Исследование памяти в когнитивной психологии

Классификации видов памяти.

I. Бинарные классификации памяти (по способу запоминания):

1. Непроизвольное → произвольное запоминание (по наличию цели или намерения).

2. Непосредственное → опосредованное (по наличию средств и приемов).

3. Механическое (повторение) → осмысленное (обдумывание).

II. Традиционная классификация видов памяти по материалу запоминания.

Классификация П.П. Блонского: моторная, аффективная, образная, словесно-логическая

III. Классификация когнитивной психологии

Сенсорные регистры (СР).

Иконическая и эхоическая память.

Кратковременная память (КП).

Питерсоны: 20 сек.

Долговременная память (ДП).

Время хранения не ограничено.

+ виды ДП:

Декларативная – знание что делать; память на факты. Виды по Тульвингу:

o Эпизодическая (память на события, которые были пережиты лично)

o Семантическая (память на основные значения слов и понятия)

o Эксплицитная и эмплицитная

· Процедурная – знание как делать; память на умения и навыки.

 

Теории памяти.

a) Эббингауз(конец 19 в.) первым изучил изменения памяти во времени! – классический ассоцианизм. Перечислить МЕТОДЫ, не забыть про КРИВУЮ ЗАБЫВАНИЯ

б) Бартлетт: теория репродуктивного и продуктивного запоминания. Испорченный телефон.

в) Когнитивисты выделили 3 вида памяти:

1) сенсорная память; сенсорный регистр: опыты Сперлинга (метод частичного отчета).

Морэй (1965): исследования эхоической памяти

2) КП, рабочая, оперативная память. Основной механизм этой памяти — повторение! Петерсоны. Опыты Шульмана.

3) ДП – постоянная. ПозжеТульвинг разделил ДП на два вида: эпизодическая и семантическая.

Исследования Брауна и Мак-Нейла.

 

г) Эпигенетическая теория Блонского.Подтверждение при анализе распада памяти.

д) Культурно-деятельностная школа Выготский-Леонтьев-Лурия.Пробле­ма развития. Опсредствование запоминания. Работы Леонтьева и Занкова. Параллелограмм развития.

НПФ и ВПФ.

 

2. Развитие памяти (в другой версии вопросов этот вопрос слит с развитием внимания – в таком случае см. вопрос 6 по теме)

Планы рассмотрения развития памяти:

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ ФГБОУ ВПО Уфимский Государственный Университет Экономики и Сервиса Кафедра педагогики и психологии инклюзивного обучения РЕФЕРАТ По дисциплине: Психология на тему: « Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение)» Выполнил: студент гр. БГОЗК-1 Ибрагимов Э.Р. Шифр: 12.01.228 Проверил: Уфа 2013 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 ...

1.Филогенез (Блонский).

2. Социогенез (Жане, Блонский, Леонтьев)

.1. ЖАНЕ. память-реминисценция и память-рассказ.

2. Гипотетическая ситуация «часовой на изолированном посту».

3. Определение истинной памяти. Память – социальное действие, произвольное запоминание, припоминание, память повествования.

4. Амнемозия детей и стариков. + у животных не может быть памяти вообще.

3.Онтогенез Память как ВПФ. ВПФ развиваются на основе НПФ, т.е. социальны, опосредованы, произвольны, системны.

Развитие памяти в социогенезе (Леонтьев)внешнее развитие и внутреннее

Методика двойной стимуляции (Леонтьев)

4.Патогенез Амнезия:. Ретроградная, Конградная амнезия, Антероградная амнезия. + постгипнотические и инфантильные

Классификация амнезий по Рибо: Временные, Периодические, Прогрессирующие. Закон Рибо (закон обратного развития памяти

Врожденные амнезии. Синдром Корсакова. Неврологический статус: паралич конечностей, боли, расстройства чувствительности. Психический статус: расстройство кратковременной памяти.

5.Актуалгенез Компьютерная метафора психических процессов человека. Процесс переработки информации идет поэтапно. Всю систему переработки информации можно представить в виде блоков, которые связаны между собой определенными связями.

Модель двойственной памяти. 1965 Д.Норман, Н.Во: первичная, вторичная.

Повторение – проговаривание про себя или вслух материала, поступившего в первичную память.

Функции повторения:

1. удержание материала в первичной памяти

2. копирование информации из первичной во вторичную память

3. закрепление информации во вторичной памяти

4. кодирование информации в вербально-акустическую форму

5. группировка элементов

Модель трехкомпонентной системы памяти. Д.Аткинсон, Р.Шиффрин

 

Генетическая классификация Блонского.

 

 

Исследование памяти в когнитивной психологии

 

1. Определение когнитивной психологии и ее предмета.

16 стр., 7567 слов

Психофизилогическая характеристика процесса приема информации. Переработка и хранение информации. Индивидуальные особенности познавательной сферы личности.

... , особенно когда она является немедленной. Переработка информации протекает под влиянием ограничений, отражающих пропускную ... воспроизводятся. Этипроцессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, ... практических задач, в результате которого формируется субъективная модель, предполагаемой совокупности действий, то есть план ...

2. Основные подходы к изучению памяти:

. 1) процессуальный

2) функциональный.

3) наличие структур:

а) структурный подход (структуры для хранения), предмет – блоки хранения и переработки информации, где каждый блок – стадия процесса с определенным результатом. Методы: хронометрия и измерение продуктивности

2 механизма памяти по Джемсу, 2хкомпонентная модель – Норманн и Во, 3хкомпонентная модель Аткинсон, Шифрин.

Функциональная характеристика структур памяти. Эксперименты А. Беверли, Тулвинг Аткинсон.

б) уровневый подход (уровни переработки), предмет – способы переработки информации в зависимости от задачи, метод – постановка специфических задач, требующих разных способов решения. Эксперимент Крейка. Теория Крейка-Локхарта. Повторение по Норманну и Во. Эксперимент Гандуса. Тулвинг. Зинченко, Смирнов. Эксперимент Крейка-Тулвинга. Беддели.

Эффекты памяти. 1) недавность, 2) уровень переработки и глубина. 3) идея центрального исполнителя.

Норман, Линдсей, Клацке: Память –последовательная система переработки информации, и каждый ее блок имеет ограниченную емкость.

3 процесса памяти у когнитивистов:1. Кодирование (введение в систему); 2.Хранение; 3.Извлечение (воспроизведение)

1 блок памяти – сенсорная память (регистр). Его характеристики. Модальности. Функции. Опыты Сперлинга.

2 блок – кратковременная память Характеристики. Основной механизм. Эксперимент Петерсонов, опыты Шульмана. 2 механизма забывания.

Структура КП. Буферная модель Аткинсона.

3 блок – долговременная память Определение Клацки.ДП: эпизодическая и семантическая.

3 вида моделей ДП:

1.Сетевые модели. 2 эффекта: эффект величины класса— исследования Брауна и Мак-Нейла и эффект семантической близости

Теоретико-множественные модели Мейера

Модели, основанная на семантических признаках.

 

Виды и теории научения. Формирование навыков и умений.

 

5 стр., 2375 слов

Структура памяти. Процессы хранения и переработки информации

СТРУКТУРА ПАМЯТИ. ПРОЦЕССЫ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ Содержание 1. Память и ее значение в когнитивной психологии . Структура памяти . Обработка информации в памяти . Материальная основа памяти Список литературы 1. Память и ее значение в когнитивной психологии Память - это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат ...

Виды и теории научения.

1) Научение — определение

— неассоциативное и ассоциативное (Торп).

— Классическое обусловливание (Павлов).

— Бихевиористы. Обусловливание. Перенос. Интеграция. Уотсон.

— Инструментальное или оперантное научение. Скиннер

— Необихевиоризм. Латентное научение Толмен.

— Инсайт и импринтинг. Реакция следования, К. Лоренц. Боровский. Половое запечатление.

— Гештальт: Инсайт — Келер

— Зоопси: Взаимная стимуляция. Подражание. Аллеломиметическое поведение vs имитационное научение. Облигатное и факультативное научение.

Опыты Эйбе-Эйбесфельдт

2) Навык – определение. Виды:

ü Локомоция

ü Самообслуживание и бытовые навыки

ü Когнитивные навыки и умения (чтение, умение слушать и говорить, письмо, вождение автомобиля)

ü Спортивные навыки и умения (вырабатываются годами)

ü Аффективные навыки (навыки и умения наблюдать и контролировать свои эмоции и наблюдать чужие эмоции, эмпатия)

ü Социальные умения (способность взаимодействовать с другими людьми в определенном социальном контексте таким образом, чтобы это было полезно: а) самому субъекту; б) взаимно полезно; в) полезно для других людей).

Совокупность социальных навыков – социальная компетентность.

Норман. Характеристики навыков.

Степень автоматизации. Роль навыка. + знания и умения.

Степень обобщенности и произвольности. Сложные навыки, автоматизмы.

Идиомоторная тренировка. Навык в спорте и искусстве. Факторы: 1) мотивация, обучаемость, прогресс 2) уровень развития субъекта 3)полнота уяснения

 

Механизмы формирования навыков и умений.

Принципы и фазы по Бернштейну.«Повторение без повторения». Общие положения.

1. Выбор ведущего уровня и двигательного состава

2. Выявление и роспись коррекций.

3. Развертка фонов

4. Автоматизация

5. Срабатывание фоновых коррекций

2 стр., 968 слов

Анализ подходов к научению Толмена и Уотсона

Тематическое сообщение "Сравнительный анализ подходов к научению в теориях Уотсона и Толмена" Критический анализ бихевиоризма. Взгляды Уотсона на предмет психологии. Учение о поведении. Дж. Уотсон (1878 - 1958) критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность, и предложил свою программу исследований. Философской основой бихевиоризма стали позитивизм и прагматизм, психологической ...

6. Стандартизация

7. Стабилизация

Норманн –научение без понимания и понимание без научения.

Кривая научения.Начальная площадка, плато, конечная площадка: мотивационный и физиологический предел

Эффект переноса.

5. Внимание: явления, функции, виды и свойства. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания.

Основные определения:

1. Феномены

· Ясность и отчетливость (Вундт)

· Избирательность сознания (Джеймс)

· возможности удержания определенных содержаний в сознании (Т. Рибо)

· направленность и сосредоточенность

2. Вопрос о существовании внимания:

1) как самостоятельный активный процесс

· Вундт — апперцепция

· Джеймс – преперцепция (мысленная антиципация)

Аналоги преперцепции — Дж. Брунер (перцептивная готовность), Найсер (когнитивная схема), современная когнитивная психология.

§ Рисунок внимания. Метафора прожектора.

§ Н.Ф. Добрынин Выборе и поддержание тех или иных процессов деятельности внимания.

2) как одна из характеристик сознания, другой функции, деятельности

§ Э. Титчнер. Внимание – сенсорная ясность.

§ С.Л. Рубинштейн: «Внимание – динамическая характеристика протекания познавательной деятельности.

§ Свойства: направленность; сосредоточенность; углубленность.

 

Основные виды внимания

§ В. Джеймс. Произвольное – непроизвольное, каждое из них делится на непосредственное – опосредованное, каждое из них делится на чувственное – интеллектуальное.

§ Добрынин. 1.Вынужденное 2. Аффективное 3. Привычное 4. Произвольное 5. Послепроизвольное

 

Классификация основных видов внимания

1. 1. Титченер. Объем. Интенсивность, устойчивость.

2 Рубинштейн. Концентрация. Объем. Распределение. Устойчивость. Переключение внимания.

 

Примеры исследования свойств внимания:

Ранние эксперименты. Гамильтон. Джевонс.

13 стр., 6026 слов

Психологическая структура совместной деятельности. Это я не нашла: Динамические особенности совместной деятельности. Основные типы совместной деятельности.

Совместная деятельность — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:   1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе ...

Опыты с тахистоскопом.

Эксперимент Оберли

1) Различные объемы. Эксперимент Гленвилля и Далленбаха