Проблема восстановления в спорте

КУРСОВАЯ РАБОТА

Автор курсовой работы _____________________Слободенюк А.В.

 

Специальность 050100 «Физическая культура»

Руководитель работы ____________________________ Киреева Ю.В.

 

 

Саранск 2013

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..4

1. Проблема восстановления в спорте…..………………………………………….6

1.1. Послерабочие изменения психических функций в условиях выполнения физической нагрузки различной направленности…….……………………………6

1.2. Особенности метаболических состояний у человека при мышечной деятельности…………………………………..………….………………………………9

1.3. Биохимия утомления и биохимические процессы в период отдыха после мышечной работы………….…………………………………………………….. …11

2. Средства восстановления для достижения спортивного результата……………………………………………………………………….………………..17

2.1. Педагогические средства…………………….…………………….……………17

2.2. Психологические средства…………………………………………….…….…20

2.3. Гигиенические средства………………..………………………….…….……23

2.4. Медико-биологические средства…………………………………….……….26

Заключение ………………………………………………………….………………29

Список использованных источников ………………………………….….………35

 

 

Введение

Еще в античные времена, когда состязались между собой атлеты Древней Греции, Рима помимо известных средств восстановления и повышения работоспособности применяли различные «чудодейственные» средства, мази. С тех далеких времен многое изменилось, предела физического совершенства нет, но проблема эффективного восстановления и повышения высокой работоспособности посредством различных лекарственных средств до сих пор остается одной из самых интересных и острых тем.

Восстановление – это биологическое уравновешивание организма, его отдельных функций, органов, тканей, клеток после интенсивной мышечной работы. Прежде чем говорить о восстановлении организма спортсмена после тренировочных нагрузок, следует сказать о симптомах утомлении, недовосстановления. Ими являются: снижение работоспособности, быстроты и силы мышечных сокращений, ухудшение координации движений, отсутствие желания тренироваться, вялость, скованность в движениях, апатия; иногда боли в мышцах, плохой аппетит, сон и т.д. Возможен ряд нарушений в психической деятельности спортсмена: раздражительность, конфликтность, нетерпимость по отношению к товарищам, тревожность и др. Могут быть изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата, биохимических показателей биологических жидкостей: крови, слюны. Происходит разлад в деятельности различных органов и систем организма.

8 стр., 3635 слов

Фармакологические и не медикаментозные средства и методы восстановления ...

3Души 3.4 Массаж 3.5 Электросон 4. Фармакологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности 4.1 Витамины 4.2 Адаптогены 4.3 Пчелопродукты 5. Заключение Список ... направленных на определенный участок тела. Процедура стимулирует защитно-приспособительные механизмы организма. Кратковременное воздействие вибрации уменьшает утомление мышц после нагрузки, улучшает кровообращение, ...

Установлено, что восстановительные процессы в зависимости от их направленности в одних случаях могут обеспечить рост работоспособности, а в других привести к ее снижению. При этом в организме могут развиваться два противоположных состояния: нарастание тренированности – если восстановление обеспечивает восполнение энергетических ресурсов, или переутомление – если восстановление энергетических ресурсов не происходит. Однако, не следует забывать, что иногда целесообразно выполнять двигательную нагрузку на фоне неполного восстановления.

Как уже было сказано, восстановление является одним из важнейших факторов повышения работоспособности. На сегодняшний день существует большое количество средств восстановления, которые делятся на три группы: педагогические, медико-биологические и психологические. Все они играют немаловажную роль в подготовке спортсмена высокого уровня. Педагогические средства восстановления определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов (рациональное планирование тренировочного процесса, правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления, варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями, разработка системы планирования, разработка специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности).

Средства психологического воздействия весьма разнообразны. К психотерапии относятся внушенный сон-отдых, мышечная релаксация, специальные дыхательные упражнения, к психопрофилактике — психорегулирующая тренировка (индивидуальная и коллективная), к психогигиене — разнообразный досуг, комфортабельные условия быта, снижение отрицательных эмоций.

Особое место средств восстановления, способствующих повышению физической работоспособности, занимают медико-биологические средства, к числу которых относятся: рациональное питание, фармакологические препараты и витамины, белковые препараты, спортивные напитки, кислородный коктейль, физио- и гидротерапия, различные виды массажа, бальнеотерапия, баровоздействие, бани и т.д.

В нашей работе остановимся более подробно на использовании фармакологических препаратов, а так же совокупности применения методов восстановления.

Актуальность вопроса состоит в том, что восстановление является составной частью тренировки, поэтому интенсификация тренировочного процесса стала возможной при условии широкого использования восстановительных средств.

Проблема состоит в том, что восстановление так же важно, как и сама тренировка, поскольку не возможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок.

18 стр., 8655 слов

Проблема комплексного восстановления физической работоспособности ...

... спортивной работоспособности. Сейчас он признан во всем мире, а через десять лет о нем будут говорить как о незаменимом и самом эффективном средстве восстановления работоспособности при любой физической и психической ...

Проблема восстановления в спорте

Послерабочие изменения психических функций в условиях выполнения физической нагрузки различной направленности

 

Изучение следовых сдвигов, наблюдаемых в центральной нервной системе после мышечных упражнений, привлекает внимание многих исследователей и свидетельствует о несомненной актуальности данного вопроса [1, с. 11].

Установлено, что в восстановительном периоде после нагрузки изменения в высшей нервной деятельности имеет фазовый характер и что в фазе повышенной возбудимости центральной нервной системы функциональный уровень нервно-мышечного аппарата в большинстве случаев повышается, а в фазе сниженной возбудимости – понижается. [13, с. 119]

В работе изучалось время латентного периода следующих психических функций: простой реакции (на красный свет), реакции выбора ( поочередный выбор одного из четырех цветов – синего, красного, желтого, зеленого), логических действий (решение задач на четыре арифметических действия в условиях дефицита времени) в двух вариантах (второй более сложный) и переключения (продолжительность реагирования на чередующиеся комбинации из логических действий и реакции выбора).

Параллельно с этим регистрировалась деятельность ответного движения.

В результате этих исследований установлено, что восстановительные процессы в центральной нервной системе и двигательном аппарате у лиц, не имеющих специальной спортивной подготовки, и тренирующихся в избранном виде спорта после выполнения различных по направленности физических нагрузок характеризуются важными особенностями, которые, несомненно, следует учитывать в спортивной практике. [13, с.120]

Психические функции и двигательная работоспособность под влиянием мышечных упражнений разной направленности лицами с неодинаковым уровнем физической подготовки, а так же спортсменами, тренированными в избранных видах спорта, изменяются неравнозначно и характеризуются фазовыми сдвигами в послерабочем периоде.[13, с. 124]

Однотипность фазовых явлений в динамике психических процессов в восстановительном периоде наблюдается у лиц с разным уровнем физической подготовки, у высококвалифицированных спортсменов, независимо от их специализации.

Особенности реакции на привычные нагрузки у спортсменов проявляются по-разному: у тяжелоатлетов главным образом в работоспособности двигательного аппарата; у стайеров – в психической деятельности; у спринтеров, баскетболистов – в обоих видах деятельности.[13, с. 124]

Специфические функции психической сферы у спортсменов (простая реакция у спринтеров и реакция выбора у баскетболистов) на протяжении всего периода последействия привычных нагрузок удерживаются на относительно высоком функциональном уровне.

Восстановительные процессы в относительно простых (простая реакция и реакция выбор) и более сложных психических функциях (логические действия и переключения) протекают с различной степенью активности. [13, с. 124]

Одним из важнейших условий интенсификации тренировочного процесса и дальнейшего повышения спортивной работоспособности является широкое и систематическое использование восстановительных средств. Особое значение рациональное восстановление имеет при предельных и околопредельных физических и психических нагрузках – обязательных спутниках тренировок и соревнований современного спорта. [8, с.156]

Очевидно, что использование системы восстановительных средств делает необходимым четкую классификацию процессов восстановления в условиях спортивной деятельности. Специфика восстановительных сдвигов, определяемая характером спортивной деятельности, объемом и интенсивностью тренировочных и соревновательных нагрузок, общим режимом, обуславливает конкретные мероприятия, направленные на восстановление работоспособности.

15 стр., 7097 слов

Психосоциальная работа в структуре деятельности практического психолога

... высказывание В. Н. Мясищева, согласно которому, «процесс деятельности всегда ... определяется отношением к объекту как к задаче или цели деятельности» [14, с. 17]. Актуальность выбранной темы ... изучить развитие доверия и принятия психологом клиента в психосоциальной работе. Объект исследования: психосоциальная работа. Предмет исследования: развитие доверия и принятия психологом клиента в ...

Н. И. Волков выделяет следующие виды восстановления у спортсменов: текущее (наблюдение во время работы), срочное (вслед за окончанием нагрузки) и отставленное (в течение многих часов после завершения работы), а так же после хронических перенапряжений (так называемое стресс-восстановление).

Нельзя не отметить, что перечисленные реакции осуществляются на фоне периодического восстановления, обусловленного расходом энергии в условиях нормальной жизнедеятельности. Его характер в значительной степени определяется функциональным состоянием организма [13, с. 18].

Четкие представления о динамике восстановительных процессов в условиях спортивной деятельности необходимы для организации рационального использования средств восстановления. Так, функциональные сдвиги, развивающиеся в процессе текущего восстановления, направлены на обеспечение повышенных энергетических требований организма, на возмещение усиленного расхода биологической энергии, в процессе мышечной деятельности. В восстановлении энергетических затрат центральное место занимают метаболические превращения.

Соотношение энерготрат организма и их восстановление по ходу работы дают возможность разделить физические нагрузки на 3 диапазона: 1) нагрузки, при которых оказывается достаточным аэробное обеспечение работы; 2) нагрузки, при которых наряду с аэробным обеспечением работы используются анаэробные источники энергии, но еще не превзойден предел увеличения поставки кислорода к работающим мышцам; 3) нагрузки, при которых энергетические потребности превышают возможности текущего восстановления, что сопровождается быстро развивающимся утомлением.[9, с. 63]

Значение средств, способных стимулировать текущее восстановление при выполнении нагрузок третьего диапазона для спортивной практики, трудно переоценить. К их числу относится питание на сверхдлинных дистанциях у бегунов, лыжников и ходоков, на трассах марафонских проплывов у пловцов. Важно так же использовать восстановительные средства во всех других ситуациях, где имеет место нагрузки третьего диапазона.

В отдельных видах спорта для оценки эффективности восстановительных мероприятий целесообразен анализ различных показателей нервно-мышечного аппарата, использование психологических тестов. [16, с. 74]

Использование в практике работы со спортсменами высокого класса углубленных обследований с применением обширного комплекса средств и методов позволяет оценивать эффективность предшествующих восстановительных мероприятий и определять тактику последующих.

В тестировании восстановления необходимы этапные обследования, проводимые в недельном или месячном тренировочном циклах. Частота этих обследований, методы исследования определяются врачом и тренером в зависимости от вида спорта, характера нагрузок данного тренировочного периода, используемых восстановительных средств и индивидуальных особенностей спортсмена.[13, с. 20-21]

5 стр., 2091 слов

процесс коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических ...

... Введение Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с ... письма, характеризующегося наличием стойких ошибок и дислексии – нарушению процесса чтения. Поэтому коррекционная работа по формированию фонематических процессов имеет важное значение. Несмотря на важность и актуальность ...

Особенности метаболических состояний у человека при мышечной деятельности

 

Состояние обмена веществ в организме человека характеризуется большим числом переменных. В условиях интенсивной мышечной деятельности наиболее важным фактором, от которого зависит метаболическое состояние организма, является применение в сфере энергетического обмена. Для количественной оценки метаболических состояний у человека при мышечной работе предложено использовать критерии трех видов: а) критерии мощности, отражающие скорость преобразования энергии в аэробном и анаэробном процессах; б) критерии емкости, характеризующие энергетические резервы организма или общий объем метаболических изменений, произошедших во время работы; в) критерии эффективности, определяющие меру использования энергии аэробного и анаэробного процессов при выполнении мышечной работы.[3, с. 15]

Изменения мощности и продолжительности упражнений по-разному сказываются на показателях аэробного и анаэробного обмена. Такие показатели мощности и емкости аэробного процесса, как размеры легочной вентиляции, уровень кислородного потребления, кислородный приход во время работы, систематически возрастают с увеличением продолжительности упражнений при каждом избранном значении мощности. Эти показатели заметно увеличиваются с повышением интенсивности работы во всех временных интервалах упражнения. [11, с. 55]

Показатели максимального накопления молочной кислоты в крови и суммарного кислородного долга, характеризующие емкость анаэробных источников энергии, мало изменяются при выполнении упражнений умеренной мощности, но заметно возрастают с увеличением продолжительности работы в более интенсивных упражнениях. Интересно отметить, что при самой низкой мощности упражнения, где содержание молочной кислоты в крови сохраняется на постоянном уровне около 50-60 мг %, практически не удается обнаружить лактатной фракции кислородного долга; не обнаруживается здесь и избыточного выделения углекислоты, связанного с разрушением бикарбонатов крови при накоплении молочной кислоты. Можно полагать, что отмеченный уровень накопления молочной кислоты в крови еще не превышает тех пороговых значений, выше которых наблюдается стимуляция окислительных процессов, связанных с устранением лактатного кислородного долга.

Показатели аэробного метаболизма после непродолжительного лаг-периода (около 1 минуты), связанного с врабатыванием, обнаруживают системное повышение с увеличением времени упражнения. В период врабатывания имеет место выраженное усиление анаэробных реакций, приводящих к образованию молочной кислоты.

Увеличение мощности упражнения сопровождается пропорциональным усилением аэробных процессов. Возрастание интенсивности аэробных процессов с увеличением мощности установлено лишь в упражнениях, длительность которых превышает 0,5 минуты. При выполнении интенсивных кратковременных упражнений отмечается снижение показателей аэробного метаболизма. [25, с. 99]

Увеличение размеров общего кислородного долга за счет образования лактатной фракции и появления избыточного выделения углекислоты обнаруживается только в тех упражнениях, мощность и продолжительность которых достаточны для накопления молочной кислоты свыше 50-60 мг %.

8 стр., 3525 слов

Физиологические резервы организма

... организма); - некомпенсированную - резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность снижается. Возникновение утомления обусловлено многими причинами, которые могут быть неодинаковыми при различной мышечной ... понимаются изменения, возникающие в процессе тренировок (прочность костей и связочного аппарата, увеличение количества миофибрилл в клетках, изменение строения миофибрилл и мышечных ...

При выполнение упражнений невысокой мощности изменение в показателях аэробного и анаэробного процессов обнаруживают противоположную направленность, с повышением мощности изменения этих процессов сменяются на однонаправленные. В динамике показателей скорости кислородного потребления и «излишка» выделения углекислоты во время выполнения упражнения обнаруживается сдвиг по фазе, в период восстановления после окончания работы происходи синхронизация сдвигов в этих показателях. В изменениях показателей кислородного потребления и содержания молочной кислоты в крови с увеличением времени восстановления после выполнения интенсивных упражнений отчетливо проявляются расхождения по фазе. [3, с. 24]

Биохимия утомления и биохимические процессы в период отдыха после мышечной работы

 

Проблема утомления в биохимии спорта – одна из трудных и еще далеких от решения.

В наиболее общей форме утомление можно определить как состояние организма, возникающее вследствие длительной или напряженной деятельности и характеризуется снижение работоспособности. Субъективно оно воспринимается человеком как чувство местной усталости или общей усталости.

Многолетние исследования позволяют разделить биохимические факторы, лимитирующие работоспособность, на три группы, связанные друг с другом. Это, во-первых, биохимические изменения в центральной нервной системе, обусловленные как самим процессом двигательного возбуждения, так и проприоцептивной импульсацией с периферии. Во-вторых, это биохимические изменения в скелетных мышцах и миокарде, вызванные их работой и трофическими изменениями в нервной системе. В-третьих, это биохимические изменения во внутренней среде организма, зависящие как от процессов, происходящих в мышцах, так и от влияния нервной системы [30, с. 105].

Общими чертами утомления являются нарушение баланса фосфатных макроэргов в мышцах и головном мозгу, а так же снижение активности АТФ-азы и коэффициента фосфорилирования в мышцах. Однако утомление, связанное с работой высокой интенсивности и большой длительности, имеет и некоторые специфические черты. Кроме того, биохимические изменения при утомлении, вызванном кратковременной мышечной деятельностью, характеризуется значительно большим градиентом, чем при мышечной деятельности умеренной интенсивности, но по длительности близкой к пределу.

Следует подчеркнуть, что резкое снижение углеводных запасов организма хотя и имеет большое значение, но не играет решающей роли в ограничении работоспособности [31, с. 15].

Важнейшим фактором, лимитирующим работоспособность, является уровень АТФ как в самих мышцах, так и в центральной нервной системе. При этом нельзя не учитывать и биохимические изменения в других органах, в частности, в миокарде. При интенсивной кратковременной работе уровень гликогена и креатинфосфата в нем не изменяется, а активность окислительных ферментов возрастает. При работе же большой длительности может иметь место снижение как уровень гликогена и креатинфосфата, так и энзиматической активности. Это сопровождается изменениями ЭКГ, свидетельствующими о дистрофических процессах, чаще всего в левом желудочке и реже в предсердиях [7, с. 64].

10 стр., 4837 слов

Допинг и его негативное влияние на организм спортсмена

... спортсменов, необходимость проведения восстановительных и профилактических мероприятий, приспособление организма к тяжелым физическим и психоэмоциональным нагрузкам, ... патологиче­ской зависимости (наркомании), стойким изменениям психики и по­веденческих реакций. ... работе я постараюсь ответить на эти и другие вопросы. Уровень развития современного спорта, те перегрузки, которые испытывают спортсмены, ...

Таким образом, утомление характеризуется глубокими биохимическими сдвигами и в центральной нервной системе и на периферии, прежде всего в мышцах. При этом степень биохимических изменений в последних может быть изменена при повышении работоспособности, вызванном воздействии на центральную нервную систему.

О центрально-нервной природе утомления еще а 1903 году писал И.М. Сеченов . С этого времени данные о роли центрального торможения в механизме утомления все пополняются. Наличие разлитого торможения при утомлении, вызванном длительной мышечной деятельностью, не подлежат сомнению. Оно развивается в центральной нервной системе и развивается в ней при взаимодействии центра и периферии при ведущей роли первого. Утомление – это следствие изменений, вызванных в организме интенсивной или длительной активностью, и защитная реакция, препятствующая переходу через грань функциональных и биохимических нарушений, опасных для организма, угрожающих его существованию.[30, с. 109]

В механизме утомления известную роль играют так же нарушения белкового и нуклеинового обмена нервной системы. При длительном беге или плавании с грузом, вызывающих значительное утомление, в двигательных нейронах наблюдается снижение уровня РНК, тогда как при длительной, но не утомительной работе он не изменяется или повышается. [30, с. 113]

Поскольку химизм и, в частности, активность ферментов мышц регулируются трофическими влияниями нервной системы, можно полагать, что изменения химического статуса нервных клеток при развитии охранительного торможения, вызванного утомлением, приводят к изменению трофической центробежной импульсации, влекущей за собой нарушения в регуляции химизма мышц. Это трофические влияния, видимо, осуществляются путем движения биологически активных веществ по аксоплазме эфферентных волокон. В частности, из периферических нервов было выделено белковое вещество, являющееся специфическим ингибитором гексокиназы, сходное с ингибитором этого фермента, выделяемым передней долей гипофиза.[15, с. 25]

Таким образом, утомление развивается при взаимодействии центральных и периферических механизмов при ведущем и интегрирующем значении первых. Оно связано как с изменениями в нервных клетках, так и с рефлекторными и гуморальными воздействиями с периферии. Биохимические изменения при утомлении могут носить генерализованный характер, сопровождаться общими изменениями внутренней среды организма и нарушениями регуляции и координации различных физиологических функций (при длительной физической нагрузках, захватывающих значительные мышечные массы).

Эти изменения могут носить и более локальный характер, не сопровождающиеся значительными общими изменениями, а ограничивающиеся лишь работающими мышцами и соответствующими группами нервных клеток и центров (при кратковременной работе максимальной интенсивности или длительной работе ограничеснного числа мышц).[30, с. 115]

Утомление (и в особенности чувство усталости) является защитной реакцией, предохраняющей организм от чрезмерных степеней функционального истощения, опасных для жизни. Вместе с тем оно тренирует физиологические и биохимические компенсаторные механизмы, создавая предпосылки для процессов восстановления и дальнейшего повышения функциональных возможностей и работоспособности организма.[30, с. 115]

19 стр., 9117 слов

Влияние спортивного питания на физическое совершенствование организма ...

... спортсменов Без глубокого знания анатомо-физиологических и психологических особенностей организма подростка и юноши невозможно правильно проводить учебно-тренировочную и воспитательную работу ... и внутрибрюшного давления. Поэтому необходимо укреплять дыхательные мышцы, ... разных по величине тренировочных нагрузок предупреждают опасность неблагоприятных ... отдых и прочее. Однако не все тренеры и спортсмены ...

Во время отдыха после мышечной работы происходит восстановление нормальных (дорабочих) соотношений биологических соединений как в мышцах, так и в организма в целом. Если во время мышечной работы доминируют катаболические процессы, необходимые для энергообеспечния, то во время отдыха преобладают процессы анаболизма.

Анаболические процессы нуждаются в затратах энергии в форме АТФ, поэтому наиболее выраженные изменения обнаруживаются в сфере энергетического обмена, так как в период отдыха АТФ постоянно тратиться, и, следовательно, запасы АТФ должны восстанавливаться. Анаболические процессы в период отдыха обусловлены катаболическими процессами, которые совершались во время работы.

Во время отдыха ресинтизируются АТФ, креатинфосфат, гликоген, фосфолипиды, мышечные белки, приходит в норму водно-электролитный баланс организма, происходит восстановление разрушенных клеточных структур. В зависимости от общей направленности биохимических сдвигов в организме и времени, необходимого для сепаративных процессов, выделяют два типа восстановительных процессов – срочное и оставленное восстановление.

Срочное восстановление длиться от 30 до 90 минут после работы. В период срочного восстановления происходит устранение накопившихся за время работы продуктов анаэробного распада, прежде всего молочной кислоты и кислородного долга.

После окончания работы потребление кислорода продолжает оставаться повышенным по сравнению с состоянием покоя. Этот излишек кислородного потребления и получил название кислородного долга. Кислородный долг всегда больше кислородного дефицита, и чем выше интенсивность и продолжительность работы, тем значительнее это различие.

Во время отдыха расходование АТФ на мышечные сокращения прекращается и содержание АТФ в митохондриях в первые же секунды возрастает, что говорит о переходе митохондрий в активное состояние. Концентрация АТФ увеличивается, повышает дорабочий уровень. Возрастает и активность окислительных ферментов. А вот активность гликогенфосфорилазы резко снижается.

Молочная кислота, как мы уже знаем, является конечным продуктом распада глюкозы в анаэробных условиях. В начальный момент отдыха, когда сохраняется повышенное потребление кислорода, снабжение кислородом окислительных систем мышц возрастает.

Кроме молочной кислоты окислению подвергаются и другие накопившиеся во время работы метаболиты: янтарная кислота, глюкоза; а на более поздних этапах восстановления и жирные кислоты.

Отставленное восстановление длится долгое время после окончания работы. Прежде всего, оно затрагивает процессы синтеза израсходованных во время мышечной работы структур, а так же восстановления ионного и гормонального равновесия в организме.

В период оставленного восстановления происходит накопление запасов гликогена в мышцах и печени; эти восстановительные процессы происходят в течение 12-48 часов. Попавшая в кровь молочная кислота поступает в клетки печени, где происходит сначала синтез глюкозы, а глюкоза является непосредственным строительным материалом для гликогенсинтетазы, катализирующей синтез гликогена.

Процесс резинтеза гликогена носит фазный характер, в основе которого лежит явление суперкомпенсации. Суперкомпенсация (свервосстановление) – это превышение запасов энергетических веществ в период отдыха их дорабочего уровня.

5 стр., 2120 слов

Восстановление психической работоспособности спортсменов

... спортсмена. Восстановительные мероприятия помогают организму быстрее прийти "в форму", особенно, если известно, что сразу после одной стрессовой ситуации предстоит следующая. Основные средства восстановления: ) Психологические средства: аутогенная тренировка, ... работы: раскрыть особенности восстановления психической работоспособности спортсменов. Работа ... рациональное питание, полноценный отдых и сон. ) ...

Суперкомпенсация – явление проходимое. Снизившееся после работы содержание гликогена во время отдыха возрастает не только до исходного, но и до более высокого уровня. Затем происходит снижение до начального (дорабочего) уровня и даже немного ниже , а далее следует волнообразное возвращение к исходному уровню.

Длительность фазы суперкомпенсации зависит от продолжительности выполнения работы и глубины вызываемых ею биохимических сдвигов в организме. Мощная кратковременная работа вызывает быстрое наступление и быстрое завершение фазы суперкомпенсации: при восстановлении внутримышечных запасов гликогена фаза суперкомпенсации обнаруживается через 3-4 часа, а завершается через 12 часов. После длительной работы умеренной мощности суперкомпенсация гликогена наступает через 12 часов и заканчивается в период от 48 до 72 часов после окончания работы.

Закон суперкомпенсации справедлив для всех биологических соединений и структур, которые в той или иной мере расходуются или нарушаются при мышечной деятельности и ресинтезируются во время отдыха. К ним относятся: креатинфосфат, структурные и ферментные белки, фосфолипиды, клеточные оргонеллы (митохондрии, лизосомы).

После ресинтеза энергетических запасов организма значительно усиливаются процессы ресинтеза фосфолипидов и белков, особенно после тяжелой силовой работы, которая сопровождается значительным их распадом. Восстановление уровня структурных и ферментных белков происходит в течение 12-72 часов.

При выполнении работы, связанной с потерей воды, в восстановительный период следует заполнить запасы воды и минеральных солей. Основным источником минеральных солей служат продукты питания. [20, с. 113-117]

 

Средства восстановления для достижения спортивного результата

Педагогические средства

 

Педагогические средства являются основными, поскольку, какие бы эффективные психологические и медико-биологические факторы ни применялись для стимулирования восстановительных процессов, рост спортивных результатов в спорте возможен лишь при рациональном построении тренировки. [21, с. 120]

Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующее стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла. [5, с. 115]

Методические приемы построения тренировки, способствующее стимуляции восстановительных процессов.

1. Увеличение доли отдельных тренировочных занятий с решением в них преимущественно одной задачи, связанной с углубленной работой над развитием того или иного физического качества или совершенствованием техники. Такой прием повышает эффективность специальной физической подготовки в первом случае и обеспечивает благоприятные условия для фундаментальной работы над совершенствованием спортивной техники во втором. При этом исключается негативное влияние одного вида работы на другой, присущее комплексному построению тренировочного занятия.

2. Использование микроциклов с применением нагрузки одной преимущественной направленности в тех случаях, когда решается задача специальной физической подготовки спортсмена. Такой прием позволяет повысить силу тренирующих воздействий и получить более высокий эффект в развитии физических качеств.

3. Концентрация нагрузки однонаправленного тренирующего воздействия на определенных этапах подготовки. Такой прием обеспечивает глубокие адаптационные сдвиги в организме, необходимые для существенного и долговременного повышения уровня специальной физической подготовленности спортсмена.

Использование приема концентрации нагрузки на отдельных этапах обеспечивает возможность снижения ее общегодового объема. Место этапа концентрированной нагрузки предусматривается в соответствии со стратегией построения годичного цикла, а его длительность определяется рядом объективных условий, которые будут рассмотрены ниже.

4. Разведение во времени концентрированных объемов нагрузки разной преимущественной направленности. Это применяется для того, чтобы избежать негативного взаимовлияния их тренировочных эффектов. [24, с. 35]

Таким образом, вместо комплексной организации тренировки спортсменам высокой квалификации целесообразно использовать, так называемую, сопряженно-последовательную систему организации нагрузки Последовательность в данном случае означает определенный порядок и очередность введения в тренировку объемов нагрузки различной направленности с учетом планомерного наращивания специфического тренирующего воздействия на организм спортсмена Сопряженность предполагает целесообразную преемственность в очередности нагрузок, исходящую из создания таких условий, при которых предыдущие нагрузки обеспечивают благоприятный функциональный фон для повышения тренирующего воздействия последующих. [2, с. 105]

По поводу сопряженно-последовательной системы организации тренировочной нагрузки необходимо сказать следующее.

Во-первых, данная система не отвергает комплексность как общий принцип физической подготовки в спорте, а лишь развивает его применительно к условиям и требованиям тренировки спортсменов высокой квалификации. В данном случае комплексность следует понимать и рассматривать не в одномоментном или параллельном, а в последовательном, развернутом во времени выражении Принципиальный механизм тренировочного эффекта такого приема заключается в последовательной кумуляции следов от сменяющейся тренировочной нагрузки различной преимущественной направленности.

Во-вторых, сопряженно-последовательная система предусматривает в качестве конечного результата равномерное и гармоничное совершенствование основных показателей специальной подготовленности спортсмена. Это важно подчеркнуть, поскольку на высшем уровне мастерства не может быть такого положения, когда одни спортсмены добиваются результата за счет более совершенной техники, другие — за счет силы или выносливости и т. п. Специальные исследования свидетельствуют, что современных спортсменов экстракласса отличает высокий и относительно равномерный уровень развития всех тех показателей, которые преимущественно определяют спортивный успех. [13, с. 45]

Для правильного планирования тренировки в годичном цикле важное значение имеют представления о закономерностях долговременной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе. Под долговременной адаптацией следует понимать относительно устойчивую приспособительную морфофункциональную перестройку организма, результатом и внешним выражением которой выступает повышение уровня его специфической работоспособности.

Результаты современных исследований свидетельствуют в каждый момент организм человека обладает определенным адаптационным резервом, т е способностью перейти под влиянием тренирующих воздействий на новый, более высокий уровень специальной работоспособности Емкость такого текущего адаптационного резерва (ТАР) организма ограничена. Это значит, что существует оптимальный срок, в течение которого организму можно предъявлять развивающую тренировочную нагрузку, а также предел в объеме тренирующих воздействий, объективно необходимых для полноценной реализации ТАР организма. Если задать организму нагрузку меньшую по срокам и объему, ТАР не будет реализован. Если превысить их оптимальные пределы, это приведет к перетренировке, а затем и к патологическим явлениям.

С ростом мастерства емкость ТАР организма уменьшается, и для его реализации требуется все более сильные тренирующие воздействия. Поэтому необходимо так подходить к определению содержания, объема и организации тренировочной нагрузки, чтобы обеспечить полноценную реализацию ТАР организма и поднять его функциональные возможности на новый, объективно доступный для него уровень. [15, с. 95]

Таким образом, полноценность реализации ТАР организма — важнейший критерии эффективности тренировочного процесса.

Психологические средства

 

Специальные психологические воздействия, обучение приёмам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. [23, с. 67]

Специфические условия деятельности в физическом воспитании характеризуются: развитием физических и моральных сил; физическими и психическими напряжениями; предсоревновательным и соревновательным настроем; спортивными достижениями (рекорды, победы на чемпионатах России…) С этими условиями необходимо соблюдать режим воспитания спортсменов от юношей до ветеранов. [27, с. 38]

Методы соблюдения этих специфических условий и непосредственного внедрения их в спортивную жизнь.

1. Метод сравнения. Используется для изучения психологических различий в психических процессах, состояниях и личностных особенностях спортсмена в зависимости от возраста, пола, квалификации, условий тренировки и соревнований.

2. Комплексный метод. Метод включает в себя многостороннее изучение спортсмена с помощью многих методик. Например, подготовка спортсмена с помощью гипноза, самогипноза или возможности самостоятельной разработки тренировочного плана и спортивного питания для других. Метод составления тренировочной программы применим как для начинающих, так и для более подготовленных атлетов.

3. Метод наблюдения. Основан на изучении психических, двигательных, поведенческих и других проявлений. Целесообразно просматривать материал в кругу своей спортивной команды для того, чтобы на месте делать негативные и позитивные замечания по ходу просмотра.

4. Метод самонаблюдения. Спортсмен сам устанавливает признаки, по которым он определяет точность и правильность выполнения движения (например, в жиме лежа — правильный подбор постановки рук и точное касание на груди, что позволяет найти максимальный импульс применения обратной силы жима).

5. Метод «обсуждение» или «беседа». Здесь надо очень четко знать и чувствовать, насколько ваш подопечный психологически готов для беседы и какой ключ необходимо подобрать к нему. Тактически, разговор должен быть непродолжительным и иметь свойственно-характерное направление для возможности полностью раскрыть ту или иную причину дискомфортного состояния. Необходимо применять педагогические методы для поднятия духа и психической готовности при тренировках и подготовке к соревнованиям.

6. Метод «анализа». Это заключительный метод, где обязательно следует провести заключительный анализ общего психологического настроя вашего спортивного коллектива, выявить ярких «положительных» лидеров, которые способствуют развитию и становлению морально-психологического климата. Необходимо дать возможность спортсменам для самопроявления и самооценки, а также создать рабочую обстановку в зале. Взаимодействие партнеров по команде носит характер сотрудничества, предусматривающего различные формы деятельности: физическую взаимопомощь, помощь при подготовке спортсмена для выхода на помост (подготовить и замотать бинты, майку и тд.), заменить выбывшего из строя товарища по команде. Эффективность взаимодействия партнеров зависит от психологического климата в команде, сплоченности, сложившихся межличностных отношений, наличия авторитетных лидеров, хорошо отработанных навыков и опыта совместных действий. Важное значение для эффективности спортивной деятельности имеет взаимодействие тренера и спортсмена. Тренер выступает в качестве субъекта, а спортсмен в качестве объекта управления. При этом, функция управления заключается в направленном влиянии на тактико-технические действия спортсмена, в воздействии на его психическое состоянии и поведение в целом.

Эффект управляющих воздействий тренера в совокупности с сознательными усилиями спортсмена находит свое выражение в программе соревновательных действий и изменениях в них, в динамике психических состояний спортсмена, во взаимной удовлетворенности и взаимопонимании между тренером и спортсменом, в результативности действии, главным критерием которой служит спортивное достижение.

А.И. Леонтьев пишет: «Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидуумов, протекающей или в условиях открытой коллективности — среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром».

При освоении какого-либо навыка, мы мысленно производим оценку действий. Чтобы избежать перегрузки информацией, указания тренера должны сочетаться с внутренними самоприказами спортсмена. После завершения подхода, спортсмену необходимо некоторое время для оценки того, что именно произошло, то есть, он должен производить само движение и результаты приложенных усилий до того, как тренер выскажет свое мнение. Своевременность указаний тренера спортсмену важно, как и объем передаваемой информации.

На последующих стадиях формирования навыка, спортсмен должен получать меньше формальных инструкций, больше концентрировать свое внимание на элементах движения. При этом необходимо, с помощью метода «проб и ошибок» экспериментировать, выбирая различные способы выполнения упражнений, выбирая тот, который наилучшим образом соответствует его двигательным возможностям. Тренер обязан заострять внимание спортсмена на отдельных частях движений, используя такие фразы, как «мощнее движение вверх» (в приседании) или «в каждой точке – ускорение» (в жиме лежа), или «сильнее срыв ногами» (в тяге).

[16, с. 73]

Также необходимо включать дополнительные, формирующие навыки, упражнения. Эффективность тренировки зависит от того, насколько она разнообразна. Для того, чтобы достигать большего результата в каждом движении, необходима отработка каждого из его элементов.

Немаловажную роль в ходе подготовки играет идеомоторная тренировка. Были проведены исследования, которые показали, что: идеомоторная тренировка способствует более быстрому освоению движения, чем его простое восприятие; идеомоторная тренировка наиболее эффективна на ранних стадиях освоения навыка. В ходе такой тренировки, спортсменам предлагается мысленно представить, что они выполняют какое-то движение (желательно проговаривать вслух элементы выполняемых движений); мысленное прохождение на так называемых опорных пунктах — трудных моментах, дает позитивные результаты в дальнейшей физической работе. [26, с. 43]

По моему мнению, еще более эффективны словесные управляющие воздействия, включаемые в процесс практического выполнения действия.

 

Гигиенические средства

 

Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю. [25, с. 55]

Занятия спортом – один из методов закаливания.

Закаливание организма система мер, повышающих устойчивость организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий, выработке условно-рефлекторных реакций терморегуляции с целью её совершенствования.

Для того чтобы совершенствовать организм нужны длительные и систематические тренировки. Закаливание в спорте представляет особую разновидность физической культуры, важнейшее звено в системе физического воспитания. Таким образом, закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка к своевременной мобилизации. Для закаливания используют естественные факторы природы-воздух, воду, солнце. Эти факторы не только необходимо для жизни, но также они способствуют видоизменять материальную организацию жизненных отправлений организма, а при определённых условиях могут вызвать нарушение различных функций, стать источником заболеваний.

Закалённый человек отличается тем, что даже длительное действие холода не нарушает его температурного гомеостаза (постоянства температуры тела).

У такого организма при охлаждении уменьшаются процессы отдачи тепла во внешнюю среду, и наоборот, возникают механизмы, способствующие его выработке, повышается обмен веществ, что обеспечивает нормальное протекание физиологических и биохимических процессов в организме. У незакалённого организма даже непродолжительное охлаждение нарушает процессы теплорегуляции, что ведёт к превышению процессов теплоотдачи над процессами теплопродукции, а это сопровождается прогрессивным понижением температуры тела. В таком случае активизируется жизнедеятельность так называемых условно патогенных микроорганизмов и, как следствие, возникает заболевание. [24, с. 20]

Совершенствование терморегулирующих механизмов — физиологическая сущность закаливания. При этом достигается высокая слаженность процессов теплопродукции и теплоотдачи, обеспечивающих адекватное приспособление целого организма к факторам среды обитания.

Закаливание позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды. В широком смысле слова это сознательная регуляция и перестройка терморегуляторной системы организма, направленная на повышение потенциальных возможностей человека противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды путём более быстрого и эффективного включения всех звеньев, входящих в функциональную систему терморегуляции. В этом процессе совершенствуется координационная связь между отдельными функциональными системами организма, благодаря чему достигается наиболее совершенное его приспособление к меняющимся условиям внешней среды.

Закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающий процедур будут наращиваться постепенно. Впрочем, этот принцип определяется самой сущностью закаливания. Постепенное приспособление организма к различным температурным режимам.

Такое начальное закаливание, как обтирание холодной водой или снегом или купание в проруби может принести неисправимый вред здоровью. Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учётом состояния организма и характером его ответных реакций на применяемое воздействие. Особенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых, а также людей, страдающих хроническими заболеваниями сердца, лёгких и желудочно-кишечного тракта. Длительное переохлаждение тела, внезапные, слишком резкие переходы от тепла к холоду, злоупотребление солнечными лучами отрицательно сказываются на состоянии организма, особенно если он ещё не подготовлен к таким воздействиям.

В начале применения закаливающих процедур у организма возникает определённая ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхания и центральной нервной системы. По мере неоднократного повторения этой процедуры реакции на неё организма постепенно ослабевает, а дальнейшее её использование уже не оказывает закаливающего эффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур на организм. [24, с. 48]

Из выше сказанного можно сделать вывод, что основной принцип закаливания это последовательность. Нужна предварительная тренировка организма более щадящими процедурами, например обтирание, ножные ванны, а уж затем обливание и душ, соблюдая при этом, конечно же, принцип постепенности снижения температуры воды.

Медико-биологические средства

 

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления. [14, с. 29]

Правильное питание весьма важно для восстановления, и это включает диету, которая характеризуется высокой нутрициональной плотностью. Если спортсмен не может постоянно принимать все незаменимые нутриенты в соответствующих количествах, то могут быть очень полезными пищевые добавки. Интересные новые открытия, касающиеся спортсменов, тренирующихся с отягощениями, показывают, что использование определенных добавок может укоротить время восстановления. Видимо, имеется «золотой час» непосредственно после интенсивного тренировочного занятия с отягощениями. В течение этого часа организм начинает свою стадию восстановления, пытаясь восполнить резервы израсходованного гликогена и аденозинтрифосфата (АТФ).

Если организм не имеет доступа к достаточному количеству глюкозы в крови в это время, то он не запасает избыточных количеств гликогена, который используется для производства АТФ. Исследования показали, что необеспечение организма качественными источниками углеводов в это время может удлинить период восстановления почти на целые сутки. Эта находка подсказывает, что добавки комплексных углеводов, которые спортсмены широко используют перед тренировками, в действительности могут быть лучше использованы немедленно вслед за тренировкой. За счет этого организм становится на путь как можно более быстрого восстановления, а последующий прием пищи будет гарантировать, что пиковое восстановление не пострадает от недостатка пищевых элементов. [22, с. 71]

У каждого человека своя индивидуальная норма потребления витаминов и минеральных веществ. Известно, что стресс истощает в организме их запасы. Высокий темп жизни, конфликты на работе, постоянные заботы о хлебе насущном, тяжелые тренировки — все это стрессы. Поэтому для гарантии получения всех питательных веществ, весьма важен пищевой рацион с добавлением к нему витаминов и минералов. [14, с. 93]

Неблагоприятная экологическая обстановка вынуждает организм расщеплять и выводить вредные химические соединения. Витамины А, С и Е, а также элемент селен, предотвращающий окисление, отлично справляются с вредными соединениями и ядами в нашем теле. [2, c. 106]

Во время сна пищеварительная система практически не работает. Энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, извлекается в процессе катаболических реакций разрушения мышечных клеток. Однако сами по себе энергозатраты невелики и потом мышцы «худеют» незначительно. В целом катаболическим эффектом сна стоило бы пренебречь, если бы не одно обстоятельство. Когда вы просыпаетесь, организм находится во власти набравших энергию реакций разрушения мышечных тканей. Переход к физической активности требует дополнительной энергии, и потому катаболические реакции усиливаются.

Многие спортсмены не получают нужного количества сна, чтобы достигать пикового восстановления. Исследования показывают, что от 7 до 9 часов сна ночью — это лучший выбор для атлета, тренирующегося с отягощениями. Еще лучшее восстановление обнаруживается атлетами, которые дополняют свой ночной сон дремой примерно в час после обеда. Если вы спите менее семи часов ночью, или менее 49 часов в неделю, есть вероятность, что вы не достигаете пикового восстановления. Это означает, что часы, проведенные в зале — потеря времени. Важно понимать, что почти все восстановление организма происходит во время сна. Именно в это время организм высвобождает гормон роста (ГР).

ГР содействует как липолизу (утилизации жира), так и анаболизму. Уровень эндогенного тестостерона также самый высокий во время сна, и это играет столь же важную роль в анаболизме. Во время сна происходят и многие другие важные процессы, включая глубокую мышечную релаксацию, которая жизненно важна для пикового восстановления. Вывод — тренинг без достаточного количества сна не будет давать результата в приростах объемов и сипы. [10, с. 12]

Мышцы растут в ходе отдыха, а не в ходе упражнений. Если вы не даете мышцам нужного отдыха, то цикл роста может замкнуться накоротко. Исследованиями доказано, что восстановление требует от трех до пяти дней, в зависимости от мышечных групп, тренировочного метода и других индивидуальных особенностей. Мышца будет сохранять свою силу в течение 2-3 дней после того, как ее восстановление завершено. Таким образом, время между напряженными тренировками мышечной группы должно составлять от четырех до семи дней. Более частые тренировки результируют в меньших приростах. Для максимальных приростов тренировки должны быть разделены шестью днями. [3, c. 114]

Главное, в дни отдыха полностью отстраниться от штанги и тренажеров, тогда на следующий день вы сможете тренироваться с большей самоотдачей, а застой в результатах останется уделом или лентяев, или, как это ни странно, фанатиков, не вылезающих из зала.

Как активную форму отдыха можно применять аэробные тренировки. Пробежка по стадиону в течение 40 минут или проплывание в бассейне 1 км будут неплохим отдыхом. [10, с. 62]

Ученые провели исследования по поводу массажа. Две группы культуристов тренировались одинаково интенсивно, но потом одной из них делали массаж. Разницы в восстановлении не отмечалось, и мышцы у всех спортсменов болели одинаково 1-2 дня. Однако интенсивный тренинг отрицательно сказывается на нервной системе: спортсмены становятся раздражительными, теряют аппетит и сон. Массаж как раз и помогает «от нервов». Мышцы благодаря массажу расслабляются, а вместе с ними расслабляется и нервная система. [25, с. 14]

Таким образом, чтобы мышцы росли, не стоит пренебрегайте всеми средствами оптимального восстановления — сном, отдыхом, питанием, массажем.

 

 

Заключение

 

Восстановление — это ключевой аспект в спорте. Это критический период между тренировками атлета, когда организм восстанавливается от преднамеренных повреждений, наносимых мышцам. Если организм получает шанс, он будет делать мышцы больше и сильнее каждый раз, когда они проходят через это расщепление к воссозданию. Понемногу все эти маленькие приросты суммируются, и появляются заметные прибавления в объемах и силе. Вещами, которые нарушают этот цикл, является недостаток сна и проработка мышц повторно до того, как им было дано достаточное время для полного восстановления. Было также доказано, что плохое питание может угнетать восстановление. Недостаточность в восстановлении аналогична перетренированности, и ухудшает оптимальную реакцию на тренинг с отягощениями. С другой стороны, атлет, который отличается дисциплиной и выполняет все требования, необходимые для пикового восстановления, может наблюдать постоянные приросты объемов и силы, независимо от того, использует он стероиды или нет.

Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости спортивных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путём, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности.

Педагогические средства восстановления являются основными, поскольку, какие бы эффективные психологические и медико-биологические факторы ни применялись для стимулирования восстановительных процессов, рост спортивных результатов возможен лишь при рациональном построении тренировки.

Психологические методы и средства восстановления в спорте помогают быстро снизить нервно-психическую напряженность, восстановить затраченную нервную энергию. В своей работе я подробно описал такие методы как сравнение, наблюдение, самонаблюдение, анализ, комплексный метод, обсуждение и беседа.

К гигиенические средствам восстановления в спорте относятся требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления. Тренинг без достаточного количества сна, без правильного питания, обогащенного витаминами и минералами, без отдыха не будет давать результата в приростах объемов и сипы.

Средства восстановления в спорте помогают не только нарастить мышцы, но и избежать травм.

Спорт высших достижений требует от спортсменов наивысших напряжений, физической и психологической устойчивости. По мнению ученых, человеческий организм не в состоянии выдерживать всевозрастающие запредельные физические нагрузки. Практика показала, что только за счет увеличения физических нагрузок достичь высоких спортивных результатов не возможно. Поэтому восстановление спортсменов становится важнейшей частью тренировочного процесса, которое способствует росту работоспособности, как следствие- нарастание тренированности.[29, с. 29]

1. Рассматриваемые в настоящей работе медико-биологические средства занимают особое место в восстановлении спортсменов и повышении их физической работоспособности. Наряду со сбалансированным питанием, сном, бальнеотерапией, баровоздействием, фито- и гидротерапией, массажем, баней, важное место отводится фармакологическим средствам.

Фармакологические средства – адаптагены, ноотропы, препараты энергетического и пластического действия, иммуномодуляторы, антиоксиданты, витаминные комплексы, биологически активные добавки, усиливают обменные процессы и иммунную систему, регенеративные процессы, психологическую устойчивость.

Спортсмены выполняя предписания спортивного врача и применяя фармакологические препараты растительного и животного происхождения, а так же полученные химическим путем, значительно повышают физическую работоспособность, психологическую устойчивость, а значит и тренированность.

Таким образом, не используя допинговые препараты, спортсмен может достичь высоких спортивных результатов за счет грамотно построенного учебно-тренировочного процесса, применяя весь комплекс восстановительных средств на разных этапах подготовки, строго следуя указаниям спортивного врача.

2. Средства восстановления и лекарственные средства редко применяют в чистом виде, в основном они входят в состав фармакологических препаратов и биологически активных добавок в определенной дозировки, которые ускоряют восстановление и повышают работоспособность спортсменов. В состав этих препаратов могут входить адаптагены, иммуномодуляторы, витаминные препараты, антиоксиданты и антигипоксанты, энергодающие препараты. Например: Компливит – иммуномодулятор, витаминный препарат, антиоксидант; Адаптон – БАД – адаптаген, иммуномодулятор, обладает анаболическим эффектом, витаминный препарат; Аралия Маньчжурская – сапарал, сафинор, БАД – адаптаген, иммуномодулятор, антиоксидант и т. д.

При назначении препаратов тренер и спортсмен должны иметь в виду, что есть препараты, которые могут содержать запрещенные средства восстановления. И с виду совершенно безобидное лекарство может считаться допингом. Поэтому следует применять препараты в том объеме и дозировке, в котором назначил врач. В противном случае эффект будет отрицательным и зачастую может действовать возбуждающе на ЦНС, чрезмерно стимулировать гормональную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Однако, некоторые спортсмены используют фармакологические препараты вопреки рекомендациям врачей в целях искусственного повышения работоспособности. Принудительное, неадекватное функциональным возможностям, повышение физической работоспособности наносит значительный вред здоровью спортсмена.

3. Исследование системы восстановительных средств делает необходимым четкую классификацию процессов восстановления в условиях спортивной деятельности. Специфика восстановительных сдвигов, определяемая характером спортивной деятельности, объемом и интенсивностью тренировочных и соревновательных нагрузок, общим режимом, обуславливает конкретное мероприятие, направленное на восстановление работоспособности. Различные факторы, используемые перед нагрузкой, во время и после ее выполнения, влияет на характер восстановительных процессов, что в конечном итоге повышают спортивную работоспособность. При характеристике влияния тренировочных нагрузок, оценке эффективности различных микроциклов спортивной тренировки нередко исходят из анализа общего тренировочного эффекта. Между с тем, с позиции системного подхода к организму каждое упражнение в связи с динамической структурой двигательного акта, каждая тренировочная нагрузка в зависимости от энергетической направленности, типа мышечных сокращений, структуры построения микроцикла оказывает избирательное влияние на отдельные функции организма, различные стороны энергетического обмена. Соотношение аэробных и анаэробных энергетических процессов весьма вариативно и, несмотря на определенное усреднение, сглаживание переходов от одного к другому периоду двигательной активности, все же можно выделить своеобразные фракции энергообеспечения.

Имеющиеся в настоящее время сведения дают основания говорить о существенных требованиях к системе кислородного обеспечения организма, предъявляемых мышечной деятельностью спортивного типа, характерной для игровых видов спорта (баскетбол, волейбол и др.).Аэробная производительность прямо пропорциональна их спортивному мастерству, уровню их общей и специальной тренированности.

Работоспособность спортсмена зависит от эффективности обработки информации и ее использования для выполнения специальной двигательной деятельности, а так же от энергетических возможностей организма спортсмена.

В практике спорта все эти механизмы действуют одновременно в самых различных сочетаниях, определяемых конкретной игровой ситуацией.

Правильное использование средств восстановления работоспособности возможно лишь при решении следующих вопросов:

1)определение звена функциональных систем организма, несущие основные нагрузки и лимитирующего работоспособность, а так же учет гетерохронности протекания восстановительных процессов, подвергающиеся стимуляции используемыми средствами восстановления;

2)разработка и подбор оптимальной технологии использования отдельных, составляющих комплекс, средства восстановления м тактика (основные принципы их комплектизации) применения в конкретных случаях;

3)подбор объективных методов контроля за эффективностью применяемых комплексов средств восстановления и совершенствование организационных форм их проведения в системе спортивной тренировки.(современ. средства и методы восстан).

Подходы к организации восстановительных мероприятий и оптимизации воздействий с позиции системного принципа позволяют в значительной степени унифицировать методику использования разнообразных восстановительных средств, индивидуализировать параметры факторов окружающей среды с целью их применения в спорте, избежать неблагоприятных последствий процедур, а так же рационально сочетать занятия спортом с восстановительными циклами. (адаптация и физ. работосп.).