ДЕТСКИЙ РИСУНОК КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет дошкольного образования

Кафедра общей и детской психологии

Курсовая работа

ДЕТСКИЙ РИСУНОК КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Минск 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6

1.1. Вопросы психического развития в трудах психологов и педагогов. 6

1.2. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста. 12

1.3. Использование детских рисунков как средства диагностики детей дошкольного возраста. 14

Выводы по первой главе. 25

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26

2.1. Определение особенностей развития психики старших дошкольников с помощью психологических тестов. 26

2.2. Диагностика психического развития детей старшего дошкольного возраста с помощью детских рисунков. 32

Выводы по второй главе. 37

Заключение 39

Библиографический список 42

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Первые шесть-семь лет жизни — наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. [3, с.332]

Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, — это превращением беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения, и она делает резкий скачок. [35, с.5]

Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Также на протяжении всего дошкольного возраста преобладает и рисуночная деятельность.

Любой вид деятельности ребенка имеет свою цель. В дошкольном возрасте целью любого вида деятельности ребенка является его всестороннее развитие. Чтобы достигнуть цели, нужны средства, которые являются инструментами ее достижения.

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов ...

... ведливости, взаимной ответственности. Цель работы: изучить особенности развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи работы: 1. ... процесс дошкольника младшего возраста. Предмет исследования – развитие воображения как познавательного процесса в творческой игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Таким образом, интересные ...

Коломинский Я.Л. утверждал, что психологические методы и есть средства, с помощью которых можно диагностировать психическое развитие ребёнка, добыть научные факты о его внутреннем мире. Особенно продуктивно для исследования психики детей используются рисуночные тесты. Таким образом, происходит непосредственное исследование всех психических процессов: воображения, мышления, внимания, восприятия и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, изображая её на листе бумаги.

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребёнку и взрослому ощутить и понять внутренний мир, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и переживаний, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Достоинство рисования заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. [17, c.220]

Изучением проблемы диагностики психического развития ребенка с помощью рисуночного метода, занимались многие педагоги и психологи.

Ребенок, — подчеркивает В. С. Мухина — присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет.

Один из первых исследователей детского рисунка в России выдающийся психолог и психиатр В. М. Бехтерев, еще в начале XX в. обращая внимание своих коллег на детский рисунок, отмечал, что рисование «…представляет собой крайне поучительный предмет исследований».

Так, исследования Смирнова А.А. по вопросам детского рисунка, основанные на изучении рисунков детей, показали, что развитие детских рисунков проходит пять последовательных стадий, непосредственно связанных с хаpактеpными чертами детского интеллекта.

Известный психолог Выгодский Л.С. говорил, что рисунок должен рассматриваться как знак в системе социальной коммуникации, а овладение рисованием – как усвоение ребёнком одного из видов социальных знаков.

Панько Е.А., известный педагог в области детской деятельности, считала, что осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование дает ему возможность в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов.

Сейчас широко рассматривается проблема исследования психического развития личности. Каким образом детские рисунки отражают внутренний мир детей? Чем руководствуются психологи, интерпретируя детские рисунки? задумываются ли родители, психологи и педагоги нам тем, что рисунок — это не просто продукт детского творчества?

В своей работе хотелось бы отразить преимущество рисуночного метода диагностики психического развития перед другими методиками и как правильно его нужно выбирать и использовать.

Объект исследования: особенности психического развития детей дошкольного возраста.

4 стр., 1731 слов

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

... становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми. Развитие психических функций в дошкольном возрасте Дошкольный возраст - период расцвета детской ... познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от ...

Предмет исследования: рисунок как средство диагностики психического развития детей дошкольного возраста.

Цель исследования: определить преимущество рисуночных методов диагностики и описать роль детских рисунков в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме психического развития детей дошкольного возраста.

2. Раскрыть методы диагностики детей дошкольного возраста.

3. Проанализировать детский рисунок как средство диагностики психического развития детей.

4. Определить наиболее практичный метод диагностики психического развития детей в условиях детского сада и дома.

5. Выявить показатели некоторых областей психического развития детей дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы, беседа с родителями, анкетирование педагогов, наблюдение за детьми во время выполнения заданий, анализ продуктов деятельности, тестирование дошкольников с помощью психологических методик, для обработки данных использовался количественный и качественный анализ.

Практическая (социальная) значимость полученных результатов.

Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях, консультациях для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с родителями.

База исследования: Исследования проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 553 г. Минска». В исследовании принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка используемой литературы (35 источников), приложения (18 наименований).

Общий объем работы без приложения составляет 42 страницы.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению психического развития детей.

1.1 Вопросы психического развития в трудах психологов и педагогов.

Психическое развитие — процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. Существуют биологические и социальные факторы психического развития. [35, c. 354]…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы: психическое развитие — процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза. История диагностики психического развития детей с помощью рисунков берёт своё начало ещё в начале XX века. Выделяют 5 стадий в развитии детских рисунков, непосредственно связанных с хаpактеpными чертами детского интеллекта. I стадия — лишенных смысла штрихов, II стадия — бесформенных изображений, III стадия — схематических изображений, IV стадия — правдоподобных изображений, V стадия — правильных изображений. Рисование ребенка рассматривается как синтетическая деятельность, характеризующаяся проявлением разных сторон психического развития, использованием опыта, приобретенного в разных видах детской деятельности, усвоением разнородных элементов социального опыта, человеческой культуры. Это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Достоинство рисования заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного ...

Проведённый анализ ряда результатов психологических тестов, не связанных с детскими рисунками, позволил определить уровни важных составляющих психического развития 20 человек. Так, выяснилось, что 60% детей в группе имеют средний уровень интеллектуального развития, 40% — высокий; 40% — адекватную самооценку, 30% — заниженную самооценку, завышенную — 20% и 10% — неадекватно завышенную самооценку; 60% детей имеют средний уровень креативности, а высокий – 40%; высокий уровень тревожности имеют 40% детей, средний – 25% и низкий 35%. Также выяснилось, что никто из воспитанников не имеет низкого уровня интеллектуального развития и креативности.

Проведенный тщательный анализ рисуночной деятельности (процесса выполнения и результата) дал возможность увидеть разнообразие психического развития детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. Качественно-количественный анализ рисуночной деятельности этих воспитанников позволил увидеть диапазон некоторых сторон психического развития и помог определить детей, у которых есть незначительные недостатки в личностном развитии. Проведение диагностического обследования позволило дополнить сведения о характерных особенностях изобразительной деятельности детей при выполнении конкретных диагностических методик, описать, проиллюстрировать эти особенности и составить психолого-педагогические характеристики детей. Результаты проведения рисуночных тестов совпали с результатами проведения других методик и, более того, раскрыли многие другие стороны личностного развития детей.

С родителями воспитанников была проведена просветительская работа в виде родительского собрания на тему «Психическое развитие детей», где им был дан ряд рекомендаций. С педагогами в дошкольном учреждении было проведено анкетирование, где педагоги показали свои предпочтения в выборе тестовых методик.

Таким образом, подтвердилось предположение о том, что достоинство рисования — оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисуночные тесты очень удобны для практической работы. Большинство психодиагностических методик основаны на использовании достаточно сложного тестового материала. Это бланки с распечатанными вопросами, стандартизированные картинки, плоскостные и объемные фигуры и т.п. За рубежом существует целая индустрия производства тестового материала. Причем настоятельно подчеркивается, что адекватных результатов можно достичь только при использовании стандартного материала; применение недостаточно совершенных копий снижает надежность испытания.

Использование рисуночного теста позволяет избежать проблем, связанных с приобретением необходимого инструментария. Достаточно иметь лист бумаги и карандаш, а это всегда под рукой и недорого стоит. Процедура тестирования сама по себе выгодно отличается от традиционной. Как уже отмечалось, графическая деятельность (рисование) для ребенка естественна, она ему близка и приятна и не требует от него предпринимать исключительных волевых и интеллектуальных усилий. Решая задачи какого-либо теста, ребенок, во-первых, как правило, осознает, что он поставлен в ситуацию проверки и оценки, и, во-вторых, сталкивается с вероятностью неправильного решения. Все это создает повышенное нервно-психическое напряжение. Что касается рисования, то оно носит для ребенка скорее игровой характер и не вызывает тревожных переживаний.

При выполнении большинства традиционных тестов отсутствие решения или неверное решение задачи (снижающее общую оценку интеллектуальных способностей) теоретически может быть объяснено тем, что тестируемый не понял или понял неправильно либо инструкцию теста, либо конкретный вопрос (задачу).

17 стр., 8469 слов

А.Я. Психология >> Описания психологических тестов. Ориентировочная ...

... Играть в спортивные игры. 88. Наблюдать за ростом и развитием животных, вести записи наблюдений. 89. Самостоятельно составлять географические ... официанта. 81. Заниматься в математическом кружке. 82. Изучать развитие промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования ... на какое-нибудь дело). 78. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать ...

Это действительно иногда бывает. В данном случае такое затруднение возникнуть просто не может. Инструкция элементарна, понятна даже ребенку раннего возраста и не может быть искаженно истолкована.

Важной положительной особенностью рисуночного теста является практически полное отсутствие влияния уже упоминавшейся так называемой тестовой тренированности. То есть его повторное использование применительно к конкретному испытуемому не приводит к сколь-нибудь заметному изменению результатов. Поэтому оперируя результатами теста, можно быть уверенным, что они не искажены этим фактором.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства./ В.Н. Белкина – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. – 253с.

2. Богомолов, В. Тестирование детей / В. Богомолов Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. -346 с.

3. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология./ Л.А. Венгер, В.С. Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 335с.

4. Венгер, Л.А. Психология развития/ Л.А. Венгер — М., 2005. – 175с.

5. Возрастные закономерности социализации личности / Сборник научных трудов / Министерство образования РБ, БГПУ, Мн. 2008 – 235с.

6. Волков, Б.С., Детская психология: от рождения до школы/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 4-е изд., переработанное — Спб.: Питер Пресс, 2009. – 240с.

7. Хоментаускас, Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений / Г.Т. Хоментаускас // Вопросы психологии №1, 1986, с.169

8. Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка, М., 2005.

9. Дилео, Дж. Детский рисунок: Диагностика и интерпритация/ Джон Дилео. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 262с.

10. Диагностика психического развития / министерство образования республики Беларусь, Учреждение образования «Барановический государственный университет»./ Л.И.Станисдавчик, Я.И. Березнева — Барановичи: РИО БарГУ, 2009. – 380 с.

11. Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника./ Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.:Просвещение,1966. – 351с.

12. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей/ Акад.пед.наук РСФСР, М. – 1959. -190 с.

13. Каменская, В.Г. Психодиагностика ребёнка / Каменская В.Г. — М.: 2011 – 399 c.

14. Коломинский, Я.Л., Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/ Я.Л. Коломинский, — Мн. — 1997. — 237с.

15. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология/ Т.Д. Марцинковская –– М: Гардарики, — 2007. – 252 с.

16. Материалы Республиканской научно-практической конференции / формирование психолого-педагогической культуры специалиста дошкольного образования / Мн., БГПУ 2005 – 237 с.

4 стр., 1949 слов

Детские страхи у детей-дошкольников и пути их преодоления

... 2001. 12. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. ВУЗов / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264с. 13. Детские страхи преодалимы // Педагогический вестник. ... пути их профилактики и коррекции. Предмет исследования – изучение особенностей детских страхов у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) Анализ психолого-педагогической литературы, изучающей ...

17. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. / В.С. Мухина, М.: Просвещение, 1981 — 239 с.

18. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина, М.: Просвещение, 1985. — 271 с.

19. Мухина, В.С. Детская психология/ В.С. Мухина М.: Просвещение, 1999 – 252 с.

20. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов, М: 1998 – 630 с.

21. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Обухова Л.Ф. – Издание 3-е, стереотипное. – М.: Тривола, 1999. – 314 с.

22. Панько Е.А., Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. / Е.А. Панько, Я. Л. Коломинский – Спб.: Питер, 2004 – 480с.

23. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / В.А. Лукова. — М: Педагогика-Пресс: 1994. – 527 с.

24. Подьяков, Н., Парамонова, Л. Некоторые новые проблемы умственного воспитания / Н. Подьяков, Л. Парамонова / дошкольное воспитание, 1985 №2 с. 52-58

25. Потемкина С.Ф., Гpафические методы в психологической диагностике./ С. Ф. Потёмкина. — М.: Издательство «Дидакт», 1991 – 256 с.

26. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты./ Д.Я. Райгородский, Учебное пособие. – Самара, 2001 – 672 с.

27. Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей/ Д.Я. Райгородский – Самара: Барах-М, 2012. – 622с.

28. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии./ Е.С. Романова. — СПб. Речь, 2001 – 415с.

29. Сакулина, Н.П.. Рисование в дошкольном детстве/ Н.П. Сакулина. — М.: Просвещение, 1965. – 212с.

30. Силивон, В.А. Природа детского рисунка/ В.А. Силивон, — Мн., БГПУ — 2000 – 183с.

31. Смирнов, А.А. Психология ребёнка и подростка. — изд. 3, М.1929 – 214 с.

32. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста, — 3 изд. — М. Изд. центр «Академия» — 1996 – 95с.

33. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей/ Кэтрин Тэйлор. – 3 изд. — М.: Апрель-Пресс – 2008. — 208с.

34. Урунтаева, Г.А. Детская психология. / Урунтаева Г.А. – М.: Академия, 2010. – 365 с.

35. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – 3 изд. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 416 с.