СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………. c. 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ……………………………..………………………….. I.1. ПОНИМАНИЕ ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……….. I.2. ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ……………………………..…………… c. 5 с. 5 с. 11
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………… II.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ………………………………………………………… II.2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……………………………………….. c. 17 c. 17 c. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………. с. 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………………………………….. с. 29
ВВЕДЕНИЕ
Человек — единственное существо на Земле, обладающее чувством времени. Мы его тратим, но не знаем, где зарабатывать. Мы его теряем, но никто потом не находит. Мы его проводим, выстраиваем, опережаем, убиваем, не замечаем. А оно нас лечит и учит, меняет и заставляет задумываться.
Время — это годы, месяцы, недели, дни, часы, минуты, секунды.
Время — это материал, из которого соткана жизнь.
Жизнь состоит из времени (годов, месяцев, недель, дней, часов, минут и секунд).
Каждое мгновение — часть нашей жизни.
Нет ничего более важного и ценного, чем время! И когда мы не дорожим такими «малыми» вещами как часы и минуты — мы фактически не дорожим своей жизнью, растрачивая её куда попало.
Убивая время, человек убивает свою жизнь. Ведь каждая минута уходит безвозвратно в прошлое. (Александр Одиноченко)
Время является определенной мерой скорости, продуктивности и т. д.; вместе с тем происходят растраты, т. е. уничтожение времени, виной которых незаметно являемся мы сами. Итак, время — это темпы, скорость, сроки и ритмы, периоды, этапы и определенные структуры самых различных процессов и явлений. Объединяя все эти временные структуры и явления, можно сказать: время необходимо включает в себя энергетический аспект, время — это энергия нашей жизни. Время имеет собственную структуру, которая различна в разных системах: в жизни человека структура времени — настоящее, прошлое и будущее; здесь время необратимо, а жизнь конечна. В познании время может быть последовательным: постепенно происходит развертывание некой идеи, но она же может быть представлена одновременно — в одном времени и пространстве. В области познания время обратимо. [1]
Использование схем и моделей в процессе формирования временных ...
... .2 Временное представление у дошкольников .3 Психолого-педагогические особенности дошкольников . Методические аспекты формирования временных представлений у старших дошкольников .1 Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста ... величиной. Время является положительной скалярной величиной [27]. В обыденной жизни время - это то, что отделяет одно событие от другого. ...
Детям в младшем школьном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (верно обозначая в речи), ощущать его длительность (чтоб регулировать и планировать деятельность во времени), поменять темп и ритм собственных действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает базу для развития таковых свойств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, нужных ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Особенно актуальна проблема освоения времени детьми с интеллектуальной недостаточностью, так как развитие временных представлений у этой категории детей происходит на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева и др.).
Объектом данной работы являются теоретические основы формирования временных представлений у младших школьников с недоразвитием интеллекта; предметом же являются особенности формирования представлений о времени у младших школьников с недоразвитием интеллекта.
Целью данной работы является: исследование особенностей формирования временных представлений у младших школьников с недоразвитием интеллекта.
Задачами, которые должны помочь в достижении цели, являются:
1. Изучить теоретические основы формирования временных представлений у младших школьников с нормальным развитием в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить теоретические основы формирования временных представлений у младших школьников с недоразвитием интеллекта в психолого-педагогической литературе.
3. Выделить особенности формирования временных представлений у младших школьников с недоразвитием интеллекта.
Методологическую основу данного исследования составили положения современных ученых о времени в философском и научном контексте (Аристотель, Декарт), законы развития детей с нормой интеллекта и с интеллектуальной недостаточностью (Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн и др.), исследования ученых о закономерностях формирования временных представлений (Финкельштейн И.Н. и др.)
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ.
I.1. ПОНИМАНИЕ ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В понятийном аппарате психологии время присутствует всегда. Временная форма включена в основу устройства и функционирования психологического знания. Выяснение представленности и значимости для человека понятия «время» может внести вклад в построение модели его «образа мира».
На протяжении истории цивилизации в оценке времени отчетливо проступают две тенденции — «линейное» восприятие времени, текущего от прошедшего к будущему и «циклическое» круговое восприятие. Так, древнеегипетское и традиционное китайское описание — это циклическая последовательность эр; символ времени древней Индии — колесо, бесконечная цепь из «настоящего — будущего — прошедшего».
Формирование временного детского коллектива
... и впечатлений. Принципы формирования временного детского коллектива Организация отряда (временного детского коллектива) чаще ... действовать в соответствии с собственными представлениями о том, чем стоит заниматься ... имеют значение для непрерывного образования, развития школьников. Лето – период, благоприятный для ... и тех же людей, за ограниченный период времени. Временное детское объединение существует ...
Представление о времени развивается постепенно как у отдельного человека, так и у человечества в целом, и временные категории определяются той культурой (или той цивилизацией), парадигмы которой довлеют в индивидуальном и коллективном сознании.
Идея времени, по мнению некоторых исследователей, психологически родилась из двух совершенно разных источников — повторяемости и неповторяемости событий, т.е. ритмического повторения чего-то (ударов пульса, суточной смены дня и ночи, сезонов года) и неповторимого однократного течения чего-то, например рождения, роста, старения и умирания живых существ.
Представления о времени не являются врожденными — они развиваются постепенно в процессе формирования личности, и временные (как и пространственные) понятия человека определяются той культурой (цивилизацией), к которой он принадлежит.
Представления о том или ином явлении в науке определяют понятия, методологию, методы исследования. Проблема включения времени как категории в научную психологию возникла давно.
А.Г. Асмолов пишет: «О природе времени и его роли в детерминации развития личности в психологии известно до обидного мало. Классические исследования В.И. Вернадского о качественно различных структурах времени в физической, геологической, биосферной и социальных системах затронули психологию по касательной. Точно так же, как психология изучала личность в «искусственных мирах», «средах», она долго довольствовалась представлением о времени, заимствованном из классической механики. Любые трансформации времени в истории культуры или сознании человека, его уплотнения или ускорения интерпретировались как иллюзии, некие «кажущиеся» отклонения от физического времени. В советской психологии тезис зависимости времени от тех систем, в которые оно включено — в неорганическую природу, в эволюцию органической природы, в социогенез общества, в историю жизненного пути человека — был сформулирован С.Л. Рубинштейном. Эти представления лишь недавно стали интенсивно разрабатываться в психологии личности. [2]
В изучении времени в современной психологии выделяются несколько направлений: сенсорный (восприятие времени); событийный (психологическое время личности — как смена событий); описательный (представления о времени как образы в искусстве, живописи, поэзии) и др.
В науке XX столетия вошло представление об отличии физического времени, имеющего строгие, объективные, научно выверенные показатели и величины измерения, от времени субъекта, переживаемого, осознаваемого и конструируемого самой его активностью. Реальность и объективность физического, математического времени нетождественна реальности времени социального бытия человека, эти реальности и научные понятия о них не совпадают, хотя и связаны. Человеческая жизнь протекает в объективном физическом времени, но для человека имеют значения не константы времени, а то, какова качественная форма активного бытия во времени, каково осуществление жизни. [2]
Вербальные и невербальные средства общения. Личность — понятие, ...
... масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия. В аналитической психологии К. Юнга структуру личности составляют следующие компоненты сознания и бессознательного ( ... психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, ...
Время — основа организации, упорядочения и координации деятельности людей. Временную координату имеют все характеристики человеческой деятельности — условия, ситуативные обстоятельства, возможности и реальное осуществление. Всякое действие субъекта представляет собой процесс, а любой процесс развернут во времени и характеризуется особыми временными закономерностями. Опыт субъекта — это его мир, который имеет свою структуру, складывающуюся в прошлом, а с другой стороны — погруженную в сиюминутную деятельность. Структуры опыта в виде пространственных и временных схем управляют поведением человека. «Время — это поток, но в той его области, где поток проходит сквозь субъекта… Жизнь входит в определение времени», — замечает Ю.К. Стрелков, рассматривая понятие време……..
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Аскин, Я.К. Проблема времени. Её физическое истолкование [Текст]: Я.К.Аскин. — М.: Источник, 1986.
2. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст]: А. Г. Асмолов. — М.: Воронеж, 1996.
3. Зинченко, В.П. Время — действующее лицо [Текст] / В.П. Зинченко// Вопросы психологии. — 2001. — № 6. — С. 37-54.
4. Стрелков, Ю.К. Временная связность образа мира [Текст] / Ю.К. Стрелков// Ученые записки кафедры психологии Северного между народного университета. — 2001. — № 1. — С. 127-157.
5. Аристотель, Сочинения. Том 3 [Текст]: Аристотель. — М., 1981
6. Декарт, Р. Избранные произведения. [Текст]: Р.Декарт. — М., 1950
7. Хейдегер, М.К. Время и бытие [Текст]: М.К.Хейдегер. — М.: Республика, 1993
8. Дубровский, В.Н. Самоорганизация пространства-времени в процессе эволюции Вселенной [Текст]: Ю.Б. Молчанов, В.Н. Дубровский. — М.: Академия Тринитаризма, 2004
9. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст]: З.И. Калмыкова. — М.: Ленинград, 1981
10. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: В.В.Давыдов. — М.: ВНИИСЗ, 1979
11. Хасанов, И.А. Измерение времени как философская проблема [Текст]: И.А.Хасанов — М.: Просвещение, 1999
12. Мостепаненко, А.М. Четырехмерность пространства и времени [Текст]: А.М.Мостепаненко. М.В. Мостепаненко — М.: Наука, 1966
13. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст]: М.Н. Перова. — М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001
14. Финкельштейн, И.Н. Представления и понятия о времени у детей-олигофренов [Текст]: И.Н. Финкельштейн. — М.: Просвещение, 1998
15. Дульнев, Г.М. Воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст]: под ред. Г.М.Дульнев, Н.Ф.Кузьмина-Сыромятникова, М.И.Кузьмицкая. — М.: Просвещение, 1981
16. Процко, Т. А. Особенности овладения умственно отсталыми школьниками грамматической категорией времени [Текст]: Т.А. Процко, И.И. Юрковец, Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями умственного и физического развития: Сб. науч. тр. МГПИ им. А. М. Горького. — Мн., 1985
1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...
... биология, физика, химия. 2. Объект и предмет психологии. История развития представлений о предмете психологии. Объект психологии – это субъект, обладающий психикой (чеовек/группа людей или животное/группа животных), ... отношения, любовь, и т.д. Гуманистическая психология доказывает, что человек будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект. Основные принципы: 1) люди по ...
17. Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы [Текст]: В.В. Эк — М.: Просвещение, 1990.
18. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: С.Я. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1986.
19. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст]: Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1956.