Программа коррекции стилей материнского и отцовского воспи-тания детей дошкольного возраста «Я и мой ребенок»

Цель программы — способствовать формированию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.

Задачи программы:

— расширение возможностей понимания своего ребенка;

— улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;

— выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

— активизация коммуникаций в семье.

Психолого-педагогическое проектирование программы коррекции стилей материнского и отцовского воспитания детей дошкольного возраста осуществлялось на основе следующих методологических принципов возрастной, общей и семейной психокоррекции:

— принцип развития: при наличии определенных, строго продуманных условий любой человек (группа людей) обладает способностью к развитию, которое в значительной степени зависит от особенностей организации коррекционного процесса;

— принцип единства коррекции и развития: решение о содержании коррекционной работы принимается только на основе психолого-педаго-гического анализа внутренних и внешних условий развития индивида;

— принцип единства диагностики и коррекции;

— этические принципы психологии и психотерапии (конфиденциаль-ность, уважение и соблюдение прав и интересов клиента);

— принципы гуманизма, принципы культурно-исторического подхода к закономерностям развития психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Ф.Е. Василюк, К.Г. Юнг, Я.Л. Морено).

Стратегия проведения коррекционной работы: Предметом обсуждения в группе являются взаимоотношения родителей и детей, возникающие во время выполнения упражнений; стратегии общения, которые выбирают партнеры (сотрудничество, соперничество, игнорирование и т. д.); новый эмоциональный опыт.

Тактика проведения коррекционной работы:

6 стр., 2859 слов

Коррекционная работа с детьми, склонными к суициду

... летальным исходом, необходимо своевременно провести психо-коррекционную работу. Программа состоит из трех блоков: когнитивный эмоциональный поведенческий Программа включает в себя 3 комбинированных занятия, в ... в доме по принципу открытости; * Давать право на собственный опыт; КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ В школе: * Предоставлять ...

Занятия проводятся в игровой форме. Ведущему нужно внимательно следить за состоянием участников группы и учитывать темперамент и личностные особенности участников, чтобы, с одной стороны, провести анализ упражнения, а, с другой стороны, не затянуть его, превратив в нудное мероприятие.

Коррекционно-развивающая программа включает в себя четыре блока:

1. Диагностический блок заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением тренинга, так и в последующей диагностике во время проведения занятий, в том числе совместных занятий для родителей и детей.

2. Установочный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремится донести ведущий до участников тренинга.

3. Коррекционно-развивающий блок программы состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, активного самопознания и познания своего ребенка.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий: для от-слеживания эффектов тренинга на завершающем занятии проводится кон-трольная психодиагностика и шерринг (обмен впечатлениями о тренинге).

Первый блок программы построен на центрации на ребенке, второй и третий — на центрации на взаимоотношениях и взаимодействии с ребенком, и, наконец, последний может быть центрирован на самой личности родителя.

Формы работы:

В первом блоке используется индивидуальная форма работы: первоначальная психодиагностика взаимоотношений родителей и ребенка проводится в индивидуальном режиме.

В остальных блоках используются групповая формы работы, в том числе работа в общей группе, работа в малых группах, работа в парах.

13 стр., 6046 слов

Развитие творческого воображения детей подготовительной группы на занятиях по изодеятельности средствами нетрадиционных техник рисования

... изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов способствуют созданию и поддержанию интереса детей к нетрадиционному рисованию. На таких занятиях обязательно использование комплексов пальчиковых ... рисунка. Работа с экспериментальной группой (№1) проводилась в течение учебного года. Игровые занятия по обучению новым нетрадиционным методам проводилось в блоке совместной деятельности ...

Методики и техники работы:

1. Ролевые игры.

2. Упражнения в малых группах.

3. Групповые дискуссии.

4. Техники эффективного общения.

Программа рассчитана на занятия с родителями и их детьми в течение 1,5−2 месяцев с периодичностью два раза в неделю, каждое занятие рассчитано на 2−3 часа, всего 12 занятий.

В перерывах между встречами испытуемые выполняют домашние за-дания, направленные на развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Условия домашних заданий задаются психологом в конце каждого занятии. Результаты выполнения каждого домашнего задания обсуждаются в группе в начале каждого следующего занятия.

Необходимые материалы и оборудование:

Материалы и оборудование:

 Флипчарт;

 блокноты (набор бумаги) для флипчарта;

 фломастеры для флипчарта;

 материалы для рисования.

Требования к помещению: комната площадью не менее 30 кв. м с хо-рошим освещением, звукоизоляцией и возможностью проветривания.

Тематический план

№ Краткое описание занятия

1 1. Знакомство участников с целями и задачами тренинга.

2. Процедура знакомства участников друг с другом.

3. Психогимнастическое упражнение: встать и поменяться местами по какому-то признаку [2].

4. Информационный блок о важности понимания себя и ребенка.

5. Работа в малых группах по 3−4 человека — истолкование смысла предложенных пословиц, касающихся отношений в семье [2].

6. Домашнее задание

2 1. Упражнение с мячом: бросить мяч и дать пожелание другому.

2. Обсуждение домашнего задания.

3. Информационный блок «Причины различий в восприятии окружающего мира ребенком и взрослым» [2].

4. Техника «Погружение» [2].

5. Дискуссия между двумя группами «Билль о правах»: [1].

12 стр., 5514 слов

Определение домашнего задания

... удалось научить пациента. Возможно, большой интерес представляет не точное выполнение домашнего задания: релаксационных упражнений, заданий на наблюдение или чего-то ещё, а определение, что ... происходит там, как они влияют друг на друга в процессе принятия решений и столкновении с дискриминирующими стимулами, чтобы потом сказать мне ...

6. Психогимнастическое упражнение «Угадай, чьи руки» [4].

7. Домашнее задание «Что меня радует и огорчает в моем ребен-ке».

3 1. Упражнение с мячом: бросить мяч и сказать комплимент дру-гому.

2. Обсуждение домашнего задания в форме обмена мнениями, впе-чатлениями, чувствами.

3. Информационная часть о зонах принятия, об относительно при-нимающем взрослом (родителе), о том, от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотно-шения зон принятия и непринятия. «Язык принятия» и «язык непринятия» [2].

4. Работа с «языком принятия» и «языком непринятия» [2].

5. Домашнее задание: попросить ребенка нарисовать рисунок се-мьи…

Литература:

1. Лебедева Е.И., Ежов Д.И. Тренинг эффективного взаимодействия взрослого и ребенка. — СПб., 1993.

2. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005. — 150 с.

3. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. — Ч. 2. — СПб., 1993.

4. Сидоренко Е. В. Опыты реориентационного тренинга. — СПб., 1995.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector