Методика совершенствования техники игры в волейбол

Содержание

  • Введение
  • 1. Научно-теоретические исследования по проблеме методики игры в волейбол
    • 1.1 Анализ литературных источников по данной проблеме
    • 1.2 Исследования современных подходов к обучению игры в волейбол
  • 2. Методики обучения игровым приемам в волейболе
    • 2.1 Физическая подготовка юных волейболистов
    • 2.2 Техническая подготовка
    • 2.3 Тактические приемы в волейболе
    • 2.4 Морально-психологическая подготовка волейболистов
    • 2.5 Методика опережающего обучения при формировании у учащихся навыков игры в волейбол
  • Заключение
  • Библиографический список литературы
  • Приложения
  • Введение
  • Актуальность данной работы заключается в том, что процесс учебно-тренировочной работы должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой игры в волейбол, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства. Все эти моменты должны быть учтены в обучении и тренировке волейболистов Совершенствование системы подготовки квалифицированных волейболистов должно основываться на изучении закономерностей их соревновательной и тренировочной деятельности.
  • Несмотря на многочисленные исследования в области подготовки волейболистов, в большинстве случаев рассматриваются отдельные вопросы по технике и тактике игры, но недостаточно уделяется внимания на подготовку юных волейболистов.
  • Цель исследования — исследовать методику совершенствования техники и тактики игры в волейбол у юношей 15-17 лет.
  • Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  • 1. Анализ научно-теоретических исследований по проблеме методики игры в волейбол;
  • 2. Выявить технические и тактические особенности игры в волейбол;
  • 4. Изучить методики обучения техническим приемам игры в волейбол юношей 15-17 лет.
  • Объект исследования — волейбол, как вид спорта.
  • Предмет исследования — методика совершенствования техники игры в волейбол.
  • Гипотеза: Мы предполагаем, что мастерство волейболистов будет эффективным, если в тренировочном процессе будет использоваться рационально технические приемы, тактические действия и психологическая подготовка спортсменов.
  • Теоретическая значимость работы заключается в том, что она обогащает и расширяет «дисциплину» спортивной игры теоретическими положениями о технике и тактике игры волейболистов на начальном этапе.
  • Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать при подготовке к семинарским занятиям дисциплины волейбол студентам ФФК а также тренерам ДЮСШ.
  • Методом исследования является анализ литературы по развитию силовых способностей спортсменов.
  • Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы.
  • 1. Научно-теоретические исследования по проблеме методики игры в волейбол
  • 1.1 Анализ литературных источников по данной проблеме
  • В литературе по волейболу рассматривается техника выполнения приемов и методика обучения игре. При этом выделяют следующие этапы: а) создание предпосылок для изучения, ознакомления с разучиваемым приемом, б) разучивание приема в упрощенных условиях, в) разучивание приема в усложненных условиях, г) закрепление приема в игре. Более подробную структуру становления навыков игры приводит Ю.Д. Железняк. При этом для первоначальной стабилизации навыков следует использовать метод стандартно-повторного упражнения, а для совершенствования действий вариативного типа — метод повторно-переменного упражнения.
  • В работах Ю.Д. Железняка приводится последовательность обучения приемам игры, которая подразделяется на пять стадий. При этом следует учитывать специфику волейбола. Для чего, прежде чем приступить к обучению игроков новому техническому приему, необходимо развить до оптимального уровня их физические качества в сочетаниях именно для данного приема, а также создать и укрепить у них правильное представление, используя при этом объяснение тренера, показ техники и другие методы. Железняк Ю.Д. Формирование двигательных навыков у юных волейболистов. — М.: Физкультура и Спорт, 1972. — с. 12
  • Как отмечал Д.Д. Донской, сейчас уже нельзя искать общие стандарты техники, средства и методы технической подготовки в стремлении достичь высоких результатов. Поэтому необходима творческая работа тренера над индивидуальными особенностями игроков. При этом следует учитывать, что индивидуальные особенности развития каждого обучаемого редко вполне соответствуют типовым характеристикам, о которых написано в руководствах. В связи с этим следует говорить о необходимости учитывать индивидуальные особенности развития и подготовленности волейболистов. Следовательно, главной задачей процесса совершенствования технического мастерства является усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики, кинематики и ритма с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. Донской Д. Движения спортсмена: очерки по биомеханике спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1965. — с. 26
  • О необходимости учета индивидуальных особенностей игроков в процессе совершенствования техники отмечается и в работах других специалистов по волейболу. На различных этапах технической подготовки волейболистов имеются свои особенности, которые необходимо учитывать. На сегодняшний день наиболее известные и получившие распространение модели тренировок представляют собой схему динамики объема и интенсивности нагрузок в годичном цикле тренировки, которым придается теоретический статус.
  • Как отмечал Н.Г.Озолин, особенно разителен эффект от использования отличий в ощущениях, возникающих при выполнении упражнения в обычных условиях и облегченных или выполнение упражнения в более тяжелых условиях. Л.П.Матвеев считает, что ни совершенствование двигательных навыков, ни развитие физических способностей вообще немыслимо вне постоянной опоры на четкие ощущения, восприятия, наглядные представления. И хотя первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играют непосредственно контакты с действительностью, вместе с тем нельзя недооценивать опосредствованную наглядность. Иногда она оказывается не менее, а даже более доходчивой, чем прямое восприятие. Речь идет, в частности, о пояснении деталей и механизмов движений, с трудом поддающихся непосредственному наблюдению или вообще скрытых от него. Озолин Н.Г. Совершенствование системы подготовки спортсменов: Лекция. — М.: ГЦОЛИФК, 1986. — с. 15
  • Несколько иной путь развития скоростно-силовых способностей предлагает А.Н. Лапутин. Суть его состоит в том, чтобы при развитии силы всех скелетных мышц человека использовать филогенетически и ортогенетически сложившиеся в организме реакции мышечной системы на естественное поле тяжести, обусловленное постоянным действием сил гравитации. Силы всех мышечных групп и условия их сокращения также неодинаковы, они находятся в строгом соответствии с массой приводимых ими в движение биозвеньев. Данный способ основан на использовании отягощений для создания дополнительного сопротивления сокращению работающих мышц. Однако масса каждого отягощения, которое применяет спортсмен, естественным образом распределяется между соответствующими мышечными группами. Это значит, что на каждую мышечную группу приходится ровно такой процент отягощения, какой она обычно испытывает при естественной гравитации, поддерживая в равновесии ту или иную процентную часть массы всего тела. В этом случае отягощение не вызывает нарушений в координационной структуре движений.
  • В работах А.Н. Лапутина, Н.А. Носко, В.М. Сероштана рекомендуется использование целевых программ обучения и совершенствования техники ударных движений целостным и расчлененным методом, построенных по результатам биомеханических исследований, которые авторы считают основой методики обучения и совершенствования техники ударных движений. При этом для формирования навыков ударных движений большое значение имеют антропометрические данные (в первую очередь ростовые).

    7 стр., 3001 слов

    Традиционные технические средства обучения в семейном воспитании

    ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Роль телевидения в воспитании дошкольника 2. Роль домашнего компьютера в воспитании дошкольника 3. Звуковые средства в семейном воспитании Заключение Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. Все возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать не ...

    5 стр., 2013 слов

    Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

    Коррекционно-развивающая программа Цель: способствовать снижению уровня агрессивности. Задачи: 1.Обучить ребенка приемлемым способам выражения агрессии. 2. Научить ребенка способам снятия мышечных зажимов, разрядке агрессии 3. Научить ребенка элементарным способам самоконтроля, саморегуляции, произвольности поведения В последнее время число детей с агрессивным поведением не снижается, а растет и ...

    13 стр., 6141 слов

    Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения

    Содержание Стр. Введение … …. 3 Глава.1. Основы дидактических систем… 1. Определение дидактики. Задачи и основы дидактики 2. Педагогика игры … ……. 9 Глава 2. Понятие и задачи дидактической игры … 1. Формы и методы дидактической игры … 2. Дидактические игры …. 15 Глава 3. Дидактическая игра на уроке труда …. 25 Заключение … 30 Список литературы … 32 Введение. Важное место в структуре ...

    Важным моментом таких программ являются различного рода коррекции по ходу исполнения движений, периодические информационные сообщения и сенсорные стимулы, а также использование технических средств обучения. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. — Киев: Здоровье, 1986. — с. 26

  • Агашин Ф.К. предлагает развивать принцип вторичных ударов, состоящий в выполнении одной заданной программы вторичными управлениями и коррекциями с возможностью подключить сознание в скоротечный процесс путем развертки этого процесса во времени. Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — с. 56
  • Таким образом, по публикациям можно составить общее представление о методических подходах в обучении, используемых методах и средствах, перспективных направлениях обучения. На сегодняшний момент, остро ощущается нехватка методических рекомендаций, из чего вытекает необходимость в разработке новых технических средств обучения.
  • 1.2 Исследования современных подходов к обучению игры в волейбол
  • Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями.
  • В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости. Физическая подготовка слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь.
  • Главная направленность тренировок, построенных на материале волейбола, заключается в содействии решению задач физического воспитания средствами волейбола, обучить основам техники и тактики игры, привить привычку к систематическим занятиям, вооружить для этого соответствующими знаниями и умениями.
  • Тренировочный процесс по волейболу состоит из трех частей. В подготовительную часть урока (5-8 мин) входят мероприятия по организации класса и упражнения, способствующие подготовке организма учащихся к выполнению основных задач урока. Учебный материал должен быть органически связан с материалом основной части и включать в себя строевые и порядковые упражнения, упражнения на внимание, различные способы ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения для пальцев и кистей рук, плечевых, голеностопных и коленных суставов, имитационные упражнения отдельных приемов игры, подвижные игры, эстафеты. В основной части урока (30-35 мин) решаются его главные задачи.
  • Выполняемая работа направлена на повышение уровня физических качеств, изучение и совершенствование приемов игры в волейбол с включением упражнений для обучения технике и тактике игры, общую и специальную физическую подготовку. Подбор упражнений и их количество определяет ту или иную направленность тренировки. Поэтому мы считаем, что это является тоже основным моментом в построении тренировочного процесса. Для того чтобы повысить эффективность работы спортивной секции, целесообразно определить для ее членов конкретные задачи на каждый год.
  • Следует учесть, что основной путь совершенствования двигательных действий волейболиста — это совершенствование большого набора движений, формирование которых осуществляется в ходе различных детерминированно-вероятностных вариативных ситуаций, приближенных к условиям соревнований. В связи с этим имеются три пути совершенствования спортивной техники. Первый связан с уточнением (улучшением) координационной структуры движений. Второй соотносится с совершенствованием спортивной техники за счет расширения двигательного потенциала спортсмена и, наконец, третье направление совершенствования спортивной техники сопряжено с ее надежностью и помехоустойчивостью действию сбивающих факторов.
  • Перспективным в этой области следует признать распространение программированного обучения. В педагогике волейбола также имеются попытки использовать линейно-разветвленное программированное обучение.
  • Одной из задач учебно-тренировочного процесса является его интенсификация, повышение эффективности не только за счет повышения объема и интенсивности тренировочных воздействий (что не везде целесообразно), но и за счет использования технических средств обучения, способствующих развитию специальных способностей и как следствие повышающих эффективность подготовки спортсменов. Поэтому, повышение уровня спортивных достижений вызывает необходимость поиска новых, более эффективных путей спортивной подготовки.
  • Среди технических средств обучения ударным движениям, используемых в игровой обстановке следует выделить: а) различного рода мячи с изменяющейся траекторией полета; б) устройства с принудительной фиксацией звеньев тела спортсмена; в) защитные и утяжеленные перчатки для тренировки ударов и бросков. В целом же вышеуказанные устройства имеют ряд недостатков, которые не позволяют в полной мере использовать их в игровой обстановке, что требует разработки новых тренажерных устройств и приспособлений для обучения и совершенствования ударных движений.
  • Особо большой интерес представляют мини-компьютеры, позволяющие выдавать рекомендации (графические, текстовые и др.) по исправлению соответственно модельному эталону и индивидуальным особенностям спортсмена. Кроме того, использование компьютеров как технических средств обучения отражает известное положение, что когда человек получает информацию о реакциях, выраженных в наглядных измерениях и конкретных величинах, то эффект от подобных повторных воздействий значительно увеличивается и достигается быстрее. В настоящее время персональные компьютеры широко используются в подготовке спортсменов. Однако сведения о создании и применении обучающих программ по технике ударных движений с использованием персональных компьютеров в волейболе ограничиваются работами.
  • Практические методы тренировки ударных движений с помощью биомеханических станков основано на явлении биомеханического резонанса. Станки позволяют не только динамично развивать физические качества человека в оптимальном сочетании, но на основе индивидуального биомеханического спектра обеспечивать также достижение заранее заданных свойств биомеханического аппарата человека. На этой основе разработана, достаточно подробно, методика тренировки ударных движений на станках, которая включает следующие методы.
  • 1. Метод обобщенной динамики. Цель этого метода — целенаправленная оптимизация процесса получения кинетической энергии системы и эффективного ее использования (достаточный коэффициент полезного действия).

    12 стр., 5609 слов

    Билет №5. 3.Классификация и характеристика индивидуальных тактических действий игрока при выполнении подачи.

    ... передачей мяча для нападающего удара после приема подачи и при доигровке; первая передача после касания мяча блокирующими или вторая передача в прыжке после имитации нападающего удара. Техническая задача – обеспечить нападающего игрока передачей ...

    10 стр., 4506 слов

    Особенности подбора упражнений для развития двигательных действий учащихся 3 класса по разделу «Легкоатлетические упражнения»

    Введение Актуальность исследуемой темы заключается в том, что до настоящего времени уровень развития двигательных качеств у детей, достигаемый в процессе физического воспитания в школе, в том числе на уроках физической культуры, относительно невысок и не удовлетворяет современным требованиям. В то же время тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья детей, повышением их ...

    7 стр., 3224 слов

    Лекция3-4 Обучение движениям Осанка

    ... и световая сигнализация. Основные средства обучения движениям: физические упражнения (подводящие, основные, закрепляющие); идеомоторные (двигательное представление) упражнения; вспомогательные, технические средства обучения (тренажёры и т.п.). 4. Двигательные ...

    Средства реализации метода — движение на станках, движение с тяжестями и адекватным сопротивлением во всех фазах движения в замедленном, адекватном и убыстренном темпе, с сокращенной и увеличенной амплитудой и различной симметрией. Показано, что при изометрическом сокращении скорость биохимической реакции в пять раз меньше, чем при укорочении и отсутствии груза. Это обстоятельство позволяет спортсмену в изометрических упражнениях очень экономно использовать биохимическую энергию и таким образом повышать коэффициент полезного действия своих действий и осуществлять относительное накопление энергии. Благодаря этому случай статических и квазистатических нагрузок позволяет накапливать значительную величину биопотенциальной энергии;

  • 2. Метод модельных и симметричных упражнений. Целью настоящего метода является выработка определенных динамических структур во всех фазах, кроме фазы ударов;
  • 3. Метод массажных упражнений. Задачей метода является упорядочение действия мышц, а также обеспечение получения спортсменом информации от отдельных узлов системы с целью построения и совершенствования пространственно-временных структур. Массажные упражнения существенно отличаются от массажа: они проводятся при активном состоянии мышц (при массаже мышцы расслаблены).

    Особенностями таких упражнений является и то, что они осуществляются в условиях небольших перемещений, имитирующих удар;

  • 4. Метод переменного числа степеней свободы. Возможны следующие варианты:
  • а) у системы жестким закреплением ликвидированы несколько степеней свободы, в остальных ей предоставлена полная свобода. Этот вариант необходим при разрушении непригодных динамических структур спортсмена;
  • б) ликвидированы почти все степени свободы. Оставшиеся позволяют совершать определенные движения. Этот вариант необходим при поиске и построении необходимых структур;
  • 5. Метод комплексной динамики. Задачей его является построение определенных динамических и кинематических структур во взаимодействии. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры — М.: Физкультура и спорт, 1991. — с. 65
  • Исследование биомеханических характеристик основной группы приемов волейбола и ударных движений у волейболистов различных возрастных групп позволило разработать комплексную программу обучения технике движений, построенную по принципу «дерева целей».
  • Исследования нападающего удара в волейболе позволили установить, что наиболее близко по координационной структуре к нападающему удару стоят броски набивных мячей весом 1,5 кг одной и двумя руками из-за головы, метание утяжеленных теннисных мячей. Категорически нельзя использовать мячи весом 5-10 кг, так как нарушается координационная структура, свойственная нападающему удару. Поэтому упражнения типа метания таких мячей с места не соответствуют нападающему удару из-за значительного увеличения времени работы мышц и нарушения последовательности их включения в работу.
  • Специфика волейбола отчасти заключена в самом его названии: «волей» — на лету, «бол» — мяч.
  • Одной из важных особенностей в волейболе является задача определения траектории и скорости полёта мяча и умение своевременно «выйти на мяч» — занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно развивать специальными упражнениями. Основы волейбола. / Под ред. О.Чехова. — М.: Физкультура и спорт, 1999. — с. 68
  • Следующей особенностью игры в волейбол является быстрота и сила, которая сочетается с координаций движений, поэтому мы считаем, что использование современных подходов в развитие физических качеств при подготовке волейболистов является актуальной на сегодняшний день.
  • Таким образом, мы считаем, что необходим поиск исследования современных подходов к обучению игровым техническим приемам и тактическим действиям волейболистов. Волейбол должен учитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются.
  • 2. Методики обучения игровым приемам в волейболе
  • игра волейбол тактическая обучение
  • 2.1 Физическая подготовка юных волейболистов
  • Под физической подготовкой следует понимать тренировочный процесс, целью которого является развитие физических качеств волейболиста, таких как скоростно-силовые способности, «взрывная сила», прыгучесть, выносливость и т.п.
  • Научными исследованиями доказано, что и физические качества и в частности у юных волейболистов, тоже лучше развивать в определенные периоды. Так мышечная сила в 15 лет скачкообразно нарастания и только после 17 лет происходит наибольший прирост силы. Регулярность занятий волейбола помогут сократить установленные периоды развития физических качеств. В возрасте 15-17 лет намечается тенденция стабилизации скорости. Показатели скорости бела для тех волейболистов, кто специализируется как нападающий. У связующих же игроков этот показатель должен быть несколько выше.
  • В 15 лет темп прироста скоростно-силовых качеств (прыгучести) повышается. Выносливость волейболистов характеризуется способностью к длительному выполнению упражнений без снижения их эффективности. Маркосьян А.А. Вопросы возрастной физиологии — М.: Просвещение, 1994. — с. 65
  • Знание периодов возрастного изменения физических качеств позволит более точно дозировать физическую нагрузку. Для ориентира следует приводить результаты, которые должны показывать мальчики 15 лет, занимающиеся волейболом год: показатели силовых способностей определяются становой динамичностью, и по стандартам колеблются от 80 до 100 килограмм; бег 30 метров с высокого старта 4,8 секунды; прыжок вверх с места толчком двух ног 50 сантиметров. Мальчики 15 лет, которые занимаются волейболом 2 года: становая сила 130 килограмм; бег 30 метров с высокого старта 4,5 секунды; прыжок вверх с места толчком двух ног 55 сантиметров. Мальчики 16 лет, которые занимаются волейболом 3 года, должны показывать соответственно такие результаты: становая сила 140 килограмм; бег 30 метров с высокого старта 4,2 секунды; прыжок вверх с места толчком двух ног 60 сантиметров. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — с. 46
  • Таким образом, учащиеся показывают уровень физической подготовки для усвоения полного курса физической подготовки для игры в волейбол.
  • 2.2 Техническая подготовка
  • Техника игры в волейбол включает в себя несколько моментов: стойки, перемещения, нападающий удар, подачи, передачи (смотри Приложение 1).
  • Особое место в технике игры занимают стойки и перемещения.
  • В технике нападения существует одна стойка — основная. При этой стойке ноги располагаются на ширине плеч, согнуты в коленях, туловище в вертикальном положении, руки согнуты в локтях и находятся перед грудью.
  • При выполнении приемов техники нападения игроку приходится перемещаться. Перемещения могут быть выполнены шагом или бегом в различных направлениях.
  • При выполнении нападающих ударов применяются прыжки толчком двумя ногами или одной ногой, с места или разбега. Технический прием может быть выполнен правильно только в том случае, когда игрок своевременно переместившись, принял основную стойку.
  • Нападающий удар относится к сложным техническим приемам, сочетая временные и пространственные параметры разбега, прыжка и удара по мячу. Нападающий игрок тесно взаимодействует в партнером, выполняющим передачу, и здесь очень важна одинаковая трактовка обоими всех параметров приема и взаимное понимание условных сигналов. Умение наносить нападающие удары правой и левой руками обогащают технический арсенал игрока, заметно расширяют его тактические возможности.
  • Передачи являются одним из основных технических приемов в волейболе. В зависимости от положения рук при выполнении передач различаются верхние и нижние передачи двумя и одной рукой. Основой для правильного выполнения передачи является своевременное перемещение под мяч и принятие основной стойки. Мондозолевский Г.Г. Щедрость игрока. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — с. 82
  • Передачи могут быть различными по расстоянию и высоте. По расстоянию различаются короткие и длинные передачи, а по высоте — низкие, средние, высокие. Особенностью выполнения длинных и высоких передач является более активная работа ног. При выполнении верхних передач следует обратить внимание на то, линия плеч игрока была перпендикулярна направлению, в котором выполняется передача.
  • Разновидностью выполнения верхней передачи является передача в прыжке. Она наиболее сложна, так как выполняется в безопорном положении. После перемещения под мяч игрок делает прыжок вверх и выносит согнутые руки над головой. Передача выполняется в высшей точке прыжка за счёт активного выпрямления рук локтевых и лучезапястных суставах. Передача в прыжке с имитацией нападающего удара называется «откидкой».
  • Подача — это способ введения мяча в игру. В современном волейболе подача используется не только для начала игры, но и как мощное средство нападения. Подачи бывают — нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя боковая.
  • Все подачи выполняются в соответствии с требованиями, указанными в правилах: подающий игрок становится за пределами площадки на месте подачи, обязательно подбрасывает мяч и ударом одной руки направляет его через сетку на сторону противника.
  • Для правильного выполнения любой подачи требуется:
  • — Занять правильное исходное положение;
  • — Правильно подбросить мяч;
  • — Ударить в нижнюю часть мяча с определенной силой;
  • — Удар должен производиться твердой кистью, закрепленной в лучезарном суставе;
  • — После удара рука продолжает движение в направлении подачи. Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов — М.: Физкультура и спорт, 1994. — с. 68
  • Игрок должен стремиться нанести удар по мячу в высшей точке взлета, в «мертвой точке». На ней он и должен наносить удар по мячу независимо от характера подачи. Мяч всегда должен быть чуть впереди игрока. Это положение приобретает решающее значение при ударах. С низких и прострельных передач, помогает нападающему сориентироваться относительно блока. Разбег по траектории, близкой к прямому углу по отношению к сетке, создает для нападающего игрока большие тактические возможности, чем разбег вдоль сетки.
  • Совершенствование нападающих ударов проводится как без противодействия блока, так и при пассивном или активном сопротивлении блокирующих.
  • Игрокам полезно вырабатывать своеобразное мышечное чувство, прягаю как можно выше, чтобы нанести удар по мячу на «своей» высоте.
  • Блок — это основной защитный прием. Техника блокирования проста: прыжок и вынос рук над верхним краем сетки. Но не последнюю роль играет и перемещение игрока к месту постановки блока.
  • Игрок перемещается вдоль сетки приставными или скрестными шагами, бегом или шагом, согнув руки, держа кисти на уровне лица. Во время перемещения и прыжка взгляд блокирующего направлен не нападающего игрока противника. По приему с подачи или нападающего удара, а также по начальной траектории мяча после передачи блокирующий определяет направление и характер передачи нападающему.
  • Таким образом, основу техники игры составляют двигательные навыки, координация движений и бросков, умение работать в команде.
  • 2.3 Тактические приемы в волейболе
  • Тактика игры — это умения и разумная организация всех действий игроков с целью выйти победителем в игре. Все действия игроков в волейболе делятся на две категории: защитные и нападающие действия. В соответствии с этим и тактика игры складывается из тактики нападения и тактики защиты. Различают индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите (смотри Приложение 2).
  • Тактика защиты и тактика нападения резко различаются на крайних полюсах: организация действий при приеме мяча от противника и завершающий нападающий удар с предшествующей ему второй передачей. Однако, принимая мяч от противника, игрок стремится направить его к сетке так, чтобы его партнеры наилучшим образом могли организовать нападающие действия. Здесь защитные действия одновременно выступают и как нападающие. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбо. — М.: Физкультура и спорт, 1996. — с. 84
  • Тактика тесно связана с техникой. Никакой замысел в игре не может быть выполнен без совершенного владения техническими приемами игры, необходимыми для выполнения этого замысла.
  • С учетом своих возможностей каждая избирает систему игры в нападении и защите, которая предусматривает рациональную организацию действий игроков в нападении и защите.
  • Тактические действия в нападении осуществляются посредством подач, передач и собственно нападающих ударов.
  • Тактика подачи имеет основную задачу — ввести мяч в игру, предельно затрудняя его приём и организацию последующих действий противников.
  • Основной задачей при выполнении передач для нападения является создание наиболее благоприятных условий для выполнения завершающего удара.
  • Слабо подготовленному игроку для выполнения нападающего удара требуются хорошие условия: вертикальная передача, достаточная высота мяча и на определённом месте, возможность разбега для прыжка, тактика передач в таких случаях состоится в том, чтобы создать эти наиболее удобные условия для нападающего удара.
  • Более сложным является выведение игрока для выполнения нападающего удара в такое место, в котором противник может оказать наименьшее сопротивление. с этой целью передача производится игроком, который для выполнения этой функции вынужден меняться с тем, чтобы занять ключевую позицию, позволяющую разнообразить простые передачи. Поэтому в тактике передач применяются: простые передачи, передачи со сменой мест, передачи для нападающего удара с первой передачи и передачи в прыжке.
  • Обманы в волейболе чаще всего применяются в сочетании с подготовкой к нападающему удару или передачей для него. Тактика этих действий при нападающих ударах состоится на использовании такой подвижности или невнимательности отдельных игроков команды противника. При неправильной расстановке игроков на площадке, особенно с увеличением числа блокирующих появляются места, свободные от игроков. Наличие таких свободных мест и используется при так называемом обмане. Обман выполняется на те места, которые оказались свободными или места, откуда игрок переместился с целью закрытия свободного места.
  • Тактика защиты состоит из чёткого взаимодействия игроков передней линии между собой (блокирование и страховка), игроков задней линии между собой и, наконец, взаимодействие игроков задней линии и игроков передней линии между собой.
  • Первым действием, которым команда начинает защищаться от нападающего удара противника, является блокирование. Блокирование может быть одиночным или групповым (двойным, тройным).
  • Наилучшая техника для защитных действий на задней линии — нужная передача мяча с возможным смягчением удара. С этой целью необходимо правильно определить направление полета мяча и место его приземления. Здесь прежде всего надо оценить обстановку: в каком положении находится мяч, ударяющий игрок по отношению к мячу и к сетке, каким в соответствии с этим будет наиболее вероятное направление мяча от нападающего удара, какова будет крутизна траектории его полета.
  • От расстояния между мячом и сеткой зависит угол полета мяча после удара (без блока).

    Поэтому при близкой к сетке передаче мяча для нападающего удара следует перемещаться вперед с тем, чтобы попасть в нужное для приема мяча место.

  • Надобность в страховке действий игрока может появиться во многих случаях: при плохой подвижности отдельных игроков, несовершенном владении передачей и др. их подстраховывают товарищи по команде. Постоянная необходимость в страховке возникает при нападающем ударе и блоке. Находясь в прыжке, ни нападающий, выполняющий удар, ни блокирующий игрок не могут передвинуться, реагируя на противодействие и действие противника. В связи с этим необходимо этих игроков страховать.
  • Тактический успех страховки, как и других защитных действий, зависит от предвидения действий игроков команды противника.
  • Таким образом, тактическая подготовка спортсменов заключается в овладении техническими приемами подачи, передачи, блокирования и умения сочетать данные приемы в игре.
  • 2.4 Морально-психологическая подготовка волейболистов
  • Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям — это результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена-личности. На этот результат, правда, влияют также и внешние воздействия, носящие, как правило, временный или разовый характер.
  • Внутренняя психологическая неготовность — это неверие в свои силы, боязнь соперников (конечно, своих соперников, так как у каждого спортсмена они свои — соответствующие уровню его мастерства и результатов).

    Спортсмен понимает, что при соперничестве относительно равных все могут решить одна — две ошибки. Постоянное ощущение своих текущих возможностей должно способствовать формированию психологической уверенности в способности реализовать именно эти свои возможности. Творческая эмоциональность плюс холодная рассудительность могут дать максимально возможный надежный результат.

  • Правильное ощущение текущего уровня мастерства, то есть настоящих возможностей, а так же грани между эмоциональными и рассудительными действиями обеспечит нужный психологический настрой и соответственно сформирует оптимальное внутреннее психологическое состояние для надежного выступления. Правильная постановка реально достижимых целей — решающий момент психологической подготовки. При неправильном ощущении своего состояния спортсмен, завышая либо занижая его, неумолимо создает основания для дальнейших дерганий в сторону то обесценивания своих возможностей, то выражении излишнего самомнения, в результате чего перед стартом у спортсмена может возникнуть либо стартовая лихорадка либо апатия. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры — М.: Физкультура и спорт, 1991. — с. 115
  • Спортсмену необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат на соревнованиях. Чем более психологически устойчив спортсмен, тем меньше он сделает ошибок во время игры.
  • Благотворное влияние на эмоции оказывает выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Эти упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым отвлекать от неблагоприятных мыслей.
  • Большое значение имеет иногда специальная психологическая «настройка» на предстоящее действие. Четкая постановка целей, достаточная информация и разработанный план действий снижают тревожность.
  • В разминку перед соревнованиями полезно включать так называемые идеомоторные упражнения — мысленное представление своих действий во время соревнований. Нужно стремиться к возможно более подробному представлению.
  • Еще один основной путь регуляции эмоциональных состояний -саморегуляция. Тренироваться в этом должен каждый спортсмен, да и в современной насыщенной нервными напряжениями жизни навыки саморегуляции полезны каждому. Однако надо заметить что их использование должно быть индивидуальным, так как оптимальным для каждого спортсмена будет свой уровень эмоционального возбуждения.
  • В условиях тренировочного процесса по волейболу, а также при проведении игр, постоянно возникают трудности и проблемы, преодоление и решение которых закаляет характер, укрепляет волю. Сама суть спортивного совершенствования требует не обхода, а сознательного преодоления большим трудом и усилием воли возникающих трудностей. В числе основных волевых качеств можно выделить целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, стойкость, настойчивость и смелость. Занятия спортом предоставляют неограниченные возможности воспитания воли. Например, целеустремленность и решительность развиваются в процессе освоения упражнений. Стойкость и настойчивость — результат регулярного преодоления утомления при выполнении тренировочных занятий и в соревнованиях, особенно в неблагоприятных условиях. Самообладание воспитывается в обстановке жестокого соперничества на ответственных соревнованиях, при необходимости срочно исправить сделанные ошибки.
  • Таким образом, морально-психологическая подготовка волейболиста является важным фактором в общем процессе формирования профессиональных навыков. Особенности психологической и моральной подготовки проявляются не только в процессе игры в волейбол, но и в тренировочном процессе.
  • 2.5 Методика опережающего обучения при формировании у учащихся навыков игры в волейбол
  • Из существующих методик подготовки волейболистов, наиболее интересна методика опережающего обучения. Основана она на зоне актуального развития спортсменов. Если комплексный подход к изучению волейбола предполагает развитие всех умений одновременно и постепенное увеличение качества выполнения техник игры, опережающее обучение предоставляет возможность отталкиваться от самых элементарных приемов и развивать на этой базе более сложные умения и навыки игры. Спортсмены при опережающем обучении за 4 года в основном совершенствуют навыки в игровых формах. При этом, они овладевают следующими техническими элементами и приемами волейбола: чередование способов перемещения (боком, лицом вперед), передача мяча сверху двумя руками на месте после перемещения, прием мяча снизу двумя руками на месте после перемещения, нижней боковой подачей, нижней прямой подачей, приемом мяча с подачей. В уроки волейбола включены так же подвижные игры и эстафеты с элементами этой спортивной игры, учебные игры. Игровая направленность уроков физической культуры не означает отказа от других разделов учебной программы. Программный материал для 6-го класса состоит из таких разделов, кроссовая подготовка, легкая атлетик, гимнастика, акробатика, контрольные упражнения по ОФП. На изучение игрового материала отводится 65-70% общего объема учебного времени, материалы других разделов занимают 30-35%. Такое соотношение, как показал опыт, позволит ученикам успешно подготовиться к выполнению нормативов по физической подготовке.
  • Основными средствами при обучении данному техническому приему являются разновидности бега и подвижные игры. На тренировках постоянно уделяют внимание совершенствования рациональных исходных положений, а также способов перемещения до занятия исходного положения (стойки готовности): бег с изменением направления в ответ на зрительные сигналы, бег в сочетании с выполнением других действий (круговые движения руками, перебрасывание мяча из одной руки в другую, броски мяча из-за спины вперед по ходу движения), бег в максимальном темпе на отрезке 8-15 метров с изменением направления.
  • «Пятнашки»: игра в пределах волейбольной площадки. Играющий перемещается находясь в стойке готовности.
  • «Пустое место»: играющие образуют круг. Водящий, бегая по кругу, неожиданно салит одного из играющих, сам продолжая бег, осаленный игрок бежит в противоположном направлении. Каждый из бегущих старается быстрее оббежать круг и первым занять пустое место. Опоздавший становится водящим и игра продолжается.
  • Передача мяча сверху двумя руками, прием мяча снизу. Затем начинают закрепление и совершенствование техники передачи мяча после перемещения. В ходе обучения следует обратить внимание спортсменов на быстроту, четкость и своевременность выхода к мячу. Совершенствованию данного приема на уроке способствуют игровые упражнения, подвижные игры.
  • «Точно водящему»: спортсмены стоят по кругу, в середине которого 1-3 водящих с мячами. Они поочередно набрасывают мяч игрокам, перемещающимся по кругу приставными шагами. В момент получения мяча необходимо остановиться, выполняя передачу мяча сверху двумя руками, точно передать мяч водящему.
  • «Свеча»: на площадке наносят круг диаметром два метра, в центре его мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входит в круг и выполняют 10 передач мяча сверху руками над собой. Каждую передачу выполняют на высоту не менее 3-х метров. За недостаточную высоту передачи мяча, за выход из круга игроки наказываются штрафным очком. Побеждает игрок у которого меньше штрафных очков.
  • «Эстафета парами»: игроки двух команд располагаются парами и выстраиваются перед линией старта. В руках у игроков первой пары мяч. По сигналу они начинают движение вперед, делая друг другу передачи, пересекают линию финиша и, переставая передавать мяч друг другу, возвращаются обратно к своей колонне. Эстафету принимает вторая пара. Падение мяча на землю, а также ошибки при передачах учитываются и влияют на успех команды.
  • Прием мяча снизу двумя руками на месте, после перемещения. Из подвижных игр используется «Кто точнее»: каждая из команд выстраивается в колонну по одному в пяти метрах от стены, на которой в трех метрах от пола нарисован квадрат два на два метра. Игроки по очереди выполняют передачу мяча снизу двумя руками, стремясь попасть мячом в квадрат, затем уходят в конец своих колонн. Побеждает команда, набравшая большее число очков. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.А. Волейбол. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — с. 67
  • Наука свидетельствует: передача и прием мяча сложный технический прием. Игроку необходимо за пол секунды точно передать мяч, не делая при этом броска или двойного удара. Зная, как правильно нужно располагаться под мячом можно добиться безошибочного выполнения передачи, то есть научиться определять в какой момент и как следует действовать игроку. Передача мяча состоит из четырех последовательно чередующихся фаз. Стартовая фаза — предварительная подготовка к выполнению приема. В этот момент игрок оценивает ситуацию здесь закладывается программа следующих его действий на основе этой оценки. Подготовительная фаза — игрок выбирает место встречи с мячом и перемещается на это место. Рабочая фаза соприкосновения рук с мячом. Заключительная фаза — игрок завершает выполнение передачи и переходит к новым действиям. На сколько хорошо спортсмены усвоили технику передачи мяча можно проверить пользуясь следующими контрольными упражнениями. Из зоны 2 в зону 4 передать мяч так, чтобы он отдалялся от сетки в зоне 4 не более чем на полтора метра. Для юношей 15-17 лет нормативы следующие: для нападающих — 4, для связующих — 5. Еще одно упражнение: такое количество качественных передач, но за голову из зоны 3 в зону 2 на расстоянии 3-3,5 метра на высоту 3 метра и не более 1,5 метра от сетки. Для 15-17 летнего возраста норматив: для нападающих — не менее 4 качественных передач, для связующих — 7.
  • Нижняя боковая подача. Данный технический прием, к сожалению, незаслуженно забыт. При начальном обучению школьников волейболу является самым естественным и доступным. Опыт показал, что изучение нижней боковой подачи один из самых нужных на пути к изучению более сложной техники нижней и верхней прямой подачи. Рассматриваемый способ введения мяча в игру облегчает проведение учебных игр и повышает моторную плотность тренировки. Для закрепления техники нижней боковой подачи можно использовать игру «Подай и попади». Игроки двух команд располагаются на своей половине площадки в 4-5 метрах от сетки. У каждой команды по 5-7 мячей. По сигналу игроки обеих команд поочередно выполняют подачу, стремясь попасть в пределы площадки команды соперников. Побеждает команда на счету которой будет большее количество точных подач.
  • Нижняя прямая подача. Этот прием изучают после овладения нижней боковой подачей. Обучение технике нижней прямой подачи начинается с имитационных движений. Здесь шестиклассники в парах производят подачу мяча через сетку высотой два метра находясь от нее в четырех метрах. Постепенно подающий в процессе закрепления навыка отходят от сетки приближаясь к месту подачи у лицевой линии на расстоянии 9 метров. Здесь можно использовать такие подвижные игры.
  • «Снайпера»: команды располагаются в шеренгу на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по пять подач, стремясь попасть в квадраты с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6 игроку начисляется 6 очков и так далее. Побеждает команда набравшая большее количество очков.
  • «Сумей передать и подать»: играющие выстраиваются в две колонны в трех метрах от стены и соревнуются в передачах мяча в стену и в подачах на точность. По сигналу первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху в стену; после чего бегут на свою половину площадки и производят по три подачи. Как только первый номер закончил подавать, немедленно начинает передачу второй номер. Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и доставляют их к месту подачи. За правильное выполнение передачи игроку начисляют одно очко, подачи — три очка. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
  • Прием мяча с подачей. Закономерно в методическом плане на уроках обучения введению мяча в игру нижней боковой и прямой подачами учат и приему мяча, так как без подачи и приема мяча с подачей, не бывает игры. Этому техническому приему игры следует обучать после того, как учащиеся освоят передачу мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Техника выполнения приема мяча с подачей в основном зависит от скорости и траектории полета мяча. Определив направление траектории скорость полета мяча учащийся должен быстро переместиться к месту его предполагаемого падения и принять исходное положение: ноги согнуты в коленях, одна несколько впереди, туловище несколько наклонено вперед, руки сложены в замок, выпрямлены и направлены вниз вперед. Мяч принимают на предплечье ближе к кистям, ноги и туловище при этом последовательно выпрямляются. За счет согласованного движения ног, туловища и рук вперед-вверх мячу придают нужное направление. При закреплении этого технического приема следует использовать упражнение применяя нижнюю прямую подачу, а также подвижные игры.
  • «Сумей принять»: игроки в парах располагаются на боковых линиях волейбольной площадки напротив друг друга. По команде игроки одной команды стремятся принять мяч и отправить его в обратном направлении. Другая команда выполняет подачи, каждый по 10. Затем игроки меняются ролями. В каждой паре побеждает тот, кто большее количество раз принял мяч без ошибок.
  • «Кто лучший?»: трое игроков располагаются на задней линии в зонах 5, 6 и 1. Каждый из них принимает по 10 мячей. За прием начисляют очки. После приема 10 мячей игроки меняются местами. Побеждает игрок, набравший большее количество очков.
  • Особое место на тренировках занимают подвижные игры и игровые упражнения с элементами волейбола, помогающие совершенствовать как индивидуальные, так и групповые взаимодействия игроков. Использование разнообразных игр и эстафет позволяет добиться от спортсменов хорошего технического использования элементов волейбола и ясного понимания тактической сути этой спортивной игры.
  • Обучение техническим приемам волейбола следует проводить в следующем порядке:
  • — подготовительные упражнения, с помощью которых происходит развитие специальных физических качеств, а также органов и систем, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого приема;
  • — подводящие упражнения, которые служат для владения техникой приема в целом или его отдельных элементов;
  • — упражнения по технике, благодаря которым происходит соединение частей технического приема в целостный двигательный акт;
  • — совершенствование технического приема в учебной игре. Костюков В.В. Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу // Физическая культура в школе. — 1996. — №1. — с. 36
  • Обозначенная последовательность обучения достигается благодаря продуманному подбору упражнения и системе специальных занятий, которые ставят перед учениками в игре.
  • Немаловажное значение при изучении и закреплении технических приемов волейбола, совершенствование навыков игры, а также развитие физических качеств имеют использование различных приспособлений, инвентарь и специальное оборудование.
  • Таким образом, совершенствование техники игры в волейбол у юношей осуществляется за счет использования игровых ситуаций, направленных на развитие специальных физических качеств спортсмена. Кроме этого, выделяется время на общую физическую подготовку, которое составляет 30-35% от общего времени тренировочного процесса.
  • Заключение
  • Раскрытие темы курсовой работы стало возможным через решение задач, способствующих достижению поставленной цели. В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:
  • 1. Рассмотрены научно-теоретические исследования по проблеме методики игры в волейбол. В результате этого выявлено, что волейбол — одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования.
  • 2. Раскрыты особенности волейбола, как вида спорта. При игре в волейбол спортсмен должен учитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие.
  • 3. Проанализированы технические приемы и тактические действия волейбола. Техническая подготовка волейболистов должна включать развитие выносливости, скоростно-силовых качеств, координации движений, высокоорганизованное развитие двигательных навыков. Тактическая подготовка направлена на развитие умения играть в команде, подстраховывать друг друга, определять слабые места в обороне противника, соблюдать правила игры и придерживаться норм поведения на игровой площадке.
  • 4. Изучены методики обучения игровым приемам волейбола. Методика опережающего обучения основана она на зоне актуального развития спортсменов. Если комплексный подход к изучению волейбола предполагает развитие всех умений одновременно и постепенное увеличение качества выполнения техник игры, опережающее обучение предоставляет возможность отталкиваться от самых элементарных приемов и развивать на этой базе более сложные умения и навыки игры.
  • Библиографический список литературы
  • 1. Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 207 с.
  • 2. Волейбол / Под ред. М. Фидлер. — М.: Физкультура и спорт, 1972. — 204 с.
  • 3. Донской Д. Движения спортсмена: очерки по биомеханике спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1965. — 197 с.
  • 4. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. — М: Физкультура и спорт, 1965. — 178 с.
  • 5. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 156 с.
  • 6. Железняк Ю.Д. Формирование двигательных навыков у юных волейболистов. — М.: Физкультура и Спорт, 1972. — 202 с.
  • 7. Железняк Ю.Д., Ивпойлов А.А. Волейбол. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 186 с.
  • 8. Костюков В.В. Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу // Физическая культура в школе. — 1996. — № 1. — С. 35-40
  • 9. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. — Киев: Здоровье, 1986. — 216 с.
  • 10. Маркосьян А.А. Вопросы возрастной физиологии. — М.: Просвещение, 1994. — 138 с.
  • 11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  • 12. Мондозолевский Г.Г. Щедрость игрока. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 142 с.
  • 13. Озолин Н.Г. Совершенствование системы подготовки спортсменов: Лекция. — М.: ГЦОЛИФК, 1986. — 33 с
  • 14. Основы волейбола. / Под ред. О.Чехов. — М.: Физкультура и спорт, 1999. — 208 с.
  • 15. Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов — М.: Физкультура и спорт, 1994. — 168 с.
  • 16. Правдин В.А. Волейбол — игра для всех. — М.: Физкультура и спорт, 1996. — 242 с.
  • 17. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол — М.: Физкультура и спорт, 1996. — 184 с.
  • Приложения
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Размещено на