Классификация типов темперамента

Методическая разработка

Для студентов к аудиторному занятию

по дисциплине «Медицинская психология»

Для студентов 3 курса I международного факультета специальности «Лечебное дело».

1. Тема: ЛИЧНОСТЬ И БОЛЕЗНЬ. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ (2 час.)

Место: учебный кабинет.

Цель: усвоить понятие «личность», «темперамент», «характер», «способности», «интеллект», в контексте болезни, усвоить понятия «внутренняя картина болезни», знать основные типы отношения к болезни, уметь их диагностировать и проводить психокоррекцию.

4. Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать Уметь
1. Анатомия Анатомическое строение головного мозга  
2. Общая психология Структуру личности, виды акцентуации личности  

5. План проведения практического занятия:

Элементы практического занятия Время (мин.)
1. Проверка присутствующих
2. Входной контроль и его анализ
3. Опрос студентов и разбор программных вопросов
4. Дополнительные вопросы и ответы на них
5. Исходный контроль знаний и его анализ
6. Итоговая оценка знаний и умений студентов  
Всего  

6. Список теоретических вопросов:

1. Психическая структура личности: темперамент, характер, интеллект, способности.

 

2. Классификация темпераментов, их роль в формировании характера. Влияние возрастных особенностей и хронических заболеваний на личность человека.

 

3. Определение акцентуаций личности. Типология акцентуаций, классификации акцентуаций личности по К. Леонгарду, А.Е. Личко.

 

4. Тактика поведения врача с пациентами, имеющими акцентуированные черты личности.

 

5. Внутренняя картина болезни – субъективное восприятие заболевания пациентом.

 

6. Основные сферы внутренней картины болезни: сенсорная, эмоциональная, волевая, рационально-информативная.

 

7. Роль особенностей клинических проявлений заболевания, тяжести течения и прогноза.

 

8. Обстоятельства жизни больного, при которых протекает болезнь.

 

9. Преморбидные особенности личности (возраст, темперамент, акцентуация характера, степень чувствительности к стрессу).

Типы больных.

 

10. Классификация основных типов отношения к болезни (гармоничный, анозогнозический, ипохондрический, депрессивный, пренебрежительный, нозофобный, нозофильний, утилитарный и др.).

 

11. Диагностика основных типов отношения к болезни. Дополнительные психодиагностические методики, трактовая результатов исследования.

 

12. Влияние отношения к болезни на течение заболевания и прогноз. Аггравация, симуляция, диссимуляция, госпитализм.

 

13. Принципы психотерапевтической коррекции отношения к болезни, тактика врача по отношению к больным с патологическими типами реагирования на болезнь.

 

 

Личность -это совокупность различных сфер психики человека, которые отображают осознанное единство «Я», и сохраняются при всей изменчивости часовых и пространственных соотношений.

Индивид -это биосоциальное определение человека как представителя Homo sapiens. Индивидуальность — своеобразное, неповторимое сочетание психологической особенности характера, темперамента, психических процессов.

 

Под темпераментом следует понимать естественную особенность поведения, типичную для данного человека, которая проявляется в динамике, тонусе и уравновешенности реакции на жизненные события. Темперамент — психическое свойство, особенность которого зависит от условий жизни и деятельности конкретного человека.

Классификация типов темперамента

Особенность внешнего поведения Особенность нервных процессов Тип ВНД Вид темперамента
по силе по подвижности по уравновешенности
излишне активный сильные быстрые неуравновешенные безудержный ХОЛЕРИК
активный сильные медленные уравновешенные сильный САНГВИНИК
вялый сильные медленные уравновешенные инертный ФЛЕГМАТИК
скованный слабые медленные неуравновешенные слабый МЕЛАНХОЛИК

 

Характер -это своеобразие состава психической деятельности, которая оказывается в особенности социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе. В содержательном плане характер рассматривается как система отношений человека к окружающему миру, деятельности, другим людям, к самому себе.

Понятие «акцентуация» в первый раз ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности. Акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своей индивидуальной особенностью. Акцентуированные характеры зависят не от естественно биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека. Акцентуированные черты – это, в сущности, та же индивидуальная черта, но которая имеет тенденцию к переходу в патологическое состояние. При большей выразительности она накладывает отпечаток на личность, как таковую и, наконец, может приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Явная акцентуация –эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выразительность черты определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занятое положение, как правило, отвечает способностям и возможностям. С возрастом особенности характера или остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, или настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация –эта степень относится не к крайним, а к обычным, вариантам нормы. В повседневных, привычных условиях черты не выражены или же они слабовыражены. Однако черты этого типа могут ярко проявиться под воздействием той ситуации, которая адресована к месту наименьшего сопротивления.

Немецкий ученый К. Леонгард выделил 12 типов акцентуаций характера. Его классификация базируется на оценке стиля общения человека с окружающими. Типы акцентуаций характера разделяются К. Леонгардом на две группы по принципу акцентуации черты характера или темперамента.

Классификация акцентуаций характера по К. Леонгарду: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимный, дистимичный, тревожный, циклоидный, экзальтированный, эмотивный, экстравертированный и интравертированный типы.

 

Классификация акцентуаций характера по А. Е. Личко

Гипертимный тип. Подростки, которые относятся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, избыточной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к дебоширству. У их нет ни стыдливости, ни робости, перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В игре любят руководить ровесниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. Лишь изредка солнечное настроение затмевается вспышкой раздражения и гнева, вызванной противодействием окружающих, их стремлением придушить слишком бурную энергию, покорить своей воле. Крайне бурно реагируют на повседневную опеку, наставление и мораль; плохо переносят твердую дисциплину и строго регламентированный режим. Но в необычной ситуации не теряются, обнаруживают ловкость, умеют хитрить. Характерно хорошее чувство нового. Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от ровесников или создают впечатление гипертимных личностей. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эта фаза чередуется с фазой подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фазы меняется — сначала дни, потом 1—2 недели, с возрастом они могут продлеваться, или сглаживаться. Циклоидная психопатия не существует. При резко выраженной циклоидности возникает циклотимия, что правомерно рассматривать как легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация может быть фоном для развития как этого, так и шизоаффективного психозов.

Лабильный тип. В детстве такие лица отличаются от ровесников, но обнаруживают склонность к невротичной реакции. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и излишне резко от незначительных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Таких подростков отличают глубокие чувства, искреннее расположение к тем, от кого они видят любовь, беспокойство и внимание. Любят компанию, изменение обстановки, но в отличие от гипертимных подростков ищут в их не полет деятельности, а только новые впечатления. Чувствительны ко всяческим знакам внимания, благодарности, похвале и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, и не сопровождается высокомерием. «Слабым звеном» данного типа является зависимость от эмоционально значимых лиц, и разлуки с ними. Этот тип акцентуации служит почвой для острой аффективной реакции, неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии и для психопатического развития личности.

Астеноневротический тип. С детства нередко оказываются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и тому подобное. В некоторых случаях детство проходить благополучно, и первые признаки астеноневротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте. Главной чертой является утомляемость, раздражительность, рассудительность и капризность. Такие подростки внимательно прислушиваются к наименьшим телесным ощущениям, охотно лечатся, находятся в постели, поддаются врачебным обследованиям. Самооценка обычно в первую очередь отражает беспокойство о здоровье.

Сенситивный тип. С детства пугливые и робкие. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни, быть закрытыми дома. Избегают резвых и шумных ровесников. Не любят подвижных игр. Робкие и стыдливые среди посторонних и в необычной обстановке. Несклонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может создать ошибочное впечатление о замкнутости и отгороженности от окружающего. В действительности такие дети достаточно приветливы с теми, к кому они привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким бывают сильно привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушностью. Имеют репутацию «домашних детей». Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Ударом по «слабому звену» обычно представляется ситуация, в которой подросток становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек или подозрений в непорядочных поступках, когда на репутацию падает тень, когда подросток подвергается несправедливым обвинениям.

Психастеничный тип. Главной чертой типа психастении является нерешительность, склонность к всякому роду рассуждений, тревожная рассудительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, любовь к самоанализу, легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, ритуалов, представлений, мыслей. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся вымышленные приметы и ритуалы. Часто выделяется склонность находить у себя черту самых разных типов, в том числе вовсе не свойственные, например, истерические. Акцентуация психастении служит благодатной почвой для развития обссесивного невроза.

Шизоидный тип. С раннего возраста такие дети любят играть одни. К этому может добавляться какая-то недетская сдержанность и даже холодность. Замкнутость сопровождается недостатком интуиции. Внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних и чаще всего бывает заполнен фантазиями и мечтами. Реакция группирования с ровесниками внешне выражена слабо. Увлечения нередко отличаются необыкновенностью, силой и постоянством. Чаще встречаются интеллектуально эстетичные хобби. Алкоголизация встречается редко. Делинквентное поведение встречается нечасто. Групповые правонарушения не свойственны. Самооценка шизоидов отличается избирательностью. Ударом по «слабому звену» шизоидной акцентуации является ситуация, при которой необходимо быстро и легко вступать в неформальные контакты. Шизоидная акцентуация связана с повышенным риском развития шизофрении.

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к периодам злобно тоскливого настроения с раздражением. Общей чертой является вязкость, тугоподвижность, инертность, которая откладывает отпечаток на всем, — от моторики и эмоциональности к мышлению и личностной ценности. Отмечается склонность к периодам мрачного настроения («на меня находит»), осмотрительность, расположение к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и желание преимущественно жить реальной жизнью, излишняя обеспокоенность о здоровье, даже склонность к ревности. В остальном представляют себя намного более конформными, чем это является в действительности. Среди увлечений возможна склонность к азартным играм. Эпилептоидная акцентуация является почвой для острой аффектной реакции, ситуативно обусловленных нарушений поведения делинквентного и даже криминального типа, ранней алкоголизации, а также психопатического развития.

Истероидный тип. Главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к себе, потребность вызывать восхищение, удивление, уважение, сочувствие. Эта черта нередко намечается с детства. Такой ребенок не выносит, когда при ее хвалят других детей, другим уделяют внимание. Игрушки ему быстро надоедают и часто служит лишь предметом хвастовства перед другими малышами. Насущной потребностью рано становится привлечение к себе взглядов, выслушивания восторгов и похвалы. В подростковом возрасте с той же целью — привлечь к себе внимание, в первую очередь товарищей, могут использоваться нарушения поведения. Истероидная акцентуация нередко сообщается с психическим инфантилизмом. Реакция группирования со сверстниками соединена с претензией на лидерство или на значимое положение в группе. Увлечения полностью обусловлены эгоцентризмом. Самооценка очень далека от объективной. Обычно представляют себя такими, каковыми в данный момент не являются и скорее всего с целью обратить на себя внимание. Удары по эгоцентризму являются самими чувственными для истероидной личности. Сочетание истероидной акцентуации с гиперпротекцией, с воспитанием в стиле «кумир семьи» легко приводит к психопатическому развитию.

Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, непоседливые, при этом трусливые, боятся наказаний. Рано проявляется повышенная тяга к удовлетворениям, развлечениям. Поиск необычных впечатлений легко толкает на правонарушение. Все увлечения, которые требуют какого-то труда, для них непостижимы. Доступным оказывается только информативно — коммуникативный тип хобби, азартная игра. Работают только в силу крайней необходимости. Самооценка обычно необъективна: себе приписывают гипертимные или конформные черты. Главное «слабое звено» неустойчивой акцентуации — остаться без пристального присмотра, быть предоставленным самому себе. При воспитании по типу гипопротекции из неустойчивой акцентуации развивается психопатия.

Конформный тип. Главная черта — постоянная и избыточная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правило — думать «как все», делать «как все», чтобы все было «как у всех» — от одежды и манеры вести себя, к мировоззрению и суждениям. Конформность сообщается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное окружение, все, что приносят привычные каналы информации, — это и есть истина. Консерватизм идет рука об руку с конформностью. Конформные подростки очень дорожат местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Увлечения конформного подростка полностью определяются его средой и велением времени. Слабое место в конформном характере — непереносимость крутых изменений. Психопатий конформного типа не бывает. Гипопротекция, безнадзорность, асоциальное окружение могут привести к психопатическому развитию по неустойчивому типу.

Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенность нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Сочетания, которые встречаются, не случайны. Они подчиняются определенной закономерности. Черта одних типов сочетается друг с другом достаточно часто, а с другими практически никогда.

 

Интеллект, способности, суть способностей

Интеллект – это присущий каждому человеку уровень способности пользоваться операциями мышления. Существует два типа интеллекта — текущий и кристаллизирующий, которые имеют разный характер динамики своего развития.

Текущий тип интеллекта – это те способности, с помощью которых человек учится почему-то новому. К ним принадлежат скорость и результативность запоминания, индуктивные суждения, операция пространственного восприятия и восприятия новых связей.

Вторым типом интеллекта является кристаллизирующий интеллект, который приходит к человеку с опытом и образованием. Приобретение данной формы интеллекта связано с осведомленностью человека и теми знаниями, которые он приобрел в течение длительного времени жизни. Это способность человека устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблему и использовать усвоенную им стратегию для решения задач.

Способности — это совокупность такой психической особенности человека, которая позволяет ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности функционируют и развиваются только в деятельности.

Классификация способностей.

Первая группа способностей имеет биологическую основу, где выделяют:

· элементарные способности, связанные с особенностью протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память);

· сложные способности, связанные с особенностью такой формы психического отображения как мышление, представление, воображение.

Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на:

· общие способности, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способность к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном соединении особенностей и качества личности, которые оказываются в деятельности;

· специальные (профессиональные), что дают возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, избранной профессии; частичные — это способности человека в неосновном для его виде деятельности. Связующим звеном между способностями первой и второй группы является особенный вид способностей — творческие.

Талант -совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, которая отличается оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность -высшая степень одаренности, что позволяет человеку достичь общественно значимых (революционных) результатов.

 

Внутренняя картина болезни(ВКБ) как «продукт» собственной внутренней творческой активности субъекта формируется в своей более-менее развернутой форме при любом соматическом страдании – начиная от однократных эпизодов боли, дискомфорта, к грубым проявлениям соматической патологии (при тяжелых хронических заболеваниях).

Болезнь, как патологический процесс в организме двояким образом принимает участие в построении внутренней картины болезни:

1. телесные ощущения местного и общего характера приводят к возникновению сенсорного уровня отображение картины заболевания. Степень участия биологического фактора в становлении внутренней картины болезни определяется весом клинических проявлений, астении и болезненных ощущений;

2. болезнь создает для больного тяжелую психологическую ситуацию. Эта ситуация содержит в себе множество разнородных моментов: процедура и приемы счета, общение с врачами, перестройка отношений к близким и коллегам на работе.

Эти и некоторые моменты налагают отпечаток на собственную оценку болезни и формируют окончательное отношение к своему заболеванию.

 

Уровни внутренней картины болезни. Типы реакции на болезнь.

В большинстве современных психологических исследований внутренней картины болезни, при разной нозологической форме, в ее структуре выделяется несколько взаимозависимых сторон (уровней):

1. Сенсорная сторона болезни (чувственный уровень) — локализация боли и других неприятных ощущений, их интенсивность и так далее.

2. Эмоциональная сторона болезни связана с разными видами эмоционального реагирования на отдельную сторону, симптомы, заболевание в целом и его последствия.

3. Рационально информационный уровень (интеллектуальная сторона болезни) связанная с представлениями и знаниями больного о его заболевании, рассуждениями о его причине и следствиях.

4. Волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с определенным отношением больного к своему заболеванию, необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни, актуализацией деятельности, по возвращению и сохранению здоровья.

 

 

Масштаб переживания болезни

 

Гипернозогнозия Нормонозогнозия Гипонозогнозия

 

Паника Адекватная реакция Недооценка болезни

 

При адекватном типе реагирования (нормонозогнозия) больные правильно оценивают свое состояние и перспективу, их оценка совпадает с оценкой врача.

При гипернозогнозии больные склонны переоценивать значимость отдельных симптомов и болезни в целом.

При гипонозогнозии — склонны недооценивать значимости и серьезности заболевания, которое находится в противоречии с объективными данными.

Анозогнозия – больные отрицают наличие болезни, или с целью диссимуляции, или под воздействием страха перед возможными последствиями болезни, отказываются принимать лекарства, не придерживаются режима.

Можно выделить три главные реакции больного на свое заболевание: стеническая, астеническая и рациональная.

1. При активной позиции больного к лечению и обследованию говорят о стенической реакции на болезнь. Есть, однако, и негативная сторона этого поведения, потому что больной может быть слабо способным к выполнению необходимых ограничений стереотипа жизнь, которое налагается на заболевание.

2. При астенической реакции на заболевание у больных имеется наклонность к пессимизму и рассудительности, но они относительно легче, чем больные со стенической реакцией, психологически приспосабливаются к заболеванию.

3. При рациональном типе реакции имеет место реальная оценка ситуации и рациональный уход от фрустрации.

 

На реакцию личности и поддержку этой реакции влияют:

1. характер диагноза;

2. изменение физической полноценности и внешности;

3. изменение положения в семье, обществе;

4. жизненные ограничения, лишения, связанные с болезнью;

5. необходимость лечиться, операция.

Типы личностной реакции на заболевание (Якубов Б.А.,1982)

Содружественная реакция. Эта реакция характерна для больных с развитым интеллектом. Они как бы с первых дней заболевания становятся «ассистентами» врача, демонстрируя не просто послушность, но и пунктуальность, внимание, доброжелательность. Они безгранично доверяют своему лечащему врачу и благодарные ему за помощь.

Спокойная реакция. Такая реакция характерна для лиц со стойкими эмоционально волевыми процессами. Они пунктуальны, адекватно реагируют на все указания врача, точно выполняют лечебно оздоровительные мероприятия. Они не просто спокойные, а даже выглядят «солидными», легко вступают в контакт с медицинским персоналом. Могут иногда не осознавать свою болезнь, которая мешает врачу обнаружить влияние психики на болезнь.

Неосознаваемая реакция. Такая реакция, имея патологическую основу, исполняет в ряде случаев роль психологической защиты, и эту форму защиты не всегда стоят устранять, особенно при тяжелых заболеваниях с неблагоприятным результатом.

Следовая реакция. Больные находятся под влиянием предубеждений, тенденциозности. Они подозрительны. Недоверчивы. Трудно вступают в контакт с лечащим врачом, не добавляют серьезного значения его указаниям и советам. У них часто возникает конфликт с медицинским персоналом. Невзирая на психическое здоровье, они демонстрируют временами так называемое «двойное переориентирование».

Паническая реакция. Больные находятся под властью страха, легко навеиваемые, часто непоследовательные, лечатся одновременно в разных лечебных учреждениях, как бы проверяя одного врача другим врачом. Часто лечатся у знахарей. Их действия неадекватны, ошибочны, характерна аффектная неустойчивость.

Разрушительная реакция. Больные ведут себя, неосторожно, игнорируя все указания лечащего врача. Такие лица не желают изменять привычный образ жизни, профессиональную нагрузку. Это сопровождается отказом от приема лекарств, и отказом от стационарного лечения. Последствия такой реакции бывают часто неблагоприятными.

Аггравация, симуляция, диссимуляция, госпитализм.

Диссимуляция. Одна из возможных форм психологического реагирования на болезнь. Осознавая свою болезнь, пациент сознательно скрывает симптомы недомогания и прикладывает значительные усилия, чтобы скрыть их: продолжает исполнять в прежнем объеме свою профессиональную, семейную, социальную обязанность. Несмотря на то, что по мере развития заболевания скрывать симптомы становится все тяжелее, пациент настойчиво продолжает держаться выбранной им линии поведения. Во врачебной практике поведение диссимуляции часто встречается в тех случаях, когда болезнь угрожает потерей работоспособности, профессионального, социального, материального статуса: например, открытая форма туберкулеза у лектора или преподавателя. Часто в таких случаях больные начинают использовать поведение отвлечения или отхода в деятельность. Реакция диссимуляции встречается также у лиц, страдающих «социально непрестижной» болезнью, испытывают стыд, страх и ощущение вины, перед теми, кто их окружает. Диссимуляция характерна для больных венерическими заболеваниями и особенно СПИД(ом).

К лицам, страдающим СПИД(ом), окружающие действительно относятся негативно, часто жестоко, обвиняя их в аморальности, распущенности, асоциальном образе жизни. Поведение диссимуляции может наблюдаться при психических заболеваниях, что связано не только со страхом перед осуждением со стороны тех, которые окружают, но и с социальными последствиями болезни, которые накладывают ограничение на определенную профессию. Реакция диссимуляции встречается у онкологических больных, которые лучше станут переносить боль и дискомфорт, связанный с болезнью, чем согласятся поддаваться хирургическому лечению, проходить курсы химиотерапии.

Аггравация — преувеличение симптомов, тяжести состояния, демонстрируемое больным. При аггравации пациенты стремятся представить реально существующее заболевание или болезненное состояние тяжелее и более опасным, чем это является в действительности. Аггравация может наблюдаться у лиц с истероидными чертами характера. Болезнь используется такими пациентами с демонстративно шантажной целью: для того, чтобы привлечь к себе внимание, вызывать сочувствие, добиться какой-либо выгоды, манипулируя ощущениями окружающих людей. Поведение аггравации характерно для немолодых пациентов, которые, чувствуя страх одиночества, боясь в любой момент оказаться в беспомощном состоянии, стремятся привлечь к себе внимание врачей, медицинского персонала, продлить срок пребывания в стационаре. Аггравация не является полностью несознательной психологической реакцией: цель и причина такого поведения могут осознаваться больными.

Симуляция. Поведение симуляции не является реакцией на заболевание, поскольку оно отсутствует. Симуляция определяется как сознательное предъявление симптомов болезни, которой данное лицо не страдает. Симуляция наблюдается в тех случаях, когда болезнь приносит человеку какую-либо выгоду: избавляет его от необходимости нести военную службу, позволяет получить группу инвалидности и тому подобное. Поведение симуляции наблюдается преимущественно у двух категории лиц: или у людей с низким уровнем образования, не информированных в области медицины, наивных и социально незрелых, или, напротив, у лиц опытных, таких, что имеют медицинское образование или работают в здравоохранении (психологов, педагогов, социальных работников), которые хорошо выучили вид патологии, который изображается ими.

Госпитализм. Синдром госпитализма определяется как совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием индивида в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Этот феномен впервые был описан у младенцев и детей, которые долго находились в больнице, и был обусловлен преимущественно разлукой с матерью. Чаще всего влияния, которые ведут к госпитализму, объединяют под названием психической депривации. Психическая депривация может оказываться в сенсорной области — бедностью впечатлений из-за недостатка разнообразных ощущений; в эмоциональной области — при недостаточности тепла, любви, беспокойства, эмоциональной поддержки, а также в интеллектуальной сфере — в связи с уменьшением стимулов, способствующих развитию умственных способностей.

К симптомам госпитализма у детей относятся: замедление психического и физического развития, отставания, в овладении собственным телом и языком, сниженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость к инфекции. Последствия госпитализма у младенцев и детей являются долговременными и часто могут быть необратимыми, приводя к смерти в тяжелых случаях. Госпитализм взрослых характеризуется социальной дезадаптацией, потерей интереса к труду и трудовым навыкам, уменьшением и ухудшением контактов, с окружающими, тенденцией к затяжному протеканию заболевания. Среди младших пациентов выраженную тенденцию к госпитализму обнаруживают больные неврозами, лица с психопатией, особенно, больные психозами, которых больница защищает от жизненных потрясений и проблем.

Литература:

1.Спирина И.Д., Витенко И.С., Напреенко А.К. и др. Медицинская психология: государственный национальный учебник – Днепропетровск: ЧП «Лира» ЛТД, 2014. – 456 с.

2. Клиническая психология: Учебник. – 2-е изд.; дополн. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – 864 с.

3. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004.

4. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология, Москва “Медицина”, 2004.

5.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология, Москва “МЕДпресс–информ”, 2005.

6.Михайлов Б.В., Табачников С.И., Витенко И.С., Чугунов В.В. Психотерапия. – Харьков: ОКО, 2002.

 

 

Автор: ассистент, к.м.н. Шустерман Т.И.

 

Утверждено на заседании кафедры

«____» __________________ 201_ г., протокол №___