Сангвинический темперамент

Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) ученик. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоцио­нально неустойчив, легко поддается чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, срав­нительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелателен, при­ветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. Особенности сангвинического темперамента заметно проявляются в. учебной работе учащихся. Если учебный материал интересен, доступен школьнику, вызывает у него эмоциональный отклик, то ребенок быстро усваивает новое, быстро соображает, запоминает, легко переключает внимание. Если же учебный мате­риал неинтересен и для его изучения требуется длительная, напряженная, однообразная работа, не вызывающая у учащегося-сангвиника эмоционального отклика, то ребенок плохо усваивает новое, отвлекается.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокораз­витое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагопри­ятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправ­ленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомыслен­ное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьёзное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

Сангвиники имеют самый устойчивый, уравновешенный и энергичный тип темперамента. Люди этого типа обладают быстротой и живостью движений, богатством мимики, быстрым темпом речи.

Легко вступают в контакты. Они, как правило, легко и быстро приспосабливаются к новой обстановке, стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события. Оптимистичные. Умеют увлекать других. Поддерживают хорошую атмосферу в коллективе, любят шутку, остроумие.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе, т.е. он – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает высокой скоростью реакции; подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов.

Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь.

13 стр., 6044 слов

Межличностная аттракция и ее влияние на отношение между людьми

... 2-й закон аттракции: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, ... во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, отношении к ним и формируется аттракция. Другая модификация интерпретации теории научения ...

Эмоции — преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются (угасают).

Умеют хорошо сдерживать свои эмоции. Сравнительно легко и быстро переживаются неудачи.

В трудных ситуациях становятся более собранными и целеустремленными, не теряя при этом чувства юмора.

Сангвиник быстро ориентируется в незнакомой обстановке. Инициативен, оптимистичен. За короткое время входит в коллектив, создает вокруг себя положительный микроклимат. Сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем, избегает острых проблем. Часто упрощает поставленные задачи. Отличается хорошей работоспособностью. Склонен к решению тактических задач.

Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни. Обладают повышенной работоспособностью, особенно если работа нравится и вызывает у них интерес, особенно в начальном периоде реализации нового проекта. Длительная напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Для сангвиников все представляет состязание, а во всех состязаниях необходимо добиваться победы. Они должны быть на первом месте в любой деятельности.

Со временем, достоинства сангвиников могут обернуться своей противоположностью. Оптимизм, жизнерадостность порой превращаются в зубоскальство и безудержную тягу к развлечениям. Стремление к лидерству грозит перерасти в потребность подчинять себе более слабых в психологическом отношении людей.

Недостатком сангвиников является то, что у них отсутствует сосредоточенность, не хватает целеустремленности. Они могут не довести до конца начатое дело, если работа кажется неинтересной, но упорны, если увлекутся делом. В их поведении существует неоправданная поспешность поступков, поверхностность. Вкусы и интересы непостоянны.

Но у Сангвиника есть хорошее подспорье в борьбе с собственными недостатками — уравновешенность.

Сангвиник — очень общительная и увлеченная личность. Он уходит от конфликта, сложную конфликтную ситуацию переводит в шутку, эмоционально устойчив. Отношение к критике спокойное, хотя сам никогда виноватым себя не признает, у него всегда виноват кто-то другой: сотрудники, друзья, родственники или даже транспорт.

Отношение к опасности – расчет без риска, на неоправданный риск сангвиник не пойдет. Легко корректирует деятельность в ходе работы, преодолевает трудности, умеет увлечь за собой группу, является душой компании. Сангвиника желательно плотно загружать работой, несмотря на его жалобы и стоны: если у него появляется свободное время, он начинает полностью расслабляться и возвращать его к работе приходится авторитарными методами.

Поменявшееся настроение порою резко преображает сангвиника. Естественная, теплая отзывчивость-доброта сангвиников нередко путает неопытных новичков: заботливо приголубленные, обласканные в первую встречу, они могут получить на другой день, когда настроение сангвиника качнулось вниз, что называется, «жесткий прием». По причине непредсказуемых прыжков настроения, рабской зависимости от них, на многих сангвиников решительно нельзя положиться – могут вдруг после обычного разговора, качнувшего их настроение, неожиданно убежать, оставив и даже прокляв ответственное дело, в которое сами же вкладывали столько искреннего душевного тепла, забывая и здоровье, и время.

7 стр., 3425 слов

Деловые качества сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика

... настроение. В психологической характеристике рекомендации легко читаются между строк, если они даже не вынесены отдельно. Но все же некоторые рекомендации следует подчеркнуть С сангвиником ... уживаются с людьми всех типов темпераментов и друг с другом. ... его реакция на изменяющуюся деловую ситуацию нередко запаздывает, ему ... мимикой, всегда бодр. Быстро засыпает и легко просыпается. Известные личности: ...

Сангвинику не следует вникать во все детали дела. Он не придает значения мелочам и, все равно, не удержит их в памяти. Зная суть дела в общих чертах, сангвиник может блестяще вести беседу с кем угодно. Как известно, сангвиники — хорошие ораторы. Поэтому именно им надо чаще давать слово на различных собраниях и совещаниях.

Сотрудник-сангвиник очень работоспособный и деятельный. Быстро находит выход из трудных ситуаций. Благодаря вышеуказанным качествам сангвиники чаще всего занимают лидирующее положение и на работе и дома.

У сангвиника повышенная реактивность: по незначительному поводу громко хохочет, но несущественный факт может сильно рассердить. Однако он хорошо контролирует выражение своих чувств и действий. Живо и с большим вниманием откликается на все, что его привлекает. Быстро концентрирует внимание. Ориентирован на внешние обстоятельства, от которых зависят его чувства и переживания. Трезво оценивает внешнюю действительность. Легко привыкает к новым требованиям и новой обстановке.

Его чувства, настроение, интересы и стремления из-за высокой пластичности очень изменчивы. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку. Относительно быстрый темп речи, быстрота ума и находчивость.

И наконец, у учащихся-сангвиников надо воспитывать усид­чивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.

 

 

Холерический темперамент

Представители этого темперамен­та отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психи­ческие процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неурав­новешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъем и вооду­шевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание воз­буждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоцио­нальную несдержанность (что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве часто создает конфликтные ситуации в коллективе.

Это энергичные, стремительные, боевые, задорные, смелые, уверенные, решительные, инициативные люди. Азартно берутся за работу. В критический момент могут работать долго и неудержимо с максимальной концентрацией сил. Быстро решают проблемы и преодолевают трудности. Схватывают информацию на лету. Быстро запоминают, даже не успев осознать, однако вспыльчивы, несдержанны, нетерпеливы, прямолинейны, самоуверенны. Плохо владеют собой. Не могут делать монотонную, медленную работу.

17 стр., 8211 слов

Формирование навыков бега и быстроты движений у школьников с ...

... формирования навыка бега и быстроты движений школьников с умственной отсталостью легкой степени по результатам тестирования 3.3 Оценка эффективности проведенной коррекционно-развивающей программы, ... навыка бега и быстроты движений у школьников с умственной отсталостью легкой степени. .Доказать эффективность применения разработанной нами коррекционно-развивающей методики, направленной на ...

Долгое ожидание или неудачи способны вывести их из себя. Стараясь как можно скорее получить результат, начинают опережать события, суетиться. Особенно угнетают их необходимость сдерживать свою чрезмерную активность.

Люди, относящиеся к холерическому типу легко возбудимы, подвержены эмоциональным срывам, их речь и движения стремительны, реакция импульсивна, иногда бывают агрессивны. Они быстро мыслят и способны также на мгновенную систему полярных чувств. Холерики быстро возбуждаются, не прислушиваются к мнению других, могут быть резкими и несдержанными.

Холерики работоспособны и инициативны, любят трудности и препятствия и умеют их преодолевать. Такие работники всегда ставят ясные цели, любят свою работу и готовы пойти на все, если уверены в своей правоте. Имеющиеся планы они приводят в действие, работу доводят до конца, но подчас, из-за слишком сильной увлеченности способны потерять адекватную ориентировку в ситуации. Такие люди стремятся к самостоятельной работе, плохо подчиняются власти, особенно в тех случаях, когда руководитель менее развит, чем подчиненный – холерик.

Холерик хорош во время веселья, потому что, как правило, у него все в порядке с юмором, однако он не выносит насмешки и иронии в свой адрес.

Холерики очень любят творчество, они общительны, легко завязывают новые деловые контакты, часто бываю эмоциональными и деловыми лидерами в работе.

Они ценные работники в тех случаях, где надо начать новое дело. Они хорошо работают там, где нужны служебные командировки, встречи с новыми людьми.

Заинтересовать такого работника можно деньгами, а главное значимостью его работы.

Высокие цели для холерика пустое слово, он нуждается в социальном признании, служении делу.

Холерики подхватывают и реализуют на практике идеи, выдвигаемые теоретиками меланхолического типа.

Они реалисты. Их головы, как правило, заняты подсчетами разных чисел и времени. Представители этого темперамента любят планировать и с энтузиазмом относятся к своим планам, но плохо переносят препятствия и задержки.

Им надо учиться выслушивать других и не отбрасывать сразу их предложения.

Только распоряжения ему нужно давать четкие, лаконичные. Нет смысла объяснять холерику все существо дела. Лучше уделить максимальное внимание конкретике и ожидаемому результату. И, самое главное, ни в коем случае нельзя оставлять холерика без работы. Инициатива — вещь хорошая, но лучше держать ее под контролем.

Контактный, общительный и открытый холерик может быть очень неплохим коллегой. Если он чувствует непредвзятое (а еще лучше — доброе) отношение к себе, он радостно впрягается в совместную работу и охотно сделает и большую, и наиболее трудную ее часть. А уж если его похвалить, то он вообще сам все «засеет и вспашет», освободив коллег от лишних усилий.

Однако холерик не выносит, когда его не любят или ругают.

Если ему внушить, что он не способен к данной деятельности, то он может охладеть к работе совсем или начнет делать ошибки. Впрочем, и в хорошем расположении духа ему с трудом дается деятельность, требующая методичности и точности. Такую работу он редко доводит до конца, особенно если все испортят скверно складывающиеся личные обстоятельства, например, неудачи в любви или поломка собственного авто.

3 стр., 1384 слов

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные ...

... часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом:   Среди ... любят громкую, краски - очень яркие. Ученики - холерики быстро схватывают материал, но они не уравновешены, что ... новым требованиям. Сангвиники подвижны, легко выполняют работу, быстро схватывают материал. Это люди - эрудиты, они способны «перевернуть горы» ...

Кроме того, регулярно и ровно работать холерику мешает вечное стремление к новизне и разнообразию. Так что не удивляйтесь, если, устав от нудной работы, ваш коллега-холерик бросит вас одного (одну) на ее завершение, а сам с жаром кинется организовывать внутриофисную вечеринку, либо выпросит у начальства какую-нибудь срочную командировку и укатит за тридевять земель.

Положительные стороны холерического темперамента — энер­гия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления — общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам — часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

У школьников-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно, мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, системати­чески воспитывать у ребят сдержанность в поведении и отноше­ниях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хоро­шего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик нередко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только усилит его возбуждение. На хо­лерика лучше действует подчеркнутый спокойный, тихий голос.

 

 

Меланхолический темперамент

У школьников этого темпе­рамента психические процессы протекают замедленно, ребята с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное исиль­ное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Они быстро утомляются. Но в привыч­ной и спокойной обстановке дети с таким темпераментом чув­ствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются, глубиной, большой силой и длитель­ностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к зам­кнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обста­новке. В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм. Такой школьник чуждается детского коллектива, уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственные переживания. Но в благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве — музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняют другим людям.

12 стр., 5739 слов

Влияние темперамента на деятельность и поведение человека

... к человеку и лучшему построению отношений с ним и в коллективе. В своей работе мне бы хотелось глубже изучить современные теории темперамента, его влияние на поведение, деятельность, развитие ... личности; какие существуют особенности деятельности лиц с разными ...

У меланхолика повышенная чувствительность, поэтому он болезненно обидчив. Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Голос тихий. Редко смеется во весь голос. Трудно приспосабливается к новой обстановке. С трудом сходится с новыми людьми. Поведение и переживания определяются больше внутренними образами, чем внешними впечатлениями в силу его интровертированности. Предпочитает чтение или телевизор общению с людьми. Обладает богатым воображением. Склонен к рассуждениям. Обычно серьезно относится к принятию решений, но не заботится о практически важных вещах, так как погружен в себя и не чувствует в себе способности к выполнению требований, предъявляемых жизнью.

Меланхолику слишком часто достается от внешнего мира, отсюда его пессимистичность: ничего хорошего от этого грубого мира он не ждет. Зато меланхолик имеет свой богатый внутренний мир, способность к глубоким устойчивым чувствам. Эти преимущества делают меланхолика изысканно утонченным человеком. От неблагодарного окружения ему чаще достается роль порабощенного грубым партнером, страдальца или обманутого.

Общение с меланхоликом требует самообладания и особенно осторожного поведения, деликатности и тактичности. Меланхолика надо основательно расшевелить, прежде чем он заговорит о своих чувствах. Необходимо постараться войти в его положение, помочь ему преодолеть свой пессимизм и поддержать веру в собственные силы.

Эти люди склонны к унынию не потому, что они врожденные пессимисты, а от своей излишней впечатлительности. Неприятное событие еще не произошло и, может быть, не произойдет никогда, а меланхолик уже предвидит его последствия, печалится о потерях и, в какой-то мере, уже жалеет себя.

Внешне люди с меланхолическим темпераментом отличаются задумчивостью, погруженностью в себя. Их взгляд как бы все время обращен внутрь, они склонны к самокопанию и долго вспоминают свои неудачные шутки или оплошности.

Но с другой стороны, никто не способен так сопереживать другим, как меланхолик. Именно способностью к сочувствию и сопереживанию так привлекательны эти люди. Они не отмахнутся от мнительных фантазий собеседника, как от сущей и ничего не значащей ерунды, как это сделает жизнерадостный холерик. Меланхолик выслушает ваши опасения, прочувствует их, а, если и не даст правильный совет, то хоть попереживает с вами, что иногда важнее.

Люди меланхолического типа эмоциональны, не способны длительное время переносить нервные нагрузки.

Работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе – низкая, он может быстро уставать. В работе меланхоликам необходимы постоянная эмоциональная поддержка и регулярный отдых.

В коллективе меланхолики находятся часто в позиции ведомых, они избегают лишних волнений, стараются уйти от конфликтов. Теряются от неожиданностей. Болезненно переживают всякие ошибки и неприятности, склонны их преувеличивать.

Меланхолики чувствительные, тонкие и наблюдательные люди, которые способны заметить такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть или хотя бы завуалировать. Примите во внимание также и то, что именно среди подчиненных меланхоликов вы можете ожидать поддержки при обсуждении новой нетрадиционной и на первый взгляд неожиданной идеи. Меланхолик, с присущим ему воображением и фантазией, может не только понять вас, но и дополнить ваши размышления новыми деталями и аргументами.

19 стр., 9343 слов

Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств ...

... качеств выше у людей с типами темперамента - холерик и сангвиник, чем у - флегматиков и меланхоликов. Предмет ... видов лидерства В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие виды лидеров: Лидер - организатор. Его главное отличие ... т.е. умение мотивировать, вызывать потребности у людей за счет гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижение ...

С подчиненными меланхоликами нельзя говорить резко, с иронией и насмешкой. Им следует оказать особое, но ненавязчивое внимание. Полезно подчеркнуть те моменты в работе, в которых такой сотрудник был решительным, инициативным. Нежелательно поручать меланхоликам задания, выполнение которых требует частого общения с людьми. На опасных и ответственных работах использовать меланхоликов так же не желательно.

Меланхоликов вы никогда полностью не заинтересуете только материальными благами. Ему важно иметь хорошие отношения с начальством, он ценит спокойную обстановку и отсутствие конфликтов. Если же на работе складываются напряженные отношения, меланхолик подаст заявление об уходе и уйдет к руководителю, который платит мало, но работать у него спокойно и приятно.

Меланхолики обычно не склонны к тяжелому труду. Для них идеально подходит монотонная работа, способная дисциплинировать неустойчивую нервную систему этого типа. Они отличные работники, когда для этого созданы необходимые условия, имеются точные инструкции, а их поощряют и поддерживают. Этому темпераменту противопоказаны сильные или долго действующие раздражители. Меланхоликов довольно трудно расшевелить, зато потом им плохо удается контролировать свои эмоции и поведение.

Им больше подходит работа точная, пусть и кропотливая, но зато не требующая инициативы, решения практических задач со многими неизвестными.

В отношении с меланхоликом недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая её негативное действие.

Что касается учащихся-меланхоликов, то, воздействуя на таких учащихся, проводя с ними воспитательную работу, всегда следует помнить, что в основе меланхолического темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействий люди с такой нервной системой не переносят. Мягкость, тактич­ность, чуткость и доброжелательность в отношениях с детьми-меланхоликами особенно необходимы: чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким школьникам еще больше затормаживают их, снижают работоспособность.

Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возможность больше дей­ствовать и проявлять активность. Но следует соблюдать посте­пенность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. На уроке учащихся надо чаще спра­шивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадри­вание.

У детей меланхолического темперамента необходимо разви­вать общительность, через общественную деятельность посте­пенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной рабо­те воспитывать коллективистские чувства, чувства дружбы и товарищества.

4 стр., 1906 слов

Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента ...

... темперамента. Методы исследования: тесты, опросники типа темперамента, наблюдение. База исследования: школа 77, учащиеся 6 «м» класса Глава I. Тип темперамента и деятельность школьника. I.1. История учений о темпераменте ... А.В.Суворов и флегматик М.И.Кутузов. Легко отнести к одному из классических темпераментов и литературных ... поддержку педагога. Я считаю, что работа педагога не может быть успешной ...

Люди меланхолического темперамента, как указывалось, с трудом привыкают к новой обстановке, к новым условиям, к но­вой деятельности, избегают всего нового. Эти свойства слабого типа нервной системы учителю следует особенно помнить при работе с учащимися I класса.

 

Флегматический темперамент

Представитель этого типа мед­лителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основа­тельность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, при­вычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические про­цессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить бес­помощность, но зато запоминает он обычно надолго, основатель­но и прочно.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отно­шении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика легко формируются такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и дате к са­мому себе.

Флегматиков трудно обидеть или вывести из себя. Они медлительны, нерешительны, речь спокойна, без эмоций, с невыразительной мимикой. Неохотно переключаются с одного дела на другое и также неохотно приспосабливаются к новой обстановке.

Флегматика трудно рассмешить, разгневать или опечалить. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Медленный, в сравнении с другими типами темперамента, темп движения и речи. Внимание сосредотачивает как бы не сразу и с трудом переключает его.

Несмотря на кажущуюся медлительность и невыразительные движения, работоспособен, энергичен, отличается терпеливостью и выдержанностью, самообладанием, хотя его не назовешь находчивым (но это следствие низкой скорости переключения психических процессов, а не отсутствия интеллекта).

Обычно спокойные и невозмутимые, уравновешенные и терпеливые, выносливые и целеустремленные, с развитым чувством ответственности, настойчивые и упорные труженики, они способны к длительной напряженной работе. Сильно привязываются к своей работе. Серьезно относятся к принятию решений. Любят во всем порядок.

В социуме флегматик на все реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Правда, за кажущимся равнодушием может стоять такой «шквал» эмоций, что мало не покажется. Предпочитает поддерживать контакты с узким кругом хорошо знакомых людей.

4 стр., 1854 слов

Формирование читательской деятельности у учащихся с интеллектуальной ...

... деятельности учащихся. Однако усилия педагогов должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа ... направления и формы педагогической работы по формированию читательской деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Объект исследования: читательская деятельность детей с интеллектуальной ...

Говорят флегматики в основном по делу, не любят пустословия. Предприимчивы, однако, нередко долго колеблются, принимая решение. Прежде чем действовать, подумают о возможных помехах, о том, как их преодолеть.

Не надо забывать, что при терпеливости и постоянстве флегматики способны на мощные взрывы, если их терпение длительное время и несправедливо эксплуатируется. Бушующего флегматика очень трудно успокоить, поэтому старайтесь не доводить отношения с ним до конфликта.

При неблагоприятных условиях жизни может развиться пассивный образ жизни, вялость, и равнодушие ко всему окружающему.

В зависимости от среды и воспитания из них могут вырасти и большие лентяи, и целеустремленные борцы.

В дискуссиях флегматики незаменимы. В споре могут спокойно выслушать, но остаться при своем мнении, если их не сумели убедить в обратном. В то время как другие предлагают все новые варианты решений, флегматики спокойны, однако когда все устанут и зайдут в тупик, они могут произнести монолог, в котором учтут все позитивные моменты, возникшие в дискуссии, и предложат варианты решения, содержащие конструктивное начало, заложенное в каждой из имеющихся точек зрения.

Флегматики незаменимы в стрессовых ситуациях. Когда другие поддаются панике или отчаянию, флегматики способны неторопливо и без паники проанализировать ситуацию и выбрать правильную стратегию поведения.

Флегматик — самая спокойная и устойчивая натура, у которой активность и эмоциональность с равной силой стремятся к нулю. Он прагматичен и терпелив, расчетлив и осторожен.

С подчиненными флегматиками необходимо всегда держать активный контакт, привлекать их к деятельности, заинтересовывать. Поощрять их инициативу.

Флегматики хорошо работают в спокойной обстановке, если труд монотонный. Они редко проявляют инициативу. При выполнении работы, чаще всего воспроизводят старые, хорошо знакомые способы решения задач.

При изменении условий труда и работы у флегматиков резко снижается производительность труда. При ограничении времени на работу, не достигают успеха. Но при всем этом их нельзя обвинять в медлительности, нельзя подгонять в работе. Поэтому взаимодействие с ними требует терпения и выдержки.

Совершенно естественно, что если сотрудника – флегматика ругать за медлительное поведение и наказывать за это, он начнет чувствовать себя ущербным и верить, что неспособен к деятельности. При принуждении такие люди начинают верить, что они хуже всех справляются с заданием. Вся деятельность превращается в безрадостную обязанность, причиняющую постоянные страдания.

Флегматичный сотрудник способен работать на фоне высокой усталости, не снижая интенсивности работы. Самый приемлемый стиль работы для него это тщательный отбор информации и ее систематизация.

Флегматики предпочитают находиться в одиночестве: когда никто не мешает им думать, не торопит, не отвлекает, в одиночестве они освобождаются от отрицательных эмоций, которые вызывают люди, не считающиеся с особенностями его темперамента.

Флегматики – сотрудники чаще всего консерваторы. Они стремятся сохранить сложившийся стиль и условия жизни, не склонны к переменам.

Задания флегматику нужно давать заранее, чтобы он мог, как следует все обдумать. Вовлекайте его и в другие активные действия, не забывайте хвалить и подчеркивать достоинства. Уверенность в том, что он лучший, активизирует его.

Флегматику необходимо давать распоряжения точно и лаконично. Но, лучше всего, общаться с ним в письменном виде. Если же задание формулируется устно, необходительно подробно и неоднократно проговорить его с подчиненным — флегматиком, поскольку понимание и освоение нового материала и новой информации у него замедленные, но зато глубокие и основательные.

Флегматик плохо приспосабливается и ориентируется в новой обстановке. Здесь нужно ему помочь. Четко расписав все его действия.

Принимать от флегматика доклады и рапорты тоже лучше в письменном виде. Своими неторопливыми объяснениями флегматик отнимет у вас массу времени. Не стоит поручать флегматику и различного рода публичные выступления. Даже на небольших совещаниях флегматику лучше воздержаться от доклада.

Флегматику трудно договариваться с людьми, принимать решения. Флегматики почти никогда не проявляют инициативу. Работать с людьми флегматикам сложно. Зато им по силам монотонная будничная работа.

Флегматики — это стабильность фирмы, ее прочность и непотопляемость. Они хорошие исполнители, но почти никогда не занимают административных должностей. Особых успехов флегматики добиваются в единоличных разработках.

Внимание учителя должны привлекать и ученики флегмати­ческого темперамента, которым обычно, к сожалению, не уделя­ется достаточного внимания — они спокойны, никому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объек­том специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе

 

Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности при­менительно к особенностям типа нервной системы (темперамента) воспитанника. Обучение и воспитание должны не менять темпе­рамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны, имея целью создавать на основе данного темперамента ценные черты личности. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятель­ность каждого школьника, чтобы постепенно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают ребенку в учебной работе и поведении.

Какова же должна быть стратегия воспитателя в отношении школьников различного темперамента?

У школьников-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно, мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, системати­чески воспитывать у ребят сдержанность в поведении и отноше­ниях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хоро­шего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик нередко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только усилит его возбуждение. На хо­лерика лучше действует подчеркнутый спокойный, тихий голос.

Что касается учащихся-меланхоликов, то, воздействуя на таких учащихся, проводя с ними воспитательную работу, всегда следует помнить, что в основе меланхолического темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействий люди с такой нервной системой не переносят. Мягкость, тактич­ность, чуткость и доброжелательность в отношениях с детьми-меланхоликами особенно необходимы: чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким школьникам еще больше затормаживают их, снижают работоспособность.

Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возможность больше дей­ствовать и проявлять активность. Но следует соблюдать посте­пенность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. На уроке учащихся надо чаще спра­шивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадри­вание.

У детей меланхолического темперамента необходимо разви­вать общительность, через общественную деятельность посте­пенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной рабо­те воспитывать коллективистские чувства, чувства дружбы и товарищества.

Люди меланхолического темперамента, как указывалось, с трудом привыкают к новой обстановке, к новым условиям, к но­вой деятельности, избегают всего нового. Эти свойства слабого типа нервной системы учителю следует особенно помнить при работе с учащимися I класса.

Вот, например, первоклассник Алеша Д. с первых дней за­нятий в школе обращал на себя внимание ярко выраженным меланхолическим темпераментом. Уже на первом уроке он громко плакал: «Мне себя и маму жалко». Несколько раз пытался бе­жать из школы и в последующие дни с трудом привыкал к новой обстановке, избегал товарищей, держался замкнуто, ни с кем не разговаривал. Мальчик с большим трудом выдерживал учебную работу в течение урока, быстро утомлялся. Учительница настойчиво развивала у Алеши активность, постепенно приучала его преодолевать трудности, внушала веру в свои силы. Вскоре мальчик научился выполнять учебную работу совершенно само­стоятельно. Постепенно у него появились и друзья в классе.

Внимание учителя должны привлекать и ученики флегмати­ческого темперамента, которым обычно, к сожалению, не уделя­ется достаточного внимания — они спокойны, никому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объек­том специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

И наконец, у учащихся-сангвиников надо воспитывать усид­чивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.

Разумеется, большую роль в овладении своим темпераментом играет самовоспитание — сознательная установка школьника па искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.