Специфика деловой беседы

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра рекламы и социальной работы, психологии и педагогики

Контрольная работа

по курсу «Русский язык и культура речи»

Выполнил:

Студент гр. ЗГП – 08

Николаев А.О.

шифр: ЗГП – 08003

Проверил:

Ст. преподаватель

Ковалёва С.А.

Новокузнецк 2009

Практическая часть

  1. Опишите специфику проведения деловой беседы.

Деловая беседа – это вид делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. Поскольку деловая беседа – разговор преимущественно между двумя собеседниками, то ее участники могут и должны принимать во внимание особенности личности, мотивов, речи друг друга.

Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:

— дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;

— быстрое реагирование на высказывания партнеров, способствующее достижению поставленной цели;

— критическая оценка мнений, предложений, а также возражений партнеров;

13 стр., 6261 слов

Причины коммуникативных неудач в межкультурной деловой коммуникации ...

... между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.). Прямое деловое общение ... Исследования и разработки: изучены основные социокультурные особенности испанских деловых партнёров, а также факторов, влияющих ... способы репрезентации культуры в языке и речи; 2.рассмотреть специфику делового общения и её роль в межкультурной ...

— аналитический подход к учету и оценке субъективных и объективных факторов проблемы в комплексе;

— ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате критического разбора других точек зрения по данной проблеме;

— ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.

Основная цель беседы — достижение договоренности, согласованности в сюжетах делового общения, решение определенных профессиональных задач.

Деловой беседе присущи сознательная настройка на уровень собеседника, учет его полномочий и сферы ответственности, жизненного и профессионального опыта, особенностей его мышления и речи.

В отличие от переговоров, которые более четко структурированы и ведутся, как правило, между представителями разных организаций, деловая беседа происходит преимущественно между сотрудниками одной организации и носит личностно ориентированный характер.

По мнению специалиста в области деловой коммуникации П. Мицича, правильное проведение деловых бесед способствует повышению производительности труда на 2-20%.

Он дает следующие рекомендации по ведению деловых бесед:

— заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки;

— применять психологический прием периодического воздействия на собеседника, т. е. неблагоприятные моменты чередовать с благоприятными, а начинать и заканчивать беседу — положительными фразами;

— постоянно помнить о движущих мотивах собеседника — его ожидании, преимуществах, которых он добивается в ходе этой беседы, его позиции, его желании самоутвердиться, его чувстве справедливости, его самолюбии;

— избегать присутствия незаинтересованных лиц;

— никогда, ни в какой ситуации не проявлять грубость;

— облегчать собеседнику положительный ответ;

— не задавать вопросы, на которые собеседник может ответить отрицательно;

— фундаментально объяснять свою позицию в каждом случае, когда собеседник с ней не соглашается;

21 стр., 10171 слов

Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии

... слепые стар­шеклассники не умеют вести диалог, слушать своего собеседника. Они охотно вступают в диалог, высказывают свое мнение, ... ­щие дидактические средства. В связи с этим возникает проблема, свя­занная с дифференциацией и индивидуализацией обучения и ... труду в социальном плане и поставило перед тифлопедагогами проблему разработки социально-психологической реабилитации, что требует изучения и ...

— никогда не проявлять пренебрежения;

— избегать пустой риторики;

— отказываться от ведения шаблонных бесед;

— не отклоняться от предмета беседы;

— выражать свои мысли убедительно и в оптимистической манере. [2, с.75]

Каждая из этих рекомендаций подразумевает ряд действий. Например, при составлении плана беседы целесообразно продумать следующие вопросы:

— повод беседы, ее тема и основная цель;

— конкретные задачи, относящиеся к предмету обсуждения;

— профессиональный уровень и психологические особенности собеседника;

— действия, которые нужно предпринять, чтобы добиться цели;

— аргументы, возражения, противоположные интересы, с которыми, возможно, придется столкнуться;

— способы преодоления противостояния;

— преимущества (или, наоборот, негативные моменты), которые могут быть получены;

— различные варианты решения проблемы в зависимости от ожидаемой реакции собеседника (согласие, отрицание, предубеждение и т. д.).

Поскольку одним из основных условий диалогового общения, как уже отмечалось, является некоторый разрыв в знаниях и связанное с ним требование информативности, следует продумать, как эти понятия будут реализовываться. В частности, существуют специальные коммуникативные приемы, способствующие восприятию информации:

— постановка вопросов об условиях, причинах возникновения проблем, возможных последствиях и выводах в целях стимулирования мышления партнеров;

— дословное или смысловое повторение важных аспектов излагаемого материала;

— подведение общих или отдельных итогов в результате коллективного обсуждения соответствующей проблемы;

— предвосхищение возможных возражений и их аргументированный анализ;

— оглашение названия темы при ее смене или изменении аспекта рассмотрения проблемы;

— использование разбивки (во-первых, во-вторых, в-третьих…) при перечислении ряда связанных с проблемой факторов. [2, с.77]

4 стр., 1990 слов

Экспериментальная работа по проблеме формирования эстетического ...

... констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, беседа, анкетирование. Названные методы позволили выявить современное состояние проблемы исследования, сделать выводы об ... кругозор ; 3) повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу эстетического воспитания дошкольников. В соответствии с выдвинутой ... они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. ...

Некоторые факторы мешают нормальному ходу диалога — это бестактное обрывание речи собеседника на полуслове; неоправданное лишение его возможности высказать свое мнение; игнорирование или высмеивание его аргументов; подтасовка фактов, необоснованные подозрения; голословные утверждения и т. д.

Проведение беседы предполагает наличие ряда обязательных этапов: подготовительный этап; начало беседы; обсуждение проблемы; принятие решения; завершение беседы.

Подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопросы ее целесообразности, условия и время ее проведения, подготовить необходимые материалы и документы. При выборе места проведения беседы полезно учесть следующие рекомендации специалистов. В своем кабинете вы будете чувствовать себя увереннее, если инициатива разговора исходит от вас. В кабинете своего собеседника вам будет легче решать вопросы, по которым вы занимаете объективно более выгодную позицию. Если необходимо выработать совместное решение, программу совместных действий, имеет смысл назначить встречу «на нейтральной территории», где ни одна из сторон не будет иметь преимуществ.

Начало беседы. Задачи, которые решаются в начале беседы, связаны прежде всего с установлением контакта с собеседником, созданием атмосферы взаимопонимания, пробуждением интереса к разговору. Именно от первых фраз каждого участника встречи зависит их дальнейшее отношение к предмету разговора и своему собеседнику как личности. Использование этих методов эффективно в начале беседы:

— метод снятия напряженности: использование теплых слов, личного обращения, комплиментов, шутки для установления более тесного контакта с собеседником;

— метод «зацепки»: использование какого-либо события, сравнения, личного впечатления, анекдота или необычного вопроса, позволяющих образно представить суть проблемы, обсуждению которой должна быть посвящена беседа;

— метод стимулирования игры воображения: постановка в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны рассматриваться в ходе беседы;

— метод «прямого подхода»: непосредственный переход к делу без какого-либо обсуждения — краткое сообщение о причинах, по которым назначена беседа, и быстрый переход к конкретному вопросу.

10 стр., 4761 слов

Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе

... и классных арт-студий. [14 с.210-211] Разнообразие форм воспитательной работы Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении в клубах, любительских объединениях, ... выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение ...

Основная часть беседы нацелена на сбор и оценку информации по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов и целей собеседника; передачу запланированной информации. Успешному проведению этой фазы способствует владение техникой постановки вопросов, методами активного слушания и восприятия. Откровенной, конструктивно-критической атмосфере деловой беседы противоречат:

— бестактное обрывание на полуслове;

— неоправданное лишение собеседника возможности высказать свое мнение;

— навязывание мнения ведущего беседу;

— игнорирование или высмеивание аргументов собеседника;

— грубая реакция на высказывание партнерами противоположных точек зрения;

— подтасовка фактов;

— необоснованные подозрения, голословные утверждения, окрики за критику;

— давление на собеседника голосом, манерами.

Заключительная часть беседы служит своеобразной общей ее оценкой. Успешно завершить беседу — значит достичь заранее намеченных целей. Задачами этого этапа являются: достижение основной или запасной цели; обеспечение благоприятной атмосферы.

В качестве самостоятельных видов деловой беседы выделяют: собеседование при приеме на работу, собеседование при увольнении с работы, проблемные и дисциплинарные беседы.

Беседа при приеме на работу носит характер «приемного» интервью, основная цель которого оценить деловые качества поступающего на работу. Оно сводится к нескольким базовым вопросам и соответствующим ответам на них. Форма вопросов может варьироваться, но их содержание направлено на получение информации, которую можно сгруппировать в следующие блоки:

— что представляет собой человек, обратившийся с заявлением о приеме на работу;

— почему он ищет работу;

— каковы его сильные и слабые стороны;

— каковы его взгляды на эффективное руководство;

— что он считает наиболее весомыми своими достижениями;

— на какую зарплату он рассчитывает.

В свою очередь от соискателя также ожидают вопросов. Более того, по ним судят о таких его личностных качествах, как самообладание, целеустремленность, коммуникативный стиль и др. Поступающим на работу рекомендуется выяснить следующее:

6 стр., 2602 слов

Экспериментальное исследование использования методов психологического ...

... представления о жизненных кризисах. Данной проблемой обусловлен выбор темы курсовой работы «Особенности кризисов в развитии». Объект исследования: методы психологического консультирования в работе с детьми переживающими кризис . Предмет исследования: функции ...

— является ли рабочее место новым или вакантным?

— почему возникла необходимость кадрового обновления?

— причины увольнения или перехода на другую работу;

— кто принимает решение о назначении на должность?

— как примерно будет выглядеть рабочий день?

— в чем конкретно будут заключаться обязанности?

— как и кем будет оцениваться работа?

— возможности для обучения, роста, продвижения?

— дополнительные компенсации (обеды, транспорт, оплачиваемые дни)?

Беседа при увольнении с работы имеет две разновидности: ситуацию незапланированного, добровольного ухода сотрудника и ситуацию, когда работника приходится увольнять или сокращать.

В первом случае необходимо выявить истинную причину увольнения, его мотивы: вызвано оно неудовлетворенностью производственным процессом, невниманием, обидой, или какими-либо иными причинами. Для этого полезно задавать вопросы, связанные с содержанием, объемом, условиями выполнения работником производственных заданий, выяснением его оценки таких заданий и условий их выполнения.

По-другому протекают беседы с работником, которого приходится увольнять. Процедура увольнения по решению руководства крайне трудна для всех, кто принимает в ней участие. В специальной литературе она получила название «прощального разговора». Процедура опирается на знание специфики такого разговора и владение техникой его проведения. Так, прощальный разговор никогда не назначается перед выходными днями или праздниками. Его не следует проводить непосредственно на рабочем месте увольняемого или в помещении, где работает большое количество народа; он не должен продолжаться более 20 мин, так как работник, переживающий неприятное известие, не в состоянии внимательно слушать, обдумывать различные подробности, которые излагает ему руководитель. Если руководителю предстоит упрекать работника в нарушении дисциплины или говорить о других нарушениях, то он должен быть точным и корректным в изложении фактов и не дать увольняемому оснований сомневаться в справедливости высказанных упреков.

Проблемные и дисциплинарные беседы вызваны к жизни либо возникновением сбоев в деятельности сотрудника и необходимостью критической оценки его работы, либо фактами нарушения дисциплины.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ ...

В процессе подготовки проблемной беседы руководитель должен заранее ответить на вопросы о смысле, цели, результатах, средствах и методах решения проблемы, стремясь к тому, чтобы в ходе беседы подчиненный принял позицию руководства. При этом существуют некоторые правила, позволяющие избежать беседы в форме «разноса» и провести ее с конструктивными результатами. Для этого следует:

1) получить необходимые сведения о сотруднике и его работе;

2) построить беседу, соблюдая следующую очередность в сообщении информации: сообщение, содержащее положительную информацию о деятельности сотрудника; сообщение критического характера; сообщение похвально-поучительного характера;

З) быть конкретным и избегать неясностей;

4) критиковать выполнение задания, а не личность.

Соблюдение этих правил помогает создать положительный эмоциональный фон, который позволит провести неприятную часть разговора конструктивно, не вызывая ненужной враждебности со стороны сотрудника, не заставляя его занимать оборонительную позицию.

Таким образом, деловая беседа – самая распространенная форма делового общения. В самом общем виде под деловой беседой понимается осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы что-то в какой-нибудь ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.

2. Составьте на газетную, журнальную статью следующие виды конспекта: план-конспект, конспект-схема, текстуальный конспект.

Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки называется конспектом. Конспектом, написанным одним человеком, могут пользоваться другие – он универсален. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения. Другим, очень важным качеством конспекта является ясность и краткость. Конспект должен быть краток, но убедителен.

Конспекты составлены на статью: Делягин М. Это не кризис. Это депрессия. // Наш современник. — 2009. — №3. – с.187-191.

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН

директор Института проблем глобализации, д. э. н.

9 стр., 4284 слов

Лекция по теме «спрос и предложение»

... слишком мало или на них высокий спрос, то цена растет, в результате производство становится более прибыльным и его объемы ... располагаются потребности в самоактуализации ( в самореализации, творчестве, личностном росте). Сразу после опубликования пирамиды потребностей на ее автора был ... хозяйства и в современной России, и не только за счет личных подсобных хозяйств граждан: по сути, любой товар ...

ЭТО НЕ КРИЗИС. ЭТО ДЕПРЕССИЯ!

Довольно неспешно разворачивающийся в настоящее время в России «конец халявы» вполне понятен, прозрачен и прост. Его осмысление способ­но вызвать затруднения либо у профессиональных пропагандистов (ибо не вполне соотвётствует лозунгам «Россия поднимается с колен» и «инновационной модернизации»), либо у жертв реформы образования, утративших в ре­зультате плодотворной учебы в вузах способность воспринимать и сопостав­лять информацию.

Общая картина

Нынешний кризис принципиально отличается от 1998 года. Памятные большинству события десятилетней давности можно сравнить с мгновенным ударом — уже через месяц началось восстановление экономики. Нынешний — с длительным удушением, более напоминающим процессы начала 90-х годов.

Проблема в отсутствии источников роста — и не только в России, но и в мире. Исчерпанность обоих «моторов» развития США («экспорт нестабильности» и безвозвратная ипотека) означает сваливание мировой экономики в депрессию. Поэтому и российская экономика, лишь нарастившая за период реформ и особенно за 2000-е годы зависимость от экспорта сырья, выйдет из наиболее острых кризисных шоков (вроде 18 сентября, когда страна стоя­ла в 24 часах от штурма банков вкладчиками) не в рост, но в изнуряющую де­прессию. Последняя будет мучительной, но не слишком долгой: она вызовет «детонацию» наших внутренних проблем (незащищенность собственности, тотальный произвол монополий, формирование в регионах разных хозяйст­венных и общественных моделей, массовая бедность, утрата трудовой моти­вации, деградация инфраструктуры, человеческого капитала и государства) и сваливание страны в системный кризис — дестабилизацию всех значимых сфер общественной жизни.

Сжатие мирового спроса сокращает производства и резко уменьшает спрос на сырье, снижая не только цены на товары российского экспорта, но и потребность б них. Это означает сокращение практически всех производств, кроме удовлетворяющих первичные потребности (вроде основных и при этом простых в изготовлении видов продовольствия) и связанных с бережливостью (вроде ремонта одежды).

Российская экономика пройдет через несколько волн спада, которые бу­дут последовательно прокатываться по основной части отраслей. Первая вол­на, идущая сейчас, вызвана сжатием спекулятивных операций, удорожанием и сокращением кредитов, отказом от планов наращивания производства: за­мораживаются даже почти готовые стройки, увольняется персонал, нанятый под новые проекты. Сокращение доходов населения сокращает производство, ориентированное на продолжение роста этих доходов, — от автомобилес­троения до некоммерческих проектов, осуществлявшихся богатыми людьми «для души» (от ресторанов, где никто не обедал, магазинов, где никто не по­купал, и журналов, которые никто не читал, до общественных движений).

Поднимается вторая волна — из-за сокращения экспортных доходов.

На очереди третья волна — связанная с сокращением бюджетных дохо­дов. Аналитики учитывают лишь последствия падения цены на нефть и замед­ления роста до официально признаваемых 5,5%. На самом деле этот уровень недостижим: если в 2009 году удастся избежать спада, это уже будет феери­ческая удача. Сокращение доходов бюджета сократится и из-за снижения со­бираемости налогов.

Помимо описанных трёх волн, спрос будет постоянно «съедаться» растущей из-за монополизации инфляции.

Сокращение спроса в отсутствии действенной поддержки государства бу­дет «выкашивать» предприятия, а каждое сокращение производства означает дополнительное — и неравномерное по отраслям и регионам — сжатие спроса и новые банкротства, каждое из которых способствует новому сокращению производств.

Ситуация будет усугублена политикой Кудрина — Игнатьева, создавшей в стране искусственный дефицит денег за счет вывода государственных активов в банковские системы Запада. Из-за глобального финансового кризиса западные банки перестали давать нам в кредит наши же деньги — и это много­кратно усугубляет сжатие спроса, вызванное вползанием мировой экономики в депрессию.

В результате экономика уже начала, как в водоворот, затягиваться в спи­раль деградации, в которой вызванное сжатием спроса сокращение производства обусловливает новое сжатие и новый производственный спад. Именно так развивалась в США Великая Депрессия.

Единственный выход из нее, нащупанный Рузвельтом и обоснованный Кейнсом, — поддержание необходимого экономике уровня спроса за счет нара­щивания государственных расходов и рефинансирования экономики Централь­ным банком. Однако отсутствие финансового контроля (который политически невозможен, так как поневоле ограничит коррупцию — основу государственно­го строя, созданного в России в 2000-е годы) направит расходы государства не на поддержку экономики, а на спекулятивные рынки, в первую очередь — ва­лютный. Результат — ослабление рубля, что ускорит инфляцию (а следователь­но, и сжатие реального спроса) и усилит дезорганизацию экономики.

Ситуация будет усугублена энергичными действиями различных клептократических группировок, использующих кризис для захвата чужой собственности. Алчность и безграмотность не дадут им понять, что сегодняшние активы России не имеют ясной перспективы: захваченный завод не будет давать прибыль за счет наращивания производства в ходе импортозамещения, как в 1999-м и на­чале 2000-х годов, но столкнется с огромными трудностями со сбытом, как в начале 90-х. В результате передел собственности дезорганизует экономику не только сам по себе, но и в силу того, что значительная часть активов будет за­хватываться у менеджеров, приобретших за последние годы навыки управления коррумпированными чиновниками, даже не задумывающимися о необходимо­сти управлять собственностью и способными лишь разворовывать ее. Они ду­мают, что захватывают будущее богатство, — а сами захватывают будущие про­блемы. Но работающим на захватываемых предприятиях от этого не легче.

Социальные последствия

«Средний класс» размывается с прошлой осени, когда вызванная моно­польными злоупотреблениями и удорожанием кредита инфляция вышла из-под контроля правительства. Так, по данным центра Левады, в октябре 2008,года 8% населения испытывала нехватку денег на покупку еды (то есть были нищими), а еще 77% испытывали нехватку денег на покупку простой бы­товой техники (то есть были бедными).

Доля же россиян с уровнем потребле­ния среднего класса (испытывающих нехватку денег для покупки автомобиля, но не простой бытовой техники) сократилась с октября 2007. по октябрь 2008 года с 17 до 15%.

Поданным маркетологов, включающих в категорию лиц с уровнем потребления среднего класса тех, кому оно доступно лишь на основе потреби­тельского кредитования, доля этой категории в общей численности населения России сократилась с мая 2007 по май 2008 года с 25 до 18%.

В первой половине 2008 года, еще до перехода кризиса в острую фазу, реальные доходы населения, по официальной статистике, снизились в 6 ре­гионах России, в том числе и в Москве.

Даже в структурах, которые выстоят в кризисе, вероятно снижение доходов работников — как в виде прямого сокращения выплат в связи с кризисной ситуацией, так и неявного урезания соцпакетов, льгот и бонусов. Ухудшение экономического климата ударит по деловой активности в целом; что сократит возможности дополнительных заработков, пока ещё весьма широких в крупных городах.

В этих условиях неизбежно обострение сепаратистских тенденций, при­чем не только, в национальных республиках (Северного Кавказа, в Татарии, Башкирии, Якутии и Тыве), но и в Сибири, в первую очередь, на юге Запад­ной Сибири.

Важный фактор — психологическая неустойчивость относительно молодой (до 35 лет) части современных работников, не имеющей опыта падения в кри­зис либо уже забывшей его (так как молодежь психологически легче перено­сит увольнение и быстрее находит работу).

«Непадавшее поколение», не имея опыта выживания во внезапно ухудшившихся и кажущихся беспросветными условиях, будет впадать в отчаяние, цепенеть и спиваться так же, как 40-50-летние мужчины — в начале 90-х годов.

Рассмотрим коротко последствия кризиса для основных социальных страт нашего общества.

Пенсионеры и бюджетники: опережающий рост цен

При любых обстоятельствах государству придётся выполнять обязательст­ва, взятые по повышению пенсий и зарплат бюджетников. Однако рост цен бу­дет гарантированно «съедать» скудные прибавки; при этом быстрее всего бу­дет дорожать именно то, отчего нельзя отказаться — услуги ЖКХ и лекарства.

Социальные льготы, предоставляемые за счет региональных и местных бюджетов, будут хаотично и судорожно свертываться, — по мере того, как ос­новная часть этих бюджетов будет сталкиваться с сокращением доходной ча­сти в условиях отказа федерального центра от соответствующего увеличения масштабов помощи.

В ряде случаев сокращение льгот будет делать жизнь невыносимой; так, отмена транспортных льгот уже вызвала в Барнауле многочасовые перекрытия пенсионерами центральной части города, причем ни мэр, ни губернатор, ни милиция не предпринимали попыток разогнать пенсионеров, — вероятно, по­нимая в глубине души их правоту.

«Офисный планктон»: расставание с детством

Первый удар кризиса уже пришелся по компаниям, связанным с финан­совым рынком, многочисленными некоммерческими проектами, компания­ми, ориентировавшимися на рост спроса. Так, некоторые медиа-холдинги еще в сентябре уволили две трети своих сотрудников.

Под ударом оказались также компании, не имеющие собственных активов и живущие за счет постоянного перекредитования (прежде всего, торговые сети, риэлтерские компании, часть агро- и транспортного бизнеса, особенно авиаперевозок).

В первую очередь, сокращается непомерно раздутый персонал, обслужи­вающий производственный процесс: управленцы и рекламщики. На рынке труда уже появились феерические предложения — например, многолетний уп­равляющий делами авиакомпании (понятно, что маленькой), согласный идти работать офис-менеджером за 25 тыс. рублей!

Теряющие работу офисные работники в основном сосредоточены в круп­ных городах, где смогут найти себе новые места, — но значительно худшие по условиям и намного хуже оплачиваемые. Они не лишатся средств к существо­ванию совсем, но их концентрация в центрах деловой активности весьма су­щественно ухудшит самочувствие общества. Части из них придется перестать быть «белыми воротничками» и в лучшем случае начать «бомбить» на своих машинах, а в худшем — бороться с гастарбайтерами за места дворников.

Основная часть офисных работников имеет сбережения, которые позволят им протянуть некоторое время и первоначально будет пытаться сохранить прежний уровень текущего потребления. Однако отсутствие перспектив будет вынуждать их все жестче и все безысходней экономить на текущем потреблении.

Ключевая проблема этой категории людей, помимо резкого падения со­циального статуса, — огромные потребительские кредиты под существенные проценты, бездумно набранные в последние годы на самые мелкие и нелепые цели. Не просто потеря работы, не просто сокращение доходов, но даже простой рост расходов из-за увеличения цен резко усиливает гнёт регулярных выплат и непропорционально сильно сжимает текущее потребление.

При этом психику офисных работников в наибольшей степени подтачива­ют разнообразные страхи, естественные в условиях кризиса: от потери рабо­ты до банкротства банка, в котором лежат сбережения.

Рабочие: безысходность

Рост стоимости кредита до 21— 23% лишает возможности развития и даже поддержания производства, так как, в отличие от середины 90-х, подобная рентабельность (с учетом коррупции) является непосильной для основной массы производителей. Без кредита средний бизнес, не могущий рассчиты­вать на государственные деньги, обречен на закрытие; с кредитом — на бан­кротство или, в лучшем случае, длительную долговую кабалу, лишающую его всяких надежд на развитие.

Сокращение производства означает рост безработицы. Уже сейчас по всей стране под крики официальной пропаганды о недопустимости «разжигания па­ники» предприятия переводятся на четырёх, а то и трёхдневную рабочую не­делю. Непрерывные производства (например, коксохимические комбинаты) предельно растягивают технологический цикл, чтобы сократить выпуск поте­рявшей спрос продукции. Ужесточение ценовой конкуренции заставляет ра­ботодателей сокращать издержки, в первую очередь — зарплату бесправных рабочих (стоит напомнить, что Трудовой кодекс лишает их даже права прово­дить забастовки без предварительного согласия работодателя).

В целом ряде случаев сокращаемые рабочие, несмотря на сохраняющуюся общую нехватку рабочих рук, гарантированно не смогут найти новую работу и практически лишаются средств к существованию. Это касается, в первую очередь, даже не гастарбайтеров (массового увольнения которых и, соответственно, разгула преступности пока удается избежать за счёт огром­ной и расточительной поддержки строительного комплекса), а занятых на гра­дообразующих предприятиях.

Так, ОАО «Новатэк», добывающее газ в Ямало-Ненецком округе, объявило о 20% сокращении занятых к середине 2009 года, причем в отдельных дочер­них предприятиях (например, «Таркосаленефтегаз» ), сокращение достигнет 50%. В условиях Крайнего Севера люди не смогут найти себе другую работу, не смогут уехать (зарплата рабочего при северных ценах не позволяет делать значимых накоплений) и, соответственно, будут лишены средств к существова­нию. Помимо прочего, это означает отключение тепла и света за неуплату и вы­брасывание значительной части их семей на улицу уже следующей зимой.

Крестьяне: к натуральному хозяйству

Огромный урожай опять стал бедствием: государство, подыгрывая спеку­лянтам, не препятствует падению цен на зерно до уровня, не позволяющего вернуть кредиты. Соответственно, крестьянские хозяйства оказываются на грани разорения; при этом перекупщики, привыкшие жить за счет перекреди­тования, из-за удорожания и сокращения кредитов также не могут скупить зерно, хотя бы для того, чтобы оно не испортилось вне элеваторов.

Животноводство в значительной степени также не может вернуть креди­ты, даже несмотря на обещанное сдерживание импорта (производственные проекты финансировались рядом последовательно получаемых и возвращае­мых кредитов; прекращение или удорожание кредитования не дает вернуть промежуточные кредиты, сжатие спроса — завершающие).

Результат — резкое замедление роста сельхозпроизводства в целом из-за переориентации части хозяйств на обеспечение нужд своих работников, то есть, по сути дела, возврата к натуральному хозяйству.

Малый и средний бизнес: «из-под глыб»

В начале 90-х годов колоссальное социальное напряжение снималось за счет массового и практически полностью свободного развития малого бизне­са. Однако сегодня малый бизнес раздавлен административным, а часто и коррупционным контролем бюрократии и потому не способен адаптировать значимую часть высвобождающегося населения.

Тем не менее, он наиболее устойчив в кризисе — с одной стороны, из-за максимально интенсивной эксплуатации (в том числе самоэксплуатации), не­капиталоемкости, оборачивающейся гибкостью, с другой, из-за малой доступ­ности кредитов, оборачивающейся относительным финансовым здоровьем.

Малый и средний бизнес жестоко страдают из-за неплатежеспособности банков (ибо их средства, в отличие от депозитов населения, не застрахованы и уже «горят»).

Однако свертывание перекредитованного федерального биз­неса открывает для них качественно новые возможности — и не только в тор­говле (хотя, в первую очередь, в ней), — но и во многих других сферах.

* * *

В целом обозримые социальные последствия развертывающегося в Рос­сии социально-экономического кризиса вызывают в памяти не 1998 год, но рубеж 80-90-х годов. Мы находимся лишь в начале грандиозных и крайне бо­лезненных социальных катаклизмов, вызванных не столько объективными об­стоятельствами, сколько неэффективностью государств.

План-конспект получается с помощью предварительно сделанного плана. Каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта. Там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. План-конспект должен быть строен, ясен и короток. Являясь сжатым пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных видов конспекта.

План-конспект

Общая картина. Кризис как длительное ухудшение. Отсутствие источников роста. Сокращение доходов населения. Выход – поддержание уровня спроса за счет наращивания государственных расходов, рефинансирование экономики Центральным банком.

Социальные последствия. Размывание среднего класса. Сокращение всех выплат, урезание соцпакетов. Обострение сепаратистских тенденций. Психологическая неустойчивость молодежи. Пенсионеры и бюджетники – опережающий рост цен.

Проблемы офисных работников. Компании, связанные с финансовым рынком, терпят первый удар: сокращение персонала, проблема кредитов.

Рабочие: безысходность. Рост стоимости кредита, сокращение производства, безработица.

Крестьяне: к натуральному хозяйству. Падение цен на зерно. Невозможность вернуть кредиты.

Малый и средний бизнес наиболее устойчив в кризисе: максимально интенсивная эксплуатация, гибкость, малодоступность кредитов.

Конспект-схема

Кризис как длительное ухудшение. Отсутствие источников роста в России и за рубежом. Детонация внутренних проблем. Сжатие мирового спроса, сокращение производства, снижение цен на российский экспорт.

Поиски выхода из ситуации. Поддержание уровня спроса. Наращивание государственных расходов. Рефинансирование экономики.

Социальные последствия: сокращение среднего класса, снижение доходов.

Компании, связанные с финансовым рынком: сокращение рабочих мест, кредиты.

Рабочие: сокращение производства, безработица.

Крестьяне: падение цен на зерно, невозможность погашения кредитов. Возвращение к натуральному хозяйству.

Малый и средний бизнес как наиболее устойчивый к кризисе. Интенсивная эксплуатация, гибкость.

Текстуальный конспект – источник дословных высказываний автора, приводимых им фактов. Он целесообразен при изучении материалов для сравнительного анализа.

Текстуальный конспект

Проблема нынешнего кризиса, считает М.Делягин, автор статьи «Это не кризис. Это депрессия» (Наш современник, 2009, №3, с.187-191) — отсутствие источников роста. Сжатие мирового спроса сокращает производство и резко уменьшает спрос на сырье. Сокращение спроса при отсутствии действенной поддержки государства вызывает банкротства, каждое из которых вызывает новое сокращение производства.

Единственный выход, — считает автор, «поддержание необходимого экономике уровня спроса за счет наращивания государственных расходов и рефинансирования экономики Центральным банком» [Делягин М. Это не кризис. Это депрессия. // «Наш современник» – 2009 — №3 – с. 188] .

По данным маркетологов, доля среднего класса России сократилась с мая 2007 по май 2008 года с 5 до 18%. Неизбежно обострение сепаратистских тенденций. Имеет значение психологическая неустойчивость молодых работников.

Социальные льготы будут хаотично свертываться, жизнь пенсионеров и бюджетников станет невыносимой, считает автор.

Первый удар кризиса понесли компании, связанные с финансовым рынком. Сокращается персонал, освобожденные работники не могут найти работу. Большая проблема – невозможность погасить кредиты.

Сокращение производства означает рост безработицы. Ценовая конкуренция приводит к сокращению зарплаты бесправных рабочих.

«Государство не препятствует падению цен на зерно, крестьянские хозяйства оказываются на грани разорения», — пишет Делягин [Там же, с.190]. Результат – возврат к натуральному хозяйству, — таково мнение автора.

Наиболее устойчив в кризисе малый и средний бизнес, считает М.Делягин. Он некапитолоемок, гибок, мало зависим от кредитов.

«Мы находимся лишь в начале грандиозных и крайне болезненных социальных катаклизмов», — заканчивает автор. [Там же, с. 191]

3. Определите функционально-стилевую принадлежность данного текста, его подстиль. Обоснуйте свой ответ, перечислив стилевые черты, нашедшие отражение в данном тексте, и языковые средства, указывающие на конкретный стиль. Каким функционально-смысловым типом текста является этот текст? Приведите доказательства вашей точки зрения.

Кросскультурный подход является наиболее актуальным, на наш взгляд, в освещении проблем лингвистики на современном этапе как общая методологическая предпосылка антропологической системы знания. Он предполагает толерантность всех этнических менталитетов и их языковых систем. Именно поэтому как никогда толерантность языковых парадигм является наиболее актуальной в антропоцентрической научной картине мира. И только кросскультурность, понимаемая как взаимопроникновение языковых миров и культур, совмещение общего и различного, является единственно верным подходом в обучении языкам.

Термин «кросскультурность» пришел к нам в 19 веке и означает в переводе с английского языка «пересечение». Прошло много времени, прежде чем он был востребован в американской философии, затем психологии.

Кросскультурные тенденции в развитии философии не означают конкретизации какой-либо определенной культуры, поскольку в методологическом отношении кросскультурный подход исключает преобладающую роль какой-либо системы понятий, развивая идеи П. Рикера об этико-мифической основе культуры (Рикер, 2000).

Следовательно, с кросс культурных позиций современная ситуация в мире рассматривается герменевтически, как новый способ диалога культур, религий и идеологий. Приверженцы современной интеркультурной философии стремятся к достижению оснований, способствующих коммуникации с «другим» и принимают герменевтический подход, предполагающий как на индивидуальном, так и на культурном уровне отказ от абсолютизации любой культуры (включая собственную), утверждая, напротив, сферу взаимодействия и противодействия, что открывает перспективы развития философии в будущем, а также, с нашей точки зрения, является наиболее перспективным подходом с точки зрения современной российской действительности вообще и с точки зрения формирования кросскультурной парадигмы личности россиянина в частности. Однако данная область исследования представляется новой и не достаточно разработанной, поскольку в этой сфере знания еще не достигнуто согласие относительно теоретического основания, способного служить четким ориентиром в решении сложных герменевтических и методологических вопросов. Таким образом, кросскультурность и интеркультурность в философии — это действительно полифонический процесс, стремящийся к гармонии различных «голосов», но с постоянным противопоставлением позиций и стремлением понять чужое мнение.

Данный текст принадлежит научному стилю. Научный стиль реализуется преимущественно в письменной речи. Основными чертами научного стиля являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот стиль. Для этого стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики. Все эти признаки есть в данном тексте.

В последнее время в этом функциональном стиле большое место занимает международная терминология. В данном тексте это слова: кросскультурные, герменевтика, интеркультерные, толерантность и др. Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что нейтральные слова употребляются преимущественно в одном значении. Например, глагол «является» имеет несколько значений, но употребляется в тексте дважды только в одном «стать, оказаться».

В научном стиле по сравнению с другими стилями наблюдается более широкое использование абстрактной лексики: парадигма, тенденции. Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью: синонимы почти не используются, а многократно повторяются одни и те же. Так термин «кросскультурность» употребляется в отрывке восемь раз.

В научном функциональном стиле отсутствует лексика с просторечной разговорной окраской. Этому стилю не свойственна оценочность. В текстах научного стиля приводятся строгие определения рассматриваемых понятий и явлений, каждое предложение логически связано с предшествующей информацией, пример:

Кросскультурный подход является наиболее актуальным, на наш взгляд, в освещении проблем лингвистики на современном этапе как общая методологическая предпосылка антропологической системы знания. Он предполагает толерантность всех этнических менталитетов и их языковых систем. Именно поэтому как никогда толерантность языковых парадигм является наиболее актуальной в антропоцентрической научной картине мира.

В научном стиле речи максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации. Вместо первого лица используются безличностные конструкции: понимаемая, востребован, означают.

В научной речи активно используются сложные предложения, вводные слова и словосочетания, причастные и деепричастные обороты:

И только кросскультурность, понимаемая как взаимопроникновение языковых миров и культур, совмещение общего и различного, является единственно верным подходом в обучении языкам.

К функционально-смысловым типам речи относятся: описание, повествование, рассуждение. Рассматриваемый текст – это рассуждение. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития какой-либо мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания. Данный тип речи связан с наличием абстрактной лексики, связанной с отображением мира суждений, большим количеством сложных предложений. Оно содержит точно сформулированную основную мысль, умозаключение, вывод. Все это характерно для нашего текста.

Литература

1.Делягин М. Это не кризис. Это депрессия. // Наш современник. – 2009. — №3. – с. 188] .

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М. :ИНФРА, 2007. – 240 с.

3. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2005. – 413 с.