ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ СО СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра социальной психологии и психофизиологии

____________________

ПИЧУГИНА Алина Юрьевна

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ СО СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Курсовая работа

(IV курс, гр. П-71)

Научный руководитель: д. м. н., доц. И.М. Митрофанов

Новосибирск-2011

Содержание

стр.

Введение…………………………………………………………………………..

Глава I. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности с

социальным факторами……………………………………………….

1.1. Понятие тревожность в современной научной литературе

и причины ее возникновения……………………………………….

1.2. Взаимосвязь тревожности с социальными факторами……………

1.3. Гендерные различия в выраженности компонентов тревожности.

Глава II. Взаимосвязь стиля поведения в конфликте с тревожностью………

2.1. Понятие конфликт и его типы………………………………………

2.2. Причины конфликтов и стили разрешения конфликтных

ситуаций……………………………………………………………..

2.3 Особенности стилей поведения в конфликтных ситуациях

мужчин и женщин …………………………………………………..

Глава III. Исследование гендерного аспекта взаимосвязи тревожности и и стиля поведения в конфликте……………………………………….

3.1. Организация и методы эмпирического исследования…………….

3.2. Первичный анализ показателей тревожности и стиля поведения

в конфликте…………………………………………………………

3.3.Исследование гендерных различий стиля поведения в

конфликте и чувства тревожности…………………………………

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... физиологические, психологические и социальные. Между ними существует эволюционно-иерархическая взаимосвязь. Первичными являются биологические потребности, на основе которых в процессе ...

Заключение………………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………….

Приложения……………………………………………………………………..

Введение

Актуальность исследования. В нашей жизни каждый из нас может столкнуться с неоднозначной ситуацией, которая может перерасти в конфликтную. Изучение данной темы интересно и важно, так как предоставляет возможность предотвратить часть из конфликтов или уменьшить чувство тревожности.

Исследование взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях даст возможность проследить, как зависит стиль поведения от уровня тревожности. Тревожность может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

При возникновении конфликтных ситуаций человек ведет себя различным образом. Выделяются такие стили поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Поскольку тревожность зачастую связана со стилем поведения, наша работа позволит выявить особенности поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от уровня тревожности. Кроме того, будет рассмотрен гендерный аспект этой зависимости.

Объект исследования – тревожность и стили поведения в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин.

Предмет исследования – взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин.

Гипотеза исследования предполагается, что тревожность у мужчин и женщин различна, а также чувство тревожности влияет на стиль поведения в конфликтной ситуации.

Цель исследования – выявление взаимосвязи тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ основных направлений изучения тревожности.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме конфликтных ситуаций.

3. Теоретически обосновать особенности формирования чувства тревожности.

4. Выявить особенности стиля поведения в конфликтных ситуациях.

5. Сопоставить особенности чувства тревожности и влияние на него стиля поведения в конфликте.

6. Проинтерпретировать полученные результаты.

Методы исследования: анализ литературы, беседа, эмпирическое исследование, анализ рисунков, методы статического и качественного анализа результатов.

Методики исследования:

В работе использованы следующие диагностические методики:

1. Тест К.Томаса «Определение стиля своего поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях».

2. Тест Спилбергера-Ханина «Определение уровня тревожности»

3. «Несуществующее животное».

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов разрешения конфликтов, а практического – в практике разрешения конфликтных ситуаций и снижения уровня тревожности у людей разного пола.

23 стр., 11342 слов

Глава 1. Анализ влияния самооценки личности на ее поведение в ...

... личности: уровень агрессивности, тревожности, особенности темперамента, характера, самооценка. В данном исследовании мы рассмотрим проблему взаимосвязи поведения в конфликтной ситуации и самооценки личности. Предметом нашего исследования являются стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Объект - люди ...

Научная новизна состоит в исследовании взаимосвязи уровня тревожности со стилем поведения у мужчин-военных и женщин.

База исследования: в качестве выборки выступали женщины-студенты Новосибирского государственного университета экономики и управления в количестве 26 человек, а так же студенты Новосибирского высшего военного командного училища в количестве 26 человек.

Глава I. Анализ теоретической проблемы взаимосвязи тревожности с социальными факторами

1.1. Понятие тревожности в современной научной литературе и причины ее возникновения

Проблема изучения тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. Согласно В.М. Астапову (1992) большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей подросткового и юношеского возраста……………………

Заключение

Каждый человек существо социальное. Ежедневно мы взаимодействует с различными людьми, попадаем в различные ситуации и каждый день учимся чему-то новому. В настоящее время любому человеку, будь то военный, психолог или менеджер просто необходимо знать свои индивидуальные особенности, свои слабые и сильные стороны. Чувство тревожности – это то, что непосредственно влияет на все, что происходит с человеком, а главное то, как он к этому относится. Так же знать индивидуальный стиль поведения в конфликте просто необходимо. Благодаря этому можно избежать множества ошибок, сохранить взаимоотношения и уберечь себя от психосоматических заболеваний.

В рамках данной работы и данной выборки не удалось рассмотреть явную взаимосвязь тревожности и стиля поведения в конфликте. Можно лишь говорить о тенденции к различиям, судя по индивидуальным показателям тревожности и модели поведения в конфликтной ситуации. В настоящей работе с помощью проективной методики были раскрыты возможные причины тревожности и агрессивности.

В заключение из результатов проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1. В исследовании были выявлены значимые отличия ситуативной тревожности у мужчин и женщин.

2. У студентов военного училища наблюдается низкая ситуативная тревожность.

3. Также были выявлены гендерные отличия личностной тревожности.

4. У студентов-девушек наблюдается высокий уровень личностной

тревожности.

Таким образом, гипотеза о том, что тревожность у мужчин и женщин различна, а также чувство тревожности влияет на стиль поведения в конфликтной ситуации, подтверждена частично.

Список литературы:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. — М.: Наука, 1994. — 304 с.

2. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцулов, А.И. Шипилов. — М.: Пелитиздат, 1995. — 375 с.

6 стр., 2887 слов

Мотивационно-личностные особенности руководителей мужчин и женщин

... проявления конформности, тревожности, прямолинейности, зависимости от группы, самомнения, гипертимии, чувствительности) руководителей-мужчин и руководителей-женщин. Данные отличия ... долгое время не являлась предметом изучения психологии менеджмента. Однако с широком распространением феминистского ... жизни индивидуума; индивидуально-осознанная позиция и поведение человека, связанные с его трудом, опытом ...

3. Анцупов, А.Я., Леонов Н.И. Хрестоматия по конфликтологии / А.Я. Анцупов, Н.И. Леонов. — Спб.: Миг, 1996. — 415 с.

4. Астапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.Н. Астапов // Психологический журнал. -1992. — Т.13 — №5. — C.110-125.

5. Березовская, Р.А. Отношение менеджеров к здоровью / Р.А. Березовская // Вестник. – 1999. — №13. — С.61-70.

6. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. Спб.: Еврознак, 2001. — 320 с.

7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1993. — 278 с.

8. Браун, Дж. Фрейд и постфрейдисты / Дж. Браун // Психологический журнал. -1993. — №12. — C.12-45.

9. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. — М.: Смысл, 2004. — 544 с.

10. Габдрева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. / Г. Ш. Габдрева. — М.: Тонус, 2000. — № 5. — 213 с.

11. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Климат, 2000. — 370 с.

12. Грошев, И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин / И.В. Грошев. — М.: Мир, 2005. – 464 с.

13. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / C.М. Емельянов. – Спб.: Миг, 2009. — 384 с.

14. Журавлев, А.Л. Социально-психологические аспекты исследования конфликта / Л.А. Журавлев // Современная конфликтология в контексте культуры мира. – 2001. — №5. — С.357-372.

15. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. — М.: АО Аспект пресс, 1994. — 260 с.

16. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. Зеркин. – М.: Феникс, 1998. -480с

17. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин / Е.П. Ильин. – Спб.: Питер, 2006. — 544 с.

18. Кон, И.С. В поисках себя / И.С. Кон. – М.: Мгновение, 2000. — 350 с.

19. Козер, Л.А. Завершение конфликта / Л.А. Козер // Психологический журнал. -1994. — 8. — C.48-90.

20. Левитов, Н.Д. Психические состояния беспокойства и тревоги / Н.Д. Левитов. — М.: Слово, 2003. — 258 с.

21. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов / Е.Е. Миронова. – М.: Просвещение, 2005. — 354 с.

22. Мэй, Р. Проблема тревоги / Р. Мэй. — М.: Глобус, 2001. — 256 с.

23. Мэш, Э. Тревожные расстройства / Э. Мэш. — Спб: Миг, 2003. — 368 с.

24. Петровский, А.В. Психология. Словарь. / А. В. Петровский, под ред. М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 370 с.

25. Петровский, А.В. Хрестоматия по психологии / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2003. — 528 с.

26. Прихожан, А.М. Причины и профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. — 1998. — №2. — С.54-87.

27. Симонов, П. Познание неосознаваемого / П. Симонов // Вопросы психологии. – 2002. — №13. — С.90-134.

28. Скотт, Дж.Г. Конфликты. Пути их преодоления / Дж.Г. Скотт. – Киев: АДР, 1991. — 256 с.

29. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы / З. Фрейд. — СПб.: Кругосвет, 1997. — с. 402.

7 стр., 3297 слов

Изучение конфликтов в психологии

... современной психологии сохраняет свою истинность тезис, идущий от Фрейда, в соответствии с которым личность пред­ставляет собой динамическую конфигурацию или про­странство, находящееся в постоянном конфликте с ...

30. Холмс, П. Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений / П. Холмс. М.: Прогресс, 1999. — 277с

31. Хорни, К. Собрание сочинений / К. Хорни. М.: Смысл, 1997. — 435 с.

32. Чуйкова, Ю.М. Взаимосвязь коммуникативных характеристик личности и эмоциональной устойчивости: дип.работа – Спб, фак. псих, 2001. — 156 с.

Приложения

Приложение 1

Таблица 1

Количественное распределение по шкалам тревожности и стиля поведения в конфликте у мужчин

………..