ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА-ОРИЕНТИРОВЩИКА В УТП

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМОНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Курсовая работа

ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА-ОРИЕНТИРОВЩИКА В УТП

Работу выполнил:

Студент 331 группы

Факультета физической культуры

Азанов Анатолий Николаевич

________________

(подпись)

«Допущен к защите» Руководитель:

Руководитель__________ Преподаватель кафедры

(подпись) теории и методики

«___»___________2013г. физической культуры

Горбунов Юрий Яковлевич

Дата защиты: «___»_______2013г.

Оценка:_____________________

Руководитель:_______________

(подпись)

Пермь

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

1.1. История развития спортивного ориентирования…………………………..4

1.2. Спортивное ориентирование как вид спорта………………………………7

ГЛАВА 2. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС И ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА………………………………………….

2.1. Организация учебно-тренировочного процесса……………………………9

2.2. Физическая подготовка спортсмена-ориентировщика……………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последние годы резко возрос интерес специалистов в области спортивного ориентирования к вопросам подготовки спортивного резерва. Ведущие тренеры приходят к убеждению, что одним из основных направлений оптимизации управления тренировкой юных ориентировщиков является изучение структуры соревновательной деятельности и специальной подготовленности с позиций системного подхода. Процесс многолетней подготовки спортивного резерва подчинен общим закономерностям обучения и воспитания, на него также распространяются и основные принципы тренировки: всесторонности, постепенности, цикличности, индивидуализации. В то же время, приступая к разработке модели многолетней подготовки юных спортсменов, необходимо учитывать общие методические положения теории юношеского спорта. Это целевая направленность на высшее спортивное мастерство, наиболее полное использование индивидуальных возможностей спортсмена, соразмерность развития основных физических качеств.

17 стр., 8048 слов

Здоровый образ жизни. Механизмы интегративной деятельности ЦНС. ...

... регуляция физиологических функций. Понятие о саморегуляции……………………………………………11 Спортивная подготовка и ее разделы: психическая, физическая, техническая, тактическая…………………………………………….22 Библиографический список………………………………………….35 ВВЕДЕНИЕ Физическая культура— сфера социальной деятельности, направленная на сохранение ...

Объект исследования – спортсмены-ориентировщики.

Предмет исследования – методика воспитания скоростных способностей у спортсменов-ориентироващиков.

Цель исследования — изучить методики воспитания скоростных способностей у спортсменов-ориентировщиков.

Задачи исследования:

1) рассмотреть подготовку ориентировщиков;

2) раскрыть ориентирование – как один из видов спорта;

3) изучить подготовку спортсмена-ориентировщика;

4) выявить методы физической подготовки спортсменов-ориентировщиков.

Изучение научно-методической литературы

    1. История развития спортивного ориентирования.

Термин Ориентирование использовался у военных скандинавов с 1886 года и обозначал «передвижение с помощью карты и компаса по незнакомой местности». К 1895 году соревнования по ориентированию проводились среди армейских подразделений Объединенного Королевства Швеции и Норвегии. 

 

Первые цивильные соревнования по спортивному ориентированию были проведены спортивным клубом вблизи Осло 31 октября 1897 года. Победитель этих соревнований на дистанции по пересечённой местности длиной около 20 км с тремя контрольными пунктами (КП) затратил на её прохождение 1.47:07. Как видите очень даже неплохой результат с учётом ориентирования. Подобные соревнования были организованы в начале ХХ-го века (1901 г.) в пригородах Стокгольма (Швеция).

В них стартовали всего 6 участников. Время лучшего бегуна на 14-ти километровой трассе равнялось 1.35:34. На этой дистанции было уже 4 КП. В Финляндии 1904 году проводят первые официальные старты по зимнему ориентированию. Ориентирование на лыжах получает широкое распространение. Им начинают заниматься юноши и девушки добровольных военных организаций.

Но по настоящему спортивное, соревновательное ориентирование ведёт своё исчисление с 1918 года, когда президент Стокгольмской Любительской Ассоциации Легкой Атлетики, майор Эрнст Килландер, придумал новый вид соревнований — кросскантри, в которых спортсменам на дистанции предлагалось самостоятельно выбирать путь движения. В соревнованиях на дистанции длиной 14 км и 3-мя КП взяли участие около 220 спортсменов. Победитель пробежал кросскантри за 1 час 25 минут и 39 секунд.

Майор Килландер на этом не думает останавливаться, а развивает идеи ориентирования глубже, вводя его главные принципы — правила организации соревнований, виды и параметры дистанций, выбор промежуточных и главных ориентиров для установки КП, возрастные категории и т.п. Поэтому Эрнста Килландера можно  считать крестным отцом спортивного ориентирования.

В 1923 году Швеция впервые проводит свой региональный чемпионат. А среди женщин первые соревнования по спортивному ориентированию были проведены в окрестностях города Гетеборга в 1925 году.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ ...

Первые карты в спортивном ориентировании были черно-белыми, обычно в масштабе 1:100000, т.е. 1 см на карте соответствовал 1 км на местности. Карты, специально нарисованные для соревнований и тренировок по спортивному ориентированию, были напечатаны впервые лишь в 1952 году.

Компасы, используемые спортсменами на этих соревнованиях, изготавливались в виде наручных часов или более точные, помещаемые в специальные коробочки из дерева. К тридцатым годам нашего столетия спортивное ориентирование прочно обосновалось в Норвегии, Швеции и Финляндии. В 1932 году поблизости города Осло проводится первый международный матч, в нём Норвегия выигрывает у Швеции.

К 1934 году ориентирование понемногу распространяется и в других европейских странах: Венгрии, СССР, Швейцарии.

В 1960-м году на международных соревнованиях, организованных и проводимых в окрестностях Стокгольма, участвовали семь европейских стран.

Следующей замечательной датой в истории развития спортивного ориентирования стал 1961-й. В тот год в столице Дании, городе Копенгагене состоялась инаугурация Международной Федерации Спортивного Ориентирования (ИОФ).

Поначалу в состав Федерации вошли 10 стран: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Болгария, Венгрия, ГДР, ФРГ, Чехословакия и Швейцария. В 1967-м году в Федерацию вошла и Великобритания. Основной задачей федерации становится организация международных соревнований, подготовка единых международных правила соревнований по спортивному ориентированию и включение нового вида в программу Олимпийских игр.

I-й чемпионат Европы по спортивному ориентированию был проведен в 1962-м году в Норвегии. Эти соревнования позже были переименованы в чемпионаты мира. В настоящее время членами Международной федерации ориентирования являются более 50 стран, в том числе и Россия. 

Первые в истории отечественного спорта соревнования по ориентированию были проведены в 1939 г. в Ленинградской области. В январе 1941 г. подобные соревнования, но уже на лыжах, проводились в Кавголове. Сборная команда СССР впервые участвовала в международном турнире в 1965 г. в Чехословакии, куда съехались сильнейшие ориентировщики мира. Начиная с 1967 г. выступления нашей команды за рубежом стали регулярными.  С 1969 года всесоюзные первенства проводились ежегодно. Стали появляться многодневные соревнования. 28 апреля 1979 г. при Спорткомитете СССР была создана Всесоюзная федерация спортивного ориентирования, объединившая сотни тысяч любителей бега с картой и компасом. 

  

С 1 января 1996 г. вступили в действие новые Правила соревнований по спортивному ориентированию, разработанные с учетом действующих правил ИОФ. Широкую международную известность получило изделие отечественных умельцев — Московский Компас. Под этой торговой маркой в настоящее время выпускается ряд моделей высококачественных жидкостных компасов, снискавших популярность среди ведущих мастеров России и зарубежья. В настоящее время ориентирование в Российской Федерации находится на подъеме. Тысячи энтузиастов увлечены этим прекрасным видом спорта, и можно твердо сказать: у ориентирования в России — большое будущее. 

12 стр., 5748 слов

Влияние специальной физической подготовки в занятиях спортивным ...

... 20 июня 1897 года спортсмены норвежского города Берген впервые в истории организовали соревнования по спортивному ориентированию. В 1905 году в Финляндии была создана первая в мире организация ... иным расположением и сочетанием контрольных пунктов, с изменчивыми погодными условиями и состоянием местности, с новыми картами. Поэтому для успешного завершения трасс спортсмены должны быть готовы ...

  1. Спортивное ориентирование как вид спорта

Соревнования по спортивному ориентированию заключаются в прохождении дистанции с картой и компасом и отметке на контрольных пунктах (КП), расположенных на местности. Спортсмену-ориентировщику необходимо обладать высокими физическими качествами, отлично знать топографию, в совершенстве владеть компасом и уверенно читать карту, быстро и правильно выбирать путь движения по незнакомой местности, иметь высокие волевые качества.  Соревнования подразделяются на следующие виды: ориентирование в заданном направлении, на маркированной трассе, по выбору. По всем видам могут проводиться эстафеты. Участники преодолевают дистанцию бегом или на лыжах. По времени проведения соревнования бывают дневные и ночные, однодневные и многодневные, а по характеру зачета — личные (результаты засчитываются отдельно каждому участнику), командные (результаты отдельных участников засчитываются команде в целом), лично-командные (результаты засчитываются отдельно каждому участнику и команде в целом).  Ориентирование в заданном направлении — это прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке. С целью рассеивания участников разрешается применять различный порядок прохождения отдельных частей дистанции разными участниками, но в итоге все должны пройти одинаковую дистанцию. Старт участников рекомендуется одиночный.  Результат определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции от момента технического старта до финиша. Если участник нарушил порядок прохождения КП или пропустил КП, его результат не засчитывается.  Ориентирование на маркированной трассе — это прохождение дистанции с нанесением на карту местоположения установленных на трассе КП. Чаще всего соревнования проводятся зимой. Местоположение КП наносится на карту только на следующем пункте прокалыванием его в соответствующей точке компостером или иглой. В последнем случае прокол отмечается имеющимся на КП цветным карандашом перечеркиванием крест-накрест. Последний КП наносится на «рубеже отметки последнего КП».  За ошибку в нанесении КП более чем на 2 мм участник получает штрафное время — 1 мин. за каждые полные или неполные 2 мм. Максимальный штраф, который может быть назначен за ошибку в нанесении одного КП, равен 3 мин. На дистанциях массовых разрядов максимальный штраф равен 5 мин. Результат участника определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени. По лыжному ориентированию раз в два года проводятся чемпионаты мира.  В ориентировании по выбору участник на старте получает карту с нанесенными контрольными пунктами. Каждый КП помечен цифрой, которая обозначает его «стоимость» в очках. Конечная цель участников этого соревнования — набрать наибольшее количество очков, отыскивая КП за определенное время, одинаковое для всех (обычно 1 час).

16 стр., 7763 слов

Психологическая подготовка в спортивном ориентировании

... установленных на местности. Рогайн - прохождение дистанции по выбору при помощи карты масштаба 1:25000 или 1:50000 при планируемом результате победителя 300 минут. Эти соревнования являются командными. Соревнования по спортивному ориентированию различаются ...

Каждый спортсмен самостоятельно избирает для себя наиболее ценный и реальный по его силам маршрут. Прохождение всех КП не обязательно.  Ориентирование по выбору для новичков — это прохождение заданного количества КП из числа находящихся в районе соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения произвольный — по усмотрению участника. Неоднократный выход на один и тот же КП засчитывается только один раз. Старт участников — общий или групповой. На карту наносят все имеющиеся в районе соревнования КП и их обозначения. В районе соревнования устанавливается в 1,5-2 раза больше КП, чем количество, которое необходимо отыскать. Результат участника определяется по времени, затраченному на прохождение заданного количества КП.  Оборудование дистанции соревнований по спортивному ориентированию включает: пункт выдачи карт, место старта, точку начала ориентирования, контрольные пункты, рубеж и место финиша, а при соревнованиях на маркированной трассе — и путь движения участников.  Для оборудования КП и точки начала ориентирования применяют знак в виде трехгранной призмы со стороной 30х30 см. Каждая грань делится диагональю из левого нижнего в правый верхний угол (вверху — белое поле, внизу — оранжевое или красное).  Спортивное ориентирование — один из немногих видов спорта, где участники соревнований действуют индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы хорошая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, смелости, самообладания. В технической подготовке спортсмена-ориентировщика два основных компонента: техника ориентирования (работа с картой и компасом) и техника передвижения на местности (бегом или на лыжах).

Условия тренировочного процесса и общефизическая подготовка

    1. Организация учебно-тренировочного процесса

    Построение учебно-тренировочного процесса исходит из специфики спортивного ориентирования, которая заключается в одновременном сочетании мыслительных операций, концентрации внимания и памяти с большой физической нагрузкой. Поэтому большое внимание при организации образовательного процесса уделяется проведению практических занятий на местности. Основная форма проведения практических занятий в классе — тренинг, когда обучающиеся запоминают условные знаки, тексты, цифры, сопоставляют их; решают ситуационные задачи; выполняют упражнения на запоминание карт; разгадывают кроссворды, криптограммы. Практические занятия на местности включают в себя: общую физическую подготовку; отработку полученных знаний в сочетании с движением; учебно-тренировочные старты; специальные игры и упражнения на развитие умений и навыков, необходимых ориентировщику. 

    9 стр., 4100 слов

    Методы избежания конфликтов

    ... которые вызвали наблюдаемый поступок.  Конфликты поступков требуют от учителя особой выдержки, ибо методы педагогического воздействия всегда должны выбираться после анализа всей ситуации в целом, с ...

    Программа рассчитана на 4-6 летнее обучение и имеет 3 модуля:

    1 Модуль — начальная подготовка,

    2 Модуль — блок совершенствования,

    3 Модуль — мастер-класс

    Первый модуль — начальную ступень обучения — проходят все желающие научиться ориентироваться. ^ Второй модуль — модуль совершенствования — постигают те, кто почувствовал интерес к ориентированию, те, кто поставил перед собой цель добиться определенного результата (например, выполнить норматив какого-либо спортивного разряда, звания).

    Эти ребята участвуют в городских и областных соревнованиях по спортивному ориентированию. Третий модуль — «мастер-класс» — высшая ступень школы. Его участники имеют 1 спортивный разряд или звание кандидата в мастера спорта. Они не только участвуют во Всероссийских и международных соревнования, но становятся их призерами. Модули не соответствуют годам обучения. Так, обучение по первому модулю может длиться до 2-ух лет в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, от частоты посещения им учебных сессий школы. В то же время, одаренный ребенок уже к концу 2-го года обучения может заниматься по программе «мастер-класса». Обучение в школе круглогодичное. Включает в себя две обязательные учебные сессии в районах области, две выездные сессии за пределы области (по финансовым возможностям обучающихся) и участие в районных, городских и областных соревнованиях по спортивному ориентированию. Существенной особенностью данной программы является значительное преобладание практической части, так как в собственной деятельности школьник лучше и быстрее познает новое. Приобретение и отработка навыков ориентирования происходит при непосредственной работе обучающихся с картой и компасом на специально оборудованных трассах ориентирования . Теоретическая часть – это «мысленное» прохождение дистанции, когда ребенок вспоминает, что он делал, находит с помощью педагога, а впоследствии — самостоятельно, свои ошибки, анализирует их, находит правильное решение. Обязательным условием обучения является ведение дневника тренировок и соревнований, в котором дается характеристика местности, карты, самоанализ деятельности. Повторное прохождение дистанций, упражнений до полного освоения каждым приемов ориентирования, продуманное построение обучения от простого к сложному и возможность включиться вновь пришедшему на любом этапе тренировок — в этом заключается несомненное преимущество данной методики. В отличие от сложившейся практики подготовки новичков через участие в соревнованиях – к накоплению опыта, когда начинающий стремится овладеть техникой ориентирования, стартуя раз в неделю, накапливая лишь опыт ошибок, данная система обучения построена по другому принципу: сначала — базовые знания, затем — отработка приемов ориентирования и контроль за их освоением, а лишь потом — закрепление навыков и накопление опыта участия в соревнованиях разного уровня. После «школы» опыт приходит быстрее, а желание участвовать в соревнованиях лишь укрепляется, потому что каждому старту сопутствует успех.

    1. Физическая подготовка спортсмена-ориентировщика

    Для соревнований по спортивному ориентированию характерны протяженные и сложные по рельефу местности дистанции. Для успешного преодоления их наряду с такими физическими качествами, как скорость и сила, необходима выносливость, которая является определяющим фактором физической подготовки спортсменов-ориентировщиков.

    6 стр., 2936 слов

    Какие существуют трудности в использовании различных методов ...

    ... корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами. Опросные методы. Опросные методы предусматривают прямое или косвенное, устное или письменное получение от ... порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности. При использовании методов исследования исследователь должен опираться на определенные принципы. Принципы психолого-педагогического ...

    При развитии общей и специальной выносливости режим выполнения упражнения можно условно подразделить на непрерывный и «прерывный» (дискретный).

    При непрерывном режиме используются равномерный, переменный, контрольный и соревновательный методы тренировки, при дискретном — интервальный, повторный и повторно-переменный. Познакомим вкратце с содержанием каждого из этих методов

    Равномерный метод характеризуется выполнением непрерывной работы с мало меняющейся интенсивностью. Эффективен при тренировке во многих циклических видах спорта. Равномерный метод требует от тренера и спортсмена знания физиологических и психологических основ непрерывного бега..

    Потребление кислорода организмом при мышечной работе, длящейся более 5 мин., возрастает в первые минуты и в дальнейшем поддерживается на постоянном уровне. Это состояние принято называть устойчивым.

    При беге спортсмен использует обширный диапазон скоростей — от самых низких до предельных. Тренировка выносливости в непрерывном режиме учитывает две составляющие нагрузки: скорость бега и длину дистанции (время).

    При составлении планов тренировки мы будем в дальнейшем выявлять следующие зоны бега с различными скоростями:

    1) зону низких скоростей с энергообеспечением в основном за счет жиров, пульс 100-140 уд/мин;

    2) зону средних скоростей в основном с углеводным энергообеспечением, пульс 140-170 уд/мин.

    3) зону высоких скоростей с кислородным потреблением, близким к максимальному, пульс 180 уд/мин.

    При медленном беге соотношение окисляемых в организме жиров и углеводов практически такое же, как и в покое (65-70% общего количества энергии образуется за счет жиров и 30% за счет углеводов).

    Спортсмен в состоянии проводить такой бег в течение нескольких часов: в первые десятки минут стабилизируются процессы мобилизации углеводов и жиров, затем длительное время удерживается устойчивое состояние, в конце бега могут появиться разлад в регуляции функций и утомление. Во время устойчивого состояния потребления кислорода все 100% энергии организм получает за счет аэробного обмена. Медленный бег способствует расширению мелких кровеносных сосунов (в коже, органах пищеварения, печени, мышцах), благотворно влияет на сердечнососудистую систему. Снижается артериальное сопротивление кровотоку, быстрее доставляются к мышцам энергетические вещества, улучшаются терморегуляция и процессы выделения. Содержание сахара в крови поддерживается благодаря запасам его в печени. Углеводных запасов хватает на несколько часов, ибо в этих условиях организм расходует в основном жировые запасы.

    При беге со средней скоростью большую часть энергии (от 50 до 70%) организм получает за счет углеводов. Потребление кислорода приближается к 60-80% максимального. Этот бег предъявляет более жесткие требования к организму. Частота сердечных сокращений удерживается около 150-170 уд/мин. При часовом и более длительном беге в связи с повышением температуры тела вступают в действие системы терморегуляции организма, предупреждающие перегревание тела спортсмена. Максимальная продолжительность такого бега определяется максимальным потреблением кислорода. При продолжительном беге снижается содержание глюкозы в крови, к чему чувствительна нервная система. Появляется чувство голода, понижается зрительная чувствительность, возможны нарушения психических функций. Ориентировщику не рекомендуется бег в таком темпе свыше 2 часов.

    5 стр., 2282 слов

    Презентация на тему: Методы

    ... на тему: Социально-психологические и воспитательные методы Социально-психологическиеи воспитательные методы Социально-психологическиеметоды– это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) ... и     психологически выгодные II. Административные методы или организационно- распорядительные методы – регламентирование; нормирование; это методыинструктирование;на основе силы и ...

    Как только спортсмен достигает контрольного задания по развитию общей выносливости, объем бега с низкой и средней скоростью несколько снижается за счет вводимого в тренировки бега с околокритической скоростью. При таком беге пульс увеличивается до 180-190 уд/мин, повышается производительность сердца (максимальный объем крови в минуту).

    Бег с высокой скоростью обычно проводят используя интенсивный интервальный метод тренировки, повторный метод на длинных отрезках, прикидки и соревнования на длинные дистанции.

    Переменный метод заключается в выполнении непрерывной работы с изменением интенсивности от слабой до максимальной. Развивает аэробную и анаэробную производительность. Один из распространенных вариантов этого метода — фартлек, или «игра скорости», заключающийся в пробегании достаточно больших дистанций (от 3 до 15 км) с переменной скоростью.

    Бег со сменой скорости от медленной до соревновательной представляет хорошую основу для улучшения тренированности. Длительный характер нагрузки улучшает работу сердечнососудистой системы. Исключителен психологический эффект фартлека при замятиях на местности с меняющимся рельефом. Как часть тренировочной программы этот метод применяется представителями многих циклических видов спорта. Особенно он рекомендуется в начальном периоде при развитии рощей выносливости.

    При фартлеке спортсмен тренируется от 1 до 2 часов в день.

    Содержание этой тренировки:

    1) легкий бег-5-10 мин. (как разминка);

    2) равномерный сильный бег — 1-2 км;

    3) быстрая ходьба-5 мин.;

    4) легкий бег с ускорениями по 50-60 м до появления небольшой усталости — 15-20 мин.;

    5) легкий бег с включением временами 3 или 4 быстрых шагов;

    6) бег в подъем в полную силу — 150-160 м;

    7) бег в быстром темпе — 1 мин.

    Описанный комплекс упражнений может быть повторен несколько раз за тренировку.

    Преимущества фартлека:

    — обеспечивается естественная смена напряжения и отдыха;

    — воспитываются самостоятельные, думающие бегуны;

    — лесная болотистая почва уменьшает болевые ощущения в ногах;

    — бег по мягкой незнакомой местности вырабатывает короткий эластичный эффективный шаг (что особенно важно для ориентировщика).

    Недостатки фартлека:

    — сложно наблюдать и контролировать тренировку;

    — свободный характер фартлека создает определенные трудности для спортсменов, не обладающих хорошими волевыми качествами.

    5 стр., 2013 слов

    Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

    ... обидевшись, весело, вежливо. 2. Упражнение «Линии» Цель: тренировка в выражении своих эмоций в символической, образной форме. ... общения со сверстниками, с другими людьми. 6. Отдельным методом выделяют релаксацию – физиологическое состояние покоя, полное или ... поведения используется психогимнастика – набор этюдов, упражнений, игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ...

    Интервальный метод — очень популярный, занимающий большое место в подготовке многих легкоатлетов и ориентировщиков. В. Гершлер, тренер экс-рекордсмена мира в беге на 400 и 800 м Р. Харбига и олимпийского чемпиона Ж. Бартеля, совместно с доктором Г. Рейнделем разработал методику, получившую название контрольно-интервальной и направленную на развитие максимальных возможностей сердечно-сосудистой системы. Вот ее программа:

    1) увеличение путем разминки частоты сердечных сокращений до 120 уд/мин;

    2) пробегание 150-200 м с заданным усилием, подняв пульс до 170-180 уд/мин;

    3) легкий бег трусцой до снижения пульса до 120-135 уд/мин.

    Время снижения пульса не должно превышать 90 сек

    Интервальный метод в трактовке сегодняшнего дня характеризуется соревновательными объемами и интенсивностью. Отдых между повторными пробежками отдельных отрезков дистанции сокращается от полного до частичного. Соревновательная скорость во время тренировки определяется следующим образом. Мужчины после разминки проходят с максимальной интенсивностью контрольный отрезок 1000 м, женщины-500 м. Естественно, максимальная скорость в разные дни и на различной местности может быть неодинаковой. Соревновательная скорость должна быть на 10-12% ниже максимальной.

    В таком виде интервальный метод тренировки принято использовать в предсоревновательном и соревновательном периодах для развития скоростной выносливости ориентировщика. При этом широко практикуется, наряду с отрезками 200-1000 м, бег на 2000-5000 м с соревновательной скоростью. Такое интенсивное средство воздействия на организм требует тщательного контроля за результатами его применения. Неправильно проведенная интервальная тренировка гораздо быстрее, чем какой-либо другой метод, может привести к психическому и физическому истощению. Необходимо внимательно следить за самочувствием спортсмена, его желанием продолжать или прекратить тренировку. Интервальные тренировки на отрезках 2000-5000 м под руководством тренеров проводят лишь спортсмены высокого класса.

    Этот метод одновременно помогает спортсмену многократно концентрировать внимание на успешном выполнении задания при прогрессирующем утомлении и расслабляться во время пауз отдыха.

    Для ориентировщика интервальный метод очень хорош в сочетании с тренировкой, во время которой решаются технические и тактические задачи, что превращает ее в игру, а не в монотонное упражнение.

    Повторный метод предъявляет повышенные требования к подготовке спортсмена и применяется после объемной тренировки равномерным и переменным методами на втором этапе подготовительного и в соревновательном периодах. Рекомендуется в основном спортсменам старших разрядов.

    Комплексная тренировка. В качестве примера такой тренировки приведем «польскую беговую игру», разработанную в начале 60-х годов польским специалистом легкой атлетики Я. Мулеком. В ней тренировки своеобразно сочетаются с «беговым» туризмом. Все занятия перенесены в лес, в горы, на морское побережье. Использование природных условий-положительный фактор в закладке фундамента подготовки.

    Беговая игра состоит из четырех частей: разминки, ритмических пробежек, темповой работы и заключительной части. Общая продолжительность игры — 1,5-2 часа.

    Разминка — бег трусцой с проделываемыми на ходу упражнениями для рук и туловища (махи, круговые движения руками, метание легких камней, веток).

    Продолжительность — 15 мин. Затем следуют упражнения на растягивание мышц ног, сменяемые вновь легким бегом. Легкая, но интенсивная разминка подготовляет спортсмена ко второй части занятия.

    Ритмические пробежки представляют собой интервальные пробежки на коротких отрезках, многократно повторяемые в быстром ритме, но без лишнего напряжения. Цель их — приобретение скорости. Это упражнение улучшает деятельность органов дыхания, способствует перестройке мышц для увеличения их скоростно-силовых качеств, а подготавливая систему кровообращения к изменению скорости и ритма бега, улучшает двигательную координацию, укрепляет суставы. Основная цель пробежек — увеличение скорости и пластичности нервной системы. Проводятся они на очень пологих склонах длиной 80-100 м: пробежка — вниз по склону, возвращение — трусцой. Темп пробежек высокий, работа рук энергичная, но это не спринт. Начинается пробежка плавно, скорость возрастает на 50-80-метровом отрезке, пока не наступит затруднение в дыхании, после чего происходит выключение мышечных усилий, но ритм шагов сохраняется вплоть до перехода в бег трусцой. Количество пробежек — 6-10.

    Разминка и ритмические пробежки проводятся с такой интенсивностью, чтобы осталась энергия для важнейшей части тренировки — темповой работы.

    Для снятия утомления большое значение имеет место, где тренируются ориентировщики. Живописный горный ландшафт или равнина на берегу лесного озера, песчаный пляж способствуют более эффективному воздействию тренировочных нагрузок на спортсмена.

    Она осуществляется интервальным методом на отрезках длиной 1000-3000 м в подготовительном периоде и сокращается до отрезков 500 м в соревновательном. Число повторений — 3-8. Пробежки проводятся на пересеченной местности, иногда в гору. Пульс 160-170 уд/мин. Продолжительность этой части тренировки — от 20 до 60 мин.

    Беговая игра заканчивается бегом трусцой с прыжками через поваленные деревья, подпрыгиванием с доставанием веток деревьев, иногда ускорениями на 150-200 м. Продолжительность — 30 мин. Правильно проведенная тренировка должна вызывать у спортсменов чувство удовольствия. Основная ценность ее — большой объем проделанной работы значительной интенсивности без чрезмерного психического напряжения. В дальнейшем отдельные составные части беговой игры могут использоваться как самостоятельные методы тренировки в недельном цикле.

    Контрольный метод. Для контроля за развитием выносливости используется так называемый тест-бег. При этом надо по возможности сохранять все внешние условия (длина дистанции и ее состояние, время суток, положение тренировочного дня в микроцикле).

    Многолетний опыт применения тест-бега лыжниками и ориентировщиками высших разрядов на всех этапах подготовки дал отличные результаты. Помимо определения уровня развития выносливости он позволяет вносить коррективы в план дальнейших тренировок.

    Соревновательный метод характеризуется соревновательной интенсивностью. Служит также для отработки спортсменом избранных тактических и технических приемов. Соревновательная тренировка проводится, как правило, на дистанции основной длины. Физиологический и психологический эффект должен соответствовать специфике соревновательного упражнения.

    Таким образом, единственное различие в системах тренировки сводится к предпочтению тех или иных методов. Важно при этом, чтобы они не исключали друг друга. Нельзя также, остановившись на одном из них, пытаться улучшить результат за счет объема или интенсивности нагрузки, совершенно забыв о других методах, — кстати, распространенная ошибка, особенно молодых тренеров и спортсменов.

    Круговой метод. Значительные достижения в области физиологии позволяют правильно устанавливать тренировочные нагрузки, успешно планировать тренировочный процесс. Именно благодаря бурному прогрессу в этой области спортивной науки возник такой эффективный метод скоростно-силовой подготовки и повышения выносливости, как круговой. Одно из достоинств его-возможность строгой индивидуализации нагрузок в зависимости от возраста и уровня подготовленности спортсмена. Круговой метод предполагает наличие комплекса тщательно подобранных простых упражнений, последовательно выполняемых. Спортсмен переходит от одного упражнения к другому, не испытывая утомления. Это достигается правильным чередованием нагрузок на различные группы мышц, нагрузок, наиболее соответствующих возможностям и уровню подготовленности тренирующегося.

    В подготовке ориентировщиков круговой метод применяется в зависимости от целей, организационных условий, состава занимающихся. Можно рекомендовать следующие типы круговых тренировок с преимущественной направленностью:

    1) на развитие силы;

    2) на развитие выносливости (упражнение выполняется в течение 1-2 мин., затем следует интервал 30-60 сек.; 8-10 упражнений на каждом пункте);

    3) на развитие скоростных качеств (выполняются 3 серии-круга).

    Учитывается общее время выполнения задания, и фиксируется время промежуточных серий. Каждый спортсмен стремится осуществить установленную программу с максимальной скоростью. По мере роста тренированности время, затрачиваемое на определенный комплекс, уменьшается;

    4) сочетание круговой тренировки с технической (выполняется тренировка второго типа. После первого упражнения спортсмен получает карту и в течение 30-секундной паузы решает задачу по выбору пути на очередной КП или другие задачи по технике ориентирования).

    Смена характера деятельности и вовлечение в работу других мышечных групп благоприятно воздействует на способность к физическому и психическому расслаблению. В качестве средства активного отдыха силовая подготовка способствует не только восстановлению утомленных мышечных групп, но и активизирует другие группы. Во время соревновательного периода такая тренировка служит средством активного отдыха и поддержания психического равновесия.

    Очень удобна круговая тренировка при моделировании соревновательного режима с использованием работы с картой. Такую тренировку можно назвать ситуационной. Группа спортсменов троекратно выполняет серию упражнений в высоком темпе (пульс 170-180 уд/мин).

    В серии — 10-12 упражнений, в том числе бег на 300-400 м.

    В течение 30-60 сек. требуется проделать заданное количество движений, в паузе выбрать и нарисовать путь на очередное КП. После прохождения каждого круга тренер объявляет время участников. Так создается соревновательный накал борьбы, позволяющий наблюдать за поведением спортсменов в стрессовой ситуации. По окончании занятий тренер знакомит спортсменов с путями призеров соревнований, на которых использовались эти карты. Такая «игра» должна тщательно готовиться и проводиться не чаще одного раза в 10 дней.

    В качестве примера приведем включаемые в круговую тренировку упражнения для укрепления основных мышечных групп:

    1) из положения упор присев переход в положение упора лежа и обратно:

    2) поднимание туловища из положения лежа на спине;

    3) наклон и выпрямление туловища с отягощением;

    4) отжимание из упора лежа;

    5) прыжки на скамью;

    6) подтягивание на перекладине;

    7) бег прыжками на 400 м;

    8) выпрыгивание из глубокого приседа.

    Спортивные игры. Спортивные игры — важный фактор подготовки спортсмена, поскольку в ориентировании решают не только выносливость и сила, но также способность принимать правильные оригинальные решения. Игры улучшают точность движений в пространстве, быстроту двигательной реакции. При этом развивается способность быстро принимать решение в неожиданной ситуации при лимите времени. Полезны и эмоциональны игры на местности типа «третий лишний», «салочки», для которых характерны вариативные нагрузки. В большинстве спортивных игр среднюю мощность можно считать умеренной. Однако спортсмен во время игры может развить работу любой мощности. Все это способствует улучшению аэробной и анаэробной производительности организма. Однако главное здесь — необходимость срочно решать ситуационные задачи: быстро проанализировать сложившуюся в игре обстановку, найти оптимальное действие и довести его до конца. Решение задач осложняется с повышением скорости передвижения. Причем нагрузки в основном определяются не мышечной интенсивностью, а быстротой мышления. Утомление замедляет решение задач или приводит к ошибкам.

    Игры используются на всех этапах подготовки ориентировщика, особенно в соревновательном периоде, как средство снижения нарастающего психологического напряжения.

    Заключение

    Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

    Цель программы по спортивному ориентированию — способствовать формированию гармонически развитой личности через участие спортсменов в соревнованиях по спортивному ориентированию, начиная с дворового, паркого ориентирования и вплоть до всероссийских и международных соревнований. Задачами данной программы, конкретизирующими ее цель, являются:

    — содействие нормальному формированию, гармоническому развитию растущего организма; укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды; повышение общей работоспособности;

    — всестороннее воспитание двигательных качеств, связанных с двигательной деятельностью интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств; приучение молодежи к рациональной организации физических усилий, разумному использованию сил в соответствии с задачами и конкретными условиями соответствующей деятельности;

    — воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и использовании других средств физической культуры;

    — формирование активной жизненной позиции, воспитание высоких нравственных качеств, приучение к организованности, дисциплинированности, ответственности за свои действия и поступки, воспитание любознательности, трудолюбия, активности и самостоятельности в учении и труде; формирование эстетических потребностей и взглядов, воспитание эстетических чувств.

    — патриотическое воспитание подростков («Мой двор — моя родина») через участие в комплексе соревнований и других мероприятий по ориентированию, проведение которых позволяет юным москвичам познакомиться с достопримечательностями других районов родного города и приобрести новых друзей;

    — организация досуга, оздоровление и занятость подростков;

    — создание альтернативных “подъездным” детских коллективов.

    Список использованной литературы

    1. Акимов В.Г., Кудряшов А.А. Спортивное ориентирование. Минск, изд. БГУ им. В. И. Ленина, 2007.

    2.Алешин В.М., Иванов Е.И., Колесников А.А. Судейство соревнований по ориентированию на местности. М., ФиС, 2004.

    3.Алешин В.М., Калиткин Н.Н. Соревнования по спортивному Ориентированию. М., ФиС, 2002.

    4.Беляков Л.В., Ганюшкин А.Д., Моисеенков А. Л. Основы тренировки в ориентировании на местности. Смоленск, 2003.

    5. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М., Воениздат, 2001.

    6.Васильева В.В. Физиология человека. М., ФиС, 2003.

    7.Волков Н.И. Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта. ТиП, 2004, № 1.

    8.Воробьев А.Н. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. М., ФиС, 2001.

    9.Герои Е. Дифференцирование психологических проблем спортивной тренировки. ТиП, 2002, № 1.

    10.Колесников А.А. Методические рекомендации в помощь организаторам секций ориентирования коллектива физкультуры. М., Рекламбюро «Турист». 2007.

    11.Моисеенков А.Л., Ганюшкин А.Д. Исследование нагляднообратной памяти у занимающихся спортивным ориентированием. ТиП, 2001, № 9.

    12.Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Методические указания по организации и проведению учебно-тренировочных занятий по ориентированию на местности. Смоленск, 2006.

    13.Мухамитянов Ф.Д. Сетевые методы планирования в спортивном ориентировании. ТиП, 2007, № 8.

    14.Нурмимаа В.И. Спортивное ориентирование. М., ФиС, 2007.

    15.Покровский Л.А. Рекомендации по питанию спортсменов. М., ФиС, 2005.

    16.Приймак Е.С. Развитие глазомерных навыков у спортсменов-ориентировщиков. ТиП, 2005, № 6.

    17.Приймак Е.С., Приймак О.К. Мулахметов Б.И. Анализ методов развития некоторых навыков работы с картой у спортсменов-ориентировщков. ТиП, 2006, № 2.

    18.Рудик П.А. Понятие, содержание и задачи психологической подготовки спортсмена. В сб.: Психологическая подготовка спортсмена. — М., ФиС, 2005.

    19.Смирнов В.Н., Сандомирский А.С. Ориентирование на местности (на украинском языке).

    Киев, 2005.

    20.Тыкул В.И. Спортивное ориентирование на местности (программы для внеклассной и внешкольной работы).

    Сборник № 47. — М., «Просвещение», 2002.

    22