Влияние игры на развитие памяти младшего школьника

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Педагогические возможности игры в развитии памяти младших школьников……………………………………………………………………………………………….9

1.1. Игра как средство развития памяти……………………………………………….9

1.2. Общая характеристика памяти……………………………………………………..25

1.3. Особенности развития словесно-логической памяти младших школьников……………………………………………………………………………………………..37

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти младших школьников………………………………………………………………………………………………52

2.1. Изучение уровня развития словесно-логической памяти младших школьников………………………………………………………………………………………………52

2.2. Содержание и ход экспериментальной работы по развитию словесно-логической памяти младших школьников……………………………………………………………………………………………..62

2.3. Выводы и рекомендации по развитию словесно-логической памяти младших ………………………………………………………………………………………………….78

4 стр., 1709 слов

Изучение видов памяти младших школьников

... изучить виды памяти у младших школьников. Объект исследования: память младших школьников. Предмет исследования: виды памяти младших школьников. Гипотеза: уровень развития долговременной памяти младших школьников ниже уровня развития их кратковременной памяти; а уровень развития механической памяти младших школьников ниже уровня развития их смысловой (логической) памяти. Для достижения ...

Заключение………………………………………………………………………………………………86

Список использованных источников…………………………………………………………92

Приложение……………………………………………………………………………………………..98

Введение

Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.

Основная цель учителя всегда и при любых обстоятельствах остается неизменной: все ученики должны получить глубокие и прочные знания, быть всесторонне развиты и хорошо воспитаны. При этом каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя природный потенциал.

Все эти способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности.

Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои интеллектуальные и другие способности. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше.

Невысокая успеваемость младших школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.

«Основным занятием школьника является мыслящее усвоение, и основная функция в этом возрасте – мыслящая память, то есть запоминание, сопровождаемое думаньем, что и как запомнить, и воспоминание, сопровождаемое думаньем, что и когда вспомнить» [16, с.95].

Как мы видим из этого высказывания, у детей младшего школьного возраста основное занятие – мыслящее усвоение, то есть развитие памяти соотноситься с соединением в актах восприятия, запоминания и воспроизведения знаний мыслительных и мнемических действий. Важнейшим же средством мнемической деятельности считают умственные операции, обеспечивающие логическую переработку запоминаемого материала.

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

... с участниками театр – экспромт.   5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 9 – 14 лет. Проводится ... личности. Цель: формирование и сплочение детского коллектива через игровое взаимодействие. Задачи игры: развивать внутригрупповые отношения; развивать навыки коллективного взаимодействия, общения; учить принимать ответственность ...

Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.

Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира А.Р. Лурия, Н. Ланда, Н.Ф. Талызина, А.И. Раева, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера и др.

Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи, в том числе развитие памяти у подрастающего поколения.

Над проблемой использования игры в обучении школьников, как средства умственного развития работали: Тихеева Е.И., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М., Веракса Н.Е, Смирнова Е.О., Бондаренко А.К., Короткова Н.С. и др., каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики игры. Д.Б. Эльконин разработал психологическую теорию игры, он рассматривает игру, как средство развития личности.

Игра мотивирует, стимулирует и активирует познавательные процессы школьников — память, внимание, мышление и воображение; игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Актуальность проблемы:

Проблема, касающаяся формирования и развития словесно-логической памяти младшего школьника является одной из актуальных проблем ХХI века. Педагоги и психологи занимаются данной проблемой, но не применяют на практике. Необходимо отметить, что, согласно современным психологическим данным, умственное развитие младших школьников имеет большие резервы. В массовой школе эти резервы практически не используются. Многолетние исследования, проведенные под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно сформировать более широкие и более богатые умственные способности, чем это было до сих пор [27, с. 40].

26 стр., 12620 слов

Исследование образной памяти младших школьников с нарушением слуха

... исследовать и скорректировать особенности образной памяти младших школьников с нарушением слуха. Объект: развитие образной памяти у младших школьников. Предмет: исследование образной памяти младших школьников с нарушением слуха. Гипотеза состоит ... Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти»[37, с. 46]. Именно поэтому важно ...

Таким образом, игра вполне оправданно может являться инструментом преподавания, который активизирует мыслительные процессы памяти, что позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам.

Объект исследования: игра как вид деятельности.

Предмет исследования: возможности игры в развитии словесно-логической памяти младших школьников.

Цель: выявление педагогических возможностей игры в развитии словесно-логической памяти младших школьников и характеристика ее особенностей в младшей возрастной группе.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно, которой эффективность процесса развития словесно-логической памяти возрастает, если будут соблюдены соответствующие условия:

­ разработка и апробация программы, нацеленной на эффективное развитие словесно-логической памяти младших школьников;

­ применение игры в педагогическом процессе, как средство развития словесно-логической памяти младших школьников

­ определение основных показателей уровней сформированости словесно-логической памяти младших школьников;

­ осуществление диагностики уровня развития словесно-логической памяти обучаемых школьников.

Задачи исследования:

1. проанализировать теоретические источники по проблеме исследования;

2. выявить особенности развития словесно-логической памяти младших школьников;

3. раскрыть влияние игры на развитие словесно-логической памяти обучаемых школьников;

4. осуществить диагностику уровня развития словесно-логической памяти младших школьников;

5. выполнить опытно-экспериментальную работу по улучшению словесно-логической памяти обучаемых школьников.

Методы исследования:

Теоретические основы исследования:

1. Теоретический анализ литературы:

— Особенности развития словесно-логической памяти детей младшего школьного возраста – Выготский Л.С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д.Б., Венгер Л.А. и др.

— Влияние игрового обучения на развитие словесно-логической памяти младшего школьного возраста – Фребель Ф.В., Ушинский К.Д., Крупская Н.К, Блехер Ф.Н., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Тихеева Е.И., Сорокина А.И., Бондаренко А.К., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. , Веракса Н.Е и др.

2. Практические основы исследования:

Были использованы следующие методы исследования:

• Теоретические (анализ, обобщение, классификация);

• Эмпирические (тестирование. анкетирование);

• Методы математической статистики.

Педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария (методики), проведение диагностики, анализ полученных результатов, собственно развивающая работа (формирующий эксперимент), повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов, выводы и рекомендации.

4 стр., 1672 слов

Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста

... 3. рассмотреть особенности развития памяти в младшем школьном возрасте; 4. определить необходимость словесно-логического запоминания; 5. доказать влияние специально организованных игр и упражнений на развитие словесно-логического запоминания младших школьников. Методы исследования, применяемые ...

База исследования:

МОУ Одинцовская СОШ №1, Московской области, ученики 3 «А» и 3 «Б» классов.

Практическая значимость:

Новизна выпускной квалификационной работы заключается в обобщении материалов по вопросам развития и совершенствования словесно-логической памяти младших школьников, обучению их продуктивному запоминанию. Практическая значимость данной работы заключается в разработке комплекса занятий по развитию словесно-логической памяти младших школьников. Проблема, рассматриваемая в данном исследовании интересна для любого человека и необходима для будущих молодых специалистов системы образования.

Структура работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Педагогические возможности игры в развитии памяти младших школьников

1.1. Игра как средство развития памяти

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию и в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов, а так же на успешное усваивание норм поведения и деятельность школьников.

Игру использовали с древности, как метод обучения и воспитания, и передачи опыта старших поколений младшим. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: — в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; — как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; — в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); — как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КВН и др.).

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо учителю для правильной оценки эффективности игры.

• Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее "Зайчики" (подвижная игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ... работе по коррекции агрессивного поведения используется психогимнастика – набор этюдов, упражнений, игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекцию настроения, предупреждение ...

• На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

• На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: найти, запомнить, изобразить. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником.

Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.

Место и роль игры в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации игр…………………………

Заключение

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и перейти к эффективным приемам.

Главная погрешность нашей школы заключается в том, что запоминание учебного материала осуществляется в бесплодном направлении, т.е. целью является ответ учителю, и все запоминание приспосабливаясь только к этому оказывается непрочным, часто не применимым к другим целям.

Для младших школьников недостаточно создавать положительный эмоциональный фон. Необходимо включать учащихся в активную деятельность, «соединяющую ум с сердцем» [37, c. 176].

Словесно-логическая память — эта память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий в словесной формулировке. Эта память тесно связана с мышлением, с развитием речи и является основой учебной деятельности. Усвоение знаний по различным наукам идет за счет словесно-логической памяти.

Выявлены особенности развития словесно-логической памяти младших школьников: запоминание начинает все чаще опираться на различные смысловые связи, память приобретает произвольный характер; дети начинают пользоваться различными специальными способами запоминания; лучше запоминается то, что нравится, и то, что нужно запомнить скорее; повышается объем памяти, улучшается точность и систематичность воспроизведения; память освобождается от плена восприятия, узнавание теряет свое значение; сохраняется образный компонент, память тесно связана с активным воображением.

Процесс развития словесно-логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, так как в подавляющем большинстве дети младшего школьного возраста самостоятельно не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к повторению. Надо отметить, что обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом дети начинают самостоятельно к концу обучения в начальной школе. По мере усложнения учебных заданий установка просто запомнить механически, перестает себя оправдывать и это вынуждает ребенка искать приемы организации своей памяти. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания.

4 стр., 1980 слов

Диагностика уровня развития словесно-логического мышления младших школьников

... уровня развития словесно-логического мышления младших школьников с помощью методики Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления детей 7-10 ... …………………………………….………………………………45 ВВЕДЕНИЕ В детской и педагогической психологии проблематика, связанная с развитием мышления, занимает ... том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно ...

Основой словесно-логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Она основана на понимании, осмыслении, т.е. запоминание осуществляется на понимании смысла и логических связей. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы игры на развитие словесно-логической памяти.

В работе рассмотрены теоретические основы функционирования и развития словесно-логической памяти, изучены особенности нарушений и развития опосредованной памяти.

Для выявления и развития уровня словесно-логической памяти младшего школьника был проведен эксперимент на базе Одинцовской начальной школы №2, в нем участвовали ученики 3 «А» и 3 «Б» класса по 25 человек в каждом классе.

Опираясь на полученные теоретические знания, проведено экспериментальное исследование развития словесно-логической памяти детей младшего школьного возраста. В результате анализа проведенной диагностики словесно-логической памяти и типа памяти, а также выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала отмечается, что в контрольной и экспериментальной группе преобладают преимущественно дети с комбинированным типом памяти. В 3 «А» классе большинство детей показали высокий уровень опосредованной памяти и высокий уровень смыслового запоминания.

В 3 «Б» классе выявлены низкие показатели уровня опосредованной памяти, опосредованного запоминания и невысокие показатели смыслового запоминания словесного материала. Далее в экспериментальном классе дети показали средний уровень и проведен диктант на определение уровня грамотности класса, где большинство получили средний результат.

После проведенного формирующего эксперимента со школьниками 3 «Б» класса проводились эти же методики. Показатели уровня опосредованной памяти стали выше, высокий уровень смыслового запоминания показало большинство класса. Также увеличились показатели опосредованного запоминания, а запоминание словарных слов и грамотное их написание во время проведенного контрольного диктанта так же показали высокие результаты.

Полученные данные, указывающие на недостаточное развитие словесно-логической памяти детей, определило подбор рекомендаций, игр и упражнений по развитию словесно-логической памяти и памяти в целом

В ходе эксперимента был проведен этап, где реализованы педагогические условия, которые способствовали более эффективному повышению качества знаний учащихся. Для этого был разработан и проведён комплекс игр (упражнений) на развитие словесно-логической памяти, которые применялись на различных предметах и включались во внеурочные мероприятия. Использовались интеллектуальные игры «Калькулятор», «Сочини рассказ» на уроках для развития ревой активности; игры на повторение и закрепление — «Составь слова», «Трудное – запомни», «Повторение — мать учения», занимательные игры — «Нарисуй стихотворение», «Передай информацию», «Тридцать пять».

20 стр., 9991 слов

Тема 1. Понятие, предмет, задачи и структура психологии как науки. ...

... процессов, эмоционально-волевойсферы психики. 1.1. Понятие и предмет общей психологии. Этапы развития психологии Современная психологическая наука – широко разветвленная область человеческих знаний ... творчества для психологического изучения ребенка), юридической (изучение особенностей психологических проявлений субъекта в его отсутствие) психологии. 2.4. Методы коррекции Психологическая помощь ...

Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся по изучению материала. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует память, мышление, внимание ребенка.

Такие занятия в процессе обучения, как урок-игра по русскому языку «А.Волков. Волшебник Изумрудного города», урок-игра по математике «Порядок выполнения действий в выражениях. Табличные случаи умножения и деления», которым был посвящен урок, в значительной степени повышают интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и действенно влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.

Урок-игра строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы.

Значительными в данной программе являются внеурочные мероприятия проводимые в школе, материал, изучаемый на уроках, находит свое логическое завершение во внеурочной деятельности. В этих играх они или главные «герои», или помощники своих любимых героев сказок, мультфильмов. Интересна для детей игра, которая проведена в непринужденной обстановке, где ребята показывают себя, проверяют свои познания по всем предметам и закрепляют их. При проведении игр: «Любит КВН наш дружный класс!», «Умники и умницы», «В поисках Немо» были применены различные игры на развитие словесно-логической памяти, логического мышления, внимания, развитие речевой активность.

В ходе программы развития словесно логической памяти средствами игры дети стали активнее работать на уроках, смело отвечать на вопросы, самостоятельнее выполнять задания и упражнения, проявляли инициативу, заинтересованность.

В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности, она имеет свое внутреннее продолжение. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету.

В процессе работы над темой исследования на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, можно сделать вывод, что в педагогической работе большое внимание уделяется игровым методам на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

Проведя и проанализировав исследования, выявлено, что урок-игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей, развить словесно-логическую память. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игр на развитие словесно-логической памяти необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на уроках.

13 стр., 6432 слов

Использование методов активного социально-психологического обучения ...

... школе. Начальные классы». Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку ... возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее ...

В ходе проделанной работы, замечено, что игровые моменты могут быть использованы как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения, повышаются познавательные способности, развивается словено-логическая память, мышление.

Присутствие «великой учительницы» — игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозировано, использовано в течение дня. Педагогу важно научиться видеть и понимать не только и не столько явные, сколько скрытые механизмы, благодаря которым происходит ее влияние на разные стороны развития младшего школьника. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой она необходима для детей, для эффективного стимулирования всех сторон их развития (при необходимости — его коррекции), для гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок и т.д.

Таким образом, по проблеме развития памяти младших школьников, были решены поставленные задачи и достигнута цель выпускной квалификационной работы. Проведенное исследование является подтверждением гипотезы.

Результаты и материалы настоящей выпускной квалификационной работы можно использовать в практической работе с детьми младшего школьного возраста по развитию словесно-логической памяти средствами игрового обучения.

Список использованных источников

1. Айзенк, Г. Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк. — М., 1992. – 98 с.

2. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — Обнинск, 1993. – 92 с.

3. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. — М., 1984. – 128 с.

4. Асеев, В. Г. Возрастная психология: учеб. пособие. для вузов / В. Г.Асеев — Иркутск, 1989. – 218 с.

5. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения / С.П. Баранов.- М., 1981. – 243 с.

6. Баранова, Э.А. Введение в детскую психологию: учеб. пособие / Э. А. Баранова. — СПб.: Речь, 2006. — 174 с.

7. Бардин, К. В. Как научить детей учиться / К.В. Бардин. — М., 1987. -93 с.

8. Бархинцева, Н.Е. Игровая деятельность в обучении [Электронный ресурс] / Фестиваль «Открытый урок». – Режим доступа: : http / www. 1septemberfestival.ru.

9. Беспалько, В.П. «Слагаемые педагогической технологии» / В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989г. – 276 с.

10. Богаченко, Е.А. Игра как современный метод / Е.А. Богаченко // Начальная школа. – 2010. — № 6. – С. 16-18.

11. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. — М., 1994. – 137 с.

12. Богословский, В.В. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 257 с.

13. Бурбушева, Г.Н. Упражнения для первоклассников по развитию памяти и речи / Г. Н. Бурбушева // Начальная школа плюс до и после. – 2005. — №1. С. 66-68.

14. Власова, И.С. Дидактиеская игра как средство повышения эффективности урока математики / И.С. Власова // Начальная школа. -– 2009. — № 10. С. 43-48.

15. Винокурова, Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 3. / Н.К.Винокурова. – М.: РОСТ, Скрин, 1998. – 57 с.

16. Волков, Б.С. Детская психология: логические схемы : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. пед. профиля / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М. : Владос, 2004. – 251 с.

17. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учеб. пособие для вузов /Составители И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин — М., Академия, 2001. — 246 с.

18. Выготский, Л.С. Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций / Л.С. Выготский. – М., Психология, 2000. – 168 с.

19. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – М., Психология, 1999. -265 с.

20. Гальперин, П. Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований: избранные произведения / П. Я. Гальперин. — М., 2000. – 468 с.

21. Гуревич, К.М. Что такое психологическая диагностика / К.М. Гуревич. — М., 1985. — 184 с.

22. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 1986. – 257 с.

23. Давыдов, В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / В. В. Давыдов. —М., 1981. — 140 с.

24. Деменева, Н.Н. Технологические приемы построения сюжетных уроков математики / Н.Н. Пономаренко // Начальная школа. – 2009. — № 10. С. 39-43.

25. Деннисон, П. Гимнастика мозга. Простые упражнения для учения целостным мозгом / П.Деннисон, Г. Деннисон. — ЧОУПП «Восхождение», 1998. – 76 с.

26. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М.Житникова – М., 1985. – 124 с.

27. Зак, А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. Книга для учителя / А.З. Зак. – М.: Интеллект-Центр, 2002. – 145 с.

28. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П.Зинченко. – СПб.: Питер, 2002. – 376 с.

29. Игровые технологии обучения в начальной школе: практ. пос. / Авт.-сост. Е.В. Калмыкова. М., 2007. – 164 с.

30. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д :Феникс, 2008. – 568.

31. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. -М.:Просвещение, 1972. – 265 с.

32. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. -М., 1976. – 253 с.

33. Конева, С.А. Как развивать познавательные способности детей на уроках математики / С.А. Конева // Начальная школа плюс до и после. – 2006. — №10. С. 36-40.

34. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И. Ю. Кулагина. — М., 1998. – 435 с.

35. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания: избранные психологические произведения /А.Н. Леонтьев. – М., 1983. – 158 с.

36. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. – М., 1989. 165 с.

37. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. – М., 1976. – 164 с.

38. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников: методическое пособие для учителей / В.И. Максакова. –М.: Просвещение, 1987. – 267 с.

39. Матвеева, Н.Б. Развитие словесно-логической памяти младших школьников на уроках русского языка. и литературного чтения / Н.Б. Матвеева // Начальная школа плюс до и после. – 2004. — №7. С. 72-77.

40. Матюгин, И. Ю. Магия памяти / И. Ю. Матюгин. — М.: Сталкер, 1998. -183 с.

41. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 2 кн.: книга 2: экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 356 с.

42. Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988. – 156 с.

43. Память /Составитель У. Джеймс. – М., Психология, 1997. – 187 с.

44. Пашукова, Т.Н. Практикум по общей психологии / Т.Н. Пашукова, А.А. Допира, Г.В. Дьяконов. — М., Психология, 1994. – 468 с.

45. Пономарева, Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников / Н.В. Пономарева // Начальная школа. – 2009. — № 11. – С. 4-6.

46. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1997. — 258 с.

47. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / под ред. В. В. Давыдова. — М., 1990. – 368 с.

48. Пилипенко, О.Н. Изучение слов с непроверяемым написанием / О.Н. Пилипенко // Начальная школа. – 2010. — № 6. — С. 63-64.

49. Размаева, Л.А. Формирование орфографических навыков / Л.А. Размаева // Начальная школа. – 2010. — № 6. — С. 58-61.

50. Рудик, Г.А. Развивающая педагогика: техника учения и обучения / Г.А. Рудик. – И., — РНО НУМ Центр ПО, 1997. – 189 с.

51. Смирнов, А.А. Избранные психологические труды: в 2 т. / А.А. Смирнов — М., Педагогика, 1987. 430 с.

52. Степанова, О.А. Использование игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. — №8. С. 39-49.

53. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. издание 3-е, перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону, Феникс, 2000. – 254 с.

54. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова, А.В. Басов. — Ярославль, 1995. – 176 с.

55. Тренируйте память: техника быстрого чтения: книга для учащихся / Под ред. О.А. Андреева, Л.Н. Хромова. – М., Просвещение, 1994. – 162 с.

56. Холодова, О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: методическое пособие, 3 класс. Программа курса «РПС» 2-еизд., испр. и доп. / О. Холодова. –– М.: Росткнига, 2006. – 78 с.

57. Цукерман, Г. А. Зачем детям учиться вместе / Г.А. Цукерман. — М., 1985. – 156 с.

58. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А. Цукерман. — М.; Рига, 2000. – 189 с.

59. Шершидская, Е.А. Возможности развития памяти учащихся на уроках математики / Е.А. Шершидская, О.В. Науменко // Начальная школа плюс до и после. – 2004. — №9 2004. С. 29-33.

60. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. — М., 1974. – 246 с.

61. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Учпедгиз, 1960. – 364 с.

62. Элъконин, Д.Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин. — М., 1978. – 264 с.

63. Яковлева, Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников / Е.Л. Яковлева, А.К. Маркова, А.Г. Лидерс. – Петрозаводск, 1992. – 189 с.

64. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти: Пер. с фр. – М., Эндос, 1994. – 98 с.

Приложение №1

При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей прежде всего словесно-логической памяти, в основе которого лежит установление смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала.

…………….