Особенности и коррекция проявлений девиантного поведения у подростков из неблагополучных семей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА 6

1.1 Понятие, виды неблагополучных семей в современном обществе.. 6

1.2 Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение ребенка ..12

1.3 Социально-психологическая технология коррекционной и реабилитационной работы с детьми из неблагополучных семей ..20

Выводы по первой главе 23

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА» 24

2.1 Программа исследования «Влияние семьи на девиантное поведение подростка» 24

2.2 Результаты исследования «Влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростка» 25

2.3 Рекомендация по работе с неблагополучными семьями во взаимоотношениях с детьми 27

Выводы по второй главе. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

ВВЕДЕНИЕ

Обращение к проблеме исследования девиантных подростков насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и работа с девиантными детьми и подростками.

Психология девиантного поведения, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному решению этой острой социальной проблемы.

Специфичность воздействия социальных факторов на поведение подростков заключается в их опосредованном позитивном и негативном влиянии через ближайшее окружение. Углубленный анализ связей между обобщенно-абстрактными константами и конкретными жизненными ситуациями показал, что в жизненных ориентациях подростков многое обусловлено их семейной ситуацией. Так, корреляция статистической картины девиаций подростков со статистической картиной семейного неблагополучия (расторжение брака между родителями, имеющими детей) сравнительно высокая, что позволяет судить об уровне подростковой преступности не по уголовной статистике, а по статистике разводов. При увеличении первого показателя растет и другой.

Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Понятие «семейное неблагополучие» охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями).

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... жизни. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Роль семьи в развитии личности ребенка, проблемы ... литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также ... родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения . В ...

Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка.

Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение подростков оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании. Исследования показали, что родители девиантных подростков не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения.

В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм. Анкетирование таких подростков показало, что общение с родителями часто ограничивается упреками, чтением морали, отвержением самостоятельного мнения подростков. Склонность к девиантному поведению наблюдается у тех подростков, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если подростки при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают их большое расхождение. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок.

Цель работы — проанализировать влияние неблагополучной атмосферы в семье на развитие девиации в поведении подростка.

Объект — девиантное поведение подростков.

Предмет — влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение подростков.

В соответствии целью курсовой работы были составлены следующие задачи:

1 Проанализировать основные направления исследования проблемы девиантного поведения в зарубежной и отечественной литературе.

2 Охарактеризовать пути влияния семейного неблагополучия на девиантное поведение подростков.

3 Обосновать необходимость профилактики девиантного поведения подростков.

Курсовая работа состоит из введения, в котором описана актуальность данной работы, поставлена цель, обозначены объект, предмет и задачи; двух глав, заключения, в котором подведены итоги и сделаны выводы всей курсовой работы и списка используемых источников. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты влияния семьи на девиантное поведение подростков. В главе второй проведено исследование, в котором выявлены основные причины проявления девиантного поведения.

25 стр., 12497 слов

Коррекция отклонений в поведении подростков из неблагополучной семьи

... в поведении подростков из неблагополучной семьи. Объект исследования - характерологические особенности личности подростков из неблагополучной семьи. Предмет исследования - специфические особенности поведения подростка с отклоняющимся поведением. Гипотеза исследования. Неблагополучная семья формирует различные формы отклоняющегося поведения подростков. Методы ...

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА

1.1 Понятие, виды неблагополучных семей в современном обществе

Неблагополучные семьи ? это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, мало результативно [4].

Под неблагополучной понимается такая семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети» [7]….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья ? важнейший институт социализации, так как является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.

Семья ? сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения ? один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.

В результате исследования мы достигли цели работы, доказав, что неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, влекут за собой отклоняющее поведение подростка. А также были выполнены задачи :

1 были подобраны и реализованы методы исследования влияния неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка,

2 предложены рекомендации по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением.

И на основе исследований сделаны следующие выводы:

Неадекватное отношение родителей к подростку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт и как следствие ? отклоняющее поведение ребенка.

Уровень развития личности подростка зависит и от создания условий родителями.

Негативные взаимоотношения между взрослыми и подростком формируются при неблагоприятном климате в семье, и подросток, протестуя против таких отношений, может до конца не осознавая свои поступки идет на крайние меры, иногда в виде девиантного поведения.

На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что наша гипотеза о роли родительского отношения к детям получила свое подтверждение. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст ? время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.

4 стр., 1924 слов

Профилактическая работа с подростками девиантного поведения в ...

... работы по предупреждению девиантного поведения подростков в условиях социально- ... поведение как феномен является предметом исследования различных наук. Задачи профилактики девиантного поведения ... поведение возникает из-за неблагоприятных социальных условий (Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.), то изменение этих условий потребует обязательного решения вопроса социально неблагополучных семей и семей, ...

В связи с этим в неблагополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто заняты или уделяют должного внимания детям, поэтому не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Афанасьев B. C. К вопросу о понятии антисоциального поведения / В. С. Афанасьев. ? М.: Наука, 1979. ? С. 73-80.

2 Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом / В. Г. Афанасьев. ? М.: Наука, 1975. ? 134 с.

3 Бабаян Э. А. Учебное пособие по наркологии / Э. А. Бабаян. ? М.: Наука, 1981. ? 256 с.

4 Бабий Н. А. Уголовная ответственность за спаивание несовершеннолетних / Н. А. Бабий. ? М.: Наука, 1996. ? 129 с.

5 Байсенов Б. С. Алкоголизм: уголовно-правовые и криминологические проблемы / Б. С. Байсенов. ? М.: Наука, 1981. ? 345 с.

6 Балякин В. А. Токсикология и экспертиза алкогольного опьянения / В. А. Балякин. ? М.: Наука, 1962. ? 158 с.

7 Батенин С. С. Человек в его истории / С. С. Батенин. ? М.: Наука, 1976. ? 256 с.

8 Беккер Г. Современная социологическая теория / Г. Беккер. ? М.: Иностранная литература, 1961. ? 289 с.

9 Беличева С. А. Этот опасный возраст / С. А. Беличева. ? М.: Наука, 1982. ? 96с.

10 Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне. ? М.: Прогресс, 1986. ? 422 с.

11 Бехтель Э. Я. Донозологические формы злоупотребления алкоголем / Э. Я. Бехтель. ? М.: Наука, 1985. ? 359 с.

12 Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. ? М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. ? 200 с.

13 Грищенко Л. А. Побег из дома и бродяжничество / Л. А. Грищенко. ? Свердловск: Издательство уральского института, 1988. ? 68с.

14 Давыдов Ю. Н. Социология контркультуры. Критический анализ. (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь) / Ю. Н. Давыдов. ? М.: Наука, 1980. ? 263 с.

15 Дюркгейм Э. Самоубийство / Э. Дюркгейм. ? Спб.: Питер, 1912. ? 387 с.

16 Дюркгейм Э. Социология/ Э. Дюркгейм. ? Спб.: Питер, 1995. ? 352 с.

17 Елизаров В. В. Перспективы исследования семьи: анализ, моделирование, управление / В. В. Елизаров. ? М.: Наука, 1987. ? 175 с.

18 Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей / Д. Н. Исаев. ? Спб.: Питер, 2000. ? 512 с.

19 Кайзер Г. Криминология. Введение в основы / Г. Кайзер. ? М.: Наука, 1979, ? 368 с.

6 стр., 2993 слов

Биография Дюркгейм, Эмиль

... В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). ... на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин ...

20 Кант И. Сочинения: В 4 т. на нем. и рус. яз. Т.1. Трактаты и статьи / И. Кант. ? М.: Наука, 1993. ? 459 с.

21 Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники / В. О. Ключевский. ? М.: Мысль, 1993. ? 415 с.

22 Ковалев А. Г. Психологические основы исправления правонарушителя / А. Г. Ковалев. ? М.: Наука, 1968. ? 369 с.

23 Коган Л. Н. Теория культуры / Л. Н. Коган. ? Екатеринбург: УрГУ, 1993. ? 160 с.

24 Коган JI. H. Очерки теории социалистической культуры / Л. Н. Коган. ? Свердловск, 1972. ? 265 с.

25 Кон И. Проблемы социализации молодежи / И. Кон. ? М.: Знание, 1988. ? 64 с.

26 Кон И. Психология ранней юности / И. Кон. ? М.: Знание, 1989. ? 365 с.

27 Кондратьев М. Ю. Психолого-педагогическая работа со школьниками-девиантами в Москве / М. Ю. Кондратьев. ? М.: Наука, 1999. ? С. 46-58.

28 Минина С. П. Преступность несовершеннолетних / С. П. Минина. ? Спб.: Питер, 1998. ? 259с.

29 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. ? М.: Наука, 1992. ? 543 с.

30 Степанов В. Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. ? М.: Академия, 1997. ? 320 с.