I. Теоретико-методологическое обоснование

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Факультет искусств Кафедра академического хора

Курсовая работа

по дисциплине: «Основы детского хорового музицирования»

тема: «Особенности вокально-хоровой работы с подростками в мутационный период»

Выполнил студент:

Суменков К.А.

331гр.

Санкт-Петербург

2014г.

Введение

В настоящее время хоровому и сольному пению детей и подростков обучают в различных учебных заведениях — хоровых школах, хоровых колледжах, хоровых училищах, хоровых гимназиях. Существует мнение, что певческий голос может ярко проявляться только один раз в жизни ребенка — либо в детском, либо во взрослом состоянии. При этом ссылаются на пример короткого функционирования красивого детского голоса у итальянского мальчика Робертино Лоретти, у российского мальчика Евгения Таланова, у «звездного» солиста Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения (70-е гг. прошлого века) Сергея Парамонова, которого называли «советским Робертино Лоретти» и т. д.

Однако в практике работы профессиональных учебных заведений часто встречаются примеры, когда подростки, обучавшиеся пению с трех-четырех лет, после мутации продолжают успешно заниматься сольным пением и поступают на вокальные отделения различных вузов.

В то же время педагогов-практиков не могут не волновать вопросы, связанные с предстоящей мутацией голоса маленьких учеников. В хоровых коллективах, где обучение начинается с 5—7-ми лет, к тому времени, когда дети научаются петь и их голоса начинают хорошо звучать, наступает период мутации. Прохождение каждым учащимся мутационного периода голоса всегда имеет определенные трудности, как для самого ученика, так и для его педагогов. Этот переломный период наиболее раним для психики мальчиков, так как связан с прекращением интенсивной певческой деятельности для одаренных в вокальном отношении детей. Более того, отсутствие должного внимания и отношения к певческому аппарату в этот период действительно чревато неприятными последствиями.

8 стр., 3539 слов

Презентация на тему: Периоды детского возраста

Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическоеразвитие детей. зав.кафедрой детских инфекций Поздеева Ольга Сергеевна Ребенок -рост и развитие -возрастной этап -морфологические, физиологические и психологические качества Потребность выделения периодов (этапов) развития Значение анатомо-физиологическихособенностей каждого периода: -научно-обоснованныеразработки медицинских мер; ...

Отношение многих исследователей и педагогов-практиков к возможности продолжения занятий пением мальчиков в этот период двояко:

Цель работы — выяснить, целесообразно ли обучать мальчиков певческому искусству в период мутации голоса? (Мальчиков процесс мутации проявляется гораздо сильнее).

1. Мутационный период с позиции психомоторики

Музыкально-исполнительская деятельность требует от человека высокого умственного напряжения, психической и физической работоспособности и совершенной психомоторной саморегуляции на всех уровнях ее организации – психическом, сенсорном и моторном. Исполнение (интонирование) музыки голосом или на музыкальном инструменте, — это процесс длительного поиска взаимосвязей акустического акта интонирования с психическими музыкальными возможностями пространственно-временной ориентации исполнителя, процесс воспитания культуры мускульно-пространственных движений. Они определяют качественные характеристики певческого (инструментального) звука в процессе интонирования. Таким образом, элементы музыкального языка связаны при воплощении художественного образа с психомоторными качествами музыканта. В период мутации голоса у подростков (особенно мальчиков) происходят особо значимые изменения в психомоторике.

Если младший школьный возраст (7-11 лет) характеризуется равномерным развитием двигательного аппарата и, следовательно, психомоторных функций, то подростковый (12-15 лет) – некоторым разладом гармонии в структуре сенсомоторных функций и двигательных координаций. В это время нарушается умение владеть движениями и соизмерять их, возникает неловкость, избыточные гримасы, наблюдается недостаток координации движений, нарушается торможение. <…> Уже в начале мутации мальчикам-певцам становится трудно справляться с высокими звуками своего диапазона. В самой стадии мутации певческий голос быстро теряет свои прежние качества и возникает вопрос целесообразности и безопасности его функционирования.

11 стр., 5087 слов

Влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка

Департамент образования по Иркутской области Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Братский педагогический колледж № 1» Кафедра «Педагогика и психология» КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: Влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка Выполнил: Щуровская Валентина Олеговна Специальность: 050704 (дошкольное образование) ...

Изменения акустических характеристик звучания голоса часто приводят к нарушению моторной, сенсорной, психической сферы и провоцируют лишнее мышечное напряжение и мышечные зажимы, как в пении, так и в других видах деятельности. Именно поэтому часть педагогов считали, что занятия хоровым пением следует прекратить (В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева), другие – что их надо продолжать (В.А. Багадуров, Е.Я. Гембицкая, Д.Л. Локшин, В.М. Металлов, М.А. Румер и др.).

Последние, неоднократно обсуждая особенности функционирования певческого голоса мальчиков в мутационный период, подчеркивали необходимость использования щадящего режима и особой организации занятий под контролем преподавателя-вокалиста.

<…>

2. Мутация. Влияние различных факторов. Периодизация. Осложнения.

2.1 Значение географического положения

По вопросу о времени наступления мутации голоса у мальчиков (обычно наступающем с периодом половой зрелости) данные специальной литературы несколько расходятся у разных авторов. (Возможно, это объясняется неодинаковым сроком наступления половой зрелости в разных климатах: так, в северных странах мутация наступает сравнительно поздно, но зато протекает более резко, тогда как в более южных странах, где период полового созревания наступает рано, мутация появляется значительно раньше и выражена гораздо слабее).

Все изменения в гортани и в голосе тесно связаны с половым развитием. Если половое развитие запаздывает, может замедлиться и приостановиться развитие гортани и голоса. У мальчиков, много болевших в детстве, слабо развитых физически, значительно отстает в развитии и голосовой аппарат, оставаясь на стадии детской гортани. В этом случае голос может остаться инфантильным и у взрослого. В медицинской практике известны различные мутационные расстройства: затянувшаяся, преждевременная, поздняя мутация. Такие явления могут объясняться эндокринными нарушениями в организме подростков, недостаточностью функции щитовидной железы и др.

В нашем климате (умеренном) мутация голоса у мальчиков появляется в 12-13-летнем возрасте, чаще всего в 14-15 лет, но случается, что она запаздывает до 16-17 и даже до 19-20 лет. Длина голосовых связок в этот период увеличивается на 6-8 мм и к 15-летнему возрасту достигает 24-25 мм. Период мутации голоса, т.е. полного перехода голоса мальчика из детского в мужской, может длиться от нескольких недель (4-6), месяцев до 2-3, а иногда и до 5 лет. Наиболее часто — около года. Но бывают случаи и исключительно быстрой смены голоса: мальчик, еще накануне разговаривающий детским голосом, на другой день уже обнаруживает голос взрослого мужчины. Резкая форма мутации может встретиться и у девочек, но это бывает реже.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

2.2 Периодизация. Характерные признаки

Развитие голоса проходит три основных этапа: предмутационный, мутационный и послемутационный.

В предмутационный период (11-12 лет) физический рост учащихся и, в частности, рост их голосового аппарата перестаёт быть плавным. Развитие идёт неравномерно. Некоторые школьники внешне делаются непропорциональными, движения становятся угловатыми, появляется излишняя нервозность. Внешняя непропорциональность указывает и на неравномерность внутреннего развития. Голос теряет яркость, как бы тускнеет, немного сипит.

У девочек в предмутационный период наблюдаются частые головокружения, головные боли, вялость, бывает затруднено дыхание.

Изменения в голосе появляются и у мальчиков, и у девочек, но у мальчиков развитие идёт более интенсивно и неравномерно. При ещё чисто детском строении голосового аппарата происходит покраснение голосовых связок, набухание, образуется слизь, которая вызывает потребность откашляться и придаёт голосу иногда сипловатый оттенок. Эти признаки наступающей мутации (перемена, изменение детского голоса), связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно. Важно знать об их существовании и тщательно следить за развитием подростка, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия.

10 стр., 4661 слов

Особенности вокально-хоровой работы с детьми в мутационный период развития голоса

... возможностей детей от рождения до периода мутации, а также физиологические особенности в период мутации (особенно остро протекающей у мальчиков). Заключение Голос - совокупность разнообразных по своим ... в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при ...

Отмечено, что мальчики, которые с 1-го класса обучались у опытных педагогов, поют в этот период легче и свободнее и сам мутационный период у них сокращается. То есть полностью отказываться от пения вовсе не обязательно, но нужно использовать свой голос в щадящем режиме: петь тихо и в небольшом диапазоне, соответственно индивидуально подбирая подходящий репертуар. Наблюдения показали, что те дети, которые правильно использовали свои голоса во время мутации под контролем преподавателя-вокалиста, безболезненно проходят этот период. У тех же, кто неправильно эксплуатировал свой голос, появлялась охриплость, повышенная утомляемость, несмыкание голосовых связок. Певцы, не использующие щадящий режим в этот период, впоследствии теряли голоса.

Когда голос меняется медленно, незаметно для окружающих и для самого ребенка, элементы мужского звучания постепенно вплетаются в звучание детского голоса. При внезапной мутации мягкий голос мальчика сразу становится грубым, появляется резкая охриплость, доходящая до афонии (афония — потеря голоса при сохранении целостной речи).

Голос при этом в пении и даже в речи начинает срываться, появляются ноты грубого басового тембра, нередко перескакивающие на фистулу. Затем басовые ноты встречаются все чаще и чаще, пока голос не станет мужским.

Последний период постмутационный, с 16—17-ти лет, когда голос подростка начинает оформляться в голос взрослого, заканчивается примерно к 20-ти годам, так как мышечная сила окончательно развивается только к этому возрасту.

Предмутационный, мутационный и послемутационный периоды требуют особо осторожного обращения с голосом и, следовательно, сугубо внимательного отношения со стороны педагога и семьи. Если во время мутации мальчики сами обыкновенно перестают петь — они не могут или им трудно петь, то в предмутационном периоде, когда затруднение в пении ещё выражено слабо, мальчики часто стараются перебороть явления приближающейся мутации, принося огромный вред своему хрупкому голосу. В послемутационный период (17-18 лет), когда голосовой аппарат ещё не пришел к полной норме, неправильное пение особенно опасно, так как угрожает срывом голоса. Таким образом, значительные и быстрые изменения голосового аппарата учащихся требуют от педагога глубокого знания физиологии и индивидуального подхода к каждому ребёнку.

4 стр., 1719 слов

Интересные факты о голосе

... мутация или фистульный голос на фоне нормального физического развития у мальчиков, функциональные нарушения голосообразования в предменструальный и менструальный периоды у женщин. Фистульный голос у мальчиков «Фистульный» голос ... Женщины вокальных профессий хорошо подготовлены по вопросам гигиены голоса и соблюдают определенный режим пения во время менструации. В наиболее тяжелом положении ...

2.3 Различные осложнения

Для вокально-педагогической практики интерес может представить описание «замаскированного расстройства» в мутационный период. Он охарактеризуется тем, что возникают приступы кашля, которые ничем не могут быть объяснены. По мнению некоторых авторов, такое явление наблюдается у мальчиков, долго поющих в хоре детским голосом, при возникновении признаков наступающей или наступившей мутации. Голосовой аппарат перенапрягается, вызывая у мальчиков неудержимый рефлекторный кашель. Для лечения затянувшихся мутационных ларингитов проводят специальные фонопедические упражнения, включающие дыхательную артикуляционную и вибрационную гимнастику. Нарушения мутации могут быть вызваны функциональными или органическими причинами. К числу функциональных причин относятся психологические факторы, конфликты, связанные с социальной и половой зрелостью.

Половое развитие у детей с мутационным фальцетом обычно не нарушено. К органическим причинам нарушения мутации относятся: асимметрия гортани, маленькие голосовые складки, эндокринные нарушения. Иногда мутация у мальчиков осложняется инфекцией верхних дыхательных путей, которая вызывает и отек голосовых складок. Но бывает и наоборот: гиперемия может быть следствием использования фальцетного голоса. В крайних случаях высоту тона можно изменить даже с помощью хирургических вмешательств.

2.4 Зависимость типа взрослого голоса от детского

Спорным часто является вопрос о том, какой тип голоса образуется после мутации у бывших дискантов и альтов. Одно время в хоровой практике наблюдалась тенденция перехода дискантов в низкие голоса, басы и баритоны, а альтов — в тенора. Возможно, это объясняется тем, что мальчиков с высокими голосами хормейстеры определяли в партии альтов для того, чтобы придать этой партии легкость, полетность. А природные альты, поющие в партии высоких голосов, обогащали звучание хора мягким, объемным тембром. В большинстве своем дети, поющие до мутации в партии дискантов, после мутации переходят в тенора, а поющие в партии альтов переходят в партии баритонов и басов. Нужно заметить, что если в период мутации мальчик басит, то из этого вовсе еще не следует, что у него будет именно бас. Наиболее часто наблюдается постепенное повышение голоса. Голос, казавшийся после окончания мутации басом, может в дальнейшем оформиться в баритон, и даже тенор. Бывает и наоборот — после окончания мутации голос делается все более и более низким и постепенно переходит из тенора в баритон или бас.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

В педагогической практике замечено, что формирующийся у ребенка разговорный голос нередко зависит от того, как он подражает окружающим его взрослым в процессе овладения речью. То же самое может происходить и при овладении вокальной речью, вырабатывая у певца чуждый для его голоса механизм звукообразования. Поэтому в период мутации так важна помощь опытного педагога, необходим также фониатрический осмотр и контроль за состоянием гортани, соблюдение голосового режима. Участие педагогов и врачей-фониатров требуется не только в сфере профессионального вокального образования.

Немалую опасность представляет певческая деятельность подростков в постмутационный период в сфере досуга, эстрадного, микрофонного пения, особенно в ночное время (с целью заработка), в прокуренных увеселительных помещениях с экологически и психически нездоровой атмосферой. Таким образом, мутация является физиологическим процессом, во время которого могут возникать нарушения как функциональные, так и психологические. Этим продиктована необходимость пристального внимания специалистов и родителей к изменениям голоса подростков для предупреждения стойких нарушений, а также проведения просветительской работы по его гигиене. Обучая мальчиков певческому искусству, уже в домутационный период необходимо вырабатывать комплекс охранных вокальных навыков, учитывая по возможности тип голоса, что позволит сохранять и развивать голоса с ориентацией на будущую профессию хориста или певца солиста.

II. Исторический обзор проблемы

Музыкальная практика во все времена помогала определять оптимальное содержание, организационные формы и методические принципы певческого обучения. Усвоение ценного опыта прошлого, выявление негативных моментов данного опыта имеет большое практическое значение для улучшения певческого обучения мальчиков в современном профессиональном образовании.

Обучение мальчиков профессиональному хоровому пению на Руси началось с введением христианства. Многочисленные профессиональные церковные хоры состояли из взрослых мужчин и мальчиков. Религиозное мировоззрение того времени определяло репертуарную политику музыкального певческого воспитания мальчиков. Это же мировоззрение повлияло и на определенные требования к качеству звучания их голосов.

Русские композиторы-классики, создавая свои произведения в непосредственном общении с хоровыми коллективами, придавали большое значение звучанию детских голосов, а именно голосов мальчиков. Эти композиторы сочиняли духовную хоровую музыку, близкую по стилю и языку к народной, при этом они имели превосходные знания природы человеческого голоса.

В православии требования к звучанию церковных песнопений, предъявляемые в соответствии с особенностями языкового произношения и распевности русской речи, исходили из основного педагогического принципа — естественности, свободы голосообразования и звукоизвлечения: «Петь не громко и не тихо, но вольно». Чтение христианских молитв было очень музыкальным. Мелодии декламационного (молитвенного) певческого стиля приближались к строению и интонациям речи. Вероятно, сначала христиане читали фрагменты религиозных текстов, а затем повторяли их нараспев. Интересным фактом процесса обучения детей грамоте на Руси было использование взаимодействия речи и пения.

В первых учебных книгах ученикам рекомендовалось чтение нараспев, содействующее образованию важных певческих качеств — вокализации, распевности. В них же обращалось внимание на воспитание навыков дыхания и высокого звучания. Манера же пения влияла на распевность речи. Методы и приемы обучения пению в церковных и светских хорах постепенно складывались в процессе развития певческого искусства в народе.

Эмоциональная и выразительная подача слова, естественность звуковедения, умение владеть дыханием — вот главное, что определяло сущность принципов русского хорового исполнительства. Эти умения формировались при помощи слова, т. е. в устной форме.

Постепенно обучение мальчиков пению в России стало осуществляться как в специальных церковно-певческих школах, так и в системе общего образования. Пение включалось в число основных учебных предметов школы. Профессиональным обучением детей пению занимались певцы из профессиональных хоров. Мастерство хорового пения перенималось младшими певчими у старших непосредственно в хорах. Длительный срок обучения обеспечивал высокий уровень общей музыкальной и специальной — вокальной подготовки. Поэтому хоровые певцы часто становились солистами.

История русской вокальной педагогики — это история выдающихся певцов и педагогов, создавших школу пения на основании своего личного опыта, подсказанного их исполнительской практикой. К таковым относились М. Глинка, А. Варламов, А. Даргомыжский и др.

Следует отметить, что вплоть до XIX в. отсутствовали письменные методические работы, отражающие опыт певческого воспитания детей в хоре, хотя именно в этот период в России постепенно накапливается педагогический и исполнительский опыт. Этот педагогический опыт, базировавшийся на опыте вокального исполнения, воплотился в трудах М. И. Глинки «Упражнения для усовершенствования голоса» и А. Е. Варламова «Полная школа пения». Эти авторы предполагали, что принципы обучения детей и взрослых пению неразличимы. Эти различия проявлялись только по материалу, некоторым педагогическим приемам и объему формируемых у тех и у других навыков. Поэтому А. Е. Варламов, например, считал необходимым обучать пению с детства. Из биографии этого композитора, певца и педагога, известно, что он потерял голос после мутации. Но даже этот факт не позволил ему усомниться в необходимости постановки голоса у детей. «Некоторые учителя несправедливо утверждали, — пишет Варламов, — будто обучение пению, начатое до совершеннолетия, бывает гибельно для голоса и вредно для здоровья. Опыт доказал противное. Ученик может упражняться в вокализации с самого нежного возраста; через это он приобретает больше силы и гибкости; надобно только, чтобы учитель поступал благоразумно и соблюдал предосторожности, которых требует óрган, еще не совсем установившийся». Специально же заниматься постановкой голоса Варламов предлагал после семи лет, а до семи лет, считал он, нужно учить только музыке. Он полагал, что до семилетнего возраста от ребенка невозможно добиться раскрепощения артикуляционного аппарата. А это значит, что звук певческого голоса будет насильственным и раскрепощать его механическими приемами вредно. До этого возраста надо предоставить детские связки воздействию самой природы.

В начале ХХ в. отношение к участию мальчиков в церковных хорах резко изменилось. Известно, что особенно в малых приходских церквах чаще стали петь женщины, постепенно они почти совсем вытеснили мальчиков из приходских церковных хоров. Противники участия мальчиков в хорах основывали свое мнение на таких соображениях:

1) труд и расходы, затраченные на обучение мальчиков, — напрасны, потому что как только мальчик выучится петь, у него наступает перемена голоса (мутация);

2) мальчики (и вообще дети) в церковных хорах часто эксплуатируются;

3) мальчики на клиросе часто шалят (А. Д. Городцов, А. Т. Гречанинов, С. В. Смоленский. Из анкеты выходившего в Москве журнала «Музыкальный труженик», 1907 г.).

Но были и высказывания в пользу участия голосов мальчиков вместе с мужскими голосами: «для церковного хора чистый, лишенный всякого страстного оттенка, тембр мужских детских голосов (т. е. мальчиков) предпочтительнее тембра голосов женских» (А. Д. Кастальский, Н. И. Компанейский).

Послереволюционный период

После революции и в самой России, и в эмиграции мальчики больше не участвовали в церковных хорах. Однако в дальнейшем, уже в советский период, в среде ученых и вокальных педагогов возрос интерес к изучению особенностей функционирования голосового аппарата мальчиков, а именно мутации. Это было вызвано приобщением мальчиков к массовому пению в школах и профессиональных светских хоровых училищах, где использовался уже иной музыкальный материал. В связи с этим несколько понизился общий уровень вокального воспитания детей.

Уже в первые десятилетия стала ясно вырисовываться «картина массовой порчи детских голосов, несмыкание голосовых связок, сип при пении по причине узелкового процесса на связках и других патологических явлений, связанных с неправильным функционированием гортани во время звукоизвлечения».

Вопросом создания единого метода обучения пению занимается Государственный институт музыкальной науки, созданный в 1912 году. Под председательством профессора В.А.Багадурова в ГИМНе была создана детская комиссия, которой разрабатывались вопросы по охране и воспитанию детского голоса. В 1925 году ГИМН организовал первую конференцию ученых-вокалистов и педагогов. А.Ф.Гребнев выступил с докладом «Голос детей, его развитие и обработка в трудовой школе», в котором обращалось внимание на заболеваемость школьников горловыми болезнями и необходимость изучения и решения этого вопроса.

В 1938 году в Москве состоялось первое методическое совещание, в котором приняли участие медики, отоларингологи, фониатры, вокальные педагоги и музыкальные работники. Главный вопрос – охрана детского голоса.

В результате совещания были приняты рекомендации, в которых предлагалось использовать фальцетную манеру звукообразования у всех детей до периода наступления мутации. Вопрос о развитии детского голоса также нашел отражение в материалах совещания. Однако многие специалисты считали, что работать над развитием детского голоса не следует, так как детский организм находится в бурном развитии и голос требует не развития, а охраны и должен тренироваться по мере роста организма. К такому же выводу позже, в послевоенный период, пришли и исследователи детского голоса Н.Д.Орлова, Т.Н.Овчинникова.

Особенности функционирования певческого голоса в разные возрастные периоды неоднократно обсуждались в нашей стране совместно с зарубежными музыкантами на научно-практических конференциях (В. А. Багадуров, Е. Я. Гембицкая, И. И. Левидов, Д. Л. Локшин, В. М. Металлов, М. А. Румер и др.).

На одной из них (1961 г.) чешский музыкант Ф. Лысек в своем докладе высказал мнение, что голос наиболее уязвим в третьей стадии мутации, когда он формируется. Ученик, поющий в тонах своего речевого диапазона, должен учиться образовывать звук естественно и петь бережно, усиливая звук очень осторожно. Здесь Ф. Лысек предлагает руководствоваться принципом, основанным на следующем наблюдении: от интенсивного пения голос слабеет, а при слабом пении голос — крепнет. Третья стадия длится наиболее продолжительное время. Постепенно диапазон, сила и тембр голоса развиваются до полной зрелости. «Пение определенного звука осуществляется натяжением и сокращением голосовых складок, в то время как при речи такого напряжения мускулатуры не требуется. Таким образом, пение больше напрягает голосовые связки, чем речь. Мускулатура, управляющая голосовыми связками, развивается и крепнет под влиянием пения; чтобы голос мог крепнуть параллельно с ростом гортани, надо заниматься пением».

На этой и других конференциях ученые многих стран были единодушны в характеристике правильного певческого воспитания детей в мутационный период. Многие настаивали на спокойном и контролируемом пении юношей без использования слишком высоких и слишком низких звуков при сохранении приемов, которыми они пользовались в детстве. «Желательно, — отмечал один из видных отечественных хормейстеров Д. Л. Локшин, — чтобы мужчины в послемутационный период пели легким голосом, который является точным переносом высокого звучания детского голоса» [4]. Кроме определения характера звука, он указал еще на два важных момента: «…1)навыки, приобретенные в детские годы (в особенности пение легким, без напряжения голосом), важны и для мужского голоса; 2) не следует понижать голоса мальчиков преждевременно».

Не всегда перемена певческого и разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая. У мальчиков, с детства обучающихся пению, по нашим наблюдениям, тот и другой голос изменяется более плавно, равномерно.

XXI век: Современные методики

Коллектив педагогов из Екатеринбурга во главе с Черновым Д.Е. разработали новую технологию психомоторного развития мальчиков в период мутации, состоящую из пяти этапов:

Первый этап. Упражнения первого этапа используются в предмутационный период: беззвучные и вибрационные упражнения с активизацией дыхания и артикуляционного аппарата. Упражнения на освобождение мышц спины, рук, артикуляционного аппарата. Когда у учащихся активно работают мышцы спины, то возникает свобода всех частей тела исполнительского аппарата спины – плеч – локтей – ладоней — пальцев в игре на музыкальных инструментах и дирижировании, спины – плеч – диафрагмы – гортани при голосообразовании. Для подготовки к новому звукообразованию применяются дыхательная и артикуляционная гимнастика; самомассаж органов дыхания, артикуляции; приемы резонирования, релаксации и аутогенной тренировки. В упражнениях без звука использовался зрительный и тактильный самоконтроль. <…> Во время беззвучных упражнений прослушивалась запись вокальных произведений и упражнений мастеров оперного искусства для подготовки восприятия звучания нового мужского голоса у каждого учащегося.

Второй этап (в период острой мутации).

Упражнения фонетические, на речевые интонации, когда учеником находится акустика сценической речи; для освоения фонационного дыхания (носовое дыхание, смешанно-диафрагмальное дыхание).

При произнесении текста обращается внимание на качество интонации (динамики, агогики, артикуляции, ритма).

Особое значение придается тембральной характеристике звука, тренировке фонетического слухового самоконтроля, вибрационным ощущениям. Обязательный фониатрический осмотр состояния внутренних мышц гортани.

Третий этап (в период спада полной мутации).

Упражнения на певческое звукообразование при активизации артикуляционного аппарата, дыхания и резонирования (подготавливают переход от звучания певческого детского к мужскому голосу).

Фониатрический осмотр способствует выявлению состояния голосового аппарата, определяет возможность звукообразования в певческом режиме. В занятия хоровым и сольным пением включаются упражнения на саморегуляцию мышечного тонуса спины, дыхания. Осваивается навык прикрытия певческого звука, регистровой перестройки, грудного и головного резонирования. Определяется и сравнивается звуковысотный диапазон речевого и певческого голоса, выявляется тембральное звучание примарного тона, ладовая устойчивость и опорность. Усвоение головного и грудного резонирования сопровождается переключением внимания на разные виды сенсорного самоконтроля (слухового и вибрационного).

Муз.материал: вокализы, народные песни, романсы (с учетом возможностей вокального интонирования).

Четвертый этап (в послемутационный период) предполагает упражнения на объединение инструментальной и певческой исполнительской деятельности. Усваивается навык распределения мышечной нагрузки при одновременном инструментальном и вокальном интонировании. Сброс лишнего напряжения мышц корпуса осуществляется в положении сидя за инструментом. Дыхание распределяется по фразам в инструментальной и певческой интонации самим учащимся, который ориентируется на ощущение «дышашей руки». При помощи педагога происходит сравнение атаки звука в вокальном и инструментальном интонировании, анализ стационарного участка (затухание звука фортепиано противопоставляется стабилизации динамики в голосообразовании).

В инструментальном интонировании используется координация слухового самоконтроля с тактильным и зрительным. Для снятия мышечных напряжений при включении разных сенсорных систем (игра по нотам) применяются упражнения на трехфазное дыхание. Также используются упражнения, где слуховой самоконтроль в пении сочетается с вибрационным. Именно с помощью вибрационных ощущений ученик может переносить приобретенные навыки звукообразования в иные акустические условия.

Муз.материал: вокализы, романсы, песни, преимущественно лирического характера.

Пятый этап включает упражнения на объединение певческой и дирижерской деятельности. Предусматривают координацию мышц корпуса, рук, дыхания, артикуляции при дирижировании и внутреннем пении. Внимание направляется на мышечный тонус корпуса, рук, органов дыхания, мимики лица и внутреннего артикулирования. Психомоторные качества (сила, скорость, пластичность, гибкость, ритмичность движений) координируются со средствами выразительности музыкальной интонации (динамики, агогики, артикуляции, ритма).

Проверяется соблюдение учеником необходимых гигиенических норм и режима музыкально-исполнительской деятельности. Производится фониатрический осмотр, где диагностируется состояние внутренних мышц гортани, наблюдается прохождение мутационного периода у каждого учащегося.

После прохождения

Заключение

В юношеском хоре важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь певческий процесс в певческом хоре должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики.

Задача руководителя – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Очень важно, чтобы руководитель чаще прослушивал голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.

Список литературы:

  1. ЛЫСЕК Ф. Мутация // Развитие детского голоса: материалы науч. конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи. М., 1963.

2. ЧЕРНОВ Д. Е. Психомоторное развитие учащихся мужского хорового колледжа в период мутации голоса: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008.