Размещено на
Размещено на
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Общение как деятельность
1.2 Структурно-содержательные характеристики общения
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ КАК ВЕДУЩЕГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми
2.2 Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что жизнь человека невозможна без его контактов с другими людьми.
Потребность в общении одна из наиболее важных потребностей. Возникает данная потребность с рождением человека. С течением времени потребность в общении меняется как по форме, так и по содержанию. При этом особенно остро потребность в общении со сверстниками проявляется в старшем дошкольном возрасте.
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте занимает главное место в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. С тем, как складывается отношением со сверстниками, зависит психологическое, социальное и физическое развитие детей.
Основными критериями общения являются: внимание и интерес к другому, эмоциональное отношение к нему, инициативность и чувствительность. Общение представляет собой эмоциональное отношение человека к человеку. Поэтому общение со сверстниками формирует, развивает и корректирует эмоциональную сферу ребенка.
Неудовлетворенность в общении со сверстниками может привести к повышенной тревожности, агрессии, неуверенности ребенка.
Степень разработанности проблемы. Проблемой общения дошкольников занимались такие ученые как: Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Н. Галигузова, В.А. Горянина, В.П. Зинченко, М.С. Каган, С.В. Корницкая, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов и др.
Цель исследования состоит в изучении структурно-динамического анализа общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
Объектом исследования выступает общение детей дошкольного возраста со сверстниками.
Формирование навыков общения со сверстниками у детей младшего ...
... последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности. Родоначальником проблемы развития общения сверстников в дошкольном возрасте, как и многих других проблем генетической психологии, ... общения со сверстниками занимались и многие другие зарубежные психологи, такие как Б. Спок, Дж. Мид, Л. Ли, Левис, Розенблюм и др. В младшем дошкольном возрасте главная потребность ребенка ...
Предметом исследования является структурно-динамический анализ общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть общение как деятельность.
2. Раскрыть структурно-содержательные характеристики общения.
3. Выявить особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
4. Выявить особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался метод теоретического анализа и обобщения психолого-педагогических источников по проблеме исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе «Феномен общения в психологии» — рассмотрено общение как деятельность; раскрыты структурно-содержательные характеристики общения.
Во второй главе «Онтогенетические аспекты общения как ведущего вида деятельности» выявлены особенности общения детей.
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Общение как деятельность
Общение представляет собой процесс передачи информации от человека к человеку, сложный процесс установления и развития контактов между людьми или группами людей, который порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя три различный процесса: обмен информацией, обмен действиями, а также восприятие и понимание партнера. Человеческая деятельность невозможна без общения.
Общение необходимо рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (деятельность это не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность. Главная особенность общения как деятельности — это то, что посредством общения человек формирует свои отношения с другими людьми. Общение — условие, без которого человек не может познать действительность. Общение — обязательный компонент тех видов деятельности, которые предусматривают взаимодействие людей. Благодаря устойчивости психологических закономерностей общения, люди разного уровня культурного развития и разного возраст могут общаться.
Некоторые исследователи рассматривают деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, а не как взаимосвязанные процессы. Так, например, Б.Ф. Ломов считает, что общение нельзя определить как вид человеческой деятельности, так как общение связывает субъект с субъектом, а не с другим объектом[14,115].
Другие исследователи понимают общение как определенную сторону деятельности: общение включено в любую деятельность, является ее элементом. При этом сама деятельность рассматривается как условие, и как основание общения.
М.С. Каган не сводит всю деятельность человека только к предметной деятельности, в соответствии с этим общение представляет собой разностороннее проявление человеческой активности [9,31].
Психологическое сопровождение деятельности человека
... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...
М.С. Каган рассматривает два варианта межсубъектной деятельности. Один вариант не опосредован, а другой опосредован отношением к объекту (Рисунок 1).
Рисунок 1. Варианты межсубъектной деятельности
А.А. Бодалев отмечает, что общение это не только необходимый компонент деятельности людей, но и обязательное условие нормального функционирования их общностей[3,69].
Как вид деятельность, общение рассматривал А.А. Леонтьев.
Рассматривая общение как деятельность, Б.Г. Ананьев подчеркивал, что через общение человек строи свои отношения с другими людьми. В своем труде «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьев отмечал, что поведение человека представляет собой общение, практическое взаимодействие с людьми в разных социальных структурах.
Б.Г. Ананьев указывал на то, что являясь обязательным компонентом различных видов деятельности, общение представляет собой условие, без которого познание действительности невозможно[1,280-284].
По мнению М.И. Лисина, «общение» является синонимом коммуникативной деятельности. Данная точка зрения поддерживается Г.А. Андреевой, В.П. Зинченко и С.А. Смирновой.
Общение как деятельность определяется мотивами и целями. Мотив является причиной, которая побуждает человека к определенной деятельности. Общим мотивом речевой деятельности является необходимость установления информационного и эмоционального контакта с другими людьми. Цели речевой деятельности включают в себя поддержание социальных и личных взаимоотношений, организацию труда, быта и досуга человека.
Исследователи отмечают, что ведущей и единственной самостоятельной деятельностью ребенка в перовом полугодии является общение.
У ребенка развитие общения происходит в несколько этапов. Сначала появляется контактная функция. Цель данной функции установить и поддержать контакт со взрослым. Затем ребенок овладевает информационной функцией. Освоение данной функции предполагает наличие способности устанавливать контакт.
Необходимо отметить, что статус деятельности, общению придает функция усвоения искусственных знаковых средств в онтогенезе.
Как уже отмечалось, в онтогенезе общение первичная форма отношения ребенка к окружающей среде. Вначале эта форма предполагает понимание со стороны другого субъекта (прежде всего, матери), а затем взаимопонимание (ребенок не только выражает свои желания, но и учитывает интересы других, от которых зависит реализация его собственных).
Постепенно общение переходит в предметную деятельность, которая, в свою очередь, реализует отношение ребенка к миру. В предметной деятельности происходит изучение ребенком определенных предметов. С помощью предметной деятельности у ребенка формируется объективное отношение к миру.
Общение представляет собой потребность человека, которая объясняется его социальной природой и включает как материальные формы жизнедеятельности человека, так и духовные.
Потребность человека в общении очень велика и значима. В течение своей жизни человек постоянно взаимодействует с другими людьми, следовательно, и общается.
Люди общаются в процессе совместной деятельности и обмениваются информацией. Общение главное условие формирование личности.
Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, ...
... и эмоциональные выразительные движения человека – представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и ... повышает ли она общий уровень интеллектуальности общества и, тем самым, «ступень общения» людей. Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой ...
Благодаря общению формируется социальная ориентация человека (представление о своей позиции в группе).
Общение определяется системой общественных отношений, однако, в структуре общения нельзя отделить личное от общественного. Средством общения выступает язык, механизмом проявления которого является речь. Речь формируют слова, которые являются и орудием мыслительной деятельности и средством контакта.
В общении принято выделять три связанных друг с другом стороны:
Коммуникативную.
Интерактивную.
Перцептивную.
Коммуникативная сторона обеспечивает обмен информацией. Интерактивная сторона организует взаимодействие между индивидами в процессе общения (обмен не только знаниями и идеями, но и действиями).
Перцептивная сторона помогает партнерам по общению воспринимать друг друга и устанавливать взаимопонимание.
Что касается типов общения, то их различают четыре типа, в зависимости от уровня взаимодействия:
Первый тип — уровень манипулирования (один субъект рассматривает другого субъекта как средство или помеху относительно проекта своей деятельности, своего замысла).
Второй тип — уровень рефлексивной игры (субъект, стремится к выигрышу, путем реализации своего проекта и блокированию чужого).
Третий тип — уровень правообщения (субъекты общения признают право существования проектов деятельности друг друга, а также принимают проект взаимной ответственности).
Четвертый уровень — уровень нравственного общения (высший уровень, на котором субъекты принимают проект совместной деятельности, в результате добровольного согласования).
Итак, общение рассматривается как взаимодействие двух или более лиц путем обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Путем общения осуществляется организация совместной деятельности.
Как общественная историческая категория, деятельность изучается философией, социологией, психологией, экономикой и другими наук. В качестве предмета психологического изучения выступает индивидуальная и групповая деятельность.
Объектом психологического изучения выступает человек, как субъект деятельности, так как в деятельности формируются такие психические свойства личности как: характер, эмоции, установки, отношения. Первым отечественным психологом, который стал изучать деятельность, был В.С. Выготский, который считал, что деятельность представляет собой механизм познания психики человека, формирования у него высших психических функций.
Изучение индивидуальной деятельности происходит в системе общественных отношений. Развитие видов человеческой деятельности происходит в тесной связи с развитием потребностей. Отношение мотив цель способ действия играет ведущую роль в организации деятельности.
В психологии принято выделять три вида деятельности:
1. Игра. Представляет собой первый вид деятельности, в которую включается ребенок. В игре формируются и проявляются потребности ребенка.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
2. Учение. Представляет собой деятельность, объектом которой является человек, овладевающий знаниями, умениями и навыками.
3. Труд. Представляет собой сознательную целенаправленную деятельность, которая определяется продуктивностью.
Таким образом, деятельность является специфическим видом активности человека, которая направлена на познание и преобразование окружающего мира и самого себя.
Деятельность и общение взаимосвязанные явления. В процессе общения формируется совместная деятельность, осуществляется взаимный обмен информацией и коррекция действий. Общение определяет выбор цели, и выступает как фактор организации совместной деятельности.
1.2 Структурно-содержательные характеристики общения
В изучении общения важное место отводится, понимаю ее структуры. По мнению Б.Д. Прыгина, существует три параметра общения:
1. Содержание и направленность (общение подразделяется на идентифицирующее и обособляющее; содействующее и противодействующее).
2. Форма (общение вербальное и невербальное; непосредственное, межличностное и опосредованное).
3. Связь формы и содержания в процессе общения (подражание, заражение, убеждение).
Как уже отмечалось, Г.М. Андреева выделяет три стороны общения: обмен информацией, взаимодействие, восприятие и познание людьми друг друга[2,159-161].
Обозначим особенности обмена информацией в процессе человеческого общения:
— происходит передача информации, её формирование, уточнение и развитие;
— обмен информацией связан с отношением людей друг к другу;
— происходит воздействие людей друг на друга;
— коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только благодаря совпадению систем кодификации отправителя и принимающего;
— возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров психологического и социального характера.
Источниками информации в общении являются: сигналы от другого человека; сигналы от самого человека, его сенсорно-перцептивных систем; информация об итогах деятельности; информация, исходящая от внутреннего опыта; информация о будущем.
Человек должен уметь отличать «плохую» информацию от «хорошей». По данному поводу высказывался Б.Ф. Поршнев. Он исходил из того, что речь представляет собой способ внушения или суггестию, но существует еще и способ защиты от действия речи «контрсуггестии», которых существует три вида: избегание, авторитет и непонимание. Под избеганием понимается уклонение от контактов с партнером. Авторитет заключается в том, что человек, как правило, доверяет авторитетным людям, избегая доверия неавторитетным. В некоторых случаях отрицательная информация может исходить и от тех людей, которые составляют группу авторитетных, так в данном случае приходит в действие непонимание.
Общаясь, люди исходят из того, чтобы они были услышаны. Поэтому существуют приемы привлечения внимания:
— прием «нейтральной фразы». Нейтральная фраза произносится в начале общения.
— прием «завлечения». Говорящий произносит речь тихо и неразборчиво, заставляя окружающих вслушиваться.
— прием установления зрительного контакта. Внимание человека привлекается путем пристального взора.
7. Функции общения: информативно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, ...
... аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное. 8. Организация совместной деятельности, познания людьми ... ёмами. Невербальная коммуникация является важнейшим наряду со звуковой речью средством общения людей. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а ...
Обозначим особенности интерактивной стороны общения.
Цель взаимодействия — удовлетворение потребностей, интересов, целей и намерений.
Существуют следующие типы взаимодействия:
1) положительные — взаимодействия, которые направлены на организацию совместной деятельности: кооперация; согласие; приспособление; ассоциация;
2) отрицательные — взаимодействия, которые направленны на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий: конкуренция; конфликт; оппозиция; диссоциация.
Факторы, которые влияют на тип взаимодействия:
1) степень единства подходов к решению проблем;
2) понимание обязанностей и прав;
3) способы решения тех или иных проблем и др.
Обозначим особенности перцептивной стороны общения.
Элементами социальной перцепции в структуре общения являются:
1) субъект межличностного восприятия — тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;
2) объект восприятия — тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
3) процесс познания — включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.
Основными факторами, которые влияют на процесс межличностного восприятия, являются:
1) особенности субъекта:
а) половые различия: женщины лучше отражают эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины — уровень интеллекта;
б) возраст;
в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты — оценивают;
г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;
д) психическое состояние;
е) состояние здоровья;
ж) установки — предшествующая оценка объектов восприятия;
з) ценностные ориентации;
и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.
2) особенности объекта:
а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;
б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.
3) отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуация, в которой происходит перцепция.
Таким образом, с точки зрения восприятия важно сформировать первое впечатление. При этом в восприятии может возникнуть ошибка, которая носит название — фактор превосходства. Восприятие человека происходит с помощью оценки его личных качеств и внешнего вида.
Психологический тренинг для детей подросткового возраста на тему ...
По моей команде все одновременно поднимают головы. Задача - встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг. - Итак, не всем. (Итак, молодцы, всем удалось настолько почувствовать друг друга, чтобы выполнить это упражнение). Упражнение №2. «Ищу друга» Цель: разогрев к дискуссии о дружбе; формирование понятия о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о ...
Ошибка в восприятии, которая связана с переоценкой или недооценкой свойств человека носит названия фактора привлекательности.
Следующим фактором является фактор «отношения к нам», когда люди, которые относятся к нам хорошо, воспринимаются нами лучше тех, кто относится плохо. Формирования первого впечатления носит названия «эффект ореола». В реальной жизни процесс общения всегда сопровождается рядом ошибок.
Б.Ф. Ломов понимает структуру общения через её функции[14,96-104].
— информационно-коммуникативная функция;
— регулятивно-коммуникативная;
— аффективно-коммуникативная.
Обозначим основные структурные компоненты общения как деятельности, опираясь на точку зрения А.Н. Леонтьева:
1. Предмет общения — партнер по общению, другой человек.
2. Потребность в общении основана на стремлении человека познать и оценить других людей, а уже через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Человек проявляется только в деятельности, поэтому узнавать о себе и об окружающих возможно только с помощью деятельности. Общение направлено на другого человека, и являясь двухсторонним процессом, приводит к тому, что познающий сам становится объектом познания.
3. Коммуникативные мотивы — то, ради чего люди общаются друг с другом. Мотивы общения должны воплощаться в качествах самого человека или других людей.
4. Действия общения представляют собой коммуникативные единицы, которые адресованы другому человеку (два вида действий в общении: инициативные и ответные).
5. Задачи общения представляют собой цель, которая должна быть достигнута разнообразными действиями в процессе общения.
6. Средства общения — операции, благодаря которым осуществляются действия общения.
7. Продукт общения представляет собой образования материального и духовного характера, которые создаются в итоге общения. К ним можно отнести избирательные привязанности, образ себя и других людей — участников общения и др.
Процесс коммуникативной деятельности представляет собой систему сопряженных актов. Каждый такой акт является взаимодействием двух субъектов, наделенных способностью к инициативному общению людей. Именно в этом проявляется диалогичность коммуникативной деятельности, а сам диалог рассматривается как механизм организации сопряженных актов.
Таким образом, реальной единицей коммуникативной деятельности является диалог. Элементами диалога выступают действия высказывания и слушания.
Необходимо отметить, что личность выступает не только как простой субъект общения, но и как организатор коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может быть личность, группа людей или масса.
Общение субъекта-организатора с другим человеком носит название межличностного уровня коммуникативной деятельности. Общение с группой — групповой уровень, с массой — личностно-массовый. Именно в единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Такой подход основан на том, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, которые взаимодействуют через деятельность и в деятельности.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... гнева в приемлемой форме. 2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. 3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. 4. Формирование ... таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д. Поскольку поведение агрессивных детей часто ...
Что касается содержания общения, то оно может быть разным и включать в себя:
— передачу информации;
— восприятие субъектами общения друг друга;
— взаимооценку партнерами друг друга;
— взаимовлияние партнеров друг на друга;
— взаимодействие партнеров;
— управление деятельностью и т.д.
Содержанием общения могут являться научные и бытовые знания, навыки и умения, основные характеристики человек или коллективное решение той или задачи. От того, какие отношения складываются, зависит вся система общения личности с другим человеком. Конкретных тем для общения у людей может быть множество.
Выводы по первой главе. Общение представляет собой процесс передачи информации от человека к человеку, сложный процесс установления и развития контактов между людьми или группами людей, который порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя три различный процесса: обмен информацией, обмен действиями, а также восприятие и понимание партнера.
Понятие общение рассматривается учеными по-разному. Общение как деятельность определяется мотивами и целями.
В структуре общение принято выделять три стороны: обмен информацией, взаимодействие, восприятие и познание людьми друг друга.
ГЛАВА 2. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ КАК ВЕДУЩЕГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми
В дошкольном возрасте ребенок может отдавать предпочтение общению, то есть иметь коммуникативную направленность. При этом признаками коммуникативной направленности являются экстравертность, высокая демонстративность (желание постоянно находится в центре внимания), эмоциональность и художественный склад личности.
А.Л. Венгер выделил психологические типы детей с точки зрения коммуникативной направленности. Так, при сочетании активности и стабильности с коммуникативной направленностью складывается «доминантный» тип. Данный тип отличается высокой активностью и психологической выносливостью, а также стабильностью. При «доминантном» психологическом складе ребенок может превратиться в «семейного тирана».
При сочетании активности и подвижность с коммуникативной направленностью образуется «артистический» психотип. Такой ребенок в возрасте полутора-двух лет владеет средствами для привлечения внимания окружающих. Он мило улыбается и заразительно смеется. Если какой-то его каприз не выполняется, он начинает громко плакать, что никто не останется равнодушным. При этом переход от бурного плача к веселью у такого ребенка получается легко. Немного повзрослев, ребенок овладевает искусством закатывания истерик в разных местах.
При сочетании чувствительности и подвижности с коммуникативной направленностью образуется «романтический» психотип. Такой ребенок отличается нехваткой энергии, высокой чувствительностью и пугливостью. Ребенок такого типа постоянно требует к себе внимания и хочет, чтобы его пожалели. С возрастом «романтические» дети превращаются в фантазеров, однако, свои спектакли такие дети разыгрывают в воображении.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
При сочетании чувствительности и стабильности с коммуникативной направленностью образуется «исполнительный» тип. Такой ребенок боится противопоставить свои желания воле взрослых. Средством привлечения к себе внимания является «благовоспитаность». Такой ребенок уже в три года знает, что делать можно, а что нельзя. В школьном возрасте он старается учиться на одни пятерки, и очень сильно переживает, если получит четверку, а тем более тройку или двойку. Пока не сделает все уроки такой ребенок не ляжет спать.
Необходимо отметить, что степень выраженности психотипа бывает различной. Часто встречаются дети, у которых слабо выражены психотипические черты. Поэтому можно говорить о существовании промежуточных и смешанных психологических типов. Так, у ребенка разные виды направленности могут сочетаться: он может занимать промежуточное положение между активностью и чувствительностью, а так же между подвижностью и стабильностью.
Как отмечает Е.О. Смирнова, проблема общения дошкольника со взрослыми имеет два аспекта[6,35].
Первый аспект связан с развитием самого общения на протяжении дошкольного детства.
Второй аспект связан с влиянием общения на развитие личности ребенка.
М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении всего детства[12,103].
Для младшего и среднего дошкольного возраста (5 лет) характерно внеситуативно-позновательное общение. Новый этап в развитии общения ребенка со взрослыми начинается с появления первых вопросов: «Почему?», «зачем?», «откуда?», «как?». Если до этого возраста все интересы ребенка были сосредоточены в наглядной ситуации, то с 5 лет ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации. Для него становится интересным, как устроен мир природных явлений и человеческих отношений. Взрослый человек становится для него источником информации.
Детей этого возраста устраивают любые ответы взрослого. Взрослому достаточно связать интересующее ребенка явление с тем, что он уже знает и понимает. Например: бумагу изготовляют из дерева; бабочки зимую под снегом, потому что им там теплее и т.п. Такие, достаточно поверхностные ответы, удовлетворяют ребенка в этом возрасте, у них складывается своя картина мира.
Поскольку детские представления о мире надолго остаются в памяти человека, ответы взрослого не должны искажать действительность и допускать, чтобы в сознании ребенка происходили те или иные нарушения. Ответы взрослого должны соответствовать действительности.
В возрасте пяти лет у ребенка складывается потребность в уважении со стороны взрослого. Ему уже недостаточно простого внимания со стороны взрослого, он требует уважительного отношения к его вопросам, интересам и действиям.
Потребность в уважении становится основной потребностью, которая побуждает ребенка к общению. В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый им делает замечание или ругает. Им важно, чтобы взрослый обязательно похвалил их, ответил на вопросы. В этом возрасте ребенка нужно приучить к какому-либо занятию (например, рисованию).
При этом важно подчеркивать достоинства ребенка в его деятельности, а не давать отрицательную оценку. Поощрение взрослого внушает ребенку уверенность в своих силах, делает важной и любимой ту деятельность, за которую его похвалили.
Таким образом, для познавательного общения ребенка со взрослым характерны:
1) хорошее владению речью, благодаря которой ребенок разговаривает со взрослым о вещах, которые не находятся в конкретной ситуации.
2) познавательные мотивы общения любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах;
3) потребность в уважении со стороны взрослого, которая может выражаться в обиде на замечания и отрицательные оценки.
В середине и в конце дошкольного возраста возникает внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослыми. Взрослый становится для ребенка авторитетом, его указания, требования и замечания воспринимаются серьезно и без обид.
В возрасте 6-7 лет дошкольников начинают привлекать события, которые происходят среди окружающих людей. Ребенка уже интересует не жизнь животных или явлений природы, а человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей. На эти вопросы ребенку так же дает ответы взрослый. В данном возрасте дети говорят уже не на познавательные темы, а на личностные.
Взрослый для детей по-прежнему является источником новых знаний, а дети нуждаются в его уважении и признании. Для ребенка важно на данном этапе, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Общность взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. В старшем дошкольном возрасте ребенку важно быть хорошим, все правильно делать: правильно вести себя, оценивать поступки и качества своих сверстников. Все эти стремления обязательно должен поддерживать взрослый. Взрослый должен чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между ними, давать оценку их действиям. Старших дошкольников уже больше волнует оценка моральных качеств и личности в целом.
Если ребенок уверен, что взрослый хорошо к нему относится и уважает его личность, он может спокойно относится к его замечаниям, которые касаются его отдельных действий и умений.
Отличительная особенность личностной формы общения — потребность во взаимопонимании. Если взрослый будет часто говорить ребенку, что он ленивый, трусливый, это может сильно его обидеть и ранить, и может привести к появлению отрицательных черт личности. Здесь так же важно поощрять правильные поступки, а не осуждать недостатки.
В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», которое не включается ни в какую другую деятельность. Взрослый для дошкольника является конкретной личностью с определенными качествами, которые очень важны для ребенка. Взрослый — судья, образец для подражания.
Данная форма общения важна при подготовке к школе, и если к 6-7 года она не сложилась, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.
Таким образом, для внеситуативно-личностного общения, складывающегося к концу дошкольного возраста, характерны:
1) потребность во взаимопонимании и сопереживании;
2) личностные мотивы;
3) речевые средства общения.
Внеситуативно-личностное общение имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, ребенок сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает руководствоваться ими в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых воспитателя, врача, учителя — и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения в общении с ними.
С целью выявления формы общения могут использоваться различные виды взаимодействия в разных ситуациях, которые моделируют ту или иную форму общения.
С целью выявления способности ребенка к познавательному общению можно провести с ребенком беседу по поводу прочитанной книжки, в которой содержатся новые для ребенка знания. При этом беседа должна строиться как обсуждение прочитанного или рассказанного взрослым. В равной мере в беседе должны участвовать и взрослый, и маленький собеседник.
Для выяснения способности к внеситуативно-личностному общению можно провести беседу с ребенком о его отношениях с друзьями. Например, спросить у него с кем он больше дружит, с кем чаще ссорится. Важно, чтобы взрослый не только спрашивал, но и сам выражал свое отношение, к тем или иным персонажам, рассказывал о себе, был равноправным участником разговора.
Темы личностного общения могут быть самыми разными. Главное, чтобы они были связаны с реальными событиями из жизни ребенка, с его личными интересами и опытом общения с другими людьми. Разговор должен идти не о предметах, а о людях, поступках и отношениях.
Личностное общение отличается от познавательного тем, что личностное общение происходит без всякого наглядного материала. Здесь ребенок, как правило, говорит о таких вещах, которые невозможно увидеть, потрогать или нарисовать. Именно это делает речевое личностное общение сложным и трудным для дошкольников.
2.2 Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками
Общением дошкольников со сверстниками происходи в форме игры. Главное содержание игры — выполнение действий, которые связаны с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ярко выражена эмоциональная вовлеченность в игру.
Общение в игре в младшем дошкольном возрасте носит характер наблюдений и подражаний. К четырем годам дети вступают в стадию игрового сотрудничества, когда партнёр становится важной и неотъемлемой частью игры. В страшим дошкольном возрасте дети уже могут договориться о теме игры, ролях, спланировать игровые действия вперед, поддерживать диалог, сохраняя возможность реагировать на неожиданные высказывания партнера.
М.И. Лисина выделяет в общении дошкольников со сверстниками несколько периодов:[13,142-145]
1. Возникновения деятельности общения со сверстниками. После своего появления на свет, ребенок не контактирует с окружающими. Реакции новорожденного на сверстников (например, плач) носят характер заражения, имеют рефлекторную природу и не являются коммуникацией.
2. Первый год жизни. По мнению, Э.Л. Фрухт, взаимодействие детей старше 8-9 месяцев, является первой формой социального контакта. Свой вывод исследователь основывает на интересе, которые проявляют дети в данном возрасте.
С.В. Корницкая с данным мнением не согласна и считает, что «общение младенцев побуждается не особой потребностью в общении друг с другом[10,203].
М.И. Лисина отмечает, что вышеуказанные суждения требуют фактического обоснования. Она отмечает, что взаимодействие младенцев нуждается в экспериментальном изучении[13,59].
3. Ранний возраст. Среди исследователей можно встретить разные указания на то, как взаимодействуют дети в этом возрасте.
По мнению Б. Спок, дети двух лет любят наблюдать за играми друг друга, а считаться друг с другом начинают после трех лет[20,283].
В.С. Мухина также указывает на интерес детей раннего возраста к играм друг с другом[15,31].
4. Дошкольный возраст. После трех лет у ребенка появляется инициированное общение, дети начинают активно вместе играть. Потребность в общении друг с другом начинает ясно прослеживаться.
Общение дошкольников со сверстниками имеет свои особенности, которые отличаются от общения со взрослыми:
1. Разнообразие коммуникативных действий и их широкий диапазон. В общении со сверстниками существует множество действий и обращений, которые практически не встречаются при общении со взрослыми. Именно в общении с другими детьми появляются такие формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду и т.д. В общении со сверстниками дошкольник решает большое количество коммуникативных задач: управление действиями партнера, контроль над их выполнением, оценка конкретных поведенческих актов, сравнивание с собой.
2. Общение со сверстниками носит яркую эмоциональную насыщенность. Действия, которые адресованы сверстнику, отличаются более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается много экспрессивных проявлений, которые проявляются в различных эмоциональных состояниях — от яростного негодования до бурной радости, от нежности до чувства гнева.
3. Нестандартность и нерегламентированность общения детей со сверстниками. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при общении со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Таким движениям свойственна особая рискованность, ненормированность и незаданность.
4. Преобладание в общении со сверстниками инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка важнее его собственное действие, а инициативу сверстников, в большинстве случаев, он не поддерживает.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется: меняются содержание, потребности и мотивы общения. От двух до семи лет отмечается два перелома: первый происходит к четырем годам, второй около шести лет. Первый перелом проявляется в резком возрастании; значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего появления и в течение одного-двух лет после этого потребность в общении со сверстником занимает незначительное место, то у четырехлетних детей эта потребность выдвигается на первое место.
Второй переломный момент связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы можно назвать формами общения дошкольников со сверстниками.
Первая форма — эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни).
Потребность в общении со сверстниками складывается в раннем возрасте. К двум годам дети начинаю проявлять интерес привлечь внимание сверстника к себе, показать свои достижения и вызвать его ответную реакцию. В полтора-два года у детей появляются особые игровые действия, когда они выражают отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно баловаться и соревноваться.
В таком взаимодействии важное место занимает подражание. Дети словно заражают друг друга общими движениями, общим настроением, благодаря чему чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок стремиться привлечь к себе его внимание и завоевать расположение. В таких подражательных действиях дошкольники не ограничиваются никакими нормами; они принимают причудливые позы, кувыркаются, кривляются, визжат, хохочут, прыгают от восторга.
Вторая форма общения сверстников ситуативно-деловая. Она формируется примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (особенно те, кто ходит в детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры, когда дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.
Общение в ролевой игре происходит как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей — врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка) и на уровне реальных отношений, т.е. тех, которые существуют за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других).
В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой. Это может указывать на то, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело — игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.
Сотрудничество необходимо отличать от соучастия.
Вместе с потребностью в сотрудничестве необходимо выделять потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Дети внимательно наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивая и часто критикуя партнеров. В возрасте четырех-пяти лет они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, показывают свои преимущества, скрывают от других детей свои промахи и неудачи. В этот период некоторые дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах.
Все это позволяет говорить о качественном изменении отношения к сверстнику в середине дошкольного возраста, которое заключается в том, что дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения, с собой. Ребенок начинает смотреть на себя «глазами сверстника». Таким образом, в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.
К концу дошкольного возраста у большинства детей складывается новая форма общения, которая называется внеситуативно-деловая. К шести-семи годам у ребенка значительно возрастает число внеситуативных контактов. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других.
Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситуативных, речевых контактов, а с другой изменяется сам образ сверстника, становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.
К шести годам увеличивается способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремлению помочь другому ребенку или поделиться с ним.
Выводы по второй главе. В зависимости от коммуникативной направленности можно выделить следующие психологические типы, которые встречаются в дошкольном возрасте: артистический, доминантный, романтический и исполнительный.
В дошкольном возрасте общение ребенка со взрослым человеком изменяется от внеситуативно-познавательного общения до внеситуативно-личностного общения. Формами общения дошкольников со сверстниками являются: эмоционально-практическое общение со сверстниками; ситуативно-деловая форма; внеситуативно-деловая форма.
Общение дошкольников со сверстниками имеет свои особенности, которые отличаются от общения со взрослыми: разнообразием коммуникативных действий и их широким диапазоном; яркой эмоциональной насыщенностью; нестандартностью и нерегламентированностью общения; преобладание в общении со сверстниками инициативных действий над ответными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучение общения как деятельности были сделаны следующие выводы:
Общение представляет собой процесс передачи информации от человека к человеку, сложный процесс установления и развития контактов между людьми или группами людей, который порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя три различный процесса: обмен информацией, обмен действиями, а также восприятие и понимание партнера.
Общение как деятельность определяется мотивами и целями. Общим мотивом речевой деятельности является необходимость установления информационного и эмоционального контакта с другими людьми. Цели речевой деятельности включают в себя поддержание социальных и личных взаимоотношений, организацию труда, быта и досуга человека.
В структуре общение принято выделять три стороны: обмен информацией, взаимодействие, восприятие и познание людьми друг друга.
В зависимости от коммуникативной направленности были выделены следующие психологические типы, которые встречаются в дошкольном возрасте: артистический, доминантный, романтический и исполнительный.
В дошкольном возрасте общение ребенка со взрослым человеком изменяется от внеситуативно-познавательного общения до внеситуативно-личностного общения.
Для познавательного общения ребенка со взрослым характерны: хорошее владению речью, благодаря которой ребенок разговаривает со взрослым о вещах, которые не находятся в конкретной ситуации. познавательные мотивы общения любознательность, стремление объяснить мир, что проявляется в детских вопросах; потребность в уважении со стороны взрослого, которая может выражаться в обиде на замечания и отрицательные оценки. Для внеситуативно-личностного общения, складывающегося к концу дошкольного возраста, характерны: потребность во взаимопонимании и сопереживании; личностные мотивы; речевые средства общения. общение дошкольник сверстник
Данная форма общения важна при подготовке к школе, и если к 6-7 года она не сложилась, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению. Общение дошкольников со сверстниками имеет свои особенности, которые отличаются от общения со взрослыми: разнообразием коммуникативных действий и их широким диапазоном; яркой эмоциональной насыщенностью; нестандартностью и нерегламентированностью общения; преобладание в общении со сверстниками инициативных действий над ответными.
Формами общения дошкольников со сверстниками являются: эмоционально-практическое общение со сверстниками; ситуативно-деловая форма; внеситуативно-деловая форма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 339 с.
Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. — 381 с.
Бодалев А.А. Психология общения. М.: 1996. — 256 с.
Венгер А.Л. Психологические типы детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2014.№ 3.- С. 37-45.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии 1966. № 6. — С. 62 — 68.
Галигузова Н., Смирнова Е. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992. — 143 с.
Горянина В. А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия». 2002. — 416 с.
Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.. Изд-во Моск. Ун-та, 1983. — 160 с.
Каган М.С. Мир общения. М., 1988. — 319 с.
Корницкая С. В. Воспитание, обучение и психическое развитие. Ч. I. М., 1977. — 290 с.
Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
Лисина М.И. Принцип развития в психологии. М., Наука, 1978. — 294 с.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Питер; СПб.; 2009. — 209 с.
Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — 310 с.
Мухина B. C. Психология дошкольника. М., 1975. — 360 с.
Парыгин Б. Д. Социально-психологические и лингвистические характеристики общения и развитие контактов между людьми. Л., 1970. — 310
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.,1993. — 235 с.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками.. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. № 2. — С. 15-24.
Спок Б. Ребенок и уход за ним. М., 1971. — 314 с.
Фрухт Э. Л. Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976. — 240 с.
Ильин. Е.П. психология общения и межличностных отношений / е.п. ильин. — спб.: питер, 2013. — 576 с
Бодалев А.А. Личность В Общении. — М.: Педагогика, 1983. — 272 С.
Бойко В.В. Энергия Эмоций В Общении: Взгляд На Себя И На Других. — М.: Наука, 1996. — 154 С.
Вердербер Р., Вердербер К. Психология Общения. — Спб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003. — 318 С.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общение С Ребенком. — М., 1995.Куницына В.Н. Межличностное Общение: Учебник Для Вузов. — Спб.: Питер, 2001. — 544 С.
Лабунская В. Психология Затрудненного Общения. — М.: Академия, 2001. — 288 С.
Лебединская К.С. И Др. Дети С Нарушениями Общения. — М., 1989.
Леонтьев А.А. Психология Общения: Учеб. Пособие. — 3-Е Изд. — М.: Смысл, 1999. — 365 С.
Лютова Е. Тренинг Общения С Ребенком (Период Раннего Детства).
— Спб.: Речь, 2003. — 176 С.
Обозов Н.Н. Психология Межличностных Отношений. — Киев: Лыбидь, 1990. — 191 С.
Парыгин Б.Д. Анатомия Общения: Учеб. Пособие. — Спб.: Изд-Во Михайлова В.А., 1999. — 301 С.
Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание Как Общение-Диалог // Вопросы Психологии. — 1983. — № 2. Развитие Общения Дошкольников Со Сверстниками / Под Ред. А.Г. Рузской. — М: Педагогика, 1989. — 216 С.
Репина Т.А. Особенности Общения Мальчиков И Девочек В Детском Саду // Вопросы Психологии. — 1984. — № 7.
Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. — 1980. — № 5. — С. 105-111.
Размещено на