МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
КОНФЛИКТ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ
Выполнил:
студент 3 курса
Додоев А.К.
ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Для студентов ...
... со сроками, установленными в индивидуальном плане. Студент обязан предоставить выполненную и оформленную в соответствии с действующими требованиями курсовую работу научному руководителю не позднее, чем ... 3–4 курс). Методы и методики исследования (3–4 курс). Характеристика выборки (3–4 курс). Результаты теоретического (2 курс) и эмпирического исследования (3–4 курс). Практическая значимость ...
Проверила:
Бакшиханова С.С.
Улан-Удэ
2010
Содержание
Введение………………………………………………………………..стр.3
Глава 1.Теоретические основы проблемы исследования конфликтов в межличностных отношениях подростков……………………………стр.4
1.1. Характеристика межличностных конфликтов
1.2. Особенности подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных конфликтов подростков………………………………………………………………
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результат эмпирического исследования
Библиография……………………………………………………………
Введение
Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый возраст — это самый трудный в сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится общение, и главным образом общение со сверстниками.
Применение элементов терапии творческим самовыражением в работе ...
... самореализации, интереса к активной работе самого подростка по развитию собственной личности. Старший подростковый и ранний юношеский возраст являются сенситивными периодами для становления временной ... неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлении межличностных контактов, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях и т.п. ...
Многие исследователи, занимающиеся проблемами подросткового возраста, так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков именно общение со сверстниками т.к. оно находится в центре жизни подростка, во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками.
В процессе общения у подростков могут возникать различные затруднения. Личность подростка очень дисгармонична, и это обуславливает сложность и противоречивость его характера, поэтому проблема конфликтов в подростковом возрасте, несмотря на многочисленные исследования и сейчас достаточно актуальна. Вся деятельность, в том числе общение со сверстниками, на данном возрастном этапе сопровождается конфликтами, которые оказывают влияние на формирование и изменение их личностных качеств.
Данное исследования направлено на выявление причин, вызывающих трудности в межличностном общении со сверстниками.
Целью данной работы является выявление основных причин, трудностей, возникающих в межличностном общении подростков.
Задачами исследования являются:
1. Изучение особенностей подросткового возраста
2. Изучение конфликтности в психологической литературе
3. Выявить особенности конфликтности личности в подростковом возрасте. 4. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования.
Предметом исследования являются уровень конфликтности личности и психологический климат коллектива.
Объектом исследования в работе являются ученики 9 класса Хоготовской средней школы. Количество испытуемых – 23 человека.
В качестве объекта исследования выбраны ученики старшего подросткового возраста.
Гипотеза: Основные причины влияющие на уровень конфликтности являются особенности подросткового периода.
Глава 1.Теоретические основы проблемы исследования конфликтов в межличностных отношениях подростков.
1.1. Характеристика межличностных конфликтов
Исследование поведения личности в организации
... численность работников. Целью данной работы является исследование поведения личности в организации. Для достижения данной цели необходимо ... виды деятельности); *специальными (сосредоточены на организации взаимодействия людей, управления и дизайна, который направлен на создание ... в противоречии с организационной средой и создает конфликты. Необходимость определенного типа поведения для таких людей ...
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов.
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие. Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.
К конструктивным функциям относят:
а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз-решения противоречий);
г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с:
а) разрушением существующей совместной деятельности;
б) ухудшением или развалом отношений;
в) негативным самочувствием участников;
г) низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
В конфликте выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.
Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы объектов.
Отличительные особенности межличностного конфликта:
1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей
4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами
5. затрагивают интересы окружения.
В зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений (симпатии-антипатии) межличностные конфликты могут классифицироваться следующим образом.
1. Групповые конфликты.
Групповой конфликт — противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.
В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».
Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.
Первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой — группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов. Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группы, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.
Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:
Позиция — официальное положение в группе
Статус — реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)
Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса
Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности
Групповые нормы — общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Причины конфликта между личностью и группой всегда связаны: 1) с нарушением ролевых ожиданий; 2) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки; 3) с нарушением групповых норм.
Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение неформального общения, эйфория.
Межгрупповые конфликты
Противоборствующие стороны — группы (малые, средние и микрогруппы).
Влияние застенчивости на социально-психологический статус подростка ...
... эффективной работе с отвергаемыми подростками. 1. Отверженность в подростковом возрасте отверженность дезадаптация подросток застенчивость Большое влияние на поведение школьника оказывает группа сверстников, с которыми ... согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества ...
32 Нормат поведение в малой группе
... для усвоения черт. При реципрокно-ролевом отношении каждый участник взаимодействия ждет от другого определенного поведения и сам старается оправдать ожидания партнера (или партнеров), ... пола более конформны, чем лица мужского пола. Особенности группы. Стадия развития группы. Размер группы – в малочисленных групповое давление выше. Коммуникативная структура – децентрализованная информация больше ...
В основе — столкновение противоположно направленных групповых мотивов
Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».
Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.
Во-первых, образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:
1. Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они».
2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше.
3. Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинам. Соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.
4. Агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который с одной стороны обеспечивает «заразительность агрессии», а с другой заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.
1.2. Особенности подросткового возраста
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса» что часто ведет к возникновению конфликтов. Что же он представляет собой?
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ СО СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
... эмпирического исследования………….... 3.2. Первичный анализ показателей тревожности и стиля поведения в конфликте………………………………………………………… 3.3.Исследование гендерных различий стиля поведения в конфликте и чувства тревожности……………………………...... Заключение……………………………………………………………………… Литература…...…………………………………………………………………. Приложения…………………………………………………………………….. Введение Актуальность исследования. ...
Вот его проявления:
· чувствительность к оценке посторонних своей внешности
· крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
· внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров
Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.
Для подростков характерна полярность психики:
· Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
· Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
Особенности межличностных отношений в системе родитель-подросток
... в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений межличностных отношений подростков и взрослых: конфликты в семье между подростками и родителями (В.М. Афонькова, Е.А. Тимоховец); характер развития межличностных ... в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится ...
· Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
· Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
· Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
· Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
· Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми. Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь).
Психологическое сопровождение подростков в конфликтной ситуации со сверстниками
... и других специалистов образования. Чаще всего в педагогической практике педагоги сталкиваются с конфликтами подросток – подросток, ученик – ученик. Каждому человеку свойственно ошибаться, но не каждый может найти ... в сравнении с взрослыми, в арсенале меньше моделей поведения. В серьезные конфликты подростков, если о них становится известно, неизбежно вмешиваются взрослые. После действий, которые ...
До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но ему очень хочется. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»).
Копируют любые отношения. Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений — это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность. Внешний вид подростка тоже может привести к конфликту. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, — как трагедию.
Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»).
И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» — еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое — это появление пристрастия к музыке определенного типа. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Более всего особенности личностного развития подростка проявляютсяв общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам).
Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа — это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться самоутвердиться. Подростковый возраст очень сильно влияет конфликтность,
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных конфликтов подростков
2.1. Организация и методы исследования
Данное исследование проводилось с учениками 9 класса Хоготовской СОШ в количестве 23 человек.
В исследование использовались:
Методика «Уровень конфликтности личности»
Ученикам 9 класса предлагалось выполнить тест, выбрать один из 3 вариантов ответа. Общее количество вопросов 14. Также подсчитать количество набранных ими баллов, используя приведенную далее таблицу. Отметим, что наиболее высокий уровень конфликтности предполагает наличие черт характера, обусловливающих продуцирование конфликтов, использование конфликтогенов общения и, безусловно, повышение конфликтности отношений в коллективе.
Далее использовалась методика «Изучение психологического климата коллектива»
Ученикам предлагалось оценить, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе. На континууме от психологического климата типа А до психологического климата типа В определите ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине. Обведите кружком оценку слева или справа относительно нуля.
Оценки:
3 — свойство проявляется в группе всегда;
2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
1 — свойство проявляется нередко;
0 — проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Обработка
Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 — сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах — сумма В; найти разницу С = А — В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. С более 25, значит психологический климат благоприятен. Если сумма менее 25 — климат неустойчиво благоприятен.
Среднегрупповую оценку психологического климата рассчитывают по формуле
C = сумма С / N,
где N — число членов группы.
Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле
n (C-) / N . 100 %,
где n (C-) — количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный;
N — число членов группы.
Следующая методика которая использовалась в исследовании — методика «Определения способов регулирования конфликтов» тест К.Томаса.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К.Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1.Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
2.Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3.Компромисс.
4Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Детям предлагается тридцать пар суждений. В каждой паре нужно выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения. После выполнения задания детям предлагается выполнить обработку, нужно подсчитать количество баллов по каждому столбику. Название столбика набравшего наибольшее количество баллов является вашей ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации.
Краткая характеристика типов разрешения конфликта
Человек, использующий стиль конкуренции (соперничества), активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои волевые качества. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы.
Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.
Приспособление — это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов.
Тот, кто следует стилю сотрудничества, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество — самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.
При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне — один уступает в чем-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.
2.2. Результат эмпирического исследования