Введение……………………………………………………………………………………2
1 Агрессия как психологическая проблема………………………………………………5
1.1 Теоретические подходы, объясняющие агрессивное поведение……………..…….5
1.2 Факторы влияющие на агрессивное поведение подростков………………………16
1.3 Условия формирования агрессивного поведения личности……………………….21
2 Эмпирическое исследование психологических факторов агрессивного поведения…………………………………………………………………………………29
2.1 Констатирующий этап исследовательской работы………………………………..29
2.2 Формирующий этап исследовательской работы и его результаты………………36
2.3 Контрольная диагностика и анализ результатов эксперимента………………..…55
Заключение………………………………………………………………………………..58
Глоссарий…………………………………………………………………………………60
Список использованных источников………………………………………………..….63
Приложения А……………………………………………………………………………66
Приложения Б…………………………………………………………………………….67
Приложения В…………………………………………………………………………….68
Приложения Г…………………………………………………………………………….69
Приложения Д…………………………………………………………………………….72
Приложения Е…………………………………………………………………………….76
В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью.
Однако, переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, конфликтность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.
Актуальность темы. Изучение и профилактику негативных эмоций и агрессий в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В связи с этим в последнее время вызывает озабоченность проблемой агрессивности и конфликтов в подростковой среде.
Поведение как психофизиологический феномен
... поведения в интересах сохранения вида. По своему генезу это врожденные, передаваемые по наследству потребности. К их числу принято относить репродуктивные (половые), родительские, оборонительные, территориальные, исследовательские ... альтруизм, эгоцентризм, агрессивность, психическая зависимость, ... случаев происходит рост негативных эмоций с возможным ... Поведение как акт состоит из нескольких этапов: ...
Целью данной работы является исследование психологических факторов развития агрессивности у подростков и способов его коррекции.
Исходя из выше изложенного, была сформулирована гипотеза исследования:
Гипотеза исследования: основными психологическими факторами агрессивного поведения в подростковом возрасте являются эмоциональная неустойчивость, проявления бессознательного, вызванные неблагоприятной социальной ситуацией развития, отсутствием необходимой психолого-педагогической помощи.
Объект исследования: учащиеся МОУ СОШ №1 г. Кизилюрт (13,5-14 лет) 14 чел.
Предмет исследования: агрессивное поведение у подростков.
Для достижения поставленной цели и подтверждения или опровержения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Задачи исследования:
1. На основе отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме агрессии и факторов, ее обуславливающих, подобрать методики позволяющие изучить социально-психологические факторы развития агрессивности у подростков, дать объективную оценку уровню агрессивности подростков и выявить их личностные особенности.
2. Провести диагностические обследования группы школьников с целью оценки уровня выраженности личностных качеств подростков и их агрессивных проявлений.
4. Провести психологический анализ особенностей агрессивности подростков как фактора их конфликтности.
Методы исследования:
Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.
Методы экспериментального исследования:
А) диагностические методы: тест агрессивности (опросник л.г. Почебут), диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей), методика «агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
Б) беседа,
В) наблюдение,
Г) методы формирующего эксперимента.
Теоретико-методологические основания работы.
Методологической основой исследования является: культурно-историческая теория развития психики (Выготский Л.С., 1983, 1984), придающая особое значение социальной ситуации развития в становлении личности; а также системный подход
в психологии, направленный на комплексное изучение различных факторов отклоняющегося поведения (Перре М., Бауман У., 2012; Холмогорова А.Б., 2010).
Практическая значимость исследования обусловлена высокой актуальностью проблемы создания системы социально-психологической помощи детям и подросткам с агрессивным поведением. Выявлены факторы агрессивного поведения у подростков с агрессивным поведением, что позволило обосновать мишени психологической помощи, которые необходимо учитывать специалистам, работающим с подростками с агрессивным поведением. Описана специфика динамики агрессивного поведения и мотивации аффилиации, которую важно учитывать специалистам этих школ.
ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ
... по избранной теме; 3) Разработать план диагностического исследования; 4) Выполнить диагностическое исследование; 5) Описать возможности профилактики и реабилитации агрессивного поведения у девочек-подростков; 6) Сделать необходимые выводы. Теоретической основой ...
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
В данной работе изучены различные аспекты социальной ситуации развития подростков с агрессивным и условно нормальным поведением, включая семейную и школьную ситуации и мотивацию общения. Показана специфика агрессивного поведения (степень выраженности и распространенности, преобладание определенных видов, динамика) подростков, обучающихся в общеобразовательных школах, и подростков с агрессивным поведением, обучающихся в специальных школах. Проведено комплексное исследование факторов, влияющих на формирование агрессивного поведения, и показана значимость мотивации аффилиации, семейной и школьной ситуации в проявлении агрессивного поведения подростков с агрессивным и условно нормальным поведением. Так же проведено исследование эффективности такой модели социальной реабилитации, как специальные школы для детей с агрессивным поведением, и показано, что в условиях обучения в специальной школе происходит постепенное снижение уровня агрессии, связанное с позитивной динамикой разных показателей социальной ситуации развития подростков.
………….
1. Артамонова, А.А. Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений / А.А. Артамонова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». — 2009. — №1. — С. 53-58.
2. Бахирева, Г.В. Причинный комплекс агрессивного поведения несовершеннолетних / Г.В. Бахирева // Современные проблемы науки и образования. — 2008. — №3. — С. 185-188.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Просвещение, 2012.
4. Волкова, Л.А. Причины криминально-агрессивного поведения подростков / Л.А. Волкова // Среднее профессиональное образование. — 2009. — №8. — С. 70-72.
5. Воробьева, К.А. Влияние внутрисемейных особенностей на формирование агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей / К.А. Воробьева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. — 2010. — №2. — С. 117-123.
6. Воробьева, К. А. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания / К. А. Воробьева // Воспитание школьников. — 2008. — №7. — С. 48.
7. Горьковая И. А. Проявление агрессивного поведения у делин-квентных подростков. Тезисы конференции «Социальная работа с детьми и подростками группы риска». СПб., 2000. С. 32—36.
8. Господенок Е. А. Психологические особенности дезоадаптации личности в аспекте подавленной агрессии. Тезисы конференции «Социальная работа с детьми и подростками группы риска». СПб., 2000. С. 157— 160.
9. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации //Социс, 2013. — № 4. – С. 95-98.
10. Дубинин, С.Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков/ С.Н. Дубинин // Среднее профессиональное образование. — 2009. — №4. — С. 41-44.
11. Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Мотивация аффилиации и динамика агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением.//Дефектология. — 2011, №4. – С. 65-72
12. Евлашкина Н.М., Влияние различных стилей детско-родительских отношений на проявление агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением//Неврологический вестник им. В.М. Бехтерева. — 2011, т.43, №3. – С. 16-20
Коррекция агрессивного поведения подростков 2
... «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции». Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков 1.1 Понятие и формы агрессивного поведения Агрессивное поведение подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем. Чтобы ...
13. Кадыржанова, Ж.Е. Условия и факторы возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте / Ж.Е. Кадыржанова // Вестник ВЭГУ. — 2010. — №1. — С. 99-103.
14. Коротченкова Н. И. Влияние стиля семейных отношений на агрессивность личности ребёнка. Автореф. дисс. . канд. пс. наук. Новосибирск 2000. 20 с.
15. Кузнецова, С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. — 2010. — №4. — С. 84-90.
16. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия: От нормы до патологии. – М.: Изд-во Омега-Л, 2012. – 159 с.
17. Манова, М.В. К вопросу о социально-психологических особенностях и проблемах подросткового возраста / М.В. Манова // Вестник гуманитарного института ТГУ. — 2010. №1. — С. 47-53.
18. Мироненко, Т.И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков / Т.И. Мироненко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2010. — №6. — С. 260-266.
19. Нурмухаметова, И.Ф. Понимание агрессивности и возрастная динамика её проявлений / И.Ф. Нурмухаметова, С.И. Галяутдинова //Вестник Башкирского университета. — 2010. — №4. — С. 26-29.
20. Проблемы психологии современного подростка /Под ред. Д.И. Фельдштейна, Г.И. Кузнецовой, М.Г. Тайчинова. — М.: Политиздат, 2012. — 379 с.
21. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах — М, 2011. — 672 с.
22. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. — СПб.: Питер, 2010. — 816 с. — ISBN: 978-5-49807-290-6
23. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопр. психологии. 2011. №1. С. 67-73.
24. Самусенко, И.Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи / И.Л. Самусенко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. — 2010. — №9.