. Кризисы профессионального становления
  4. Личностный компромисс как условие построения успешной карьеры.
  5. Методы активизации профессионального самоопределения.
  6. Общие тенденции в развитии психологических представлений о труде.
  7. Основные методы изучения профессий и человека в труде.
  8. Основные методы профориентации.
  9. Основные направления эксплуатации систем «человек — машина».
  10. Основные составляющие субъективной значимости труда.
  11. Основные стратегии (подходы) в профориентации.
  12. Основные этапы развития профориентации в России, СССР и РФ.
  13. Основные этапы развития психологии труда в России.
  14. Основные этические проблемы труда.
  15. Основы проектирования систем «человек — машина».
  16. Ошибки в труде операторов.
  17. Понятие «эргатическая функция».
  18. Представления о труде и конкретная культурно-историческая эпоха: связь и взаимовлияние.
  19. Принятие решений в деятельности человека-оператора.
  20. Проблема идеала в профессиональном самоопределении.
  21. Проблема одиночества и непризнания в творческом труде.
  22. Проблема построения периодизации развития субъекта труда
  23. Проблема предмета и метода психологии труда.
  24. Профессиограмма и психограмма.
  25. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности.
  26. Профессиональное самосознание и его развитие
  27. Профессиональные деструкции
  28. Профориентация как система.
  29. Психологические признаки и регуляторы труда.
  30. Психологические признаки профессии.
  31. Психотехника и ее кризис.
  32. Система «человек — компьютер» и пути обогащения «компьютерной метафоры».
  33. Трудности изучения профессии в условиях современной России.
  34. Трудовая деятельность как система.
  35. Эргономика и ее задачи.
  36. Этический «парадокс» предмета и метода психологии труда.

Литература, рекомендуемая для реферирования:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997. 244 с.
  2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 1979. 344 с.
  3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 1995. 480 с.
  4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
  5. Кабаченко Т.С. Психология управления: В 2 ч. М.: Российское педагогическое общество. 1997. 323 с.
  6. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.
  7. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 1992. 221 с.
  8. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957).

    М.: МГУ, 1997. 334 с.

  9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д: «Феникс», 1996. 512 с.
  10. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
  11. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995. 448 с.
  12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
  13. Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии: Личность и организация. М.: Тривола, 1996. 112 с.
  14. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. 448 с.
  15. Основы конфликтологии. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юристъ, 1997. 200 с.
  16. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.
  17. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  18. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: МГППИ, 1999. 108 с.
  19. Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности: Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 224 с.
  20. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 184 с.
  21. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 1999. 352 с.
  22. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 1999. 196 с.
  23. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ереминой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

  1. Предмет и задачи психологии труда
  2. Место психологии труда среди других наук и о труде
  3. История развития зарубежной психологии труда
  4. История развития отечественной психологии труда
  5. Отрасли психологии труда
  6. Методы психологии труда
  7. Наблюдение как метод психологии труда
  8. Опрос как метод психологии труда
  9. Тестирование как метод психологии труда
  10. Экспериментальные методы в психологии труда
  11. Профессиограмма. Типы профессиограмм
  12. Психологические регуляторы труда
  13. Психологическая структура трудовой деятельности
  14. Трудовые мотивы: понятие и характеристика
  15. Теории мотиваций
  16. Общая характеристика целей труда
  17. Общая характеристика предмета труда
  18. Классификация средств труда
  19. Общая характеристика условий труда.
  20. Общая характеристика и классификация трудовых действий
  21. Понятие эрготической функции. Классификация эрготических функций
  22. Трудовой пост и его структура
  23. Психология профпригодности. Основные компоненты пригодности человека к работе
  24. Этапы профоориентационной работы с молодежью
  25. Половые и гендерные аспекты выбора профессии
  26. Общая характеристика профессии
  27. Типология профессий по Е.А. Климову
  28. Общая характеристика профессий типа: человек – техника
  29. Общая характеристика профессий типа: человек – природа
  30. Общая характеристика профессий типа: человек – знак
  31. Общая характеристика профессий типа: человек – человек
  32. Общая характеристика профессий типа: человек – художественный образ
  33. Классификация профессий по Дж.Холланду
  34. Человек как субъект труда
  35. Профессионально важные качества профессионала
  36. Психологическая структура субъекта труда
  37. Развитие человека как субъекта труда
  38. Стадии развития профессионала (по Е. А. Климову)
  39. Индивидуальный стиль трудовой деятельности
  40. Профессиональные деструкции личности
  41. Психологические детерминанты профессиональных деструкций
  42. Кризисы профессионального развития
  43. Основные направления профконсультирования
  44. Типы профконсультации и психотехнологии профконсультирования
  45. Психологическое сопровождение профессионального становления личности
  46. Профессиональное самоопределение личности. Типы профессионального самоопределения личности по Н. С. Пряжникову
  47. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах онтогенеза
  48. Конфликты профессионального самоопределения
  49. Понятие о профессиональной идентичности личности
  50. Основные направления работы социального психолога в организации
  51. Психологический отбор и оценка персонала
  52. Соотношение понятий руководства и лидерства в трудовом коллективе
  53. Понятие, типология и методы изучения социально-психологического климата трудового коллектива
  54. Психология карьеры

Рекомендуемая основная литература

  1. Карпов А.В. Психология труда. М.: Владос, 2005, 350 с.
  2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, Юнити, 1998, 350 с. 2. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: МПСИ, 2003, 456 с. (Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология»)
  3. Носкова О.Г. Психология труда. М.: Академия, 2004, 384 с.
  4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология  труда  и человеческого достоинства. М.: Академия, 2005, 477 с.
  5. Стрелков Ю.К., ред. Практикум по инженерной психологии и эргономике. М., Академия, 2003, 400 с. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология»)
  6. Стрелков Ю.К.,  Инженерная  и профессиональная психология. М., 2001. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология»)

  1. Рекомендуемая литература, дополнительная

  1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: МПСИ, 2004, 752.
  2. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной  психологии. М.:  Академический проект, 2002,  576 с.
  3. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология  труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Реклама, управление, инженерная психология и эргономика: Словарь. М.: Академический проект, 2005, 847с.
  4. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 1979. 344 с.
  5. Иванова Е.М. Профориентационная профессиография. М.: Высшая школа психологии, 2005.
  6. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. М.: МПСИ, 2003, 256 с.
  7. Карташов С.А. Одегов Ю.С., Кокорев И.А. Рекрутинг. Найм персонала. М.: Экзамен, 2003, 320с.
  8. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: МПСИ, 2003, 456 с.
  9. Меркулова О.С. Психология  труда : Конспект лекций М.: Издательство – ПРИОР, 2006.
  10. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг. М.: Аспект Пресс, 2004, 256 с.
  11. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике. М.: Издательство института психотерапии, 2005, 688 с.
  12. Пряжников Н.С. Методы активации профессионального и личностного самоопределения. М.: МПСИ, 2003, 400 с.
  13. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. М., 2003, 464 с.
  14. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 1999. 196 с.
  15. Сухова А.Н., Деркач А.А. Социальная психология. М.: Академия, 2005, 600с.
  16. Толочек В.А. Современная психология  труда. СПб, Питер, 2005, 478 с
  17. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. М., 2006, 160 с.
  18. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М., МПСИ, 2005, 560с.
  19. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 1991. 287 с.
  20. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 183 с.

Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: МПСИ, 2004, 600с.