Лекция по теме «спрос и предложение»

13

Вопросы:

Введение в тему.

1. Спрос и его детерминанты.

2. Предложение и его детерминанты.

3. Рыночное равновесие.

4. Эластичность спроса и предложения.

5. Поведение потребителей.

Введение.

Каждый индивид имеет потребности, которые можно охарактеризовать как нужду в чем-либо. Потребности индивидов имеют иерархию, которая выражена в пирамиде Абрахама Маслоу. Первый (нижний) этаж пирамиды А. Маслоу занимают биологические потребности, к которым относят физиологические потребности, потребность в гарантированном удовлетворении физиологических потребностей в будущем и потребность в безопасности.

Второй уровень или этаж пирамиды занимают социально-психологические потребности. Они бывают внутренними и внешними. К внутренним социально-психологическим потребностям относятся: потребность в свободе, самоуважении и уверенности в себе. К внешним социально-психологическим потребностям относятся: потребность в общении, дружбе, любви, социальном статусе, в лидерстве, престиже, На границе между первым и вторым «этажами» пирамиды находятся потребность в отдыхе и активности (скорее, по способу их удовлетворения).

На третьем, верхнем «этаже» пирамиды располагаются потребности в самоактуализации ( в самореализации, творчестве, личностном росте).

Сразу после опубликования пирамиды потребностей на ее автора был направлен шквал критики. Его критики приводили множество примеров того, что у многих людей пирамида построена по другому принципу. Как, например, оценить пирамиду у человека, который, пренебрегая своими базовыми (биологическими) потребностями, бросается в реку спасать ребенка? Или у ученого, который живет на хлебе и воде, лишь бы не отрываться от решения научных задач? Под напором критики А. Маслоу пришлось признать, что, по сути, у каждого человека «этажи» пирамиды могут располагаться по-разному: у одного биологические потребности на первом, у другого – на втором, у третьего – на третьем «этаже» пирамиды и т.д..

Существует три пути удовлетворения потребностей индивидов:

  1. Натуральное хозяйство. *Натуральное хозяйство – это такой вид хозяйства, в условиях которого каждое домашнее хозяйство производит для себя все необходимое самостоятельно. Обмен с другими домашними хозяйствами или слабо выражен, или отсутствует. Специалисты по экономической истории часто полагают, что натуральное хозяйство – это дело далекого прошлого. На самом деле вкрапления натурального хозяйства встречаются до сих пор. Так, по оценкам экспертов, в СССР от трети до 60% потребностей населения удовлетворялось при помощи натурального хозяйства, в том числе за счет подсобных хозяйств предприятий и за счет личных дач или мичуринских участков. Относительно высока доля натурального хозяйства и в современной России, и не только за счет личных подсобных хозяйств граждан: по сути, любой товар или услуга, которые могли бы быть куплены/оказаны другим субъектом за плату, но произведены самим субъектом – есть вкрапление натурального хозяйства (сделанный самой себе маникюр, самостоятельная уборка квартиры, стрижка своих домочадцев и т.п.).
  2. Товарное хозяйство. *Товарное хозяйство— — хозяйство, основанное на разделении труда, специализации на производстве той или иной продукции, которая предусматривает обмен товарами – результатами труда — при помощи денег.

    4 стр., 1604 слов

    Пирамида потребностей маслоу

    ... по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу». [III.2)] IV.Иерархия потребностей Итак, «Пирамида Маслоу» говорит нам о наличии семи видов жизненных приоритетов человека (в ...

    В товарном хозяйстве преобладает рыночная форма связей.

  3. «Плановое» хозяйство (в кавычки его название взято потому, что плановость отражает только одну из внешних сторон этого вида хозяйства, правильнее было бы его называть закрытой экономикой1).*«Плановое» хозяйство– вид хозяйства, основанный на централизованном (на государственном уровне) планировании производства. В отличие от общепринятого мнения, идею о плановом хозяйстве выдвинули вовсе не К. Маркс или Ф. Энгельс, а немецкий экономист Карл Родбертус, которого Маркс и Энгельс жестко критиковали. Вот что писал Ф. Энгельс по поводу его идеи: «…но какие у нас гарантии, что каждый продукт будет производиться в необходимом количестве, а не в большем, что мы не будем нуждаться в хлебе и мясе, задыхаясь под грудами свекловичного сахара и утопая в картофельной водке, или что мы не будем испытывать недостатка в брюках, чтобы прикрыть свою наготу, среди миллионов пуговиц для брюк?» В СССР был произведен социально-экономический «эксперимент» всецело в духе К. Родбертуса, и сценарий развивался как раз по описанию Ф. Энгельса: сначала одних товаров был дефицит, других избыток, а закончилось все всеобщим дефицитом товаров в конце 1980-х годов, когда из-за пустых прилавков магазинов было страшно заходить в магазины.

С чем же связана неэффективность «планового» хозяйства? Она обусловлена целым рядом причин:

— невозможностью распланировать объемы производства всех товарных групп2в условиях постоянно меняющихся потребностей,

— связи между производителями и потребителями в условиях «планового» хозяйства разрушены – заказ предприятиям делало государство, а не сами потребители, соответственно, цены тоже устанавливались государством, следовательно, если товаров не хватало, или их было в избытке, производитель этого узнать не мог, тогда как в товарном хозяйстве цена служит естественным регулятором объема производства (например, если товара произведено слишком много или спрос на него невелик, то цена на него падает, и производителю становится невыгодным производить много товара, и наоборот, если товаров слишком мало или на них высокий спрос, то цена растет, в результате производство становится более прибыльным и его объемы растут; в условиях же установления цен и объема производства государством производитель даже не узнает, раскупаются ли его товары потребителем и, соответственно, не сможет отреагировать на повысившийся или понизившийся спрос).

3 стр., 1208 слов

Теория потребностей Маслоу

... А.Маслоу и уязвимость теории Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру: § Физиологические потребности; § Потребность в безопасности и защищенности; § Социальные потребности; § Потребность в уважении § Потребность в самореализации; Потребности образуют пять уровней, каждый ...

В современном обществе никто не может удовлетворить свои потребности самостоятельно, в отрыве от других экономических субъектов, да и «плановое» хозяйство доказало свою неэффективность, поэтому в настоящий момент потребности наиболее эффективно удовлетворяются при помощи товарного хозяйства.

Теперь рассмотрим, что такое рынок. Прошу вас не путать рынок с экономическим институтами (магазинами, киосками, ларьками, базаром – это все формы институциализации рыночной формы связей).

*Рынок в широком смысле– это вид связей между экономическими субъектами, основанный на купле-продаже товаров и услуг, как правило, опосредованный деньгами.

Рынок в узком смысле– это связи и отношения между экономическими субъектами, складывающиеся по поводу актов купли-продажи товаров и услуг.

Рынков в узком смысле слова много – по сути, сколько видов товаров и услуг, столько и рынков. Все товарные рынки образуют единый национальный рынок. Основное отношение, которое складывается в процессе осуществления рыночной формы связей – это отношения обмена или купли-продажи.

Национальные рынки, в зависимости от того, насколько они соответствуют критериям зрелости, делятся на зрелые и незрелые. Можно выделить следующие признаки зрелости рынка:

— наличие гарантий прав всех видов законной собственности (в том числе и государственной!),

— наличие конкуренции,

— наличие развитой рыночной инфраструктуры (связь, транспорт, банки, информационные системы, биржи, страховые компании),

— наличие адекватной товарному хозяйству правовой базы,

— благоприятный налоговый климат,

— насыщенность спроса и «неограниченность» выбора,

— децентрализация экономической власти на всех уровнях.

1 Вопрос. Спрос и его детерминанты

Спрос потребителей формируется на основе их потребностей, но не должен с ними отождествляться, поскольку потребности почти бесконечны, а спрос определяется не только потребностями, но и так называемыми бюджетными ограничениями, т.е. находящейся в распоряжении потребителя суммой денежных средств.

Спрос делится на следующие виды:

— Индивидуальный спрос – количество товара одного вида, которое один конкретный потребитель готов приобрести по той или иной цене из ряда возможных.

— Рыночный спрос – количество товара той или иной отрасли, которое готовы приобрести потребители страны в определенный промежуток времени по той или иной средней цене из ряда возможных; а также количество товара одного вида, которое готовы приобрести потребители определенного локального рынка (поселка, микрорайона, города, области/края/республики и т.д.).

— Совокупный спрос – количество всех видов товаров, которое готовы приобрести потребители страны за определенный промежуток времени при том или ином уровне цен.

Спрос может выражаться в табличной форме или графически. Рассмотрим рыночный спрос на компьютеры потребителей микрорайона (см. таблицу 1), определенный путем опроса потребителей.

Таблица 1. Рыночный спрос на компьютеры в микрорайоне (шт./день).

Возможная цена одного компьютера

(тыс. руб.)

Величина спроса на компьютеры

(шт.)

5

20

10

15

15

10

20

5

На основе данной таблицы постройте график спроса, отложив по оси абсцисс количество товара (Q), а по оси ординат – цену (P), — с шагом 5 и по каждой оси. Обозначьте кривую латинской буквойD(от англ.demand– спрос).

Рисунок 4. Рыночный спрос на компьютеры.

График спроса показывает, на какое количество товаров будет предъявлен спрос при разных ценах. Каждая точка на кривой спроса показывает цену и соответствующее ей количество товара, которое готов по этой цене приобрести покупатель. Это не реально сложившаяся на рынке цена, а намерение! Конкретная же цена, которая сложится на рынке, зависит и от предложения, и от других факторов.

Спрос зависит от двух видов факторов (детерминант):

А. Ценовая детерминанта. К ней относится только цена данного товара. По отношению к данной детерминанте действует*закон спроса – при прочих равных условиях, снижение цены товара приводит к увеличению величины спроса.

Б. Неценовые детерминанты.

1. Цена на товары – субституты (=товары-заменители, например: масло-маргарин, большинство товаров имеет не полные, а частичные субституты).

При прочих равных условиях, чем выше цена на товар-субститут, тем больше спрос на товар, который он заменяет. Например, в конце 1990-х годов резко повысилась цена на масло, в результате очень многие потребители перешли на потребление спрэдов (высококачественных маргаринов), которые в несколько раз дешевле.

2. Цена товаров-комплЕментов (=дополняющие товары, например, компьютер и принтер, сканер или МФУ).

При прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем меньше спрос на дополняющий товар.

3. Количество потребителей (чем больше, тем, при прочих равных условиях, больше спрос).

4. Текущие денежные доходы потребителей. При прочих равных условиях, чем выше текущие доходы потребителей, тем больше спрос. Однако это не вполне однозначный фактор, т.к. при росте (равно как и снижении) доходов могут произойти изменения в структуре потребления, а при росте доходов человек может не увеличивать потребление, а сберегать. При росте доходов обычно происходит увеличение потребления товаров средней и высокой категории, а при снижении – увеличение потребления товаров низкой категории1.

5. Сбережения населения. Прямо данная детерминанта на текущий спрос влияния не оказывает (разве что уменьшает его на величину сбережений), но способствует увеличению отложенного спроса (т.е. спроса будущих периодов).

6. Вкусы и предпочтения потребителей.

7. Изменения в структуре населения (спрос изменяется, если меняется возрастная, профессиональная, квалификационная и другие виды структуры населения).

8. Иерархия потребностей.

9. Потребительские ожидания относительно цен, объемов производства, будущих доходов, моды и т.п.

Необходимо различать изменения в спросе и изменения величины спроса. Изменения величины спросасвязаны с изменением цены данного товара и выражаются в изменениизначения функции спроса, т.е. в сдвиге точки, показывающей, сколько товаров готовы купить потребители при изменении цены (см. график 2).

График 2. Изменение величины спроса (оставьте место, рассмотрим на семинаре).

Изменение спроса связано с изменениемнеценовых детерминант, при этом происходит сдвиг кривой спроса вправо или влево из-за изменения функции, по которой построена кривая спроса (см. график 3)..

График 3. Изменение спроса (оставьте место, рассмотрим на семинаре).

2 Вопрос. Предложение и его детерминанты

*Предложение— количество товара, которое могут и желают произвести производители при той или иной цене из ряда возможных.

Предложение бывает следующих видов:

— Индивидуальное предложение – количество товара одного вида, которое готов предложить к продаже один производитель по той или иной цене из ряда возможных.

— Рыночное предложение – количество товара какой-либо отрасли, которое производители отрасли готовы предложить к продаже по той или иной его цене из ряда возможных; также количество товаров всех видов, которое производители какой-либо местности готовы предложить к продаже при том или ином уровне цен (о каком конкретно виде рыночного спроса идет речь, определяется по контексту).

— Совокупное предложение – количество всех товаров всех видов, которое производители страны готовы предложить к продаже при том или ином уровне цен в стране.

Рассмотрим рыночное предложение на компьютеры (в том же микрорайоне).

Таблица 2. Рыночное предложение компьютеров в микрорайоне (шт./день).

Возможная цена одного компьютера

(тыс. руб.)

Величина спроса на компьютеры

(шт.)

5

5

10

10

15

15

20

20

На основе данной таблицы постройте график предложения, отложив по оси абсцисс количество товара (Q), а по оси ординат – цену (P), — с шагом 5 по каждой оси. Обозначьте кривую латинской буквойS(от англ.supply– предложение).

График 4.Рыночное предложение компьютеров (нарисуйте сами, исходя из данных таблицы 2).

Рассмотрим основные детерминанты предложения:

А. Ценовые детерминанты. К ним относится только цена данного товара. По отношению к данной детерминанте можно сформулировать*закон предложения– при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше будет величина его предложения.

Б. Неценовые детерминанты (взаимосвязь детерминант и предложения продумайте самостоятельно):

1. Производственные мощности.

2. Количество производителей.

3. Издержки производства.

4. Налоги.

5. Объем выдаваемых кредитов и дотаций1.

6. Ожидания производителей относительно будущих цен, изменений в политике государства, фазы среднесрочного экономического цикла и т.д.

Необходимо различать изменения в предложении и изменения величины предложения. Изменения величины предложениясвязаны с изменением цены данного товара и выражаются в изменениизначения функции предложения, т.е. в сдвиге точки, показывающей, сколько товаров готовы произвести товаропроизводители при изменении цены (см. график 5).

График 5. Изменение величины предложения (оставьте место, рассмотрим на семинаре).

Изменение предложения связано с изменениемнеценовых детерминант, при этом происходит сдвиг кривой предложения вправо или влево из-за изменения функции, по которой построена кривая предложения (см. график 6).

График 6. Изменение предложения (оставьте место, рассмотрим на семинаре).

3 Вопрос. Рыночное равновесие

*Рыночное равновесие– равенство спроса и предложения.

Самостоятельно постройте график рыночного равновесия, построив в одной системе координат графики спроса и предложения, пользуясь данными таблиц № 1 и 2.

График 7. Рыночное равновесие.

Точку пересечения кривых спроса и предложения компьютеров в микрорайоне обозначьте маленькой латинской буквой «e» (от англ.equilibrium– равновесие).

Проекцию точки равновесия на ось абсцисс обозначьтеQe(равновесное количество), — а проекцию точки равновесия на ось ординат – Ре (равновесная цена).

Несмотря на то, что вся неоклассическая теория экономики построена на изучении равновесия, полагать, что это корректно, неверно. Дело в том, что, как и в природе, в экономике равновесие устанавливается крайне редко и является лишь мигом. Так что чаще всего встречаются нарушения состояния равновесия спроса и предложения, которые бывают двух видов:

1. Дефицит = нехватка товаров. Дефицит возникает в результате следующих причин:

— либо цена установлена ниже равновесной (покажите это на графике 8, используя данные таблиц 1 и 2 о величине спроса и предложения компьютеров в микрорайоне),

— либо товара слишком мало производится в сравнении с платежеспособным спросом,

— либо вследствие действия и той, и другой причины.

График 8. Дефицит товаров.

Как и любая система, экономика стремится к состоянию равновесия (хотя и редко достигает его).

Восстановление равновесия (или, по крайней мере, движение к нему) из состояния дефицита происходит следующим образом: производитель, видя, что его товар пользуется повышенным спросом, повышает на него цену, в результате чего в отрасли (или у конкретного производителя) растет прибыль и норма прибыли, производство увеличивается, после чего цена падает, равновесие восстанавливается.

2. Избыток товаров. Избыток товаров может возникнуть в результате действия следующих причин:

— товаров слишком мало производится,

— установлена слишком высокая цена (покажите это на графике 9, используя данные таблиц 1 и 2 о величине спроса и предложения компьютеров в микрорайоне),

— действуют оба этих фактора.

График 9. Избыток товаров

Восстановление равновесия (или, по крайней мере, движение к нему) из состояния избытка происходит следующим образом: сначала производители снижают цену, чтобы избавиться от залежавшегося товара, в результате чего падает прибыль с производства данного товара и норма прибыли, затем снижается производство товара.

Выделяют три периода, в течение которых возможно движение к равновесию (хотя его достижение не гарантировано, т.к. в процессе движения может измениться как спрос, так и предложение, поэтому получается, что предложение всегда приспосабливается к прошлому спросу, именно этот временной лаг и делает равновесие спроса и предложения почти недостижимым):

1. Ультракокроткий период – период, в течение которого предложение невозможно изменить, кроме как путем уничтожения избытка товаров (это, например, делалось в годы Великой депрессии в США, когда тоннами уничтожались апельсины и пшеница; еще один пример — в 2006 г. фермеры Латинской Америки вынуждены были не собирать огромное количество урожая кофе из-за очень низких цен на него, которые даже не покрывали издержек на его выращивание, сбор урожая, фасовку зерен и их складирование).

2. Краткосрочный период (вспоминаем тему «Издержки производства. Продукт фирмы») – это период, в течение которого можно увеличить или уменьшить объем производства, изменив перемененные издержки при неизменных производственных мощностях. Если неравновесие не слишком велико, то в этом периоде можно его восстановить

3. Долгосрочный период – это период времени, в течение которого возможновосстановление равновесия путем полного приспособления предложения к спросу.

В течение же времени, когда никакие изменения невозможны, одна из сторон получает выгоды, а другая несет убытки.

Сильно неравновесный рынок несет обществу опасность, поэтому экономисты давно обсуждают возможность вмешательства государства в процесс восстановления равновесия. Классики и неоклассики полагают, что к равновесию спрос и предложение может привести только «невидимая рука» рынка, т.е. предлагают довериться слепой силе рынка, не вмешиваясь в него. Долгое время так и происходило, но со временем «невидимая рука» рынка стала давать все более и более заметные сбои в виде серьезных экономических кризисов, проявляющихся в падении спроса, снижении производства товаров, массовой безработице и т.д. Поэтому в 1930-х годах возникла мысль направлять эту «руку». Эту идею предложил английский экономист (один из очень немногих великих экономистов, которые являлись не только теоретиками, но и успешно работали на рынке ценных бумаг) Джон Мейнард Кейнс. Он полагал, что в товарном хозяйстве чаще всего наблюдается избыток товаров (и практика это подтверждает).

Он считал, что избыток товаров связан с относительно низким совокупным спросом. Совокупный спрос является низким вследствие действия трех «психологических»1законов:

1. Закон уменьшающейся склонности к потреблению (который Дж.М. Кейнс «скромно» называл основным психологическим законом) – начиная с определенного момента увеличение доходов населения приводит к тому, что потребление растет все более медленными темпами. Это приводит к снижению потребительского спроса по сравнению с возможным, при данном уровне доходов.

2. Закон уменьшающейся склонности к инвестициям (капиталовложениям) — экономические субъекты предпочитают вкладывать сберегаемые денежные средства в наименее рискованные активы (банковские депозиты1) вложениям в более рискованное производство товаров. В результате, падает спрос на инвестиционные товары относительно возможного.

3. Закон предпочтения ликвидности – экономические субъекты предпочитают сохранять капитал в наиболее ликвидной форме (а наиболее ликвидной формой сбережения являются наличные, хранимые у себя).

В результате падают даже возможные вложения в банки (не говоря уже об инвестициях в реальный сектор), и, следовательно, как потребительский, так и инвестиционный спрос относительно возможного (дело в том, что при вложении денег на банковские депозиты, эти средства частично используются банками для выдачи потребительского кредита и кредита бизнес-сектору, что могло бы повысить как потребительский, так и инвестиционный спрос).

Действие этих трех законов обусловливает низкий относительно предложения спрос и возникновения хронического избытка товаров, а в дальнейшем – возможность экономического кризиса. Поэтому Дж.М. Кейнс полагал, что государство должно предпринимать следующие меры для стимулирования спроса (продумайте к семинару, каким образом каждая мера способна повысить спрос и спрос какого вида – потребительский или инвестиционный; — как это повлияет на предложение товаров, занятость, доходы населения, экономический рост):

Налоговые льготы бизнес-сектору и/или населению.

Увеличение выдаваемых банками кредитов (у государства есть меры, которые способны косвенно, но сильно повлиять на этот показатель).

Государственные дотации.

Государственные заказы.

Снижение процентов по вкладам в банках (у государства также есть косвенные методы, способные повлиять на этот показатель).

Снижение ставки банковского процента по кредитам (к этому пункту полностью относится то, что сказано в скобках предыдущего).

Увеличение количества денег в обращении.

Возможность и эффективность этих мер обусловлена действием эффекта мультипликатора, сформулированного Дж.М. Кейнсом.

*Эффект мультипликатора– каждый прирост инвестиций в какую-либо отрасль приводит к многократному росту спроса, производства и занятости.

Например, инвестиции в сельское хозяйство приводят к увеличению спроса сельскохозяйственных фирм на посевной материал, трактора, удобрения, специалистов по сельскому хозяйству, что увеличивает производство и занятость в машиностроении, химической промышленности, образовании. Это приводит к увеличению спроса на товары, необходимые этим отраслям, в свою очередь. Таким образом, это отражается и на темпах экономического роста страны в целом. Действие эффекта мультипликатора сходно с тем эффектом, которые производит камень, брошенный в воду: камень попадает в небольшую площадь воды, но круги по воде идут на большом расстоянии от места падения.

4 Вопрос. Эластичность спроса и предложения

*Эластичность спроса и предложения – свойство спроса и предложения изменяться под воздействием изменения влияющих на них факторов. Эластичность спроса или предложения тем больше, чем сильнее реагирует спрос Ии предложение на изменение фактора.

А. Эластичность спроса. В зависимости от детерминант спроса выделяют следующие виды его эластичности:

1. ценовая эластичность – степень изменения величины спроса при изменении цены данного товара,

2. перекрестная эластичность – степень изменения спроса при изменении цены товаров-субститутов или комплементов,

3. доходная эластичность – степень изменения спроса на товар при изменении доходов потребителей,

4. и другие виды эластичности (не имеющие особого названия) по видам детерминант.

Б. Эластичность предложения бывает ценовой (из имеющих название видов эластичности) и других видов в зависимости от вида детерминант.

Показателем эластичности является коэффициент эластичности, который рассчитывается следующим образом:

Э = прирост спроса (или предложения) в процентах : прирост детерминанты в процентах

Значение коэффициента эластичности может быть положительным или отрицательным. Положительное его значение свидетельствует о том, что спрос (или предложение) и детерминанта изменяются в одном и том же направлении, а отрицательное — в разных.

В зависимости от значения коэффициента эластичности по модулю, спрос (как и предложение) делят на следующие виды:

— неэластичный — при значении коэффициента эластичности, примерно равном нулю,

— малоэластичный — близком к нулю,

— среднеэластичный — примерно равном единице,

— высокоэластичный — существенно больше единицы.

Говоря об эластичности, всегда следует иметь в виду, что ее можно измерить не вообще, а только:

— по отношению к какому-либо фактору спроса или предложения,

— она является разной для разных периодов времени даже для одной детерминанты,

— для разных территорий,

— на разных участках кривой спроса или предложения.

Любому производителю товара или услуги приходится постоянно сталкиваться с необходимостью принятия решения об изменении цены товара. Обычно производитель полагает, что при повышении цены его выручка (а значит, и прибыль) возрастет, да еще пропорционально изменению цены. Но это далеко не всегда так. Например, в конце 1990-х годов томские маршрутники вдвое повысили цену на проезд в условиях, когда доходы населения резко упали и около 60 процентов населения жили за ОФИЦИАЛЬНО установленной чертой бедности. В результате несколько дней маршрутки ходили пустыми или в каждой было 2-3 человека (тогда как троллейбусы и трамваи брались «штурмом«), затем владельцы автобусов были вынуждены вернутся к прежним ценам. Значит, изменение суммы выручки и, соответственно, прибыли, зависит от ценовой эластичности спроса на товар. Если спрос по цене неэластичен или малоэластичен, то повышение цены приведет к увеличению выручки, при высокоэластичном спросе по цене повышение цены приведет к снижению выручки, а при единичной эластичности спроса по цене (т.е. если Э =1) увеличение цен выручку не изменит.

Но даже если Вы знаете эластичность спроса на товар отрасли, это не значит, что вы можете точно рассчитать изменение выручки при изменении цены, если товар дифференцирован (как, например, сигареты: понятно, что эластичность сигарет «Петр Первый» и «Мальборо» будет совершенно разной, в т.ч. для разных групп покупателей).

5 Вопрос. Поведение потребителей

В данной части рассмотрим основные эффекты поведения потребителей, наблюдаемые в разных ситуациях и для разных социальных слоев населения.

1. Эффект дохода — при снижении цены товара потребители смогут получить «доход» в виде дополнительно купленного количества данного товара или товаров других видов.

2. Эффект замещения — при повышении цены какого-либо товара потребители заменяют его товаром-субститутом. Например, в период кризиса 1998 -2000 гг. резко (более чем в два раза) подорожало сливочное масло, в результате потребители почти перестали его покупать, перейдя на спрэды типа «Долины Сканди», «Рамы» и т.п.

3. Эффект Пигу (или эффект реальных кассовых остатков) — в условиях развитого, зрелого «рынка» повышение цены воспринимается как временное явление, в результате величина спроса падает, а через какое-то время цена тоже падает. Это явление из ряда самореализующихся «пророчеств» в экономике.

4. Эффект присоединения к большинству — часть потребителей, по крайней мере, в отношении части товаров, склонны предъявляет бОльший спрос на товары, которые предпочитает большинство.

5. Эффект сноба — индивидуальный спрос потребителя падает, если большинство предпочитает данный товар.

6. Эффект Веблена (или эффект показательного потребления) — потребители с высокими доходами предпочитают покупать товары по более высокой цене, даже если они того же качества, что и более дешевые1.

7. Эффект Гиффена — при повышении цены величина спроса на товар растет, и чем бОльшими темпами растет цена, тем сильнее растет величина спроса. Этот эффект действует, если у потребителей низкие доходы, а доля товаров низкой категории в доходах высока. Этот эффект ирландский экономист Р. Гиффен наблюдал во время голода, когда был неурожай картофеля и высокая цена на него. В нашей стране подобный эффект наблюдался на большинство как пищевых, так и непищевых потребительских товаров в начале кризиса 1998 г.

8. Эффект Э. Энгеля — с ростом доходов индивида, семьи или государства потребление товаров низкой категории уменьшается, а высокой категории — растет (и наоборот).

1 Прим. См.: Ерохина Е.А. Парадигматические явления в экономическом развитии. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2006. Гл. 3.

2 Прим.: Специалисты подсчитали, что если представить, что центр должен устанавливать цены и объемы производства 200 товаров, то для этого необходимо совершить четырнадцать умножить на десять в 385 степени действий, тогда как в СССР производилось около 24 млн. наименований продукции, причем десятая часть из них ежегодно обновлялась.

1Прим.: Товары низкой категории – это товары, спрос на которые не снижается (а часто увеличивается) при снижении доходов населения и не увеличивается или увеличивается незначительно при росте доходов (в зависимости от исходного уровня доходов).

К товарам низкой категории относятся, как правило, товары повседневного спроса: хлеб, молоко, картофель, макаронные изделия, рис, спички, соль…Товары средней категории (так называемые «нормальные» товары) – это товары, спрос на которые растет или снижается примерно пропорционально росту или снижению доходов населения (например, одежда).

Товары высокой категории – это товары, спрос на которые резко растет при увеличении доходов населения, и резко (непропорционально снижению доходов) снижается при их уменьшении (элитная парфюмерия, меха, ювелирные изделия, компьютеры, бытовая техника, автомашины…).

1Дотации – выплаты государства тем производителям, которые продают свою продукцию по себестоимости или ниже нее. Выплаты покрывают себестоимость и обычно также обеспечивают прибыль по норме, средней для данной отрасли. Дотации наиболее часто используются в сельском хозяйстве.

1Дж.М. Кейнс также занимался психологией, более того, он полагал, что его вклад в психологию более заметен, чем в политическую экономию.

1Вклады.

1Прим.: например, даже американский средний класс покупает носки не в супермаркете, а в специальном магазине, где точно такие же носки, лучше упакованные, стоят в 2 -3 раза дороже.