Экскурсия как форма учебного занятия, способствующая развитию познавательного интереса

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий 5

1.1. Развитие познавательного интереса у учащихся как педагогическая проблема 5

1.2. Экскурсия как форма учебного занятия, способствующая развитию познавательного интереса 7

Глава 2. Эмпирическое исследование возможностей развития познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий 13

2.1.Опыт учителей в развитии познавательного интереса у учащихся посредством организации экскурсий. 13

2.2.Диагностика познавательного интереса у учащихся вторых классов. 15

2.3. Рекомендации по развитию познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий. 18

Заключение 21

Список литературы 23

Введение

В современных условиях развития и модернизации образовательной системы основной целью является создание благоприятных условий для развития и само­реализации каждой личности, формирование поколе­ния, способного учиться на протяжении всей жизни, создавать и развивать ценности гражданского общества. Учитывая социальный запрос, личностные потребности, главная задача педагогической науки состоит в форми­ровании образованной, творческой личности, становле­ние ее физического, психологического и нравственного здоровья.

В условиях реформирования содержания образова­ния начальная школа призвана обеспечить гармоничное и всестороннее развитие и воспитание личности путем формирования желания и умения учиться. Актуальной эта проблема является особенно для младших школьников, для которых характерна новая социальная ситуация раз­вития и новый ведущий вид деятельности — учебный. В связи с этим в психолого-педагогической науке при­обрели актуальность исследования, направленные на развитие познавательных интересов детей младшего школьного возраста, которые выступают движущей силой в будущей учебной деятельности.

Развитию познавательных интересов детей как психолого-педагогической проблеме посвящены на­учные труды Л. Аристовой, Э. Барановой, Н. Бибик, В. Бондаревского, В Давыдова, А. Дусавицкого, З. Калмыковой, М. Короткова, Г. Костюка, Л. Лохвицкой, А. Люблинской, А. Марковой, Н. Менчинской, Н. Морозовой, В. Ульенковой и дру­гих ученых.

2 стр., 975 слов

Психические познавательные процессы и их развития у военнослужащих.

... и роль психических, познавательных процессов в деятельности военнослужащих; -изучить материалистическую природу психических, познавательных процессов; -рассмотреть пути развития психических, познавательных процессов у воинов разных ... особенностей их протекания у каждого воина необходимых для успешной организации процессов ратного труда, обучения, воспитания и психологической подготовки. Литература ...

Среди проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, экскурсия как формирование познавательных интересов является довольно значимой для младших школьников. Ещё в 18 веке французский философ Жан- Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дети, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых.

Цель исследования — выявить возможности развития познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий.

Объект исследования — формирование познавательного интереса у младших школьников.

Предмет исследования — организация и проведение экскурсий как средство развития познавательного интереса у учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретическую научную методическую педагогическую литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть развитие познавательного интереса у учащихся как педагогическую проблему.

3. Изучить экскурсию как форму учебного занятия, способствующую развитию познавательного интереса.

4. Провести эмпирическое исследование возможностей развития познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий.

5. Предложить рекомендации по развитию познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий.

Методы исследования — теоретический анализ литературных источников, анкетирование, методы математической обработки результатов.

Структура курсовой работы — курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у учащихся посредством организации и проведения экскурсий

1.1. Развитие познавательного интереса у учащихся как педагогическая проблема

В научной литературе понятие «интерес» толкуется по-разному: интерес является выборочной направленностью личности на ту или иную деятель­ность; проявлением эмоциональной и мыслительной активности; отношением человека к миру. Таким обра­зом, интерес характеризуется многогранностью своего содержания, форм проявления и роли для становления и жизнедеятельности личности. Значительная часть на­учных разработок по обозначенной проблеме посвящена изучению вопроса формирования познавательных инте­ресов как основы для получения знаний (Л. Маневцова, И. Лостникова, М. Поддьяков).

Содержание понятия «познавательный интерес» представляется исследователями в области педагогических наук по-разному: от целостных динамических тенденций, определяющих структуру наших реакций (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий), до избирательного отношения (А.Г. Ковалев, О.Н. Михайлова и др.) и мотива (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова).

10 стр., 4794 слов

Особенности поэтапного характера учебно познавательной деятельности учащихся

... познавательной деятельности учащихся на каждом ее этапе. Объект исследования - учебно-познавательная деятельность учащихся. Предмет исследования – особенности поэтапного характера учебно-познавательной деятельности учащихся. Задачи исследования: Раскрыть содержание учебно-познавательной деятельности как объекта педагогического проектирования; Методы исследования. Исследование ... обучение, ...

В развитие познавательного интереса в начальной школе отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание. Т.В. Напольнова, И.М. Подгаевская развитие познавательного интереса видят в решении учащихся учебных задач воплощенных в языковом факте, где поиск способа решения целиком возлагается на учащегося; Р.Н. Бунеева., Е.В. Бунеев., О.В. Пронина в занимательности процесса обучения.

Несмотря на разные подходы к определению познавательного интереса, приближение цели деятельности к его результату составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес. Мы признаем, что познавательный интерес — значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника на уроках в начальной школе.

Полагаем, что понятие «познавательный интерес», следует употреблять в значении интереса к овладению любой новой информации, в том числе к учебе. Потеря же познавательного интереса приводит, как известно, не только к внутреннему опустошению, но и к психиче­ским нарушениям личности в целом, поэтому создание определенных условий для активизации и развития по­знавательных интересов личности воплощает, прежде всего, гуманистическую идею.

Выдающийся педагог-классик К. Ушинский в своих трудах рассматривал интерес как средство успешного обучения . В свою очередь С. Шацкий отмечал, что для ребенка важно с интересом приобретать знания . Это мнение разделяем и мы, отмечая, что принципиаль­но важным является присутствие познавательных инте­ресов как признака готовности ребенка к школьному об­учению, а также их формирование учителем начальной школы.

По мнению Н. Бибик, задача учителя состоит в том, чтобы сформировать у детей познавательный интерес как ведущий мотив учебной деятельности, которой не­обходимо поддерживать в режиме доминирования над второстепенными мотивами (долг, достижения, пре­стиж и т.д.), так как он имеет ряд преимуществ перед ними, который проявляется в ситуациях, когда ученик стремится совершенствовать свою познавательную де­ятельность. Согласно концепции исследовательни­цы, познавательный интерес младших школьников характеризуется следующими признаками: широта, глубина, действенность и устойчивость. Под широтой познавательного интереса, по мнению ученой, следует понимать «предметную направленность детской лю­бознательности, наличие представлений о предметах, явлениях окружающей действительности их предмет­ное направление, выбор учебных предметов, отдельных видов деятельности. Глубина проявляется характером познавательного отношения к окружающему миру. Действенность и устойчивость характеризует актив­ность учащихся в проявлении любознательности, пред­почтение познавательной деятельности от других ви­дов» .

Наличие интереса у детей младшего школьного воз­раста к процессу познания позволяет им быть субъектом обучения, легко ориентироваться в современном мире. Непременной характеристикой готовности ребенка к об­учению в школе является наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям . Эти способности и умения формируются из прочных позна­вательных интересов, поэтому достаточно важно вовре­мя определить эти интересы у младших школьников для будущего успешного обучения.

6 стр., 2938 слов

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

... социально-психологической, личностной адаптации к обучению младших школьников Период социально-психологической, личностной адаптации ребенка к новым условиям (процессу обучения) - это первоначальный этап новой деятельности для детей - эпохи школьного ...

1.2. Экскурсия как форма учебного занятия, способствующая развитию познавательного интереса

Среди проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, ……..

Список литература

1. Бибик Н. М. Формирование познавательных интересов младших школьников: монография / Бибик Н. М. — К. : Лебедь, 1998.

2. Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации/ А.Б. Воронцов// Серия «Новые образовательные стандарты», 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. — 72 с.

3. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Грачева Надежда Викторовна. Киров, 2003.

4. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от первого ко второму классу // Вестник практической психологии образования, 2005, № 4(5).

5. Дашкова Е.В. Гуманизация образования: экскурсия как педагогический процесс / Е.В. Дашкова, О.В. Елисеева // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2009. — № 6 (49).

— С.113-116

6. Жиркова З. С. Диагностика мотивационной обра­зовательной среды сельской школы. / Жиркова З. С. // Вектор науки Тольяттинского государственного универ­ситета. — Серия «Педагогика, психология». — № 2(5).

— 2011. — С. 231-233.

7. Никонова, А.А. Проект «Музейный квартал». Опыт создания маршрутов» / А.А. Никонова // Мир экскурсий. — 2009 — №9. — С. 79-83

8. Пугачёва, Н.А. Специфика и актуальность комплексных и культурологических экскурсий / Н.А. Пугачёва // Мир экскурсий. — 2009 — №7-8. — С. 10-11

9. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий// Начальная школа. — 2004. — №3. — С. 21-24.

10. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии»; ред. А. М. Еголин. М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 668 с.

11. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения в 2-х т. / [сост. Л. Н. Скаткин и др.]; под ред. Н. П. Кузина. — М. : Педагогика, 1980. — Т. 1. — 288 с. — Т. 2. — 400 с.

12. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203с