Управление спортивной тренировкой

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Управление как достижение высших спортивных результатов

. Факторы, обуславливающие управление

.1 Спортивный отбор

.2 Функциональная подготовка (ОФП и СФП

.3 Основы техники

.4 Физические качества

.5 Физическая работоспособность

.6 Стороны подготовленности спортсмена

.7 Адаптация

. Контроль, как эффективность управления спортивной тренировкой

. Соревновательная нагрузка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Решение задач управления в процессе тренировки квалифицированных спортсменов порождает проблему синтеза знаний применительно к составляющим системы спортивной тренировки и различным видам спорта. Сложность заключается в том, что при изучении литературы, отражающей результаты исследований составляющих спортивной тренировки, мы, как правило, сталкиваемся с аналитическим подходом к изложению. Такой подход характерен не только для спортивной тренировки, но и занимает основное место в науке вплоть до последних лет. Это привело к тому, что при наличии большого фактического материала по различным разделам спортивной тренировки слабо представлены и взаимосвязи и отношения между ними, т. е. они во многом функционируют сами по себе, а не образуют стройную систему. Такое состояние спортивной тренировки делает весьма относительными попытки рассматривать процесс тренировки с позиций научного управления, предполагающего применение соответствующего ему методического аппарата.[6]

Таким образом управление в наиболее общем виде может быть определено как упорядочение системы, т.е. приведение её в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной сфере.

В работе раскрыта проблема представления управления тренировочным процессом, которая, к сожалению, не является ключевым аспектом, определяющим наиболее эффективные средства и методы для создания поэтапной разработки перспективной программы совершенствования спортсменов на относительно длительный срок, для специалистов «нашего времени». В курсовом проекте представлены материалы, позволяющие разрешить вопросы по построению последовательности тренировочных компонентов системы спортивной тренировки и раскрывающие эти вопросы и критерии их оценки.

Такой методический подход позволяет упорядочить процесс управления, тесно увязать структуру соревновательной деятельности и соответствующую ей структуру подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей спортсменов, модельными характеристиками соответствующих уровней, системой средств иметодов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности и соревновательной деятельности.

11 стр., 5371 слов

Спортивная тренировка как важнейший компонент подготовки спортсмена

... Тема: СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА Анжеро-Судженск 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА 1.1 Понятие о спортивной тренировке 1.2 Характеристика системы ... приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов. Структура отечественной системы подготовки спортсменов складывалась исторически, она включает в себя ...

Эти представления наиболее эффективными оказываются для создания системы поэтапного управления, разработки перспективной программы на относительно длительный период подготовки.

1.Управление, как достижение высших спортивных результатов

Многообразные и постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колебания его состояния под влиянием разнообразных факторов служат основой для управления процессом спортивной тренировки. Делается это при помощи обратных связей, поступающих от спортсмена к тренеру, а именно:

) сведения, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, отношение к работе, настроение и т. п.);

) сведения о поведении спортсмена (объем тренировочной работы, ее выполнение, замеченные ошибки и т. п.);

) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, вызванных тренировочной нагрузкой);

) сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности.

Эффективность управления спортивной тренировкой в течение периодов и этапов подготовки связана с четким количественным выражением структуры тренированности и соревновательной деятельности, характерной для конкретной спортивной дисциплины того или иного вида спорта. При этом необходимо установить и охарактеризовать модель тренированности и соревновательной деятельности, избранную в качестве ориентира на определенном этапе спортивного совершенствования. Затем оценивают функциональные возможности конкретного спортсмена, сопоставляя его индивидуальные данные с модельными, с последующим определением направлений в работе и путей достижения заданного эффекта. Далее осуществляют подбор средств и методов тренировки, способствующих достижению запланированных результатов, распределение этих средств во времени — планирование тренировочного процесса. Завершающими операциями указанного цикла являются поэтапный контроль за эффективностью тренировочного процесса и — в случае необходимости — его коррекция. Для реализации всех операций этого цикла необходимыми условиями являются всесторонние и сбалансированные сведения. Четкие (желательно количественные) представления о структуре соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена служат основой для разработки модельных характеристик и системы диагностики для поэтапного контроля и управления. Результаты этого контроля определяют основные направления работы и пути достижения заданного эффекта, обусловливают подбор средств и методов педагогического воздействия, их объем и соотношение в тренировочном процессе. Последующие процедуры, связанные с результатами предыдущих, предполагают разработку системы построения основных элементов микро-, мезо- и макроструктуры тренировочного процесса и соответствующей методики текущего и оперативного контроля и управления, обеспечивающих протекание адаптационных процессов в заданном направлении.[8]

9 стр., 4134 слов

Соревновательная деятельность пловцов

... несколько десятилетий. Доказано, что систематичный и постоянный анализ соревновательной деятельности является важным средством управления тренировочным процессом спортсменов. Индивидуальный анализ соревновательной деятельности атлета позволяет объективно оценить слабые звенья подготовки ...

Направление обеспечивается совершенствованием системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре подготовленности и соревновательной деятельности, разработки их модельных характеристик, способствующих достижению запланированного результата.

При текущем управлении оценивается реакция организма спортсменов на нагрузки отдельных тренировочных занятий, их серий и микроциклов. В результате разрабатывается такой режим нагрузок и отдыха в течение отдельного занятия, тренировочных микроциклов и мезоциклов, который обеспечивает комплекс условий, необходимых для адаптации организма спортсмена в нужном направлении. К этим условиям относятся:

) обеспечение соотношения занятий с большими, значительными, средними и малыми нагрузками, способными, с одной стороны, предъявлять к организму спортсменов требования, стимулирующие адаптационные процессы, а с другой — создающими условия для протекания этих процессов;

19 стр., 9117 слов

Влияние спортивного питания на физическое совершенствование организма юного спортсмена

Влияние спортивного питания на физическое развитие организма юного спортсмена Тотьма 2008 Введение   Спортивная наука всегда уделяла особое внимание вопросам не только повышения профессионального мастерства будущего контингента национальных команд, но и сохранения здоровья детей и подростков, занимающихся спортом. Анализ теоретических знаний, практических достижений и рекомендаций указывает ...

) рациональное соотношение в мезоциклах «нагрузочных» и восстановительных микроциклов;

) оптимальное соотношение в микро- и мезоциклах работы различной преимущественной направленности;

) направленное управление работоспособностью, восстановительными и адаптационными процессами за счет комплексного применения педагогических и дополнительных средств (физических, психологических, фармакологических, специального питания, нетрадиционных средств и методов тренировки и т. п.).

При оперативном управлении оценивается реакция организма спортсмена на отдельные упражнения и принимаются меры для достижения реакций, способных привести к заданному тренировочному эффекту. В числе этих мер — четкое представление о составе средств и методов, способных стимулировать развитие соответствующих качеств и способностей, их взаимодействии в занятии; оперативная коррекция отдельных параметров тренировочной нагрузки (продолжительности и интенсивности работы при выполнении упражнений, продолжительности и характера пауз между ними и т. п.) в направлении получения заданных реакций; направленное управление реакциями организма на отдельные упражнения путем применения различного рода дополнительных средств

Анализ практики подготовки сильнейших спортсменов страны и мира, специализирующихся в циклических видах спорта, результатов наиболее существенных комплексных исследований последних лет дает основание утверждать, что в ближайшие годы основным резервом совершенствования системы спортивной тренировки и дальнейшего роста достижений явится, прежде всего, дальнейшая разработка научных основ управления: создание необходимых условий для полноценного управления состоянием спортсмена в различных структурных образованиях тренировочного процесса и протекания адаптационных процессов в направлении обеспечения уровня подготовленности, определенного в соответствии с планируемой структурой соревновательной деятельности и заданным уровнем спортивного результата.[7]

При таком подходе все возможные пути повышения эффективности спортивной тренировки могут быть увязаны в единую систему. При этом можно избежать тех противоречий, которые возникают в связи с попыткой повышения эффективности тренировочного процесса за счет преимущественного использования отдельных направлений.

3 стр., 1266 слов

Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

  Квашук Павел Валентинович Многолетние исследования проблемы индивидуализации подготовки спортивного резерва (3, 4, 9) позволили установить, что понятие «индивидуализация подготовки» в юношеском спорте носит условный характер и не может в полной мере быть реализовано в практике. В настоящее время исследователями выделено значительное количество индивидуальных признаков, учет которых может ...

. Факторы, обуславливающие управление

.1 Спортивный отбор

Особую актуальность представляет выявление перспективных спортсменов, способных достичь высоких результатов. Это обусловлено исключительно высоким уровнем спортивных результатов в современном спорте и тем, что для их достижения спортсмену необходимо обладать редкими морфологическими данными, уникальным сочетанием комплекса физических качеств и психических способностей, находящихся на предельно высоком уровне развития. Такое сочетание, даже при самом благоприятном построении многолетней тренировки и наличии всех необходимых условий, встречается очень редко. К примеру, из 5000 обученных плаванию детей для целенаправленного спортивного совершенствования отбирают в среднем 8-10, из которых впоследствии лишь один человек достигает уровня мастера спорта.

В отборе способных спортсменов в процессе многолетней тренировки можно выделить три основные ступени. На первой из них — предварительной — выявляется целесообразность выбора ребенком занятий видом спорта на основе учета его морфофункциональных данных и психических особенностей. Отбор на второй — промежуточной — ступени решает задачу выявления у занимающихся способностей к эффективному спортивному совершенствованию в процессе достаточно напряженной спортивной тренировки на втором и третьем этапах многолетней тренировки. Третья — заключительная — ступень отбора связана с выявлением у спортсменов возможностей к достижению результатов международного класса.[5]

Каждая из ступеней отбора совпадает с соответствующим этапом многолетней тренировки.

Спортивный отбор и ориентация — не одномоментное событие на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически являются непрерывным процессом, охватывающим всю многолетнюю подготовку спортсмена.

11 стр., 5430 слов

Спортивная тренировка – педагогический процесс. Цель спортивной тренировки

... для спортсмена результата. Как уже говорилось выше, обучение и тренировка — это единый педагогический процесс, который проводится с обязательным учетом основных принципов физического воспитания ... на поведении спортсмена в коллективе во время тренировок и соревнований, повышая готовность спортсмена переносить высокие нагрузки. Хотя тренировка — главный фактор развития работоспособности и готовности ...

Обусловлено это невозможностью четкого выявления способностей на отдельном этапе возрастного развития или многолетней подготовки, а также сложным характером взаимоотношений между наследственными факторами, которые проявляются в виде задатков, и приобретенными, являющимися следствием специально организованной тренировки.

Даже очень высокие задатки к тому или иному виду деятельности, свидетельствующие о природной одаренности человека, служат лишь необходимой основой высоких способностей к занятиям спортом. Действительные же способности могут быть выявлены лишь в процессе обучения и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства — врожденного и приобретенного, биологического и социального.

Задачи отбора на различных этапах многообразны. Если на первом этапе важно прежде всего установить целесообразность серьезных занятий избранным видом спорта для того или иного подростка, то на последующих этапах круг задач значительно расширяется. На этих этапах возникают задачи выявления целесообразности серьезной тренировки к высшим достижениям, ориентации спортсмена для специализации в конкретных номерах программы, отбора в сборные команды, комплектования команд для эстафетных или групповых номеров программы и др.

2.2 Функциональная подготовка (ОФП и СФП)

спортсмен тренировка соревновательный

Высокие требования к функциональным возможностям организма должны предъявляться на начальных этапах спортивной подготовки с целью повышения функционального уровня в процессе обучения за счет средств ОФП, большого многообразия видов спорта (спортивные игры, плавание, бег, лыжи и др.), которое оценивается уровнем общей физической работоспособности. На этапах спортивного совершенствования, высокого спортивного мастерства функциональная подготовленность совершенствуется за счет средств акцентированной специальной и значительной общей физической подготовки, а также направленности тренировочных методов с варьированием объемов и интенсивности как основных параметров тренировочной нагрузки. Такое соотношение средств стимулирует успешную соревновательную деятель на базе высокой функциональной готовности организма.

13 стр., 6161 слов

Физическая подготовка в избранном виде спорта

... с ними двигательных качеств. Физическая подготовка это процесс, направленный на всестороннее развитие организма, повышение работоспособности, развитие основных физических качеств, необходимых для успешного ... навыками составляет основную образовательную линию в физическому воспитанию. Интегральная подготовка это синтез всех видов подготовки спортсменов, в котором каждому из составляющих отводится ...

Функциональная подготовленность охватывает развитие всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной мышечной и т.д., которые и обеспечивают базовый уровень физической работоспособности в условиях тренировочных и соревновательных режимов. По основным параметрам функциональных систем организма представляется возможность определить их состояние, реакцию на выполняемую нагрузку, восстановление, уровень подготовленности спортсмена и его адаптацию к тренировочной и соревновательной нагрузке. Главной задачей в развитии функциональной готовности является создание уровня избыточности в системах организма, которые способны в единстве обеспечить высокую надежность при соревновательных действий. Необходимо знать особенности параметров организма, их динамику, которая позволяет оперативно и достаточно точно оценить уровень функциональной подготовленности спортсмена.

Относительно тренировочного цикла подготовки основными средствами специальной физической подготовки (СФП) являя упражнения, свойственные избранному виду спорта, в том числе соревновательного характера.

Уровень развития основных физических качеств с учетом развития функциональных систем организма спортсмена, включая специфику избранного вида спорта и акцентированные качества (сила, скорость, выносливость и др.) характеризуют специальную физическую подготовку.[1]

Таким образом ОФП проводится в течение всего годичного цикла, однако удельный её вес уменьшается в основном периоде и особенно соревновательном (до 10-20%), в то время как СФП уделяется большая часть времени (80-90%).

2.3 Основы техники

Задача технической подготовки сводится к становлению умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала спортсмена для достижения наивысших результатов в процессе выполнения соревновательных действий, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки.

Умение выполнять двигательное действие формируется на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок в результате ряда попыток сознательно построить заданную систему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации основных элементов их координационной структуры, и двигательное умение переходит в навык, который характеризуется такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит автоматизированно, а действия отличаются высокой надежностью.

В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию. Она может проявляться двояко. Во- первых, когда необходимо добиться прочного освоения техники соответствующих двигательных действий, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков. Во-вторых, когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных двигательных действий.[10]

Большое количество разнообразных двигательных умений является хорошей предпосылкой для эффективного технического совершенствования и в связи с тем, что в процессе их освоения у спортсменов вырабатывается способность к творческому мышлению, анализу выполняемых движений, совершенствуются специализированные восприятия, способность объединять простые движения в более сложные двигательные действия.

2.4 Физические качества

Понятие «физические качества» определяет основные стороны двигательной деятельности, которые проявляются в виде выносливости, силовых скоростных, координационных способностей, ловкости, гибкости. Физические качества в процессе жизнедеятельности человека развиваются в соответствии с морфофункциональными изменениями индивидуума. Так гибкость достигает лучших показателей в 12- 14 лет, сила — в 25- 30 лет. Однако, эти и другие качества подвергаются развитию за счет физических упражнений в соответствии с требованиями в избранном виде спорта. Видимо, этим можно объяснить применяемые относительно физических качеств термины «воспитание» и «развитие».[3]

Известные физические качества (быстрота, сила, выносливость., координация, ловкость) зависят oт уровня функциональных возможностей и определяют двигательные возможности спортсмена, находясь в состоянии сложного взаимодействия. Выполнение любой специфической работы в избранном виде cпopтaв конечном счете характеризуется уровнем специальной физической работоспособности, включая вышеперечисленные физические качества. При этом каждое из физических качеств подчеркивает лишь частное проявление работоспособности, которая является интегральным показателем физических способностей.

2.5 Физическая работоспособность

Термин «физическая работоспособность» широко применяется в спортивной литературе. Однако общепринятого определения не существует, хотя известно, что физическая работоспособность пропорциональна количеству внешней двигательной активности, которую человек способен выполнить с высокой интенсивностью.

В спорте при выполнении тренировочных и соревновательных упражнений, спортсмен использует энергетический потенциал на пределе человеческих возможностей. Потенциальные возможности представляют совокупность физиологических, эргометрических, биохимических показателей, которые характеризуют физическую работоспособность.

Под понятием «физическая работоспособность» понимается потенциальная способность человека проявить максимум физических усилий в виде трудовой или спортивной деятельности. Сущность работоспособности заключается в совокупной способности человека выполнять физическую работу, строго конкретную по форме, характеру и разновидности без снижения её эффективности. Фактически способность человека к выполнению каждого конкретного вида работы в отдельности нашла свое выражение в таких понятиях, как «сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость», каждое их которых выделяет лишь частное проявление физической работоспособности спортсмена. «Физическая работоспособность» является интегральным показателем физических качеств, которые можно рассматривать как компоненты, характеризующие физическую работоспособность в целом.

Физическая работоспособность в возрастном аспекте постоянно возрастает и существенно увеличивается под влиянием физических упражнений, вида спорта, стажа занятий спортом и спортивного мастерства.

Существует прямая зависимость между физической и умственной работоспособностью, которые целесообразно рассматривать в единстве, так как физические возможности индивидуума (работоспособность) стимулируют и умственную деятельность, соподчинив ее уровню физической работоспособности. Анализ физической и умственной работоспособности, физических качеств, их значимость в теоретическом и практическом плане позволяют оценить физическую работоспособность как зависимость от состояния здоровья, что и является главной предпосылкой для её изучения в глобальном масштабе в отличие от других физических качеств.

2.6 Стороны подготовленности спортсмена

Известно, что целью спортивной тренировки является достижение высоких результатов и реализации их в условиях спортивных состязаний. В этой связи достижение максимально возможной готовности спортсмена обусловлено огромным комплексом факторов, определяющих в итоге гармоническое, оптимальное состояние, характеризующее высокую экономизацию функциональных систем организма спортсмена.

Исходя из этого, в содержание спортивной тренировки включаются обязательные средства для приобретения необходимых сторон подготовленности спортсмена:

·Техническая подготовленность. Совершенная техника — это совокупность эффективных двигательных умений выполнения соревновательного упражнения в целях достижения наивысшего спортивного результата. Обучение технике начинается от умениё к навыкам, от элементарной техники начинающего спортсмена (от основ) — до совершенной техники высококвалифицированного спортсмена.

·Тактическая подготовленность предусматривает предварительную разработку и последующую её реализацию её в условиях соревнований с использованием наиболее рациональных форм осуществления своих действий. Тактическая подготовка формируется исходя из функциональных возможностей спортсмена, технического совершенства, психической готовности, уровня соревнований, объективного и достоверного знания основных соперников.

·Физическая подготовленность. Данная сторона подготовленности спортсмена предусматривает развитие основных физических качеств, т.е. разностороннее развитие физических способностей, с акцентом специальных, присущих избранному виду спорта. В это связи средствами общей физической подготовки являются разносторонние физические упражнения, разнообразие которых обусловлено те, что в тренировочном процессе они преимущественно применяются в подготовительном периоде тренировочного цикла и, как правило, в аэробном режиме работы.

·Теоретическая подготовленность предусматривает необходимость знания в таких дисциплинах, как теория и методика физического воспитания, анатомия, общая физиология, биомеханика и др., для всестороннего и гармонического развития спортсмена, а так же тренера как единой системы.

·Психическая подготовленность представляет собой систему психолого-педагогических воздействий, применяемых для формирования и совершенствования свойств личности, необходимых в тренировочном и соревновательном процессе. Психическая подготовка стимулирует формирование оптимального состояния, способствующего наибольшему использованию основных физических качеств и сторон подготовленности в тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена, а также умению противостоять сопернику в условиях соревнований.

·интегральная подготовленность обуславливается глубоким анализом и синтезом тренировочной ситуации, планирования и контроля, внедрения новых тренировочных методик, умения прогнозировать ближайшую и отдаленную перспективу спортсменов.

Представленные стороны подготовленности в условиях соревнования проявляются в едином комплексе и стимулируют успешное выступление, характеризуя в итоге высокую специальную физическую работоспособность, адаптационные возможности и экономизацию потенциальных возможностей спортсмена. Решение этих задач в процессе многолетней подготовки осуществляется на всех этапах, начиная с этапа предварительной подготовки.[1]

2.7 Адаптация к нагрузке

Под адаптацией следует понимать процесс приспособления организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме.

Выделяют два типа адаптации — срочную, но не стабильную, и долговременную, относительно стабильную адаптацию.

Примером срочной адаптации могут служить реакции организма нетренированного и тренированного человека на выполнение однократной физической нагрузки (бег с максимальной скоростью 400-метровой дистанции).

Сразу после начала работы наблюдаются резкие сдвиги в деятельности функциональных систем и механизмов, которые к концу работы достигают высоких величин. У неподготовленного человека сдвиги при выполнении аналогичной работы ниже, чем у квалифицированного бегуна, однако также могут достигать существенных величин.

Срочные адаптационные реакции могут быть подразделены на три стадии.

Первая стадия связана с активизацией деятельности различных компонентов функциональной системы, обеспечивающей выполнение заданной работы. Это проявляется в резком возрастании частоты сокращений сердца, вентиляции легких, потребления кислорода, накоплении лактата в крови и т. д.

Вторая стадия наступает, когда деятельность функциональной системы протекает при стабильных характеристиках основных параметров ее обеспечения, в так называемом устойчивом состоянии.

Переход в третью стадию характеризуется нарушением установившегося баланса между запросом и его удовлетворением в силу утомления нервных центров, обеспечивающих регуляцию движений и деятельность внутренних органов, исчерпанием углеводных ресурсов организма и др. Излишне частое предъявление организму спортсмена требований, связанных с переходом в третью стадию срочной адаптации, может неблагоприятно сказаться как.на темпах формирования долговременной адаптации, так и привести к отрицательным изменениям в состоянии различных органов.

Механизм долговременной адаптации сводится к тому, что при повышенных нагрузках необходимая для выполнения работы гиперфункция осуществляется еще не гипертрофированным органом, и увеличение функциональной нагрузки на единицу массы клеточных структур органа вызывает активацию синтеза нуклеиновых кислот и белков. Когда функциональная нагрузка приближается к нормальному уровню, этот процесс сначала затормаживается, а затем прекращается. Если прекратить воздействия, стимулировавшие гиперфункцию органа, подвергнутого гипертрофии, то функциональная нагрузка на единицу его объема станет столь низкой, ‘по что приведет к резкому замедлению синтеза белка в его клеточная масса органа станет уменьшаться Формирование долговременной адаптации проходит четыре стадии.

Первая стадия связана с систематической мобилизацией функциональных ресурсов организма спортсмена в процессе выполнения тренировочных программ определенной направленности с целью стимуляции механизмов долговременной адаптации на основе суммирования эффектов многократно повторяющейся срочной адаптации.

Во второй стадии, на фоне планомерно возрастающих и систематически повторяющихся нагрузок, происходит интенсивное протекание структурных и функциональных преобразований в органах и тканях соответствующей функциональной системы. В конце этой стадии наблюдается необходимая гипертрофия органов, слаженность функционирования различных звеньев и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность системы в новых условиях.

Третью стадию отличает устойчивая долговременная адаптация, выражающаяся наличием необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных органов.

Четвертая стадия наступает при нерационально построенной, обычно излишне напряженной тренировке, неполноценном питании и восстановлении, недостаточном отдыхе и характеризуется изнашиванием отдельных компонентов функциональной системы. Выражается это чаще всего в нарушении процесса обновления структур, гибели отдельных клеток и замещении их соединительной тканью, что в конечном счете приводит к более или менее выраженной функциональной недостаточности. Такие явления могут наблюдаться при компенсаторной гипертрофии сердца, печени, гиперфункции нервных центров, гипофизарно-адреналового комплекса при использовании нагрузок, выходящих за пределы адаптационных ресурсов организма.[6]

3. Контроль, как эффективность управления спортивной тренировкой

Для объективного управления процессом спортивной тренировки необходимо оценивать изменения функционального состояния спортсмена, адаптацию к нагрузке, прирост спортивных результатов и стабильность выступлений в соревнованиях. Эти факторы позволяют управлять тренировочным процессом оперативно как в микроциклах подготовки, так и в процессе всей многолетней подготовки.. В соответствии с этим следует различать три вида контроля: педагогический, медико-биологический, психический.

Контроль в подготовке спортсмена направлен на сбор, обобщение и анализ полученной информации о тренировочном процессе и состоявши команды или занимающихся.

Контроль включает:

сбор мнений, суждений от спортсменов и тренеров;

анализ рабочих планов;

ознакомление с дневниками спортсменов;

педагогические наблюдения и анализ в процессе тренировки и соревнований;

анализ тренировочных и соревновательных нагрузок;

контрольное тестирование и адаптацию к нагрузке;

анализ данных медицинского контроля и научных исследований.

Осуществление контроля позволяет выявить успехи и неудачи на конкретных примерах в практической деятельности (метод проб и ошибок) и ориентирует в перспективе планировать тренировочный процесс более успешно.

Различают три вида контроля: этапный, текущий и оперативный. Каждый из них предполагает соответственно содержание контроля, а именно: реализацию плана работы, включая оценку физических способностей, динамику физической работоспособности, спортивных результатов и т.д. с учетом тренировочных нагрузок. В соответствии с этапами контроля анализируются практически все данные в сравнительном плане, в динамике, с учетом положительных и отрицательных результатов. Особое значение следует уделять морфофункциональному развитию с учетом возрастных этапов, приросту физической работоспособности, результатам тестирования, динамике спортивных результатов и др.

Выделяют следующие методы контроля: 1) педагогический; 2) медико-биологический; 3) психологический. Данные, полученные в результате применения этих методов, в своей совокупности могут представлены в форме комплексного контроля как наиболее информативного, поскольку осуществляется всесторонняя оценка состояния спортсмена с учетом тренировочных нагрузок, уровня работоспособности, физических качеств, спортивных достижений и др.

Планирование и контроль неотделимы друг от друга. С целью получения достоверной и надежной информации в практике спорта используются разнообразные методы контроля: сбор мнений спортсменов и тренеров; анализ рабочей документации тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований определение и регистрация показателей, характеризующих деятельность спортсменов на тренировочных занятиях (хронометрирование, пульсометрия, динамометрия, видеозапись и т.д.); тесты (контрольные испытания) различных сторон подготовленности спортсменов, медико-биологические измерения и др. Контроль в подготовке спортсменов должен предусматривать, прежде всего, оценку тренировочных и соревновательных нагрузок, поскольку они являются основным фактором воздействия на развитие спортивной работоспособности; состояния спортсменов, их подготовленность (физическая, техническая и др.), спортивные результаты спортсменов и их поведение на соревнованиях.

Для контроля и учета используются следующие взаимосвязанные формы:

Педагогический контроль и учет.

Дневник и ежедневный самоконтроль спортсмена.

Медицинский и научный контроль.

Для эффективного управления процессом подготовки учеников чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.

Для этого необходимо проводить три вида контроля со следующей их частотой:

1)оперативный, или текущий, — ежедневно 2-3 раза в день и 3-5 раз в неделю, состоящий из нескольких простых тестов, упражнений, приборных измерений, позволяющих увидать требуемую динамику;

2)этапный — раз в 1-3 месяца в конце этапа или периода и включающий комплексное обследование многих сторон подготовленности спортсмена, чтобы оценить произошедшие изменения под влиянием проведенной тренировки, выявить ее эффективность, определить сильные и слабые места в состоянии и работоспособности атлета. Особенно важен этапный контроль для оценки хода адаптационных изменений и восстановительных процессов;

3)итоговый — в конце большого цикла подготовки, состоящий из этапного комплекса обследования с добавлением медицинских методов для всесторонней оценки состояния здоровья спортсменов.

Для всех видов контроля выбирают те средства и методы, которые соответствуют виду спорта, подготовленности атлета и наиболее показательны для оценки состояния и работоспособности (в целом и ее отдельных компонентов) спортсмена, для определения степени решений поставленных задач.

Учет процесса тренировки и запись контроля осуществляется спортсменами в дневнике, а тренерами в специальном журнале. Фактическое выполнение плана тренировки фиксируется в месячной программе и затем постепенно переносится в годичный план (важно видеть общую картину выполнения плана).[11]

. Соревновательная и тренировочная нагрузка

Качество построения тренировочного процесса во многом обусловливается контролем тренировочных и соревновательных нагрузок.

Наиболее общее представление о тренировочных и соревновательных нагрузках дают следующие показатели:

суммарный объем (время) работы (в ч);

суммарный объем работы (в км);

количество тренировочных дней;

общее количество тренировочных занятий;

количество соревнований и стартов.

Более детальное представление о нагрузках можно получить, введя ряд дополнительных параметров. В их числе следует в первую очередь назвать суммарный объем работы различной преимущественной направленности. Может учитываться время работы (в часах или процентах), затрачиваемой на общую и специальную физическую подготовку, техническую, тактическую, психическую, теоретическую. Однако контроль нагрузок по данным параметрам очень приблизителен вследствие того, что, как уже отмечалось, ни одна из указанных сторон подготовленности не развивается изолированно от других, одни и те же упражнения одновременно способствуют совершенствованию нескольких сторон подготовленности.

Значительно точнее тренировочные нагрузки могут быть учтены при контроле их направленности на развитие различных двигательных качеств и способностей. В частности, может учитываться объем работы, направленной на развитие различных видов скоростных и силовых способностей, выносливости при работе различного характера, гибкости, координационных способностей. При этом предполагается, что техническая, психическая, тактическая и т. д. подготовка спортсменов осуществляется в основном параллельно с совершенствованием двигательных способностей. Тренировочные упражнения, развивающие различные качества, разбивают на группы в зависимости от метода (например, объем дистанционной, интервальной или переменной работы, направленной на развитие выносливости), условий их выполнения (равномерный бег, бег по пересеченной местности, бег в гору, бег по песку и т. п.), дополнительных средств (например, силовые упражнения со штангой, сопротивлением партнера, использованием различных тренажеров и т. п.)

Оценивают количество тренировочных занятий и с различными по величине и направленности воздействия нагрузками, количество стартов в основных и второстепенных соревнованиях, количество стартов на дистанциях различной протяженности.[5]

Используя вышеперечисленные показатели, можно охарактеризовать нагрузку в различных структурных образованиях тренировочного процесса, начиная от отдельных занятий и заканчивая многолетней тренировкой. Обычно оценке подлежит нагрузка отдельных микро-, мезо- и макроциклов. Если в течение года планируют 2-3 макроцикла, то, как правило, оценивают годовую нагрузку. Это позволяет достаточно подробно охарактеризовать основные параметры тренировочного процесса, сравнить их с материалами предыдущей работы и на этой основе усовершенствовать программу последующей тренировки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, управление тренировочным процессом в спортивной тренировке выстраивается четко-сконструированную систему компонентов каждого аспекта становления спортивной тренировки в целом. Как и в обыденной жизни, так и сфере спорта каждая система строится на заложенном «фундаменте», начиная с самого начала работы над решением задач в достижении высших спортивных результатов. Соответственно, на сколько хорошо заложена основа, на столько хорошо будет процветание системы. Однако нельзя основываться только на начале долгого пути.

В проделанной работе стало понятно, что система управления спортивной тренировкой является длинной цепочкой с множеством соединений. Каждая последующая форма задач, предусмотренных в достижении результата, опирается на предыдущую, также имеющую важность в становлении четких определений действий в процессе спортивной подготовки.

В конечном итоге тренировочный процесс предстает перед нами в виде сложной интегрированной цепочки взаимосвязи всех аспектов спортивной деятельности. В ходе тренировочный работы ведется кропотливый и качественный отбор теорий и методик избранного вида деятельности и их реализация с соблюдением всех её закономерностей и принципов.

Все данные и результаты полученные за счет проделанной работы предусматривают обобщение и вывода более эффективных форм воздействия на дальнейшее планирование. Все описанные ранее действия и определяет управление спортивной тренировкой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков И.П., Основы теории и методики спортивной тренировки. -пособие для высш. Каф. Физ и средних учеб. Заведений физ. Культуры / — Минск : Тесей, 2011.-168с.

. Иванченко Е.И., Контроль и учет в спортивной тренировке, Минск, 2008.

3. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2005 -448 с.

4.Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.

5. Курамшин Ю.Ф.Теория и методика физической культуры: Учебник / Под.ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина.- 3-е изд., стереотип. — М.: Советский спорт, 2007. — 464 с.

. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико — методические аспекты спорта и профессионально — прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с., ил.

. Матвеев Л.П. Основы теории и методики спортивной тренировки, Учеб.пособие для ин-тов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1977.

. Матвеев Л.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебн. пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1991 г., 191 с.

. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки.- Киев, : Виша школа. Головное издательство, 1984.- 352 с.

. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. — 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 480 с.