Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы как способ профилактики возможных трудностей в школьном обучении

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие о школьной неуспеваемости в современной науке

1.1) Трудности в обучении: категориальный аппарат

1.2) Причины нарушений обучения в школе

1.3) Факторы школьных нарушений и их взаимосвязь с эмоционально-волевой сферой

Глава 2. Работа с нарушениями эмоционально-волевой сферы

2.1) Понятие об эмоциях в психологии

2.2) Взаимосвязь эмоций и познавательных процессов

2.3) Особенности работы с эмоционально-волевой сферы у школьников

Заключение

Литература

Введение

Для современного российского общества характерна сложная динамика, связанная с переходом в новое состояние, которое называют по-разному: состояние постмодерна, постнеклассическая эпоха, эпоха информационной цивилизации. Для этого времени характерно преобладание интеллектуального производства над производством материальным и физическим трудом.

Это условие определяет изменения, происходящих во всех социальных институтах, в том числе, и в образовательной сфере, что, в свою очередь, приводит к изменению учебных программ и повышению требований к выпускникам образовательных учреждений. В таком контексте неуспеваемость представляется одним из наиболее сложных явлений современного образования…….

Заключение.

Наша работа посвящена изучению вопросов коррекции и диагностики эмоционально-волевой сферы в контексте профилактики трудностей школьного обучения.

Проведение коррекционно-воспитательной работы является специфической и очень важной задачей в школе, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов при возможных нарушениях. Коррекционная работа, будучи неразрывно связанной с процессом обучения, пронизывает всю ситему деятельности образовательных учреждений.

Комплексная работа предполагает целенаправленное комплексное воздействие на различные стороны развития ребенка. Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение либо сглаживание недостатков и развитие познавательной деятельности, эмоциональной сферы, физических, моторно-двигательных качеств, поведения и личности ребенка в целом.

Коррекционно-воспитательная работа по устранению и профилактике нарушений в эмоциональной сфере ребенка играет значительную роль в этом процессе.

Очень важно эмоциональное проведение урока. Богатый интонациями полос воспитания действует положительно на детей, способствует возникновению и закреплению у них положительных эмоций.

10 стр., 4977 слов

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома

... эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома» мы строили свою работу, на том, что если ранняя депривация вызвала нарушения ... детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе ... О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. ...

При всех обстоятельствах школьник должен быть терпеливым, доброжелательным, уравновешенным, от его личностных качеств во многом зависит создание своеобразной микросоциальной среды, в которой воспитывается ребенок. От педагогического мастерства воспитателя, от его выдержки, терпения, умения во всем похвалить, поддержать ребенка во многом зависит формирование эмоциональной сферы ребенка.

Большую роль на развитие личности школьника, его эмоций и чувств оказывает коллектив. В коллективе, в сотрудничестве ребенка с окружающими людьми, в приобретении им социального опыта возникают и складываются высшие психические функции, такие как память, речь, эмоции. В коллективе складываются личные отношения между детьми, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка. Положение умственно ребенка в коллективе зависит от оценок учителя. Умелое формирование личностных отношений в классе способствует формированию положительных эмоций и в дальнейшем таких социальных чувств, как чувство собственного достоинства, гордости, доброжелательности, сплоченности, дружбы и взаимопомощи.

Ведущую роль в формировании эмоций и чувств отсталого ребенка играет процесс формирования положительных потребностей и мотивов. Включение детей в различные виды деятельности (игровую, учебную, трудовую, общественную), в которых воспитываемое качество должно закрепиться в виде привычки поведения; формирования у детей осознания значимости результата деятельности; учет положения ребенка в системе межличностных отношений – все это способствует формированию положительных мотивов поведения и деятельности умственно отсталого ребенка. Это в свою очередь формирует такие эмоции и чувства, как сопереживание, сочувствие, сострадание, дружбы, взаимопомощи.

27 стр., 13453 слов

Роль чувства юмора личности в процессе делового общения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра социальной психологии и социологии управления БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА РОЛЬ ЧУВСТВА ЮМОРА ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Краснодар 2014 Содержание Введение 1. Теоретический анализ ...

Таким образом, средства коррекционно-воспитательной работы в области эмоциональной сферы способствует не только сглаживанию серьезных нарушений в развитии эмоций и чувств, но играют существенную роль в развитии и воспитании личности ребенка в целом.

Литература.

1. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. — В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений — М.: Изд-во МГУ,1976 г.

3. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.П.-М.: Педагогика, 1962 год.

4. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.

5. Выготский Л.С.Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, — М.: Изд-не эксп. дефект. инст-та, 1936 год.

6. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М. -Политиздат, 1978 год.

7. Изард К. Эмоции человека. — Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.

8. Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. -Киев: Радянська школа, 1978 г.

9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 1983 г.

10. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. -Пер. с польск М.:Прогресс, 1979 .

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2.

12. Руденко А.В.Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк:1998 год.

13. Симонов П.В. Что такое эмоция? -М.:Наука,1966г.

14. Теплов Б.Н. Психологические вопросы художественного воспитания// Советская педагогика, 1946 — № 6.

15. Тренинг по сказкотерапии /Сборник программ под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. — СПб.: Речь, 2002.

16. Уроки театра на уроках в школе/ Под ред. Ершовой А.П. — М.: НИИ художественного воспитания, 1990.

17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М.: «Генезис», 1999.

4 стр., 1912 слов

Неразрешенные проблемы психологии эмоций

Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психология эмоций. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больное, чем разработанных, решенных. Почему сложилось такое положение? Причины надо искать не только и не столько в субъективных факторах - ...

18. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. — М.: Линко-Пресс, 1999.

19. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности у дошкольников и младших школьников. — М.: Владос, 2001.

20. Шингаров Г.X. Место эмоции в структуре личности. -В кн.: Проблема личности.

21. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.

22. Эмоциональное развитие школьников/ Под ред. Кошелевой А.Д. — М.: «Просвещение», 1985.

23. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.-изд-во 1961 г.

24. Якобсон П.М. Психология чувств.-2-е издание: доп.-И.1958 г.

25. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития// Вопросы психологии — 1997 — № 4.