ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО

Содержание

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

1.2. Проблема формирования коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе

Выводы по главе 1

Глава 2. ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

2.2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ОНР

2.3. Коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Выводы по главе 2

Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

3.1. Организация и содержание исследования коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

3.2. Содержание коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи посредством развития лексико-грамматического строя речи

3.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи

Выводы по главе 3

Заключение

Список литературы

Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия; с преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с нарушениями речи и ведущие тенденции обновления содержания образования.

Формирование навыков межличностного общения, установление положительных взаимоотношений с людьми – важная психолого-педагогическая задача в воспитании и обучении младшего школьника.

4 стр., 1834 слов

Общая хар-ка детей с овз

Общая характеристика детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями, т.к. по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники с ОВЗ значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Мыслительная ...

Сфера межличностного общения в младшем школьном возрасте за последние годы привлекала внимание многих исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, 1971; И.С. Кон, 1978), психологов и педагогов в области возрастной и детской психологии (Д.Б. Эльконин, Т.В Драгунова 1967; Я.Л. Коломинский, 1976, 1981; Л.Ф. Обухова 1996; Дубровина И.В. 2000).

И это не случайно, ведь именно в этом возрасте, когда коллектив еще только складывается, легче выделить причины проблем во взаимоотношениях и изменить положение ребенка в группе.

Важнейшим звеном развития ребенка в рассматриваемый период является развитие интеллектуальной сферы, которая оказывает значительное влияние на развитие всех других сторон психики ребенка. В младшем школьном возрасте высокими темпами развивается личность ребенка. Этот процесс характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, усиливаются все более тесные индивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть ими отвергнутым. Эмоциональное благополучие младшего школьника все больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, определяться, прежде всего, отношением и оценками товарищей, которые проявляются в процессе межличностного взаимодействия.

Положение ученика в группе может быть благоприятным, тогда он чувствует себя принятым в группу, чувствует симпатию со стороны товарищей и сам им симпатизирует. Такую психологическую ситуацию ученик переживает как чувство единства с группой. При неблагоприятном положении возникает состояние психологической изоляции, что отрицательно сказывается на формировании личности и может привести к дезадаптации ребенка в школе.

Обобщая опыт таких авторов, как Каган В.Е. [1984], Новикова Е.В [1985], Зинченко С.Н. [1990], Локалова Н.П. [1992], Прихожан А.М. [2001] и др. компонентами социально-психологической адаптации младших школьников школы можно считать: эффективность учебной деятельности; усвоение школьных норм поведения; успешность социальных контактов; эмоциональное благополучие.

8 стр., 3579 слов

Тестирование и его роль в изучении детей с нарушениями развития

... особенности в сфере мышления и речи. Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом диагностики детей с нарушениями развития – они требуют параллельного использования других ... и другие факторы. Наибольший интерес представляют следующие показатели. 1. Особенности общения ребенка с экспериментатором: легко ли вступает в контакт, задает ли вопросы ...

В то же время Шилова Т.А. [1995], Рогов Е.И [1999], Славина Л.С. [2002] и др. в своих исследованиях отмечают, что одной из наиболее важных, а часто и единственной, причиной социальной дезадаптации является нарушение общения со сверстниками. Авторы указывают, что ребенок, не признанный сверстниками, не умеющий наладить с ними контакт, может потерять интерес к учебе, у него может развиться стойкое отрицательное отношение к школе вообще. И особенно значимо данное утверждение применительно к детям с нарушениями речи.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Анализ теоретических работ ведущих специалистов в области специальной психологии и логопедии, а также наблюдения практиков указывают, что системные данные об особенностях личностного развития детей с ОНР на настоящий момент отсутствуют, а имеющиеся описания носят фрагментарный характер. В связи с этим затрудняется разработка индивидуальных программ психолого-педагогической и логопедической коррекции и внедрение различных организационных форм деятельности психологов, логопедов и учителей в работу школьных учреждений для детей с нарушениями речи.

В то же время доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. В результате изучения особенностей развития детей с ОНР, О.А. Слинько [1992] пришла к выводу, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена:

– во-первых, значимостью младшего школьного возраста в процессе формирования личности человека;

– во-вторых, влиянием межличностных взаимодействий детей на развитие их личности;

– в-третьих, наличием особенностей общения у детей с общим недоразвитием речи;

– в-четвертых, необходимостью учета данных особенностей в логопедической и психолого-педагогической практике.

Кроме того, сегодня, несмотря на значимость проблемы, отсутствуют современные исследования, посвященные экспериментальному изучению процесса общения у детей с нарушениями речи, недостаточно широко изучены особенности формирования и развития навыков межличностного общения младших школьников данной категории, а на практике нередко не учитываются психические и познавательные особенности детей, имеющих речевые нарушения. Экспериментальное изучение этой проблемы будет способствовать совершенствованию системы сопровождения ребенка с речевыми нарушениями, которая предполагает тесное профессиональное взаимодействие психологов и логопедов и должна включать такие направления деятельности, как работа с ребенком, работа с семьей, работа с персоналом образовательного учреждения.

22 стр., 10830 слов

Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

... и нужно формировать коммуникативные умения и навыки позитивного общения у детей дошкольного возраста. 2. Опытно-экспериментальное исследование развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно ... препятствий в межличностных отношениях, повышение социального статуса испытуемых. Активную речь детей в игре стимулирует возможность перевоплотиться с помощью костюмов и грима ...

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа направлений в изучении коммуникативных навыков и выделении этапов и факторов формирования коммуникативных свойств личности при общих недоразвития речи. В данной работе под коммуникативными навыками личности при недоразвитии речи понимаются устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения.

Цель исследования состоит в изучении особенностей развития и факторов формирования коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня, а также в определении путей коррекции.

Для реализации цели исследования мы выдвинули следующую гипотезу: у каждого человека имеется определенный уровень развития коммуникативных навыков, который характеризует возможности человека в плане общения.

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования – содержание коррекционной работы, Направленной на формирование коммуникативных навыков младших школьников с ОНР посредством развития лексико-грамматического строя речи.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, были определены задачи исследования:

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

... целенаправленного обучения, развитие осознанного отношения ребенка к построению связных высказываний. Дети младшего дошкольного возраста не всегда могут построить монологическое высказывание. Для их речи характерно употребление ... коммуникативной культуры» [ 3; с. 62 ]. В. И. Яшина, А. А. Павлова и др. считают, что умению вести диалог нужно учить.Развитие диалогической речи ...

1) проанализировать психолого-педагогическую, специальную и методическую литературу по проблеме исследования, выработать целостное представление о системах коммуникативных свойств в структуре личности;

2) изучить процесс формирования коммуникативных навыков у детей, отличающихся уровнем речевого развития;

3) выявить уровень сформированности коммуникативных навыков младших школьников с ОНР III уровня;

4) разработать коррекционную программу по формированию коммуникативных навыков младших школьников с ОНР III уровня посредством развития лексико-грамматического строя речи.

Методологической основой исследования стал системный подход к возможностям человека в плане общения, принципы детерминизма и развития, а также принцип деятельностного подхода в условиях развития коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи.

В процессе исследования используются методы: анализ литературных источников; обсервационный (наблюдение); экспериментальный (констатирующий эксперимент); психодиагностический (тесты, беседы); праксиметрический (сбор и анализ анамнестических данных); интерпретационные методы (качественный анализ полученных данных, установление связи между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность расширить имеющиеся представления о неречевой симптоматике общего недоразвития речи, а также углубить знания о специфике формирования и развития межличностных отношений у детей с речевыми нарушениями.

Практическая значимость определяется:

– экспериментальным выявлением особенностей формирования коммуникативных навыков младших школьников с общим недоразвитием речи;

– определением основных направлений и содержания коррекционной работы по оптимизации общения учащихся младших классов с нарушениями речи.

13 стр., 6402 слов

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста

Тема: Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста Курсовая работа СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ . ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ . РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ . РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТНОГО ОПРОСА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЕ ...

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возраст…..

Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина — М., Академия, 1998. – 398 с.

2. Алтухова, Т. А. Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с ОНР / Т.А. Алтухова //Дефектология. — 1994. — №5.- с. 43-55.

3. Бесонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П. Бесонова, О.Е. Грибова — Издательство «Аркти», 1998. – 176 с.

4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи / В.И. Бельтюков. — М., 1977. – 210 с.

5. Валгина, Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина. — М.,2001.-528с.

6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство, 2004. — 130с.

11 стр., 5339 слов

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

... дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом "Удмурт, ун-т", 2003. - 445 с. Бородич А.М., Методика развития речи детей "- М., Просвещение ... , А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др. О.С. Ушакова, М. ... речи. Методы исследования: - Теоретический; - Эмпирический; - Исследовательский; -Математико-статистический. Теоретической основой исследования явились труды: Г.А.Каше, Р.И. Лалаевой ...

7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 144 с.

8. Волкова, Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Кн. 5 Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л.С. Волковой. — М.: Гуманит. ИЗД. Центр ВЛАДОС, 2003. – 340 с.

9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 470 с.

10. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. – 192 с.

11. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследо-вания: метод. пособие / О.Е. Грибова. — М.: Айрис-пресс, 2005.- 96с.- (Библиотека логопеда-практика).

12. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. — М.: Просвещение, 1991. — 239 с.

13. Жукова, Н.С. Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Владос, 1990. – 238 с.: ил.

14. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Владос, 2000. – 222 с.

15. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с ТНР / К.В. Комаров. — М.: 1982. – 168 с.

16. Корнев, А. Н. Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации / А.Н. Корнев // Изучение нарушений чтения и письма. Итоги и перспективы. – М., 2004. – С. 117 – 125.

17. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма / А.Н. Корнев. — СПБ.: Речь 2003. – 330 с.

18. Лалаева, Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.

19. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб.: Союз, 2001.- 218 с.

20. Лалаева Р.И., Н.В Серебрякова. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В Серебрякова. — Ростов н/Д.: Феникс, СПб.: «Союз», 2004. – 224 с.- (Серия «Коррекционная педагогика»).

21. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушением речи / Р.Е. Левина. — М.: Просвещение, 1961. — 311с.

22. Левина, Р. Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Р.Е. Левина. — М.: Просвещение, 1965. – 146 с.

23. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1969. – 214 с.

24. Логинова, Е.А. Нарушение письма у учащихся младших классов с ЗПР. — Психолога — педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. — Л.: Наука, 1990. – 174 с.

25. Максаков, А.И. Развитие правильной речи / А.И. Максаков, Л.Н. Ефименкова. — М.: Мозаика-Синтаз, 2005.-107с.

26. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок / А.И. Максаков. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 148с.

27. Парамонова, Л.Г. Говори и пиши правильно / Л.Г. Парамонова. — СПб.: «Дельта», 1996.- 384 с., ил.

28. Прищепова, И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие / И.В. Прищепова — СПб.: КАРО, 2008. – 160с.

29. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь. — М.: Айрис — Пресс, 2006. — 432с.

30. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И.Н. Садовникова. — М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. – 256 с.

31. Селиверстов, В.И. Игры в логопедической работе / В.И. Селиверстов. – М., 1987. – 160 с.

32. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М. Смирнов — М., 2000.- 400с.

33. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. — М., 1989. – 223 с.

34. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 1994. – 275 с.

35. Филичева Т.Б. Совершенствование связной речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина — М., 1994. – 196 с.

36. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие.- 3-е изд. / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: Айрис-пресс, 2005.- 224 с. (Библиотека логопеда-практика).

37. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.

38. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 238с.

39. Чиркина, Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей / Г.В. Чиркина, А.Н. Корнев // Дефектология, 2005. — №3. — с. 89 – 93.

40. Щорох-Троцкая (Булгакова), М.К. Коррекция сложных речевых расстройств / М.К. Щорох-Троцкая (Булгакова), В.Секачев. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 352с.

41. Эльконин, Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1962. – 342 с.

42. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова — М.: Просвещение, 1984.–158 с.

43. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. — М., 1999. – 160 с.