Диагностика уровня развития словесно-логического мышления младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3-5

Глава 1. Теоретические основы изучения мышления как психического процесса………………………………………………………….…………….6-18

1.1. Психологическая характеристика процесса мышления………………6-9

1.2. Основные виды мышления……………………………………………10-11

1.3. Особенности мышления в онтогенезе………………………………..11-18

1.3.1. Специфика мышления в младшем школьном возрасте…………….14-18

Глава 2. Методологические аспекты исследования процесса мышления..19-23

2.1. Особенности психодиагностических исследований младших школьников……………………………………………………………………21-23

Глава 3. Диагностика уровня развития словесно-логического мышления младших школьников……………………………………………………..…24-34

3.1. Обоснование исследования…………………………………………….…..24

3.2. Организация и ход исследования…………………………………..…..25-29

3.3. Результаты исследования………….……………………………………29-32

3.4. Интерпретация результатов исследования……………………………..32-34

Заключение……………………………………………………………………35-38

Библиография…………………………………………………………………39-41

Приложение 1…………………………….………………………………..……..42

Приложение 2…………………………………………………………………….43

Приложение 3…………………………………………………………….………44

Приложение 4…………………………………….………………………………45

ВВЕДЕНИЕ

В детской и педагогической психологии проблематика, связанная с развитием мышления, занимает одно из центральных мест и является наиболее важным аспектом в школьном обучении.

Данные многочисленных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что наиболее активно мышление, в особенности словесно-логическое, развивается в период начального школьного обучения. В это время происходит овладение ребенком различными приемами мышления. То есть мышление становится доминирующей функцией в младшем возрасте. От уровня развития мышления ребенка зависит, то насколько успешно и легко он будет усваивать учебные задания. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.

Проблема также состоит в том, что учащимся начальной школы для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Однако исследования показывают, что даже в 4 классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствия и т.д.

8 стр., 3606 слов

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое ...

... психологической культуры т психологического здоровья. Глава I. Особенности психологии здоровья, понятия «психологическое ... как нормы развития, расширением области исследований природы психического и изменениями ... продолжает рассматривать их как «духовные приложения» к телесным срывам, либо как следствие ... рассматриваемой в качестве показателя успешности процессов социализации и индивидуализации, является ...

Данная проблема позволила сформировать и выдвинуть следующую гипотезу исследования: на основании многолетних исследований, существуют данные о наличии индивидуальных различий в уровне развития словесно-логического мышления младших школьников и степени сформированности у детей логических операций.

Цель данной работы заключается в установлении уровня развития словесно-логического мышления младших школьников.

Объектом исследования являются учащиеся 2-го класса средней образовательной школы №14 г. Мурманска.

Предметом исследования выступает словесно-логическое мышление учащих 2-го классов СОШ №14 г. Мурманска.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи курсовой работы:

— Рассмотреть теоретические основы изучения мышления как психического процесса;

— Изучить специфику мышления в младшем школьном возрасте;

— Проанализировать методологические аспекты исследования процесса мышления;

— Провести психодиагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления младших школьников;

— Проанализировать данные, полученные при диагностике уровня развития словесно-логического мышления детей и оценить возможность влияния педагога или школьного психолога на развитие словесно-логического мышления младших школьников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

— Теоретический анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования;

— Психодиагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления младших школьников с помощью методики Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления детей 7-10 лет»;

— Методы количественной и качественной интерпретации экспериментальных данных;

— Методы статистической обработки экспериментальных данных;

— Методы презентации экспериментальных данных: таблицы и гистограммы.

Опытно-экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа №14 г. Мурманска. В исследовании участвовали учащиеся 2-го «А» класса в количестве 23 человека. Исследование проводилось в 3 этапа период с 01.09.2014 — 07.10.2014 г.

Новизна исследования заключается в том, что изучался уровень развития словесно-логического мышления младших школьников, обучающихся в современных условиях.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 28 наименований, приложения (4).

Работа также включает таблицы (2), иллюстрирована гистограммой (1).

Общий объем работы 45 страниц компьютерного текста.

4 стр., 1672 слов

Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста

... тему нашего исследования: «Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста» Цель работы: изучить эффективность развития словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста ... воображения, осмысленность и правильность речи, мышление. Экспериментальная работа позволила определить уровень развития памяти младших школьников, тем самым доказав значимость ...

Глава 1. Теоретические основы изучения мышления как психического процесса

1.1. Психологическая характеристика процесса мышления

Теоретический анализ литературы показывает, что в психологии существует несколько значений термина «мышление».

Так, А.В. Петровский рассматривает мышление как «социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза» [16, 332 с.].

Глуханюк Н.С., утверждает, что «мышление — это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации, и получение результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых знаний» [4, 54 с.].

Маклаков А.Г. описывает мышление как «опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях» [11, 245с.].

Таким образом, исследователи отмечают, что мышление выступает, прежде всего, как одна из форм познания и отражения действительности. Это особая реальность (процесс, акт), доставляющая нам опосредованное или непосредственное (усмотрение, прозрение, откровение) знание о другой, скрытой от нас реальности.

Проведя анализ научной литературы можно выделить ряд специфических характеристик и особенностей мышления как психического процесса.

Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. Обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений.

Кроме того, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углубить имеющуюся информацию, но и расширить ее, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем. Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности [11, 302-303 с.].

Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль [5, 112 с.].

Подводя итог, необходимо также отметить, что мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

2 стр., 942 слов

14.Психология лечебного процесса

... и мотивов, взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых механизмов психологической защиты. При анализе психологии больного и лечебного процесса используются следующие следующие психологические характеристикиличности: отношения; самооценка; мотивация. а) Личность ...

Все мыслительные операции протекают не изолированно, а в различных сочетаниях и являются различными сторонами основной операции мышления — опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений.

К основным видам умственных операций, по мнению А.Г. Маклакова [12], относятся:

· Сравнение — мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями и их признаками. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, человеку необходимо выделить один или несколько признаков сравнения.

· Анализ — мысленное расчленение чего-либо на части, или мысленное выделение отдельных свойств предмета, т.е. анализ позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем.

· Синтез — мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др. Анализ и синтез взаимосвязаны друг с другом. Ведущая роль того или иного определяется задачами деятельности.

· Абстракция — это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. С помощью абстрагирования человек может мысленно выделить какой-нибудь признак предмета и рассмотреть его изолировано от всех других признаков.

· Конкретизация — это процесс представления чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Конкретизация представляет собой процесс обратный абстрагированию, но находящийся в постоянном взаимодействии с ним.

· Обобщение — мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков, которое выражается в виде понятий, законной, формул и т.д.

· Классификация — мысленное разделение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам.

По мнению современных психологов (Ю.Б. Гиппенрейтер, З.М. Истомина, А.Г. Смирнов, Р.Х. Тугушева и др.) основными формами существования процесса мышления являются «понятия», «суждения» и «умозаключения».

Понятие, по мнению Ю.Б. Гиппенрейтера [5], это процесс отражения общих и существенных свойств предметов и явлений. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. Понятия формируются в общественно-историческом опыте и существуют в виде значения слова, обозначается словом.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые представляют собой процесс утверждения или отрицания связи между предметами и явлениями действительности. Суждения образуются 2 основными способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается и опосредованно — путем умозаключений или рассуждений [5, 98 с.].

Умозаключение, по мнению Р.Х. Тугушевой [26], представляет собой такую форму мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Развитие мышления является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время мышление изучается также в кибернетике в связи с задачами технического моделирования логических операций.

10 стр., 4772 слов

Психология 39

... в качестве … +{00}объекта психологии Возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, медицинская психология характеризуют … +{00}структуру науки ... субъекта с предметным миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации с целью достижения личностно значимых ... отношений действительности – это … +{00}мышление Организация психической деятельности человека в данный ...

На сегодняшний день проблема развития мышления освещается в трудах многих современных авторов, таких как А.А. Матюшкиной, А.Г. Маклакова, В.В. Петухова, Е.П. Александрова, Л.Г. Полищук, Н.И. Поливановой, Н.В Рыжовой, Р.С. Немова, Ю.Б. Гиппенрейтера, и др.

1.2. Основные виды мышления

Теоретический анализ литературы показал, что на сегодняшний день существует множество классификаций видов мышления в зависимости от критерия, по которому производится классификация.

В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, И.В. Дубровина [6] различает три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно……..

БИБЛИОГРАФИЯ

1) Александров Е.П. Психология и педагогика / Е.П. Александров.- Таганрог: РГСУ, 2010.- 126 с.

2) Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Учеб. Пособие / М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер.- 2-е изд., доп.- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005.- 496 с.

3) Высоготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Высоготский.- М.: Астрель, 2011.- 640 с.

4) Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Смирнова.- 3-е изд.- М.: МПСИ, 2006.- 224 с.

5) Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер.- М., 2004.- 249 с.

6) Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной.- М., Издательский центр «Академия», 1999.- 464 с.

7) Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова.- 4-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 315 с.

8) Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова.- М.: Педагогика, 1981.- 200 с.

9) Когнитивная психология. Учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002.- 480 с.

10) Лукацкий М.А. Психология: Учебник / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова.- М.: Эксмо, 2007.- 416 с.

11) Маклаков А.Г. Психология. Учебник для бакалавров / А.Г. Маклаков.- СПб.: Питер, 2012.- 592 с.

12) Маклаков А.Г. Общая психология. Часть 2. Психические процессы / А.Г. Маклаков.- СПб., 2008.- 583 с.

13) Мухина В.С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина.- 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2004.- 456 с.

14) Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебных заведений: В 3 кн.- 4-е изд. / Р.С. Немов.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.- Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640 с.

15) Общая психология. Практикум / Т.П. Березовская, А.М. Гадилия, В.И. Гурина и др., под ред. Ю.А. Коломейцева, Л.С. Янчук.- Минск: БГПУ, 2010.- 76 с.

16) Петровский А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., стереотип / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 512 с.

17) Пиаже Ж. Психология интеллекта. Пер. с англ. и фр. / Ж. Пиаже.- СПб.: Питер, 2003.- 192 с.

18) Полищук Л.Г. Психология. Курс лекций / Л.Г. Полищук.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.- 102 с.

14 стр., 6603 слов

Психология и педагогика. Аннотация

... воспитание человека, которое формировало бы у него планетарное мышление, направленное на решение проблем, связанных с такими приоритетными ... равновесие с природой и обществом. Чаще всего в учебниках педагогики можно прочитать следующее: Объектом познания в ... самых горячо обсуждаемых. Далее хотелось бы выделить наиболее общие приоритетные задачи педагогики как науки. Современная педагогическая ...

19) Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева.- СПб.: Питер, 2000.- 560 с.

20) Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) / Л.А. Регуш.- СПб.: Речь, 2006.- 320 с.

21) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. — М., 2001.-705 с.

22) Рыжова Н.В. Логопсихология / Н.В. Рыжова.- Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2010.- 314 с.

23) Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие / А.Г. Смирнов.- М.: Изд-во института психотерапии, 2005.- 3-е изд.- 224 с.

24) Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Б.М. Теплов.- М., 1981.- 147с.

25) Теплов Б.М. Ум полководца / Б.М. Теплов.- М., 1985.- Т.1.- 221 с.

26) Тугушева Р.Х. Общая психология: Учебник / Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера.- М.: Эксмо,2006.- 560 с.

27) Филь В.Я. Обучение и развитие младших школьников / В.Я. Филь.- М., 1970.- 320 с.

28) Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин.- М., 1974.- 229 с.