Оценка физической подготовленности

Диагностика физической и двигательной подготовленности дошкольника

План:

Содержание и организационно-методические принципы программы комплексной оценки

Оценка физической подготовленности

Диагностика двигательной подготовленности

 

Содержание и организационно-методические принципы программы комплексной оценки

В программу комплексного обследования детей включены следующие разделы:

o оценка физической подготовленности

o диагностика двигательной подготовленности.

o оценка двигательного творчества детей.

Часть рекомендованных методик будет входить в программу-минимум и обязательна для проведения в каждом дошкольном учреждении, часть – в программу – максимум для Центров развития ребёнка и детских садов общеобразовательного вида, которые углубленно реализуют задачи физического и психического развития и оздоровления воспитанников.

Организационно-методические принципы

В соответствии с новыми санитарными правилами для ДОУ (2003) тестирование физической и двигательной подготовленности детей должен проводить педагог по физической культуре. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации, а методист или старший воспитатель осуществляет контроль за его проведением.

Напоминаем, что нельзя проводить тестирование без разрешения врача или медицинской сестры!При определении медицинских противопоказаний нельзя ориентироваться только на группу здоровья. Например, во вторую группу здоровья входят дети с уплощением стоп, аллергическими проявлениями, часто болеющие. В то же время к ней относят детей, имеющих более серьёзные патологии (гипертензионно-гидрецефальный синдром, грыжи, пороки сердца, заболевания почек и др.).

А эти дети требуют строго дифференцированного подхода к тестированию и специального набора безопасных тестов.

Сначала определим, что входит в понятие «физическая» и «двигательная» подготовленность детей. При оценке физической подготовленности определяется уровень развития психофизических качеств (силы, быстроты, ловкости, общей скоростной и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости) по количественным показателям. Диагностика двигательной подготовленности нацелена на определение, прежде всего, степени «умелости» ребёнка, т.е. выявляет уровень овладения программными двигательными умениями и навыками. Поэтому уровень двигательной подготовленности оценивается, прежде всего, качественными параметрами. Нередко один и тот же тест можно использовать как для оценки двигательной подготовленности, так и физического качества (например, прыжок в длину с места).

5 стр., 2334 слов

Диагностика к экзамену

... воспитания института Детства РГПУ им. А.И. Герцена) в качестве объектов диагностики развития ребенка в сфере художественного воспитания выделяет следующие: Мотивация (эстетические, художественные интересы, ... словесные), так и невербальные: двигательные и изобразительные - пластические движения, цвет, рисунок. Барышева Т.А., исследовавшая эмоциональные состояния детей младшего школьного возраста в ...

Некоторые же тесты используются исключительно для характеристики последнего (силы — динамометрия, гибкости – наклон туловища вперёд и др.).

В основу современной методики оценки психофизических качеств и двигательной подготовленностидошкольника положены идеи и принципы изучения развития его движений, разработанные в отечественной и зарубежной науке и богатый опыт работы детских садов.

При тестировании учитываются уровень здоровья ребёнка, конституционные, врождённые особенности строения тела, особенности нервной системы, природные задатки двигательных способностей, а также влияние обучения и окружающей среды.

Особое внимание следует уделить методикепроведения тестирования, сущность которой заключается в создании игровой атмосферы. Активное использование игровой (младший и средний возраст) и соревновательной (старший возраст) мотивации, включение игровых персонажей, маленьких призов-сувениров, использование предвосхищающей положительной оценки обеспечивают проявление максимальных возможностей ребёнка (особенно при оценке уровня физической подготовленности) и позволяют дать объективную оценку уровня его двигательной подготовленности.

Оценка уровня психофизических качеств и двигательной подготовленности детей проводится в начале года (исходное) и в конце (итоговое).

Наиболее оптимальным для исходного тестирования считается период с 15 сентября по 15 октября. Начинать следует со старших групп, так как детям младшего возраста необходимо более длительный срок для адаптации. Тестирование проводится с детьми в возрасте не ранее 3 лет 6 месяцев. Полученные данные определяют дальнейшую программу воспитательно-оздоровительной и образовательной работы с детьми, а также используются для оценки степени эффективности работы воспитателя и педагога по физической культуре.

При организации обследования следует учесть целый ряд организационно-методических условий:

· Предварительная оценка врачом состояния здоровья обследуемых детей

· Присутствие двух- трёх взрослых (например, педагога по физической культуре, воспитателя и медицинской сестры, что позволит чётко распределить функции в работе с детьми).

Один может организовывать деятельность детей, подавать команды, использовать игровые и стимулирующие приёмы во время тестирования, другой – вести активное наблюдение за техникой выполнения движений и состоянием детей, третий – фиксировать результаты в протоколе.

· Подготовка протоколов.

· Подготовка места и условий для проведения обследования. Для объективности получения данных целесообразно проводить обследование в хорошо известных ребёнку условиях (физкультурная площадка, беговая дорожка, физкультурный или музыкальный зал) в одно и тоже время. Оптимальным является время с 9–00 до 11-00 , а также с 16-00 до 17-00 , т.е. часы, в которые проявляется максимальная активность подавляющего большинства детей.

22 стр., 10908 слов

Влияние занятий основной гимнастикой на физическую подготовленность ...

... психофизическое развитие и физическую подготовленность ребенка, а также владеть новейшими методами и приемами обучения, навыками индивидуальной работы. Цель курсовой работы - изучение влияния занятий основной гимнастикой на физическую подготовленность детей старшего дошкольного ...

· Необходимость проведения игровой разминки, направленной на подготовку всего организма и отдельных мышечных групп ребёнка к выполнению тестовых заданий. Длительность такой разминки 3-5 минут. Способ проведения фронтальный. Содержание обычно составляют разные виды ходьбы и непродолжительного бега, подготовительные упражнения (но не подводящие ! Так как они осуществляют обучающую функцию) .

· Обязательность присутствия детей и обследующих взрослых в спортивной обуви и форме, что обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой на результат и серьёзность решаемых задач, создаёт оптимальные условия для получения максимальных показателей и обеспечивает установление ассоциативных связей между процессом обучения на занятии и обследованием.

· Подготовка спортивного и игрового оборудования, измерительных приборов, т.е. своеобразного “диагностического чемоданчика”, наполняемого соответствующим содержимым для каждого вида тестирования.

· Все тестовые задания (кроме теста на общую выносливость) предлагается выполнить три раза. Фиксируется лучший результат.

· При диагностике двигательной подготовленности педагог не должен показывать или подсказывать способ выполнения задания. Его словесные указания должны только нацеливать на качественное и результативное выполнение движений.

· Использование методики игровоготестирования (“Кенгурята”, “Сильные ноги”, “Не задень”, “Тир“, ”Накорми белочку”, “Спаси котёнка” и т.п.), обеспечивающей непринуждённый характер общения педагога и ребёнка и выявление максимальных показателей в усвоении навыков движений.

 

Оценка физической подготовленности

В современной литературе существует достаточно большое разнообразие тестов для оценки уровня психофизических качеств. Специалистами в области физической культуры и детскими спортивным тренерами могут быть использованы те или иные их группы в зависимости от направленности организуемой с детьми деятельности (художественная гимнастика, спортивные игры, плавание, лёгкая атлетика, ориентирование, туризм и пр.).

Не ставя перед собой цель — систематизировать и представить весь объём тестовых заданий, мы представим лишь те из них, которыми могут воспользоваться инструктора по физической культуре и воспитатели дошкольных учреждений, осуществляющих общефизическую подготовку детей.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что, к сожалению, часто используются различные методики, не прошедшие гигиеническую экспертизу, не имеющие рекомендации органов здравоохранения. Анализ состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях показывает, что абсолютное большинство детей имеет противопоказания к тестам на скоростно-силовую, силовую выносливость (висы, подтягивания, подъём туловища в сед за 30 сек, бег на 90 м с 5 лет и 120-150 м — с 6 лет на время и др.) в связи с нарушениями со стороны органов кровообращения, костно-мышечной системы и др.

В связи с этим, мы предлагаем вам обязательную программу-минимум,котораяпрошла апробацию в дошкольных учреждениях общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего вида, а также экспертизу в НИИ гигиены и охраны детей и подростков (Березина Н.О. и Лашнёва И.П.,2003).

Вы можете ограничиться только ею.

В случае необходимости она может быть расширена до программы-максимум.Описания обеих будет дано ниже. Кроме того, мы оставляем право за каждым педагогом дополнить перечень предлагаемых тестовых программ (при условии отсутствия медицинских противопоказаний!!!) в соответствии с требованиями тех парциальных и авторских программ, которые они внедряют в работу своего учреждения.

Напоминаем вам, что для оценки уровня развития психофизических качеств отдельного ребёнка имеет значение не столь его стартовые данные, которые в большей степени связаны с проявлением его индивидуальных особенностей (конституции, генетического психомоторного статуса и пр.), сколько степень прироста показателей психофизических качеств!!! Именно последний показатель является критерием успешности деятельности педагогов как с отдельно взятым ребёнком, так и со всей группой в целом.

В связи с этим, мы предлагаем вашему вниманию использовать формулу, предложенную В.И.Усаковым:

W = 100 (V2 – V1)

½ ( V1+V2)

где W – прирост показателей темпов в % ;

V1 – исходный уровень развития качества;

V2 – конечный уровень.

Шкала оценки прироста физических качеств

Темпы прироста (в%) оценка За счёт чего достигнут прирост)
До 8 Неудовлетворительно За счёт естественного прироста
  8-10   удовлетворительно За счёт естественного прироста и двигательной активности
  10-15   Хорошо За счёт естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания
  Свыше 15   отлично За счёт эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений.

 

Например, в начале года Максим Я. Выполнил прыжок с места в длину на расстояние 74 см, в конце года – 81см. Что это? Естественный результат его роста и развития или результат систематических занятий? Проверяем по формуле:

W = 100 (81 – 74)

½ ( 81+74)

 

Получаем, что прирост составил 9,03 %. Делаем вывод, что темпы прироста невысоки (удовлетворительная оценка) и произошли за счёт естественного роста, развития и двигательной активности ребёнка. Если аналогичная ситуация прослеживается у большинства детей данной группы, то мы можем сделать вывод о слабой постановке работы и необходимости принятия кардинальных мер по внедрению адекватных программ и технологий физического воспитания детей.

Программа – минимум

Тесты, собранные в эту программу, имеют минимум медицинских противопоказаний, не требуют больших временных затрат и специальных условий для их проведения. Они просты, понятны детям, нормативны, т.е. в комплексе дают представление об уровне развития психофизических качеств и психомоторного развития (8).

· Прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества, координация);

· Бросок мяча весом 1 кг вдаль (скоростно-силовые качества)

· Бег на 30 м со старта (скоростная выносливость, скорость)

· Бег на 10 м с хода (скоростные качества)

Методика проведения

Прыжок в длину с места

Содержимое диагностического чемоданчика: мел, рулетка, флажки ( 3-4).

Обследование проводится на спортивной площадке (со специально оборудованной прыжковой ямой) или в физкультурном зале (при условии наличия мата) в виде игры “Кенгуру”. Детям предлагается встать около черты ( на краю пропасти ) и совершить прыгнут как можно дальше через пропасть, оттолкнувшись двумя ногами. Кенгурята должны перепрыгнуть это опасное место и вернуться невредимыми к своей маме-кенгуру. В старшей и подготовительной группах можно дополнительно использовать соревновательный приём “Чей прыжок дальше”. Место приземления каждого ребёнка (по пяткам) отмечается флажком.

Средние возрастно-половые значения показателей физической подготовленности детей 4-7 лет

 

Показатели   Пол Возраст в годах
   
Скорость бега на 10 м (сек) м 3,0-2,3 2,6-2,1 2,5- 1,8 2,3- 1,7
Д 3.2-2,4     2,8-2,2 2,7- 1,9 2,6- 1.9    
Скорость бега на 30 м (сек) М 9,8-7,9 8,8-7,0 7,6-6,5 7,0 — 6,0
Д 10,2-7,9 9,1 -7,1 8,4 — 6,5 8,3-6,3
Дальность броска мяча весом 1 кг (см) М 125 — 205 165 — 260 215-340 270 — 400
Д 110- 190 140 — 230 175 — 300 220 — 350
Длина прыжка с места (см) М 64-92 82- 107 95- 132 112- 140
Д   60-88 77 — 103 92- 121 97 — 129

 

В качестве дополнительных тестов (при наличии соответствующих условий) можно рекомендовать:

1) динамометрию ( для оценки мышечной силы),

2) наклон туловища вперёд (гибкости),

3) метание вдаль мешочка (150-200) правой и левой рукой (скоростно-силовых качеств).

Динамометрия

Диагностический чемоданчик: детский ручной динамометр.

И.п.: стоя, руки опущены вниз. Инструктор даёт указание взять динамометр в руку, отвести её немного в сторону – вниз и сильно сжать прибор. Можно использовать игровой приём и предложить ребёнку поднять «сумку картошки». Делается по две попытки каждой рукой. Результаты фиксируются с точностью до 0,1 кг.

Наклон туловища вперёд

Диагностический чемоданчик: рулетка (линейка).

Для обследования необходима гимнастическая скамья.

Ребёнок садится на пол или скамью, упираясь ногами в стену, наклоняет туловище вперёд-вниз. Инструктор при помощи рулетки измеряет расстояние от груди ребёнка до пола (скамьи).

Второй вариант теста — из положения стоя (см. рисунок).

 

Метание мешочка вдаль правой и левой рукой

Содержимое диагностического чемоданчика : мешочки (3 одного цвета и 3 – другого) массой 150-200 г или теннисные мячики в корзинках, рулетка на 15 м, флажки, мел.

Обследование проводится на площадке длиной не менее 2О м, вдоль которой от линии броска натягивается рулетка. Детям предлагается по одному совершить по 3 броска каждой рукой (синими мешочками правой рукой, а красными – левой) в виде игрового упражнения «Кто дальше». После бросков педагог фиксирует в протоколе и отмечает флажками по краю дорожки лучшие результаты в приземлении красного и синего мешочков. Обследование проводится в виде игры “Сильные руки”, по результатам которой лучший игрок награждается медалькой (вымпелом, фишкой).

Программа- максимум:

Со здоровыми детьми могут быть использованы также тесты на определение:

· общей выносливости (бег «за лидером»),

· силовой выносливости (поднимание ног в положении лёжа на спине),

· ловкости (бег змейкой, бросок мяча в горизонтальную и вертикальную цели ).

Общая выносливость

В соответствии с методикой В.Г.Фролова, общая выносливость определяется в беге за лидером в виде игры “Мы спортсмены”. Одновременно бегут 4-5 детей, имеющих близкие показатели времени пробегания 10 м с хода. Перед проведением бега с детьми оговаривались правила: лидера не обгонять, но не отставать, а если станет трудно бежать – перейти на шаг. Наличие лидера позволяет точно выдержать заданный темп, скорость бега ( 1,2-1,5 м/с) и следить за самочувствием детей. При появлении внешних признаков утомления и в случае, если ребёнок отстаёт от лидера более, чем на 10 м, он снимается с дистанции. В процессе бега фиксируются 2 показателя: его продолжительность и преодолённая ребёнком дистанции.

Оценка двигательного творчества

Напомним, что деятельность, результатом которой является самостоятельное создание ребёнком новых вариантов, комбинаций движений, основанных на использовании имеющегося у него двигательного опыта, можно рассматривать как творческую.

Анализ двигательного творчества можно проводить по следующим направлениям — показателям (Степаненкова Э.Я.):

1- Отношение детей к творчеству: увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний.

2- Доступное ребёнку качество способов творческих действий: быстрота реакции, гибкость мышления, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов действий.

3- Показатели качества детского творчества: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, предметов, персонажей и их отражение в действии, в игре. Поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей, передающих задуманное (15).

Уровни проявления двигательного творчества оценивается по следующим критериям:

· данные показатели не проявляются или проявляются в крайне стёртой форме. Это —низкий (критический) уровень (1 балл);

· показатели проявляются, но не в полном объёме, с помощью и подсказкой взрослого или предлагается всего один вариант знакомого действия (игры) Это — средний уровень (2 балла);

· дети демонстрируют яркое проявление всех трёх показателей, оригинальность, самостоятельность, большее разнообразие вариантов (два и более).

Это, соответственно, высокий уровень(3 балла).

Данные критерии являются едиными для всех возрастных групп, что позволяет проследить возрастные изменения и особенности формирования творческой направленности деятельности детей с трёх до семи лет.

При оценке двигательного творчества детей младшей и средней групп (преимущественно в подвижных играх) в основном используется первый показатель, так как на данном возрастном этапе идёт накопление двигательного опыта за счёт активного подражания (имитации) действиям взрослого, сверстников, животных и пр.

В старшей и подготовительной группах можно применять все три показателя.

 

Оценка двигательного творчества в гимнастике

При оценке двигательного творчества в гимнастике (спортивных упражнениях) используются второй показатель.

Рекомендуем следующие контрольно-тестовые задания:

1. Ребёнок выполняет упражнение в физкультурном зале «Обруч вверх» (упражнение может быть другим).

И.п. О.с. — руки с обручем опущены.

1 — обруч вверх, прогнуться

2 –И.п.

После выполнения упражнения ребёнку задаются вопросы:

а) С каким ещё физкультурным инвентарём можно выполнить это движение? Выбери и покажи.

б) Из какого исходного положения можно выполнить это упражнение? Покажи.

в) Как можно по-другому выполнить упражнение? Придумай усложнения. Покажи.

г) Детям предлагается придумать и выполнить упражнение с обручем в парах.

2. Ребёнку предлагают придумать и показать упражнение на заданную тему: «Часы», «Лодочка», «Стиральная машина» и др.

3. Воспитатель показывает упражнение (имитационное), а ребёнку предлагается придумать ему название и сказать, на что оно похоже.

Примерная таблица оценки двигательного творчества детей в гимнастике

(Старшая группа. Сентябрь, 2005 г.)

Фамилия, имя ребёнка Контрольно-тестовые задания
Обруч вверх   Упражнение на заданную тему Подобрать название упражнению Среднее значение  
1.Михаил А. 2.Марина С.         1,6
           

Примечание: важно оценить и зафиксировать количество баллов, полученных ребёнком по каждому тестовому заданию, с тем, чтобы дифференцированно осуществлять последующую коррекционно-развивающую работу с учётом индивидуального профиля развития творческих способностей каждого воспитанника.