Коррекция агрессивного поведения подростков 2

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков

1.1 Понятие и формы агрессивного поведения

1.2 Причины агрессивного поведения подростков

1.3 Психологические особенности подросткового возраста

Глава 2. Методы и формы коррекции агрессивного поведения у подростков

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов — психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте. Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы в ходе работы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно: врожденные побуждения или задатки; потребности, активизируемые внешними стимулами; познавательные и эмоциональные процессы.

Основными факторами, определяющими формирование подростковой агрессивности являются: семья, сверстники, та среда, в которой они находятся, средства массовой информации и пр. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.

Проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.

Цель данной работы — рассмотреть методы и формы коррекции агрессивного поведения у подростков.

Объектом является подростковый возраст.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков;

проанализировать существующие методы и формы коррекции агрессивного поведения у подростков.

Общие вопросы психологии агрессивного поведения изучались и анализировались в трудах Гуляева К.Ю. «Агрессивность в подростковом возрасте и её коррекция»; Фурманова И.А. «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция»; Семенюка Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции».

19 стр., 9215 слов

Склонность к проявлению агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением и подростков, занимающихся творческой деятельностью

... агрессивного поведения агрессивный подросток психологический девиантный Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы ... . Семенюк Л.М., Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М, 1996 18. Смирнова ... в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания» [6, ...

Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков

1.1 Понятие и формы агрессивного поведения

Агрессивное поведение подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем. Чтобы определить пути профилактики данного феномена, необходимо, для начала, раскрыть смысловую сферу понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».

При характеристике агрессивного поведения используют два основных понятия: «агрессия» и «агрессивность». Раскроем их значение.

Анализ литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день единое понимание термина «агрессия» отсутствует. Данное понятие используется для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимается неодинаково.

Слово «агрессия» произошло от латинского «aggressio», что означает «нападение», «приступ». В «Большом психологическом словаре» дано следующее определение понятия «агрессия» — «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

В «Словаре по социальной педагогике» используется следующее определение: «агрессия — это поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой; разрушительное воздействие на группу».

Американские психологи Д. Креч и Р. Кратчфилд определяют понятие «агрессия» как «любой вид поведения, приносящий вред другому.

Немецкий психолог К. Бютнер рассматривает агрессию как «акты поведения, оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение».

Психолог А.А. Реан под агрессией понимает «любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному».

3 стр., 1301 слов

Тема. Исследование этического сознания и поведения психолога. Моделирование нравственно-психологической позиции в сферах будущей профессиональной практики

Учебные цели: сформировать умения диагностировать и осмысливать личностную структуру профессиональных качеств и этических отношений психолога в сферах будущей профессиональной практики и моделировать программы нравственного самосовершенствования. Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к занятию: Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, законспектируйте фрагменты предложенных ...

По-своему трактует данный термин психолог Л.Д. Столяренко — «это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению». Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекватным, приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации.

Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают следующее толкование агрессии — «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Данное определение позволяет уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию как поведенческое проявление: это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда. Агрессия прямо или косвенно направлена на живые объекты, и вред наносится именно им. Жертвы агрессии пассивно или активно противодействуют агрессору. Подростковая агрессии значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняется необходимостью самоутверждения.

Отечественный психолог И.А. Фурманов понимает агрессию как любую активность и инициативность ребенка, считая ее, «неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности». Он, наряду с деструктивной агрессией, признает существование и агрессии конструктивной, социально одобряемой и полагает, что «личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности и в «норме» она может оказываться качеством социально приемлемым и даже необходимым».

Понятие агрессии неоднозначно и сложно. Но она характеризуется следующими особенностями:

агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

жертва должна обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Многие авторы разводят понятия агрессии, как специфической формы поведения и агрессии как свойства личности. В последнем случае речь идет об агрессивности как компоненте личностной структуры.

«Агрессивность» в «Большом психологическом словаре» определяется как «склонность личности действовать враждебно и агрессивно».

Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон несколько иначе трактуют данное понятие: «Агрессивность — относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное».

По-своему определяет «агрессивность» психолог С.Н. Еникополов: «личностная характеристика, приобретенная и зафиксированная в процессе развития личности на основе социального научения и заключающаяся в агрессивных реакциях на различного рода раздражители».

Ключевая роль в развитии агрессивности принадлежит индивидуальным, личностным детерминантам. Под ними понимают устойчивые черты характера и наклонности. Роль индивидуальных детерминант агрессивности чрезвычайно велика. Поэтому необходимо обратить внимание на индивидуально-личностный аспект развития агрессии.

Как считает педагог С.Н. Дубинин истоки агрессивности находятся на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность и раздражительность, уровень тревожности, некоторые эмоции, входящие в так называемый комплекс враждебности, — гнев, отвращение, презрение, а также эмоция страха. Совокупное действие этих характеристик обусловливает готовность человека к агрессивным действиям.

Выделяются три основные позиции в отношении агрессивности: биологическая, социальная, гуманистическая. Данные подходы не противоречат друг другу. Агрессивность имеет биологическую основу, однако социум также может провоцировать проявление агрессивности. В то же время личность имеет возможность частичного управления своей агрессивностью посредством волевых актов, а также смыслообразования. Психолог Т.Г. Румянцева определяет «агрессивное поведение» как специфическую форму действий человека, характеризующуюся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон трактуют этот термин следующим образом: «это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Обычно такое поведение носит кратковременный (преходящий) характер и меняется в зависимости от особенностей ситуации или смены одной ситуации другой».

Агрессивное поведение описывают в виде:

действия как такового (наступление, атака, нападение);

действия против определенного объекта, в т.ч. человека, становящегося жертвой агрессии;

действия с учетом ситуации — ее специфики, способствующей агрессивной атаке или провоцирующей ее.

На современном этапе агрессивное поведение рассматривают с различных позиций:

теория инстинкта предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь;

теория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул;

теория смещенной агрессии утверждает, что для реализации агрессивного поведения выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее вовне;

когнитивная (познавательная) теория предполагает наличие когнитивно-аффективного механизма. В этом случае характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. В свою очередь, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных процессов;

теория социального научения рассматривает агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения. Теории социального научения рассматривают агрессивное поведение как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком.

Рассмотрев различные подходы к определениям «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», можно выделить их смысловые различия. Агрессия — это форма поведения, направленная на оскорбление и причинение вреда другому человеку. Агрессивность — это устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии. Агрессивное поведение — это внешне выраженное действие, направленное на причинение ущерба другому человеку.

Агрессивное поведение подростков проявляется в разных формах. Наиболее развернутой классификацией агрессивного поведения является классификация, данная психологом А. Бассом. Он выделил три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая — вербальная агрессия; активная — пассивная агрессия; прямая — косвенная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить восемь видов агрессивного поведения (Таблица 1).

Таблица 1. Типология форм агрессивного поведения (по А. Бассу)

Типы агрессии

Пример

Физическая — активная — прямая

Нанесение побоев человеку

Физическая — активная — косвенная

Сговор с преступником

Физическая — пассивная — прямая

Сидячая забастовка

Физическая — пассивная — косвенная

Отказ выполнить приказ

Вербальная — активная — прямая

Словесное оскорбление человека

Вербальная — активная — косвенная

Распространение клеветы, сплетен

Вербальная — пассивная — прямая

Отказ разговаривать с человеком

Вербальная — пассивная — косвенная

Отказ защитить человека, которого незаслуженно критикуют

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как: «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Исходя из этих понятий, психологи А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:

физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;

косвенная агрессия — действия, направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверью и др.);

вербальная агрессия — выражение негативных чувств через форму (крик, визг, ссора) и содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);

склонность к раздражению — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

негативизм — оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;

обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Ещё одна классификация дана психологом С. Фешбахом, который выделил три типа агрессии: враждебная, инструментальная и экспрессивная. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению. Целью враждебной агрессии является главным образом нанесение вреда другому, в то время как инструментальная агрессия направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (в случае шантажа, воспитания путем наказания).

Инструментальную агрессию С. Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, корыстную и бескорыстную, антисоциальную и просоциальную.

Следующая значимая классификация предложена психологом Д. Зильманом. Основной критерий ее построения — позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул-реакция». Он выделил восемь типов агрессии: наступательная, защитная, ответная, спровоцированная, неспровоцированная, побудительная, санкционированная агрессия и агрессия, вызванная раздражением.

Психолог А.А. Реан, анализируя различные виды агрессии, выделяет спонтанную агрессию и реактивную агрессию. Спонтанная агрессия — это подсознательная радость, которую испытывает личность, наблюдая трудности у других. Такому человеку доставляет удовольствие демонстрировать окружающим их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить, «поставить в тупик» своим вопросом или ответом. Реактивная агрессия — это проявление агрессивности при взаимодействии, при общении, возникающее в качестве типичной реакции. Для таких людей характерна недоверчивость. Такая личность — конфликтная, проявляет яркую агрессивность в отстаивании своих интересов и высокий показатель раздражительности (эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, быстрая потеря самообладания).

Психиатр Ю.Б. Можгинский рассматривает несколько видов агрессии, акцентируя внимание преимущественно на клинических параметрах.

Социальная агрессия объединяет феномены с преимущественно антиобщественной направленностью действий. Это — кражи, хулиганство, вымогательство. В этих случаях преобладают корыстные мотивы, мотивы удовлетворения потребностей, частично — мести, например, при совершении хулиганских действий против обидчиков.

Ситуационная агрессия — это высказывания и действия в конфликтной ситуации. Ее появление обусловлено особенностями личности подростка, его темпераментом, воспитанием и т.д. Основным признаком данного вида агрессии является конфликтность, раздражительность. С детства такие индивиды дают агрессивные вспышки в ответ на невыполнение их требований, на замечания. В последующем раздражительность, несдержанность становятся регулярными. Ситуационная агрессия, как правило, появляется на фоне депрессивного настроения в виде тоскливости, хмурости, мрачности. Нередки жалобы на утомляемость, слабость, головные боли.

Импульсивно-садистическая агрессия является психопатологическим вариантом агрессивных действий, сочетающим садистический комплекс и автоматизированные действия. К этому типу относятся варианты различной тяжести. Импульсивная агрессия всегда тесно связана с чувством гнева, злобы в отношении объекта агрессии. Жестокость большей частью выявляется дома: подростки внезапно отталкивают, бьют мать, бабушку, других родственников, замахиваются или набрасываются на них с ножом; бросают и разбивают мебель. Такая агрессия возникает либо совсем без повода, либо этот повод внешне никак не соответствует степени проявляемой подростком жестокости.

Импульсивная агрессия возникает на фоне плохого настроения с ощущением тоски, плаксивостью. Могут появляться суицидальные мысли. Нередко подростки заявляют, что депрессия «толкает» их к агрессивным действиям. При этом какого-либо ясного повода к жестокости они не называют. Непосредственно перед совершением агрессивных поступков, как правило, появляются тревога, «волнение», «напряжение», страхи, плохой сон. Этот вид агрессии может сопровождаться изменением сознания.

Существует как бы переходный вариант агрессии между ситуационным и импульсивным типами: агрессия начинается, как ситуационная, как ответ на конфликт, но потом разрастается до размеров импульсивно-садистских действий. Такую агрессию Ю.Б. Можгинский называет трансформированной. Подросткам, склонным к проявлениям такого типа агрессии, свойственны грубость, раздражительность, конфликтность. У них наблюдается снижение настроения, мрачность, угрюмость. В момент «очередного» конфликта возбудимость и раздражительность «зашкаливают», действия становятся необъяснимыми, проявляются неуправляемость, садизм, подростки «звереют».

При сверхценной агрессии мотивация насильственных действий формируется на основе патологических сверхценных идей преследования, мести, разоблачительства. Этот вариант может включать в себя состояния, при которых указанные идеи достигают уровня бреда с отдельными галлюцинаторными переживаниями.

Ряд психологов (О.Ю. Михайлова, Ю.Б. Можгинский, А.Р. Ратинов) выделяют несколько форм проявления агрессии у подростков:

мотивационная, или смысловая, агрессия. В ряде случаев проявление агрессивного поведения является целесообразной адаптивной формой поведения, обеспечивающей удовлетворение витальных потребностей субъекта и его выживание;

агрессия как примитивная реакция на неудовлетворяющую ситуацию. У подростков гораздо меньше возможностей справиться с трудными ситуациями, чем у взрослых, что определяется их высокой социальной зависимостью (отсутствием социального статуса, материальной и финансовой самостоятельности) и их психологическими особенностями: недостаточное развитие мотивационной сферы, отсутствие устойчивой системы внутренних ценностей, малый репертуар конструктивных программ поведения в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Будучи неспособными конструктивно разрешить трудную ситуацию, подросток часто реагирует примитивно, в форме агрессии. Все другие стратегии поведения (изменение мотивации, переосмысливание и переконструирование ситуации) требуют определенного уровня личностной зрелости. Агрессия же не требует от субъекта ничего, кроме значительных энергозатрат, направленных на разрешение ситуации;

агрессия как результат неадекватной оценки ситуации. Выбор поведенческой программы связан прежде всего с субъективной оценкой ситуации. Недостаточное развитие познавательной деятельности несовершеннолетних и в первую очередь недостаточный уровень обобщения и абстрагирования, затруднения в дифференциации существенного и второстепенного, проблемы установления причинно-следственных связей приводят к возникновению у подростков затруднений в принятии решений, особенно в эмоционально значимых ситуациях. В силу этого целый ряд объективно сложных ситуаций остается для подростка непонятным, а потому угрожающим, и вызывает защитную реакцию в форме агрессивного поведения;

аффективная агрессия. Эмоции способствуют повышению общего нервно-психического напряжения, общего уровня активации, обеспечивая энергетический потенциал, необходимый для проявления агрессивного поведения. Эмоциональная неустойчивость и повышенная возбудимость несовершеннолетних сочетается с недостаточным развитием их волевой сферы и способности к самоконтролю над проявлениями эмоций в непосредственном поведении, что усугубляется неустойчивостью их самооценки. В силу этих возрастных особенностей агрессия у подростков часто проявляется как эмоциональный взрыв, причем часто неадекватный и неожиданный для окружающих.

Психолог И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы:

социализированная — дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи).

Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников — готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников — их не замечают, не принимают всерьез либо избегают.

несоциализированная — дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория).

Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

Длительное наблюдение психологов за детьми и подростками, позволило выявить несколько наиболее часто встречаемых форм агрессивного поведения в школе:

агрессивное поведение при гиперактивности — проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, порчи имущества и т.д. Это связано с трудностями адаптации подростка в той среде, которая предъявляет слишком высокие требования для его уровня зрелости;

агрессивное поведение лидерства — проявляется в виде эгоцентричного стремления к лидерству и власти, соперничества, попытки подавить соперника, вызывающего поведения, нарушения дисциплины. Иногда -это свойства темперамента, которые станут ценными чертами характера в процессе социализации. Иногда таким становится ребенок в семье, где процветает авторитарный стиль отношений. Иногда потребность власти есть компенсация нереализованной потребности в любви и признании;

агрессивное поведение демонстративности — проявляется в виде постоянных попыток привлекать к себе внимание любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Ученик может принимать роль клоуна, «супермена», умника и т.д. Иногда такое инфантильное поведение является следствием дефицита любви и внимания к ребенку с детства;

агрессивное поведение мести — проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это — способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов». Иногда ребенок растет в неблагополучной семье, где нет любви. Иногда его отвергают как нежеланного или «несоответствующего». Иногда ребенок не нравится другим детям или учителю из-за своей необычности, «неудобности»;

агрессивное поведение страха — страхи заставляют ребенка или подростка быть готовым отразить нападение или другую опасность. Как правило, страхи носят преувеличенный характер и агрессивная реакция нередко бывает чрезмерной и опережающей.

агрессивное поведение тревоги — поскольку тревога не имеет осознанного источника, часто необъяснима, то агрессия или направляется внутрь («на тревогу») и проявляется в переедании, употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п., а также в пустой трате времени, просиживании у телевизора, компьютера, игровых автоматов (попытка обмануть или заглушить тревогу), или направляется вовне в виде раздражения, сплетен, передаче слухов, недовольстве всеми;

агрессивное поведение вины — поскольку чувство вины вызывает душевное страдание, то человек скорее всего желает избавиться от него, либо искупив вину поступком, либо направив агрессию на источник страданий. Агрессия может быть направлена вовне — на того, кто обвиняет, а может быть направлена внутрь — на самого себя. Наказание принимает форму самобичевания, самообвинения или саморазрушающего поведения, например, в виде какой-либо зависимости или делинквентного поведения;

агрессивное поведение низкой самооценки — часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Формируется в атмосфере критичности, придирок, насмешек. Особенно склонны к этому дети, чувствительные к оценке других, когда оценка исходит от значимых людей. Если такой ребенок оказывается в ситуации, которая угрожает его самооценке, он может стать агрессивным;

агрессивное поведение неадекватно завышенной самооценки — проявляется в высокомерии, уверенности в своей значимости, избранности, «гениальности». Такие дети часто уверены в том, что их не ценят, не понимают, несправедливо относятся. От этого они или принимают заносчивый вид, оставляя рядом с собой только восхищенных почитателей, или замыкаются и обосабливаются, превращаясь в «белую ворону», или становятся чрезвычайно агрессивными, приходя в ярость в любой ситуации, где их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того они порой преследуют тех, кто слабее, испытывая удовольствие от их страданий.

Эта типология не исчерпывает всех видов агрессивного поведения, но позволяет увидеть неоднозначность его проявления у детей и подростков.

Обобщая все вышесказанное нужно выделить, что под агрессией понимают поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность понимается как относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному поведению. Возможна агрессия без агрессивности, в то же время агрессивность может проявляться не только в открытом агрессивном поведении. Оба термина входят в состав агрессивного поведения, как действия, направленного на причинение вреда другому человеку. Все подходы к классификации агрессивного поведения отражают сущность различия его форм, но в то же время схожесть мотивов.

1.2 Причины агрессивного поведения подростков

Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток — это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. Черты, качества агрессивности он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. Агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Также могут влиять и его природные особенности — темперамент, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность.

Формирование агрессивного поведения подростков зависит от ряда факторов, к которым следует отнести: ближайшее окружение подростка — родительская семья, группы сверстников, макросреда — образовательные учреждения в которых ребенок прибывает длительное время (школа, училище), а также — традиции и законы данной культуры, средства массовой информации.

Решающая роль отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Реакция родителей на неправильное поведение ребёнка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сёстрами — вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. Характер отношений между родителями и подростками является очень важным фактором.

В подростковый период влияние родителей уже ограниченное, но ценностные ориентации, понимание подростком социальных проблем, нравственной оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

В то же время для подростка характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Они еще нуждаются в любви, заботе и мнении родителей, но вместе с тем уже испытывают сильное стремление быть самостоятельными и равными. И то, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье и возможности родителей перестроиться, принять ребёнка как взрослого человека.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи — жесткий тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

Помимо контроля в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений — любовь, принятие ребёнка или его неприятие.

Особенности неблагополучия в семье рассматривали многие авторы, которые также и предлагали классификацию неблагополучных семей, которые не противоречат, а дополняют друг друга.

В классификации психолога Л.С. Алексеевой выделяются следующие типы семей:

конфликтная семья — стиль отношений в семье конфликтный, преобладает атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк;

аморальная семья — конфликтность переходит в аморальность, когда брань, драки, пьянство, измены становятся привычным фоном общения;

педагогически некомпетентная семья — наличие в семье авторитарности, либо попустительства в отношении детей, гиперопеки, гиперсоциальности, недостаточной отзывчивости;

асоциальная семья — ведение родителями аморального или противоправный образ жизни.

Психолог Г.П. Бочкарева выделяет типы семей на основе преобладающей в них атмосферы взаимоотношений:

семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;

семья без эмоциональных контактов между ее членами — безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений;

семья с нездоровой нравственной атмосферой — ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, вовлечение его в аморальный образ жизни.

Психолог З.В. Баерунас дает свою классификацию типов семей: семья с отсутствием сознательного воспитательного воздействия на ребенка; семья с высоким уровнем подавления и насилия; семья с преувеличением из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка; семья с хаотичным воспитанием, без системы.

В классификации психолога Б.Н. Алмазова представлены: семьи с недостатком воспитательных ресурсов (разрушенные или неполные семьи); конфликтные семьи; нравственно-неблагополучные семьи; педагогически некомпетентные семьи.

Если рассмотреть каждый тип семьи через порог агрессивности, то можно увидеть, что каждая из них может стать источником агрессивного поведения. Такие характеристики семьи как: полная — не полная, благополучная — не благополучная, также связаны с проявлением агрессивных реакций подростков.

Психиатром Р.Г. Илешевой были выделены типы неправильного воспитания в семье, способствующие формированию агрессивности у ребенка:

воспитание по типу гипоопеки. «Гипо» — понижение, или безнадзорность. Встречается в деформированных семьях, в которых имеет место алкоголизм родителей, в конфликтных семьях, а также формально благополучных семьях. В последних воспитательные обязанности выполняются декларативно, сводятся лишь к материальному обеспечению. У подростков, выросших в условиях гипоопеки, часто наблюдаются склонности к вредным привычкам в виде раннего курения, приобщения к употреблению алкоголя, наркотических и токсических средств. Для них характерны побеги из школы, приобщение к антисоциальным группам подростков, совершения правонарушений. В результате формируются такие черты характера, как злобность, агрессивность со склонностью к дракам и другим отрицательным поступкам.

воспитание по типу «кумир семьи». Заключается в том, что подросток в семье является центром внимания, когда постоянно восхваляют все его качества, например касающиеся его внешнего вида, интеллектуальных данных и т.д. При таком воспитании у подростка высокое самомнение, переоценка собственных качеств, и непоколебимая жажда признания, а поведение характеризуется демонстративностью, повышенным интересом к дорогим нарядам, «престижным вещам» и занятиям. Такие подростки стараются любыми способами привлечь к себе внимание. При невыполнении их желаний они становятся злобными, агрессивными.

воспитание по типу Золушки. Заключается в том, что родители проявляют излишнюю строгость, чрезмерную требовательность к подростку, требуя беспрекословного послушания. В результате формируются такие характерологические особенности, как неуверенность в себе, нерешительность, неумение отстаивать свои интересы, пугливость, робость. В некоторых случаях развивается вспыльчивость, возбудимость, агрессивность.

Как считают психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон, семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Наказание детей может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий. Ребенок видит, что сильный и старший может проявлять, демонстрировать агрессивные действия. Наблюдения показывают, что агрессивные дети воспитываются родителями, применявшими к ним физическое насилие. Дети, которых часто и сильно били, ведут себя спокойно и даже покорно дома, но по отношению к посторонним, к ровесникам проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была другая ситуация. Наказание — это модель агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослым. Проявления агрессивного поведения среди подростков состоят в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей, взрослых.

По мнению психолога Е.И. Рогова, к агрессивному поведению приводят длительные и частые фрустрации: унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей.

Взаимоотношения ребенка с братом или сестрой, также, являются основополагающими в его научении проявлению агрессивности в поведении. Подтверждают этот факт исследования социолога Р. Фельсона, который обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Реакции родителей на проявление агрессивности детей могут оказать влияние на взаимоотношения между детьми в семье.

Таким образом, негативный микроклимат, который имеет место, во многих семьях обуславливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воле тех людей, которые их окружают, что создает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Не менее важным в формировании индивида являются воздействия макросреды — школы, различных групп, в которых находится подросток. К неблагоприятным факторам стоит отнести смену школьного учреждения и коллектива, частую смену педагогов, различающихся педагогической позицией.

Как замечает психолог Л.М. Чепелева, в наши дни школа не всегда является примером мирного сосуществования. Так, разрыв между интеллектуальным уровнем и подготовленностью ребенка к школе, с одной стороны, и системой школьных требований, связанных с учебой, с другой стороны, образует конфликтную ситуацию, которая может иметь длящийся характер. Этот внутренний конфликт может способствовать проявлению агрессивности в общественно-отрицательных формах поведения: пропуске занятий, обмане, уходе из дома, чрезмерной раздражительности.

Сведения об агрессии ребенок получает также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Подростки, кто наиболее агрессивен, скорее всего, оказываются отверженными большинством в своей возрастной группе и будут искать друзей среди других агрессивных сверстников. Это создает дополнительные проблемы, т.к. в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

Агрессивное поведение, направленное против сверстников, встречается гораздо чаще, чем против взрослых. Во-первых, со сверстниками ребенок сталкивается ежедневно. Во-вторых, будучи слабым сам, он ищет жертву заведомо слабее себя, что вообще свойственно для тех, кто желает самоутвердиться. Мальчики-агрессоры доминантны. Девочки-агрессоры незаметны и изворотливы, агрессия с их стороны может проявляться в скрытой форме. Они высмеивают, подтрунивают, манипулируют кругом подруг, распространяют слухи и подстрекают других детей против персоны, которая им не нравится. Конфликты между детьми возникают не только в ситуации конкуренции и борьбы за лидерство, но и некомпетентных действий или оценок педагогов.

На формирование агрессивного поведения особое влияние оказывают средства массовой информации и реклама. Исследователи в области массовой рекламы отмечают, что за последнее время произошло усиление агрессивной направленности многих телевизионных рекламных роликов, часто повторяющихся в течение длительного времени. Учитывая то, что реклама на телевидении обладает сильным психологическим воздействием на население, можно утверждать: наиболее сильное воздействие она оказывает на психику подростков.

Психиатры и психологи пришли к выводу, что воздействие телевидения на подростков преимущественно негативное. Ученые убеждены в следующем:

подростки в серьезных ситуациях, в игре, в межличностном общении подражают насилию, увиденному на экране;

они склоны отождествлять себя с определенными жертвами или агрессорами;

подростки становятся не чувствительными к грубости, жестокости, посмотрев много сцен насилия;

они начинают считать насилие приемлемой формой и моделью поведения и способом решения своих проблем.

Выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические. Значимость социальных детерминант обусловлена тем, что сама агрессия «не возникает в социальном вакууме». Психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон отмечают, что на агрессивное поведение влияют присутствие и действия других людей из социального окружения. Среди социальных детерминант агрессии ведущее место принадлежит фрустрации (блокированию разворачивания целенаправленного поведения), физическим и вербальным провокациям, характеристикам объекта агрессии (пол, раса) и подстрекательству со стороны окружающих.

Однако агрессию порождают не только слова и поступки других людей. Она может стать следствием действия особенностей среды или ситуации обитания, которые повышают вероятность агрессии. Ими могут стать параметры физической среды, создающие дискомфортные условия, — жара, шум, теснота, загрязненный воздух, а также воздействие средств массовой информации, прежде всего кино и телевидения.

Среди основных причин проявления агрессивности подростков необходимо выделить личностные черты (акцентуация характера, тревожность), установки, систему ценностей.

Важным аспектом в понимании причин проявления агрессивности являются акцентуации характера. По определению психиатра А.Е. Личко, акцентуации характера есть «крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены». Из-за предельного усиления одних личностных черт за счет других подростки оказываются уязвимыми при попадании в ситуации или окружение определенного типа. Предрасполагающими к проявлению агрессивного поведения у подростков могут быть астено-невротический, гипертимный, истероидный, неустойчивый, эпилептоидный типы акцентуаций характера.

Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может восприниматься и как недопустимо агрессивная, и как нормальная — все зависит от системы норм и ценностей, закрепленных в сознании подростка, и той культуры, в которой он живет.

Уровень самоконтроля, как пониженный, так и повышенный, может быть причиной агрессивных реакций. У людей со сниженным самоконтролем внутренние сдерживающие механизмы развиты слабо, поэтому они чаще могут проявлять агрессивность. Люди, обладающие необычайно развитыми внутренними сдерживающими механизмами, способны воздержаться от агрессивных проявлений даже в случае чрезвычайно мощной провокации. Однако когда ресурс внутренних ингибиторов иссякает, агрессивность, проявляемая лицами с повышенным самоконтролем, может принять крайние меры.

Психолог И.В. Дубровина выделяет две наиболее распространенные причины агрессивного поведения подростков:

боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения;

пережитая обида или душевная травма, или само нападение. Часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Психолог В.В. Лебединский связывает причину возникновения агрессивного поведения с критическими периодами в онтогенетическом развитии ребенка и подчеркивает, что дети более агрессивны в период их возрастных кризисов.

По мнению психолога Е.И. Рогова, к агрессивному поведению приводят длительные и частые фрустрации: унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей.

Проанализировав различные подходы на проблему возникновения агрессивного поведения, можно сделать вывод, что причина возникновения агрессии полифакторна. Проводя профилактику агрессивных проявлений в среде школьников, необходимо учитывать как природный фактор (наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям), так и микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе, школьном классе), а также макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).

1.3 Психологические особенности подросткового возраста

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

По определению, данному в «Педагогическом энциклопедическом словаре» подростковый возраст определяется как «период развития детей от 11-12 до 15-16 лет».

Границы подросткового возраста достаточно условны, некоторые специалисты считают, что подростковый возраст длится до 16-18 лет. Подростковый возраст называют также переходным возрастом, т.к. он характеризуется переходом от детства к взрослости.

Этот период характеризуется двумя противоречивыми тенденциями развития. С одной стороны, этому возрастному этапу свойственны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и положительными факторами: возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.

Между тем в психолого-педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах «трудный», «критический», «конфликтный», «переломный» и т.п. При этом до сих пор бытует мнение, что причины кризиса — в физиологических изменениях подростков.

Подростковый возраст характеризуется глубокими как физиологическими, так и психологическими изменениями, и отличается особой склонностью подростков к разнообразным нарушениям в поведении, в том числе и в агрессивных действиях. В подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Различные изменения, характерные для подросткового возраста, делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Психологические трудности, возникающие в старшем возрасте берут свое начало в нарушениях, возникающих в период отрочества и в более ранние возрастные периоды. Рост проявлений агрессивности в пубертатном периоде, когда происходит социализация и становление личности, формируются межличностные отношения, вырабатываются морально-этические принципы, вызывает особую тревогу.

В результате воздействия социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений подростка с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учебе, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростков своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Психологическую базу для данного новообразования составляет наличие определенных способностей и потребностей. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Однако в процессе общения могут возникать различные затруднения.

Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. Начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате этой борьбы возникает кризис подросткового возраста.

Еще одной особенностью подросткового возраста является возникающие проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и желание узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир — одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Подростки начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует юношу к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах. Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» — типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.

Для понимания агрессивного поведения подростков важен анализ соотношения самооценки и внешней оценки референтных лиц. Так, если не удовлетворяется потребность в признании и уважении, то у подростков проявляются такие формы агрессии как раздражительность, обида, физическая агрессия.

Кроме того, необходимо акцентировать внимание на том, что говорить о подростковом агрессивном поведении неуместно вне контекста социальной некомпетентности подростка. У подростка есть желание вести себя, как взрослый мужчина или взрослая женщина, но не всегда понятно, что именно надо делать. И в силу недостаточной компетенции складывается поведение, которое взрослыми интерпретируется как агрессивное.

Подростковый возраст характеризуется также и сексуальной доминантой. В данном возрасте сексуальность становится жизненно важной проблемой. Хотя интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до этого, он поначалу не связан с эротическими переживаниями, а является выражением обычной любознательности: ребенок хочет знать, что представляет собой сфера жизни, которую взрослые так тщательно скрывают. В переходном же возрасте интерес к вопросам пола становится напряженным и личным. Помимо простого знакомства со своим телом идет активное его освоение, в ходе которого человек воздействует на тело и зачастую переделывает его. Методами такого воздействия являются и спорт, включая бодибилдинг, и различные способы украшения тела — тату, пирсинг, а также эксперименты со внешностью (макияж, цвет волос, различные украшения, маникюр, прическа и т.д.).

Такая «работа над собой», часто воспринимающаяся взрослыми в качестве агрессивной настроенности подростка, скорее является не более чем одним из экспериментов на пути познания себя. Соответственно, внешность подростка играет для него важное значение, и любая ее критика взрослыми, вызывает проявления агрессивного поведения со стороны подростка.

Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14 — 15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика — 11 лет и 13 лет.

Для подросткового возраста характерна смена форм проявления агрессии. Психолог Л.М. Семенюк приводит данные, свидетельствующие о различном проявлении агрессивного поведения подростков на разных стадиях этого возраста. У детей 10 — 11-летнего возраста преобладает физическая агрессия и менее всего выражена агрессия косвенная. У подростков 12 — 13 лет наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической, а также вербальной агрессии. Что касается 14 — 15-летних подростков, то на первый план у них выходит вербальная агрессия, а физическая и косвенная повышаются несущественно, так же как и уровень негативизма.

В силе проявления агрессивных реакций существуют и половые различия. Мальчики отличаются преобладанием реакций физической агрессии, в то время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии: вербальному, косвенному и негативизму.

Подростки с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, объединены следующими общими чертами: бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присущи эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети интеллектуально и социально развитые. У них агрессивное поведение выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

Агрессивное поведение, с одной стороны, служит способом самозащиты, отстаивания своих прав. Выраженное в приемлемой форме, оно играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать новое, формируя в данном случае социально-позитивное, динамическое поведение, способствующее сохранению и автономности личности. С другой стороны, агрессивность в форме враждебности формирует нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося постоять за себя, и трансформируется в делинквентное или криминальное поведение.

Глава 2. Методы и формы коррекции агрессивного поведения у подростков

агрессивное поведение подросток коррекция

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию всех её областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование и многое другое.

Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Определим консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия являются определённом образом построенная беседа.

Анализируя различные концепты консультирования, не трудно их разделить на две большие группы — концепты воздействия и взаимодействия. Концепты воздействия почти столько же влиятельны и распространенны, как и в определении сущности психотерапии. Например: «психотерапевт является областью психотерапии, и, следовательно, частью медицинской теории и практики влияния на психику больного. С другой стороны, можно встретить и не клинические взгляды на консультирование: Например, А. Обозова видит «общую задачу психолога, проводящего консультирование в том, чтобы помочь посетителю в осознании, поиске путей решения, способов достижения принятого решения». Результаты труда консультанта заключаются в том, что посетитель начинает лучше понимать свои трудности, точнее видит их причину, узнаёт способы разрешения проблем, верит в себя и в успех своих усилий, готов исполнить найденные решения проблем.

Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консультирование ориентированно, прежде всего, на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психокоррекционная или психотерапевтическое воздействие ориентированно в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. Кроме того, возможно, выделить различные виды консультирования в соответствии с различными принципами классификации, например, индивидуальное и групповое консультирование предъявляют различные требования к профессиональным навыкам и умениям консультанта. Начиная с первой встречи, очевидно, что клиент — это человек, нуждающийся в помощи, а консультант — это специалист, имеющий талант и навыки её оказания. В случае консультирования детей, всё обстоит иначе, так как здесь решают родители, нужна ли их ребёнку психологическая помощь, поэтому задача консультанта усложняется, помимо контакта с родителями, он должен найти общий язык и с ребёнком. По нашему мнению, осуществлять такую работу должен детский психолог, имеющий опыт консультативной работы с взрослыми людьми.

Методы коррекции агрессивного поведения разделяют на подходящие к индивидуальному консультированию детей с агрессивными проявлениями и не подходящие. К первым относятся все игры и методы, направленные на усвоение иных форм поведения, когда ребёнок посредством игры и с помощью консультанта постепенно осознаёт свою агрессию (не правильное поведение), а потом учится частично её контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее. Сюда подходят некоторые игры, в которых проигрывается та или иная ситуация.

Ко вторым относятся методы, подразумевающие выражение агрессивных импульсов. Выход агрессии через действия или их имитацию в игре — такая форма больше проходит для групповой коррекции агрессии.

Таким образом, консультирование имеет неуловимую границу с психотерапией и разделить эти области практически не возможно, так как любое консультирование есть психотерапевтический процесс, единственно, что влияет как разделяющий фактор, так это специализация психолога в его работе.

При построении коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками, следует опираться на такие правила:

— опора на положительные качества личности подростка. Необходимо создавать для него ситуации успеха, уметь найти положительное в поведении подростка, строить согласно этому деятельность соц.педагога;

— включение подростка в значимую для него деятельность;

— глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. Зачастую у таких подростков отсутствует опыт доброжелательного общения, поэтому любое воспитательное действие встречает активное сопротивление. В этом социальному педагогу может помочь «Методика контрактного взаимодействия с подростками».

В работе психолога с агрессивными подростками можно применить следующие психологические методы:

— релаксационный тренинг «Зигфрид»

1. Фаза напряжения. Сядьте прямо, как свеча. Разведите руки, плечи и предплечья под прямым углом. Отведите плечи как можно дальше назад, как будто вы хотите удержать между лопаток маленький предмет, например, карандаш.

2. Фаза расслабления. Как только вы почувствуете боль, два раза вдохните и выдохните, затем расслабьтесь. Плечи и голова расслабленно падают вперед. Охватите руками свое колено и протяните руки и плечи. Для расслабления плечей и затылка рекомендуется в заключении сделать упражнение «Квазимодо».

«Квазимодо»

1. Фаза напряжения. Разверните руки, плечи и предплечья под прямым углом. Плечи свободно свисают. Закройте глаза и выдохните. Теперь поднимите плечи высоко, как будто вы хотите коснуться ими ушей. Втяните голову в лечи, не смотрите при этом вверх. Сконцентрируйтесь на мышечной складке, которая возникла на вашем затылке. Сильно нажмите этот «валик» между головой и плечами, дышите при этом глубоко. Сжимайте его так сильно, чтобы в голове появилась вибрация. Не прекращайте сжимать, пока не почувствуете боль. Не задерживайте воздух!

2. Фаза расслабления. Важно, чтобы ваши плечи были полностью расслаблены и свободно опущены вниз. Голова опущена так низко, что подбородок касается груди. Делайте это одним плавным движением. Закройте глаза, дышите спокойно, равномерно, не отрывайте подбородок от груди. Попытайтесь положить правое ухо на правое плечо, затем левое — на левое плечо, плечи не поднимаются. Они напрягаются, и напряжение отчетливо чувствуется сухожилиями, расположенными в области между ушами и плечами. Итак, подбородок не двигается, только голова склоняется в сторону. Дышите спокойно и равномерно, насладитесь расслаблением, но не затягивайте его. Фаза расслабления должна проводиться особенно долго и основательно. Если вы не выполните фазу расслабления, то не достигнете нужного эффекта.

Другой метод — «беседа с собой» учит детей притормаживаться, размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием. Данный метод предполагает следующие шаги:

1. Ребенок определяет суть самой проблемы, включая вызванные эмоции: «Он говорит глупости, а я злюсь».

2. Затем обдумывает несколько альтернативных вариантов реагирования. Педагог задает вопросы типа «Тебе нравится то, что ты сделал в этой ситуации?», «А как можно было поступить в этой ситуации?»

3. Разбираются варианты поведения и их последствия («А что будет, если…?»).

4. Затем принимается решение — что надо делать и как надо поступить.

Технология комплексной коррекции агрессивного поведения разработана И.А. Фурмановым (1996).

Данная модель состоит из трех блоков.

1. «Тренинг модификации поведения».

Коррекционный блок для агрессивных подростков представляет собой психологический тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических методик. Целью тренинга является поиск альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга решаются следующие задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирование адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения; внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных стимулов, негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.

«Тренинг эффективности родителей».

Программа для родителей подростков с нарушениями поведения направлена на создание психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; снижение тревожности и приобретение уверенности в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

«Тренинг психологической компетентности педагога».

Третья программа имеет целью информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с агрессивным поведением и обучения эффективным способам взаимодействия с ними средствами конфликтологии и игротерапии. В ходе тренинга решаются следующие задачи: распознавание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение «целенаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия; снятие личностных и профессиональных зажимов и ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми различного возраста и выработка стиля эффективного взаимодействия.

Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых, Л.М. Семенюк считает, что наиболее эффективным в корригировании агрессивного поведения подростков является их вовлечение в систему социально признаваемой и одобряемой деятельности. В качестве такой деятельности, сензитивной подростковому возрасту, Д.И. Фельдштейн вычленил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников, В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающим как равноправный член общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей.

Внешне задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку социально одобряемая деятельность, как отмечает Л.М. Семенюк, когда она выступает для него как самостоятельно организуемая, способна обеспечить формирование адекватной ей мотивационно-потребностной сферы, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям; с другой — предоставляет ему практику для развития самососзнания, формируя нормы его жизнедеятельности. Основные принципы, формы и методы построения такой деятельности, отработанные в условиях воспитания подростка « норме» требуют значительной корректировки при включении в нее подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жесткие объективные условия, определенный порядок действий, четко выделенные образцы и постоянный контроль, постепенно перерастающий в самоконтроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности — трудовой и спортивной, художественной, организаторской и других, — важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, четкого построения этой деятельности.

Особенности вхождения в заданную систему многоплановой деятельности у разных групп подростков различны. Своеобразно складываются их отношения к делам, к товарищам, к взрослым, своеобразно проявляется и сопротивление воспитанию, что нашло отражение в условно проведенной Л.М. Семенюк типологии агрессивных подростков.

Комплексную методику коррекции агрессии подростков в своей работе предложила М.П. Квадрициус. Методика состоит из трех взаимосвязанных программ. «Тренинг модификации поведения» для агрессивных подростков имел целью поиск альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими. «Тренинг родителей, испытывающих затруднения в воспитании подростков» был направлен на создание социально-педагогических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения родителями нового опыта взаимодействия с подростками при помощи практической тренировки коммуникативных навыков. В ходе тренинга социально-педагогической компетентности педагога решались следующие задачи: распознавание собственных негативных эмоций, которые возникают при взаимодействии с агрессивным подростком; обучение способам правильного реагирования на отрицательные эмоции и приемам равновесия, снятия агрессивности у подростков посредством выработки эффективного стиля поведения педагога.

О возможности коррекции агрессивного поведения школьников в условиях временного детского объединения пишет Л.М. Чепелева, показывает возможность конструирования в условиях временного детского объединения (в детском оздоровительном лагере) такой среды жизнедеятельности, которая расширяет способы социального реагирования и снижает готовность к агрессивным реакциям. Основными характеристиками такой среды являются событийный характер жизнедеятельности подростка в социокультурной среде детского лагеря, стимулирующей проявление сформированных и овладение новыми социально значимыми мотивами; наличие и выбор для подростка индивидуально привлекательных видов и форм деятельности различной степени сложности, позволяющих удовлетворять его социальный ожидания; ориентированные на сотрудничество виды взаимодействия детей и взрослых; создание рефлексивно-информационной среды, отражающей ценности человеческого сообщества и их становление в процессе совместной деятельности.

Гипотеза о том, что целенаправленное использование специальных физических упражнений будет способствовать снижению агрессивности подростка, оптимизации их психоэмоционального состояния и формирования адекватной самооценки за счет освоения в процессе занятий просоциальных способов поведения и изменения самоотношения. проверялась в исследовании В.А. Троск.

Программу предупреждения и коррекции агрессивного поведения подростков в образовательном учреждении, основанную на принципах психолого-педагогического и медико-социального сопровождения разработала Э.И. Кондракова. Программа включает три этапа:

1) актуализация проблемы агрессивного поведения подростков в образовательной среде;

2) этап «сигнализирования» (создания действенных способов оповещения в случае агрессии); сопровождение (пар «агрессор-жертва», отдельных ее представителей, наблюдателей).

Каждый этап подразумевал действия на определенном уровне: школы, классы (группы), родители, педагоги, подростки. Этапы строились по определенному алгоритму; формулировалась ведущая идея и задачи конкретного этапа; определялись участники для реализации задач; обосновывалась актуальность именно данного этапа для программы предупреждения и педагогической коррекции агрессивного поведения подростков; предлагались конкретные способы решения задач. Этап сопровождения пар «агрессор-жертва» был построен по схеме: актуализация проблемы — интерпретация — поиск выхода из сложившейся ситуации — выработка оптимального решения — реализация способов — результат).

Н.А. Дубинко пишет, что использование когнитивной модели агрессии позволяет найти принципиально новое решение проблемы коррекции агрессивных действий, которая будет иметь больший эффект, если она проводится на первых ступенях проявления: прочитывание посылов к агрессии и их интерпретация. Ребенку следует предложить расширить опыт взаимодействия с окружающим миром посредством наблюдения различных ситуаций: использование видеосюжетов, иллюстраций либо собственных жизненных историй. Через их обсуждение у ребенка формируется вариативность поступков в трудноразрешимых ситуациях, формируется опыт, а также новый тип поведения и реагирования.

Коррекция агрессивных проявлений подростков с поведенческими и эмоциональными нарушениями на основе учета их когнитивных различий представлена в работе Е.А. Карасевой. В данном исследовании использовалась интегративная модель психокоррекционного воздействия, где применялись техники гештальт-терапии, телесно-ориентированной психотерапии, когнитивно-поведенческой и рационально-эмотивной психотерапии и психокоррекции. Тактика психолога или психотерапевта, соответственно, определялась когнитивными различиями подростков. Если в диаде «психолог-подросток» один является полезависимым, а другой поленезависимым, то решение спорного вопроса будет ближе к варианту второго, так как влияние партнера для полезависимого является определяющим. На уровне взаимодействия с психотерапевтом, в случае его поленезависимого стиля, контакт будет вполне продуктивным, по типу «лидер, учитель-ведомый, ученик». Эффект психокоррекции в случае поленезависимого пациента будет определяться наличием его внутренней мотивации, а сама стратегия психотерапевта должна строиться на аналитической переработке данных. При работе с рефлексивными подростками внимание должно уделяться анализу, методам рациональной психотерапии с аппеляцией к логике, рассудку, а психотерапевтической мишенью будет являться самосознание, самооценка, а также способы эмоционального выражения пациента. В случае импульсивного когнитивного стиля продуктивной будет психокоррекция, основанная на помощи в овладении сканирующими стратегиями и оперированием более медленным темпом работы. Пациенты с гибким контролем легче приспосабливаются к смене обстановки и лучше обучаются новым формам поведения, поэтому метод поведенческой психотерапии для них более эффективен. Лица с ригидным и жестким познавательным контролем отличаются пониженной способностью к научению и для них нужно использовать иные формы психокоррекции или психотерапевтического воздействия (например, гештальттерапию).

Систему коррекции агрессивности с учетом уровней ее проявления разработала Н.А. Корытченкова. При генерализованной агрессии коррекция направлена на формирование рефлексии, эмпатии, чувства юмора, адекватного восприятия себя и людей, выработку навыков самоанализа. При ситуативной (локальной) агрессии предполагается формирование уверенности в себе, ответственности за свои поступки и уважения к интересам других людей. Коррекция адаптивной агрессии нацелена на формирование самокритичности, интеллектуальной активности, толерантности, стрессоустойчивости, выработку навыков самоконтроля, альтернативных способов поведения, умения принимать решения в экстремальных ситуациях. При творческой агрессии коррекция направлена на формирование готовности к отсутствию социальной поддержки, расширение диапазона способов психологической защиты своего «Я».

Т.П. Смирнова выделила 6 ключевых направлений коррекционной работы с агрессивными детьми 5 — 14-летнего возраста:

— обучение навыкам контроля и управления собственным гневом;

— обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и всей негативной ситуации в целом приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих;

— обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении;

— снижение уровня личностной тревожности;

-формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;

— развитие позитивной самооценки.

Таким образом, применяя психологические методы коррекции поведения агрессивных подростков можно решить следующие задачи: осознание собственных потребностей; отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; формирования адекватной самооценки; обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.

Заключение

Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме коррекции агрессивного поведения подростков позволило сделать заключение о том, что коррекция агрессивного поведения школьников носит комплексный характер и предполагает работу не только с самим ребенком, но и с его непосредственным окружением: семьей, педагогами, сверстниками.

Коррекция агрессивных проявлений подростка направлена на формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими, навыков саморегуляции своего поведения, обучение контролю и управлению гневом, развитие эмпатии. Работа с педагогами нацелена на информирование о путях диагностики, профилактики и коррекции агрессивных проявлений школьников, развитие навыков взаимодействия с агрессивными школьниками, обучение саморегуляции эмоционального состояний.

Работа с семьей агрессивного подростка предполагает преодоление эмоционального дискомфорта в семье, обеспечение благоприятных условий для самоутверждения, обесценивание агрессивных действий, воспитание социально приемлемых способов разрядки избыточной энергии, аффективного состояния гнева, фрустрации, формирование толерантности, миролюбия, эмпатии, обучение конструктивным формам взаимодействия.

Список используемой литературы

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. — 816 с. — ISBN 978-5-17-055693-9.

2. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с. — ISBN 5-88782-294-5.

3. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. — М.: Педагогика, 1991. — 142 с. — ISBN 5-7155-0410-4.

4. Воробьева, К.А. Профилактика агрессивности в подростковой среде / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. — №6. — С. 55 — 61.

5. Глебов, В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков / В.В. Глебов, М.В. Рязанцева // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — №5. — С. 16 — 17.

6. Гуляева, К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и её коррекция / К.Ю. Гуляева // Омский научный вестник. — 2007. — №3. — С. 107-110.

7. Иванова, Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста / Е.А. Иванова // Сибирский психологический журнал. — 2005. — №21. — С. 85 — 88.

8. Кадыржанова, Ж.Е. Условия и факторы возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте / Ж.Е. Кадыржанова // Вестник ВЭГУ. — 2010. — №1. — С. 99-103.

9. Креч, Д. Элементы психологии / Д. Креч, Р. Кратчфилд // Вопросы психологии. — 1992. — №1. — С. 84-98.

10. Кузнецова, С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. — 2010. — №4. — С. 84-90.

11. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. Изд. 2-е стереотип. / Ю.Б. Можгинский. — М.: «Когито-Центр», 2008. — 181 с. — ISBN:978-5-89353-246-3.

12. Поликаркина, М.С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «Образа Я» в подростковом возрасте / М.С. Поликаркина // Вестник ОрГУ. — 2011. — №2. — С. 296 — 301.

13. Пономарева, М.А. Проявления различных форм агрессии у девиантных подростков / М.А. Пономарева // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2009. — №3. — С. 125-130.

14. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с. — ISBN 5-250-00364-8.

15. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. — СПб.: Питер, 2010. — 816 с. — ISBN: 978-5-49807-290-6

16. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. — М.: Изд-во Михайлова В.А — 1999. — 288 с. — ISBN: 5-8016-0044-2

17. Романко, О.А. Особенности формирования агрессивности в подростковом возрасте / О.А. Романко // Психология обучения. — 2007. — №9. — С. 53-63.

18. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. — 1991. — №1. — С. 81-87.

19. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 93 с. — ISBN:5-89502-041-0.

20. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 541 с. — ISBN: 978-5-222-15576-9.

21. Ткаченко, Е.С. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины возникновения и профилактика / Е.С. Ткаченко, А.Л. Посашкова // Вестник Владимирского юридического института. — 2007. — №1. — С. 202-204.

22. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности // Д.И. Фельдштейн. Избранные труды: В 2 т. / Д.И. Фельдштейн. — Т. 1. — М.: МПСИ, 2009. — 656 с. — ISBN 978-5-9770-0425-1.

23. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. — Минск: Ильин В.П., 1996. — 192 с. — ISBN:985-636-502-3

Размещено на