Курсовая 13

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

«Тульский государственный педагогический

Университет им. Л.Н. Толстого»

Кафедра социально-педагогических наук, социологии и политологии

Курсовая работа на тему:

«Теоретические аспекты социальной работы с дезадaптированными подростками »

Выполнила

студентка Факультета ИСиГН

2 курса группы 2 СР

Бычкова Анастасия Игоревна

Научный руководитель:

ассистент Карандеева А.В.

Тула 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Характеристика основных понятий, раскрывающих социальную работу с дезадaптированными подростками

Глава 2. Нормативно-правовая база, регламентирующая социальную работу с дезедаптированными подростками

Глава 3. Содержание социальной работы с дезадaптированными подростками.

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Значимость проблемы социальной дезадаптации, обусловлена современной ситуацией в обществе. Социальную ситуацию, сложившуюся в нашей стране, можно охарактеризовать как критическую. С каждым годом, согласно данным статистики, детей оставшихся без попечения родителей, педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями. Проблемы общества непосредственно отражаются на семье и детях, их здоровье и развитии. На сегодня 10%, из общего числа детей, имеют различные отклонения в развитии. Практически все дети в возрасте 0 – 14 лет, имеют какое-либо заболевание. Официальная статистика показывает: численность “социальных сирот” сегодня более 662,5 тыс. человек. В стране выросло число детей – наркоманов до 18%. Это молодые люди в возрасте от 13 до 25 лет, что составляет 30% молодого поколения страны. Наблюдается резкая тенденция к увеличению числа таких подростков.

Социальная дезадаптация — это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: бродяжничество, ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, суицидальные наклонности и нарушения морали. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

5 стр., 2006 слов

Исследование качеств подростков – пользователей социальными сетями

... сверстниками, дружба - основная потребность подростков. Данная работа посвящена изучению степени удовлетворённости подростков -пользователей социальными сетями в определении качеств друга. ... реальному и настоящему другу. социальная сеть подросток общение Таблица Особенности выбора качеств друга (виртуального, реального, «настоящего») подростков-пользователей социальных сетей № Качество Виртуальный ...

К увеличению числа детей с отклонениями в развитии и дезадаптированных подростков приводит пристрастие к вредным привычкам.К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно. Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. По данным мониторинга, сегодня потребляют наркотики 13,1% детей, подростков и молодежи в возрасте 11-24 года. Это примерно 4 миллиона человек.

Ситуация по самоубийствам среди подростков остается в нашей стране одной из самых напряженных. Согласно данным Научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, по числу случаев суицида среди молодых людей Россия входит в пятерку лидеров. Сегодня на 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза. Об этом в мае 2011 года заявил П.А. Астахов, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка.

Социальная работа с подростками, имеющими склонность к употреблению наркотиков включает в себя : распространение информации о причинах , формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами, формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках , формирование здорового образа жизни, целевая работа с подростками группы риска, занятия направленные на развитие навыков социальной адаптации , работа с семьями подростков.

Разработанность темы в литературе

Н.Ф.Басов рассматривает особенности и основные этапы социальной адаптации и типы адаптационного процесса, что связано с обратным процессом дезадаптации. С.И.Григорьев и Л.Г.Гуслякова рассматривают правовые и политические аспекты решения проблем молодёжи . В.И.Курбатов рассматривает проблему дезадаптации подростков, говоря о“группах социального риска”, в которые он включает преступников, несовершеннолетних правонарушителей, лиц, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, бродяг, нищих и тех, кто пытался закончить жизнь самоубийством; то есть всех тех, у кого присутствует отклоняющееся поведение. Г.Ф.Нестерова и И.В.Астер говорят, что для подростков, имеющих физические и психические отклонения, разработаны программы творческой реабилитации, также существуют телефоны доверия для подростков, которые выполняют функцию предупреждения суицида, побегов из дома, асоциальных поступков и агрессивных действий. П.Д.Павленок в учебнике ” выделяет следующие виды девиантного поведения: насилие, наркомания, токсикомания, алкоголизм, правонарушения, суициды, бродяжничество. М.В.Фирсов и Е.Г. Студёнова не ставят как таковую проблему дезадаптации подростков, а говорят о том, социальная работа должна выполнять превентивные функции с помощью организации культурно-досуговой деятельности молодёжи, которая позволит снизить уровень преступности среди молодёжи. М.В.Ромм рассматривает проблему адаптивных барьеров, возникающих на пути человека в процессе адаптации. Е.И. Холостова в своём учебном пособии обращает наше внимание на проблему увеличения количества дезадаптированных детей, решением которой по мнению автора должны заниматься институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и семья. Г.И. Макарытчева выявляет следующие формы девиантного поведения : антисоциальное, асоциальное и аутодеструктивное поведение; и определяет психологические особенности дезадаптированных подростков. Л.М. Семенюк заостряет внимание на проблеме агрессивности подростков и выделяет следующие формы агрессивного поведения: физическая, косвенная, вербальная и негативизм. Н.А.Катаева, рассматривая проблему дезадаптации подростков ,определяет факторы, влияющие на процесс адаптации. Т.Корнилова, Е.Григоренко в учебнике “ Подростки групп риска “ исследуют особенности дезадаптированных подростков, выявляют детерминанты психологического неблагополучия .

19 стр., 9293 слов

Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...

... ограничение ее, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием». Согласно социальному толкованию Фирсов М.В. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова - Изд. ... составляют 10 % населения всего земного шара, из них 120 млн. детей и подростков. И далеко не каждый ребенок-инвалид воспитывается в семье. А семья для ...

Так, как конкретно теорией социальной работы с дезадаптированными подростками не занимался, то всё вышесказанное определило тему исследования: ” Теоретические аспекты социальной работы с дезадaптированными подростками.”

Цель: Раскрыть особенности социальной работы с дезадaптированными подростками

Объект исследования: социальная работа с подростками.

Предмет исследования: социальная работа с дезадaптированными подростками

Задачи исследования:

1)Охарактеризовать основные понятия, раскрывающие социальную работу с дезадaптированными подростками

2)Проанализировать основные нормативно-правовые акты, регулирующие положение дезадaптированных подростков.

3) Раскрыть содержание социальной работы с дезадaптированными подростками.

Методы исследования: изучение, анализ, наблюдение, синтез.

ГЛАВА 1 ХAРAКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ , РАСКРЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ .

В последние годы в нашей стране особую актуальность приобретает социальная работа с дезадаптированными подростками . Что такое социальная работа?

В Современной энциклопедии социальной работы дано следующее определение: социальная работа — это профессиональная деятельность в социальной сфере, направленная на содействие людям, социальным группам в решении социальных проблем по преодолению личностных и социальных трудностей посредством поддержки ,защиты коррекции и реабилитации . [12]

В.И.Жуков и П.Д Павленок дают иное определение. Социальная работа как практический вид деятельности — интегрированный, междисциплинарный вид профессиональной деятельности, направленный на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию. [ 3, 9]

16 стр., 7940 слов

Социальный портрет современного руководителя: особенности российского лидерства

... качеств и стиля работы руководителя, которые определяют успешность его работы в коллективе. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: 1) Изучить социальный портрет современного руководителя 2) Изучить ...

Согласно мнению Е.И.Холостовой, социальная работа — это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию. [14]

Важнейшим понятием социальной работы является социальная адаптация. В Современной энциклопедии социальной работы это понятие определяется так: Социальная адаптация – это процесс и результат преобразования объективного социального мира, себя в это мире и субъективного образа этого мира в себе и формирования на этой основе индивидуального адаптивного пространства и персональной идентичности, задающих смыслы индивидуальной жизнедеятельности и направленности индивидуальной адаптации в социуме ( М.В. Ромм) [12]

По мнению Г.Ф.Нестеровой и И.В. Астер : социальная адаптация как процесс приспособления людей к правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре общества или его отдельных социальных систем, включения индивида или группы в социальную среду является метатехнологией социальной работы, объединяющей её направления , виды и формы. [8]

Для более полного раскрытия основных понятий , необходимо указать такие понятия как: социальная дезадаптация, группы социального риска, группа риска, подростки , правонарушение, преступность, девиация, девиантное и аморальное поведение. Социальная дезадаптация процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Дезадаптированные подростки больше чем остальные склонны совершать правонарушения . Правонарушение — это наказуемое противоправное деяние, посягающее на государственный (или общественный) строй или порядок , собственность , на права и свободы граждан, за которое законом предусмотрена определённая ответственность. C этим понятием тесно связаны понятия преступность. По мнению П.Д.Павленка, преступность — это относительно распространённое, статистически устойчивое явление , представляющее общественную опасность . В Современной энциклопедии социальной работы сказано, что преступность несовершеннолетних означает совокупность всех фактически совершённых противоправных деяний на определённой территории за определённый отрезок времени , за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание .

В Современной энциклопедии социальной работы группа социального риска определяется как разновидность социальной номинальной группы, объединяющей людей, которые в силу своего социального положения и образа жизни подвержены опасным отрицательным воздействиям и в результате этого представляют угрозу нормальной жизнедеятельности общества .[12]

В учебнике “Технология и методика социальной работы” Г.Ф.Нестерова и И.В. Астер , группа риска определяется как социальная группа, члены которой уязвимы ли могут понетси ущерб от определённых медицинских, социальных обстоятельств или воздействия окружающей среды. [8]

8 стр., 3844 слов

Социальная работа в современных условиях

... конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами социальной работы. В работе рассматриваются факторы, обусловливающие современное функционирование системы социальной работы. 1. Условия развития современной социальной работы Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, ...

П.Д. Павленок даёт такое определение группа риска — это лица (контингент) , имеющие повышенный риск в отношении CПИДа : проститутки, гомосексуалисты, наркоманы, венерические больные. [9]

Самым сложным возрастным периодом в жизни человека является подростковый. В учебнике “Технология и методика социальной работы” Г.Ф.Нестерова и И.В. Астер дают своё определение : подростки – это возрастная категория населения от 14 до 18 лет .[8] П.Д. Павленок и В.И. Жуков дают такое определение : подростки — мальчики и девочки в переходном возрасте от детства к юношеству ( от 12 до 16) [3 ,9]

Подростки , относящихся к группе риска, больше чем остальные подвержены чужому влиянию и поэтому более склонны к возникновению девиации . В Современной энциклопедии социальной работы отклоняющееся поведение определяется как поступки, действия, основанные на нормах и традициях других культур и исторических эпох, не являющихся фактически признанными в данном обществе Девиация , по мнению Г.Ф.Нестеровой и И.В. Астер , это поведение , которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя . [8] П.Д. Павленок говорит, что девиантное поведение – это негативные формы поведения, проявление нравственных пороков, отклонение от норм морали, права, форма нравственного зла . К основным видам девиантного поведения относятся агрессивность, наркомания, токсикомания, алкоголизм , преступность , суициды, бродяжничество , социальный паразитизм.[9] В Современной энциклопедии социальной работы сказано ,что агрессивность – это резкая внешняя реакция человека , заключающаяся в проявлении враждебного поведения и действий, направленное на подавление других лиц, на причинение им ущерба или страданий.[12] П.Д. Павленок утверждает, что агрессивность – это готовность субъекта к агрессивному поведению. [9] Наркомания , согласно Современной энциклопедии социальной работы , есть социально опасное психическое заболевание ,токсикомания, вызванная злоупотреблением наркотическими средствами с целью вызвать эйфорию. [12] В.И.Жуков считает что наркомания- это болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков , приводящее к тяжёлым нарушениям физических и психических функций.[3] Токсикомания определяется в Современной энциклопедии социальной работы как группа психиатрических заболеваний интоксикационной природы , причиной которых является привычное злоупотребление натуральными или синтетическими веществами, обладающими психотропным одурманивающим эффектом .[12 ] П.Д. Павленок называет токсикоманией заболевание , вызванное потреблением токсических веществ. [9] Алкоголизм ,в названной энциклопедии , определяется как хроническое заболевание , развивающееся в результате злоупотребления алкоголем .[12] П.Д. Павленок характеризует алкоголизм как патологическое влечение к спиртному, сопровождающееся социально-нравственной деградацией личности.[9] П.Д. Павленок определяет преступность как наиболее опасную форму девиантного поведения, выражающую конфликт между индивидуальными групповыми и общественными интересами. [9]В энциклопедии социальной работы написано, что суицид – это умышленные , намеренные действия человека с целью лишения себя жизни . [12] П.Д. Павленок утверждает, что суицид — это намеренное лишение себя жизни, одна из форм отклоняющегося поведения .[9] Согласно Современной энциклопедии социальной работы, бродяжничество — это социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определённого места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населённого пункта.[12] Социальный паразитизм П.Д. Павленок определяет как антиобщественный образ жизни, основными чертами которого являются извлечение нетрудовых доходов и уклонение от общественно полезного труда. [9]

10 стр., 4840 слов

Социальный контроль и девиантное поведение

... государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение. . Социальные нормы - это правила поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил). Общий характер ... и другие традиции). . Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. ...

Аморальное поведение определяется как действия, поступки людей, которые не соответствуют системе моральных норм, оценок традиций , санкций , образцов поведения , официально признанных или фактически существующих в обществе . [12]

В ФЗ о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей дано определение: Дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными , находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из учреждений. [13]

Важным является понятие социальные сироты .В Современной энциклопедии социальной работы социальный сиротой называется ребёнок, родители которого лишены родительских прав или в силу каких-либо причин не в состоянии выполнять свои родительские функции . [12] По мнению В.И.Жукова , социальные сироты — это дети , родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой -либо заботы о своих детях. [3]

9