Актуальность исследования: Воля школьника — это его способность к выбору деятельности и к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое воздействие, школьник противостоит власти импульсивных желаний и непосредственно испытываемых потребностей. Для волевого акта школьника характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристика цели действия.
Развитие воли у школьника тесным образом соотносится с обогащением его мотивационной и нравственной сферы, включением в регуляцию той деятельности, которая представляет более высокие мотивы и ценности. Здесь важен мотив, как формулировка причины, ее осознание, которым школьник руководствуется в своих учебных действиях. Мотивация школьника — это то что представляет совокупность разных факторов, определяющих его поведение в учебной деятельности.
Р.С. Немов в книге «Психологический словарь» даёт следующее определение: «Безволие — отсутствие воли и личной инициативы у человека, его неспособность начать или довести до конца какое-то дело».
Но мы сталкиваемся с таким понятие как безволия чаще всего характеризуя трудного школьника. Цель нашего исследования выявить какова связь между мотивацией к учебной деятельности и волей.
В современной литературе «трудными» обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствуют полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.
Проблема безволия школьника продолжает беспокоить образовательное пространства нашего современного государства. Безволие проявляется у школьника в различной физической и умственной деятельности. Характерными её особенностями является снижение общей активности, психическая вялость, колебания там, где необходимость очевидных действий. Безвольный ребенок следует за кем-то и подчиняется ему, но только в том случае, если его ждут удовольствия. Проявляется безвольность, как правило, с первого класса школы, потому что именно в этот период нужно проявлять усидчивость, подчиняться установленному режиму и соблюдать дисциплину, трудиться. Как правило, безвольный ребенок не слушает учителя, потому что ему не интересно то, что тот говорит, да еще и усилия нужно приложить, поэтому он и задания не записывает и не выполняет.
Расстройства воли и влечений
... приступа депрессии приводит к возобновлению интереса к жизни, активности). Абулия – резкое снижение воли; подавления физиологических влечений не наблюдается. - лень и безынициативность - нормальная потребность в ... подавляются как недопустимые. Отказ от удовлетворения влечения рождает сильные переживания; помимо воли, в голове постоянно сохраняются мысли о неутоленной потребности. Если она не ...
Поэтому Целю нашего исследования является: изучить условия определяющие проявления безволия у трудного школьника.
Определим Объект исследования: это волевые процессы школьника. Соответственно Предмет: проявления безволия у трудного школьника.
Далее нами были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме исследования.
2. Сформировать выборку испытуемых.
3. Подобрать комплекс методов и методик, адекватно подходящие данной проблеме исследования.
4. Провести исследование.
5. Обработать результаты, сделать выводы по результатам исследования.
Гипотезой исследованиявыступило предположение о том, что условием для проявления безволия у трудных школьников является отсутствие такого вида мотивации как учебная.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
1.Принципы отечественной психологии: принцип активности Л.С. Выготского; принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна.
2. Идеи и теории:
— Е. И. Игнатьева, В. И. Селиванова о умение у школьников проявлять волевые усилия;
— А. И. Высоцкий о структуре волевой активности в подростковом возрасте;
— Л. С. Выготский и А. Р. Лурия рассматривали развитие воли у ребенка;
— С. Л. Рубинштейн о развитии воли с раннего детства, и о двух крайностях в развитии воли у школьника;
— Г. П. Бочкарева о факторах, влияющих на формирование воли у ребенка в семье.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы в курсовой работе был использован комплекс методов, разработанных в психологии и классифицированных Б.Г. Ананьевым:
— организационные методы – сравнительный;
— эмпирические методы — тестирование;
— методы обработки данных – количественные и качественные.
В работе использовались следующие психодиагностическиеметодики:
1. Методика «Анкета для определения школьной мотивации» (авт. Н.Г. Лусканова).
2. Методика изучения мотивации учения подростков (авт. М.И. Лукьяновой).
Экспериментальная база: Базой исследования явилась г. Братск МБОУ СОШ №42 учащиеся 5 класса.
Выборочная совокупность — 10 респондентов. Из них 5 трудных школьников, склонных к проявлению безволия и 5 школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении. Возраст респондентов от 11 до 13 лет.
(Период исследования) Данное исследование проводилось в период с 26 октября 2016 по 15 ноября 2016 года.
Выводы по теоретической части исследования:
Волевые процессы — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей.
Волевые процессы обеспечивают выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной. Первая — побудительная — непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий. Воля представляет собой особую форму активности человека.
Эмоции в учебной деятельности школьника
... участвовать во всех видах деятельности и вообще во всех состояниях человека, поставили передо мной цель изучить эти состояния, ... эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме – эмоции это предшествующее состояние. ... совершенно по-другому. Вот почему я взяла для исследования эту проблему- проблему эмоциональных состояний и отношений между ...
Вторая функция волевых процессов — тормозная — состоит в сдерживании мотивов и желаний, несогласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности. В своем единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т. е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта.
Волевое действие школьника развивается в том случае, если:
— цели, которых он должен достигнуть в деятельности, им поняты и осознаны; только тогда его действия приобретают целенаправленность;
— эти цели не являются слишком далеко отсроченными, они видны ребенку — поэтому он должен видеть начало и конец своей деятельности;
— деятельность, которую ребенок должен осуществить, является соразмерной его возможностям по уровню сложности;
— ребенок знает и понимает способы выполнения деятельности, видит этапы достижения цели;
— внешний контроль за деятельность ребенка постепенно сменяется на внутренний.
Л.С. Выготский, Е. И. Игнатьев, А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов и т.д. считают, что формирование воли надо начинать с раннего детства. Особенно требуется укрепление воли при поступлении в школу. Иначе ребенок не сможет успешно учиться и выполнять свои ученические обязанности. Требуется воля и подросткам, и юношам, вступающим в самостоятельную жизнь. Тогда воспитание воли в значительной степени дополняется, а порой и заменяется самовоспитанием.
Р.С. Немов в книге «Психологический словарь» даёт следующее определение: «Безволие — отсутствие воли и личной инициативы у человека, его неспособность начать или довести до конца какое-то дело».
«Трудный» школьник — это те дети, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствуют полноценному воспитанию.
Безволие проявляется у школьника в различной физической и умственной деятельности. Характерными её особенностями является снижение общей активности, психическая вялость, колебания там, где необходимость очевидных действий.
С. Л. Рубинштейн полагал что, имеются две крайности в развитии воли, каждая из которых таит в себе серьезную опасность. Первая заключается в том, что ребенка изнеживают и волю его расслабляют, избавляя его от необходимости делать какие-либо усилия. Другая опасность заключается в перегрузке детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. В результате создается привычка бросать начатое дело незавершенным.
Так же и стиль поведения учителя на уроках, такие как авторитарный и либеральный, влияет на формирование безволия, потере инициативы, недисциплинированности и своеволие у учеников.
При воспитании воли у трудных детей необходим индивидуальный подход. Следует понять, каких волевых качеств недостает конкретному ребенку.
Так, если трудный ученик легко поддается отрицательному внушающему воздействию или, наоборот, он негативист, то надо воспитывать сознательность решений и действий. Другое дело, если ребенок склонен принимать скороспелые и незрелые решения или слишком долгий период времени затрудняется что-либо предпринять, то у него надо формировать решительность. Это качество воли весьма важно для жизни в современном усложненном мире. К тому же оно трудно вырабатывается. Поэтому многие ученые, занимающиеся человекознанием, работают сейчас над проблемой принятия решений. Конечно, она связана не только с проблемой воли, но и с творческим мышлением. У школьников, не владеющих собой, надо воспитывать силу воли (умение заставить себя делать нужное дело, преодолев страх, лень, застенчивость) и выдержку (способность побороть нежелательные действия).
Многим учащимся следует воспитывать у себя энергию и настойчивость. Педагог должен помочь ученику закалить свою волю: сообщить, что воспитать ее может каждый школьник; рассказать об общих приемах ее формирования; выяснить, каких волевых качеств ребенку не хватает; наметить и помочь осуществить программу самовоспитания воли; предостеречь от ошибок. Последнее весьма важно, так как часто подростки «воспитывают» волю на рискованных поступках (перебегают дорогу перед идущим транспортом, прыгают в воду с крутого обрыва и т. д.).
Это может привести к серьезным несчастьям и травмам. Поэтому учащимся надо сказать, что воля закаляется на выполнении будничной, повседневной работы, а не на кратковременном «геройском» поступке, опасном для жизни и здоровья.
Не приходится специально доказывать, что для перевоспитания трудного учащегося необходимо его собственное желание, усилие, воля, которую нужно укрепить, развить. Но делать этого многие школьники с отклоняющимся поведением не хотят. Они стали такими в большей части потому, что не сумели преодолеть какие-то внешние и внутренние трудности, препятствия, а теперь их опять призывают напрягаться. К тому же в представлении многих людей процесс тренировки воли связан с мучением, подвижничеством и отчаянным героизмом. Многие поколения школьников воспитывались на книге Н. Островского «Как закалялась сталь», вождь «носил сталь» в своем имени, а большевики были железными и никогда не плачущими людьми (поэма «Ленин» В. В. Маяковского).
Даже гуманист А. С. Макаренко однажды призвал гнуть и ковать душу ребенка, правда правонарушителя.
Можно ли что-либо порекомендовать, чтобы не отпугивать некоторых школьников от процесса тренировки своей воли? Конечно, да. Волю невозможно воспитать без усилий и напряжения, но эти усилия можно сделать не надрывными, а облегчить их, на каком-то этапе связать с приятными переживаниями. Для этого желательно научить школьника не только приказывать самому себе, но и убеждать, уговаривать, вовлекать себя в требуемую деятельность. Как это сделать? Используя знания об особенностях его потребностно-мотивационной, познавательной и эмоциональной сфер. Так, воспитание воли существенно облегчается формированием у школьника действенного мировоззрения, высоких нравственных качеств, серьезных жизненных устремлений. Для объективности надо сказать, что в учебно-воспитательном процессе для развития познавательной активности школьника давно решают проблему развития у него учебно-познавательных интересов. Не приходится спорить, что интерес — важный мотив деятельности человека, способствующий к тому же самовоспитанию воли.
Ш. А. Амонашвили утверждал, что школа должна быть школой радости. Особенно начальная школа, ученики которой не обладают развитой волей. Воля развивается и укрепляется в деятельности. Успешная деятельность, достигнутые в ее процессе результаты окрыляют ребенка, вызывают желание вновь и вновь в ней участвовать, формируют волевые черты характера. Отметим, что знакомство с культурой школ Востока поможет учителю найти значительное количество таких примеров волевой тренировки, которые облегчают процесс ее воспитания.
В теоретическом исследование воли у трудных школьников мы выяснили что мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение ребенка в случае успеха деятельности.
На втором, практическом этапе, для достижения цели исследования, и для доказательства гипотезы мы определилибазу исследования МБОУ СОШ №42 в г. Братске.
Выборочная совокупность — 10 респондентов из 5-ого класса. Из них 5 трудных школьников, склонных к проявлению безволия и 5 школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении. Возраст респондентов от 11 до 13 лет.
На первом этапе нашего исследования с целью выявить уровень мотивации к обучению у трудных школьников, склонных к проявлению безволия предъявлена методика «Анкета для определения школьной мотивации» (авт. Н.Г. Лусканова).
Полученные данные представлены в таблице (см. Таблица1).
Таблица 1
Результаты, уровня и ведущего вида мотивации у трудных школьников, склонных к проявлению безволия
Блок | Код респондента | ||||
1БК | 2ОД | 3ПА | 4ХК | 5ЯЗ | |
Личностный смысл учения | Сниженный | Сниженный | Низкий | Сниженный | Средний |
Целеполагание | Средний | Высокий | Сниженный | Сниженный | Высокий |
Виды мотивов учения | Оценочная | Социальная | Позиционная и внешняя | Игровая | Социальная |
Внутренняя или внешняя мотивация учения | Внутренняя | Внутренняя | Внешняя и внутренняя мотивация выражены | Внешняя и внутренняя мотивация выражены | Внутренняя |
Достижение успеха или избегание неудачи | присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности | присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности | избегание неудач | присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности | присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности |
Реализация мотива в поведении | учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко | учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко | учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко | учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко | реализация учебных мотивов в поведении |
Итоговый уровень мотивации | Средний | Средний | Сниженный | Средний | Высокий |
В целом по группе видим, что у трудных школьников склонных к проявлению безволия:
— отсутствует учебный вид мотивации;
— личностный смысл учения снижен;
— способность к целеполаганию на среднем уровне;
— есть интерес к самому процессу обучения и его результату;
— присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности;
— учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко.
Уровень мотивации в 100%:
— 20%, это 1 школьника (респондент 3), показали сниженный уровень. Это те школьники, которые посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
— 60%, это3 школьника (респондент 1,2 и 4) показали средний уровень мотивации к обучению. Это те школьники, у которых положительное отношение к школе, но школа привлекает их внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
— 1 школьник (респондент 5), что составляет 20%, показал высокий уровень мотивации. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.
У данных респондентов преобладают такие виды мотивов как:
— у 20%, это 1 школьник (респондент 1), преобладает оценочный вид мотивации. Это те школьники, которые очень чутко реагирует на настроение значимого взрослого: порицание, отвержение, отказ от общения как наказание за проступок вызывают переживание эмоционального дискомфорта, стремление наладить отношения со взрослым, заслужить его расположение. Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее эффективных стимулов активности ребенка.
— у 40% (респондент 2,5), преобладает такой вид мотивации как социальный. Это те школьники, для которых характерно ответственное отношение к учебе. При условии достаточного развития других УВК учатся ровно, без провалов, успешно усваивают учебный материал, занимают лидирующее положение в классе, пользуются уважением одноклассников.
При недостаточном развитии других УВК (мышления, памяти, мелкой моторики и др.), даже при ответственном отношении к учебе, возникают трудности в усвоении материала.
— у респондента 3, что составляет 20%, преобладает как позиционный вид мотивации, так и внешний. У таких учащихся интерес к школе угасает достаточно быстро и из-за отсутствия других стимулов к учению (внешний и игровой мотив эту функцию не выполняют) формируется стойкое нежелание учиться.
— у 1-го школьника (респондент 4), что составляет 20%, преобладает игровой вид мотивации. В учебной деятельности учащийся действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность его деятельности зависит от того, насколько он принял и понял задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции.
На следующем этапе исследования с целью определить уровень и ведущий вид мотивации у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении предъявлена методика изучения мотивации учения подростков (авт. М. Лукьяновой).
Полученные данные представлены в таблице (см. Таблица 5).
Таблица 5
Результаты, уровня и ведущего вида мотивации у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении
Блок | Код респондента | ||||
1АД | 2БК | 3ВС | 4ПА | 5ТН | |
Личностный смысл учения | Средний | Средний | Сниженный | Сниженный | Сниженный |
Целеполагание | Средний | Очень высокий | Сниженный | Средний | Высокий |
Виды мотивов учения | Учебная | Игровая | Учебная | Учебная | Оценочная |
Внутренняя или внешняя мотивация учения | Внутренняя | Внутренняя | Внутренняя | Внешняя и внутренняя мотивация | Внутренняя |
Достижение успеха или избегание неудачи | присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности | присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности | присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности | стремление к успеху | присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности |
Реализация мотива в поведении | реализация учебных мотивов в поведении | реализация учебных мотивов в поведении | учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко | учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко | учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко |
Итоговый уровень мотивации | Средний | Высокий | Средний | Сниженный | Средний |
В целом по группе видим, что у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении:
— преобладает учебный вид мотивации;
— личностный смысл учения снижен;
— способность к целеполаганию на высоком уровне;
— есть интерес к самому процессу обучения и его результату;
— присутствует как стремление к успеху, так и избегание неудач в учебной деятельности;
— учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко.
Уровень мотивации в 100%:
— 20%, это 1 школьника (респондент 4), показали сниженный уровень. Это те школьники, которые посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
— 60%, это3 школьника (респондент 1,3 и 5) показали средний уровень мотивации к обучению. Это те школьники, у которых положительное отношение к школе, но школа привлекает их внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
— 1 школьник (респондент 2), что составляет 20%, показал высокий уровень мотивации. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.
У данных респондентов преобладают такие виды мотивов как:
— у 20%, это 1 школьник (респондент 5), преобладает оценочный вид мотивации. Это те школьники, которые очень чутко реагирует на настроение значимого взрослого: порицание, отвержение, отказ от общения как наказание за проступок вызывают переживание эмоционального дискомфорта, стремление наладить отношения со взрослым, заслужить его расположение. Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее эффективных стимулов активности ребенка.
— у 3-х школьников (респондент 1,3 и 4) что составляет 60%, преобладает учебный вид мотивации. Это те школьники, для которых характерна высокая учебная активность, они, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов.
— у 1-го школьника (респондент 2), что составляет 20%, преобладает игровой вид мотивации. В учебной деятельности учащийся действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность его деятельности зависит от того, насколько он принял и понял задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции.
На шестом этапе нашего исследования с целью сравнения данных по уровню и ведущему виду мотивации у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении и трудных школьников склонных к проявлению безволия предъявлена методика изучения мотивации учения подростков (авт. М. Лукьяновой).Полученные данные представлены в таблице (см. Таблица 6).
Таблица 6
Сравнение данных по уровню и ведущему виду мотивации к обучению у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении и школьников склонных к проявлению безволия
Код респондента | Уровень мотивации к обучению | Ведущий вид мотивации |
Трудные школьники склонные к проявлению безволия | ||
1БК | Средний | Оценочный |
2ОД | Средний | Социальный |
3ПА | Сниженный | Позиционный и внешний |
4ХК | Средний | Игровой |
5ЯЗ | Высокий | Социальный |
Школьники, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении | ||
1АД | Средний | Учебный |
2БК | Высокий | Игровой |
3ВС | Средний | Учебный |
4ПА | Сниженный | Учебный |
5ТН | Средний | Оценочный |
По данным результатам мы видим, что у школьников склонных к проявлению безволия отсутствует учебный вид мотивации, в то время как у большинства школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении ведущим видом мотивации является учебная.
На последнем этапе нашего исследования с целью сравнения полученных нами данных по методике изучения мотивации учения подростков (авт. М. Лукьяновой) и по методике«Анкета для определения школьной мотивации» (авт. Н.Г. Лусканова) у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении и трудных школьников склонных к проявлению безволия. Полученные данные представлены в таблице (см. Таблица 7).
Таблица 7
Сравнение полученных нами данных по методике изучения мотивации учения подростков (авт. М. Лукьяновой) и по методике «Анкета для определения школьной мотивации» (авт. Н.Г. Лусканова) у школьников, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении и трудных школьников склонных к проявлению безволия
Код респондента | Методика «Анкета для определения школьной мотивации» (авт. Н.Г. Лусканова) | Методика изучения мотивации учения подростков (авт. М. Лукьяновой) | |||
Уровень мотивации к обучению | Уровень мотивации к обучению | Ведущий вид мотивации | |||
Трудные школьники склонные к проявлению безволия | 1БК | Очень низкий | Средний | Оценочный | |
2ОД | Средний | Средний | Социальный | ||
3ПА | Низкий | Сниженный | Позиционный и внешний | ||
4ХК | Очень низкий | Средний | Игровой | ||
5ЯЗ | Средний | Высокий | Социальный | ||
Школьники, которые показывают отличные и хорошие результаты в обучении | 1АД | Высокий | Средний | Учебный | |
2БК | Высокий | Высокий | Игровой | ||
3ВС | Низкий | Средний | Учебный | ||
4ПА | Высокий | Сниженный | Учебный | ||
5ТН | Средний | Средний | Оценочный |
Из полученных результатов можно предположить, что уровень мотивации не столь сильно влияет на проявление безволия у трудных школьников, как ведущий вид мотивации. У всех тестируемых нами трудных школьников склонных к проявлению безволия отсутствует такой вид мотива как учебный (познавательный) хотя он является базовым в развитии мотивационной сферы ребенка.
Выводы по второй главе
1) Развитие воли у школьника тесным образом соотносится с обогащением его мотивационной и нравственной сферы, включением в регуляцию той деятельности, которая представляет более высокие мотивы и ценности. Здесь важен мотив, как формулировка причины, ее осознание, которым школьник руководствуется в своих учебных действиях. Мотивация школьника — это то что представляет совокупность разных факторов, определяющих его поведение в учебной деятельности.
2) Виды мотивов учения и их отношение к содержанию учебной деятельности:
1. Учебный (познавательный) мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка. Для учащихся с доминирующим учебным (познавательным) мотивом характерна высокая учебная активность, они, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов;
2. Социальный мотив. Для учащихся с доминирующим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе. Они сосредоточены на уроке, внимательно слушают педагога, старательно выполняют задания, обращаются за помощью, если что-то не поняли или не получается;
3. Позиционный мотив учения составляет интерес к новой ситуации и новой социальной роли, при этом ребенка привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни;
4. Оценочный мотив. Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования действий самооценки и самоконтроля. Недостаточное развитие оценочного мотива проявляется в том, что учащийся не обращает внимание на оценку и замечания педагога. Оценка (словесная или балльная) в этом случае не стимулирует учебную активность ученика;
5. Игровой мотив по своей природе неадекватен учебной деятельности. Дело в том, что в игре ребенок сам определяет, что и как он будет делать. В учебной деятельности учащийся действует в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность его деятельности зависит от того, насколько он принял и понял задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции;
6. Внешний мотив не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывает существенного влияния на учебную активность и успешность усвоения знаний.
3) В своей работе мы выявили, что уровень мотивации не столь сильно влияет на проявление безволия у трудных школьников, как ведущий вид мотивации. Так как у всех тестируемых нами трудных школьников склонных к проявлению безволия отсутствует такой вид мотива как учебный (познавательный) хотя он является базовым в развитии мотивационной сферы ребенка.
4) И. М. Сеченов подчеркивал, что просто так человек не станет проявлять силу воли, для этого нужна великая причина, мотив. А так как у данных респондентов отсутствует учебный мотив, то и личная инициатива для получения знаний у них на низком уровне, нет формулировку причины, ее осознание, которым школьник руководствуется в своих учебных действиях. Из этого и следует что данные респонденты склонны к проявлению безволия.