Содержание
Введение
1.Возрастные особенности подросткового периода
2. Задачи физического воспитания в 5 – 9 классах
3. Особенности организации урока физической культуры в 5 – 9 классах
4. Формирование физкультурных знаний у учеников 5 – 9 классов
5. Направленность и методика развития физических качеств у учеников5 – 9 классов
6. Особенности методики обучения двигательным действиям у учеников 5 – 9 классов
7. Развитие физических качеств на уроках баскетбола
8. Совершенствование техники ведения мяча на уроках баскетбола
9. Совершенствование скоростно–силовых способностей на уроке баскетбола
10. Определение уровня скоростно–силовых способностей мышц плечевого пояса в 7 классе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию, оно содействует нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепляет здоровье, формирует духовные качества личности.
Физическое воспитание – вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека.
Поэтому физическому воспитанию уделяется много внимания, начиная с раннего возраста ребенка, в школе уроки по физической культуре входят в обязательную программу обучения.
В данной работе мы рассмотрим особенности физического воспитания учащихся 5 – 9 классов на уроках физической культуры.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
· определить возрастные особенности учащихся, обучающихся в 5 – 9 классах;
· остановиться на основных задачах физического воспитания;
· дать характеристику особенностей организации урока физической культуры в 5 – 9 классах;
· охарактеризовать особенности методики обучения двигательным действиям учащихся 5 – 9 классов.
Актуальность работы обусловлена тем, что подростковый период – это один из основных периодов развития ребенка, в это время наблюдается активное физическое развитие, формируются нравственные и духовные качества.
ВОПРОС ╣ 13 Учет особенностей темперамента в воспитания и обучении ...
... на поведении ребенка, па быстроте протекания реакций, устойчивости настроений. Поэтому необходимо учитывать особенности темперамент как при обучении, так и при воспитании детей. ... и косвенные виды требования (совет, намек и т.д.). Порицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика – реакцию обиды, подавленности, неуверенности в ...
1.Возрастные особенности подросткового периода
Показатели физического развития тесно связаны с показателями физической подготовленности, как правило, дети нормального развития имеют хорошие показатели физической подготовленности.
Поэтому преподавателю физической культуры необходимо знать возрастные особенности определенного возраста и отклонения от нормы, чтобы учитывать и подбирать индивидуальные упражнения.
Подростковый период охватывает возраст детей от 12 до 15 лет (5 – 9 классы).
Этот возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7 см. главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3 – 6 кг.
Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7 – 9 см. У девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 – 12 лет в среднем на 7 см.
В этом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
Быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, а у девочек – в 11 – 12 лет.
В связи с различными сроками полового созревания мальчиков и девочек в подростковом периоде приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно – сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.
Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей в подростковом возрасте достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности силовые и скоростно – силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Поэтому очень важно учитывать все особенности физического развития при организации уроков по физической культуре.
2. Задачи физического воспитания в 5 – 9 классах
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально – активного, высоконравственного поколения.
Физическое воспитание решает задачи реализации потребности человеческого организма в двигательной активности, совершенствовании физических и психофизических качеств, способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, продлению творческого долголетия и жизни людей [3, с.8].
Развитие двигательно-координационных способностей слабослышащих ...
... развития двигательно-координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста средствами мини-футбола. Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания, направленный на развитие двигательно-координационных способностей слабослышащих детей младшего школьного возраста. Предмет исследования - развитие двигательно-координационных способностей ...
Основными задачами физического воспитания в 5 – 9 классах являются:
1. содействие гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;
2. осуществление дальнейшего обучения основным базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание).
3. продолжение развития координационных и кондиционных способностей (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, ритм, равновесие, развитие силы, гибкости, выносливости).
4. формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; развитие волевых и нравственных качеств; выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
5. углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;
6. воспитание привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;
7. выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
8. формирование умения адекватной оценки собственных физических возможностей;
9. воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
10. содействие развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции.
3. Особенности организации урока физической культуры в 5 – 9 классах
Урок физической культуры является основной формой занятий физическими упражнениями, в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры – всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни[7, с.206].
Уроки в 5 – 9 классах (среднее звено) отличаются от уроков предыдущей возрастной ступени. Остановимся на основных особенностях организации уроков в этот период.
В этот период применяется большее количество разнообразных методических приемов, содействующих направленному развитию двигательных способностей, координационные способности необходимо сочетать с воспитанием скоростных, скоростно – силовых способностей, выносливости и гибкости.
В связи с увеличением индивидуальных различий учащихся необходимо дифференцировать задачи, содержание, темп программного материала, оценку их достижений.
При выборе содержания и методов проведения урока нужно учитывать половые особенности, целесообразно сочетать сообщение знаний с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность.
Развитие математического мышления учащихся на основе дифференцированного ...
... развития математического мышления учащихся на основе дифференцированного обучения 2.1 Психолого-педагогическая диагностика интересов учащихся 2.2 Методика развития математического мышления учащихся на основе дифференцированного обучения ... развитие личности присуще каждому индивиду от природы. Наследственные механизмы запускают физический рост и развитие организма и тем самым готовят физиологические ...
На уроке должны реализовываться межпредметные связи (физической культуры с физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.).
Воспитательные задачи важно решать на основе принципов деятельностного и личностного подходов.
Занятия целесообразно проводить на открытом воздухе, это способствует укреплению здоровья.
Оценка успеваемости производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели.
4. Формирование физкультурных знаний у учеников 5 – 9 классов
В процессе обучения физической культуре у учащихся наряду с развитием определенных физических качеств получают теоретико – методические основы физической культуры.
К ним относятся:
· основы истории физической культуры и спорта;
· основы обучения двигательным действиям;
· основы воспитания физических качеств;
· психологические основы физической культуры;
· анатомо – физиологические основы мышечной деятельности;
· основы гигиены физического воспитания и закаливания, профилактика травматизма;
· основы тестирования, самоконтроля и взаимоконтроля.
5. Направленность и методика развития физических качеств у учеников5 – 9 классов
Особенностью урочных форм занятий с детьми в подростковом возрасте является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).
В этом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей.
В этой связи для группы учащихся и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений.
Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.
При выборе средств и методов необходимо учитывать и половые особенности учащихся.
Соотношение практических методов: игрового и строго регламентированных упражнений примерно равное.
Ориентируясь на комплексную программу физического воспитания учащихся 1 – 11 классов, Ю.А.Янсона, можно выделить следующие физические качества, формирующиеся и развивающиеся в процессе обучения в 5 – 9 классах:
Координацию движений, скорость, силу, гибкость, выносливость [8, с.78]
Гулько предлагает модифицировать физические качества следующим образом:
· «прочность» — поэлементная и системная травмоустойчивость опорно – двигательного аппарата;
· «реактивность» — быстрота реакции;
· координированность – ловкость
«выносливость» Гулько в свою очередь делит на:
· силовую работоспособность;
· скоростную работоспособность;
· двигательную работоспособность; [3, 64].
Физические качества развиваются на каждом уроке.
Остановимся на характеристике некоторых из них. Например, при развитии у учащихся быстроты следует включать в уроки упражнения по мгновенному реагированию на различные сигналы, преодолению коротких расстояний за минимальное время, подбирать упражнения, вызывающие быстрые перемещения, скорость действия, частоту движений (старты, бег на короткие дистанции, челночный бег, прыжки через скакалку, подвижные игры и т.д.).
При развитии силы используются упражнения общеразвивающего характера без предметов и с предметами (лазание по канату, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения на гимнастических снарядах, использование гантелей, тренажеров и т.д.).
Выносливость развивается при помощи специальных упражнений (бег на средние дистанции, кроссы, бег на лыжах, подвижные игры и т.д.).
6. Особенности методики обучения двигательным действиям у учеников 5 – 9 классов
В процессе физического воспитания учащиеся обучаются различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела.
На уроках физической культуры обучают правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием, технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.
При овладении техникой какого – либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, которое появляется на основе следующих предпосылок: знания о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.
Исходя из этого, под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов [7, с.65].
Гулько дает следующее определение: «двигательное умение – приобретенная способность осуществлять двигательное действие при ведущей роли мышления в управлении движениями, то есть при умении обучающегося думать о том, как данное движение следует выполнять [3, с.78]
Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной.
В ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен на уровне умения, без последующего перевода их в навыки.
Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, то есть умение переходит в навык. Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения.
Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения [7, с.66].
Двигательный навык – двигательное действие, которое не требует к себе внимания и выполняется автоматически [3, с.78]
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от ряда условий:
· двигательная одаренность (врожденные способности) и двигательный опыт обучающегося;
· возраст обучающегося;
· координационная сложность двигательного действия;
· профессиональное мастерство преподавателя;
· уровень сознательности, мотивации, активность обучающегося.
Эффективность обучения двигательным действиям во многом зависит от правильной организации учебного процесса в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения.
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:
1. формируется положительная учебная мотивация. Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями;
2. формируются знания о сущности двигательного действия. На данном этапе учащиеся получают знания, которые формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария.
3. Создаются полноценные представления об изучаемом движении по каждой ООТ (ориентировочной основе действия).
Эти представления должны включать:
· зрительный образ двигательного действия;
· логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при комментарии;
· двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта;
4. Осваивается изучаемое двигательное действие в целом. К выполнению двигательного действия приступают, когда сформированы необходимые знания и представления.
При первоначальных попытках необходимо использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями, так как первые попытки сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением.
После завершения попытки выполнить действие следует анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.
Двигательное действие, сформированное путем неоднократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.
Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов:
1. закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления;
2. закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки обусловлена двумя причинами:
· внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;
· внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.
3. закон угасания навыка, который проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется длительное время, и после повторений быстро восстанавливается;
4. закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания;
5. закон переноса двигательного навыка может носить как положительный (ранее сформированный навык способствует становлению нового навыка), так и отрицательный (имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка) характер.
Методика обучения двигательным действиям проходит в три этапа:
1. этап начального разучивания;
2. этап углубленного разучивания;
3. этап совершенствования двигательного действия.
Каждому этапу соответствует определенная стадия формирования двигательного действия.
№ | Этапы обучения | Стадия формирования двигательного навыка |
1 | Начальное разучивание техники действия (овладение основой техники) | Образование двигательного умения |
2 | Углубленное разучивание техники (детализация техники) | Совершенствование умения и частичный переход к навыку |
3 | Совершенствование действия (стабилизация) | Упрочение навыка и формирование умений использовать действие в различных условиях |
7. Развитие физических качеств на уроках баскетбола
С восьмого класса учащиеся должны принимать участие в различных соревнованиях по баскетболу, хорошо зная правила соревнований.Поэтому на уроках физической культуры должны развиваться физические качества, помогающие при игре в баскетбол, двигательные навыки, должны приобретаться основные знания правил игры.В процессе обучения игре учащиеся должны приобрести следующие двигательные действия и навыки:
1. Действия без меча: прыжок вверх толчком одной и приземлением на другую; передвижение приставными шагами правым и левым боком с чередованием скорости направления движения; переход с передвижения правым боком на передвижение левым боком; передвижение в одной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге.
2. Ловля мяча: с отскока и полуотскока от пола; катящегося (стоя, на месте и в движении); с шагом; высоколетящего.
3. Передача мяча: одной рукой от плеча, снизу (на месте и в движении); с шагом; в прыжке.
4. Ведение мяча: на месте и в движении (по прямой, по кругу, «змейкой»); с изменением направления и скорости передвижения; высотой отскока от пола.
5. Бросок мяча в корзину: двумя руками снизу и от груди в движении после двух шагов; одной рукой после ловли мяча и после ведения; в движении после двух шагов; в движении одной рукой в прыжке после ловли мяча; в прыжке со средней и дальней дистанции; с места одной рукой сверху с дальней дистанции.
6. Тактические действия: индивидуальные действия в защите (перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину); командные действия при нападении.
Приобретение этих навыков требует развитие скоростно–силовых способностей.
8. Совершенствование техники ведения мяча на уроках баскетбола
№ | Частныезадачи | Содержание | Доза | ОМУ |
1 |
Совершенствование двигательных умений и навыков. Развитие быстроты и выносливости |
Ходьба и бег в различных направлениях в максимальном темпе с внезапными остановками и выполнением различных заданий (прыжок вверх, приседания), время | 5мин. |
Упражнения, направленные на развитие техники ведения мяча, могут чередоваться. В процессе выполнения этих упражнений развивается скорость, координация движений, приобретаются навыки работы с мячом. |
2 | Совершенствование техники ведения мяча. | Ведение мяча в течение 10 – 13 с. в разных стойках с максимальной частотой ударов, время | 3 мин. | |
3 | Совершенствование техники ведения мяча. Развитие координации движений. | Ведение мяча между стоек, время | 5 мин. | |
4 | Совершенствование техники ведения мяча. Развитие быстроты и координации движений. | Ведение мяча с изменяющейся по команде скоростью, время | 5 мин. | |
5 | Совершенствование техники ведения мяча. Закрепление навыков ведения мяча | Ведение мяча с изменяющимся по команде направлением передвижения, время | 3 — 5 мин. | |
6 | Совершенствование техники ведения мяча. | Ведение мяча на месте с чередованием высоты отскока от пола, время | 3 – 5 мин. |
9. Совершенствование скоростно–силовых способностей на уроке баскетбола
№ | Частныезадачи | Содержание | Доза | ОМУ |
1 |
Развитие скоростно – силовых способностей. Развитие координации движений |
Бег с максимальной частотой шагов и максимальной скоростью с выпрыгиванием вверх и доставанием ориентиров левой (правой) рукой, время | 10 мин. |
Упражнения, направленные на развитие скоростно – силовых способностей необходимо использовать на каждом уроке, так как силовые показатели у детей в этом возрасте низкие. Выполнение таких упражнений утомительно, поэтом их нужно давать в малых дозах, чередуя с активным отдыхом. |
2 |
Развитие скоростно – силовых способностей. Поддержание функционального состояния мышц |
Прыжки в разных направлениях с доставанием одной и двумя руками мяч, подвешенный на разной высоте, время | 5 мин. | |
3 |
Развитие скоростно – силовых способностей. Улучшение физического развития |
Прыжки через скакалку в максимальном темпе на месте и передвижением, время | 5 мин. | |
4 | Укрепление мышц. | Ходьба в глубоком приседе | 3 мин. | |
5 | Совершенствование двигательных умений и навыков. Развитие выносливости, быстроты | «челночный» бег | 3 – 5 мин. |
10. Определение уровня скоростно–силовых способностей мышц плечевого пояса в 7 классе
Уровень скоростно–силовых способностей мышц плечевого пояса в седьмом классе определяется путем проведения физических упражнений на время. К упражнениям, развивающим мышцы плечевого пояса, относятся отжимание, подтягивание, комплекс упражнений на развитие мышц плеч, груди, предплечий и др. (с предметами и без предметов).
Ориентируясь на программу по физической культуре, можно выделить следующие показатели уровня физической подготовленности учащихся 7 класса:
№ | Физические способности | Контрольные упражнения | Уровень | |||||
мальчики | девочки | |||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |||
1 | Скоростные | Бег 30 м, с | 5,9 | 5,6 -5,2 | 4,8 | 6,3 | 6,2 – 5,5 | 5,0 |
2 | Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики) кол.раз, на низкой перекладине из виса лежа (девочки), кол.раз | 1 | 5 — 6 | 8 | 5 | 12 — 15 | 19 |
3 | Скоростно- силовые | Прыжок в длину с места, см | 150 | 170 — 190 | 205 | 140 | 160 — 180 | 200 |
На уроках по физической культуре возможно использование изотонических (динамических) упражнений, направленных на развитие мышц плечевого пояса:
№ | Частныезадачи | Содержание | Доза | ОМУ |
1 | Улучшение физического развития, развитие мышц плечевого пояса. | Ходьба с круговыми движениями руками | 10 – 15 кругов | Один круг на каждые два шага. Темп медленный. |
2 | Развитие мышц плечевого пояса, выносливости, силы. | Передвижение в висе на руках в одну и в другую сторону | Темп медленный, дыхание не задерживать. | |
3 | Развитие мышц плечевого пояса, выносливости, силы. | Подтягивание в висе на перекладине (мальчики); подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки), кол.раз |
8 14 |
Эти упражнения являются контрольными. |
4 | Развитие мышц плечевого пояса, выносливости, силы. | Отжимание (мальчики в положении упора лежа, девочки – в положении упора о гимнастическую скамейку), кол.раз | 20 — 30 | Исходное положение: упор лежа на прямых ногах (на коленях для девочек).
При выдохе – локти сгибаются, грудь опускается как можно ниже к полу. Спина прямая, поясница не прогибается. |
5 | Совершенствование двигательных навыков. Развитие быстроты. | Передача мяча двумя руками от груди, время выполнения | 3 -5 | Задание выполняется в паре |
Изометрические упражнения (выполняемые в статике), направленные на развитие мышц плечевого пояса:
№ | Частныезадачи | Содержание | Доза | ОМУ |
1 |
Развитие мышц плечевого пояса. Развитие силы. |
Упражнения с гантелями, кол.раз | 10 | Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки вниз: параллельные поднимания рук с гантелями вперед – в сторону, до уровня плеч. Хват гантелей сверху. Дыхание: разведение рук – вдох, опускание вниз – выдох. |
2 |
Развитие мышц плечевого пояса. Развитие силы. |
Упражнения с гантелями, кол.раз | 10 | Стоя, ноги на ширине плеч, взять гантели средним хватом сверху: поднимание плеч вверх, держа гантели в прямых руках. Дыхание: поднимание плеч вверх – вдох, опускание плеч – выдох. |
3 |
Развитие мышц плечевого пояса. Развитие силы. |
Упражнения с гантелями, кол.раз | 10 — 12 | Лежа лицом вниз на горизонтальной скамье: разведение рук с гантелями. Руки стараться поднимать перпендикулярно туловищу. Дыхание: разведение рук – вдох, опускание вниз – выдох. |
4 | Развитие мышц плечевого пояса | Рывки согнутыми или прямыми руками назад, постепенно увеличивая амплитуду движений. Кол.раз. | 10 — 12 |
Руки не опускать ниже плеч. Темп средний. После выполнения – руки опустить вниз, потрясти расслабленными кистями. |
5 |
Развитие мышц плечевого пояса. Развитие силы. |
В упоре стоя 2 – 3 серии сгибаний и разгибаний рук. | Количество раз устанавливается индивидуально | Между сериями активные паузы 45 – 60 с. |
6 |
Развитие мышц плечевого пояса. Развитие силы. |
Упражнения на брусьях | Количество раз устанавливается индивидуально | В упоре на брусьях сгибание и разгибание рук. 2 – 3 серии с пазами 45 – 60 с. Пройти в упоре на руках всю длину брусьев 2 – 3 раза |
Скоростно – силовые способности учащихся восьмого класса определяются программой по физической культуре:
№ | Физические способности | Контрольные упражнения | Уровень | |||||
мальчики | девочки | |||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |||
1 | Скоростные | Бег 30 м, с | 5,8 | 5,5 -5,1 | 4,7 | 6,1 | 5,9 – 5,4 | 4,9 |
2 | Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики) кол.раз, на низкой перекладине из виса лежа (девочки), кол.раз | 2 | 6 — 7 | 9 | 5 | 13 — 15 | 17 |
3 | Скоростно- силовые | Прыжок в длину с места, см | 160 | 180 — 195 | 210 | 145 | 160 — 180 | 200 |
На уроках по физической культуре возможно использование следующих упражнений, направленных на развитие скоростно – силовых способностей:
№ | Частныезадачи | Содержание | Доза | ОМУ |
1 | Постепенная адаптация организма к физической нагрузке | Ходьба обычным шагом с постепенным ускорением и замедлением, время | 5 – 6 мин | Ходьбу возможно сочетать с с упражнениями для рук. Темп средний, дыхание не задерживать. |
2 | Улучшение физического развития, совершенствование двигательных умений и навыков. | Приседания. Кол.раз | 10 – 15 раз | Повторить 3 серии с активными паузами между ними 45 – 60 с. Приседания пружинистые и нефиксированные. Темп средний. |
3 | Совершенствование двигательных умений и навыков.Развитие скоростно – силовых способностей | Бег вверх по лестнице с максимальной частотой и скоростью. Кол.раз. | 5 – 6 | 10 – 20 м. |
4 | Улучшение физического развития, совершенствование двигательных умений и навыков. | Однократные прыжки в длину с места. Кол.раз | 5 — 6 | Прыжки могут выполняться с подхода или разбега |
5 | Развитие физических качеств. | Бег на месте, чередуя три скрестных движения прямыми руками перед собой с хлопками в ладони за спиной. | 1 – 2 м. | Темп средний. |
6 | Развитие координации. | Поочередные прыжки на одной ноге с махом другой, согнутой вперед и назад, руки в стороны. Кол.раз. | 8 — 16 | Темп выполнения упражнений средний. |
7 | Развитие координации. | Чередование прыжков с выпадами вперед со сменой положения рук и ног. Время | 1 – 2 мин. |
Заключение
Таким образом, рассмотрев основные аспекты, учитывающиеся на уроках физкультуры, можно сделать следующие выводы:
Преподавателю физической культуры необходимо учитывать возрастные особенности детей подросткового возраста, так как именно в этот период в организме ребенка происходит множество кардинальных изменений. Неправильно подобранные упражнения могут привести к нарушениям развития и к травмам.
На уроках физической культуры с 5 по 9 класс закладываются теоретические физкультурные знания, воспитываются ценностные ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены, формируются различные физические качества, такие как, координация движений, скорость, сила, гибкость, выносливость и т.д.
В этот период продолжают развиваться координационные и кондиционные способности, волевые и нравственные качества, приобретаются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах.
У учащихся воспитывается интерес к физической культуре, именно в эти годы обучения воспитывается привычка самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями.
Список использованной литературы
1. Буйлин Ю.Ф., Портных Ю.И. Мини – баскетбол в школе, М. 1976
2. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников, М., 1991
3. Гулько Я.Н., Зуев С.Н. Физическая культура, М., 2000
4. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории, М., 1991
5. Уроки физической культуры в 7 – 8 классах средней школы/ Под ред. Богданова Г.П., М., 1986
6. Уроки физической культуры в 9 – 10 классах средней школы/ Под ред. Богданова Г.П., М., 1986
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М., 2000
8. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе, Ростов – на – Дону, 2004