Исследование памяти в когнитивной психологии

Классификации видов памяти.

I. Бинарные классификации памяти (по способу запоминания):

1. Непроизвольное → произвольное запоминание (по наличию цели или намерения).

2. Непосредственное → опосредованное (по наличию средств и приемов).

3. Механическое (повторение) → осмысленное (обдумывание).

II. Традиционная классификация видов памяти по материалу запоминания.

Классификация П.П. Блонского: моторная, аффективная, образная, словесно-логическая

III. Классификация когнитивной психологии

Сенсорные регистры (СР).

Иконическая и эхоическая память.

Кратковременная память (КП).

Питерсоны: 20 сек.

Долговременная память (ДП).

Время хранения не ограничено.

+ виды ДП:

Декларативная – знание что делать; память на факты. Виды по Тульвингу:

o Эпизодическая (память на события, которые были пережиты лично)

o Семантическая (память на основные значения слов и понятия)

o Эксплицитная и эмплицитная

· Процедурная – знание как делать; память на умения и навыки.

 

Теории памяти.

a) Эббингауз(конец 19 в.) первым изучил изменения памяти во времени! – классический ассоцианизм. Перечислить МЕТОДЫ, не забыть про КРИВУЮ ЗАБЫВАНИЯ

б) Бартлетт: теория репродуктивного и продуктивного запоминания. Испорченный телефон.

в) Когнитивисты выделили 3 вида памяти:

1) сенсорная память; сенсорный регистр: опыты Сперлинга (метод частичного отчета).

Морэй (1965): исследования эхоической памяти

2) КП, рабочая, оперативная память. Основной механизм этой памяти — повторение! Петерсоны. Опыты Шульмана.

3) ДП – постоянная. ПозжеТульвинг разделил ДП на два вида: эпизодическая и семантическая.

Исследования Брауна и Мак-Нейла.

 

г) Эпигенетическая теория Блонского.Подтверждение при анализе распада памяти.

д) Культурно-деятельностная школа Выготский-Леонтьев-Лурия.Пробле­ма развития. Опсредствование запоминания. Работы Леонтьева и Занкова. Параллелограмм развития.

НПФ и ВПФ.

 

2. Развитие памяти (в другой версии вопросов этот вопрос слит с развитием внимания – в таком случае см. вопрос 6 по теме)

Планы рассмотрения развития памяти:

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... знаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - ...

1.Филогенез (Блонский).

2. Социогенез (Жане, Блонский, Леонтьев)

.1. ЖАНЕ. память-реминисценция и память-рассказ.

2. Гипотетическая ситуация «часовой на изолированном посту».

3. Определение истинной памяти. Память – социальное действие, произвольное запоминание, припоминание, память повествования.

4. Амнемозия детей и стариков. + у животных не может быть памяти вообще.

3.Онтогенез Память как ВПФ. ВПФ развиваются на основе НПФ, т.е. социальны, опосредованы, произвольны, системны.

Развитие памяти в социогенезе (Леонтьев)внешнее развитие и внутреннее

Методика двойной стимуляции (Леонтьев)

4.Патогенез Амнезия:. Ретроградная, Конградная амнезия, Антероградная амнезия. + постгипнотические и инфантильные

Классификация амнезий по Рибо: Временные, Периодические, Прогрессирующие. Закон Рибо (закон обратного развития памяти

Врожденные амнезии. Синдром Корсакова. Неврологический статус: паралич конечностей, боли, расстройства чувствительности. Психический статус: расстройство кратковременной памяти.

5.Актуалгенез Компьютерная метафора психических процессов человека. Процесс переработки информации идет поэтапно. Всю систему переработки информации можно представить в виде блоков, которые связаны между собой определенными связями.

Модель двойственной памяти. 1965 Д.Норман, Н.Во: первичная, вторичная.

Повторение – проговаривание про себя или вслух материала, поступившего в первичную память.

Функции повторения:

1. удержание материала в первичной памяти

2. копирование информации из первичной во вторичную память

3. закрепление информации во вторичной памяти

4. кодирование информации в вербально-акустическую форму

5. группировка элементов

Модель трехкомпонентной системы памяти. Д.Аткинсон, Р.Шиффрин

 

Генетическая классификация Блонского.

 

 

Исследование памяти в когнитивной психологии

 

1. Определение когнитивной психологии и ее предмета.

2. Основные подходы к изучению памяти:

. 1) процессуальный

2) функциональный.

3) наличие структур:

а) структурный подход (структуры для хранения), предмет – блоки хранения и переработки информации, где каждый блок – стадия процесса с определенным результатом. Методы: хронометрия и измерение продуктивности

2 механизма памяти по Джемсу, 2хкомпонентная модель – Норманн и Во, 3хкомпонентная модель Аткинсон, Шифрин.

Функциональная характеристика структур памяти. Эксперименты А. Беверли, Тулвинг Аткинсон.

б) уровневый подход (уровни переработки), предмет – способы переработки информации в зависимости от задачи, метод – постановка специфических задач, требующих разных способов решения. Эксперимент Крейка. Теория Крейка-Локхарта. Повторение по Норманну и Во. Эксперимент Гандуса. Тулвинг. Зинченко, Смирнов. Эксперимент Крейка-Тулвинга. Беддели.

Эффекты памяти. 1) недавность, 2) уровень переработки и глубина. 3) идея центрального исполнителя.

Норман, Линдсей, Клацке: Память –последовательная система переработки информации, и каждый ее блок имеет ограниченную емкость.

10 стр., 4705 слов

На тему: «Память»

... памяти. Если классифицировать память по времени Память – сложный и многозначный процесс. Существуют следующие виды памяти: генетическая память, прижизненная память и импринтинг. Генетическая память – память на анатомическое, физиологическое строение организма и инстинкты. Эта информация ...

3 процесса памяти у когнитивистов:1. Кодирование (введение в систему); 2.Хранение; 3.Извлечение (воспроизведение)

1 блок памяти – сенсорная память (регистр). Его характеристики. Модальности. Функции. Опыты Сперлинга.

2 блок – кратковременная память Характеристики. Основной механизм. Эксперимент Петерсонов, опыты Шульмана. 2 механизма забывания.

Структура КП. Буферная модель Аткинсона.

3 блок – долговременная память Определение Клацки.ДП: эпизодическая и семантическая.

3 вида моделей ДП:

1.Сетевые модели. 2 эффекта: эффект величины класса— исследования Брауна и Мак-Нейла и эффект семантической близости

Теоретико-множественные модели Мейера

Модели, основанная на семантических признаках.

 

Виды и теории научения. Формирование навыков и умений.

 

Виды и теории научения.

1) Научение — определение

— неассоциативное и ассоциативное (Торп).

— Классическое обусловливание (Павлов).

— Бихевиористы. Обусловливание. Перенос. Интеграция. Уотсон.

— Инструментальное или оперантное научение. Скиннер

— Необихевиоризм. Латентное научение Толмен.

— Инсайт и импринтинг. Реакция следования, К. Лоренц. Боровский. Половое запечатление.

— Гештальт: Инсайт — Келер

— Зоопси: Взаимная стимуляция. Подражание. Аллеломиметическое поведение vs имитационное научение. Облигатное и факультативное научение.

Опыты Эйбе-Эйбесфельдт

2) Навык – определение. Виды:

ü Локомоция

ü Самообслуживание и бытовые навыки

ü Когнитивные навыки и умения (чтение, умение слушать и говорить, письмо, вождение автомобиля)

ü Спортивные навыки и умения (вырабатываются годами)

ü Аффективные навыки (навыки и умения наблюдать и контролировать свои эмоции и наблюдать чужие эмоции, эмпатия)

ü Социальные умения (способность взаимодействовать с другими людьми в определенном социальном контексте таким образом, чтобы это было полезно: а) самому субъекту; б) взаимно полезно; в) полезно для других людей).

Совокупность социальных навыков – социальная компетентность.

Норман. Характеристики навыков.

Степень автоматизации. Роль навыка. + знания и умения.

Степень обобщенности и произвольности. Сложные навыки, автоматизмы.

Идиомоторная тренировка. Навык в спорте и искусстве. Факторы: 1) мотивация, обучаемость, прогресс 2) уровень развития субъекта 3)полнота уяснения

 

Механизмы формирования навыков и умений.

Принципы и фазы по Бернштейну.«Повторение без повторения». Общие положения.

1. Выбор ведущего уровня и двигательного состава

2. Выявление и роспись коррекций.

3. Развертка фонов

4. Автоматизация

5. Срабатывание фоновых коррекций

6. Стандартизация

7. Стабилизация

Норманн –научение без понимания и понимание без научения.

Кривая научения.Начальная площадка, плато, конечная площадка: мотивационный и физиологический предел

23 стр., 11216 слов

Гештальт — исследования проблем научения: инсайт и интеллект ...

... Вольфганга Келера «Интеллект человекообразных обезьян» В этом отрывке из ставшей классической книги «Интеллект человекообразных обезьян»[103]автор рассматривает, как наблюдаемые ... не устанавливал никакого формального плана своих исследований, не выполнял никаких измерений ни до, ... них недоступно. Эти эксперименты показывают, как обезьяны приобретают навыки использования ящиков для достижения цели ( ...

Эффект переноса.

5. Внимание: явления, функции, виды и свойства. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания.

Основные определения:

1. Феномены

· Ясность и отчетливость (Вундт)

· Избирательность сознания (Джеймс)

· возможности удержания определенных содержаний в сознании (Т. Рибо)

· направленность и сосредоточенность

2. Вопрос о существовании внимания:

1) как самостоятельный активный процесс

· Вундт — апперцепция

· Джеймс – преперцепция (мысленная антиципация)

Аналоги преперцепции — Дж. Брунер (перцептивная готовность), Найсер (когнитивная схема), современная когнитивная психология.

§ Рисунок внимания. Метафора прожектора.

§ Н.Ф. Добрынин Выборе и поддержание тех или иных процессов деятельности внимания.

2) как одна из характеристик сознания, другой функции, деятельности

§ Э. Титчнер. Внимание – сенсорная ясность.

§ С.Л. Рубинштейн: «Внимание – динамическая характеристика протекания познавательной деятельности.

§ Свойства: направленность; сосредоточенность; углубленность.

 

Основные виды внимания

§ В. Джеймс. Произвольное – непроизвольное, каждое из них делится на непосредственное – опосредованное, каждое из них делится на чувственное – интеллектуальное.

§ Добрынин. 1.Вынужденное 2. Аффективное 3. Привычное 4. Произвольное 5. Послепроизвольное

 

Классификация основных видов внимания

1. 1. Титченер. Объем. Интенсивность, устойчивость.

2 Рубинштейн. Концентрация. Объем. Распределение. Устойчивость. Переключение внимания.

 

Примеры исследования свойств внимания:

Ранние эксперименты. Гамильтон. Джевонс.

Опыты с тахистоскопом.

Эксперимент Оберли

1) Различные объемы. Эксперимент Гленвилля и Далленбаха